Пособие «О воспитании воспитателей»
Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»
Ещё Ян Амос Коменский, Н.И. Пирогов и более древние мыслители подтверждали на опыте, что нет более трудного занятия, более ответственного, как воспитание детей и юношества. Нас более всего должно интересовать, что по этому вопросу говорит Бог через святое Своё Слово.
ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ
1. Запреты (обычный старорусский, старообрядческий). Этот метод помогает детям усваивать всё очень быстро, надежно и без рассуждения. Дети растут крепкими верующими фанатиками (в добром понимании. Слово «фанатос» означает смерть, т.е. это люди готовые до конца стоять за свою идею, даже до смерти). Такие воспитанники совершенно не привязаны к Священному Писанию, склонны к выпивке, к осуждению всех, кто не так понимает что-либо как они, и легко впадает в гнев и ярость; защищая свои убеждения, делаются агрессивными, могут избить оппонента, даже своего священника и епископа. Твердо придерживаются веры своих родителей-воспитателей. Внутри себя надежды на спасение почти никакой не имеют. Это не евангельский путь, а основан на преданиях не церковных, а местного порядка, на привычках и на подражании родителям. Таким методом нередко удаётся воспитать новых Савлов. Если на таком основании произрастёт авторитет святой Библии, тогда может вырисовываться образ апостола Павла. У этих детей всё основано на страхе: только бы не погибнуть, только бы не попасть в ад, только бы не гореть в огне с бесами. У них твердая уверенность, что они нарушают заповеди. Бог им представляется только в образе грозного Судии, карающего за несоблюдение постановлений. 1Цар.12:18; Пс.2:11; Пс.18:10. Из этого способа воспитания можно взять очень многое, всё то, что основано на святой Библии и на канонах соборов (соблюдение чистого и нечистого, посты, молитвенные правила). Пс.33:12. Пс.85:11; Пс.110:10. Необходимо употребить все силы и таланты при беседе с этими людьми, чтобы их верность преданию повернуть на верность Священному Писанию. Прит.8:13; Прит.9:10; Прит.10:27.
Таких детей из общей массы легко выделить. Они не скрывают, что они староверы. Как правило здесь нет никакого исследования психики детей, возрастных групп, библейского анализа их поступков. Ребёнок более научается подражанию от родителей в семье и на работе, и из природы.
2. Метод научения с нуля, когда дети из неверующей семьи и ничего не знают ни о Боге, ни о святой Библии. Это самый большой контингент детей в наше время в нашей стране.
Воспитатель всегда на первом месте должен держать в памяти, что перед ним бессмертная душа, искупленная Христом – ценность ребёнка. Ребёнок отличается от взрослого пониманием всего, что окружает нас. Он не в состоянии выдержать те же требования: длинные богослужения, строгости поста, продолжительность труда и обучения.
Дети совершенно иначе воспринимают окружающий мир, чем взрослые, и нужно как можно чаще, хотя бы кратко расспрашивать детей не только на уроках, но и во время прогулки, как они понимают то, что видят в природе, что слышали, что смотрели. У преподавателя-воспитателя в душе всё время должно оставаться что-то детское, то есть он как бы остаётся вместе с ними ребёнком, всё время нащупывает ту ступеньку развития, на которой ребёнок стоит. И постепенно, через образы и сравнение с тем, что ребёнок уже понимает, необходимо поднимать его выше. Как правило, запас слов у детей не велик, поэтому новые понятия и слова нужно повторять несколько раз и после этого переспрашивать, вводя эти слова в контекст. Нужно говорить с ребёнком простым языком, но тексты Священного Писания цитировать полностью, дословно и никогда не упрощать. Сначала прочитать необходимое с абсолютной точностью, не взирая на возраст ребёнка и его способности, и только после этого разъяснять простым доступным языком. Хорошо после прочтения святой Библии (текста) на русском языке Синодального перевода 1876 года (никакими другими переводами никогда не пользоваться, чтобы не разжижать мозги ребёнка) своими словами разъяснить прочитанное с использованием примеров. При разъяснении можно пользоваться специально изданными учебниками: «Детская Библия», «Библия для детей старшего возраста» и др. Дети очень похожи на взрослых глухонемых и на оскудевающих в разуме стариков. Для них этот окружающий мир очень конкретен и намного меньше, чем наш мир. Ребёнка часто воспринимают как досаждающего и мешающего, хотя ребёнок и предстаёт перед нами иногда не как обезьянка, а как учитель. Очень многие взрослые с этим не согласны из-за своей тупости и не могут привлечь к себе ребёнка и заинтересовать его. Если вы не поспешите установить в его сердце авторитет взрослого человека и притом верующего, то у него найдутся учителя его возраста. Действительно, дети не могут оценить то, что мы с таким трудом созидали, стирали, чистили, варили, и сколько бы мы ему об этом ни говорили, он этого не поймёт, хотя и сделает вид, что осознал, но тут же об этом забудет. Лекарство очень простое – ребёнка нужно немедленно подключать к своей работе, чтобы он делал посильное до усталости и знал, как это достаётся нелегко.
НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЁНКУ В ЦЕРКВИ
Мрк.10:13-16.
Загруженность работой, усталость отнимает всё время, и на детей его почти не остаётся. Когда ребёнок отдаляется от дома и делается эгоистом, то родители сетуют: «Мы его поили, кормили, а он…». – «Да, поили и кормили, а другом стать не удостоились, не нашли времени, не обучали Слову Божию у себя дома». 2Тим.3:15. Тимофея обучали бабушка и мама. Как правило дети, создающие шум в церкви, просто изгоняются или их оставляют дома. До времени это удобно всем… Но это только до времени. Притч.22:6. Ребёнка нужно приучить правильно вести себя в церкви: истово совершать крестное знамение и делать правильные, неспешные, полные поклоны. Не оглядываться, не перебирать пальцами, играя чем-либо. Если ребёнок ведёт себя плохо во время богослужения – это вина родителей и воспитателей, как правило. Ребёнка нужно вывести и узнать, почему он так себя ведёт. Если ребёнок умышленно и упрямо нарушает порядок, то, может быть, появится даже необходимость наказать его. Но это всегда нужно делать в уединённом месте, при закрытых шторках и дверях, и чтобы никто никогда этого не видел.
Ребёнка нужно подготовить к богослужению: за десять- пятнадцать минут сводить в туалет, правильно одеть по церковной форме и снова дать краткое наставление, как вести себя во время богослужения. И чтобы он не просился ни пить, ни в туалет ранее чем через час.
НАКАЗАНИЕ
Это самое трудное и опасное занятие; этим должны заниматься истинные воспитатели. Этот один талант – уметь наказывать ребёнка – дороже десятка других вместе взятых. Наказание должно быть не превышающим преступление, и назначение его для исцеления и исправления и должно соответствовать проступку.
а) Ребёнок вертится. Можно поставить «на часы», т.е. играть роль часового у определённого предмета: лопата, палка, воткнутая в землю. Это всё, конечно, делается дома, не во время богослужения. Покажите ему как нужно стоять: не подгибать колен и не оборачиваться. Сразу сказать ему, на какое время он ставится: четверть часа, полчаса. Ни одним видом наказания не следует злоупотреблять; лучше не добрать, нежели пересолить. Хорошо, когда за ним кто-либо наблюдает, и если он лукавит и нарушает условия, то он должен по знаку, сигналу или свистку подбежать к старшему и после расспроса нужно, чтобы он обязательно сознался, что он нарушил правила наказания. Сразу поясните ему, что если будет дан такой-то сигнал, то он должен с места стояния бегом подбежать к вам и после собеседования снова бегом вернуться на пост. Снова повторите ему, что плохое стояние на часах, как и плохая работа, плохо сделанный кувшин – рассыпались, всё начинается с нуля. Если ребёнок стоит серьёзно, не нарушает правила, то обязательно сократите время стояния: амнистия за хорошее поведение, но время сокращения не должно превышать одной трети назначенного времени. После этого нужно снова подробно разобрать его проступок. И покажите пользу данного наказания. Обязательно приведите несколько текстов из Священного Писания о пользе терпения. Лк.21:19; Иак.1:3; Иак.1:4; Рим.5:3; Сир.2:14.
б) Плохо кланяется. Неправильно совершает крестное знамение. – Можно вывести из церкви и расспросить о причине. Если не болен, то предупредить и снова вернуть. По возвращении из храма поставить на поклоны земные с крестным знамением – сто поклонов. В воскресенье наказаний нет, так же и для причастников. Это правило может быть изменено для особо злостных нарушителей, дерзких и непокоривых. Пояснение: наказание ребёнка, как и вообще наказание – дело исключительно тонкое, деликатное и крайне опасное. Но без наказания нет воспитания, дисциплины и порядка.
Если нет авторитета старшего, то необходимо будет закрыть школу, детский лагерь, церковь. Наказывать ребёнка можно только после допроса его: знал ли он, что идёт на нарушение, и какое будет последствие этого. Сегодня на сотню воспитателей и учителей едва ли найдёшь одного, годного на должность наказывающего (экзекутора-судьи-прокурора – всё в одном лице). Если нет стопроцентной уверенности о виновности нарушителя, то не наказывать вообще, а только предупредить. Ребёнок должен знать, что ложь страшный грех, от диавола. Солгавший будет наказан обязательно сильнее. Иоан.8:44; 1Иоан.4:20; Откр.21:8; Лк.13:27; 1Иоан.5:17.
