размер шрифта

Поиск по сайту




Не воздавайте злом за зло

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 29

Указатель: Рим.12:17

14.09.08. Рим.12:17«никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками». Ничего особенного в этих стихах нет. Кто призывает сегодня мстить? А когда задумаешься, весь мир в этом и живёт. Война закончилась в 1945-ом году, а всё ещё военных преступников разыскивают. Уже никого нигде нет. Сейчас пишут, что Гитлер умер только в 1962 году. А если бы его нашли живым? По молекуле, наверное, растаскивали бы. Слово Божие открывает нам прошлую историю. Люди мстили не потому, что им плохо сделали, а им казалось, что этот человек мешает. Каин убил Авеля. За что? Авель ему ничего плохого не сделал. И вдруг в Священном Писании открывается причина. 1Иоан.3:12 – «Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны». Больше ничего нет. Одна причина. Родился не от того. Отец и мать одни и те же. Оказывается, у него было другое рождение – антидуховное. И дьявол его наставлял. Корень-то намного глубже, оказывается. Не мстите, возлюбленные. Представим мысленно, что сейчас живой Моисей, и мы, живые христиане. По Моисееву закону, если он будет действовать, он нас всех убьёт. Моисей, которому поклоняемся. Живого ни одного не оставит. Я перебрал, вообще никого не будет. А если по закону Магомета? Ни одного живого не будет. А по Талмуду? Ни одного. У них прямо написано: найди лучшего христианина и убей. Ну, этого убил, а следующий, которому, допустим, оценка четвёрка, этот уже будет лучший. Лучшего-то убили. И этого надо убить, и так до последнего. Когда все учения мира рассмотришь, я уж не говорю про коммунистическое, где «если враг не сдаётся, его уничтожают». А все религиозные учения, они близко не стояли к тому, что открыл Христос. Это было потрясением: «Не мстите!» Накормите врага, заботьтесь о нём, благословляйте гонящих вас.
Вот это вмонтируйте в детей. Сейчас много рассуждают о том, какая должна быть государственная власть, какое устройство. Специальную книгу выпустили: «Проект России». Разные виды правления, какие были, разбираются. Одно из самых привлекательных – теократическое правление, правление как бы от имени Бога. Священники везде, чтобы как в Израиле было. Первосвященник Илий, священники, они дают указания. Вообще-то, привлекательная идея, но она – самая опасная. Это означает, что в функции священников будут суды, прокуратура, милиция, расстрелы, войны, – всё это в их власти будет. А чего же тогда останется? Бредят всё время симфонией соединения государственной власти с религиозной. Это недалеко отошло от теократического управления. То же самое – зло за зло. Пытались сделать так, что Церковь сама собой, но всё время под руководством держать мирских. Их нельзя держать, это другая природа. Нельзя сделать, чтобы лев питался травой, нельзя этого сделать. Лев должен переродиться в вола. И нельзя волку питаться соломой. Он будет овечку рвать, потому что у него природа другая. Почему Господь и говорит: надобно родиться свыше. Вот тогда «злом за зло» уже не будет в закон введено. Конечно, законом можно ограничить как-то - зуб за зуб. Во время игры или как выбили зуб. Разобрались. Выбил? К судье. Поставил зубило на этот же самый зуб, ударил молотком - зуб выбили. Всё, спор закончен, иди домой. Глаз выткнул кому-то? Судья виновному выжег глаз, и иди домой. А ведь сегодня за один зуб голову снесут, да не одну. И Апостол Павел преподаёт этот закон: никому не воздавайте злом за зло. А еретики? Что они делают! Они же учение Троицы не признают, они же против Церкви! Не воздавайте и им злом. С еретиками нужно обращаться кротко, на то есть и специальный канон. Им рассказывать, говорить. Но не так, как Волоцкий Иосиф. Казни, больше ничего и не было. Он день и ночь настаивал князю великому: казни их всех. В конце концов, добился своего. Князь – мирской человек – упирается, а верующий добивается. И наконец добился казни. Инквизиция. Борьба только одним – любовью. Вот человек обокрал хозяина и удрал, его нигде не найти. Он в столице как иголка в стоге сена. И что, нашли его? Он умеет прятаться, но нужда его загнала в тюрьму. Приходит, слышит: у одного узника много пищи. Узник же сразу разоблачил его. Не на исповедь принял. Он сразу понял, что это бродяжка. Говорит ему о Христе, о любви Божией, о богатстве милосердия Божия. И тот обращается к Богу.
И тогда Апостол Павел пишет Филимону: прими его. Прими и отправь обратно ко мне. Флм.1:11 – «он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его». Вор обратился. Онисим мне нужен. Читайте послание к Филимону. Да если бы на каждого вора Павла где-то родить. Да если бы каждый-то Онисим наткнулся на этого Павла, сколько же новых тружеников на ниве Божией было бы. А ведь с мусульманами-то бороться можно. И тоже любовью. Рассказать им, что Магомет ошибся в том, что Христос не умирал. Иисус умер. И показать, и доказать. Другого-то нигде не было источника веры, как только из Евангелия. Непрерывно с татарами война, с мусульманами. Вы думаете, напрасно есть поговорка «казанский сирота»? Это значит, Иван Грозный полностью истребил мужское население, вся Казань была сироты. Нам этого они никогда не простят. А это тоже неправильно. Объявляют священную войну джихад – тоже неправильно. Никому никогда не воздавайте злом за зло. Тебя обидели чем? Сотвори молитву, и сатана отойдёт. В любом зле с милосердием Божием ты найдёшь добро. Господь наказывает, бьёт. Но всё время ждёт только покаяния, чтобы помиловать. Бог ищет причину, хоть маленькую. Дайте Богу возможность помиловать человека. 1Кор.13:4-5«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». Показано главное лекарство. Вот здоровый образ жизни – нет зла, болячки все исчезли. Я хочу проверить все места Писания, где говорится о зле. Любовь не мыслит зла. А что, по Моисееву закону зло было? Сплошное зло, но только в уменьшенном виде. Закон Моисеев был только нянькой, его значение – только привести ко Христу. Кто этого не понял, он так и находится под водительством няньки, хотя уже борода седая. Если ты желаешь жить не во зле, хочешь быть здоровым, – ищи у Бога ответ. Приходит журнал «ЗОЖ», «Лечебные письма», ну столько же пишут там о болячках. И на каждую приноровись, она у тебя есть. Вот почему из прихожих в поликлинике убрали подобные брошюрки. Люди с большим воображением читают, и каждый у себя находит эту болезнь. Забудь про неё, вообще не думай, молись и радуйся Богу, воздавая хвалу. Скажи: завтрашний день придёт, я ещё на день старше буду, болезней будет ещё больше. Да не о болезни надо думать, а о благодарности Богу. Дал Бог болезнь? Благодарю Тебя, Господи. А ведь давал здоровье, было, где я его порастерял, где я ходил, прости меня, Господи. Если начнёшь думать только о болезни, и о здоровье вообще на ум не придёт. Любую болезнь изгнать, это надо заваривать травы какие-то. Посидел, почитал, намазался, и конца края никакого не будет. Самое правильное – не злись никогда, зло истреби. Подошло неудовольствие – сразу на колени. Испытайте, крепкая узда должна быть привязана к переднему углу, где иконы. Чуть что, развернулся и на молитву. Я сколько говорю: заведите себе лестовочки! Не могу никак я тебе доказать пользу чёток. Приди, вместе помолимся. Один раз хотя бы. Вот вчера звонит мне отец Иоанн из Тулы: «Специально заканчиваю все работы, и к Вам приеду, чтобы пожить вместе». «Отец Иоанн, с нами трудно жить; на каждое дело – сто поклонов. Чуть что не так, мы опять за лестовку и в уголок». И каким же светом всё вокруг сиять начинает! Другими цветами. Сам себя начинай наказывать. Быстро всё зло уйдёт. Мы как-то ехали в поезде. Я никогда один не ездил, а шесть человек. Говорю: давайте договоримся так: как только между нами какое-то несогласие – поститься. В вагоне. И мы истребили в течение двух дней всё абсолютно. Как только какое несогласие – ноги на полок, опять лежим, ждём, когда обед. До обеда что-то между нами возникло не так – до вечера. Сатану морить надо голодом.
1Кор.6:6-7«Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» Лучше, оказывается, когда меня давят. Не то, что обиду какую-то держать. Я ради Христа это делаю. «А ты мог бы дать сдачи?» Конечно, мог. Но я знаю, какие будут последствия. У того есть ещё друзья. Они меня будут караулить, когда я буду идти один. «А я буду вместе с охранниками». Убивают вместе с охранниками. Я читал, как убивали премьер-министра. Едет, шесть охранников. Светофор идут мимо стюарды. И вдруг скидывают плащи и у всех автоматы. Через три секунды все охранники мёртвые. Его выкинули. Всё государство ищет. И найдут мёртвого в другом месте. Невозможно спасти себя. Спасает только Господь. Ты сегодня прикинь к себе и скажи: жизнь моя сегодня сколько стояла на грани, что она могла закончиться. И от скотины, и от болезни, от невидимых микробов. Да и вообще, в мире нестабильная обстановка. В любой день может разродиться третья термоядерная война. Это всё только вспышки идут, и всё это – зло. Это нам кажется, что у нас мирная обстановка. Каждый год на земном шаре возникают десятки войн локальных, местного характера. И гибнут люди. Кто-то партизанит, кому-то оружие продают. Продают и продают русские оружие. С Южной Америкой опять контракт заключили на миллиарды долларов. Это всё зло сеется. И говорят: наш автомат занял первое место по многим признакам. Шесть признаков. По тому, сколько убито. А кто автор? Называют его. А он счастливый человек? Нет, конечно. Внезапно погибает дочь, а у него больше никого нет. Какое его горе! А к нему и вопрос: а сколько ты горя посеял этим изобретением? И всё совершенствуется и совершенствуется зло. Ты совершенствуй любовь. С какой стороны подойти. Я вот так сделал, а можно ещё и вот так. Можно через жену подойти к человеку, а можно через дочь, через знакомого, через нужду его. Всё это надо исследовать. И Пётр учит так же.
1Пет.2:12«и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения». Я скажу: Пётр, а Малх, которому ты рубанул по уху, он прославил Бога? Пётр может сказать: прости меня, Господи, не знаю, что делал. Тоже нашёлся казак, шашкой размахался. Всё переменилось, Пётр стал другим. Теперь руки распростирает и идёт, куда поведут. 1Пет.3:16«Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе». Это же молитва. Господи, дай мне добрую совесть. Совесть первичнее Евангелия. Когда прочитал у Иоанна Златоуста сие, я долго размышлял. Как? Евангелие я всегда считал на первом месте. Но стал читать дальше, Златоуст доказал: а когда Евангелия не было, как люди жили? Скажи: а как жил Иов? Закона-то не было. Через совесть. А как жил Авель, как жил Ной? Как он руководствовался, левое от правого отличал? Совесть. Совесть первична. Первична, то есть раньше, - вот какой смысл. А когда совесть заглохла, сожжена была грехами, Бог даёт писаный закон – Моисеев, а потом – Евангелие. То есть это вторичное, позже пришло. А который человек живёт по совести, ему Евангелие-то бы и не нужно было, если бы не пришествие Христа. Чтобы о Христе узнать, тут нужно тогда Евангелие. Вот с этой миссией мы сегодня думаем поехать. Я заранее сказал: если скажут, что я покончил жизнь самоубийством, никогда не верьте. Это невозможно ни в каком случае, никогда. А почему? Я – христианин. Если скажут, что он убил нечаянно, – может быть. Кирпич кидал сверху, кричал, ребёнок не расслышал. Я строитель. Не огородили. А который должен был смотреть, он отошёл в сторону. Убил-то я. Нечаянно. Ты машину на тормоза не поставил, она сдвинулась, ребёнка задавила. И всё равно виновен в этом, но это нечаянно. Христианин ничего этого умышленно не может сделать.
1Фесс.4:12«чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чём не нуждались». Мы всё время настороже. Человек неверующий, он какие делает движения, как он говорит! Однажды спросили: «Скажите, Вы людей как узнаёте?»; Я говорю: с какого расстояния? «Как, Вы даже с расстояния можете определить?» В пределах видимости, если бинокль есть, я могу определить – верующий или неверующий. «И как быстро?» В течение одной минуты. Как они разговаривают, как поворачиваются, как говорят, как смеются, выгибаются. У верующих всё другое. Просто приглядитесь, когда верующие разговаривают между собой, у них во всём приличие. Верующий человек, он в присутствии лица Божия находится. Какие высокие слова он говорит! Как всё смолкает. Его и птицы, и животные слушают.
1Фесс.5:15«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем». Когда начинали строить Потеряевку, мысли были всякие и разные: углубить пруды. А у меня было желание построить дом призрения, как богадельню. Для коммунистов. Что власть сменилась, они всеми презираемые будут, выброшены, никому не нужны. Которые покаются, конечно. Собрал бы их и докармливал. Думаю: у нас всё будет. Такое у меня в мыслях было, вот здесь за храмом, построить, чтобы красиво было, и ухаживать за ними. Чтобы они увидели в конце жизни, что такое христианство. И Кого они отвергли, и каким дурным путём они шли. И сейчас они выпускают свою газету и говорят: повторим 1917 год. Большего безумия даже придумать нельзя. И среди нас эти люди живут. А можно ли их обратить? Говорю, что со всеми встречался в краевой администрации, неоднократно беседовал подолгу. Чтобы совершенно ничего не принимали, мало таких людей. Ну, это уже отчаявшиеся, у которых Дух Святой отнял возможность покаяния. А как правило, говорят: я вышел раньше из партии, я понимаю, это зло, что царя расстреляли. А дочерей-то за что? Четыре девочки. Прикинь к своим дочерям, они же ничего не знают, они нигде не участвовали. Мальчишка четырнадцатилетний. Злодеи всех их убили. 1Фесс.5:15 – «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем». Какая забота была. Никому никогда не воздавай злом за зло. А ведь хочется. Он мне сказал, а я ведь больше знаю, а я вот теперь ему и вылеплю. Прикуси язык, помолись, подумай и поверь, ничего не потеряешь, не пожалеешь.
1Фесс.5:22«Удерживайтесь от всякого рода зла». «Ты же верующий». Если верующий, христианин, то как же говоришь: я родился свыше, и ко мне зло не подойдёт? Это уже неправда. Зло постоянно подходит, и надо воздерживаться. Оно тебя тянет, хочется сказать в ответ. В угол! Не кого-то ставить, а сам встань. И положи сто поклонов. И за каждым поклоном найди что-то в себе. Господи, а как эту обстановку выправить? Господи, коснись его сердца, чтобы ожесточение от него отошло. Ты, Господи, и только Ты это сможешь, я ничего не могу сделать. Я знаю, как только подойду, он обозлится. Только начну ему говорить, а у него уже мысли, он компромат на меня собирает. Я знаю, он такой человек. А это ещё не конец. Внезапно всё меняется. Вот то, что мы помаленьку движемся, благовествуем, видите, какие свидетельства я вам говорил. И священство ожесточено. Мы сделали такой ход сейчас: они ожесточены, а мы их пригласим. Батюшка барашка заколет. Они же не откажутся. Ну, конечно, выпивки у нас нет, они потерпят один раз, раз такое дело, они же любят выпить. Ну, мы чем-то другим займём их тут. А может быть, дальше как-то будет. А может, Бог даст, и когда-то злодействующего против меня епископа пригласим. Лично мне многие люди хотели зло сделать. Очень многие. Притом самые близкие. Я сказал, что посты вот эти, они не нужны, их установили монахи; но я православный, должен точно исполнять. Ко мне родная сестра подошла: дай мне адрес, я напишу в Синод. На меня за то, что я сказал так. Родные, близкие, все отошли, а мы как стояли, так и стоим. Я не скрываю, что мои взгляды неординарны, они не сходятся с тем, что общепринято. Но ты живи рядом, и ты увидишь, что нигде я не нарушаю уставы, - я обязан не нарушать их, твёрдо исполнять. 1Тим.5:14«Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию». Чтобы зла не было, надо самим жить как должно. А злоречие, оно тоже бывает не на пустом месте. Если же по уставу делаешь, злоречие исчезает. 2Кор.8:20«остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению». Многие присылали деньги Павлу, денег было очень много, и он отправлял их в Иерусалим. Не так, что кассу вскрыл, отделил, отдал кому-то. У нас есть ящик для добровольных пожертвований на нужды церкви. Назначены люди. И всегда каждый год делают доклад, сколько куда потратили. И знаете, на душе всегда легко. И всегда спрашиваем: подозрение у кого-то есть на этих людей? Давайте их переизберём. Все доверяют. Поэтому у нас разговора о деньгах вообще никогда не бывает – до копейки на учёте. 2Кор.8:21«ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми». Как зло истребить? Стараться, чтобы и мнение было хорошее, не подавать соблазн. Люди подыскиваются под верующих обязательно. Говорят: как бороться с мусульманством? Ну, это же великая беда? Я не знаю особого рецепта, другого не могу дать. Знаю, что молитва. В Новокузнецке нахожусь в тюрьме. Первый вопрос в камере, когда вхожу: где мне можно молиться? Я уже нашёл. Можно я в уголок встану, я не буду вам мешать? Тут я молюсь. Дня два прошло. Татарчонок подошёл и спрашивает: а можно я вашему Богу буду молиться? Он – мусульманин. Что его тронуло? Немножко с ним побеседовал, рассказал о Христе. И он сразу попросился молиться. А если был я его мечом да взрывом, как Иван Грозный делал, и что бы было? Я бы нового врага нажил. Рядом другой мусульманин, он теперь ему что-то говорит, а он всё равно идёт теперь молиться. Меня это не касается, я отвернулся к стенке и молюсь.
Кол.4:5«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем». Разбери эти слова, что значит «благоразумно»;. Завтра этого момента может и не быть. Конечно, только добром. Фил.4:8 – «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Вот сколько он перечислил, и из всего будет рождаться только добро. Тебя не примут, твои дела будут перетолковывать, а ты не думай об этом, всё каким-то образом повернётся в другую сторону. Бог до определённого момента позволяет злодеям злодействовать, а потом они начинают присматриваться. И злодеи потом сами на твоё имя будут ссылаться. Фил.4:9«Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами». Вот у меня в лагере ребятишки разодрались. «А это он первый», - всегда одинаково. И в школе у вас, и в семье так. Вот это истребите. Чтобы ребёнок никогда не ссылался ни на кого. Тебя ударили, а ты не ответил – всё закончилось. Маленький, в несколько раз слабее, но всё равно он постарается хоть один раз ударить. Вы посмотрите: Грузия – какая там страна? Кинулась моська на льва. Она знает, что за ней дядька с дубинкой стоит. А если верующие-то были бы? Да зачем мы это будем делать, что мы, игрушка в руках масонов? Они смотри, что делают, собственные дома взрывают. Да и здесь те же самые дела творятся. А ты только добром. Пр.20:22«Не говори: «я отплачу за зло»;; предоставь Господу, и Он сохранит тебя». Как уничтожают люди друг друга, клан на клан, кровная месть - кого-то убили. Дети у них. А теперь кровная месть теперь на них. Вдруг христиане говорят: всё надо прощать. А если убили у меня кого-то? Прощать. Но убитый если бы встал, он бы не простил. Но это с него спрос. А ему сейчас не до этого, он уже пошёл по мытарствам. Только прощение и любовь. Так что, и врага кормить? Так прямо написано: враг голоден, накорми. Не просто враг, а враг, который тебе великое зло сделал. Вот почему христианство встретило такой отпор во всех религиях. Говорят, что в Римском пантеоне было пятьсот божеств, и все до одного последователя объявили войну христианам. Даже не надо было гадать и считать – погибло христианство. Но, оказывается, тех религий вообще нет на земле, а христианство сияет. Притом через разные секты Бог нас шлифует. Мы тоже можем многое везде взять доброе.
Тит.2:4«чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей». Вот если бы старые бабушки вот этим занимались! Любить мужей. Любить – значит слушаться. Нигде мужу поперёк слова не говорить. Вот этому не научат, значит развод очень близко. Скандалы в семьях будут. Установите авторитет мужа. Любить детей. Вот старушка для чего и нужна, для чего старец нужен. Тит.2:5«быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». Сколько зла сразу уйдёт. И в семьях-то разводы и дележи из-за чего? Каждый считает себя правым. А если бы сразу эту иерархию установили и злом за зло не воздавали. Да, правильно, она всё говорит хорошо. Муж пришёл после получки такой, размахался руками. А дальше? «А я ему отомщу, я уйду». Ушла. А теперь кается. Была я дура, что я наделала, теперь дети растут сиротами. Так что, его терпеть надо было? Не просто терпеть, а молиться. И в мирской литературе много про это написано. Итак, слова Апостола Павла «не воздавайте никому злом за зло, пекитесь о добром перед всеми», это касается в первую очередь наших ближних. Аминь.

Животрепещущих вопросов только два
По заповедям двум, что на скрижалях,
Для личности, как выразить в словах,
Которые нам стали бы вожжами.
Вопрос один: как Бога обрести,
Чтоб непостыдно возлюбивший Бога
Был вечно с Ним, как бы в Его горсти,
Не огорчая памятью убогой?
В вопросе первом волю Иеговы
Познать и выполнить, приемля испытанья.
Любовью к Библии надёжнейше прикован,
Признав Христа краеугольным Камнем.
Второй вопрос: как возлюбить того,
Кто ближним называется, а самый дальний;
Он обложил меня худой молвой,
И на обочину давно нахально давит?
Везде незримый ропот, несогласья
Нечистым делают усердный труд;
Проникновенно, с доблестью украсить
Порывы нежности, что с нами не умрут.
Во свете ли Евангельского духа
Мои шаги и бег на трассе жизни?
Дождь не подмоет дом, и он не рухнет,
Едва лишь облако, и неприметно брызнет.
Не захромать бы мне на два колена,
Скрижали обе искренно почтить,
Не труженик, быть может, а нахлебник,
Хотя достиг предельных лет почти.
С утра измучались со мною два вопроса,
Штурмую их деяньем, житием.
Непосвящённому покажется так просто,
Хотя давно плетётся он в хвосте.
Бог побуждает к вышнему стремиться,
На трудности, никчёмность не ссылаться.
Тогда для подвига раздвинутся границы,
И белизну любви не смажут чёрной краской. 21.09.08. ИгЛа

Список всех проповедей

716