Памятка для православных христиан
Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»
Данная памятка используется в различных храмах РПЦ
О ПОСЕЩЕНИИ ХРАМА
«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоём» – Пс.5:8.
Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого занять удобное место. Следуя древнему правилу, женщины стоят во время богослужения в левой части храма, мужчины – в правой. Если свободного места достаточно, не следует занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. Во время помазания елеем, Причащения, прикладывания к кресту мужчин пропускают первыми.
Не следует ходить по храму во время богослужения по иконам, вести разговоры. Пришедшим в храм во время богослужения надо воздержаться от того, чтобы ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.
Нельзя в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.*
«всё должно быть благопристойно и чинно» – 1Кор.14:40.
Жёны (любого возраста и положения) не должны приходить в храм в брюках (джинсах), коротких юбках (не закрывающих колени), в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице, с накрашеными ногтями. Головы жён должны быть хорошо покрыты платком или шарфом. Мужи (любого возраста и положения) не должны приходить в храм в шортах и майках, футболках. Перед входом в храм они должны снимать головные уборы.
Если по греховной жизни были сделаны татуировки, пирсинг и прочая мерзость, то покаявшись и примирившись со Христом, всё это должно быть скрыто и навсегда оставлено в прошлой жизни. Берегись подать кому-то соблазн.
Никакие мирские порядки и обычаи не должны быть приносимы в Церковь Божию.
«не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» – Иак.4:4;
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» – 1Ин.2:15.
_______________________________________
* О посещении храма (Зелененко, 2009 стр. 28)
О РЕГУЛЯРНОСТИ ПОСЕЩЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Верующие должны регулярно посещать богослужения.
«шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» – Исх.20:9-10.
В четвёртой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение накануне (в субботу вечером) и по возможности в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время.*
«Если епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из причисленных к клиру, или мирянин не имеет никакой настоятельной необходимости или затруднительного дела, побуждающих его долго отсутствовать в своей церкви, но, оставаясь в городе, три воскресных дня в течение трёх недель не приходит в собрание, то, если он клирик, да будет извержен; если же мирянин – да будет отстранён от общения» (80-е пр. VI Всел. собора).
«Ибо из этого открывается одно из двух – или то, что таковый не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо, почему же он в течение двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божиим?» (толкование Вальсамона на 80-е пр. VI Всел. собора)
_______________________________________
* О посещении храма (Зелененко, 2009 стр. 28)
О РАБОТЕ В ВОСКРЕСНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
В Пасху, двунадесятые праздники, в воскресные дни не должны верные христиане работать, но приходить в храм на богослужение.
«В неделях и в праздниках завещавай не делати, но приходити в церковь, якоже подобает христианом: аще кто делает в неделю и в праздник, да отлучится» (ст. 162 Номоканона при Большом Требнике).
К исключению относятся профессии, без которых невозможно ежедневная жизнь человека (охрана, медицина, животноводство и т.п.).
«Итак можно в субботы делать добро» - Мф.12:12.
О БЛАГОЧЕСТИВОМ ПОВЕДЕНИИ ВЕРУЮЩЕГО ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ХРАМА БОЖЬЕГО
Православный христианин должен всякий раз, идя в храм, входить в него, как в дом Божий, со страхом и благоговением, оставив за дверьми храма всё житейское, стараясь сколь возможно привести в молчание буйные помыслы своего сердца. Церковная традиция предписывает при входе в церковь читать стихи 5–го псалма: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем...». Перед входом в храм следует положить 3 поклона с молитвою: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».*
Войдя в храм, следует положить 3 поклона с той же молитвою. Став на своём месте, следует положить следующее начало своей молитве: трижды поклониться со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон). Создавый мя, Господи, помилуй мя (поклон). Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон)». Затем помолиться Кресту Господню: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твоё славим» и сотворить поклонение. Потом следует помолиться Пресвятой Богородице:
«Достойно есть...» и сотворить Ей поклонение: «Слава, и ныне. Господи помилуй (трижды). Благослови», «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». И ещё раз поклониться.3
Стоя на своём месте, не следует вертеться, озираться, шуметь, кашлять, разговаривать с соседями и вообще отвлекать внимание православных от службы ни словом, ни деянием или движением, но следует пребывать со страхом Божиим в молчании и тишине, со всяким вниманием относясь к службе Божией, чтению и пению церковному. 3
Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом не крутиться вслед священнослужителя. Креститься в это время не следует.
По издревле сложившемуся правилу мужчины должны стоять в правой части храма, а женщины - в левой.3
Все поклонения во время богослужения надо творить сообразно Церковному Уставу, не отступая от него и ничего от себя к нему не прилагая.3
При словах священника «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» – приклоняют голову только оглашенные. Крещёные христиане этого делать не должны.
После слов «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите», — все оглашенные, а также находящиеся под епитимьёй отлучения, должны выйти в притвор и там находиться до того, как закончится литургия верных. После возглашения священника: «С миром изыдем» и исхода его царскими вратами через солею за амвон для чтения заамвонной молитвы, оглашенные могут свободно войти в храм.
_______________________________________
* Богослужесный Устав для мирян (Православное богослужение, СПб.2011 стр. 187-188)
КОГДА РАЗРЕШАЕТСЯ ПОКИНУТЬ БОГОСЛУЖЕНИЕ?
Верующие, присутствующие на богослужении, должны оставаться в храме до произнесения конечного отпуста службы.*
По традиции после Литургии народу принято покидать храм, поцеловав напрестольной Крест в руках священника, и после того, как он зайдёт в алтарь, затворит царские врата и закроет катапетасму (завесу).
«Всех тех верных, которые входят в церковь и слушают Писания, но не остаются на молитве и во время святого причащения до конца, должно отлучать от общения церковного, как нарушающих порядок в церкви» (9–е правило Святых апостолов).
_______________________________________
* Канонические правила Православной Церкви относительно участия мирян в общественном богослужении (Православное богослужение, СПб.2011 стр. 182)
АЛТАРЬ
Мирянам, не состоящим в должностях церковного старосты или церковных сторожей и тем более не являющихся клириками, запрещено входить в алтарь.3
«Да не будет позволено никому из числа мирян входить в священный алтарь, хотя по некоторому древнейшему обычаю это отнюдь не возбраняется царской власти и могуществу, когда та захочет принести дары Сотворившему» (69–е пр. VI Всел. собора).
Женщинам категорически запрещено входить в алтарь.
«Не подобает жене в олтарь входити» (44-е пр. Лаодик. собора).
ПОКЛОНЫ
Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроиться на молитву. Они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией, как благой и совершенной.
Поклоны бывают только 2-х видов:
- Земной (великий) - когда руки, колени и голова касаются земли.
- Поясной (малый), когда молящийся наклоняется так, чтобы голова была на уровне пояса или рука могла коснуться земли (стараясь не сгибать ноги).
Никаких третьих видов поклонов, полупоклонов или когда молящийся небрежно едва наклонится в Церкви не существует.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о видах поклонов: «Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только — поклоны, великие и малые, или иначе — земные и поясные. Земной поклон это — не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Святой Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными».
Недопускаются земные поклоны: в воскресные дни, двунадесятые праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Поклоны прекращаются от вечернего входа (при пении «Свете тихий») под праздник до пения «Сподоби, Господи...» на вечерне в самый день праздника.
Правило 90 Шестого Вселенского Собора: «Мы приняли от наших богоносных отцов каноническое предписание: почитая Воскресение Христово, не преклонять колен по воскресеньям. Поэтому, чтобы нам иметь ясное представление о том, как это надо соблюдать, чётко установим для верных: после бывающего в субботу вечернего входа священнослужителей в алтарь, по укоренившемуся обычаю, никто да не преклоняет колен до следующего вечера в воскресенье, в который, вновь преклоняя колена по входе на вечерне, мы таким образом приносим молитвы Богу. Ибо, считая ночь, следующую за субботой, предвестником Воскресения нашего Спасителя, мы с этого времени начинаем духовные песнопения, а завершаем праздник в наступивший день, когда стемнеет, и таким образом, мы всю ночь и день торжествуем Воскресение».
Правило 20 I Вселенского Собора: «Поскольку некоторые преклоняют колена в воскресенье и в дни Пятидесятницы, то, ради того чтобы в каждой епископской области всё соблюдалось одинаково, угодно было святому Собору, чтобы молитвы Богу возносили стоя».
На вопрос: «Допустимы ли не установленные Уставом земные поклоны?» архиепископ Аверкий отвечает: «Недопустимы. Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета святых отцов. …Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих отцов её?»
Говоря о внешней форме молитвы, необходимо помнить, что наиглавнейшее – молиться духом.
«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» — Еф.6:18.
КАК ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К СВЯЩЕННЫМ ПРЕДМЕТАМ?
При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню — земные или глубокие поясные. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении – руку или ризу, к иконам Божией Матери и святых — руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — целуем власы.
На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.
Приложение к иконе лбом не находит серьёзного богословского основания в Православной Церкви и поэтому не следует повторять этот самочинный обычай.
Слово «аминь» – значит: истинно, правда, да будет так.
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своём, будучи Богом, стал Человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь, но чётко и прямо, чтобы тело чувствовало твёрдое прикосновение сложенных перстов: возложить его на лоб, на живот (в районе пупа), на правое плечо (сверху) и затем на левое (сверху). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятернёй, или кланяются, не окончив ещё креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал:
«Такому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.*
«Мы называемся христианами, потому что веруем в Бога так, как научил нас веровать Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.
Иисус Христос не только научил нас правильно веровать в Бога, но и спас нас от власти греха и вечной смерти.
Сын Божий Иисус Христос по любви к нам, грешным, сошёл с неба и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес.
Так безгрешный Сын Божий Крестом Своим (то есть страданиями и смертью на кресте за грехи всех людей всего мира) победил не только грех, но и самую смерть – воскрес из мёртвых и сделал Крест орудием Своей победы над грехом и смертью.
Как победитель смерти – воскресший в третий день – Он спас и нас от вечной смерти. Он воскресит всех нас, умерших, когда наступит последний день мира, воскресит для радостной вечной жизни с Богом. Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью.
Теперь всё зависит от нас самих: если мы хотим избавиться от власти зла, – греха и вечной смерти, – то мы должны идти за Христом, то есть веровать во Христа, любить Его и исполнять Его святую волю, – во всём слушаться Его (жить со Христом).
Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукою знак креста или осеняем себя крестным знамением (крестимся)».**
Однако двоеперстие и прочие старые русские обряды на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1971 году признаны спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.***
_______________________________________
* Крестное знамение URL: https://azbyka.ru/krestnoe-znamenie
** О крестном знамении (Закон Божий: для семьи и школы Минск 2011 — с. 35)
*** Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1971. — № 6. с. 5-7.
РАЗГОВОРЫ НА БОГОСЛУЖЕНИИ
«А Господь - во святом храме Своём: да молчит вся земля пред лицом Его!» (Авв.2:20);
«Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» — 1Кор.14:34-35.
VI Вселенский Собор, 70 правило: «Да не будет позволено женщинам говорить во время Божественной литургии, но, по слову ап. Павла, да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих (1Кор.14:34–35)».
Свт. Иоанн Златоуст: «Если царские грамоты прочитываются в театре, когда наступает полная тишина, то тем более в этом граде <храме> должны все утихнуть и стоять с напряжённою душою и слухом, потому что здесь будут читаться повеления не земного царя, а Владыки Ангелов. Если мы так себя расположим, то сама благодать Духа вернейшим образом укажет нам путь, и мы придём к самому Царскому Престолу и получим все блага по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа...».
Свт. Иоанн Златоуст: «В церковь все приходят только для того, чтобы поглазеть; но от нас требуется не это — нам нужны дела и чистая душа. Если же ты весь день истратишь на любостяжание и потом, придя (в церковь), скажешь несколько слов, то не только не умилостивишь Бога, но ещё более раздражишь Его».
Свт. Григорий Палама: «Убоимся же и мы, чтобы, привнося внешние чуждые слова на сем Священном Божественном Жертвеннике, я говорю о Церкви, не стать нам вконец осуждёнными сущими в ней Божественными словами, отсюда делая сами себя достойными изречения проклятия и осуждения. О, убоимся, молю, и доколе пребываем здесь, со страхом предстоя Богу, будем приносить моления; выходя же отсюда, покажем с этих пор изменение в образе жизни на лучшее».
О ПОКРЫТИИ ГОЛОВЫ
«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1-е Коринфянам 11:5-6).
Свт. Иоанн Златоуст: «Жене же повелевает БЫТЬ ПОКРЫТОЙ ВСЕГДА; потому, сказав: «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову», он не останавливается на этом, но продолжает: «ибо это то же, как если бы она была обритая». Если быть обритой всегда постыдно, то очевидно, что и БЫТЬ НЕПОКРЫТОЙ ВСЕГДА ПОСТЫДНО. (Апостол) не останавливается и на этом, но ещё присовокупляет: «жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1Кор.11:10); показывает, что не только во время молитвы, но и ВСЕГДА ОНА ДОЛЖНА ПОКРЫВАТЬСЯ… – и притом (покрытой) со всей тщательностью и осмотрительностью, так как не сказал просто: да накрывается, но: покрывается, т. е. должна тщательно закрываться со всех сторон».*
Блж. Феофилакт Болгарский: «Посему снимающая с себя покрывало похожа на снявшую с себя волосы… мужу воспрещает быть покрытым, как сказано, во время молитвы и пророчества, а жене воспрещает быть не только в это, но и во всякое время». Тертуллиан: «Что значит всякая жена, если не женщина любого возраста, любого положения, в любых условиях? Любая женщина без исключения».
Исторический документ «Апостольские постановления»: «Не подражайте таковым женщинам вы, христианки. Но если ты желаешь быть верною мужу своему, то старайся нравиться ему одному. На улицах покрывай голову свою, ибо чрез покрывало ты не попустишь смотреть на себя слишком любопытным. Лица, данного тебе Богом, не расписывай, ибо в тебе нет ничего такого, что нуждалось бы в украшении, потому что всё, что только создал Бог, «весьма хорошо», а безмерное украшение хорошего бесчестит дар художника. Путь свой совершай, смотря вниз, с покрытою головою, как прилично женщинам».
_______________________________________
* Творения Иоанна Златоуста. Том 10, Беседа 26. Первое послание к Коринфянам.
О МАКИЯЖЕ
Макияж (фр. maquillage — грим, перекраска, подделка)
Прп. Серафим Саровский: «Бойся, как геенского огня, галок намазанных (женщин), ибо они часто воинов царских делают рабами сатаны».
«чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию» — 1Тим.2:9,10;
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» — 1Пет.3:3,4.
VI Вселенский Собор 96 правило: «Облекшиеся во Христа через крещениедалиобетподражать Егожительствувоплоти. Поэтомутех, которые во вред взирающим убирают и украшают волосы на голове изощрённым плетением и этим вводят в соблазн неутверждённые души, мы отечески врачуем подходящей епитимией, воспитывая их и научая жить целомудренно, чтобы, оставив обманчивость и суетность всего вещественного, они постоянно переносились умом к негибнущей и блаженной жизни, со страхом имели непорочное поведение, приближались, насколько возможно, к Богу через очищение жизни и украшали внутреннего человека более, чем внешнего, добродетелями и благими, безупречными нравами, так, чтобы не носить в себе никакого остатка порочности, происходящей от сопротивника. Если же кто-то будет проводить жизнь, нарушая настоящее правило, да будет отлучён».
«Епитимиям и отлучению подлежат те, которые подкрашивают свои волосы, чтобы сделать их светлыми или золотистыми, или подвязывают их, чтобы сделать их кудрявыми, или носят чужие волосы. Той епитимии подлежат бреющие бороды свои, чтобы росли они после ровнее и красивее, или чтобы всегда казаться молодыми безбородыми. Также те, которые выжигают маленькими щипчиками волосы на лице, чтобы казаться нежнее и благообразнее, которые подкрашивают свои бороды, чтобы не казаться стариками. Этой же епитимии подвергаются женщины, употребляющие белила или румяна для привлечения к себе мужчин.
Ах! как может Бог признать в них Своё создание и Свой образ, когда они носят другое – дьявольское лицо? Разве они не знают, что уподобляются блудной Иезавели? Итак, все мужчины и женщины, делающие что-либо подобное, подвергаются отлучению. Если же всё это воспрещено мирянам вообще, то тем более клирикам и священным лицам, которые должны поучать народ и словом, и делом и внешним благочестием» (греческая кормчая «Пидалион» стр. 270, изд. 1888 г.).
Свмч. Киприан Карфагенский: «Кожу ты осквернила поддельным натиранием, волосы изменила не свойственным цветом, вид твой искажён ложью, образ извращён, лицо твоё чуждо тебя. Ты не можешь видеть Бога, когда глаза у тебя не те, какие дал тебе Бог, но какие подделал дьявол. Ему ты последовала, ты подражала златоцветным и раскрашенным глазам змия, враг убирал твои волосы — с ним и гореть тебе».
Свт. Григорий Богослов: «Не стройте, женщины, на головах у себя башен из накладных волос, не выставляйте напоказ нежной шеи, не покрывайте Божия лика гнусными красками и вместо лица не носите личины. Если природа дала вам красоту, не закрывайте её протираниями... А если при рождении не получили вы дар красоты, то избегайте второго безобразия, то есть не заимствуйте красоты у рук — красоты, которую распутные женщины покупают за несколько монет...»
Свт. Иоанн Златоуст: «Не увидишь на теле её (христианки) ни безобразного лица, ни окровавленных губ, ни уст, подобных устам медведицы, обагрённых кровью, ни бровей, очерченных сажею, как бы от прикосновения к очагу, ни ланит, подобных стенам гробов повапленных: всё это сажа, прах, пепел и знак крайнего безобразия». Свт. Иоанн Златоуст: «Отчего, скажи мне, ты прибавляешь на себя нечто к тому, что создано совершенным от Бога? Неужели для тебя мало того, что сотворил Бог? Следовательно, ты, считая себя искуснейшей художницей, принимаешься исправить дело Божие? Этого ты не имеешь в виду, но ты, украшая себя, наносишь оскорбление Творцу для того, чтобы привлечь к себе бесчисленных любовников».
Иоанн Златоуст: «Если же и для суетной славы казаться бледным значит портить лицо, то, что сказать о белилах и румянах, которыми женщины портят лица свои на пагубу сладострастным юношам?
В первом случае делают вред только себе самим; а в последнем и себе и тем, которые смотрят на них. Бегите от той и другой язвы с возможным усилием».
«обула ноги свои в сандалии и возложила на себя цепочки, запястья, кольца, серьги и все свои наряды, и разукрасила себя, чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят её» - Иуд.10:4.
Святитель Тихон Задонский, рассуждая о внешности женщин, обличает самых нескромных из них: «Ты обнажаешь руки почти до локтя и этим соблазняешь юношей». И напоминает евангельские слова: «Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих».
«Конечно, было бы не в порядке вещей, если бы кто стал носить платье, только до колен досягающее, как у спартанских девиц. У женщины ни одна из частей тела не должна оставаться обнажённой» свт. Климент Александрийский.
ШТАНЫ ДОПУСТИМО ЛИ НОСИТЬ ЖЕНЩИНАМ?
«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» — Втор.22:5.
Правило 62 VI Вселенского Собора «… из мужчин никому не одеваться в женскую одежду и никому из женщин – в одежду, приличествующую мужчинам; также не носить комических, или сатирических, или трагических масок; … Тех, которые отныне, зная об этих запретах, покусятся совершать что-либо из упомянутого, если они клирики, повелеваем извергать, а если миряне – отлучать».
Прп. Паисий Святогорец: «Нынешние женщины одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и ещё с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине – в мужское». Это закон. Но и помимо закона, надевать на себя одежду противоположного пола – непристойно. Мужчин, которые надевают юбки, гораздо меньше, чем женщин, которые носят брюки».
Прп. Гавриил (Ургебадзе): «Тех, кто увлечётся мирскими соблазнами, узнаете так: они будут ходить раздетыми. Христиане будут одеты прилично. По канонам Святой Церкви, женщина не должна носить брюк. По одежде человека видно и его духовное состояние».
ОТНОШЕНИЕ К ТАТУИРОВКАМ
«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» — Лев.19:28;
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» — 1Кор.6:19,20;
«Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» — 2 Кор. 6:16-7:1.
Само тело человека — это собственность Бога, поэтому мы не имеем права делать какие-то нарезы на своём теле и не имеем права делать на теле наколки в виде букв или изображений, даже вполне нейтральных, потому что Господь Бог наш создал нас по образу и подобию Своему.
Свмч. Киприан Карфагенский призывал восславить Бога и носить Его в чистом и незапятнанном теле с большим тщанием (с осторожностью) и бдительно следить за тем, чтобы не приносить в храм Божий (человеческое тело есть храм Божий) чего-нибудь грязного и извращённого, дабы Бог, оскорблённый, не оставил бы обиталища Своего (то есть не покинул бы нас). Человеческое тело — это же не доска объявлений. Это то, что Господь дал нам, и то, что мы должны содержать в чистоте (прот. Олег Стеняев).
О НЕРАЗУМНОЙ МИЛОСТЫНЕ
Кому же нужно давать милостыню? Всем ли, кто просит подать, или же подавать только тем, кто поистине нуждается в ней и не истратит худо то, что получит? Апостол Пётр просит:
«Покажите... в добродетели рассудительность» – 2Пет.1:5.
Когда однажды монахи доказывали друг другу, каждый настаивая на своём, какая из добродетелей выше: пост, молитва, милостыня, бдение, то получили от Антония Великого ответ: рассудительность. Без рассудительности всё делается противоположным, ибо молящийся о поражении врагов смертью губит себя, постящийся неумеренно разрушит тело своё. Сколько есть тех, кто хулит Бога, пьянствует, курит, блудит на полученные возле храма деньги, кто не желает даже совершить правильно крестное знамение; и подающие им участвуют во всём зле, какое сотворят эти злые люди на полученные от них лепты. Без рассуждения поданная милостыня тем, кто явно растратит деньги дурно, не только не сотворит блага своей душе, но получит великое наказание от Бога за своё безрассудство.
«Не стыдись вразумлять неразумного и глупого, и престарелого, состязающегося с молодыми: и будешь истинно благовоспитанным и заслужишь одобрение от всякого человека, не будь неразумным ни в большом ни в малом, суди о ближнем по себе и о всяком действии рассуждай» – Сир.42:8; 5:18; 31:17
Не будь неразумен, рассуждай о всяком деле.
«ибо Онникогонелюбит, кромеживущегоспремудростью» – Прем.7:28.
Поданная злому, кощуннику, пьянице, табакуру милостыня сразу идёт в ад, к сатане, как видел в видении – Жития св. Нифонта, 23 дек. – поданная нечестивцу монета оказалась в руках у демона. Церковь Христова запретила всякому бродяге просить возле дверей церковных и тем более бродить во время богослужения по храму, выпрашивая на пропой своей несчастной души.
11 Правило IV Вселенского Собора: «Всем убогим и вспоможения требующим, определили мы по удостоверении в их бедности, ходить с мирными только церковными письмами».
Другими словами, Церковь должна удостовериться, что калека или приезжий действительно не получает пенсии, дотаций от государства или от родных, и дать ему письменное разрешение просить милостыню. «Никого из странников не принимать без мирных грамот» – Ант.7, – иначе сказать, священник, церковный совет должны смотреть тщательно за тем, чтобы злые люди не увлекали их прихожан к лжемилостыне и не губили души православных через соучастие с лукавыми, потворствуя их неразумию.
ТАБАК
«Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм вы» – 1Кор.3:16,17.
Табакокурение есть непотребство, то есть то, что для человека не предусмотрено при его творении. Рот курящего клоака. Для тела нужен воздух, а не угарный газ с никотином. И кто лишает своё тело потребного для жизни, разрушает тело, того покарает Бог, лишит жизни сей и Царства Небесного.
Демоны требуют дыма в жертвах идольских сожжений и табакокурения и этой утончённой материи табака, соединённого с похотью злого сердца, а в жертву приносится сам курящий человек, убивая самого себя.
«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» — Ин.8:44.
Кадят демонам, диаволу почти непрерывно.
«Уста курящего – демонская кадильница», говорит св. Иоанн Кронштадтский.
Самое дорогое у человека сердце, занято не жертвой вечерней молитвы, возносящейся как благоуханный фимиам, но из демонской кадильницы поднимаются клубы смерти, как из преисподней; и в сердце – «мерзость запустения» на святом месте (Дан.9:27).
И только Бог может «исторгнуть из зубов его» папиросу (Зах. 9:7), потому что в Царство Небесное «не войдёт никто преданный мерзости и лжи» – Откр.21:27. Ибо зловонный дым и огонь прообразуют тот вечный негасимый геенский пламень мучений, в котором будут мучиться после Страшного Суда все курильщики-самоубийцы, пленённые диаволом при жизни земной этой губительной страстью, чумой XX века. Где табак, там нет молитвы, поста, целомудрия, но жестокость, невоздержанность, раздражительность. Покайся, обратись ко Христу, да спасёт Он тебя от проказы греха.
«Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» — Ин.8:34-36.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ИСПРАВИТЬ ЖИЗНЬ СВОЮ?
Необходимо искренне покаяться и сделать поворот, поворотиться, обратиться от злых дел к делам, достойным покаяния.
«Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» – Откр.2:5.
«Начало покаяния осуждение грехов. Осуди и ты свои грехи; этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший свои грехи не так скоро решится опять впасть в них... Ты согрешил? Войди в церковь, покайся: здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязуют, но дают прощение грехов... Бог никогда не отвергает искреннего раскаяния, но хотя бы кто дошёл до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, чтобы привести всё в прежнее состояние, потому что покаяние ценится не по продолжению времени, но по душевному расположению… На это (на покаяние) не нужно много дней и годов, а нужно только БЛАГОРАСПОЛО- ЖЕНИЕ, – и всё исполнится в один день. Отстань от зла, полюби добродетель, прекрати порочную жизнь и обещай больше не поступать так. Этого достаточно будет для твоего оправдания. Я свидетельствую и уверяю, что если каждый из нас, грешников, отстав от прежних грехов, даст искренний обет Богу не повторять их, то Бог ничего больше не требует для оправдания». «Согрешил ты? Войди в церковь и загладь свой грех. Поплачь о грехе своём... Если плач Петра загладил столь великий грех (отречение от Христа), то как тебе не загладить греха, если будешь плакать?» (свт. Иоанн Златоуст, Том 2, стр. 328; Т. 1, стр. 89; Том 10, стр. 371; Том 1, стр. 542; Т.2, стр. 328).