Пример: за 28 лет в нашем православном детском трудовом лагере-стане не был наказан несправедливо никто, не был унижен или чтобы над ним кто-то посмеялся после наказания. До наказания и после наказания нужно дать подробные разъяснения данному случаю и помолиться.
в) Ребёнок сквернословит. Предварительно с детьми проводится беседа и подробно с примерами библейскими и житейскими показывается какое горе ждёт сквернослова- матерщинника. Мф.12:37; Еф.4:29; Мф.12:36.
«Бранное слово – низость и убожество души» А.П. Чехов.
«Пусть с фронта борьбы поступают сводки, Что вышли победителями из боя злого:
Не выпито ни единого стакана водки,
Не сказано ни единого бранного слова» В.В. Маяковский.
(Хотя сам Володя был страшный матерщинник, богохульник, блудник и самоубийца).
И предупредить ребёнка, что если подобное еще случится, то его молодой язык отведает молодой крапивы. Наказания обязательно производятся в полностью уединённом месте сеткой-авоськой или крапивой, но никак не рукой. Если ребёнок нарушил случайно это правило, а раньше за ним этого не наблюдалось, то можно по договору с ним, что он никому об этом не расскажет, его не наказывать, а только создать видимость наказания (хлопок сеткой по столу) с предупреждением, что если подобное повторится, то это неисполненное наказание (условный срок) будет приплюсовано к новому нарушению. Ребёнок должен знать, а он это обязательно запомнит, сколько «горячих» стоит такой проступок. Например, за сквернословие – три раза провести крапивой по губам.
Слыша это, лицемеры начнут возмущаться, пугать конвенцией прав ребёнка, но для нас никаких законов не существует, кроме божественных. Всё остальное временное, развращающее, погибельное.
г) Посягновение на личность, унижение
Кто-то кого-то ударил, подмял, причинил боль. Такой должен обязательно быть наказан физически, беспощадно, со всею строгостью. И ребёнок должен знать, что его простили, и после наказания за ним ничего не числится.
д) Во время работы следует молчать, но ребёнок разговаривает.
Заранее он должен быть предупреждён, что придётся взять в рот чистую щепку или прутик и держать во рту до перерыва, до отдыха или до обеда. Если же, будучи «обузданным» с удилами во рту всё равно продолжает болтать, то он должен знать, что это стоит два «горячих», но не более: сеткой или крапивой – девочкам по ногам ниже колен, мальчикам – по «булочке».
е) После отбоя (отхода ко сну) – полное молчание.
Дети нарушали покой, смеялись или разговаривали (запрещается даже шёпотом). Всех детей заранее необходимо предупреждить, что они должны знать устав (правила поведения) в семье, лагере, в пути. Пояснить, что в Англии все студенты, живущие в общежитии, хорошо знают тамошние правила: дважды нарушивший тишину после отбоя изгоняется из общежития навсегда.
Воспитатель, войдя, спрашивает: «Кто нарушал покой?» Спрашивает трижды, предупреждая, что если никто не сознается и виновный не выйдет, то все до единого будут стоять «на часах» два часа. Дети сейчас очень пакостливые и невероятно трусливые. Как правило, после такого вопроса бывает мёртвая тишина и ни звука – все замерли. Нарушитель был бы даже очень рад, если бы его вообще не наказали, а все невиновные стояли бы на свежем воздухе. Вот с этой-то подлостью мы и боремся. Если кто-то не согласен с таким методом борьбы с нарушителями, то пусть он напишет нам, что он делает в данном случае и какая от этого бывает польза. И не теоретизировать, а показать на практике. Такой теоретик не может управиться даже с двумя собственными детьми.
После этого отдаётся приказ: «Выходить всем», и чтобы все хорошо оделись и защитились от прохлады и комаров. Нарушителей ставить отдельно друг от друга, лицом на восток, чтобы они могли молиться, не видя друг друга. Ни к чему не прислоняться. Обычно через час они смиренно просят: «Хочу спать»; иногда хватает и полчаса. Снова проводится с ними собеседование о том, какой вред они приносят себе и другим, когда мешают спать. Разъяснить, что на завтра после отбоя они должны будут достоять недостающее до двух часов время, и чтобы они сами завтра об этом напомнили старшему руководителю. Каждый вечер желательно советоваться с детьми о том, во сколько они хотят отойти ко сну, но не позже десяти часов. Подъём всегда в летнее время в 5 утра, а при уменьшении светового дня – постепенно отодвигать до 6.00 – 6.30. Объявляется, что можно переголосовать через 2 минуты, а они – желающие лечь раньше – попытались бы убедить в этом и других. Если это им не удастся, тогда берётся среднее – 9.30, если они просили отойти ко сну в 9.00.
ж) Ребёнок не хочет трудиться. Категорически запрещается уговаривать его. Дети должны приучиться бояться остаться без работы, чтобы они сами настойчиво выпрашивали работу у воспитателя. Он должен знать, что если он не будет трудиться, то он не будет есть, играть, купаться. Во время обеда он должен стоять прямо, не облокачиваясь, обязательно в столовой лицом к ядущим. Но когда другие работают, он может сидеть на виду. По каждому пункту обязательно должно иметь особые места Священного Писания, которые следует многократно по самому малому поводу повторять, буквально врезать в сознание детей. То, что язык святой Библии – это не язык любителей словесности, не язык Цицерона, об этом сказал Сам Бог, как читаем об этом и в житиях святых. Это язык Творца, который не всем нравится. Если бы вещи могли издавать голос, то что бы сказало дерево о пиле и топоре? Ребёнок не приучен что-либо делать, и это в нем закрепляется очень быстро. Лев Толстой говорил в возрасте восьмидесяти лет, что половина того, что есть в нём, он получил до четырехлетнего возраста. Это особенно касается отношения к труду. Здесь по каждому пункту будут даны особые места – стихи святой Библии, заготовки на каждый случай. Конкретно по трудолюбию. Сир.22:2. Любой, даже совершенно неразвитый ребёнок поймёт, о чём здесь сказано. Таких коровьих лепёшек, как и лентяев, очень много. Приходится остановиться, как на экскурсии, перед таким «караваем» и объяснить участь ленивого, отношение к нему окружающих; что значит взять и отряхнуть руку. Дети любят реальность, то, что можно пощупать. Вот это и означает учить во время и не во время. Такие примеры врезаются в разум ребёнка на всю жизнь. Здесь мы даём несколько таких золотых стихов, дабы было из чего вам выбрать, что для вас более подходящее. Только никогда не витийствуйте, не разглагольствуйте. Если вам приходится быть там, где есть посторонние, и вы увидите пьяного человека, что не редкость на Руси, то, не прибегая ни к какому осуждению этого человека, объясните детям о том несчастье, какое ждёт каждого из них, если они не будут трудиться. Он тоже совсем недавно был маленьким ребенком. Как он вёл себя в школе? И вот здесь приходится говорить уже не обезличенно, а на конкретных примерах, о детях с называнием их имён. Вот ты не выучил урок, прокрутился и зря прожил день. Ты мешал учителям, отвлекал детей и этим был нежеланен для всех; т.е. если бы тебя не было, то никто бы не только не пожалел об этом, но даже были бы рады. «Баба с возу – коню легче». Это означает, что никто не испрашивает благословения на тебя, ты стоишь уже на кривой дорожке и идёшь над пропастью. Абсолютно всегда, во всём нужно видеть возможность дать понятие о вечности, о небе, о смысле жизни. Полезно сделать разбор всего, что окружает нас: пищи, одежды, строений – это большая школа, это целые академии, и притом доступные детскому сознанию. Не всё сразу, но постепенно нужно рассказать обо всём. Сначала взять самое необходимое, без чего невозможно прожить и дня: хлеб – как он добывается, ты, воспитатель, хорошо это знаешь? Начни с молитвы «Отче наш…» и выдели слова «хлеб наш насущный подавай нам на каждый день», подчеркни качество хлеба, что он никогда не приедается, что изготавливают из пшеницы. Покажи на этом примере великую милость Божию к человеку. Как трудно достаётся хлеб труженику сельского хозяйства. Без многого мы можем прожить, но только не без хлеба. Этот продукт разрешается употреблять и во время поста, его легко перевозить в виде сухарей. Он всегда готов для нас из одной лишь муки в великом разнообразии. И даже в пустыне Бог давал удивительную пищу по вкусу лепешки. Иоанн Златоуст говорит, что мы не знаем, питаются ли чем ангелы, но если они питаются, то пищей их является хлеб. Пс.77:25. И если человек делается бедным и переходит через черту бедности, он остаётся бедным не ниже куска хлеба. Прит.6:26. И снова подчеркнуть, что если не будем трудиться, не приучим все десять пальчиков к труду, чтобы они постоянно шевелились, то можем дойти до того, что не будет и куска хлеба. Прит.6:10-11.
Прит.24:33-34. И снова подчеркнуть, что если ребёнок не будет учиться, приучаться к труду, то он всё равно будет что-то потреблять, есть, ничего не создавая, то есть быть паразитом, и придётся, в конце концов пищу себе искать на помойках. Если тебя сейчас послать к мусорному ящику искать себе пропитание, то ты посчитаешь это для себя за унижение, но любой бомж считает для себя за счастье найти что-нибудь рано утром в этом ящике, и они дерутся за обладание определённым мусорным баком. Эти наглядные уроки иногда уже слишком запаздывают. Есть дети, которые ничем не могут выделиться, и они приучаются кривляться, хохмить, пытаются кого-то рассмешить. Это тоже не следует оставлять без внимания, и снова возвратиться к хлебу. Нужен трактор, комбайн. Кто их должен делать? Для их изготовления нужен металл. Кто его должен добывать? И так можете кратко представить весь процесс, попутно подчёркивая, как мудро Бог всё устроил, заложив в землю кладовые из угля и руды. Следует рассказать о чуде Божием – произрастании зерна. Повторяю, воспитатель должен знать очень и очень много, и сам учиться всю жизнь. Воспитатель есть учитель, а учитель, как капитан корабля – всегда должен знать всё. Он сам должен трудиться непрестанно и всегда вставать раньше детей, чтобы они его никогда не видели спящим, и тем более утром в туалете. Авторитет воспитателя должен быть непререкаемым буквально с первых минут знакомства с детьми. Никогда не добивайтесь дешёвого авторитета и никогда не перегибайте палку, не суемудрствуйте и напрасно не витийствуйте. Основная движущая сила работы с детьми – это молитва, любовь, труд.
з) Не хочет утром вставать.
Это явление хотя и редкое, но встречается. В помощь – сброшенное одеяло и холодная вода (чуть-чуть, как из пистолетика, только сбрызнуть).
и) Ребёнок рассказывает неприличный рассказ, анекдот, услышанный от своих товарищей, или поёт непристойные песни. Ответная реакция почти всегда одна и та же: наказать. Необходимо узнать источник происхождения, спросить ребёнка, знает ли он, что в этом есть что-то неприличное. Попытаться в доступной форме разъяснить смысл, сделать выводы. Научи его разбираться в слышанном, подкрепи соответствующими местами из святой Библии, и что бы он выучил их наизусть. Ни в коем случае не наказывать за это ребёнка, если это в первый раз. Постарайся найти подходящий рассказ, схожий с этим, но прилично выглядящий, не лишённый юмора и скажи: это можно рассказать в любом обществе, и будет даже более интересно. А теперь сделаем выбор: что лучше? Не загоняйте детей в «старообрядческий тупик» и не пытайтесь сохранить их «под зелёным сукном». Если же ребёнок пойман на этом и уже после наказания продолжает следовать дурному, то постарайтесь его изолировать. Сир.23:19. Эта язва неисцельна, и нужны методы, которые недоступны воспитателю. Врачеванием должны заниматься уже родители. Даже не пытайтесь исправлять его, ничего у вас не получиться, так говорит святая Библия («горбатого исправит только могила», «поезд ушёл»).
к) Дети воруют.
Если это происходит в семье, то вина в этом только родителей. Приучите ребёнка пользоваться своими вещами. Никогда не надевать чужую обувь и даже верхнюю одежду, не говоря о головном уборе. «Моё» и «не моё» – здесь возведите железобетонную стену высотой до неба. Этому учите с младых ногтей, с пелёнок. Этот нравственный закон, но не закон природы, и без научения к этому ребёнок сам никогда не подойдёт. Когда он начнёт понимать, вселите в него страх Божий, что вор Царствия Божия не наследует. Раньше были старинные, т.н. лицевые книги (в лицах, в картинках). Там изображались различные виды казней, которые терпят души после смерти: матерщинник подвешен за язык на крюк и снизу жалит его змея. Кто-то горит в огне. Это не мультипликационный фильм «ужастиков», а наиподлиннейшая реальность, согласная со Словом Божиим. 2Кор.5:10; Откр.14:11; Лк.16:23; 1Кор.6:10; 1Пет.4:15.
Если можно, постарайтесь узнать, проследить путь этого ребёнка к воровству, почему в нём не насаждён страх Божий. Если воровство повторяется и после научения и объяснения, то следует сурово наказать – по рукам крапивой или сеткой, предварительно спросив, какой рукой брал. Всем детям пояснить, что есть государства, где за воровство отрубают руки (Тунис). Сделать тщательный разбор по каждой украденной вещи: когда, где, сколько, свидетели. Расследование должно быть как можно более глубоким. Судья в Саудовской Аравии задаёт вору только один вопрос: «Какой рукой воровал?» У нас в стране вор может быть судим десятки раз, у них же только до трёх раз: постепенно отсекаются обе руки и голова. Убедить ребёнка, что ему необходимо в присутствии старших самому своею рукою вернуть похищенное владельцу, приложив к этому что-то из своего, и испросить прощение. Исх.22:1. Постарайтесь ввести в устав правило, чтобы вообще предупредить возможность кражи. Ни у воспитателей, ни у детей не должно быть денег в общем помещении. Без разрешения старшего и по одному дети никогда не должны заходить в место, где они спят. Если произошло воровство, то об этом сделать соответствующую запись в особой тетради с описанием всего и рисунком похищенного. Здесь должно быть написанное собственноручно ребенком обещание никогда и нигде ничего чужого не брать, будь то деньги или вещи. Категорически запретить детям обмениваться вещами, одеждой или что-то покупать друг у друга. Приучите детей никогда не подбирать деньги, которые лежат на дороге: обойди, перескочи, но не бери. Тем более сейчас работают целые преступные группы, которые подбрасывают деньги на дорогу перед прохожими, а потом отнимают всё, что тот поднял, и попутно раздевают. Если случится, что появится такой ребёнок (прибыл испорченный из семьи пьяниц, воров), то постарайтесь сделать воровство невозможным для него. Никогда и никак не оставляйте его одного. Он не должен появляться на кухне, в келье, быть с чужими вещами на пляже на берегу один. Нужно провести с ним беседу, предупредив, что если он что либо, даже самое маленькое, украдёт, или поднимет, или присвоит, то он будет стоять или сидеть с большой надписью на груди: «я – вор». Если же это повторится неоднократно, то постарайтесь немедленно отчислить его. Обо всём этом вести запись в журнале с подписью свидетелей, воспитателей, с указанием точного времени, часов, минут, с указанием места с точностью до одного квадратного метра, с описанием вещей: цвета, размера, количества, с подписью свидетелей – это документ. Если сумма внушительная, то сделать заявление в милицию, попытаться вернуть похищенное.
ПОЗНАНИЕ ДУХОВНОГО МИРА РЕБЁНКА
Всегда пытайтесь войти в его возраст, развитие, сегодняшнее состояние. Вы не взяли с собой ребёнка в церковь и ничего не объяснили, по какой причине он остаётся дома. Вы должны очень чётко представлять, буквально звучаще, его мысли. Сегодня дети развиваются намного быстрее, чем в прошлые века – говорю не о нравственности. Общая характеристика детей: исключительно лживые, хитрые, развратные, грехолюбивые, нежизнеспособные, готовые сбежать куда угодно, только бы не быть здесь, где с их душами занимаются. Меня интересует только русская нация, и я говорю только о ней. Не думаю, чтобы другие народы намного преуспели в духовном, тем более там, где нет истинного православия, согласного со словом Божиим.
Если ребёнок не находит радости в посещении храма и не ждет этого как праздника, то для него это в радость, что вы не взяли его. Если вы решили за что-либо наказать этим ребёнка, проучить его, то можете быть уверены, что полностью проиграете; он сделает всё, чтобы вы не взяли его с собой, будет специально даже мочиться под себя, делать пакости. Безбожники, губящие детей денно и нощно, отдающие им внимания меньше, чем любое животное, очень любят показать свою любовь к детям. И в этом видится только извращенный выкидыш их мысли. Они называют детей: «ангелочек мой, душа моя, жизнь моя». Они утверждают, что дети безгрешные, чистые как стёклышко, ни в чём неповинны. Святая Библия упреждает нас более чем за 27 столетий до наших «ангелочков». Хотя он и ангелок, но рога в потолок. Ничего нет злее, бесчеловечнее, безжалостнее наших детей, рождённых от Адама и Евы. Посмотрите, как воспринимают какой-либо физический недостаток дети в школе у своего сверстника, как они лгут, сквернословят, воруют и буквально изничтожают слабейшего себя, и калечат друг друга. Известен случай, происшедший в древней Элладе. Мальчик, поймавший перепёлку, отстриг ей ножки. Прикиньте по криминальной хронике, кто бы сегодня обратил внимание на такую невинную шалость? Там был созван верховный суд страны, было выслушано мнение самых авторитетных мыслителей, психологов, «участковых по делам несовершеннолетних». И тогдашняя дума единогласно вынесла решение: повинен смерти. Мнения адвокатов и защитников не принимаются, слишком весомый аргумент против. Какая польза была этому парнишке от того, что он искалечил птичку? – Никакой. – Почему он отрезал вторую ножку? – Потому что он испытывал наслаждение уже от той первой ножки, когда отрезал её. Спросили: сразу ли он её отрезал, или отдельно по коготкам? Он сознался, что членовредительством занимался не первый раз. Эксперты дали заключение, что подобные Будановы и Чикатило рождаются не в роддомах, а на чердаках. Историки свидетельствуют, что будущие инквизиторы вначале пытали домашних животных и обезьянок, поджигая их на жаровнях. Мальчик был немедленно казнён, выжжен как зараза. Отцы отечества заботились о будущем нации, чтобы от него не произошло потомства. Подобная мера наказания нас сегодня шокирует, но мы слышим, что в мусульманстве могут казнить за пьянство, и никакие международные конвенции им ни к чему, наркомана и насильника предают смерти.
Святая Библия свидетельствует, что дети отвечают за свои поступки и караются Богом, как и взрослые. Малый возраст не служит им оправданием нисколько. 4Цар.2:23; Лев.21:9; Втор.22:20. Если ребёнка не берут по уважительным причинам в церковь: недомогает, за провинность, в церкви мало места, погода неподходящая, создаёт в церкви шум – это всё нужно ребёнку объяснить доступно его возрасту.
Не смотрите на своих детей свысока, если нам известно, что он уже имеет представление о вечности, но мыслит обо всем по-детски. Посторонние люди, встречаясь с новыми детьми и беседуя с ними их детским языком, нередко открывают в детях такое, о чём родители даже не подозревают. К этому методу обмена «партнерами» можно прибегать при посещении друзей, когда хорошо знаете друг друга. Мф.18:10. Если ваши дети не посещают воскресную школу и вы с ними дома не занимаетесь по-Библии, то помните, что в те же самые минуты в душах ваших детей идёт иной засев. Не ленитесь побыть с ребёнком час-другой. Родители и воспитатели, не получившие сами никакого религиозного воспитания, не могут понять, какой урон наносят они себе и ребёнку, что они лишают его встречи со Христом, которая поможет ему уцелеть в этой греховной жизни. Ребёнок драгоценен для Бога, потому что он искуплен кровью Христовой. Откр.20:12; 1Пет.1:18; Откр.5:9; Мф.18:12-14.
Если у взрослого можно найти мотивы его поступков (как, правило, выгода), то у ребёнка этого нет в большинстве случаев. Иногда малое дитя, живущее в чистой жизни, в послушании у родителей, может сердцем своим уразумевать тайны Божии. Мф.11:25.
Если ребёнок рождён не в семье безбожника, то замечено, что сердце дитяти склонно к тому, чтобы забывать обиды и прощать их. Повторяю, что это касается только детей из верующих, богобоязненных семей. Там, где жена не подчиняется мужу, злая, дети, как правило, скудоумны на добро. Прем.Сол.3:11-12.
Нужно не жалеть средств и выращивать тучные колосья для завтрашнего дня. Дети – это будущее церкви. Если они хорошо воспитаны на основании святой Библии, то это будущие проповедники, священники, миссионеры.
Советую всем прочитать житие Арсения Великого. Когда император Феодосий Старший решил дать наилучшее образование своим сыновьям Аркадию и Гонорию, то велел сделать розыск по Восточной и Западной империи, чтобы найти такого человека, который обладал бы всей мудростью - и мирской, и духовной. С великим трудом обрели такого – Арсения Великого (память его 8 мая, умер в 450 г.). Вот как говорил Феодосий, вручая детей на воспитание, готовя из них двух императоров: «Теперь ты будешь им более отцом, нежели я, потому что труднее воспитать, нежели родить... приучи их к добродетели и обучи их премудрости; как отец их духовный позаботься о том, чтобы они избегали разных юношеских соблазнов» (Жития за май, стр. 246-248). Однажды, войдя в класс, император увидел, что сыновья его сидят, а учитель стоит. Он опечалился и запретил так учить, считая их царями. Он сказал Арсению, что если они не научатся бояться Бога, то лучше, чтобы они не только не были царями, но прежде умерли, чем позволить им вырасти во зле на погибель как своей собственной душе, так и прочих душ человеческих...
Случилось однажды, что Арсений как-то заметил за Аркадием некоторый проступок. Рассердившись на него, Арсений побил его розгою, и притом так сильно, что Аркадий помнил это наказание до самой смерти своей, ибо следы розог остались на теле его»... Пр.22:15. Быть может, среди тех детей, которые находятся сейчас рядом с вами, будет тот, кто на руках молитвы понесёт всех нас, как Моисей на своих раменах Израильский народ. Божественное воспитание детей – это закладка фундамента завтрашнего дня, будущего земной части церкви. Прит.22:6. Только вообразите, что от нашего отношения к детям, будут ли они истинными христианами, и притом православными, не католиками, не сектантами, зависит то, какой будет завтра не только наша община, но и страна, и церковь.
ЦЕЛЬ НАШЕГО ОБУЧЕНИЯ
Если родители хотят, чтобы ребёнок жил нравственно, культурно, по-человечески порядочно, не на звериных началах, а на гуманных, но не приучают его боговедению, не познакомят его со святой Библией и со Христом, то такие родители – преступники. В этом жестоком зверином мире ребёнку не выжить при таком воспитании. Преступники, уголовники, фашисты, коммунисты, сатанисты, которым общее число – легион – все будут рвать ваше дитя, насиловать и убивать, а он не сможет постоять за себя. Попал в волчью стаю – по волчьи вой. Слабейший должен умереть, таков закон природы. И не надо этого скрывать от детей. Тогда ребёнка нужно учить быть хитрым, изворотливым и жестоким, и чтобы он обязательно вступил в какую-нибудь сильную партию, потому что даже льву одному не выжить в пустыне. Спаситель наш Господь называет себя Пастырем, Спасителем, Защитником, и Он обещает помощь, и что не оставит нас одних, только бы мы не оставили Его.
Целью нашего христианского воспитания должно стать не обучение хорошим манерам и приличному поведению, но помочь стать вместилищем Духа Святого, быть другом Христа. Наиважнейшее в воспитании то, чтобы ребёнок уверовал во Христа сознательно, полюбил Его как своего Спасителя и Искупителя, Который ждёт Его в конце краткой земной жизни; чтобы ребёнок уверовал во святую Библию, как в истинное слово Божие.
Рим.3:10-12,23; 5:18; Рим.6:23. В спасении от греха через Христа нуждаются все, и в первую очередь дети. Деян.4:12; Рим.10:13-14,17.
Если ребёнок не примет Евангельской вести, то ему не спастись.
Путь спасения (краткое руководство для воспитателей, на что обратить особое внимание)
- Услышать Евангелие. Рим.10:17.
- Испросить у Бога веры. Рим.10:17.
- Покаяние. Деян.2:38; 17:30.
Цель закона, десятисловия – показать нам наш грех Рим.3:20. Наши грехи и возмездие за них (наказание) взял на Себя Христос. Он умер вместо меня на Голгофском Кресте, это – моё место. Показать ребёнку, что он становится ответственным за свои поступки не только перед людьми, но и перед Богом. Нужно научить его отличать плохое от хорошего, с пробуждением его совести. К этому нужно подводить детей уже в возрасте от трёх до семи лет, в зависимости от условий воспитания. Хорошо пользоваться рисунками, плакатами, наглядными пособиями. Подробно разъяснить притчу о Сеятеле, нарисовав его, зёрна, поле, птиц. Мф.13:3-8; 18-23; Мрк.4:3-8; 14- 20; Лк.8:5-15. Где нет духовных работников, там сердца людей не засеяны добрым евангельским зерном. Мф.9:37-38.
Сердце ребёнка – самая благодатная почва, на ней вырастет всё, что пожелаешь, что посадишь. Здесь не требуется никаких доводов, дети легко всему верят. Строительство на детских сердцах требует самых малых расходов, если конечно они уже не застроены диаволом своими постройками. У взрослых, как правило, почва уже засорённая, много других семян высеял на них диавол. Страдания и обиды, разочарования окаменили сердце. Требуется много средств, и как часто всё может рухнуть в один момент, если этот человек алкоголик или наркоман. Да если он и обратится, какая уж там перспектива, если он отсидел не один срок. Трудно выпаривать запах дёгтя из той деревянной бочки, в которой он долго хранился. Когда жизнь почти закончена, силы иссякли, имущество истрачено; конечно, Господь принимает и в одиннадцатом часу жизни, но для церкви и государства от этих отбросов общества только затраты, какая польза от паралитика? Исследования показывают, что около 75% сознательно уверовавших членов церкви впервые поверили в возрасте от 3 до 14 лет, от 14 до 30 около 15%, от 30 до 40 – 8%, и только 2% падает на тех, кто уверовал в возрасте от 50 лет и старше. Чтобы посеять хорошее семя на поле, тысячелетия люди придумывают разные приспособления. Сорняки же никто не сеет, они растут сами. Сатана с лёгкостью портит даже хорошее, вспаханное поле. Как легко столкнуть человека с горы в пропасть, и как трудно ему подняться на вершину. А падения происходят и в семьях верующих. Мф.13:24-25. Чем раньше мы посеем евангельские семена в детское сердце, тем больше надежды на то, что получим добрый урожай. Если же опоздаем, то урожая можем полностью лишиться. 2Кор.9:6. Сеять нужно усердно и постоянно. Самое благоприятное время – делать это сегодня. Еккл.11:4-6. Сеять необходимо с глубокой верой, а не говорить, как учат ленивые: кому обратиться – они и без нас обратятся, а наше дело только молиться. Святая Библия так не учит. Ис.55:10-11; 1Кор.3:6-9. Наше дело – сеять согласно повеления Божия, а будет ли польза, вырастут ли плоды – это зависит только от Всемогущего Бога. 1Кор.3:5-7. Если мы сеем, то у нас надежда, что что-то взойдёт, быть может, и наполовину. Если же не сеем ничего на поле, то при наступлении осени мы даже и не попытаемся искать выращенное – там его нет. Мы сеем с верою в Бога, будучи не уверены – вырастет ли что. Если же не сеем, не учим, то это всегда по неверию в Бога, в Евангелие с твёрдой уверенностью, что ничего не вырастет.
Положите себе за правило учить постоянно, во время и не во время как можно большее число детей Слову Божию. Ян Амос Коменский обращает внимание на то, что любое животное, как лошадь, уже через три года делающаяся взрослой, готова к работе, и только человек так медленно растёт до 18 лет. До этого возраста он всё ещё с неокрепшим организмом, не пригоден для тяжёлой работы, чтобы мы не загрузили его. Ребёнок как бы предназначен в основном для научения, у него для этого много свободного времени – направьте его на изучение Слова Божия. 2Тим.3:15.
Развивайте у ребёнка память
Заученное в детстве он сохранит на всю жизнь. Возрождённые дети – это элита, будущее церкви. Самуил: 1Цар.3:3-11. 1Тим.4:12. Давид: 1Цар. 16:1-14. Иер.1:4-10.
Есть несколько возрастных групп
Иногда их разделяют на четыре группы. 1) 3-6 лет. 2) 7-10 лет; 3) 11-14 лет; 4) 15-18 лет.
Характеристика детей от 3 до 6 лет
Ребёнок в этом возрасте знаком только с предметами и людьми, с которыми он общается. Весь мир ограничивается доступным для пяти органов чувств. Здесь идёт познавание мира. Словарный запас очень ограничен. Вот здесь как раз и находится ключ того, быть может, кем в будущем станет ребёнок. Ему знакомы только те слова, которые он постоянно слышит. Когда описывают биографии писателей, художников, учёных, то всегда подчеркивают – кем были его родители, родня, знакомые, в каком кругу он воспитывался. Исследователи прикрепили микрофончики к платью матери и вели запись несколько дней, и оказалось, что ребёнок задаёт в день около 400 вопросов. У взрослых, как правило, их не больше десяти. Где положил, кто приезжал, что нового? Ребёнок всё время изучает новые слова. Иногда он произносит слова с абстрактным значением и вставляет их невпопад, чем немало смешит старших. Слово любовь для него ограничивается только им самим и самыми близкими людьми. Ребёнок не может отличить действительность от воображения, поэтому его всегда нужно вводить в мир конкретных понятий, рисунков. Для него все слышанные сказки представляются как реально существующие. Поэтому не давайте детям сказок никаких. Учите их только на евангельских примерах и из природы. Что более всего трогает верующих воспитателей и родителей, так это то, что ребёнок воспринимает библейские чудеса как самое естественное, нормальное, что так оно и должно быть. Здесь действительно дети для нас уже учителя. Ребёнок не может сразу же, одновременно сосредотачиваться на нескольких вещах и на долгое время. Устройство его мозга такое, что для восприятия ему нужно разнообразие.
Нормально развитый ребёнок, не больной, физически очень активен. Просто идти нормально для него невозможно, здесь тратится слишком мало энергии, которая буквально перехлёстывает через край. Он прыгает то на одной, то на другой ноге, как маленький котёнок играет со своим хвостом. Где нет движения, он начинает быстро утомляться и засыпает. Начинает хныкать, дёргает за руку: пойдём. Если его заставляют долго сидеть рядом, когда бабушки ведут между собой какой-то непонятный разговор, то он становится беспокойным и капризным. Хотя бы немножко возьмите для себя из того что сейчас слышите и читаете, и представьте, что ребёнок вот так и устроен, и это зависит не от него. И далее, посмотрите на детей, которых мы приводим на длинную для ребёнка бесконечную службу. Если мы, взрослые, почти ничего не понимаем из того, что читается на церковно-славянском языке, то что же делается в душе ребёнка, когда мы заставляем их стоять всю службу: «Смотри, стой хорошо, а то Боженька накажет. Стой, не крутись, не садись!». Прикиньте к себе, если у вас небольшое образование, допустим, всего лишь десять классов, а вас каждую субботу будут водить на учёный совет ректоров, и каждый раз вы должны будете стоять по три часа и выслушивать непонятные для вас слова, от которых эти седовласые мужи почему-то приходят в восторг. Страшная картина. Ничего не посеяв, мы буквально асфальтируем почву нежных детских сердец. Вспомните Давида, как пытались его обрядить для войны с Голиафом, а ему по силам была лишь его пастушеская сумка, да пять камешков. 1Цар.17:38.
В житиях святых описываются случаи, когда малые дети, как Феодор Сикеот, не взирая на запрет матери, стремились в храм. На столетия один случай – это предмет удивления. Но что же остальным-то делать? Считаю, что если мы не можем, как католики, написать отдельную детскую литургию и всегда служить при открытых царских дверях, не можем как сектанты учить детей интересно, захватывающе, то можно же хотя бы несколько раз выводить детей на отдых, быть может, даже разрешить им поиграть во дворе и в один из перерывов позаниматься с ними, просто побеседовать. Русское Православие практически потеряло или, вернее сказать, не имело детей, воспитанных прямо по Евангелию. Если у ребёнка нет живой связи с Богом и желания идти в храм, то он практически уже потерян, и не объявит ли Бог нас убийцами?
Ребёнок многого боится, потому что он понимает насколько он беспомощен. Ребёнок боится темноты, того, что его оставят одного, боится чужих людей. Не угнетайте ребёнка чрезмерной строгостью, научите его правильно пользоваться свободой в пределах указанной ему ограды. Расширяйте словарный запас ребёнка, чтобы речь его была интересной, используйте и устаревшие слова. С ребёнком не следует говорить слишком длинно. Ребёнок дошкольного возраста может сосредоточиться только на несколько минут. Не надевайте на ребёнка ваши вериги. Как правило, за один приём обучайте одному предмету. Пример: вот мы сделали скворечник; объясните, почему именно так он устроен, покажите, что с внутренней стороны, где леток – доску строгать нельзя, потому что она будет ровная, скользкая, и скворцу будет очень трудно выбраться из своего домика. Всякие шероховатости – это как ступеньки в нашем доме, а иначе получится скользкая ледяная горка, по которой никто не поднимется. Ваш скворечник занял тут же воробей; вместе с ребёнком понаблюдайте за ним, приучая его к образным выражениям. Воробей несёт травинку, скажите: «Это для него матрас», пушинку назовите подушкой, и ребёнок засмеётся. Как правило, дети сразу же принимают участие в этой игре – наблюдении. Напомним ему, что скворечник мы делали не для воробья. Воробей – птица нахальная – даже не стал ждать хозяина скворца, а скорей захватил эту квартиру. Поясните, что скоро прилетят скворцы и как законные хозяева займут скворечник, а воробья попросят вон, и все его подушки и матрасы выбросят в окошко. Жалостливое детское сердечко склоняется на сторону воробья. Всё, урок закончен. Вы скажите: «Ну, это ещё посмотрим, воробьёв много, а скворец один, быть может, его и не выгонят». Не пропустите момент прилёта скворцов. Как правило, законный хозяин сходу врывается в своё жилище. Перепуганные воробьи никогда не помогают товарищу, они выражают ему только сочувствие, громко чилимкая на соседних ветках. Теперь продолжите тот урок. Вы сами должны хорошо знать об этих птицах всё. Скажите, какие опасности претерпел скворец, чтобы добраться до своего законного дома: тысячи километров и море, и ждать оформления документов, ходить по нашим БТИ у него нет времени. За короткое лето скворец должен вывести, обучить скворчат и снова улететь на юг. Воробей остаётся с нами, это очень верная птица. Он найдёт место под любой шифериной. Подобный рассказ на практике лучше всякой сказки, и когда вы к месту назовёте мальчишку ершистым воробушком, то он сразу же воззрится на вас: «Это как?». Воспитатели, хорошо изучайте про птиц и зверей. Господь говорил: Мф.6:26. Если ребёнок боится темноты, посторонних людей, то попытайтесь уменьшить страх его, стараясь быть спокойным и любящим. Расскажите ему что- нибудь из своего детства и как вы избавились от страха с помощью Божией. Учите их доверяться Отцу Небесному, расскажите о наиболее важных молитвах, обратите особое внимание на те псалмы и молитвы, в которых подчёркивается живая помощь Божия (Пс.90 – «Живущий под кровом Всевышнего», «Да воскреснет Бог…»). Кратко изъясните смысл молитв и приучите его поступать по ним. Как можно чаще говорите о кончине мира, о смерти человека и о его смерти, о Страшном Суде, подчёркивая, что человек спасается верой в Иисуса Христа, а исполнение заповедей есть подтверждение нашей веры. Научитесь наглядно в картинах показывать неотвратимость Божьего наказания грешнику, если он не покается. Если человек умышленно грешит, то Бог может не дать времени для покаяния, и душа погибнет внезапно на нескончаемые веки. Есть прекрасное выражение, подтверждаемое всей святой Библией, но не Библейское: «Терплю до конца, а буду мучить без конца». Покажите ребёнку примеры кончины не только старых, но и молодых, катастрофы, войны. «В чём застану, в том и сужу».
Всегда говорите ребёнку о справедливости Божией и о любви Его. «Бог тебя любит, и ты не огорчай его своим непослушанием родителям и старшим, бойся огорчить Его, остаться одиноким, приготовься к встрече Создателя твоего». Всё это ребёнку нужно говорить его языком, краткими предложениями, как бы материализуя перед его взором то, о чём вы говорите. Наивысшая цель – спасение, жизнь с Богом в вечности. А это возможно только тогда, когда Дух Святой будет Сам вести нас, и мы будем под Его водительством. Приучите ребёнка быть участником тех событий, о которых вы рассказываете или читаете: «А это мог быть я». Берите с собой ребёнка всегда, если этому ничто не препятствует: на работу, на рыбалку, в путешествие. Заметьте, чем он больше всего интересуется, и на основе этого подведите к тому, что бы вы хотели ему рассказать.
7-10 лет.
Мир ребёнка в этом возрасте очень быстро расширяется, когда он начинает ходить в школу. Но чему его там научат? Ещё до школы ребёнок совершенно чётко должен иметь понятие о грехе, о недозволенном, о гибельности общения с миром. Иак.4:4. Посодействуйте, потрудитесь над тем, чтобы понятие «нельзя, потому что грех» было вмонтировано в него. Приучите ребёнка в любом деле сразу же видеть грань, из-за которой нет возврата. Чтобы у него было юридическое сознание, объяснение, подтверждение смысла наказания. Почему именно это ему разрешается? Всё это подтверждайте Священным Писанием и при многократном повторении заучите наизусть какие-либо стихи из святой Библии. Он учится читать, писать и считать. Теперь ваша задача заложить в ребёнка интерес к знанию, познанию мира. Приучайте ребёнка смотреть вперёд; расскажите, когда ему это знание может сгодиться и для чего. «Неучёный – как топор неточёный», – и конкретно на топоре покажите это.
У ребёнка, как правило, очень высокая самооценка, и ему нужно показать хотя бы пунктиром вершину того, о чём он хоть что-то уже знает. Как далеко до полноты знания. Теперь ему будут встречаться люди разного воспитания и разных мнений в школе и на улице. Задача родителей и воспитателей дать очень крепкое и обоснованное противоядие против дурных слов, цинизма, бесстыдства. Заложите в него почтение к старшим, умение слушать, не перебивая; научите его бояться худых сообществ, дискотек, особенно девочек. И для девочек ещё более и стократ более – бояться мальчиков. Бояться дурной музыки; и чтобы он никогда ни к кому из посторонних не садился в транспорт, не разговаривал с чужими, не ходил к товарищам, ни к кому не заходил в дом. Дом, церковь, школа.
Ребёнок каждый день познаёт что-то новое и очень быстро. Он легко заучивает наизусть (механически) стихи из святой Библии и богослужебные тексты, иногда запоминает целые главы из святой Библии. Это ему запомнится до старости. Ребёнку нравятся приключения – читайте ему жития святых. Такие захватывающие рассказы и трогательные трагические истории! Каждый раз, преподавая что-то новое, постоянно возвращайтесь к пройденному; это: библейские стихи, имена личностей, география святой Библии, жития святых. Всё время продвигаясь вперёд, чаще спрашивайте его о пройденном. Ребёнок заинтересован в личном участии. Например, вы посмотрели фильм. Помогите ему правильно пересказать его и сделать духовный вывод, или сразу же скажите, что фильм этот ненужный, пустой, вредный.
У меня были случаи, когда дети до десятилетнего возраста плакали в церкви. Им просто скучно и одиноко, и хочется домой. Возвращаемся из храма, и я допытываюсь: «Кто плакал?». Дети замолкли и, как всегда, молчат. Тогда я говорю: «Это очень хорошо, что выплакали во время молитвы. Молитва со слезами более приятна Богу, чем сухая». И сразу же объявляю им награду: пирожки или ещё что-то. Некоторые из более спокойных сразу же подают голос: «Завтра и я буду плакать». И хотя в церкви плакали только двое, но когда я объявил награду за слёзы, то руку за вознаграждением протянули пятеро, говоря, что и они плакали, только тихо, и никто не видел – тайные наши молитвенники. Назавтра во время литургии не плакал уже ни один. Мы приготовили шоколадки плакальщикам, а отдавать некому. А вчерашние наши ходатаи сознались, что как они ни надувались, ни пыхтели – ничего у них не получилось – слёз не было. Воспитатели – это не родители, у них должен быть особый талант подхода к детям. Родителями делаются любые животные. Родить – дело не хитрое. А вот воспитать!!! С детьми не нужно сюсюкаться, зализывать и заглаживать их, – это не котята. Не позволяйте и детям фамильярничать с вами, хватать вас за ноги по делу и без дела. Сразу же введите в законное русло ваши взаимоотношения. И где бы вы ни были, с какими бы детьми ни занимались, добейтесь стопроцентной защищённости ребёнка от посягновения на его личность кого бы то ни было. Никто не имеет права оскорбить или причинить боль ребёнку, кроме одного человека, если такой у вас найдётся (исполняющий роль судии).
Это лучший возраст, когда можно приучить ребёнка участвовать в работе церкви, помогать. Притч.22:8. Он уже может доступно рассказать своим товарищам о Боге – поощряйте его к этому. Давайте ребёнку возможность участвовать, когда вы читаете святую Библию дома, когда молитесь.
Подростки 11-14 лет.
В этом возрасте ребёнок бурно меняется не только в разуме, но и физически. Меняется его способ мыслить, чувствовать и поступать согласно его возраста мышления. Это переходный возраст, самый опасный; в этом возрасте с ребёнком труднее всего разговаривать. Самые лучшие способы воспитания детей разламываются. Педагоги в бессилии разводят руками. Все человеческие методы воспитания превращаются в дым. Безмотивные побеги и самоубийства. Он уже отрывается от детского возраста, а взрослые не признают его самостоятельность, и это крайне раздражает ребёнка. Снова повторяю, всё, что здесь говорится – говорится о детях, которые не уверовали во Христа, не приняли Его в своё сердце. Говорится о неверующих и методах работы с ними. Верующий ребёнок, он как бы переходит из младенчества в старость, минуя все переходные возрасты. Поверив в вечную жизнь, он мгновенно переходит в то состояние духовной отрешённости от этого мира, осознание всей зыбкости мирских обещаний, посулов, до чего неверующие не доходят и в глубокой старости, продолжая цепляться за жалкую жизнёшку. Ребёнок в этом возрасте сгорает от жажды независимости, эгоцентризма. Слаборазвитые дети в этом возрасте надевают на себя личину шутов, пытаясь рассмешить своих сверстников. Для них этот переход может затянуться и до двадцати лет. Детям этого возраста кажется, что взгляды их учителей и родителей устарели, и они восстают против их авторитета и желают быть свободными и независимыми. Это возраст комсомола и гитлерюгенда. Тысячи ловушек расставляет сатана им, неутверждённым в разуме, охваченным самостью. В этом возрасте и чуть позже у них случаются самые страшные катастрофы. Для тех, кто стоит в дверях при большой разнице температур во дворе и в доме, это самое опасное место. Узость, толкотня. Так и в переходном возрасте. Только вера в Бога, великий страх Божий могут обуздать прихоти, похоть, дурные наклонности.
У ребёнка появляется множество сомнений, он мыслит себя бескомпромиссным и настаивает, чтобы так же поступали учителя и родители, он всех начинает обличать. Вот тут-то и наступает водораздел, наглядная разница в воспитании: кто приучал своё дитё к мыслям о вечности, и кто предавался сам необузданно страстям и вожделениям, и как это всё захватило ребёнка. Отпечаток семейных отношений в этом возрасте откладывается на всю жизнь. Может не случайно, что Иисус именно в двенадцатилетнем возрасте внезапно появляется в описании Евангелиста. И вновь мы ничего о Нём не знаем до Его тридцатилетия. Лк.2:44-47.
Ребёнок тонко чувствует фарисейство старших, стремится к фарисейству и этого же требует от других. Лицемер перед ребёнком не устоит. Он спрашивает себя: «Кто я? На кого я хочу быть похожим?» Он может быть жестоким в своих суждениях даже против своих родителей и в пылу спора может бросить гневный упрёк родителям за их лицемерие и воровство, за из неискренность. Он может сделать это даже при свидетелях и на долгие годы стать врагом отцу и матери. Ему нужен живой пример для подражания, и он его или находит, или разочаровывается. Многие учителя боятся работать с этим возрастом. Он ищет себе идеал, которому мог бы подражать, и сам желает выделиться и быть признанным в кругу друзей. Но так как этого достичь для него трудно в добре, поэтому он охотно растворяется в массе, делаясь серой щепкой в мутном потоке: «Все одинаково подлые, успевай, бери от жизни всё, что можешь». Пример – молодёжные банды, настоящие звериные стаи, отморозки исключительно безжалостные. У них строгие законы и правила. У руководителей безграничная власть над членами банды. Их действия бывают ужасающи – комсомольские погромы церквей, еврейские погромы в Германии. Они выискивали верующих и грабили монастыри. В этом возрасте особенно интересуются противоположным полом, венерические болезни затопляют этот возраст.
Учите ребёнка святости, учите хранить непорочность, девство. 1Кор.6:9. Конечный результат – вечная смерть. Обязательно расскажите о законах относительно девства у евреев и у мусульман. Потеря непорочности до замужества – смерть. Ты можешь умереть прямо в грехе, и будешь мучиться вечно с сатаной в аду. В этом возрастемногодумаютобудущем, обучении, выбореспециальности, женитьбе. Он очень заинтересован происходящими событиями, к которым относится очень чувствительно. Научите слышанное и виденное в книгах и фильмах переносить на себя с вопросом:
«Как бы ты вышел из этой ситуации, как бы поступил, в чём не прав герой?» Этим возрастом легко манипулировать, если они не защищены страхом Божиим. Научите их не прикасаться ко греху: не смотреть, не слушать, не читать и даже участвовать в уничтожении духовной проказы: сжечь дурные книги, оккультные предметы и никогда не ходить на дискотеки, рок-концерты – там бесовщина. Покажите ребёнку на примерах житий святых достижимость цели, постарайтесь с ним подружиться, насколько это возможно. Можно участвовать с детьми в играх. Позвольте им высказать своё мнение об увиденном и задать вопрос, где нужно подправьте, подкрепив примерами. Если ты сам будешь не на высоте, то ты будешь не учитель, а развратитель. На вопрос отвечайте серьёзно, по Слову Божию. Если в данный момент ответа не знаете, то так открыто и признайтесь в этом. Один, два раза вам это сойдёт, но на большее не рассчитывайте. Ищите ответа в святой Библии и у более опытных верующих, у возрождённого священника. Этим вы не потеряете авторитет. Рассказывайте не только о своих победах, но и своих поражениях и ошибках. Будьте надёжным. Если подросток доверяет вам, то оправдайте его доверие. Не раскрывайте его тайны даже родителям. Постоянно говорите, что нужно хранить непорочность – главное достояние юности. Пс.118:9.
2Тим.2:22. Хорошо было бы, когда много детей, разделить их по возрастным группам для занятий Словом Божиим. Иногда приходится разделять не по возрастным группам, а по уровню знания Слова Божия.
Молодежь (возраст 15-18 лет).
В этом возрасте ставится вопрос очень конкретно: какая цель моей жизни? Так было всегда, но в последние десятилетия мы можем уже констатировать как факт, что очень многие этот вопрос уже не ставят, для них цель одна – наслаждение. Интересно, как писали в газете, отвечают молодые люди на вопрос, что самое главное в жизни. Девочка ответила: «Косметика и мужчины». Мальчик ответил: «Деньги, деньги и ещё раз деньги».
Если Бог даст вам мудрости и сил, то постарайтесь направить этот вопрос по нужному руслу: «Помни, что все мы умрём, а далее вечность. Где ты будешь её проводить?» Подскажите, что для разрешения этого вопроса нужно ставить следующие вопросы:
«Как я могу служить Господу?» В этом возрасте всё ещё происходит поиск идеала и война против авторитетов, видимых и невидимых.
Дети – это самое злое и беспощадное, что есть на земле сегодня, потому что они остались без Бога, без цели, обольщённые диаволом, развратом, воровством, наркотиками, цинизмом, ложью, предательством. Только искренняя, глубокая вера во Христа Иисуса может спасти их и сделать полезными для добра. Для этого возраста свойственно: выбор специальности, веры, друга жизни, отдаление от дома и родителей.
Желание полной независимости, кажущееся естественным, на деле оказывается смертоносным. Чаще говорите детям о краткости жизни, о зависимости всех от Бога, от природы, друг от друга и от многого другого. Полностью независимых людей не существует. Иоан.8:34-36; Рим.6:16-18,20,22.
В этом возрасте молодой человек становится личностью и, как ему кажется, настолько самостоятельной, что он не копирует поведение других. Молодой верующий человек ищет своё место в церкви и в труде Божием. Это прекрасный возраст учиться и учиться брать на себя ответственность за то, что происходит в церкви. Им уже можно доверять поручения, как Павел своему ученику Тимофею. 1Тим.4:12. Наблюдайте за духовным ростом молодежи.
1Кор.1:24. Чаще спрашивайте себя: «Действительно ли я направляю их ко Христу по правильному пути?» Деян.16:1-3; 17:14; 18:5; 19:22; 2Тим.1:2.
Уделяйте им своё время и самым близким откройте двери своего дома, чтобы они могли вместе с вами думать, обсуждать ответы на вопросы, учите их просматривать последствия от разных решений. Постоянно подчёркивайте, что грех обладает силой притяжения и нет людей свободных от греха.
Рим.3:23 – «Потому что все согрешили и лишены славы Божией».
Все нуждаются во спасении во Христе Иисусе, а иначе он погибнет во грехах. На небольших работах сумейте показать ребёнку, что вы в нём нуждаетесь, чтобы в нём развилась правильная самооценка. Он нужен, без него трудно и его помощи ждут. Если ребёнка не замечают, то он считает себя лишним, его постоянно стараются выпроводить на улицу или посылают в другую комнату одного помолиться.
Иногда ребёнок делает что-либо плохое или запретное только для того, чтобы его заметили. Видя неумение ребёнка, взрослые часто говорят: «Мне легче самому сделать, чем стоять над ним, неумехой». Если бы где-то рядом кто-то другой занимался бы с таким ребенком, но поступал бы не так, но учил бы его, доверяя ему, то уже через короткое время вы стали бы замечать разницу в этих детях. Грубые натуры обычно стараются свалить вину на другого:
«Это виноват он сам», хотя, видя такие плоды и большую разницу в умении детей что-либо делать, родитель или воспитатель должен был бы сказать: «Вот до чего довело моё нерадение».
Иногда в печати появляются публикации о том, как приезжающие с Запада богатые бездетные люди усыновляют взятых в России детей. И каких! Помещённые фотографии наводят на мысль: «Да не может быть!» Новые родители говорят: «Мы сами выбрали этого ребёнка, самого больного, самого заброшенного. Нам предложили несколько таких, но все они были больные, с врождёнными пороками. Когда я взглянула на свою будущую дочь, то на меня напал страх. Лица как такового у неё не было, нос отсутствовал, казалось, совсем, заячья губа, одна нога короче». В первые же годы они сделали около семи сложнейших и дорогостоящих операций, и рядом фотографии сегодняшней красавицы, улыбающейся и счастливой. Примените это к себе, но только в духовном плане.
Вы должны знать имя каждого ребёнка в вашей группе. Обращайтесь к детям по имени и так их представляйте тем, кто посещает вас. Если у ребёнка что-то не получается, то узнайте причину, и пусть он начнёт сначала. Заинтересованно слушайте, когда он рассказывает о своих делах. Своё время уделяйте ребёнку не только во время воскресных занятий. Если в группе даже два человека, то обязательно назовите старшего из них, когда поручаете им какую-либо работу. Доверие растит самоценность. Если ребёнок злостно мешает на уроке или во время труда, то его необходимо пересадить или наказать, но не дать ему возможности одержать над вами победу.
Дети должны испытывать чувство надёжности, защищённости, доверия и домашней атмосферы, чтобы у него развилась достаточная уверенность в себе. Если ребёнок тоскует, плачет, просится домой, то его нужно попытаться успокоить, разъяснить, когда за ним приедут и что домой он попадёт никак не ранее. Старайтесь загрузить его время буквально до минуты работой, играми. Период акклиматизации – около 14 дней. Новое незнакомое окружение домашних детей делает их боязливыми. Чтобы они легко вошли в круг ровесников, нужно их познакомить между собой и наблюдать, чтобы никто никого не обижал, а обидчика строго наказать.
