размер шрифта

Поиск по сайту




Уничижить себя

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 14

Указатель: Фил.2:5

21.09.05. Фил.2:5 – «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Место очень трудное и как будто из него на сегодняшний день ничего нельзя перенести. А дело вот как обстоит. Слово «чувствования» встречается во всей Библии с неканоническими книгами только один раз (!) Слово «слушающий» почти 5 тысяч раз. Ведь это тоже для вас новинка. «Чувство» встречается, «чувствование» – нет. Объяснение этого словарь не даёт, и потому приходится догадываться. Чувствование – это тонкие переживания. Полное согласие с тем, что тебе внушается. Сопереживание. В чём же выражается то, что в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе? Мысль Павла не закончена, он дальше только начинает изъяснять. Я ни разу у святых отцов нигде не нашёл толкования. Приходится выпрашивать у Бога. И думаю, что не ошибёмся, если за ответом мы придём к Самому Богу. Что нам отвечает Дух Святой в данном случае? Фил.2:6 - «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу». Это действительно так, потому что Иисус Христос есть второе лицо Святой Троицы, Он равен Отцу и равен Духу Святому. Выше этого ничего нет. Не почитал хищением быть равным Богу; хищением, т.е. воровством. Бывает, человек себя назовёт высоким по званию, я – такой-то, а на самом деле ничего нет, человек похитил чужие погоны. Он ефрейтор, а присвоил себе генеральское звание – похитил. У него нет данного статуса, ему сие не дано. Всюду в мире есть власть. Самая первая власть – это власть Бога над Адамом. Далее – власть Адама над женою. Рим.13:1 - «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены».
Стройность в иерархии позволяет сохраняться государству, порядку. Приезжает как-то к нам верующая, она перешла к каким-то грекам, и вот там она нахватались, что всё пропало, теперь другое время, эра безвластия. Я говорю что-то, что в стране безвластие, это трудно доказать, пожалуй, Вы тут ошибаетесь. Другое дело, что как проверить - сейчас эра Богородицы или Духа Святого? Это заумничание. Но что власть сейчас есть на земле, я вам докажу, как только выйдем на Ленинский проспект. А как? Очень просто. Останавливаемся. Смотри: автобус идёт точно по маршруту, видела? Вот сейчас он нарушает правило дорожного движения. Смотри, выходит милиционер, останавливает. Это что? Это – власть. Вот у нас сейчас что-то неладно, приехали наркоманы, мы позвонили, милиция уже здесь. Это – власть. Когда власти нет, тогда железные дороги зарастают, поезда не ходят. Это безвластие, смутное, мутное время. Гуляют одни банды, армия разлагается на отдельные группы и грабят по сёлам, захватывают, что хотят. Вот что такое безвластие. Полная анархия. Но Бог установил власть, иерархию. Высшая иерархия на земле – священство. Властью царя могут злодеи умерщвлять, а властью священника Бог оживляет людей падших. Что выше, сравни. Тот может только дать приказ убить, а простить он не может грехи, он может простить, чтобы здесь остался жить. А на исповедь-то идёт не священник к царю, а царь к священнику. И на высшую иерархию человек безумно поднимается. Вот сейчас об этом объединении сколько говорят, решают, что Московская Патриархия безблагодатная.
Мне митрополит Виталий писал, что они близки к тому, чтобы объявить её безблагодатной. У меня есть письмо, его рукой написанное. Но они ещё не объявили. И вот начинают умничать о незримой благодати. А ты не думаешь, что ты Духа Святого похулишь? Ведь те, кто против Московской Патриархии в какой-то степени шли, они, как правило, в неё и свалились, ушли туда. Я могу только спросить тебя: «Ты хочешь туда уйти?» Слово Божие говорит о том, чтобы каждый занял свою ячейку. Вот у меня ячейка – быть самым последним. Найдите утешение в следующих откровениях от Бога Иеговы: Исх.7:1 – «Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком». 2Цар.7:11 – «с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом». Деян.7:35 – «Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьёю? сего Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем». Рим.9:17 – «Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Моё по всей земле». Я печник, сторож, чтец, проповедник, и дальше я не иду. Я в алтарь стараюсь не заходить, и если бы не позвали зайти к епископу под благословение, то и не зашёл бы, – просто внутренне я боюсь, это не моя область. Пусть он там распоряжается. С него спрос в 100 раз больше, чем с меня, будет. Я отвечаю только за порядок у двери, а он ещё отвечает и за порядок в моей душе, как я верю; он должен проверять, чтобы меня куда не занесло. Фил.2:6-8 – «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Христос, известный нам, 2000 лет назад родился. А ведь Он вечный. Он принял плоть от Девы Марии и стал похож на человека - с руками, с ногами, и по виду стал как человек. Он по виду мог быть не как человек, а как Херувим, как Ангел. И в таком виде Он являлся. Я не выдумываю, это действительно так. Мал.3:1 – «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф». В виде Ангела явился Христос: Откр.20:1-2 – «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет».
И так Он смирил Себя, будучи Богом, принял плоть, от Девы Марии родился. Был послушным Отцу Небесному Иегове до смерти. И не простой смерти, а самой позорной, смерти крестной, на кресте. И что из этого вышло? Ст.8-11 – «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Вот какое удивительное место из послания к филиппийцам мы читаем. Фил.2:5 – «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». И начинают думать - в чём? На молитве я должен стоять? Самоуничижение. Здесь не конец предложения, но стоит точка с запятой и разъяснение: какой бы ты великий пост ни занимал, как бы ты высоко о себе ни думал, но смирись. И Бог такого превознесёт. Кол.3:19 – «Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы». Бог дал власть родителям над детьми. Не перешагни дальше. Родители, умеряйте свою строгость. Кол.3:21 – «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Везде говорится о смирении – матери всех добродетелей. Если ты на себя примешь меньшее, ты не пострадаешь. А когда можно принять меньшее? А когда пройдёшь первый шаг христианства. Ты проверь себя: христианин ты или нет? Или только так, толкёшься среди христиан, за их застолья спешишь попасть. Три ступеньки, всего три. Первая – отвергнись самого себя, своего «Я», своего эгоизма. Ты привыкла командовать над мужем, привыкла чтобы по-твоему было. Откажись от этого. Пойди и скажи: «Господин мой, что ты хочешь сказать?» Для него это так странно будет. 1Пет.3:6 – «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха». Быт.18:12 – «Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар». Вы дети её, если поступаете так же, почитая мужа господином.
Посмотрим, что нам говорит Священное Писание, каким путём нужно нам идти. Слово «чувство» стал рассматривать и нашёл, что взять для нас из него можно очень мало, но с небольшой натяжкой все-таки можно. Когда Самсон большую победу одержал, то он почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу, и сказал: Суд.15:18 – «И почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу и сказал: Ты соделал рукою раба Твоего великое спасение сие; а теперь умру я от жажды, и попаду в руки необрезанных». Я сделал всё, а теперь я умираю от жажды. Это чувство жажды Бог влагает, в духовном плане, чтобы мы жаждали спасения своей души и ближнего. Чтобы у нас было чувство Христово. Иоан.4:34 – «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Иоан.6:38 – «ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца». И в нас тоже будут чувствования, близкие к чувствованиям Христовым. 