размер шрифта

Поиск по сайту




Двунадесятые праздники

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 1
Указатель — Лк.1:26-33 [Зач.3А]

06.04.2005. Есть определённое количество праздников в Православии. Есть большие, средние, малые и есть двунадесятые. “Двунадесять” – это “двенадцать” в переводе со славянского; из них четыре Богородичные – в честь Богородицы, семь – в честь Христа и один праздник - Крестовоздвижение - напоминание о страданиях Христа. Итого двенадцать. А Пасха – это праздник праздников, она отдельно. И вот сегодня канун Благовещения, одного из четырёх Богородичных праздников: первый праздник – это Рождество Богородицы; второй – трёхлетней Её вводят в храм – Введение; третий – Благовещение. Когда Ей было 14 лет, явился Ей Архангел Гавриил и благовествовал, что Она будет Матерью Иисуса; и четвёртый – Успение. Церковь установила на каждый праздник читать определённые места Священного Писания, а не так, что вздумал каждый священник и читал бы, что ему кажется справедливым. Инициатива священника полностью устранена, связана жёстко. Определённые места читаются из Ветхого Завета, называются “паримиями” или “паремиями”. Значит, нужно было что-то найти в Ветхом Завете, что относится непосредственно к празднику, и найти подобное в Новом Завете. Так вот, о трёх праздниках Богородичных ни слова нет ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. Задача стояла изначально невыполнимая перед теми, кто составлял чин богослужения, тем более что традиция отмечать Богородичные праздники пришла в четвёртом веке, а иных и до девятого века не было. Нам очень странно, что Рождество Христово начало праздноваться только в четвёртом веке. Вообще оно соединено было с Крещением. О Богородичных никто и не знал, не считая Благовещения.

Какие же места можно читать в Ветхом Завете о Богородице на все четыре праздника, посвящённые Ей? Ни одного. Но, видимо, задача была поставлена, и что-то надо было найти. И во всех храмах будет читаться Быт.28:10-17, как Иаков убегал от гнева брата Исава, дорогой остановился на ночлег в степи и под голову подложил камень. Великое ли дело, да всё здесь и понятно. Евреи как понимали, что что-то в этом пророческое есть, пророческое для Иакова. Когда он уснул, то во сне вдруг видит: лестница до неба, и Ангелы восходят и нисходят. И он проснулся, испугался. Быт.28:17 – “И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные”. И дал Богу обещание, что если возвратится, то: ст.20-22 – “Если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть”. Когда читаешь, до того странно это: десятину он отдаст, а это ещё до Моисея. Ему дедушка Авраам это уже рассказал, сказал о десятине, ему Исаак-отец передал. Значит, не платили, а только по Обетованию – прямой смысл здесь показывается. Он говорит: если я возвращусь целым, меня там не повредят, домой вернусь, всё при мне будет – “Тогда, Господи, дам Тебе”. А дальше вопрос: а если не по-твоему будет, и тебя там зажмут и не выпустят, значит, ты Богу вообще ничего не дашь? Не годится! Десятина принадлежит Богу даже от нищего, который у церкви собирает – все обязаны отдать. Дальше: я что-то сделаю, назову “дом Божий”... А потом и наши русские тому научились: если, Господи, мы войну выиграем, то построим Казанский собор. Если с Наполеоном войну выиграем, то мы поставим собор Василия Блаженного, храм Христа Спасителя; на каждое какое-то событие – храм. Но всему тому обоснование может быть у этого камня Иакова, – не отсюда ли взято? А никакого основания на строительство храмов здесь нет. Нужно сказать, что было дело так: если Ты меня оставишь в живых, я вернусь благополучно, Господи, остаток дней моих весь будет посвящён Тебе, а не моему животолюбию, не этой временной жизни.

Что можно было из этого события взять? Придумали монахи, что лестница – это Божия Матерь. Нигде я не могу найти, ни у кого из церковных историков авторства, кто придумал эти искусственные чтения на Богородичные и иные не библейские праздники. Вообще никто? Самые знаменитые профессора, как Скабалланович, преподаватели духовных академий не знают, вообще неизвестно. Почему? Неемия составил и написано; Ездра составил и говорит: это я, Ездра, собрал, как в книге указано. Неем.8:9 – “Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона”2Макк.2:13 – “Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии, как он, составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях”Иер.8:8 – “Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь”. Если бы было сказано, кто настаивает на этих придуманных праздниках читать именно эти места про лестницы, то я бы к нему сегодня апеллировал. Почему ты решил, что лестница – это Божья Матерь? “Лестница – это крест Христов”, – как Златоуст говорит. Чётко и ясно. Еф.3:19 – “И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею”. Кто-то надумал читать эти именно паримии совершенно как будто ни к месту. Будьте внимательны! Я очень тщательно исследовал, прочитав всю религиозную литературу, какая в руках моих была: полностью Златоуста – и ответа нигде не нашёл. Пересмотрел все места Писания – ответа нигде нет. Единственное, что я скажу, что я только в молитве Его прошу: от Бога это или нет, а вы сами решите.

Второе место читается (три места читается на Богородичные праздники) – это: Иез.44:1-2 – “И привёл он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращённым лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдёт ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошёл ими, и они будут затворены”. Говорится о каких-то вратах. Применили (это монах только мог придумать такое), что это означает: Божья Матерь родит, останется Девой, воротами названо место, откуда ребёнок выйдет, и больше никто не родится у Неё. Это настолько искусственно. А дальше-то в предложении говорится: ст. 3 – “Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдёт путём притвора этих ворот, и тем же путём выйдет”. Вообще ничего нельзя из этого места взять. Но положено читать, и его будут читать. Повторяю, во всех тысячах храмах католиков, православных это место будут читать. Но надо же объяснить, почему читаете? Всегда читаются одни и те же места и на Рождество Богородицы, и на смерть Её, и на Благовещение. На Христовы-то праздники читают разное. Почему? Потому что об этом что-то сказано. И третье место – Притча Соломона 9:1-11, как Премудрость высекла себе семь столпов и на них всё основано. Совершенно не относится ни к кому, там хотя бы надуманная лестница – Богородица. Она как бы ворота –Богородица родила; а это место вообще никак не относится к событиям из жизни Богоматери. Положено читать. Я поставил тоже перед собой задачу – проникнуть в таинственный смысл того составителя-автора: почему он это сделал. И я кое-как, с большим трудом нашёл связующую нить: монах-то монах, а, видимо, сердце у него скорбело – тут уж я со своей стороны, со своей колокольни смотрю. Есть центровые, центральные, золотые стихи во всех трёх выдержках этих, которые связаны между собою, и они все говорят о великой милости Божией, о заботе Бога о нас и о проповеди-благовестии. То есть получается, что если бы Иаков понимал, он бы сказал: “Господи, ну уж если я останусь живой (а то с мёртвого какие взятки?), если останусь... то в мои уста, губы никогда ложь не войдёт; я буду всем возвещать, какой Бог Иегова чудный, как Он меня спас, как Он меня наградил. То есть я всем, всем буду возвещать, залезу на этот камень, повыше взойду и с камня этого начну всем говорить». Это я прочитываю в третьем отрывке.

Господь отвечает Иакову во сне: Быт.28:15 – “И вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе”. Господне обещание было выполнено. Ну а какой нам прок стоять и молиться, если мы сторонние наблюдатели? А мы каждый войдём сюда и скажем: “Господи, я тоже хочу не во сне, а наяву услышать эти слова”. И в других местах святой Библии мы находим, что Господь говорит это не Иакову только, а каждому из нас. Откр.3:10 – “И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле”. И Он сохранит нас, и выведет, и доведёт до Царства Небесного через Христа, которого родила Богородица. Здесь надо намного глубже смотреть, чем видится внешне, а связано так: раз Христос обещает придти на землю, то Он родился от Богородицы, а Она бы не родила, если бы не было Благовещения. Благовещение – это момент зачатия Христа. Вот какую связь можно увидеть, и притом натяжки тут никакой нет.

К Притче Соломона мы вернемся ещё. Где и как говорится об этом, что это дом Божий; все места Писания посмотрим, что Господь говорит: “сохраню”. Бог обещает в святой Библии 169 раз, и притом при определённых условиях: Я разбомблю тебя, Я сожгу тебя, испепелю, если ты отступишь от Моих законов, от Моих заповедей. “Я сохраню тебя, если ты будешь Мне верен” – Бог не безусловно даёт обещание, а условно, под определённым условием: если Я дал тебе обещание, благословил, закрепил, выдал тебе верительную грамоту, то ты получишь обещанное; но если ты нарушишь... Бог говорит: отбираю, не вспомяну. Иез.3:20 – “И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрёт, то, если ты не вразумлял его, он умрёт за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих”Иез.18:22 – “Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет”. Первое Я отменяю и благословение тебе дарую. У Бога не безусловно, Бог не даёт ренту на какие-то вольности, грехи, что мы спасённые, как сектанты, которые вышли из купели в крещении и считают, что теперь с ними ничего не будет. Не так! Господь говорит: “Я сохраню тебя”. Это самое Он обещал и Давиду: Пс.88:29 – “Вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен”. Я нашёл это, в нескольких местах Он говорит: “Сохраню тебя, помилую... Везде, куда бы ты ни пошёл”.

Откр.3:10 – “И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле”. Бог призывает к великому терпению, Он призывает через святую Библию. Все будут гнать тебя, из рук Священное Писание вырывать, и если ты сохранил слова Его в терпении, то и Он сохранит тебя. Если... то! Евр.12:1 – “Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще”, то и нас Он сохранит, как Иакова. Иакова Он сохранил от гнева брата и затем сердце Исава расположил к нему. На него сильно гневен был его тесть Лаван, гнался за Иаковом со своими отрядами, но Господь ему сказал: ни хорошего, ни плохого не говори. Быт.31:29 – “Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого”. Иногда говорят: “Почему хорошего сказать нельзя?” С хорошего начинаем, а смотришь, такие слова пойдут... Лучше молчи, закрой уста и молчи.

Господь говорит о великих потрясениях, которые постигнут мир: изменятся стихии, будут войны, голод, мор... И, обращаясь к ученикам, говорит: Лк.21:18 – “Но и волос с головы вашей не пропадёт”. Да как волос не пропадёт, когда головы отсекли, казнили Апостолов? Волос не пропадёт! Я обещаю вам, и вы всё обратно получите после воскресения из мёртвых; вы будете в Царстве Небесном и получите награду, в тысячу раз большую. Не надо понимать буквально о волосах, но здесь речь идёт о духовной, вечной награде. Иер.32:40 – “И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня”. Это обещание Божие неотменно и оно на всех. Это сказано было, конечно, Ветхому Израилю. Ветхий Израиль передаёт как эстафету Новому Израилю. Мы рождены от Сарры, а Сарра – это Церковь, как Апостол Павел в Послании к Галатам всё это разъясняет: Гал.4:24 - “В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь”. Когда страх Божий в нас будет, тогда мы не отступаем от Бога, тогда Его обещания, что “Я с тобой и сохраню тебя, куда бы ты ни пошёл”, полностью принадлежит нам, мы усваиваем его, как просит нас Златоуст. Втор.30:17 – “Если же отвратится сердце твоё, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им”. Значит, сердце своё надо наклонить к Богу и всё время говорить: “Нет равных нашему Богу истинному!” Хороший напев: “Яко с нами Бог”, “яко с нами” означает “потому что с нами Бог”. Но впереди-то что говорится? Что, если мы верны Тебе, тогда с нами Бог. Покоряйтесь, язычники! Когда мы благовествуем слово, которому сами верны, ибо с нами Бог. Не просто “яко с нами Бог”, как хор поёт и не думает. Хористы часто такие, что выйдут, закурили, а иногда там на хорах курят. Когда мы Ему верны, когда Слово Божие является нашей жизнью, когда вся наша жизнь – это живая литургия, тогда с нами Бог. Ис.5:25 – “За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострёт Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помёт на улицах. И при всём этом гнев Его не отвратится, и рука Его ещё будет простёрта”. Мы должны греха бояться, как лютого змея: грех языка, грех мысли, слова, дел. Промолчи! Встань на молитву сразу, если что-то не вмещается.

Зах.11:8 – “И истреблю трёх из пастырей в один месяц; и отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня”. Мы даже так привыкли, что к нам священник в субботу приезжает за 150 км, да степью, в пургу, в мороз добирается до разъезда – легко ли. Я даже вообразить не могу, какой это труд; я один раз съездил бы и уже залёг бы и не встал. Когда родители отняты от детей, что дети чувствуют? За милость Господь оставляет священника, который заботится о своей пастве. С нами епископ. Данное место у пророка поясняет, что если наша душа отвратится от Христа, то Бог всё это отнимет – не будет ни священника, ни епископа. Мы это тоже усваиваем и приходим в трепет: не приведи, Господь! Мне приходится иногда удерживать своих ревнителей, которые пытаются пройти дальше, чем я прошёл. У нас на русском языке надписи из Священного Писания по храму развешены, библейское на русском языке. Остановиться, дальше ничего нельзя сделать. Рассудите: мы идём по минному полю, нам удалось разминировать одну тропинку; мы же хотим широкой тропы. Мы не можем разминировать, тут такие ловушки стоят, мы потеряем епископа. Вы ещё не понимаете, что такое потерять епископа. Нам Бог чудо величайшее дал, что епископ с нами; он по-хорошему приезжает и уезжает, и мы не лицемерим, не прогибаемся перед ним. Он – наш брат, со священником мы запросто разговариваем. Пойди в любой храм, посмотри, подойди. Про епископа я и говорить не буду, со священником-то задушевного разговора там нет. А Господь говорит: “За грехи я отниму пастыря от вас”. Так значит, тогда благословения нет, и не сохранимся... И не будет ни того, ни другого. Это мы берём из первых двух мест Ветхого Завета, где как будто к Богородице и не относится, а впрямую относится, потому что Она Его родила. А мы обращаемся к нашему Спасителю.

2Мак.1:5 – “Да услышит моления ваши и да будет милостив к вам, и да не оставит вас во время бедствия!” Пусть эта молитва будет звучать всегда в алтаре из уст пастыря. Иез.43:27 – “Священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог”. Мы молимся в храме, а священник непосредственно у алтаря, у чаши Господней возносит моления, пророк говорит: “Да услышит Господь, чтобы не отнял пастырей, ибо через них моления, всесожжения, воздыхания, молитвы Иегова там возьмёт”. “И Я буду милостив к вам”, - говорит Господь Бог.

Итак, мы нашли связь между двумя паримиями, которые прямо обещают нам сохранение милости Господней. Слово “милость” встречается в святой Библии 554 раза. Мы можем лишиться полтысячи благословений, если будем грешить, не будет между нами мира. И все 554 благословения мы получим, когда вместе с нами пастырь, когда с нами епископ, когда в алтаре молитва идёт легко – священник всё это ощущает (я разговаривал с ним). Когда мы просто так стоим, не молимся, то священник и это ощущает; это же каждый день у него одно и то же, рутинно, привыкает он. Но когда вы стоите эти семь минут до начала богослужения, молитесь, а не просто стоите так, то душа ликует, хочется совершать ему, что положено, и он всё это делает с великой радостью и вдохновением. Благословен Господь, даровавший нам этот чудный праздник – Благовещение и эти дивные паримии, которые воздымают разум наш к Престолу Благодати Божией. Аминь.

Список всех проповедей

25