размер шрифта

Поиск по сайту




Первая заповедь

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 14

Указатель: Мрк.12:29

Мрк.12:29-30 – «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!» 

Если брать вне контекста ответ Христа искушающему Его, то вслед за ответом ничего нет, никакого обличения вопрошающего. Вопрос не был случайным. Евреи знали, что Бог един. Их усилия были всегда направлены против многобожества. 29 раз святая Библия произносит это роковое «иным богам».

Втор.6:14 – «Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас». 

Под страхом смертной казни учили своих детей быть верными только единому Богу Творцу Иегове. 

Втор.13:6 – «Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдём и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои».

Бог любил Давида за его абсолютную верность Богу и ненависть к идолам и идолопоклонникам. А вот с его мудрым сыном случилась катастрофа на этом поприще, хотя ему лично Господь дал грозное предупреждение о том, что будет с его царством за это преступление. 

3Цар.9:6-9 – «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдёте и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснётся и свистнет, и скажет: «за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» И скажут: «за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, — за это навёл на них Господь все сие бедствие»». 

Но сластолюбие привело на трон слабоумного Ровоама, который на деле вкусил плоды отцовского экуменизма.

3Цар.11:4 – «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его». 

Сир.47:26-28 – «И почил Соломон с отцами своими, и оставил по себе от семени своего безумие народу, скудного разумом Ровоама, который отвратил от себя народ чрез своё совещание». 

В великой ревности Создатель грозил карами отступникам от единого Бога, Которого следовало любить всем сердцем. 

Иер.16:13 – «За это выброшу вас из земли сей в землю, которой не знали ни вы, ни отцы ваши, и там будете служить иным богам день и ночь; ибо Я не окажу вам милосердия». 

Пророки предрекли пришествие Мессии Христа, Творца каждого человека. На вопросы тех, кто подыскивался под слова Иисуса, Он задавал им контрвопросы. И это с той целью, чтобы, ответив на задаваемый уже им вопрос, они бы получили сами от себя ответ и на свой искушающий Христа вопрос.

Мф.22:41-46 – «Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 

Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 

Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его"

Смысл вопроса ко Христу был один – подловить Его в самом главное обвинении, найти подтверждение в Его словах, подвести Его под смертный приговор. Когда Иисус стоял перед синедрионом, то самым роковым вопросом для Него был , Кто же Он на самом деле есть. 

Мрк.14:61-64 – «Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? 

Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что ещё нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти».

Во время земной жизни Иисус постоянно подчеркивал, что Он посланник с неба и что Он и Отец Его – одно. На эти слова фарисеи и книжники резонно возражали, согласно учения закона Моисеева: 

Иоан.8:53 – «Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?» 

Они вполне могли отнести к Иисусу из Назарета слова пророка: 

Иез.28:2 – «сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твоё и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим». 

Иоан.10:33 – «Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом».

Учения о Троице Израиль не ведал, да о таком учении и Библия ничего не говорит прямо. 

Втор.6:4 – «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть».

Если эта заповедь известна Иисусу, как правоверному иудею, то о каком богопоклонении Ему Самому могла идти речь, если рассматривать жизнь Чудотворца, Сына Марии по Писанию? Для Христа заповедь любви к Единому Богу также должна быть непременной. Ответив на вопрос исукушающих, Он как бы и отверг Свои притязания быть равным Богу – так мыслилось заранее в ожидаемом от Него ответе. 

Правильно ответив на их вопрос, Господь задаёт евреям простой для них Свой вопрос. Но ответ оказался неверным, за ним последовал ещё один вопрос, но уже прямо по святой Библии: 

«как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» 

«Моему», то есть Давидову Господу – а Он есть Христос, на что они уже ответили. Значит, Давид считал Его старшим себя и тоже Господом?  

Иначе сказать, если бы Давид был жив сегодня, то он бы признал меня Господом, так как не сам же он Меня так величал, а по вдохновению от Духа Святого.

  Фил.2:6-8 – «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». 

1Тим.3:16 – «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». 

Израильтяне и иудеи делали вид, что служат единому Богу, а на самом деле веры в единого Иегову у них было мало. 

Вар.1:22 – «и ходили каждый по мыслям злого сердца своего, служа иным богам, совершая злые дела пред очами Господа Бога нашего».

Вопрос о грехах, о прощении грехов был самым насущным и животрепещущим всегда и для всех и более всего для евреев. Прощать грехи есть общепризнанная обязанность и прерогатива только Бога. И кто посягает на это, он посягает на должность Бога, то есть богохульствует, похищает Божий статус, Божьи полномочия. 

Лук.5:21 – «Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога

Вопрос о том, кто же Такой Христос, будет поднят и первосвященником. 

Пс.30:19 – «Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем». 

Иак.5:6 – «Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам». 

Деян.7:52 – «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы». 

Иер.2:8 – «Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают».

Вопрос о главной заповеди сводился к тому, что Иисус её нарушает, ибо выдаёт Себя за Бога, а Такой есть лишь один, и потому Он повинен в нарушении первой заповеди и повинен смерти. Относительно второй заповеди фарисеи ничего не возразили, в вопросе Христа о ней нет и намёка. Придётся принять её без рассуждений к исполнению, хотя и тут они много напутали, что показывает притча о добром самарянине. Любовь к ближнему может даже выйти на первое место. 

Еф.6:2 – «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием». 

Мф.7:12 – «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». 

Рим.13:10 – «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона». 

Пс36:23 – «Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его». 

Гал.5:14 – «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя».

 Остаётся ещё как бы третья заповедь – научиться любить самого себя. Такой конкретно заповеди нет, но её духом пропитаны и две главные. 

Кол.3:23 – «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков». 

Еф.5:28 – «Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя». 

1Пет.3:10 – «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей».

Кто поистине любит самого себя, тот не может не задумываться, где он будет проводить целую вечность. И для достижения этой колоссальной цели следует точно узнать, что же требуется от каждого из нас. С подобным вопросом обращались ко Христу, а Он отослал совопросника к святой Библии, чтобы там нашли ответ: 

Лук.10:26 – «Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?»

 1Тим.4:16 – «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя». 

Иоан.5:39 – «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне».

 Кто любит себя, тот живёт напряжённой жизнью, ищет возможности потрудиться для неба, сокращает свои прихоти.

 1Кор.9:27 – «но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». 

Фил.1:23 – «Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». 

Мф.16:26 – «какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

Пр.19:8 – «Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо».

Бог постоянно предупреждает человека об опасности уклонения от Него, о грозящих врагах, могущих увлечь в перерождение, чуждое Богу. 

2Цар.14:14 – «Мы умрём и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного». 

Пр.6:32 – «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это». 

Иоан.12:25 – «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную». 

Иер.17:14 – «Исцели меня, Господи, и исцелён буду; спаси меня, и спасён буду; ибо Ты хвала моя».

Расширяя выводы Апостола Павла, можно даже сказать, что для каждого человека на земле наиглавнейшая заповедь есть – люби себя, как заповедует нам Священное Писание, как повелевает то неиспорченная совесть, как учит любить себя Дух Святой. Аминь.

 

Нас просят помолиться при отъезде,
И, вставши рядом, просим дружно, слитно,
Желаем с Иисусом ехать вместе,
Вприкуску с пением, с настойкой из молитвы.

Пусть добрый Ангел будет вам попутчик
И благодарных слушателей сонм,
Чтоб чистый разговор соседям не наскучил,
Был под эгидой Божьей сладкий сон.

Мы искренно желаем не испортить
И не ухудшить наших отношений.
В воспоминаниях ласкаться первым сортом,
Друг другу падать искренно на шею.

Нам память суетой не засорить
И не захлопнуться забывчивости дверью;
При встрече искренним да будет общий вскрик,
Молясь, всё это получить по вере.

Кондуктор чтоб, как Ангел, был при месте,
Да даст Господь заранее подобным Рафаилу.
Не опоздать и во время в вагон залезть бы,
Чтоб благодать обильно путь кропила.

Преграды проповеди валятся пусть с ходу,
И пьяные попутчики минуют,
Кому магнитофон – наркотик-хобби,
Пусть поломается и тишину смакует.

Пусть стук колёс на каждом стыке рельса
Любимые напевы повторяет;
Плацкарта твёрдая да будет мягче кресла,
И время в поезде потрачено не зря бы.

Чтоб не было курящих, сквернословов,
Грабителей вещей и вашей чести.
Хранитель ваш Всесильный Иегова,
Молитвы наши и нательный крестик.

Достойны будьте столького вниманья,
Апостольским да будет ваш маршрут,
Храните деньги дальше, чем в кармане,
И в ресторан ни шагу, иначе вас сожрут.

 19.10.2005. ИгЛа (Игнатий Лапкин)

Список всех проповедей

349

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: