размер шрифта

Поиск по сайту




Не высокомудрствуйте

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 29

Указатель: Рим.12:16

13.09.08. Рим.12:16«Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе». Один стих, и если его сегодня разобрать и воплотить, очень большие перемены будут и в Церкви, и в государстве. Будьте единомысленны между собою. Единомыслия-то нет. Фракции, партии, церкви, религии, конфессии – единомыслия нигде нет. Ни в семье, ни между детьми, нигде вообще нет единомыслия. А где нет единомыслия, там мы разные. А разные - значит, по крайней мере, один уже не прав. Иногда диаметрально противоположные мнения, и оба правы никак не могут быть. Взять сектантов. Отошли, рукоположения нет. «А мы – церковь». Никогда не понималось так, что церковь - это отойти от Церкви, что-то отдельно начать собираться, и это будет Церковь. Никогда. А причина какая? Дальше читаем: не высокомудрствуйте. Когда Павел написал Римской церкви, может, он имел конкретно кого-то в виду, а может, обобщал для будущих поколений. Высокомудрствовать. Слово «мудрость»;, это слово хорошее – софия. И высокая мудрость – это полёт орла. Но здесь имеет место иронический смысл. То есть человек начинает думать, что он что-то много знает. А что ты знаешь? Много знает тот, кто много читает, кто внимательно живёт, кто исполняет заповеди Господни, тому Бог даёт знания. Сир.35:9 – «Человек ученый знает много, и многоопытный выскажет знание». А если ты будешь сидеть у телевизора, тебе знаний не прибавится. У тебя дерзость появится, высокоумие. Еккл.7:22 – «ибо сердце твоё знает много случаев, когда и сам ты злословил других». А дальше поясняет: но последуйте смиренным. Высокомудрствовать и смирение показать – совершенно разные явления. Дьявол более всего ненавидит смирение. Ни поста, ни молитвы он так не боится, как смирения. Хотя постом и молитвой изгоняется дьявол. Смиренно - означает, что перед Словом Божиим человек наклоняет голову, признаёт старших, он знает своё место. И поясняет: не мечтайте о себе. Но слово «мечта», неплохое слово. Человек-мечтатель; кремлёвский мечтатель думал построить лучшую жизнь. Пс.72:20 – «Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их». А в Библии, - я проверил все до одного слова, 13 мест в Ветхом и Новом Заветах, и в неканонических книгах, – и ни разу нигде слово «мечта» в положительном смысле не встречается.
Сир.4:24 – «ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их». Возмечтал быть Богом денница. И что случилось? Он стал высокомудрствовать: в сонме богов поставлю престол. Вот откуда идёт. И чем кончилось? Во что превратился? Сейчас бы, конечно, не дай, Бог, а Господь может так сделать, что человек иногда видит дьявола, и ему задают вопросы, и он отвечает. Такие, как Макарий, Илларион видели супротивника. И сказать: ты понимаешь, что ты с собой сделал? Впереди ещё целая вечность. Но сегодня ты можешь у Бога просить прощения? Он говорит: это людям дано, мне не дано. Он не может покаяться. Иер.23:16 – «Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, [а] не от уст Господних». Слово Божие написано к нам, и мы не можем, как сектанты рассуждать: так это к римлянам написано, пусть римляне и разбираются. Это всё к нам написано. Павел говорит: к достигшим последних времён, чтобы мы не были похотливы на злое. Высокомудрствовать, думать о себе высоко – погибельно. Сколько бы ты ни знал, ты только будешь знать одно: что ты ещё ничего не знаешь. Апостол Павел это и подтверждает. 1Кор.8:2 – «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать». Мы должны научиться мыслить так, как Господь нас научает. И чтобы стихи эти понять, можно, конечно, разные толкования дать. А всё же самое правильное, это посмотреть сначала, что Бог говорил подобное когда-то через пророков. Высокомудрие было и у израильского народа, и у других наций. 1Кор.1:10«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». Он об этом заботился. Но того достичь можно только путём смирения. Если смирения нет, ты обязательно начнёшь за борт выходить, за ограду, через прясла полезешь. Скотина смиряется перед человеком. Как-нибудь встань со стороны и посмотри: корова могла бы разломать твою ограду? Да делать нечего, она бы двинула боком и всё. Она смиряется. Ей, может, и неприятно, что ты доишь её, а она смиряется. Бог в неё послушание вложил, а человеку дал волю, и я добровольно должен смириться: так сказал Господь. Наша душа, говорят, по природе христианка. По природе райской. А сегодня она - язычница, её надо всё время давить и заставлять, она добровольно не хочет. Она поститься не хочет. Видите, только встали на молитву, через пять минут ребятишки между собой переглядываются, строят рожи. Берите детей, рядом с собой ставьте. Посмотрел на часы, ровно пять минут прошло. Пересмеиваются с девочками. Совершенно не годится. Это уже растут мечтатели. Ты идёшь в храм, так его настропали, чтобы он стоял, как на огненной плите: я пришёл к Богу, в храм Божий. 1Кор.8:2 – «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать». И на этом остановись. Определяет знания – круг, а вокруг круга - это область неизвестная. И чем больше знания, тем длиннее будет окружность, тем больше ты понимаешь, что многого не знаешь. И в конце жизни ты можешь сказать: я так ничего и не узнал. Знает тот, кто понял, для чего он живёт, задумался о смысле жизни. Жизнь для этого и даётся, чтобы найти Бога, примириться с Ним, познать волю Божию, исполнить волю Божию. Господь ждёт, когда мы к Нему вернёмся. 1Пет.3:8«Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры». У нас единомыслия с патриаршими священниками, да и с нашими-то нет. А почему? Да потому что они Слово Божие не берут. С нами иметь единомыслие очень легко. Только открывай Библию, - и достигнуто единомыслие. Я нахожу единомыслие по многим вопросам с католиками, с баптистами, с пятидесятниками, адвентистами, даже с иеговистами, где Слово Божие понимается правильно. Здесь же никакого объединения не может быть. Мы совершенно разные.
2Пар.30:12«И над Иудеею была рука Божия, даровавшая им единое сердце, чтоб исполнить повеление царя и князей, по слову Господню». Что Бог скажет. А Бог через кого-то говорит, Он с нами не говорит так, я ни разу голоса не слышал. Он говорит нам через Слово Своё, через служителей Своих, через ближних. Кто бы ни сказал, а ты сразу взвесь: от Бога это или нет. И Господь говорит: дал им руку Свою. У них было единое сердце в стране Израиль, когда они строили храм, когда приносили жертвы, когда вместе вопияли к Богу. Это Бог даёт единое сердце. А отсюда вывод: не единое – это не от Бога. 3Иоан.1:9 – «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас». Он отталкивает. У нас вот приняла одна крещение, её сразу там из церкви выгнали. И сестра, которая приняла крещение, вчера взяла и сама позвонила священнику. «Я ваша овца?» Он говорит: «Да». «А почему же вы меня выгнали?» И она его в тупик поставила. Она стала ему цитировать четвёртую главу Матфея, какие искушения после крещения. «Вы меня в искушение вводите. Я ни в чём не виновата. Брак ваш, неправильное крещение выправляют, ибо Вы меня не погрузили. Какую радость я испытала, Вы бы знали!» Полное расхождение с патриаршими попами. А сегодня вдруг сам настоятель ей звонит и говорит: «Мы погорячились, мы бы смогли тебя сами крестить». Верить нельзя им. Это они сегодня говорят, ибо они не знают, что делать. А почему раньше-то не крестил? Вы же говорили, что это оскорбление Бога, если перекрестить. Как печать какую поставит, когда лоб помочит, и уже крестить нельзя. Согласны они, полное погружение должно быть. Но только тогда, если некрещёный. А если лоб помочили тебе, и это уже за крещение считается, и тебя уже до истинного крещения с полным погружением нельзя допускать. Я всё больше и больше склоняюсь к мысли, что здесь потрудился не Бог. Не может так быть, что Бог к Таинству закрыл Сам двери. Молятся, читают канон, поминают её как заблудшую и произносят её имя, а другие спрашивают: кто такая? И уже ей звонят и говорят: какая ты счастливая, что тебе Бог дозволил иметь такое крещение, где ты была. Они не знают, в какой угол теперь тянуть. Нам за неё молиться надо. Да не высокомудрствовать, не мечтать. Мечтающий человек, как написано, неразумен: Сир.35:5 – «Гадания и приметы и сновидения — суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей». Она ещё не родила, а уже мечтает, что сын вырастет, допоит, докормит. Ещё родить надо. И у рождающей, а не у родившей, сердце наполняется мечтами. Ты эту мысль ещё не воплотил в жизнь. «А я тоже мог бы». Ну, мог, почему не делаешь? Сначала научить надо, потом человека привести к истинному крещению. Притом бесплатно.
Деян.4:32«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее». Одно сердце и одна душа. Это не надо понимать, что у других сердца не было в груди. Это – единомыслие. А единомыслие возможно тогда, когда Дух Святой объемлет человека. Единомыслие возможно у ног Христа. Без Христа нет единомыслия. Во всём мире нет единомыслия. Между разными странами. В одной и той же стране вчерашние республики между собой уже воюют. Настоящая война идёт. А единомыслие должно быть по вере! Но Грузия православная и мы православные. Война. А если бы те и другие имели истинного Христа и сказали: Бог наш дал нам мир, да какое же я имею право у кого-то отнимать жизнь?! Ничего этого не говорят. Игрушками в руках масонов стали те и другие.
Ис.5:21«Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» Вам, думаю, встречались такие люди. Всё что-то мудрят, что-то говорят, но только не по Писанию. По Писанию мудрить очень трудно православным, ибо у нас есть толкование. Мы каждое утро читаем толкование блаженного Феофилакта. Есть такие моменты, которые я не могу принять, но я и не могу никуда перешагнуть. Я вижу, что надо на проповедь идти, а они прославляют монашество. Я ничего не упустил, но я могу делом доказать, что это неправильно, и неправильно потому, что Господь послал в мир Апостолов. Не надо было мудрить. А вот намудрили, и что сейчас есть, это всё от высокомудрия. Выше Бога хотят люди быть. Бог сказал, и ты сразу сложил бы руки и поклонился: слушает раб Твой. И всё на этом кончилось. Иак.3:13-14 – «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину». Оказывается, люди хвалящиеся любят лгать на истину. Если ты мудрость имеешь, и так думаешь о себе, тогда и докажи добрым поведением с мудрой кротостью. Один будешь дома сидеть, ты никогда не будешь знать, какой ты есть. Почему святые всегда советовали быть в общежитии, потому что мы друг от друга научаемся.
Иер.32:39 – «И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни [жизни], ко благу своему и благу детей своих после них». Дам одни мысли. И дальше: будут бояться Меня. И это всё? Достаточно тебе. Мы одинаково будем бояться Бога. Бояться нарушить заповеди Его. Мы будем стремиться друг к другу. Мы будем всё время ощущать, что самому мне таланты не развить. Да я и не знаю их, свои таланты-то. А другой тебе подскажет. Иер.45:5«А ты просишь себе великого: не проси; ибо вот, Я наведу бедствие на всякую плоть, говорит Господь, а тебе вместо добычи оставлю душу твою во всех местах, куда ни пойдёшь». Думает: что-то сделает, построит коммунизм. Ничего этого не будет. Бог всё размечет, раздует, и буря утихнет. Кто бы мог думать, что такая держава рухнет? А сейчас говорим, и всё это в прошлом, как будто никогда этой чумы и не было. Иов.31:13-15«Если я пренебрегал правами слуги и служанки моей, когда они имели спор со мною, то что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы я отвечать Ему? Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его и равно образовал нас в утробе?» Даже если служанка к нему обращалась, и он не отсылал к подчинённому разбираться, а сам разбирался с ней. Вот такое простое рассуждение: мы одинаково зачаты, одинаково смертны, почему же ты меня презираешь? И он к этому дошёл, ещё не зная Христа. А уж во Христе тем более мы все вместе. Устранить неединомыслие очень легко. Встань на молитву, перед Богом открой сердце и скажи: Господи, проверь, почему меня нет в церкви? Почему я не хожу никогда на занятия с детьми Божьими? Почему я на благовестие не иду? Вопросы эти поставь и ты увидишь: всё в тебе, а не в ком-то. А в тебе почему? Ты увидишь: сердце-то наполнено не той благодатью, которую ты получил в крещении. Постепенно всё это заросло тиной, и там уже ветер не движется. Где Дух Святой, там всегда движение, там человек не прячется. Лук.14:13 – «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых». Когда у батюшки было бракосочетание, мы около церкви собрали всех нищих, какие были. Это редкий случай. Обычно на свадьбе нищему как бы не в то время, такое тут торжество. И я скажу, что было очень интересно. Какие-то новые мысли. Это только думаешь, что нищий ничего не знает. У него тоже свой мир. И они-то были как рады. Мы всех, кто только был, всех, до одного нищего, собрали.
Лук.22:24-27«Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий». Ты вопрос себе всегда ставь: прошёл день, а кому и чем я послужил своим талантом? Рано или поздно на этот вопрос придётся отвечать. Как умножится талант, если ты один находишься? А за неделю? Ну, а дальше? Ты увидишь, как всё пустотой уже накрыто. Как твой талант послужил? Тебя нет, и никто не ощущает недостатка никакого? Ох, не так живём. Ещё не поздно. Не надо высокомудрствовать, а перед Богом склонить голову и сказать: Господи, неделю талант лежал закрытый, я никому ничего не сказал, ни к кому не пошёл, чужое горе не развеял, никому не помог. В своём гнезде сидел только. Прости меня, Господи. И впредь этого уже не будет. Мф.18:1-4 – «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Что значит дитя? Прощение. Злопомнение у ребёнка редко бывает. Я лично таких и не знаю. Это уж совсем окончательно испорченный ребёнок, рано созревает, на зле воспитан. А обычно они тут же всё забывают, опять вместе играют. Фил.1:27«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую». Единодушие в чём? Не то, что все одинаково мыслят. «Ты думаешь, кто взорвал торговые центры в Америке?» Одни думают, что это ЦРУ взорвало. Другие думают, что террористы какие-то. Да, в этом мы можем даже иметь единомыслие, но что толку? Что с нами шизофреник был или глупый. Ну, что это даст?
Мы должны быть единомысленны по Слову Господню. А остальное мне совершенно никакой пользы не даёт. Даже если бы я знал это всё и рядом был, тем более я на этой башне торгового центра был, экскурсии были. Ну, и что? Я только благодарю Бога, что я не попал туда в то время. Этот капкан, может быть, для меня как раз был поставлен. Ты только благодари Бога, что дал Бог нам направление и единомыслие по Слову Его. Придёт Павел к нам, не придёт? Он не пришёл к нам. Но чтобы в одном духе за веру Евангельскую мы подвизались согласно того, как он благовествовал. Это возможно только тогда, когда ты в Церкви. Вне Церкви сие невозможно. Павел создал общину, и он пишет Филиппийской церкви; он пишет одному Тимофею, но Тимофей был в церкви. Филимон был тоже в Церкви. Просто так на ветер Павел не писал. Фил.2:2-3«то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя». Простые слова, но как трудно это принять. Мы настолько все разные. Но мы никогда бы не могли стоять вместе, разговаривать, если бы мы не знали Бога. У человека неверующего столько амбиций, такой гонор. Вы научитесь говорить евангельским языком. Ни одного лишнего неевангельского слова. Единодушно – значит по Евангелию. Пр.17:5 – «Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным». А в мире радуются? Да. Трудно, конечно, всем сострадать. Но себя надо смирять: я не посострадал, прости меня, Господи. То есть ощутить ущербность свою, сердце ещё не расширено.
Пр.26:12 – «Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него». Не мечтайте о себе. Мне в жизни встречались мечтатели. И всё что-то думают, мечтают построить. Ничего не будет. У нас были люди, которые жили здесь, которые не согласны с уставом. «А вот надо так». Это есть у Гоголя, маниловщиной называется. Ну, ты попробуй, ибо ещё 360 сёл на Алтае брошено. Поселись там, найди людей - единомышленников, другой устав напиши, чтобы там можно было ходить раздетым, чтобы курить можно было, чтобы дети начали ночевать, где хотят, чтоб службы никакой не было, пропускали её. То есть всё, что тебе не нравится, включи туда, в свой новый устав на том вашем новом месте, всё вбери, что нравится. Но ведь не сделаете никогда. Если бы так было просто, на каждом шагу деревни бы возникали. Мы-то здесь сколько бьёмся, да я не один. И брат не один. Ещё Бог дал каких сотрудников. Заметьте, как мы все единодушны. Всю неделю готовимся поехать на благовестие. В разные концы поехали. Брат уехал к родителям в другой район, там свидетельствует. Пр.3:7 – «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла». А хочешь узнать, мудрый ты или нет? Встреться с кем-нибудь более мудрым поговори и ты увидишь. Бывает, встречаешься с какими-то специалистами, и таким себя нищим чувствуешь. Хотя я без этой специальности проживу. У меня были постоянные встречи в лётном училище. А там преподаватели, почти все полковники. И вот собрались однажды, они пригласили меня после занятий пойти к курсантам. Один говорит: «У тебя какое впечатление?» Полковник другой говорит: «Мне кажется, я не учился и академию не кончал. Я совершенно ничего не знаю». То есть он никогда об этом не думал. Но когда услышал о духовном, о вечности, о небе, о Христе, он понял: это другая сфера, совершенно другая. Все специальности невозможно познать. Или говорят: он знает наизусть. Не надо этому верить, это образные выражения. За всю жизнь я не встретил никого, кто бы знал наизусть Библию. И кто знал наизусть хотя бы Новый Завет. Хотя говорят, что такие есть. Я в это не верю. Мне сказали, что такой-то человек знает наизусть Псалтирь. Я с ним встретился. Читай псалмы, говорю. Он стал читать, три псалма прочитал и остановился. Что? «А я думал, что знаю». Не знаешь. Читай 118-й псалом, и когда его выучишь наизусть, тогда только считай, что уже маленько стронулся. Ты начнёшь заплетаться. Такого, кто 118-й псалом знает, я встречал одного, он к нам приезжал, он его знает. И самое обидное, что он старообрядец и читает по-русски. Вот как Бог обличает православных и через кого?! А чтобы наизусть знать в точном переводе хотя бы даже одно Евангелие, я не встречал. Не повезло, может быть, мне. А обо мне постоянно говорили везде: он знает Библию наизусть. Не знаю. Но только знаю на каком-то уровне, что, когда читают любое место, и даже одну букву изменят, я буду останавливать: это не так. «А Вы наизусть знаете?» Нет, просто что-то во мне срабатывает: неправильно он читает. «И Вы знали это?» Не знал. У меня постоянно это было. Какую книгу бы не начали читать. И даже не слово, а падеж не так или союз «и» поставят, я остановлю: перечитай ещё раз. Букву одну изменят не так, и внутри меня, как перфокарта, не пропускает, я останавливаю. Наизусть же Библию я не знаю, – это другое совсем. Просто мне Бог дал понимать, что это Его слово. А если читают уже с искажением, вот что я подмечал. Пс.130:1«Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое». Вот этим можно похвалиться. Я никогда не входил в вопросы, которыми занимались Вселенские соборы. Что Бог Отец, от Кого исходит Дух Святой, что во Христе две воли – никогда. Это та тайна, в которую боюсь смотреть. Я православный, я принял по-православному. Католик понимает по-другому, и я не оспариваю. Но если говорят: Христос не Бог, - тут я встану и докажу. А относительно воли, там третья, четвёртая, вообще Писание ничего не говорит. Что Он есть Бог, я вам уже говорил, много есть мест Писания. Высокомудрствовать не надо, и мечтать противопоказано человеку. У нас в Библии нигде не написано, чтобы мы говорили: может быть, кажется, вероятно, а написано: да и аминь. Да, что Христос пришёл! Да, что Он нас избрал. И абсолютно точно мы знаем, что Он придёт судить мир. И мы твёрдо исповедуем Христа и Его пришествие, и что искупленные Им имеют вечную жизнь. Аминь.

Историю исследуешь не раз,
Настолько слой за слоем наносного!
И нет тропинки от вчерашних трасс,
А там шла жизнь и судьбы очень многих.
Ни очевидцев нет, ни старожилов,
Но по оборванным концам отгнивших нитей
Нам нужно высветить ушедшие режимы,
В трагедии, в репрессии их вникнуть.
Мы, христиане, верим Слову Божью,
Нашли и базис в наших рассужденьях,
Что будет воскресение из мёртвых позже,
И Суд для каждого от самого рожденья.
История страстей, злонравия, ошибок
В их совокупности с последствиями вкупе;
Выходит, прошлое не умерло, а живо,
И Страшный Суд с восстанием наступит.
И в той позиции из вечности туманной
Сиюминутное шуршанье – просто смех.
Всё высветит, без признаков обмана,
С подтекстом вечности комедия у всех.
Историю без веры не понять,
Философы, эксперты – суть безумцы.
Не разогреть им души без огня,
А где огонь, там надобно разуться.
Песок событий прошлых пропечёт
Останки – груды черепов – всё жертвы.
Кто знал Писание, таких наперечёт,
Они заботились о мире и о Церкви.
Без Слова Божия – из суеверий тьма,
Вожди слепые, горе-однодневки.
Мечтами и кадилами исступленно гремят, -
Что не по Библии, сметает Бог наш с гневом.
Историю просматриваем вспять, –
Во всех веках христианин стал лишним.
Господь повелевает мёртвым встать.
Последнюю строку Христова длань допишет. 21.09.08. ИгЛа

Список всех проповедей

289

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: