размер шрифта

Поиск по сайту




Надежда

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 7
Указалеть — Евр.6:18-19 [Зач.314]

Сегодняшнее апостольское чтение - послание к Евреям, одно из самых трудно-истолкуемых мест. Апостол Павел доказывает что в Ветхом Завете все до единой чаши, до единой вилки, до единой шерстинки - всё говорило о пришествии Миссии. Ты думаешь, что просто рыжая телица приносится в жертву? Чис.19:2 – «Вот устав закона, который заповедал Господь, говоря: скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе рыжую телицу без порока, у которой нет недостатка, [и] на которой не было ярма». Не так, но – это окровавленный Христос. Её нужно было сжечь – это означает, что Он сгорает в любви на кресте. Видите, какие прообразы. И поэтому толковать, применять на сегодняшний день, что предлежало приносить в жертву, очень трудно. В 18 стихе я всё же нашёл то, что нас может приблизить к пониманию того, что же хочет сказать Павел. Мы знаем такое выражение «вера, надежда, любовь». Вера - крест, надежда - якорь, любовь - сердце. Так на открыточках и рисуют. Евр.6:18-19 – «дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твёрдое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу». Кто видел якорь, тот понимает, что это такое. Что бы воткнуться в грунт, он должен наклониться. Бросают несколько якорей, потому что один не может удержать корабль. Главное – какой грунт. Бывает грунт каменистый. Да и какой якорь, а то случается, что ломается шейка. Вот это всё касается нас. Надежда - якорь, и заброшен во внутреннейшее на небо. Я беседовал со многими, в том числе и со священниками, и ни один не мог мне показать разницу между верой и надеждой. А разница всё-таки есть, и немалая.

Когда-то верили, что придёт коммунизм. Спросишь: «А ты надеешься, что будешь жить при коммунизме?» «Нет, я уже старенький». То есть верить верят, а надежда конкретизирует. Посмотрим, что такое надежда. А евангельское чтение будет о вере. Слово «надеяться» встречается в святой Библии 169 раз, а слово «надежда» - 142, итого 311 мест в святой Библии надо открыть, чтобы понять. Посмотрел словари, энциклопедии - даже близко не подходит. Что бы истину знать в конечной инстанции и не раскаяться от плодов знания, надо смотреть в Священное Писание, Слово Божие. Святая Библия – это откровение Божие, данное нам на доступном языке, чтобы было понятно, и в меру «яко же можаху». Бог дал бы больше, да мы не понимаем, сердца не приготовленные. Поэтому Златоуст поясняет, что Бог говорит с нами, как мать с ребёнком, так же сюсюкает с человеком, чтобы он лучше понимал. Бог с нами разговаривает языком любящей матери.

2Макк.7:14 - «...умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога». Когда люди проклинают, судятся, сажают, то часто кажется, что нет никакой надежды. «И вот тут мы научились молиться» - попы, епископы говорят. Где? На Соловках, когда их расстреливали, тогда научились молиться. Священник к нам ходил, раньше он был нашим врагом, а теперь перестал враждовать. Он говорил, что молиться научился, когда в тюрьму попал. В алтаре был, на епархиальных собраниях, исповедался, а молиться не умел. Вожделенно возлагать надежду на Бога. Тебе трудно, болеешь, но надейся на Бога. Говорят, что болеет такой-то. Да он же врач! Ему-то болеть тяжелее, его страдания ещё больше, он знает, что болезнь тяжёлая, что не вылезешь из этой болячки. 2Макк.7:20 – «...благодушно переносила это в надежде на Господа».

Как пользоваться надеждой? Во-первых, благодушно, с надеждой на Бога. Надежда бывает ложной, вера бывает ложной и любовь бывает ложной на земле. Но у верующего всё должно быть высшего качества. Вера от Христа. Надежда заброшена во внутреннейшее, как бы в алтарь небесный. А за что зацеплена? За любовь Божью – Он нас любит. Он обещал: Евр.13:5 – «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя». В стихах, которые сегодня читали, уже достаточно оснований, что бы нам спастись. И о врагах, и о надежде на Бога. У Давида часто встречается слово «надежда», кажется, чаще, чем в других книгах святой Библии.

Читаю из книги Маккавейской, когда Израиль побеждал в неравной войне и не просто так, а с малыми жертвами. А не так как Василевский говорит: «мы Кёнигсберг взяли за три дня в последние дни войны, а он был рассчитан на полгода обороны». «А во что обошлась победа в битве?» «Да 157 тысяч солдат положили». Ужас! Это 157 тысяч кормильцев, они всю войну прошли, в последний день погибли. Изверги, палачи!!! Сегодня Солженицын говорит о тиране и деспоте, человекояде. Кто такой? Жуков. Какая необходимость была в конце-то войны так ломиться в Берлин, ну подождал бы, помолился с надеждой на Бога, устроил переговоры и враг бы сломился. Да человек дрова так не жжёт, как этот душегуб людей губил. Он лба не перекрестил, а его, пишут, готовят к канонизации, изверга.

У нас этого нет. Я говорю о том, что делается сегодня в патриархии. 3Ездр.7:50 – «Нам предсказана вечная надежда, а мы, непотребные, сделались суетными». Вечная надежда нам обещана от Бога. Чтобы ты ни делал сегодня, делай только ради Христа и получишь награду. Самое маленькое, что ты сделаешь ради Христа, вернётся к тебе же во сто крат увеличенное. Мф.19:27 – «Тогда Пётр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» Да что они там оставили-то? Дворцов и должностей не было, но оставили рваные сети. А Златоуст говорит, что в этом все было для них. Ты не смейся над бабушкой, которая к батюшке подошла с плачем, что горе у неё большое, курочка издохла. Оказывается, курочка – это всё, что у неё было, источник дохода. Это больше, что для богача бы лопнул банк.

Всякой суете надо сказать: «отойди прочь». И что бы нам ни сулил враг, будешь потом иметь убытки. Ни один адвентист в субботу покупать ничего не будет. У меня однажды в воскресенье обедали адвентисты и первым делом спросили: «А вы случайно хлеб не в субботу покупали?» Они есть его не будут, чтобы не участвовать в нарушении субботы. А не так, что мне нельзя этого делать, а ты сделай за меня. Какой-то вроде бы мифический канон есть, что священнику убивать животных нельзя, а мясо есть можно. «Ты заколи, а я съем». Лицемерие сплошное. Надо надежду иметь на Бога и, уповая, сказать: не постыжусь. Рим.5:5 – «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Прем.3:4 – «Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия». Смеются некоторые: «Да с твоими-то знаниями, ты бы кем мог бы быть!» И никого из них уже нет, всех ветром раздуло. Мы в самом низу были, и кто хотел, о нас ноги вытирал. А теперь спрашивают: как вы определили, что на такую «коняжку» поставили, как вера? Вера сейчас в гору идёт. А мы на коммунизм ставили, и всё пропало». У меня вера во Христа, но я не знал, что так будет, что открыто можно будет говорить о Христе. Надежда наша полна бессмертия, потому что её дал Христос. Ты не думай, что если ты старенький, то ты никому не нужен. А ты скажи: «Надежда моя полна бессмертия. Я молюсь за правителей, чтобы был мир. Что бы у людей был достаток, а не работать на пенсии, подметать ходить». Лучше с внуками водиться пенсионерам. В других странах тоже трудно заставить бабок с внуками водиться, они все путешествуют, все на экскурсиях, им достаточно пенсии для этого. Об этом молиться надо, чтобы наши бабушки высвободились для воспитания внуков, для храма, для молитвы.

Прем.Сол.5:14 – «Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром» - а не я ли тот нечестивый? На что я полагаю надежду? Говорит мне верующий: «Полагаю надежду в детях». Ох, шаткая твоя надежда. Выросли, дома не ночуют, с наркоманами якшаются, учиться, работать не хотят. Возложил бы надежду на Бога, отовсюду бы принимал помощь, советы. Не один мне говорил: «Ты сам нарожай и воспитывай, не лезь!» Да ты бы отовсюду принимал помощь. Ты трудилась, ты кричала, ты рожала, а теперь надо рождённое претворить в образ человеческий, а потом в ангельский. Монах может ли подсказать, как воспитывать детей? Самые лучшие наказы давали Златоуст, Апостол Павел, у которых детей-то и не было. Некоторые говорят: «Мы будем воспитывать, не наказывая». Просчитаешься! Прит.13:25 – «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Да не говори, что наказание было только в Ветхом Завете, а сегодня наказание детей устарело. Вот инструкция на ту же розгу уже в Новом Завете: Евр.12:7-11 – «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности». А не так, чтобы не наказывать, а потом размахнуться и ударить по лицу, и девушка будет с синяком ходить. Это запрещается, это хулиганство. Наказывать нужно с разъяснением, да помолиться до и после наказания. И не унизь ребёнка, чтобы другие дети не видели, как наказываете провинившегося. Почему? Потому что это личность растёт, его на небо нужно доставить. Родители, которые не воспитывают детей боговедению - хуже убийц. Убийца только тело может убить, а ты бессмертную душу в ад прописываешь, говорит Златоуст.

Прем.17:12 - «Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение». Начинают мучиться, что вот такие обстоятельства, такие законы, да ещё что будет за этим... Да, ничего мы не знаем и не надо мучиться. Надежды нет, а чем меньше надежда, тем больше страхи, тем больше смущения. Сир.15:2 - «Блажен, кого не зазирает душа его и кто не потерял надежды своей». Как трудно ни было Давиду, но он не терял надежду. Как бы хорошо ему ни было, когда он падал в стремнину плотских вожделений, но надежду на спасение не терял. И мы знаем царя Давида, как псалмопевца, и не просто царя, а как отца Христа: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Мы знаем его как царя, и мы знаем самое главное его имя - отец, прадед Иисуса Христа. За веру, за любовь, за непоколебимую надежду сохранился Давид. Это образ для нас – как бы низко ты ни пал, вставай. Как Иов говорит: Иов.19:25 – «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию». Верю, что я получу потерянное в воскресение из мёртвых. Сир.35:1 - «Пустые и ложные надежды — у человека безрассудного, и сонные грёзы окрыляют глупых». Как сектанты: «а я не только надеюсь, но абсолютно точно знаю, что в вечности я буду со Христом». Чтобы быть со Христом, надо идти за Христом, и не просто идти на стадион кричать, воздух сотрясать. А надо бежать, и не просто бежать, а чтобы получить награду. «А я чаще исповедоваться и причащаться буду, и такую святость на себя нагоню, буду часто под куполом стоять, там такая энергетика». А энергетика одна только – смирение, труд, пот. Господь считает наши шаги. Сир.34:14 - «Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он — надежда его». Мы не знаем, может, мы войдём в третью мировую войну, может, войдём в распад России, может, под владычество другой державы – об этом в открытую говорят депутаты. А наша надежда на Бога. Господи, не до конца прогневайся. Будет только то, что у Бога разнаряжено.

Псалмопевец Давид 10 раз употребляет слово «надежда». Пс.70:5-7 - «Ты - надежда моя, Господи», «Ты твёрдая моя надежда», «упование моё от юности моей». Запомните и заучите эти вздохи скитальца. Как бы трудно ни было, скажи: Пс.118:116 – «...не посрами меня в надежде моей» - это молитва наша. Почему? А так легко грех запинает, суетность, но успею ли покаяться? А так легко смертью можем быть схвачены, мгновенно, даже рот не закроешь.

Деян.24:15 – «имея надежду на Бога, что будет воскресение мёртвых» - вот главная надежда наша в чём. В том, что будет воскресение мёртвых. Наши дела, проповедь, труды, смирение для того, что будет воскресение. Деян.26:6 – «И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам». Апостол Павел с детства научен был иметь надежду на Иегову, и вот теперь перед судом стоит за надежду. Просите Бога и Бог даст силы устоять. Не знаешь, как будет – потому веди себя тихо. Но если Бог допустит - молись, чтобы заранее Бог укрепил.

1Ин.3:3 – «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист». Ты хочешь в Царство небесное попасть - чисти себя. Чем очищаемся? Кровью Иисуса Христа. Рим.5:2,4-5 – «хвалимся надеждою славы Божией... от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым». Какая здесь связь? «У меня надежды нет». Значит нет и опытности. Выйди на поприще. Солженицын пишет: ну не все же были трусы на войне, и не было столько удавленников. За Христом пойди, Он объявил войну дьяволу. Война наша не против плоти, а против духов злобы поднебесной. Рим.8:24 – «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?». В вечности надежды не будет, когда войдём. Т.е. когда на фронте, ты надеешься вернуться домой, а когда вернулся, чего теперь надеяться, ты дома. Надежда при встрече со Христом исчезнет. Любовь будет царствовать вечно.

Рим.15:4 – «...утешением из Писаний сохраняли надежду». Нет надежды? Занимайся Писанием. Читай, находи эти места и надейся. Не знаешь, о чём я сегодня говорил? – только о надежде. 1Кор.9:10 – «...кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое». Ты что-то сделал – ради Бога, стерпел (мог бы так ответить!) – ради Бога стерпи. Сеешь, подаёшь милостыню – с надеждой. От нас некоторые смутьяны ушли и говорят: «Я платил десятину...» Всё, потерял. Ты для Бога делал? Еф.2:12 – «вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире». У безбожника никакой надежды нет, надежда лицемера вспыхнула и исчезла. 1Фесс.2:19 – «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?» И вы тоже наша надежда, что за каждого из вас я получу награду от Господа? Мне хотелось бы быть надеждой вашей, что не зря познакомились с вами, что священник надежда, епископ надежда наша. Чтобы мы ощущали её, соприкасались с ней. Апостол Павел конкретизирует слово «надежда». 1Фесс.5:8 – «Мы же, будучи [сынами] дня, да трезвимся, облёкшись в броню веры и любви и в шлём надежды спасения». Враг будет бить тебя по голове. Проверьте сохранность головы своей. Господь в силе отразить эти удары. Шлёмом называет надежду. 1Тим. 1:1 – «...Господа Иисуса Христа, надежды нашей». Господь Иисус Христос – наша надежда. И мы друг для друга надежда. Слава Иисусу Христу, Богу нашему, даровавшему надежду всем верующим в Него. Аминь.

Список всех проповедей