3Езд.14:34 – «Если вы будете управлять чувством вашим и образуете сердце ваше, то сохраните жизнь и по смерти получите милость». А не так, что я такой горячий, я такой крутой! Управляй собой. Гнев подошёл, советуют досчитать до ста. А мы скажем, прочитай Иисусову молитву хотя бы 20 раз. Прочитай «Богородицу», и немного отхлынет сатана. Это сатана разжигает. Если будете управлять чувствами своими и обращать сердце ваше к Богу, то продлите жизнь. Сир.30:26 – «Ревность и гнев сокращают дни, а забота — прежде времени приводит старость». Смиряющийся и после смерти получит милость. Сын Божий смирил Себя и дал Себя, как образец, и я должен смириться. Перед кем смириться? Не перед высшими, а перед низшими. Он говорит: Мф.26:53 – «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов3Ездр.13:3-14 – «Я смотрел, и вот, вышел крепкий муж с воинством небесным, и куда он ни обращал лицо своё, чтобы взглянуть, все трепетало, что виднелось под ним; и куда ни выходил голос из уст его, загорались все, которые слышали голос его, подобно тому, как тает воск, когда почувствует огонь». Но Он добровольно пошёл на страдания ради нашего спасения. Вот почему Евангелист Лука 14:10 говорит так: «Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою». Но когда будешь зван на обед, то какое место занимать? Подожди, может, у батюшки тут уже разнаряжено, тут сядет епископ, тут священник. Гляжу, в передний угол лезет, не спрашивает. Приходится подвигать. Тебя пересадят, и тебе чести в этом не будет. Подожди маленько, сядете, никуда этот плов не денется. Займи место ниже. А если тебя повысят, будет тебе честь. Уметь себя смирять до определённого предела.
Я вам рассказывал про одного подвижника из княжеского рода. Смирился, как думал он, полностью, а был офицером. Сложил звание, пришёл к настоятелю, а тот посмотрел на лицо его и сразу определил: «У тебя какая грамота?» «С отличием окончил университет». «А звание какое?» «Полковник - возраст 25 лет». «Друзья тебя любят?» «Конечно: заводила, кутила». «Так! Стоять в дверях монастырских будешь и всех принимать. Кто идёт, всем кланяйся и говори: «Помолитесь за меня, я бесноватый». Он пропустил первого человека, рта не раскрыл: «Как? Я - бесноватый? Да меня же здесь все знают. Я при царе был, в его Совете». А идут-то знакомые. Кое-как ободрился и один раз произнёс шёпотом: «Я - бесноватый помолитесь за меня». Он-то думал, что сейчас за весь мир будет молиться, люди начнут обращаться. Настоятель внимательно наблюдает, смотрит, как тот оживать начал. Через три года только настоятель понял: смирился, наконец, уничижил себя. Вызывает: «Хочу тебя на кухню поставить». Он говорит: «Отец, оставь меня ещё там в воротах стоять, это мне так понравилось». Человек, который вкусит жизнь самоуничижения, а ведь люди-то понимают, что ты самоуничижением занимаешься, они, отойдя, будут говорить: «Вот посмотри – это тот самый! О, а во мне этого нет. Ты смотри, как он смиряется, как он умильно просит прийти всех, просит остаться ночевать, потому что время позднее. Как к каждому находит дорогу. Кокой он внимательный!» А не так, что не по-мне, я разорву, брошу, уйду, уеду. Господь дал нам пример. У нас должны быть чувствования, как во Христе Иисусе. Вот почему предыдущие стихи, этой же главы гласят так: Фил.2:3 – «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя». Конечно, не пьяницу с разъезда, который нас обворовал. Друг друга почитайте, когда нужно в чём-то продвинуться вперёд. Я никогда не считаю, что мне дано больше кого-то, и всё время учусь у высших, мысленно нахожусь рядом со Златоустом, хотя в чём-то с ним не согласен. Но надо идти к миру. Он призывал, но как-то в близком кругу. Я думаю, можно было тогда больше сделать, хотя он криком кричал: «Не сидите, несите моё слово другим». 1Петр.4:10 – «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией». Чем я могу тебе, брат, быть полезен? А чем тебе в данный момент могу помочь? Господь ежедневно нежно подкладывает нам Свою пищу. Даёт болезнь, смотришь – опять полегчало. Кажется, уже всё закончилось, уже выпал снег, уже картошка под снегом; но опять растаяло – иди, копай. Как Он любит нас! Как подталкивает к доверию к Нему.
