размер шрифта

Поиск по сайту




Жатва прошла. С чем предстанем на Суд? 

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 1
Указатель — Иер.8:20

21.06.2020. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Наступает время, когда человек нуждается в опоре. Или за руку его ведут, или опирается на что-то. Вот так и мне сейчас, – по глазам; там, в Барнауле, брат Севастиан помогает, а здесь – чтец Игорь. Я буду называть места Писания, а он будет по одному стиху читать, и я буду немного разъяснять. Иер.8:20 – «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены». Ничего особенного нет, каждый год жатва заканчивается, и лето кончается. Напряжём ум свой. Святые пророки сумели это сохранить, а это дело было непростое. Иеремия, когда сидел в узах, а царь не слушал его, он написал послание. А царь Иоаким сидел, – зима, рядом жаровня и написано: ножичек в руках был. Иер.36:21 – «Царь послал Иегудия принести свиток, и он взял его из комнаты Елисама, царского писца; и читал его Иегудий вслух царя и вслух всех князей, стоявших подле царя. Царь в то время, в девятом месяце, сидел в зимнем доме, и перед ним горела жаровня. Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца, [царь] отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, доколе не уничтожен был весь свиток на огне, который был в жаровне. И не убоялись, и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии». Иеремии это передали, и Господь тут же дал ему знак: «Напиши, что было и добавь следующее». То есть, Слово Божие не исчезает. Господь спрашивает пророка Иеремию: «Что ты видишь?» Он: «Вижу, цветёт миндальное дерево». Какое тут пророчество? Мы каждый день видим: цветут, расцветают яблони, вишни. Другое. «Миндаль» и сравнение его с бессмертием, – это единственное место у Екклесиаста есть. Еккл.12:5 – «и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветёт миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы». И далее Господь трогает сердце человека. Апостол Павел говорит: «Я учил вас три года с половиной, день и ночь со слезами». Нам это не вложится, что слово Божие проповедуют и со слезами. Не красноречие, не то, что такой оратор вышел, сказал такие изысканные выражения. Он со слезами растоплял этот лёд. А где этот лёд? В ушах. Главное – это уши. «Вера от слышания (не от видения), а слышание от слова Божия (Рим.10:17). У нас этого-то вообще нет. Пришёл, отстоял. Собрание…а это нас не касается. Община есть или нет, – не касается. У Бога всё учитывается. Я сегодня хотел сказать: насколько это важно, чтобы сердце умягчить перед Богом. Немного развить воображение, – это главное качество человека, думающего руководить семьёй, собой или ещё выше брать. Основное качество. «А что будет, если я приду? А что будет, если я не приду? Что будет, если я заговорю здесь или промолчу?» А иногда это стоило жизни. Заговорил христианин – тут же хватали и в этот же день уничтожали. Ещё раз послушаем Иер.8:20, запоминайте: «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены». Это вообразить только надо, это без слёз читать нельзя! Я вспоминаю: когда захватили «красные» Крым, то корабли уходили, и некоторые остались здесь. «почему?» – «Мы не воевали, мы когда-то были…», – военные. Даже быть сержантом, старшиной, – это уже должность. А быть офицером: лейтенантом, майором, полковником, – это вообще… Даже у нас тут и не было таких, кажется. И остались там люди; и в одном месте оказалось 30 губернаторов. Как здесь, над Алтайским краем, над Новосибирском. Что эти сгрудились тут? Пятьдесят генералов, триста полковников!.. И сразу всех арестовали и расстреляли «красные». Каждый постепенно поднимался по этой лестнице, зарплата увеличивалась…Эта жизнь человеческая нам понятна. А Господь говорит: «Не тому радуйтесь». Даже пришли, сказали: «Бесы повинуются». – «Нет, не тому радуйтесь. А радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах». А если я опоздал – да оно не записано, моё имя-то!! Я вспоминаю 1956 год. Я сдавал экзамены в Сельскохозяйственный Институт, – теперь называется Университет. Экзамены сдал и вывешивают объявление: кто сдал, вписан или не вписан в число студентов. Глазами быстро пробежал (а людей много столпилось), – нет меня. Я второй раз медленно читаю и опять нет. Знаете, вот я приехал, всего три рубля было, 2.30 на билет, а остальные, – живи как хочешь, 60 копеек при тебе. Я вернусь ни с чем. Сегодня мне легко говорить, а тогда я стоял…у меня буквально внутренность моя содрогалась: «А что я теперь буду делать?» Кто-то возьми и скажи: «Так ещё одна вывешена на втором этаже, дополнительная». Меня даже никто не мог обогнать; я только подбежал и сразу свою фамилию увидел. Зачтён, отныне я уже официальный студент.  А что будет, когда на суде Божием не найдём своего имени? В жизни было только три человека (как известно из святой Библии)… Когда народ согрешил, и Господь говорит: «Изглажу их», а Моисей говорит: «Господи, меня изгладь из книги жизни, а их оставь». Господь говорит: Исх.32:32 – «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей». Апостол Павел: Рим.9:3 – «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» «Я готов быть отлучённым от самой любви Божией в Царстве Небесном за родных мне Израильтян». Серафим Саровский говорил о священниках: «Меня накажи, изгладь». Это три человека, и я думаю, все они не понимали, о чём говорят. Как так? Суда Божия не было… поезд ушёл, а теперь остались другие хозяева, они тебя расстреляют. Что делать? И вот слово «спасение», «спастись» в святой Библии встречается в полной (с неканоническими книгами) 712 раз. Почти по два раза на день. Господь говорит о спасении. А мы знаем: спасение заложено в человеке было, и человек был бессмертный, не старел. Сколько он там был в раю? Не знаю, но если утром сотворил Он Еву, то до вечера едва бы там дожил. А почему? Послушал женщину. И сколько бы ни рождалось после этого женщин, апостол Павел всем поставил правило: «Не учить мужа!» – «Да он такой недотёпа». – «Не учи! Как-нибудь скажи так: «Говорят там…», чтоб он понял это. «а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем…». Вот они все разводы откуда идут. Потеря Царства Небесного. В мире есть такое слово «подкаблучник», то есть жена под каблуком держит. Чтоб этого не было… да и повода давать не надо. Если 712 раз говорится о спасении, то где самое главное? Считается, в миниатюре святая Библия – это Евангелие от Ин.3:16«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». О спасении не говорится, «…но имел жизнь вечную», значит, именно спасён был. Итак, ещё раз выслушаем: Иер.8:20 – «Прошла жатва, кончилось лето…». Смотрите, жатва прошла. Жатва – кончина века называется. Плевелы и пшеница растут до одного времени. Люди желают как?  «Церковь не будет страдать…с пшеницей вырвать», а Господь говорит: «прежде плевелы выберите». И сегодня миллионы людей верят в то, что Церковь не будет страдать. Сегодня начинают уже вразумляться. Намордники на всех надели, перчатки надели, – сгниёте дома. Надо верить Богу и тогда не будешь бояться ничего: ни бациллы, ни микроба, ни вируса. Бог, сотворивший этот мир…Вот летает птичка, – Господь сотворил и всё хорошо, каждое пёрышко на месте. Какая подъёмная сила, какая скорость, чем питаться, как размножаться, как прятаться, - всё уже заложено, а это тысячи, сотни тысяч разных насекомых. Итак, прославил ты Творца своего, что Он тебе дал? «А мы не спасены». Это говорил пророк. Люди-то думали: ходят в храм, приносят жертву (баранов)… Как сейчас: «А я причащаюсь». Сказали, там-то ты не будь, всё, а то не причащу. Самая страшная игра сегодня – Причастием играют. Одним говорят: с тобой будем здесь причащаться, а тебе говорят о другом. Это недопустимые. Причастие нам не принадлежит, оно Божие, это тело Его. А к телу Своему Он допускает, ты сам должен понять, Мы читаем о той женщине, которая прикоснулась, и что она получила. А мы не спасены, мы не записаны. Если бы мы это понимали, мы бы слова апостола Павла впитали: «И учил я день и ночь со слезами». Иер.8:21 – «О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня». Он говорил о «дщери народа своего» – об Израиле; ужас объял его. «Не смерть самое страшное дело, не война, а плен», – говорят святые. Ты день и ночь будешь тосковать о родине, как вернуться. Говорят: «Заграничные уехали, они не страдали, а мы страдали». Они страдали так, как мы не страдали. Когда первые туда поехали, просили: «Хоть горсточку земли привезите с родины моей, хоть щепочку одну посмотреть». Канавы какие накопаны, это вручную копали ночами. Это бульдозер сегодня не сделает, что люди делали. Но знали они Бога или нет? Я почти на 100% уверен: святой Библии не было нигде, ни у кого. Село Корчино (речь идёт о тысяче уже людей и больше), и только в одном доме была… Была учительница – Екатерина Никаноровна (фамилию даже не знаю её теперь). Строгая учительница была. А у неё мать была баптистка, и там было Евангелие. Почему у них-то желание есть, а у нас-то нет? Книги разные были, а слово Божие не знали. Когда ты последний раз дома святую Библию брал? Когда ты сочувствовал тем, которые идут в плен? Когда ты молился за детей Сирии, которые крошки собирают, где обедают танкисты?.. что упало… Они с голоду умирают, просто умирают. Это не день, не два. Просто статистику сегодня открываешь в интернете и показано, сколько умирает от голода, – только цифры мелькают. От голода! И показывают: люди лежат – «одни кости», и дети такие же. У нас такое изобилие, столько пропадает; один человек живёт и свиньям ещё по ведру отдаёт. Я забочусь о «…дщери народа моего…». Читаем к Евреям 3 глава с 7 по 15 по одному стиху. Это апостол Павел говорит, чтобы мы прониклись. А если я не буду вписан? Ни мои молитвы, ничто не поможет, если я не буду там записан. А как быть записанным? Признать, что Он умер за нас – Христос. Что мои грехи Он взял и понёс наказание мира. Мой грех распинал Его. Как пишется в одном стихотворении: «Кто-то бьет Христа, бичует. Я схватился за бич: “Что ты делаешь?” И вдруг увидел, это я делаю, это мой образ. Это я распял Его». Так мы и должны понимать: мои грехи, от меня они никуда не делись. Если только не кровь Христова. А ведь без крови Христовой думают спастись сегодня минимум 4 или больше миллиардов людей. Мы должны и о них каждый день молиться. Евр.3:7-15 – «Почему, как говорит Дух Святой, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой». Это значит, не записаны. Пророк Исаия говорит: «Мои мысли, не ваши мысли и Мои пути не ваши пути, но как небо отстоит от земли, так Мои пути от путей ваших». И мысли мои от мыслей Божиих. Когда мы сидели дома, читали толкование святых отцов, Блаженного Феофилакта и сокрушались: «А мы не такие». Как Феофан Затворник говорит: «Самый грех распространённый, это осуждение». И человек иногда говорит: «Я просто так говорю, но, Господи, не вмени мне во грех…то другое… но осуждение доведу до конца». Вроде оговорку сделал, а продолжает дальше. «А что судишь-то?» – «А вот связались со святой Библией, из рук не выпускают». – «Обвинение: мы не баптисты, чтобы носиться со святой Библией». А кто мы? Слово «баптист» означает «креститель». Иоанн Креститель – баптист, по-английски, Jonn the Baptist. Господь напоминает нам об этом. Что простирает руки день и ночь к нам, а люди не познали путей Божиих. И далее: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом». Ныне! Понимаете? Сегодня! Написано: «Не хвались завтрашним днём…». Студентов опрашивают: «Как?» – «Ну, как? Молодой – грешить надо, а старый – каяться». Определённо говорят, три тысячи опросили и из них 99% так и понимают буквально. А если это я окажусь там, на той стороне, слева? Вот почему говорят: «Как «разбойник? Он некрещёный, не причащался, ещё вчера взяли… законом, по статье осуждён справедливо, – а он это осознал. Церкви ещё не было. И он первый вошёл в рай. Иоанн Златоуст это подробно описывает, как бы видя это. За ним-то ещё и святые теперь. Господь через день выведет их. И они зашли в рай, а там разбойник. «Ты что здесь делаешь? (кто-то его знал, может быть). Ты что, пришёл воровать сюда?» Рассуждениями таким идёт. Слово наше должно быть такое, чтобы камни дрогнули. Если мы умолкнем – камни возопиют. Я уже говорил об этом. Когда «был такой проповедник, звали его Бэда, и с мальчиком слепой он шёл. На мальчика он опирался рукой, по камням ступая босыми ногами. И дальше: одни только сосны росли вековые, одни только скалы торчали седые, косматым и влажным одетые мхом. Но мальчик устал; или ягод отведать, или просто хотел отдохнуть и старцу говорит: «Тебя увидали пастухи, с вершин увидали какие-то люди, жёны с детьми, говори им о Боге, о Сыне, распятом за наши грехи». И старца лицо просияло мгновенно; как ключ пробивающий каменный слой, из уст его бледных живою волной высокая речь потекла вдохновенно – без веры таких не бывает речей!.. Казалось – слепцу в славе небо являлось; дрожащая к небу рука поднималась, и слёзы текли из потухших очей. Но вот уж сгорела заря золотая и месяца бледный луч в горы проник…Зовёт его мальчик, смеясь и толкая: “Довольно!,, пойдём!.. никого уже нет!” Замолк грустно старец, главой поникая. Но только замолк он – от края до края: “Аминь!” – ему грянули камни в ответ». Я считаю, такое выражение о камнях так поэтически выразить неверующий человек не может. Он даже не коснётся этой темы. У нас камни говорят или нет? Мы со скотиной приветствуемся? «А что с ней приветствоваться?» Ты забыл про Серафима, сколько таких людей было, которые разговаривали… и которые отвечали. Отвечали поведением своим, которые звери дикие… как к Артемону (13  апреля, житие. греч. парус.) приходили; которых приговорённых к смертной казни львы спасали. Итак, всё прекрасно сотворил Господь. А более всего – человека, даровал ему свободу. И в этой свободе мы видим приближение осени, начинает всё желтеть. В голове седина. А с чем я предстану? Я вот только сегодня с утра… Уже не знаю, , каждый день пишут… Столько людей пишут, желающих приехать, хотя бы день побыть в Потеряевке. Притом мы ничего не добавляем, – как есть… Увидеть, иные поселиться. Я ни одному не могу ответить положительно. Потому что бывают люди не нашей веры, а бывают одинокие. Мы всё, говорю, испытали, – только семейные, чтоб были дети. Значит, об этом надо усилить молитву; им Бог открывает глаза видеть: нигде такого больше нет. Господь открыл нам это, читаем: Лк.13:25 – «Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы». Мы можем сказать: «Православный из Потеряевки». Но Он говорит: «…не знаю вас…». Почему апостол Павел говорит: «Многие бегут на стадионе, на ристалище, но один награду получает. Итак, бегите, чтобы получить». «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним…». Что Он зайдёт там: бражку пить, пиво там будет у него? Чем Господь питает? И он говорит: «ласково подкладывал необходимое». Человек читает, говорит: «Это для меня». Я, когда первый раз получил в руки Новый Завет (на корабле работал),  буквально несколько раз его переписал. «Вот это и дяде Степану надо, вот это отцу моему». И всё посылал, а для себя целая тетрадь набралась, – и это мне, и это мне. Я с некоторыми разговариваю: «Сколько ты веришь?» – «Да я уже так лет 20-30». – «Когда святую Библию читал последний раз? А где она у тебя?» Не может сказать, где святая Библия находится. Так какой же ты верующий? Это Господь говорит: «Я войду к нему». Значит, Он не вошёл. Он тебя будет кормить Евангелием. Вы выходите и читаете: «Христос сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие». И когда ты проповедовал его? С чем ты придёшь к Нему? Один принесёт одну душу, две, а другой умножил сторично, сто. Если ни одна душа нигде не поскорбит о твоей жизни, что ты ушёл, «никто теперь ему так не расскажет»... Всё это временно, «весь мир приобретёшь, а душе повредишь». Душе! Какой выкуп дашь за душу свою?! Меня вот эти слова «спасти не жизнь, а душу» от Виктора Гюго (прочитал в армии, фильм посмотрел) так подвинули! Я всё время ждал, где найду. И, наконец, Бог показал мне, Евангелие в руки дал. А слова-то всего: «спаси не жизнь, а душу», – четыре слова, кажется. А они буквально остановили меня на этом. Чем я занимался? Все политические системы