Отваленный камень и суббота
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 11
Указатель: Мф.28:1
20.10.2004г. Мф. 28:1 - «По прошествии же субботы, на рассвете
первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб». Один стих прочитали и
толковать, кажется, нечего; но Иоанн Златоуст говорит: не проходи мимо и одной запятой, мимо одной чёрточки. В Библии
всё наполнено смыслом недосягаемым и чтобы понять, надо молиться, просить Бога. Почему и написано в евангелии от Иоанна
5:39: «Исследуйте Писание». Не только читайте, а исследуйте. Можно быстро местность заснять
фотоаппаратом, ещё быстрее с особых аэропланов, когда делают аэросъемку. Я спрашивал в земельном комитете, как они это
делают. Мне показали: вот так с наложением одного снимка по краям другого, потом делают проекцию на ватман, и смотрят,
как линии совпадают. Можно ходить, смотреть и грибы собирать, даже попытаться копать, узнать, что в земле, но до конца
узнать, что там находится, не хватит и одной эпохи. Люди на этом месте ходили и не знали, а оказывается, под землёй, на
глубине семи метров лежит корабль. Как узнали? Со спутника увидели. А рядом люди копали, докопали до 6 метров – ничего
нет, а он на семь метров ниже поверхности земли лежит. Так вот, смысл, заложенный в Священном Писании иногда на такой
глубине, что тысячелетие копают и всё не докопают. И Господь сделал так, чтобы попадали песчинки, золотинки крупнее, ещё
покрупнее; а не так, чтобы копали и ничего не нашли. Кто копает, тот всё-равно что-то найдёт, как в сказке, где
говорится о том, как отец завещал ленивым сыновьям сокровище, которое он зарыл в кувшине – золото. Сыновья ленивые,
ничего не делают. Как некоторые у нас – позвонишь в восемь утра, а они только что глаза продирают, боюсь даже раньше
восьми им и звонить. И он сказал им про богатство, но не сказал где. Пять сыновей и все лодыри. Как отец умер, у них
только одна задача – найти горшок. А копать - целый гектар. И они так вспахали это поле, что люди говорят: раз вспахали,
значит, что-то посеять надо. И так постепенно они нашли это золото в закромах, золото земли. Надо научиться копать.
Иногда святым было говорено так: рой глубже, он и копает, как Семеон Столпник. И снова голос: «Копай глубже!»
Вот мы сейчас и будем копать, и исследовать, что за этими словами, всего в одном стихе. И когда дома вы будете читать,
вы скажите: я читала и теперь ещё раз перечитаю, и что мне здесь откроется. Суббота заканчивается, - как раз сейчас у
нас это положение. У евреев в шесть часов вечера начинается новый день; очень подробно о времени перехода говорит
Блаж.Августин. Настоящего нет, миг между прошлым и будущим, как в песне поётся. Миг. Что значит миг? Это маленькая
искорка бежит. Сегодня можно сделать на экране, как она бежит. Вот где они бежит - это и есть настоящее, сейчас; она
мгновенно делается «бывшее», а что впереди она делает «сейчас» и сразу переходит в прошедшее. Один миг между прошлым и
будущим. Вот почему о Боге говорится, что Он Иегова, Сущий. А что это означает? То, что Он всегда существует. У Бога нет
прошлого, у Бога только настоящее, которое включает настоящее и будущее, и прошедшее. Когда Он саддукеям доказывал, что
есть воскресение мёртвых, Он говорит: Я есмь Бог Авраама, Исаака и Иакова. Я «есмь», а не «был»; что Авраам, Исаак,
Иаков не умерли 400-500 лет назад, но Я сегодня Бог их, они у меня живы сегодня. Вот эти божественные слова, которые мы
сейчас прочитаем, они живы. Они 2000 лет назад имели значение для учеников и обрадовали Марию. Это вы - Марии, это мы
все. Трудно и сказать: «Неужели Апостолы?» А вот мать Иаковлева здесь указана, как другая Мария - это Богородица – так
говорит Иоанн Златоуст. Вот как раз эта похвала ко дню Её рождения и сгодится, прибережённая на воскресный день.
«Суббота» - переводится с еврейского языка «покой». Что включает в себя суббота? Суббота – ничегонеделание и гроб. Они
ко гробу спешат, больше ничего и нет. Что они получают? Воскресение. Сразу начинается благовестие и встреча Христа.
Переходим от чего? От покоя к быстрому движению благовестия, а от гроба находим Христа. Когда сейчас читали о том, как
являлся Ангел отцу Самсона Маною, в другом месте говорится: какую честь Ангелам воздавали. Почему же честь не воздали
эти женщины Ангелам? Почему Апостолы не воздают? Вопрос на вопрос. Потому что они искали Господа. Господу неугодно,
чтобы куда-то отвлекались.
Люди говорят: мощи ценные Серафимовы, ковчежец сюда привезли недавно. Какой-то палец, один палец или голову привезли.
Мощи - это вообще умершее тело. Откройте словарь Дьяченко, посмотрите объяснение. Умер человек - это уже мощи, и не
потому, что они святые, а потому что человек умер. У нас понятие о мощах ещё неверное. Жёны шли к мощам, и не к каким-то
мощам, а к мощам Господа нашего Иисуса Христа. И вот камень, который закрывет вход был отвален. Написано: приступил
Ангел и отвалил. Слово «приступил» говорит, что Ангел двигался, что у него есть определённое место, он движется и
перемещается. А Бог не перемещается, Он всюду и везде одновременно. И Ангел, может быть, понимает так, что этот камень
больше ни на что не сгодится. Он просто сел на нём и сидит. Камень является препятствием, а Ангел - это переходной
момент. Мы говорим: «Но Апостолы!?» Это мы сегодня так к Апостолам относимся, что такие Апостолы великие,
первоверховные. Они были такие же как мы, так же одевались, пусть и в другую форму одежды, но такие же, также бежали.
Христа нет, а они возлежат без Него запершись из опасения от иудеев. Мрк.16:14 – «Наконец, явился самим
одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его
воскресшего не поверили». Возлежать - это за столом возлежать. Конечно, идут разговоры, все Апостолы -
верующие, а Господь явился и говорит: «Вы, неверующие, лежите здесь». Он упрекал их за неверие, неверие это означает
неверующие. А почему у них веры не было? Причина та, что не сошёл ещё на них Дух Святой. Пока в человека не войдёт Дух
Святой, веры настоящей не может быть. Такой человек может внешне подражать, ходить, целовать, причащаться, а веры
истинной нет. Вера должна быть живая, от встречи с Господом. Если ты чувствуешь что-то не так, то молись об этом:
«Господи, я хочу встретить Тебя не во гробе». Мы нигде не читаем, что женщины хотя бы раз ещё вернулись ко гробу, вообще
нигде. Человек, который воскресает, он совершенно другой, отношение к нему не такое, какое было раньше. Лазаря знали,
приходили в гости, беседовали. Как только он воскрес, сразу положили убить его. Иоан.12:10 –
«Первосвященники же положили убить и Лазаря». Да он, может, почитаемый был? В дальнейшем он будет епископ.
Великую честь имел мэр этого города Баварин, но вот он погиб в автокатастрофе. Если бы сейчас его Бог отпустил и сказал:
«Ходи в сапогах кирзовых, из дома в дом стучи и проповедуй о Христе!» - то вчерашние, которые почитали, которые венки
клали ему, они бы отвернулись от него и положили бы в сердце убить его. Почему? Слишком великий авторитет. А может и не
так было бы? Да иначе не может быть, больше никак, абсолютно однозначно: только убить.
Мы читаем о субботе, как её любили евреи. О субботе очень много сказано в Священном Писании. Чтобы исследовать слово
«суббота», Библию нужно открыть 167 раз. 167 не стихов, а 167 пакетов глав надо прочитать. Как относились, как Бог
благословлял того, кто чтил, вводил его в наследие Иакова, и как Бог наказывал тех, кто призирал субботу; что основание
субботе, покою положил Сам Бог, хотя Он и не нуждается в этом. 167 раз, а у нас суббота - выходной, и как будто всё этим
словом объяснили; это означает, что никакого исследования нет. Когда начинаешь исследовать, то думаешь: «Господи, конца
этому исследованию даже не видно. Помоги мне!» Я с утра до вечера готовился, и гляжу: «нет, не подготовился». Что успел
взять, то вам и передаю на кромочке, на блюдечке. В 1Макков. 1:43 говорится о том, как люди стали отступать от Бога и
оскверняли субботу. Поэтому в воскресение не работайте. Для нас воскресение Христово - это жизнь, это – благовестие, и
Бог нас благословляет не на сидение, а на движение. Я сейчас расскажу, когда впервые появилось слово «воскресение», и
что означают слова «посмотреть», «глядеть». Эти все слова как будто одного корня, а они разные. Нам-то кажется
одинаково. Я смотрел или посмотрел? Вот задумайтесь, в чём разница. Здесь написано: «Они шли посмотреть». Жёны шли не
Христа утащить, не перезахоронить Его, живого они Его не искали, а только посмотреть. Смотрите, как завеса за завесой
открывается, и мы дойдём до большего смысла, что в этом Евангелии заложено, которое с таким благоговением выносится,
читается, чтобы оно проникло в нас. Тем более, у нас на русском языке читают, лицом к народу, вы ухватывайте за
слышанное, пока есть возможность. В 1Макков. 2:38 говорится о том, что люди, чтящие субботу, решили не обороняться.
Враги узнали и напали на них именно в субботу, убили жён и детей более тысячи человек. И тогда было передано новое
решение, новый канон приняли, что в субботу надо обороняться, в субботу надо воевать. Они понимали, как у нас, можно
работать только сторожам, «Скорой помощи» и в сельском хозяйстве, за животными ухаживать, но не пахать и не сеять. А
потом ввели и другое - и обороняться. В охрану это ввели. Враги это поняли и отступили.
Слово «воскрес» встречается в Библии 141 раз, под разными видами. Рим.6:4 – «Итак мы погреблись с Ним крещением в
смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни».
Рим.8:34 – «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует
за нас». Рим.14:9 – «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать
и над мертвыми и над живыми». 1Кор.15:20 – «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из
умерших». В 4Царств 8:1 – «И говорил Елисей женщине, сына которой воскресил он, и
сказал: встань, и пойди, ты и дом твой, и поживи там, где можешь пожить, ибо призвал Господь голод, и он придет
на сию землю на семь лет».
Здесь впервые появляется слово «воскрес». Я думал, что найду это слово раньше, где-то в Бытии, но только в 4-ой книге
Царств! Заканчивается уже история двух израильских государств, уже распался Союз, и только там узнают, и притом это
слово выходит от пророка Елисея. И не тогда, когда воскресил, а тогда, когда начал другим рассказывать, благовествовать.
Вот происхождение слова «воскрес». А заканчивается это слово «воскрес», потому что мы говорим о воскресении:
Откр.20:6. – «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти,
но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». Это стих надежды и
радости. Еретики: баптисты, адвентисты, иеговисты и новейшие сектанты - говорят, что на земле будет так, что воскреснут
праведники, будут тысячу лет жить, а грешники не воскреснут. Православное понимание такое: первое воскресение - это
уверование. Кто из нас уверовал во Христа, принял Его своим сердцем, душою, кто умер в водах крещения и, выходя из воды,
воскрес заново. Блаженны и святы, имеющие участие в воскресении первом, рождённые для новой, духовной жизни, над ними
смерть вторая – гибель, ад не имеет никакой силы. Начинается воскрешением Сына и заканчивается всеобщим воскресением; а
это духовное воскресение – главное; там же, на Суде Страшном мы обязательно будем воскрешены. Главное – воскреснуть
сейчас. Первое же телесное воскресение, о котором мы читаем, при Елисее было, мы не знаем, где тот ребёнок, который
воскрес. Ребёнка Бог воскресил. Спрашивается, впервые в мире прозвучало это слово «воскрес», и притом для кого? Для
сонамитянки. А за что? За то, что они каждый раз смотрели с мужем в окно, как пророк проходит мимо, и они видели, что
это за человек, что это идёт проповедник, пророк. И они между собой положили: давай ему комнатку отведём где-то на
мансарде, сделаем ему кровать, столик поставим, чтобы компьютер был у него здесь, чтобы работал, по - сегодняшнему так
можно сказать – освещение, лампа настольная и каждый день обед будем ему приносить, чтобы в термосе всегда у него вода
была горячая. Почитайте, это интересная история. 4Цар.4:8-10 – «В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна
богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба. И
сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой; сделаем
небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет
приходить к нам, пусть заходит туда». И вот он сытый, довольный, стал не просто бродячим проповедником.
Однажды лежит и задумался: а сколько же она мне добра делает? Каждое утро обед приносит, заботится, стирает за мной. Что
бы для неё сделать? Послал за ней, она пришла: а в чём ты нуждаешься? – «Ни в чём не нуждаюсь!» – «Я имею такие связи,
могу сходить к президенту». – «Не нуждаюсь, у меня всё есть». Елисей разрешил их бездетность, но после ребёнок умер. Она
же упрекала его: «Не было дитя и переживаний у меня никаких не было». Ст.28 – «И сказала она: просила ли я
сына у господина моего? не говорила ли я: «не обманывай меня»?»
Я знаю, когда люди держат какое-то животное, собаку, привязываются, и когда она погибает, они готовы клятву дать:
«Никогда больше собаку заводить не буду, столько печали у меня с её смертью». И мы знаем, что Елисей дитя воскресил. Вот
оно, первое воскресение, во-первых, за добродетель, и нам приятно это слышать, что такие души всё время на учёте у
Господа, как Плакида-Евстафий. Бог видел, что, будучи военачальником, он уже практически был готовый христианин, нужно
было только коснуться его сердца. И Бог коснулся его сердца через оленьи рога, когда он гнался на охоте за оленем; и
засиял свет и голос раздался. Немедленно он принял крещение, и повёл его Бог путём скорби и великих испытаний, и затем
приобрёл он венец мученика.
Слово «покой» встречается в Библии 186 раз, вы запоминайте хотя бы чуть-чуть, когда я называю такие цифры. Это 186 раз
надо открыть Библию, прочитать, благословиться, за один раз ты не прочитаешь. Человек говорит: «А я читал». Не просто
читать, а исследовать нужно и у тебя будет всеохватывающее мнение, просветлённый взор.
Женщины шли посмотреть. Я начал исследовать и нашёл, что слово «посмотреть» встречается 121 раз в Библии; с такой
точностью сегодня приборы позволяют подсчитать, а слово «смотреть» - 507 раз. Значит, разница есть, две буквы «ПО» и 121
перемещается на 507. Я далее стал исследовать, что такое «взглянул», значит наклонённый был, потом взглянул, это
разовое, мгновение. А «посмотрел» - это короткий кадр, допустим, 2-3 минуты. «Ты зачем пришёл - посмотреть на сражение?»
– Давида братья так упрекали, а «смотреть» - это длительно. Я пришёл фильм смотреть. Видите, как раскрывается смысл
написанного в одном стихе дальше; а жёны шли, они не пришли встать и смотреть. Они пришли посмотреть,
посмотреть на гробницу; а узнать, что там есть, они не могли. И это посмотреть - всё было для глаз, и это
им нимало не помогло.
Встречается Ангел, сами Апостолы, эти верховные Апостолы, но и это им нимало не помогло. Радости нет. Разговаривают с
Ангелами и получают только упрёк, как будто началась полоса упрёков: «Что вы ищете живого среди мёртвых. Что вы Его
ищете здесь? Его нет здесь». «А где же Он?» «Да воскрес Он». И вот когда Воскресший встречается, то как читаем в Песне
Песней, вот тут душа ищущая возликовала. Жених указвает семь качеств невесты, какая она прекрасная, какие ноги, руки, -
всю её описывает; а она у него находит десять положительных, чудных качеств. Это означает, что семь – полнота, и три - в
честь Троицы, вот как толкуется. Во 2Макков.7:28 написано так: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и,
видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий».
Посмотреть шли они на гробницу, но мы должны на всё смотреть очами возрождённого человека. Посмотри на небо, и не просто
звезды считай, а разумей, что это. Бог сотворил. Посмотри на себя и скажи: это Бог сотворил так прекрасно, как пальцы
шевелятся, как глаза устроены – это Бог сотворил. Это мать наказывает сыну за минуту до его гибели; у неё семь сыновей
гибнут и она убеждает последнего живого, что всё это от Бога: «Сынок, не бойся, что руки отрубит палач, не бойся, ты их
получишь, посмотри на небо, какое оно красивое, великое – Бог всё это сотворил. Сынок, крепись, ещё один шаг, и ты на
той стороне, ты получишь обещанное, будет воскресение из мёртвых». И он говорит: «Что вы медлите? Я готов, я получу всё
в воскресении, а ты нечестивый ничего не получишь, тебя ждёт ад, - как сегодня читали, - там тебе место уготовано, червь
накрывает тебя».
Где они, эти вчерашние великие, когда умирают? Они ничего не имеют. Варух 2:17 - «Открой очи Твои,
посмотри, потому что не мертвые в аде, которых дух взят из внутренностей их, воздадут славу и хвалу
Господу». «Открой очи Свои», - как будто Бог закрыл очи. И Давид говорит: Пс.43:24 –
«Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда». Какие дерзновенные были всё-таки люди, как
могли они молиться! Притом молитвы никто Давиду заранее в молитвослов не писал, сам Дух подвигнул его.
Нужно учиться молиться своими словами, молитва - это разговор с Богом. Молитва - это разговор с Ангелами и со святыми;
хорошо, когда почитаете по молитвослову каноны, акафисты - читайте, они нужны, они прекрасны, но написано:
Фил.4:6 – «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания
пред Богом». Бог близок к каждой душе. В Быт.8:13 мы находим описание того, как открыл Ной кровлю у
ковчега, чтобы посмотреть. Слово «посмотреть» несёт в себе очень большую информацию; но встреча с Господом идёт через
слух: Рим.10:17 – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». Часто люди приходят в храм
посмотреть и когда описывают, то вспоминают: там иконы такого-то века, интервью берут у епископов - сегодня газета
пришла, как у старообрядческого Силуяна брали интервью, и он ничего не говорит, а про купола, что они дозрели, чтобы их
золотить. Не души дозрели, нет, а купола, то есть: «денег у нас нет, но купола надо позолотить, дайте нам денег».
Красота всюду и везде может быть, а человек мёртвый, Евангельское слово не вошло в уши. Когда говорят люди: «Я был в
храме», то, как правило, начинают говорить, что там есть ещё гробница». Они не знают, как назвать это «ещё» – ковчег с
мощами. В одном храме насчитал 123 святых, чьи там мощи, фаланга пальца и другое. Захожу в Знаменский монастырь - та же
картина - храм пустой, никого нет, одна только продавщица за кассой, и зашёл дворник. Доигрались с мощами. А если бы
искали Господа, как наши на неделе сходили к еретикам и узнали, что они недавно приехали, секта 15 лет назад возникла,
трёхэтажное здание отгрохали, огромный зал, где можно заниматься, они в университете не арендуют комнаты. Даже страшно
слышать – неужели в наше время в городе американцы такие дома имеют? Имеют, японцы, говорят, уже половину Америки
закупили. Во-первых, работают, а во-вторых, есть идея объединяющая. Идея для нас одна – это Христос живой, это не просто
мёртвая идея, а мы имеем это на практике.
В Откров.5:4 говорится о том, как надо быть достойным достойным того, чтобы посмотреть. «И я много плакал о том,
что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в неё». Я переношу
события на сегодняшний день, что у нас кто-то может прочитать Евангелие, Библию, подойти, взять её, и нет Библии в храме
и даже нужды никакой нет в ней? 2000 лет идёт от Христа, 1000 лет в России, но пройдите сейчас всю Россию, найдите на
аналое Библию, и нет никого, кто бы раскрыл её, просто прочитал и посмотрел в неё. Это вам понятно или нет? И кто будет
плакать об этом? Иоанн говорит: «Я много плакал», - вот о чём надо плакать: какое горе, что нет никого, кто бы открыл
её, кто бы прочитал, посмотрел и рассказал православным, что же в ней написано. Чего нам не хватает, чтобы Россия
пробудилась? Чтобы кто-то открыл эту книгу? И тогда Агнец Божий подходит и открывает её; тогда Господь Сам откроет
таинственный смысл. Слово «слушать» ушами в Библии встречается 812 раз.
И написано: и Ангел сошёл и отвалил камень. Я стал исследовать. Мне никогда до конца не исследовать слово «слушать», так
как нужно 812 мест Библии прочитать с молитвой. Слово «отвалил» встречается в Библии фактически два раза, а вот это уже
можно исследовать. Первый раз относится к Бытию 29:3 и 10 о том, что колодец закрытый был, Иаков пришёл и отвалил
камень. Пока закрытый, туда не попадёт никто, но и воды не достанешь. А чтобы открыть, нужно было несколько человек, ибо
камень был тяжёлый и на гробу был тяжёлый, и два раза встречается - у Марка и у Матфея, что пришёл Ангел и отвалил
камень. Я увидел, что-то подобное есть в этих двух местах Писания. Там заключён источник воды живой, там вода, просто
вода, здесь настоящий Источник воды живой. Иоан.7:37-38 – «В последний же великий день праздника стоял
Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из
чрева потекут реки воды живой». Кто отвалит камень? – думают женщины. Дочери Лавана приходят напоить
овец: «Кто отвалит камень?» - но никого нет. Когда придёт к нам этот Иаков, когда отвалит?! Я говорю это не о нашем
храме, у нас Бог отвалил этот камень, у нас и Библия лежит на аналое, мы по-русски читаем её, мы проводим занятия.
Сегодня стон стоит над Россией: «Кто отвалит этот камень?» И Ангел, сойдя, отвалил. Я думаю, можно было закрепить
какой-то между собой союз, маленькими группами разбиться, начать молиться, прямо и конкретно так: «Господи, отвали этот
камень, чтобы началась проповедь».
Никто как будто не видит жажду в народе. Феофан Затворник видел: «Поколения два, и православие, говорит, совсем
исчезнет». Прошло не два и не три поколения, а прошло 6-8. Значит, или он ошибся, или мы что-то другое исповедуем? Нужно
молиться, чтобы Бог начал пробуждение в России, чтобы послал сильных Иаковов, которые отвалят этот камень. Господь
говорит: Иер.2:13: – «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе
водоемы разбитые, которые не могут держать воды». В каждом храме мощи, в каждом храме иконы, но нигде же
не сказано, чтобы у нас было по 150 мощей, не написано, чтобы у нас было 740 икон. Столько я их насчитал только в одном
храме и... ни одной Библии. Одна католичка только стоит и читает по молитвослову. Я читаю выступления архиереев на
Соборе 1917-18 гг. и архиереи прямо говорили, что людям надо дать особо напечатанные книжечки-молитвословы на русском
языке, чтобы во время службы люди следили глазами за службой; народ, говорят, вообще ничего не понимает.
Это говорит не чтец Игнатий Лапкин, это архиереи один за другим говорили уже буквально в пороховом дыме революции, уже
дымилось всё, и криком кричали. Но опоздали, было слишком поздно. Видимо, поднял этот камень Ангел и снова запечатал
гробницу, и мы 72 года сидели там, у гроба. Этот камень отвален Ангелом, не надо его снова туда лепить, Христа там нет,
нам нужно Его встретить живого. И Он, воскресший Спаситель наш, Он нас доведёт до обещанной обители, и там мы, если
Господь сподобит, встретим Его и, прикоснувшись к Нему, мы скажем: «Путь пройден не напрасно, святое Слово Твоё, о,
Дивный Иегова, довело нас до встречи с Тобою». И всякий слышащий это да скажет: «Приди, Господи!» Аминь.