2Кор.11:7 – «Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие?» Конечно, это стоит денег. Я вам скажу, что за всё время, за 42 года, как я проповедую, случилось, что меня пригласили провести несколько занятий с бизнесменами Алтайского края. И я провёл всего 4 занятия. Вернее, 2 занятия по два часа. Пара часов называется. И вдруг меня вызывают: получите деньги. Какие деньги?! А за то, что Вы вели занятия. Да я же не просил, и не за деньги. «Не надо, уже всё выписано, идите, получите». А сколько, он не назвал. Как Вы назначили, по какой ставке?» Узнали, по профессорской ставке». «Почему?» «Наш коллектив так решил». Я пошёл, получил. За месяц столько не получал. Спрашиваю других преподавателей: «Вы сколько получаете?» Они говорят: «Намного меньше». Я говорю: «Почему так мало?» «Я всего лишь кандидат наук». Другой: «Я просто доцент». А я говорю: «Почему же мне так много дали? Много дали денег-то! За два дня, - а я проповедую безмездно». Если в храме я эту ставку назначу вам, то вы скажете: «Нам проповеди не надо!» 1Кор.9:18 – «За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании». 2Кор.11:7 – «Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие?» Проповедь требует большого напряжения сил, памяти, знаний. Ты идёшь на работу, а у тебя курочка в это время несёт яйца, коров добывает молоко. В это время я сижу за Библией, а ты выгоняешь корову, повезла сливки, а я всю неделю сидел, чтобы вам дать чистое словесное молоко. Никакой это не эквивалент. Приехал вчера человек, зуб только один вырвал. Я говорю: «Сколько заплатил?» 600 рублей. Вы понимаете, как ценится всё в городе! Он день потерял – это не в счёт. За транспорт заплатил – это не считается. За один зуб вырванный! А ведь раньше за это не платили. Каждый труд должен окупаться. А ты спроси у меня, хотел бы я за проповедь получать? Сохрани меня, Бог, чтоб деньги мою награду отняли. Ни под каким видом и никогда. Нигде за проповедь не получал. Дали за уроки – так уж получилось, от меня не зависело, и не просил. Отбивался, но ничего не мог сделать. Втор.13:3 – «не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей».
Если появится человек, который много на себя берёт, а такие люди называются своим именем – лжепророки, и он скажет вам, чтобы слушались его, считали его выше, то через сие, что такой человек к вам подошёл, еретик приехал, по-своему говорит, не так, как мы по слову Божьему знаем, то знайте, что через сие Господь искушает тебя, испытывает. Допустил, чтобы вас собрать, смутить, посмотреть, на какую сторону вы склонитесь, как вы это примете? Вас уже искушал здесь Господь зимой. Искушает особенно тогда, когда ни меня, ни батюшки здесь нет. И чтобы искусить вас, дабы узнать, как вы любите Господа, от всего ли сердца или от всей души. Вот по какой причине. Не всякого надо почитать выше себя, а того, который ведёт по слову Божию, по святым отцам. Втор.13:8-10 – «то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». И не пытайся спасти его даже от смерти, если он тебя будет уводить от той истины, которую дал Господь.
Иез.3:27 – «А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: «так говорит Господь Бог!» кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай: ибо они мятежный дом». Не слушай, когда тебе будут говорить: «Не ходи на вечерние богослужение». На них давно уже клеймо Господне: «это мятежный дом». До времени ещё они молчат, но рано или поздно они возьмутся за оружие. У всех здесь в деревне, которые уехали, у всех начиналось одинаково – не уничижили себя. Поднялись против старшего, наставника, против священника. Перед лицом священника плевали. Собирались, чтобы бал править. Никого нет. Бог всё развеял. Итак, в нас должны быть чувствования, как во Христе Иисусе, с мыслями самоуничижения, признания Божьей иерархии и, конечно, превыше всего над нами Бог, святая Троица, Божья Матерь, святые Ангелы и все святые, которым мы молимся, как православные. Аминь.

Список всех проповедей

235

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: