День деревни. Епископ Алтайский Сергий
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 117.05.2015. Поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй! Выскопреосвященнейший Владыко, благослови». Епископ Сергий: Боже, благослови ясте и питие рабом Твоим, яко свят еси всегда, ныне и присно и во веки веков! (Благословляет присутствующих.) – «Аминь!» – «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» И.Л. (Игнатий Лапкин: Владыка, благословите небольшое слово сказать. Еп.С.: Да. И.Л.: Люди иногда жалуются на плохую память. Если вы пережили это, вы с трудом забудете. Что такое рана, рана большая? Когда ты пережил. Ты можешь читать медицинские справочники (какую боль, какие нервы) – это не то. Я вот на днях только узнал (интернет это позволяет), где мой отец, Тихон Дмитриевич, потерял руку. Его призвали в самом начале войны, а седьмого августа он уже был комиссован. Оказывается, Ярцево – посёлок есть в Смоленской области… И придумали наступательную операцию делать, 41-ый год. Ну, естественно, что там было. Отец рассказывает: «Шли на Дорогобуж, рядом… (это всё сошлось: его имя, фамилия, награда какая есть). И бомбили. Они на кладбище были (там мертвецы летели), два человека осталось только». Отцу оторвало левую руку, до плеча почти. У него оторвало так (кисть), но пока привезли в Красноярск (у него видимо заражение пошло), уже выше локтя отрезали (я уже так, прикидываю, было). Непогода, а мы пасём с ним. Отец говорит: «Так тянет вот этот палец... Какой палец, когда руки то до плеча почти нет? Он пережил. Я это предисловие говорю. Если мы читаем Священное Писание, мы должны себя поставить на место того, о ком говорится. Вот слепорождённый. Почему до этого его никто не допрашивал? Потому что слепыми полная вся страна. Почему сегодня благовестия нет ни в патриархии… Ну нет благовестия-то, разговор только один идёт. Я близко был знаком, епископ до этого был (между вами Максим, а раньше был Антоний, Масендич). Он приходил, у меня дома обедал, и в машине ездили… Простой был тоже человек. И он говорит: «У меня нет ни одного миссионера. Ну, возьмись за это дело. Вот три храма. Я тебе любой отдаю», – это мы с ним в машине ехали. Почему? Потому что он знал, почувствовал, как это важно. Если человек обратился к Богу, пережил эту боль и радость… Боль оттого, что не пришёл ты раньше. Я в 23 года только пришёл ко Христу, хотя с детства молился и знал. Он пережил это, теперь допрашивает. Заметьте, как вот… Об этом не говорят, ни один святой отец, ни у Златоуста, этого толкования нет. Почему? Я в это вхожу. И говорят: «Откуда ты это знаешь?» – «Ниоткуда. Просто по мне по хребту проехали, и мне больно». Почему мне за 23 года никто не подошёл, не сказал всё, как надо о Христе? Почему?! Та душа, через которую я пришёл и Евангелие получил (Михаил и Анна), она говорит: «Я всё пожертвовала для Церкви, я так молилась (муж-то пьяница). Ну душа до того томится…Причащусь, иду, а душа покоя не находит. Какое-то мгновение... и опять. Священник сказал, и я поехала в Лавру. – Ну, ты исповедуешься, Анна? – Да, исповедуюсь, батюшка. – Ну надо и милостыню давать. – Да я всё отдала, ничего уже нет у меня». И её из монастыря в монастырь посылали, и она впервые это услышала у сектантов. Конечно она перешла к сектантам. Ей никто не сказал! Она говорит: «Меня томят грехи, я столько абортов сделала». – «Ну Бог же милостивый, простил». А я думаю: «Как Он может простить, когда за это смерть?» Но что было проще сказать: «Наши грехи Христос взял на Себя. Он умер, страдал за мой грех!» Златоуст говорит: «Присваивай себе. Не просто умер («грехи мира взял на Себя», – Иоанн Креститель говорит – Ин.1:29), а Он умер за меня». Он сошёл на землю ради меня! Забудь об этом мире. Он ради меня восшёл на крест. Это я должен висеть на кресте. Вот там плевали, били, бичевали – это я. Ты поймёшь, как всё тело наливается болью. Это я умираю! И вот представляется случай, допрашивают родителей: «Что?» – «Сам в совершенных летах, его спросите». То есть им тоже был дан шанс рассказать, какое чудо Бог сотворил с их сыном. «Как мы мучились с ним! Он только милостыню просил, теперь он всё видит, он радуется». Нет. Только бы не отлучили. Ну вы видите, сколько радости… А сегодня может такое быть? Может быть! У нас есть старообрядцы, которым запрещено встречаться здесь в храме (дома можно, даже выпивать можно). У нас сложились очень дружественные отношения с митрополитом Корнилием (Титовым), который Белокриницкой ерахии-то. Я ему послал книги, и он такие чудесные отзывы дал ( насколько полезны)… Попросил на свою книгу “Сто проповедей митрополита Корнилия” дать отзыв. Я дал ему отзыв. А в конце приписал: у нас есть старообрядцы (вот моя родная сестра в красном сидит – Валентина Тихоновна). Они до этого ходили, их припугнули: «Лишим причастия за то, что вы в Никонианскую церковь ходите. Никониане – это погибшие». Т.е. они зациклились на этом. И я тогда спрашиваю: «Владыка, разрешите им приходить. Они не переходить не будут… Чтобы они не дома сидели (56 недель, и они ни разу, нет – сидят дома». И он, несмотря на хорошее отношение ответил: «Мы этого сделать не можем». – «А почему?» – «А вы признаёте, что в патриархии действительно Таинство Причастия». Я лично беседовал, когда там был митрополит Олимпий, они меня к себе звали очень сильно. Но один вопрос: «Неужели вы признаёте, что у них Причастие?» Коронный вопрос. Запомните, о чём я говорю, батюшка. Я говорю: «Я не могу не признавать – это Таинство, я в это верю». А тут сидел Антонов, другой священник – это Леонид (Пименов). Сразу все отошли, говорят: «Что с ним больше разговаривать?» Вот момент, почему мы находимся в таком состоянии. Мы могли быть с Агафангелом (Пашковским), с Тихоном (Пасечником), но у них главное условие – не признавать благодатность Московской патриархии. Для нас непереходимый этот момент, мы не можем этого сказать, мы верим в её благодатность. Но мы верим, что, как я писал патриарху Кириллу, церковь смертельно больна. А как её излечить? Доверие Богу. Давид говорит: «Семикратно в день прославляю Тебя». Попросите, чтобы некоторые испытали это на себе. Родителям дали испытать, как прекрасно свидетельствовать о Христе: «В совершенных летах». А он что сказал? Он только сказал, что видел: «Был слеп и вижу». Он не мог сказать, что это Бог пришёл на землю, что ради меня Он умер, Он пришёл отверзать очи слепым. «Грешников Бог не слушает», – он мог сказать. О Христе мы можем сказать всё, что нам Православная святая Церковь сказала. Сегодня нам шанс сказать об этом. Я благословляю моего Бога, что Бог удостоил нас снова встретить здесь Владыку. Я ему сегодня уже немножко сказал. Зашёл… Ваши послушники (уже восьмой час) спят. А мы-то встаём в полпятого. Я им это проговариваю: «Вот вы лежите, а Владыка то уже у дверей стоит, уже приехал». Выхожу, а он у дверей стоит! Машина остановилась, и он тут вылез. «А как вы знали?» – «Да никак я не знал, я просто хотел вас побудить быть бодрственными». Сегодня Бог предоставляет ещё один шанс. Мы это всё засняли. Я чтец, имею право заходить в алтарь (чтобы не подумали, что я самовольно вошёл). Это будет всё показано: какая чистота. Владыки крестятся как попало. Наш Владыка (т.е. я уже своим называю), Владыка наш, вот смотрите, как крестился, он всё это знает (я в прошлый раз делал замечание) Это люди будут видеть, и нам есть теперь ,что показать. Вот посмотрите, как произносится, как ектинии (с каким благоговением), как песнопения пели. Это не просто торжество какое-то. Мы смотрим дальше. Это свидетельство будет! На следующей неделе мы выставим это всё. И поэтому образ слепого, он нам должен быть очень близок: это я слепец. Без Христа я блуждал, но Он нашёл меня, коснулся очей моих, и я теперь вижу. Теперь чтобы мне ни говорили на православие, я не могу согласиться. Почему? Я был слеп, я не понимал Писания, но святые отцы, которые в православии, они открыли мне глаза, очи. А им открыл это Господь. Почему, когда я спрашиваю, что самое ценное в православии (вы, может быть, священниками ещё будете), вы запомните: самое ценное в православии – это священство, и каноны, и толкования святых отцов. А остальное у сектантов намного лучше. Намного они дружнее, намного лучше знают они Писания, но только выборочно. Православие – это всеобъёмность, она захватывает всё. Отошёл. Еп.С.: Спаси, Господи! И.Л.: Слово сказать вам лично. Дело в том, что, по всей вероятности, как пишут, Алтайскую епархию раздробили на три части. Я говорю: «Не надо меня спрашивать так, я считаю, это абсолютно правильно». Но только другие считают – неправильно: «Такие расходы будут, новые епархии, строить, со священников будут (душить и душить) деньги тянуть. Ну, это ясное дело: тому и машина нужна… Но главное, не для этого. Патриарх Кирилл поступил абсолютно правильно – слишком неохватная территория. Вас оставили здесь. И это означает что? Т.е. они уже проводили эти рокировки раньше. Максим не заладил с властями и не очень так ладил со всем. У Вас как-то это благополучно всё идёт, и, по всей вероятности, Вы будете митрополитом. Я у одного полковника был и говорю: «Судя по всему, вы будете генералом». Он говорит: «Если вша не заест». (Смеются) Вы знаете, Вальков Владимир Алексеевич. И когда погиб Евдокимов (он не виноват совсем), но сняли охрану. И приезжал сюда Владимир Владимирович Путин, и его сняли. Так вот Вы будете, если уже у Вас там митра другая будет или что там будет, потому что выше епископа никого нет, и патриарх – это епископ. Вы нас не будете задирать? Еп.С.: Нет. И.Л.: Вы в наших молитвах, мы договорились, лично с Вами, молиться друг о друге. Мы очень благодарны, что этот год прошёл без всяких нападок. Непонятно? Я просто объясню…Однажды Вам написал мой крестник, еврей он, о том, миссией как занимается. И вот, архимандрит, наверное, Филарет, да? Ну я не знаю, ну, секретарь. Он не без Вашего благословения пришёл: «Вот как, насчёт того, чтобы там занятия где-то вести?» Я дал согласие. И вдруг всё замолкло. Ни ответа, ни привета. У патриархии одно свойство: назад не идут. А чем объяснить? Ну что? Карьерный рост нашего епископа9 Иванникова), что если он с Игнатием свяжется, то как бы чего не было. Ему там сбоку, ну и Филарет и другие там, подсказывают: «Ты смотри, куда там. Тебе живо там карьеру то принизят. Пойдёшь, как Максим, пасти телят на периферию. (Смеются) Я не знаю, какая причина. Но год прошёл. То есть, что-то уже чувствуете, закрепли так, то я к вашим услугам. Как? Тем более, если я веду занятия, допустим с семинаристами, рядом сидит священник. Я не туда полез, он меня сразу одёрнул и всё: «Ты не туда, браток, полез». Вот я рассказал вам сейчас о слепорождённом, это полезно знать? Еп.С.: Полезно. И.Л.: Я не теоретик, я практик. С практической стороны я покажу каждый стих Писания, как использовать для благовестия. Каким образом показать, что это моё и ко мне. Так что, если Вас Бог сохранит, и Вы останетесь здесь, не убойтесь. Я готов сотрудничать по полной программе. Еп.С.: Филарету я поручил. И.Л.: Не знаю. Тем более я послал дары вам – книги. Ни ответа, ни привета. Я говорю вам: 38 обращений было в прокуратуру – 38 ответов. В милицию – столько же ответов. В патриархию 56 – ни одного ответа. Мёртвая зона, муляж, никого там нет. Как так? Ну хотя бы сказать: «Владыка одумался и сказал: “Плюю я на этого окаянного грешника”. Ну, хоть что-то бы сказали. Но, как будто нету. Епархия не исчезла? Еп.С.: Нет. Вам предоставлена свобода действия. И.Л.: Мы с ним-то стояли на улице, когда книги он в охапке нёс мои, в подарок вам. Мы расстались, он улыбался, благослови
лись. И вдруг... нету. Что, дорогой погиб? (Смеются)А я долго ждал, долго ждал... ну... подожду ещё. Еп.С.: Спасибо Вам за долготерпение. о.И.: Одна прихожанка из Барнаульской нашей общины приехала жить в Клочки. Пришла в храм, батюшка говорит: «Ты в наш храм не ходи. Ты из Лапкинцев? Ты чтоб больше в наш храм не ходила». Так это не только это. Она раньше там родилась, жила. Потом она в городе жила, Жолнерова Нина Александровна. И она предлагает старостихе: «Зинаида, может надо что-то помочь?» Та в ответ: «Что ты, что ты, Нина, батюшка строго настрого наказал, чтобы мы с тобой даже не общались». Она спрашивает меня: «Что?» Я говорю: «А ничего. Ты приходи, становись и стой. Батюшка подойдёт и скажет, а ты скажи: «Я не к батюшке пришла, я пришла в Богу. Это дом Божий, здесь не ты хозяин, здесь Бог хозяин». Поэтому стой и молись. Если будет тебя за шиворот выбрасывать, тогда стой на крыльце молись, что делать, раз такой там отец, Игорь (Чернодаров). Он открыто восставал. Я узнал телефон его и звоню. Поговорили, я пригласил его в гости: «Приезжай, отец, поговорим, пообщаемся». – «Ну ладно, я не знаю как, как-то не получится, это... то...». Я говорю: «Приезжай обязательно, Владыка будет, гости, пообщаемся, посмотришь, как мы живём». – «Ладно». И всё, и на этом конец. Я сколько раз пригласительный ему давал, Липовцеву Александру, ни разу не откликнулись. Еп.С.: И Липовцеву? о.И.: Да, он благочинный был в Павловске, а он с Павловска, этот Игорь, а Клочки окормляет. Еп.С.: На каком основании? Что там? о.И.: Так они ещё не это… Одна покрестилась у нас (там жила), Тамара. И она заболела, смертельно заболела, ногу отняли. И она уже лежит в больнице, умирающая: «Батюшка, меня причастите». – «Не буду причащать. Отрекись, что ты была у Лапкиных». Так и не причастил, мне пришлось ехать причащать. Она звонит: «Как?» Ну я тогда поехал, причастил. Она умерла через неделю. Я поехал и отпевать, он не стал. Еп.С.: В заблуждении находится… И.Л.: Видите, Владыка, маленько так разумом раскинуть… Вы здесь Владыка. Но если поехать куда, в Малой Азии там будете, или где-то, то никто не знает эти знаки отличия. Отец Иоаким в Гонконге тогда был, в священнической форме. Никто не подходит, только два русских только пьяненьких мужика подошли (Смеются). Все ваши звания, регалии, генеральские звания – поровну. В другой-то стране по-другому звания. Вы там никто. Просто чучелом огородным будете стоять и всё. Еп.С.: Спаси, Господи! Благодарим Господа. Все: Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреди учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, приди к нам и спаси нас. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков! Аминь. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Преосвященнейший Владыко, благослови. Еп.С.: Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от Своих богатых даров, Своею благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь! Спаси, Господи!