размер шрифта

Поиск по сайту




На псалом 103 (2)

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 7
Указалеть — Пс.103

Закончилась неделя, вечер и вот снова читаем 103 псалом. Апостол Павел говорит: 1Тим.4:16 – «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя». Священным Писанием называется только святая Библия. Это слово относится к самым маленьким, к зрелым и к старым – одна и та же книга. Не любящие святую Библию говорят: «И как им не надоест читать всё время одно и тоже? И о чем там можно размышлять?»

Разберём один псалом, который церковь постановила читать в субботу вечером. Я уже неоднократно к нему обращался, сегодня хочу обобщающее показать, как в него нужно вникать, как сделать, чтобы Слово Божие было живо и действенно и заговорило с нами.

Вот:  Благослови душа моя Господа. Слышит это юноша. Закончилась рабочая неделя. Почему в святой Библии написано, что суббота – седьмой день? Любой календарь посмотрим – воскресение красным, седьмой день – воскресенье. Это объяснить нечем, враг так сделал. Суббота была, есть и будет только седьмым днём. А Христос воскрес рано в первый день недели. Первый день недели восьмой день, новый круг начинается, и этим новым днём называется день воскресения, день паки бытия. Подводя итог в субботу вечером, мы как бы входим в новый день – в воскресение. Что я взял оттуда, как моя душа соприкоснулась с тем, что там говорится, в этом псалме?

Звери бродят ночью.

Сколько раз нам приходилось вечером возвращаться, и Господь хранит. Слышим, что на соседней улице убили. Как-то мы шли и слышали страшный крик; утром прохожу и вижу, что женщина – начальник проводников, убитая лежит. Итог. Эти звери каким-то образом прошли мимо меня, оставили свои следы, даже потрепали немного.

Благослови душа моя Господа.

И вот, на каждом стихе 103 псалма мы подводим итог рабочей недели; а потом придётся подводить итог всей своей жизни. Предложение за предложением идут.

Горы – убежище зайцам.

Сколько мне пришлось бегать, петлять! Сколько за мной гонялись. Каких только не было врагов! Вчера только по телефону мне сказал секретарь компартии: когда же тебя убьют? А мне приходится бегать, спасаться в горах. Вообразить только, что никакой защиты нет. За этим зайцем тысячи волков бегают: «ну, погоди!». А убежища никакого нет. За каждый кустик не спрячешься. Кустик – своя цветастая мысль. А это – гора, скала не досягаемая, убежище, щит. Волк может выть, а по скале он не поднимется. И вот сегодня мы подводим итог недели: были ли эти опасности? Надо размыслить, чтобы душа соприкоснулась и сказала: Благословен Ты, Господи! О, душа, как хорошо, что я не прошёл мимо той двери, за которой было благовестие.

Песня такая есть: «Подумать страшно мне теперь, что ты не ту открыл бы дверь, не той бы улицей прошёл, меня не встретил не нашёл» – это она поёт ему. А я по другому пропел: Подумать страшно мне теперь, что я не ту открыл бы дверь, где я услышал Слово Божие, там, в Прибалтике. Сколько других дверей было открыто передо мной! Вдруг она передо мною открылась и я увидел этот свет и он не гаснет уже шестьдесят с лишним лет.

Благослови, душа моя, Господа.

Выходит человек на работу свою до вечера – итог дня. Суббота – вечер недели. Лежим на смертном одре – это вечер нашей жизни. Какая наша работа? Что ты сеешь? Какие плоды? Представьте, что человек ничего не сеял. Вышел убирать, а ничего нет. У нас был такой фермер, когда бы ни вышел, ничего у него нет, только бурьян растёт. Поле надо хорошо обрабатывать, знать, когда бороновать, когда лущить, дисковать. А будет ещё день когда будет сказано: кого напоил, кого накормил? Будет время, когда все восстанут до единого человека, кроме антихриста и его предтечи – они живые будут брошены в озеро огненное. Может быть, будет такой клич, образно: «Судится вот такой-то Иван: кого он напоил, накормил, пройди сюда!». Представьте, что это Филарет милостивый, то какое движение начнётся. А если это духовное: написал, сказал, то это гораздо важнее. Этот итог там будет. Сегодняшнее воскресение – это  ещё только недельный итог, тогда будет подведён общий итог.

«Кого напоил вот этот, стоящий перед престолом Судии? А впереди клокочет огненное озеро (читайте Ефрема Сирина). Кого он напоил в этой пустыне коммунистического распутства? Люди от наркомании погибают. Кто даст живой воды в пустыне!? «Кого ты напоил?» Молчание. Это можно уже сейчас проверить. Кого ты привлёк? Кого на занятия привёл? Кому рассказал о Господе, о том что ты познал Его, что у тебя есть Евангелие, о том, что такое богатство у нас есть!!! В мире мало у кого есть это. Не можешь читать? У нас есть начитанное – у тебя нанятый чтец как бы рядом стоит. И ты каждый день можешь продвигаться вперёд и останавливаясь, подводить итог.

Начинается благословением и заканчивается славословием. Давид вспоминает по порядку: о небе, о земле, о гнёздах, о ели. А у нас только ёлку срубить и всё. Это языческий обычай, срубили – погубили дерево. Ели – это убежище, строятся на них гнёзда – 103 псалом об этом говорит. Что я построил, на каком камне, на какой ели, на какой высоте? Вот он где итог. За звёзды, за море, за цветы, за всё этим псалмом подводится итог благодарности и осознания правильности пользования всем этим.

Здесь мы не будем об этом подробно говорить, времени не хватит. Но когда-то надо сесть подумать. Когда ты исторг из себя, из сердечной глубины благодарность Богу? Господи, как чудно Ты всё устроил!
Знаем ли мы, что в мире всего три дерева с белой корой, и самое красивое из них берёза, которая у нас растёт? Знаем ли мы это? Иволги – 6 пород, и только самая красивая – золотистая живёт на Алтае, и поёт в Потеряевке. Знаем ли мы это? И за это надо прославить Бога, подводя итог. Какие только изделия ни делают из берёзы, сколько в поэзии посвящено ей, белоствольной кудрявой! Флейта нашей иволги оглашает всё вокруг с оркестром, вместе с другими певчими. Она умеет хорониться в ветвях. Её так трудно обнаружить, и её гнездо. И я также схоронился от опасности, какие были искушения, гонения. Подвели черту? Да, за день я рассчитался, но Бога мало прославил.

Бывает, что под старость человек заговаривается. Я не встречал ни одного верующего человека, который бы заговаривался; знал одну верующую-инвалида, которая могла только на спине лежать. Она непрерывно молилась, руки вверх и: аллилуйя! Говорит, что на спине лучше, взор всегда к небу направлен. Как можно Бога благодарить, подводя итог? Его надо подводить ежедневно – не спеши засыпать. Недостатки свои надо хорошо знать, не только положительное вспоминать. Вот это-то главное.

Наступает пост. Всё – сегодня я объявляю войну обиде. Слово нельзя против сказать – самость страшная. «У меня такое мнение...» Да меня от своего мнения тошнит. А ты скажи: «Так говорит Господь» и всё, аминь. Надо быть таким, как будто у тебя и нет своего мнения. Один итог: что говорит Писание? Свою волю надо отбросить. Решил куда-то ехать, грозит опасность; смотришь, разбился или  ещё что, потому что никого не хотел слушать. Совсем советов не слышат. А вот это-то и есть 103 псалом: в темноте бродит человек, без совета.

Прит.15:22 – «Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся».

Я не знаю, где находился Давид, когда писал этот псалом, но мне кажется, что накануне он видел звёздное небо, которое напоминает нам Авраама, которому сказано:

Быт.15:5 – «посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков». А люди придумали, что если падает звезда, значит где-то умер человек. Басни всё это.

Сегодня мы собрались на богослужение в храм. Можно не приходить, можно и дома помолиться. А тебе не хочется лица родных увидеть? Иногда звонят: «Батюшка приехал?» А зачем? К батюшке привязаны? У нас были привязанные к батюшке, их ни одного нет – ушли из общины. Я ему говорил: «они к тебе привязаны». Сегодня это огромная беда, когда священники устанавливают свой грешный авторитет, а авторитет святой Библии не нужен им.

Как только начали читать, каждый сразу подводи итог, черту. Почитайте 103 псалом. На каждой строчке остановись, подумай, когда последний раз касалась меня вот эта строка, в духовном плане. Мы не просто читаем. Слово Божие живо и действенно. Это не то, чтобы просто запомнить это слово. Оно должно тебя поднимать. С нами говорит Бог. Чтобы правильно молиться, надо сначала научиться говорить друг с другом – с меньшего начинать. Потом идти на молитву – это разговор с Богом. А чтение святой Библии, это Бог говорит с нами. Надо учиться говорить и учиться слушать. 103 псалом – это подведение итога благодарностью. Всё что окружает меня – это чудо. Какая временная маленькая эта жизнь, а как хорошо здесь. Старый человек нажил что-то. То есть не просто ниточки, но канаты к пальцам. Говорят: «я не привязан ни к чему». А Давид был привязан, иначе не смог бы так поэтически выразить всё, что окружает его. Любой псалом возьми. 103 псалом – всё позади: коровы, свиньи, заботы; я стал перед Богом – неделя позади. Душа ликует. А впереди я не знаю что будет.
Да благословит душа моя Господа. Аминь.

Список всех проповедей