Пища не приближает к Богу
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 6Указатель — 1Кор.8:8-9 [Зач.140]
10.01.2009. 1Кор.8:8-9 – «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных». Вот эти стихи короткие, говорящие о пище, так просты. Но к Богу пища якобы «не приближает и не удаляет». Все баптисты до одного так и говорят. Я говорю, а где написано? Где-то написано, а где не знают. 1Коринфянам посмотрите. Где ты нашёл, что пища не отдаляет? Написано, что не приближает, а где «не отдаляет»? «Тут нет, но где-то в другом месте написано». Из-за пищи человек рай потерял, – если ты веришь, конечно, в это. Из-за пищи Израиль стал роптать в пустыне. И последний человек, написано, не сможет ни продать, ни купить. Речь идёт не о том, что нельзя будет продать ботинки. Есть нечего, и ради пищи человек отдаст всё. Значит, пища очень далеко отдаляет человека от Бога. Против пищи надо ещё законы знать, когда за неё бороться. Сегодня не учат. Увидел, купил и съел. Нам нравится, какой сорт, деньги позволяют, купил и съел - почему бы и не отведать? Праведники никогда так не поступали. Вот Фёодор Освящённый идёт, есть хочется, лежит яблоко, почему же его не взять и не съесть. Встал и размышляет: хорошее яблоко. Перекрестил, оно не исчезает, значит, не сатана подкинул. Могу съесть, а могу и не съесть. Вот съесть, это любой сделает, а чтобы не съесть? Тут же ногой растоптал: вот пусть другой так попробует. Тут не много витаминов утеряно, но зато я показал, на что я способен. На яблоке меня сатана не поймает. Пища не приближает, а почему. А как ты приблизишься, тебя же на толщину живота уже отдалять будет. Ты даже с этой стороны начинай рассуждать. Не обнимешь Господа, живот помешает. Пища – это не только то, что в рот попадает, а то, что и в уши, в сердце, – это всё пища.
Человек стал всеядный. По телевизору всё смотрят. Мне одного человека срочно надо было вызвать, я уже договорился, у них безлимитный телефон, дал ему звонок и он от себя мне позвонит. У меня мысль: смотрит какой-то сериал. Я не могу вызвать, через мобильный не могу даже вот как увлеклись. Только потом как-то Господь всё это разберёт, покажет, и сойдёмся. Если человек привязан к Богу, это нельзя скрыть никак. Для Бога всё! Я сделал для Бога. Он всё время балансирует на границе: не дать соблазн другим. «А что люди подумают, а как это будет?!» Тот же, кто не ест, он никакого соблазна не подаёт. Это моё дело. Люди, которые совсем уж ничего в духовном не понимают, как сектанты, не соблюдающие постов, те могут бурчать: ты меня тоже соблазняешь, что ты мясо не ешь. Такого нигде в Писании нет. Написано: Рим.14:21 – «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». А если я вино не пью, как я могу соблазнить? Павел говорит: 1Кор.8:9 – «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Этого надо очень бояться. Я беседую с сектантами, имею уже определённый навык, и не стыжусь говорить, что до определённого времени, допустим, лет 35 назад, я мясо ел. Но вот начались встречи у меня с адвентистами. С баптистами проще, они едят всё подряд, и свиней держат. А адвентисты свинью держать не будут, это только там Гадаринсие грешники держат. И они очень внимательны, что за мясо. У вас какое мясо?» И я понял: чтобы меня не уловили, не поймали, я вообще уберу мясо. И с тех пор больше в рот не взял. А теперь уже, встречаясь с ними, спустя столько лет, я говорю: скажите, вас соблазняет это. Говорит: «Нет, не соблазняет». «Я отказался совсем есть мясо. А ты можешь отказаться, хотя бы не есть 7 недель? Ты живёшь в православной стране, хотя бы по традиции так считается. Нет, не можешь». Я ещё ни одного сектанта не встретил, который бы отказался есть мясо в пост ради того, чтобы соблазна не подать. Чрево превышает всё. А разговоры такие убористые, пушистые, – такие уж они духовные. Ни одного не встретил. А уж с сектантами-то я не раз встречался. Вот здесь у баптистов было 4 собрания в неделю, и ни одного не пропускали мы в течение года. Они и то реже ходят к себе, чем мы к ним ходили. По любви не ешь мяса и не пей вина, ибо за эту душу умер Христос. А ты подаёшь соблазн. Лжеправославные зеваки по храмам, да какие они верующие, они пожирают всё подряд, что только ни попадёт. Они видят, что уже Великий пост, Страстная неделя, а смотрю, лопают. А для православного видеть, что едят молочное в Великий пост, даже говорить не надо, какой соблазн. Я говорю, вот ваша вся духовность, и стоило только всего лишь прикусить язык. Если ты говоришь о духовном, то готовься страдать. И Павел говорит, Пост не тогда, когда голод. Когда голод будет, ничего не будет, все поститься будем. Павел говорит: 1Кор.9:27 – «но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Проповедуя другому, я должен всё время думать: а как это будет выглядеть, а готов ли я на это. А кто-нибудь скажет: ты вот сейчас говорил, а сам ты готов на это или нет?
1Кор.6:13 – «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела». Уничтожит. Всё это червям. Ты с этой позиции начни заходить, и увидишь, что держаться особенно не за что. За что ты держишься? Как сейчас специально сфотографировали всех президентов, и местного, конечно, президента. Одного на рыбалке сфотографировали до пояса голого и говорят, у этого столько-то лишнего жира. У этого мускулы на коленках не развиты, у этого здесь-то. Конечно, предыдущий президент почти лучше всех выглядит. И действительно, у него торс накаченный, он спортсмен, по дзюдо разряд и прочее. А другие, ни одной мышцы не просматривается, а это означает, на ночь ест. Значит, уже специалистов пригласили, вот давайте по снимкам посмотрим, как они себя ведут. Что мы скажем, глядя на своё тело сами? А это говорит о том, что толстое чрево тонкие мысли не рождает. На молитве спать будешь, дремать будешь, если пищей твоей не стала молитва. К тебе никто не будет обращаться, чтобы ты об их нужде помолился. Ты просто себе скажи, когда тебя последний раз просили помолиться? Это означает, поделиться чем-то. Я вот только перед самым выходом получаю звонок. Звонок от батюшки, а батюшка этот из Сан-Франциско, и просит помолиться. Я уже развил целую проповедь, и думаю, дай-ка я скажу об этом, это же целая история. О чём сильно просят сегодня? Одни просят о том, чтобы детей не было, не знают, какие меры принять против детей. Тратят миллиарды на это, предохранительные меры, и тому не удивляйтесь. А другие просят, чтобы ребёнок был, – у них нет детей. И он Майкл, то есть Михаил, а она русская Светлана, легко запомнить. Долго молили, вымолили дитя. А я уже знаю, результат какой, заранее – рождается Ваня больной. И как помолиться? Я молиться буду, но добавлю, да только воля Твоя будет. Стало ли нашей пищей, чтобы довериться Богу? Вы знаете поучительную, трогательную историю матери Рылеевой, как она выпрашивала себе ребёнка, и кончилось тем, что сына повесили, ибо он стал декабристом. И всё это было ей заранее, до рождения дитяти показано. Нет ребёнка, успокойся, доверься Богу. Остался без жены, не ищи жены. У моих родителей было 12 детей, и я никогда не слышал, чтобы мать молилась: дай ребёнка. Вообще этого никто не знал: нет и нет, живут совершенно нормально. У тебя такая жизнь, ты имеешь больше возможности помогать кому-то, высвобождена. Это твоя пища будет. Ты сам определи себя, посмотри, доверился ты Богу или нет. Нас просят, запомните эти имена, и мы обязаны помолиться хотя бы один раз.
Кол.2:22 – «что всё истлевает от употребления, - по заповедям и учению человеческому». А для чего ты, человек, вообще живёшь тогда? Ты сам прикинь, и ответь, для чего человек ест. Для того чтобы жить, но не для того живёт, чтобы есть. А у пенсионеров говорят, только один лозунг «исть, исть, исть». У него больше ничего нет. Надо учиться обходиться малым. Пища нас к Богу не приближает. Лучше научиться благодарить Бога. Я однажды прочитал, что тауреди, пустынные жители, едят в среднем в 6 раз меньше жителей европейцев. В 6 раз едят белокожие больше, – это ужас какой-то! И оказывается, что русские едят в 2 раза больше европейцев, чему француженки весьма удивились, что русские женщины много едят. Выходит, в 2 раза, да в 6, – это в 12 раз. Там, где можно прокормить 12 рабочих, у нас только одного можно. А что тот пустынножитель делает? До 60 км пробегает по пустыне, со стадами, при температуре 45 градусов в тени. И добавляется: если бы эта тень была. Надо всё время тренировать себя, малым обходиться. Я могу, у меня есть, но не буду, обойдусь без этого. Всё истлевает от употребления.
Евр.13:9 – «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими». Яства – это пища, разные меню приготовляют. Благодатью укрепляйте сердца, Священным Писанием. Читают всё подряд, смотрят всё подряд. Поставь себе правило: сможешь ли ты обойтись без телевизора? Я бы просил всех уничтожить все телевизоры. Просто уничтожить, и больше ничего. У меня его нет. За весь год не посмотрел ещё ни одной минуты. Хотя фильм только сегодня смотрел – уже десятый раз «Искупление»; о том, как правильно проповедовать о Христе, пользуясь всеми вещами. Про евреев показывают. Проходит время душа требует, я сажусь, какую-то часть посмотрю. Как из всего простого можно найти любовь к Господу. И без слёз не могу смотреть: Господи, какие мудрые фильмы нам даёшь, и на что люди себя растрачивают. Не увлекайтесь разными яствами. Разным чтением. Проверьте, от Бога это или не от Бога. Рим.14:17 – «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Вместо пищи и пития, нужно стремиться к праведности. Вот тут простор, и каждый день можешь упражняться. Праведности достичь по заповеди Божией. Мир Божий! К миру призвал нас Господь. И радость иметь и эта радость не простая, не обычная мирская, но только во Святом Духе! И всё это взамен пище. А если это всё будет, то пищи не много надо, человек малым обходится. И когда читаешь про святых, то подчёркивается, какая была пища. Одна жила на острове, и пища, какая? Горох и больше ничего не было. Читаешь в другом месте: был козий сыр. А у других – 5 фиников на день. Пища была самая простая. А чем питался Давид? Да можно узнать чем. Отец, когда послал его братьев попроведовать, а они были на фронте, и что он к ним отправил, что за пища. 1Цар.17:17 – «И сказал Иессей Давиду, сыну своему: возьми для братьев своих ефу сушёных зерен и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям». Всякие изысканные блюда, молочное с мясным мешают. Это не на пользу. Услышал, и больше никогда мясное с молочным не мешай. Это вам не полезно. С бабушкой, уже не выходящей на улицу начинаешь разговаривать, а она: почём там мясо? Да какое же тебе мясо, да зачем же оно тебе нужно? А как без белка? Да откуда же тебе знать про эти белки. Раньше говорили, что без мясной пищи прожить нельзя, а сейчас пишут в журнале «Здоровье мира»; про целые нации, которые никогда не употребляют мясное, ни сегодня, ни вчера, ни пятьсот лет назад. Человеческий организм более приспособлен к растительной пище, нежели к пище животного происхождения.
Ис.57:14 – «И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего». Какая преграда? Это проще всего сказать: преграда. А преграда в первую очередь в том, чем мы живём. Это питание. У русских питание жирное. Считаешь, пятое блюдо, шестое. Прислали мне кремлёвский рацион, что у них там есть. Это человеку совсем даже не надо, вредно. Сир.32:22-23 – «Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним; страдание бессонницею и холера и резь в животе бывают у человека ненасытного». Ты сам по себе разве не знаешь, ты не прельщайся лаковыми яствами у человека завистливого, сердце его не с тобой. Вот уже я у него есть не буду, и у этого не буду. А дальше посмотри: Деян.20:35 – «Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».Тоже себе в арсенал возьму, это всё помогает держать зубы на замке. А всего-то читаем про пищу.
Лев.9:14 – «Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь». А причём тут слепой, глухой? Неведение является слепотой. Человек не знает, что за пища для него полезная. Ты ему поведай. Я много об этом говорю, прошу людей, подхожу. Обижаются. У меня хороший знакомый был, к нам в храм приезжал. Человек с большим образованием, четыре высших образования, полковник в трёх родах войск, тринадцатикратный, кажется, чемпион по борьбе, а во чреве невоздержан. Моложе нашего батюшки, а уже умер три года назад, как будто никогда его и не было. Я ему сколько раз говорил: бросай ты этим баловаться, нельзя этого делать, почему ты как толстое бревно должен быть. Тебе трудно дышать, всё время пыхтишь. Епископ здешний умер в 41 год только от этого, от обжорства. Он у меня был, и когда поднимался по лестнице, пыхтел, как будто на двадцатый этаж поднимался. Я ему сказал: ты не жилец. Останься со мной, я тебя через четыре месяца сделаю тонким, звонким и прозрачным. Вставать будешь со мной, молиться будем вместе. Ну что, попыхтел, поулыбался, хоть не озлился, не ударил, и то хорошо. Его уже нет, его уже черви съели, он растаял. А если бы послушался, он бы теперь жил. Но возврата оттуда нет. Переедающий зубами грызёт себе могилу. Если у тебя лишний вес, представь, ты легла на кладбище и зубами грызёшь могилу, голову поворачиваешь, набрала в рот земли, голову поворачиваешь, в сторону откинула, как собаки делают, когда нору копают. И станет самому стыдно: что же я, в самом деле, безвольный такой. С чего ради я должен такую тушу носить. Это нам Писание говорит. Мф.18:7 – «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Через пищу, как мы прочитали, смотри, чтобы не было соблазна. А соблазн ещё и в том, когда люди бедно живут, а другие при открытых шторах пируют, то какую зависть вызывают. Помню, во время перестройки многие не имели питания самого насущного, и мы проходим мимо ресторана открытого, и всё буквально ломится, то какой ропот у людей идёт. Зачем тебе это нужно?
Иуд.1:12 – «Таковые... без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые». Да самый момент показать свою доброту, поделиться с людьми. Бедному и псы могут оказать благодеяние, лижут струпья его, а олигарх каждый день пиршествовал блистательно. Потом-то где оказалась несчастная душа? Кто тебя после смерти потащил? Отпевали, попы были. Всё было у него, но только ни грамма это не помогло. Уже под ним горел огонь при жизни. Говорят, умрёт, всё забудется. Не забудется. Ему было сказано: вспомни, ты получил доброе твоё при жизни твоей. Ты вспомнишь эти куски. Иоанн Златоуст объясняя эту притчу, говорит, что небо – птицы, море - рыбы, земля несли дань его чреву. А оно было всеобъемлющим. Он всё туда бросал и бросал. Он заплесневелой корки хлеба не дал Лазарю, ржавого пятака не бросил бедняку. Это всё говорится о нас. Соблазн? Да, соблазн! Рим.15:1 – «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать». Речь идёт, в конечном счете, об угождении ближнему, во благо, в назидание. А ведь речь ещё и вот о чём, что бабушки развращают своих детей. Чего только им не нанесут, закармливают шоколадками. А шоколад рождает похоть, похотливые растут дети. Вам с ними не справиться, они вас душить будут за этот шоколад. А как только дети появились, вы сразу с ними начинайте беседовать о божественном: давайте вместе помолимся. Скажите, нас сегодня просили помолиться те, кто слепые, обездоленные, кто лежит на операционном столе. Чтобы это стало нашей духовной пищей. Когда ученики пришли к Господу, у колодца Он сидел, они ходили купить пищу. Он говорит, вы не знаете Мою пищу. Они удивились. Они по-своему рассуждали, купить, принести, накормит. Иоан.4:34 – «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». И поэтому, кто увлечён чревоугодием, тот творить волю Божию с ревностью не будет, там этого нет. Мы для того сюда и пришли, чтобы испросить, получить настоящую пищу, познать волю Божью, исполнить её, получить обещанное Царство. Аминь.