мира…перед обращением занимался семью языками. Зачем мне это надо? Господь всё показал: «ничто». Вот такой-то богатый, самый богатый человек в мире, вот он столько лет живёт, столько раз женился, – умер и теперь где лежит? «Барин и где раб, найди, – Златоуст говорит, – одинаково тление, и червей-то уже никаких нет». Всё, уже через сто лет следа не остаётся. Как нужно ценить сегодняшний день. Сегодняшний день… я уже не говорю, вчера я говорил об этом. Что мы приготовим для будущего, для этого поколения? Нам родители дали (мать и отец) «страх Божий, есть Суд Божий, казнь». Но мать моя Мария больше и не знала ничего. Нельзя то, другое делать. Наши-то дети, – каждому Евангелие дарят, книги, на время бракосочетания – святая Библия. Это уже не про нас говорится. Господь говорит: «…встанет и затворит двери…». Ещё раз прочтите: Лк.13:25 – «Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы». Господь говорит (Откр.3:20): «Се, стою у двери и стучу…». Он каждый день стучит. Сейчас Он стучит в каждое ваше сердце и в моё. А теперь человек стучит с той стороны, – хозяин затворил. Златоуст говорит: «Надежды, что там что-то за гробом будет нет, за гробом нет покаяния». И наши эти молитвы, которые на земле ещё что-то значат… Никто не спасёт себя чужими молитвами. Свои, ты помолись. «И встанет, и закроет». Уже, говорит, не слуг посылает, не Ангелов – Сам лично говорит. И даже лица не показал им. Это крайняя степень отвержения. Кто вы? Речь идёт о верующих. «А как? На наших улицах проповедовал, мы тебя видели, мы причащались ходили». – «Я никогда не знал вас!» Себя нужно очень строго рассмотреть. У нас батюшка, он говорит: «С севера приезжали к нему; на собаках едут, потом там каким-то ещё транспортом и только тогда…И приезжают – не вылазят из храма. Мы здесь, через дорогу перейти,   – нет». Чем-то заняты? Нет, ничем. Почему? Душа омертвела. Мне говорить боязно об этом. Я такой,, может быть, ещё хуже. Но это так. И вернуться назад уже невозможно перешагнуть через это, уже закреплю это. Один   старше всех, идёт, костыляет и не пропустит, другой – здоровый, крепкий, как говорится, «пахать можно», – нет. Подряд нет. И не один, не два раза. Это везде такое, а не то, что это наша община такая. Это везде такое. Я повторяю, когда умер человек один, о нём стали вспоминать:  какое-то качество у него было, чтобы вспомнить чем-то? Один милостыню подаёт, а он, старичок, сидит; такая одежда у него. Ему подали, другой подал, третий. И когда стали строить храм на его деньги собранные, – он ни копейки на себя не потратил. Построили храм; и сейчас в интернете он также ещё сидит и всё на дело Божие. «А этого человека чем отметит?» Один говорит: «Так он всегда приходил». – «Как, и летом?» – «Да». – «А дача есть?» – «Дача есть». – «И дети есть?» – «Дети есть». – «И не пропускал?» – «Нет, не пропускал». Церковь очень заботится об этом. Чтобы два, три воскресных дня тебя не было – человек исключается из списка церковного. Просто дорогие мои, близкие… Вы все мне дорогие и близкие! Переломите себя, оставайтесь на занятия, на собрание, ходите в субботу вечером и в воскресенье. Господь близок к нам, у нас слово Божие звучит.  Лк.19:44 – «и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то́, что ты не узнал времени посещения твоего». Время посещения. Когда я говорю: «Когда ты обратился?» – я не выдумываю, это так. Павел знает, где: «по дороге в Дамаск я шёл». Он знает, когда закончил академию, когда раввином стал. У нас люди это всё знают. «А когда обратился?» – «Так вот постепенно шёл». То есть роды не могут продолжаться месяцами и годами, рождение – это разовый акт. Подготовка к этому может быть: покупают люльку там, готовятся, –  родится младенец. Но рождение само, оно не может продолжаться годами. Я могу назвать минуты – 1962 год, 27 сентября в 17.00 ч. Почему? Бог открыл мне, что слово Божие…это слово Божие и оно для меня как бы… Повторяю, я ни разу ничего не слышал, я перестал как бы буквы видеть, и как бы голос с неба мне это говорит. Настолько это было реально, что я даже буквы как будто бы никогда не читал эти. Почему? Истомился, ища Его. А был ли верен все эти годы? А ведь речь-то идёт не о 2-х годах, а 62, как святая Библия в руках. Видите, даже то, что я не вижу, мне это не мешает, – братья, близкие. Прит.10:5 – «Собирающий во время лета сын разумный, спящий же во время жатвы сын беспутный». Каким сыном хочешь быть? Что у тебя есть? А жизнь заканчивается, дети… Мальчики все погибают сразу, если враг придёт. Сегодня показывают официально: идут танковые части целой армией Китая по советской территории, вертолёты летят, как будто это другая страна. Может быть, на парад движутся; люди-то не знают и тревогу бьют. Как так? Без единого выстрела, так же не должно быть. А мы об этом не думаем. Моё место там.  «А что,  как вы относитесь?..» и правителей называют. Я не могу ответить: как? Я могу сказать: отношение моё к нему заключается в повелениях апостола Павла, которые от Духа Святого: «Молитесь за царей и за начальствующих, чтобы проводить нам жизнь тихую и безмятежную», без революции. И я молюсь за всех их и к этому призываю каждого. Ещё раз прочитайте это слово: Прит.10:5 – «Собирающий во время лета сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный». Это есть, такой был писатель Жан Поль Рихтер, – о нём Белинский пишет. В новогоднюю ночь где-то гуляют, что-то; он, такой дряблый старик, подошёл к окну, и вся его жизнь прошла. Сколько кутежей было, встреч, обманов, – всё ушло, ничего нет. И он заплакал. И вдруг ему Господь показал это (а он ещё юношей стоял), и жизнь его изменилась. Ещё время есть! Во время жатвы. Пригласили на какую-то вечеринку, так сказать, где там танцы. Священник-то зачем там нужен? А Иоанн Кронштадтский пошёл. Я представляю просто, как он сидел и смотрел. Молодой офицер, видно, перспективный, смелый; и он сразу подошёл к нему и говорит: «Ты когда в церкви был?» – «В церкви? Да когда присягу принимали, нас в церковь водили». – «А сейчас давай помолимся». Никто ничего не понял, почему он к нему подошёл, не к хозяину. Назавтра он уже умер, его путь был окончен. Ему, праведнику, открыто было, он увидел, кто за ним стоит. Мы читаем об этом, как в Новгороде было. Люди гуляют, пьют, а святому открыто: «они гуляют, поднимают тосты, а головы у каждого нет». Он увидел: князья, бояре – все безголовые сидят. Он пришёл в страх. Оказывается, приближался Иван Грозный и обличит в измене и всех их казнит до этой самой помещицы. И такими маленькими примерами мы должны побудить себя каждый день считать последним. Я не могу выразить так, чтобы в каждого человека прошло. У нас был здесь игумен Кирилл Сахаров, и он там везде к священникам приходил. И на меня жалоба была: я им докучаю. Он говорит: «А что он делает? – «Ну, он говорит: “Идите, проповедуйте, почему не проповедуете?”» – «А потом?» – «А потом не уходит, – говорит, – на колени становится посреди нашей ограды, часами стоит и плачет». – «Вы такого, – говорит, – видели?» Это Бог делает. Я хочу  идти, а они меня не несут, мои ноги из-за ограды. Они не идут, они не хотят, чтоб люди спасались. Господь положил предел. Патриарх Кирилл сказал: «Я 51 год людей учил, чтобы ходили в храм». И говорит, такой голос у него проникновенный, печальный.  «А теперь прошу, не ходите в храм!» Какого это для него, когда всё от храма зависит (было время, когда «намордники» на всех одели). Итак, ходите в храм, пока можем. «Там слово Божие не звучит». А ты начинай молиться – зазвучит; и откуда-то Бог пошлёт человека, как этого старца, который ни одного богослужения не пропустил и этим запомнился всем. Да помилует нас Господь! Лето ещё, и как должен вести себя. Ещё раз прочтите это место. Лето ещё не кончилось для нас. Иеремия говорит: «Кончилось». Но мы нашли место, где «не кончилось», чтобы вы пошли отсюда с надеждой. Прит.10:5 – «Собирающий во время лета сын разумный, спящий же во время жатвы сын беспутный». Написано: «…встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос». Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Список всех проповедей

33