Обличение
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 14
Указатель: Иоан.16:8, Иоан.16:8
На Духов День, в понедельник нам заповедано читать Евангелие от Матфея 18:10-20. Я от вас не
скрываю, как я исследую Слово Божие, познавая, что именно Бог хочет этими словами Писания нам всем сказать. Каждый раз,
когда читаешь Библию, Господь что-то новое открывает. Нынче я поставил цель исследывать, что хотели сказать составители
сегодняшних чтений. Почему именно эти места взяты? Хотя о Духе Святом как будто ничего здесь и нет. И только потом
начинают сумерки развеиваться и Господь показывает. Это таинственная сторона Духа Святого. Иоан.16:8 – «и
Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде». Придёт, и первое, что сделает - обличит
страшное состояние православных, сектантов и другие мировые религии. Сектанты хорошие, они с наркоманией борются, у них
хорошие семьи, они добрые труженики. А вы повторяйте: «Мы, православные, в Церкви Христовой, а они вне Церкви.
Вне Церкви нет спасения». Они лучше нас знают Писание? Но освящающей благодати у них нет. Они имеют благодать
призывающую, благодать обращающую. Но они не имеют той благодати, которую получаем через священство, через епископа. А
без благодати освящающей ничего нет. А где Духа Святого нет, там нет и обличения. Иоан.16:7-11 – «Но Я
истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидёт к вам; а если пойду,
то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня;
о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осуждён».
Пророки были движимы Духом Святым, и все до одного обличали царей - противников Иеговы. 2Пет.1:21 – «Ибо
никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи
движимы Духом Святым» - любого пророка возьмите, какой бы пророк ни пришёл, например, Амос, – Господь
его посетил и он пошёл на проповедь: Амос.2:6-7 – «Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за
четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах
земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить
святое имя Моё». Ему говорят «Ты чего пророчествуешь?» Ам.7:14-15 – «И отвечал Амос и
сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и
сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю». Когда Бог коснётся твоего сердца, ты не
спросишь, куда идти, Бог Сам покажет тебе это поприще.
Смертельный дух апатии, индифферентности присутствует в Церкви. Человек кроткий, смиренный, взгляд опущен, руки между
колен зажаты – это чисто монашеский образ. Да такого образа не показано в Библии. А как показывает Библия: Ис.52:7
«Как прекрасны на горах ноги благовестника...». Ноги благовестника пойдут и не устанут. Рим.10:15 –
«как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» Мф.18:10 – «Смотрите, не
презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего
Небесного. Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее». И далее говорит о 99 и одной овце,
которую идёт добрый Пастырь искать. Не презирайте ни одного из малых сих! Оказывается, презирать – это не просто
превозношение. Презрение ближнего не в том, что ты не хочешь с кем-то говорить, мол он не достоин этого, а в том, что ты
видишь, что он согрешает и не говоришь ему. Мы их убиваем пренебрежением своим. Вот видим, что брат согрешает, уже не
молится, ему стало всё равно. Пусть ходит по любви, когда захочет, тогда и придёт. Златоуст говорит, если враг твой
голоден, то что? Полюби его, целуй? Нет, но накорми. А пить хочет? Напои его. И делая сие, соберёшь горящие угли на
голову ему. Сначала начни делать ему из желания отомстить, а потом научишься делать по любви.
Когда Господь пришёл на землю, то был ли обличительный глас? Был, но только один, и обличал он самого царя за
беззаконное сожитие. Но были же и тысячи священников, более 3 тысяч охранников храма. Но Господь говорит: «Горе
вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» – Лук.6:26. Иоан.5:44 – «Как вы
можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?»
Батюшке же приятно, когда к нему подходят; это он просто не показывает виду, а ведь нравится. У священников всё
тщеславие, высокоумие. Но ты никого не презирай, но иди и обличи, а не так, как в житиях святых - на обмане. Один дал
другому келью на месяц, а прошло 2 месяца, а тот: и не уходит. Говорит хозяин ученику: «Пойди и скажи ему, чтобы уходил,
а то приду и накостыляю». Ученик же пришёл и сказал тому: «Авва мой передает тебе поклон», - а тот «и мой поклон
передай». Так два раза было. Видит хозяин кельи, что тот опять не уходит, взял палку и пошёл. Тот выбегает ему
навстречу, пал перед ним: «Люблю, благодарю». Вроде бы можно сказать:«Вот видишь, как всё хорошо закончилось, тот
соврал, а плод – мир и любовь». Да хотя бы и хорошо получилось, но не по Евангелию, это не Божьи плоды растут. А по
Евангелию – пойди и обличи. Тот понял бы, раскаялся, смирился и дружба на век. Лук.17:3 – «Наблюдайте за
собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему». Во втором
послании Петра говорится о людях презрительных. 2Пет.2:10 – «а наипаче тех, которые идут вслед скверных
похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». У нас
начальства какие? Мы не можем презирать открыто губернатора, потому что придёт милиция и заставит занять своё место. А
вот с епископом часто спорят: «а кто такой епископ?!» Мы обязаны подчиниться по совести и по любви к истине. Мы только
любовью, может, уламываем смирением. Сколько у нас всего было, но мы так под омофором нашего епископа и остались.
Мф.18:10 – «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда
видят лице Отца Моего Небесного». Пр.14:21 – «Кто презирает ближнего своего, тот
грешит».
Но вот как подойти и как сказать? Не просто подойти, да сходу и вылепить, а с любовью, и об этом надо молиться. На суде
грешники увидят на правой стороне того, кого исусиком называли, богомолом, плевали на него. Прем.Сол.5:1 –
«Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицом тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги
его». Мне не раз говорили: «Сбрей бороду, на кого ты похож, запостился уже весь». Наш внешний вид
безбожников раздражает. Но будет день, когда праведные будут приняты Господом, а нечестивые презрители отвергнуты.
2Пет.2:10 – «а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки,
своевольны и не страшатся злословить высших»,
Я только недавно ехал в поезде и увидел человека. Все вокруг него с неприязнью относились к нему. Он ничего плохого не
делает и даже ни слова не сказал. Думаю заговорить с ним, но только гляну, сразу какое-то веяние, душа падает. Но он
своим видом обличил меня, что я не способен его полюбить только по внешности. Да может, и человека-то не было, может,
Ангел сидел. Бог обличил меня. Сир.11:2 – «Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к
человеку за наружность его». Иез.36:31 – «Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых
делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши». Я понял, что
Бог подобное состояние допускает, показывает «а кто я такой?». И показалось мне даже, что этот человек, юноша лет 25,
похож на меня тогдашнего, в том же возрасте. Как будто себя увидел со стороны – защемило сердце.
Недавно был у меня суд, мы перед дверями стояли и ждали. Пустые два стула стоят возле зала краевого судебного заседания.
Я сел и задремал, сёстры мне предложили присесть, хотя я и не хотел садиться. Подходит охранник с нижнего этажа и
говорит: «Встаньте, не положено сидеть на этих стульях, они для охраны». Я встал, стою у стеночки, неудобно. Но после
меня сели две женщины крашеные на эти же стулья, потом ещё две молодые сели, и охранник их не сгоняет, ходит рядом, не
садится, дежурит и молчит. А я думаю: «Да какой же он злой, меня согнал, а им разрешил». Ну, думаю, я с ним поговорю. А
как заговорить, с чего? Конечно, обличить его надо, как же так, меня выгнал, а их нет. Нет, думаю, не так. Отвернулся к
стенке и молюсь. Смотрю, он стоит, на меня смотрит, у него даже цвет лица изменился, неудобно ему, он поднялся с нижнего
этажа, подходит ко мне и говорит: «Там другой стул есть, пойдите, сядьте». Я помолился и пошёл вниз, и чувствую, как
сердце моё упало: «Я его осудил, вот, мол, ходит, ни за что деньги получает, какой злой... А он не такой. Я не прав, он
правее. Ведь он при должности, это его работа; он лучше меня, а кто я такой, да ещё сужу его». Я понял, зачем это всё
произошло: мне надо было молиться, а я сел и дремлю. Пошёл к нему поблагодарить: «Мне сидеть не надо, вы как Ангел Божий
для меня: вы меня подняли, а я дремал, когда решалась участь нашего дела, мне молиться надо было». Всё в молитве, в
благости Господней. Это маленький пример. Как я его обличить хотел, а Бог меня обличил. Прежде всего – надо с себя
начинать. Как будто я ни дня ещё и не был верующим. 2Пет.2:16 – «но был обличен в своём беззаконии:
бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка». Говорится о пророке
Божьем, которого обличила скотина. Представьте, приходите вы скотину кормить, свиней. И вдруг свинья заговорила бы:
«Ведь ты же палач, ты же меня зарежешь через неделю и съешь, трупоед». Наверно испугались бы. А тут ослица остановила
безумие пророка. У него безумие, а у неё Дух пророческий. Никого не пренебрегай, даже эту свинью. 1Кор.14:24 –
«Но когда все пророчествуют, и войдёт кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким
образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог».
Мне говорили люди: «С вами Бог». Я благодарю Бога, что в тот день на богослужении Бог тронул их души, благость Духа
Святого их коснулась. Один раз пришёл ректор института на наши занятия и когда вышел, то сказал мне: «Я поражён, какие
лица у ваших людей». Это благость отражается на лицах живых людей, молитва.
Еф.5:11 – «и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» - не только сиди, руки между
колен и глаза долу, но и обличай. Монахи взяли первую часть, а вторую отбросили. Говорят: «Кому надо, тот поймёт и без
нас». Неправда, Дух Святой обличает о грехе, что люди не веруют в Бога, что не веруют в Церковь Его. 1Тим.5:20 –
«Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели». Не келейно, не тайно, а перед всеми, что бы
прочие устрашились и перестали грешить.
2Тим.3:16 – «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для
наставления в праведности». Полезно для обличения. Священник боится обличить паству, а паства боится
обличить священника. А ты не бойся, скажи. «Да как я ему скажу, он же мне помогает». У меня было такое не один раз.
Приехал один ко мне домой, но как мне его обличить, а так хочется сказать? Он помощь привёз для лагеря уже не первый
раз. Директор ликёро-водочного завода. Но я всё же сказал ему: «Скольких ты людей отравил водкой! Людям надо воду пить,
воду, а не водку». Немного погодя его перевели директором Водоканала. Он мне позвонил и сказал: «Вы мне
напророчили». Должность, конечно, не такая почётная. 2Тим.4:2 – «проповедуй слово, настой во время и не во
время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Гляжу, неправильно
делает, и думаю: промолчу; а потом подумаю: нет, надо сказать.
Тит.1:13 – «По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере». Тит.2:15
– «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя». Расходясь из
храма сегодня, скажем: «Господи, мы услышали Твой голос, мы не обличали сами себя, были невнимательны к ближним». Чтобы
не просто у нас был праздник, а праздник Духа Святого в нас, ибо мы храм Бога Живого. Чтобы Дух Святой сказал: «Это дети
Мои». Благословен Господь, даровавший нам Святую православную веру. Аминь.
Мудрый правитель – народов мечта,
И свита при нём – не случайные люди,
Умеют не прибыль лишь в банке считать,
Не нашим чета крохоборам-иудам.
Излишняя строгость – тиранов клеймо,
Зачислит в разряд самодуров беспутных.
Прославился мудростью царь Соломон,
Пусть к Богу взывает о мудрости Путин.
Взошёл на престол Ровоам желторотый,
В советники ищет неопытных, слабых.
Рычат депутаты с несытой утробой,
Ласкают лишь тех, кто положит на лапу.
Хищная свора, вечерние волки
Грызут подчинённых сырых и печёных;
Идут перевыборы, трата без толку,
Избранники ищут распутных девчонок.
А главный правитель, масонский пахан
Ноздрёю поводит и делит державу;
Бензин дорожает и нечем пахать,
Бесплодье нас ждёт, а не полная жатва.
Каждое утро спешу, к небесам
С ходатайством срочным о царстве порочном,
И жду изменений, стою на часах,
Пробиться пытаюсь с ходатайством срочным.
Но в просьбе отказано в тысячный раз,
Правители с каждой минутой глупеют;
Безбожники, изверги – сущая мразь,
Давид бы их вздёрнул на портупею.
Без Бога, без Божия страха в душе
На пушечный выстрел нельзя подпускать.
Кто рвётся до власти – кот жирный в мешке,
И лезет прежирного ради куска.
Сжалься над нами, Господь Саваоф,
Дай нам правителя сродни Давиду,
По Библии слушаться был бы готов,
Нас всех защитил, никого не обидел. 22.10.05. ИгЛа