Дети из семей алкоголиков или безотцовщина пытаются домашнюю атмосферу перенести на других. Разъясните им и покажите выгоду того, что они находятся здесь. Будьте дружелюбны и спокойны. Создайте с первых же минут такое мнение о себе, что с вами надёжно, у вас нет любимчиков, и вы всё знаете заранее. Не трогайтесь слезами ребёнка – это у них быстро проходит. Чаще подводите их к Уставу, где сказано, как вести себя. Объясните, что здесь правильные наказания и дисциплина, это создаёт неотразимую атмосферу надёжности. Маленький ребёнок особенно остро чувствует надёжность, защищённость, когда у него есть перечень того, что можно делать, и того, что нельзя. Помогите ребёнку почувствовать, что он – частица этого коллектива. Знакомство и общее приветствие рождает чувство принадлежности к этому обществу, точно так же как совместные праздники, экскурсии и т.д. Точно также и при прощании, отъезде: отъезжающие выходят напротив остальных, и им задаётся вопрос:
«Есть ли здесь те, кто обидел вас, с обидой ли на кого-нибудь уезжаешь, не должен ли кому что-нибудь, что не возвратил, был ли ты наказан за время пребывания здесь?» Хорошо, если рядом с отъезжающим рядом находятся бывшие здесь или отъезжающие родители. Его нужно поставить рядом с ними и сказать: «Вот теперь ты совсем никого не боишься и скажи прямо, наказывали ли тебя несправедливо, незаслуженно, не держишь ли обиды на кого-либо из насельников или воспитателей, на тех, кто остаётся здесь?» Вот это и есть экзамен на ту атмосферу, в которой вы живёте. Если у вас истинно христианский дух в вашем заведении, то вы услышите только один ответ, как в нашем детском лагере-стане (за двадцать восемь лет существования мы слышали только один ответ: «Нас наказывали только справедливо, за дело»). После этого обратиться к остающимся: «Есть ли кто обиженный таким-то, с миром ли отпускаете его?». Нужно всегда всё разводить по нолям и призвать всех на краткую общую молитву за отъезжающих и помолиться своими словами. Обращайтесь с детьми ласково, берите на руки или за руку, гладьте его по щеке или голове, обнимите и т.д. Иисус дал нам в этом пример. Мрк.10:16.
ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ПРИЗНАННЫМ И ПРИНЯТЫМ
Помогите ребёнку почувствовать удовлетворение от сделанного дела, укажите на плоды в будущем от его трудолюбия; давайте ему такое задание, с которым он может справиться, разъясните ему поэтапность дела. Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок имел успех в этом деле, работе, занятиях. Слушайте ребёнка, когда он говорит о своих делах, уделяйте ему своё время. Помните, что он – ребёнок, и никогда не оставляйте его без присмотра, без старшего.
Потребностьлюбитьибытьлюбимым–двеосновныепотребности человека. Любовь – это ключ, которым можно открыть сердце ребёнка. Подведите его к пониманию любви Божией. Постоянно пользуйтесь примерами из святой Библии и из житий святых. Иногда приглашайте детей к себе домой. Мф.18:5. Приходите к нему домой, особенно когда ребёнок болеет. Будьте заинтересованы его делами и выслушивайте его, цените маленькие проявления любви со стороны ребёнка: письма, подарки. Рассказывайте ребёнку о его Отце Небесном, будьте всегда справедливым и точным в большом и малом. Никакого двоедушия, никакого расхождения с рассказанным тобою. Всё на полном серьёзе. Иногда случается, что кто-либо из младших воспитателей жалуется на детей, на их нарушения. Проверьте, действительно ли это нарушение будет нарушением по вашему уставу. Если требует воспитатель того, чего нет в уставе, то тут же перед всеми воспользуйтесь этим и покажите, что воспитатель требует этого хотя и справедливо, но не по закону. Быть может, это вина составителей устава, что они что-то не предусмотрели, но именно в этот момент вы можете заложить крепкое основание законопослушанию и умению давать юридическое обоснование своих поступков.
Должна быть полная согласованность между обоими родителями в своих действиях по отношению к ребёнку. Страшная катастрофа ожидает семью, где мать ниспровергает авторитет отца и говорит о нём неуважительно при детях, когда его нет дома. Постоянно приучайте ребёнка чувствовать и мыслить нравственными и юридическими категориями, давать объяснения поступкам и что за этим последует, какой вред и наказание. Не захваливайте ребёнка и зря не порицайте. Ободряя и поощряя и наказывая, мы можем помочь ребёнку развиваться и расти в правильном направлении. Благодарите ребёнка за хорошие дела, за помощь, приучите его видеть тех, кому он может помочь, чтобы он бежал навстречу тем, кто идёт с грузом. Напомните им рассказ о трёх сыновьях у трёх матерей, которые несли воду от колодца на коромыслах и как каждая нахваливала своего сына. Трое их сыновей играли вдалеке. Один кувыркался и ходил на руках, он занимался в секции борьбы. Другой пел, мать на последние гроши тянула его из класса в класс в музыкальной школе. И у всех были очевидные успехи. Но вот дети заметили своих матерей и только один из них, о котором мать ничего не могла сказать, подбежал к матери, снял с неё коромысло с вёдрами и пошёл рядом с ней, о чём-то тихо разговаривая. Позади них шёл старик, и матери талантливых вундеркиндов сказали ему:
«Видел, отец, какие у нас замечательные дети, каких хороших сыновей мы вырастили?». Он же сказал в ответ: «Сыновей? Я вижу только одного сына». Благодарите за попытку, хотя бы она потерпела неудачу, помогите начать её снова, будьте благодарны за предложенную ребёнком помощь. Вознаграждайте ребёнка по достоинству: за активное участие по оказанию помощи, за запоминание золотых стихов святой Библии.
Ребёнок, которому не поставлены явные границы поступков дома, в школе, чувствует себя неуверенно и представляет себе, что он для всех безразличен, не нужен. Проведите чёткую границу между хорошим и плохим, и крайне опасным. Ложь считайте злейшим врагом вашим.
Должны быть вывешены уставы с простыми и ясными правилами поведения, и нужно следить за их исполнением строго. Если нет стопроцентной уверенности, что ребёнок нарушил правила умышленно, зная их, то не наказывайте его, но предупредите, что в случае повторного нарушения ему припомнится и это. Нужно обличать и наедине и перед всеми, в зависимости от проступка. Групповое наказание малоэффективно. Не угрожайте, но заставьте вновь перечитать правила и, если нужно, накажите или простите.
ПОТРЕБНОСТЬ В БОГЕ
У каждого ребёнка, хотя он этого и не осознаёт, есть внутренняя жажда Бога. Еккл.3:11. Взрослый часто не понимает, какие у детей духовные потребности: не отвечают на вопросы детей и не берут их в церковь. Ответственность за духовное воспитание детей прежде всего лежит на родителях. Иоанн Златоуст говорит, что родители, которые не научают детей боговедению – хуже убийц. Убийцы убивают только тело, а такие родители убили бессмертную душу. Втор.6:6-9.
Пример учителя всегда должен быть на высоте. 1Тим.4:12. Детей надо учить Слову Божиему, чтобы святая Библия была для них родной и близкой книгой, ибо через неё дети познают Бога. 2Тим.3:15. Дети могут понять Божью любовь, милость, прощение, одобрение и истину настолько, насколько они чувствуют себя любимыми, одобряемыми, прощаемыми учителем и людьми, их окружающими.
О душе ребёнка – вся забота
Устанавливайте непрерывно в ребёнке авторитет святой Библии, ибо возрождение происходит через Слово Божие. 1Пет.1:23; Рим.10:13-14,17. Детское решение признать свою веру – часто искусственное, если у него нет надёжной основы в Слове Божием; поэтому такое решение не устоит. Ребёнок, мало знающий святую Библию, редко приходит с молитвенной просьбой, хотя может прийти с друзьями за компанию в церковь. Если вы желаете, чтобы ребёнок уверовал, тогда наиважнейшим шагом является хорошее обучение его Библейским основам.
Спасение – это результат работы Духа Святого. Иоан.16:7-11.
Настоящее и сохраняющееся уверование в возрождение может произойти только под влиянием Духа Святого. Все убеждения напрасны, если Дух Святой не повлиял на сердце ребёнка. Даже самые добрые решения ребёнка ещё неустойчивы. Большинство детей легко сознают, что они грешники, когда им указываешь на практических примерах. К покаянию ребёнок приходит позднее, постепенно, когда он сам начинает понимать свой личный грех и наказание за него. Когда ребёнка спрашиваешь о вере, то он обычно не говорит прямо, но проявляет это молчанием или смущением. Увеличивайте объём знаний ребёнка соответственно его пониманию. Проверьте это при помощи вопросов и не задавайте слишком сложных вопросов, чтобы не запутать его. Если ребёнок не может ответить, то помогите ему найти ответ в святой Библии с точным указанием главы и стиха. Тот, кто заботится о душе ребёнка, всего лишь одно звено среди того, что может привести его к истинной вере.
1Кор.3:6 – «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог».
Уверование – это обычно результат работы многих людей: сеятель, поливающий, жнец. Бойтесь «переборщить» – давить на ребёнка в вопросах веры. Сначала узнайте, есть ли у ребёнка богоискание. Ис.53:6; Рим.4:3; Рим.6:23. Потребность быть защищённым, обрести в себе силу в борьбе с одиночеством, страхом смерти, потерей родных, злыми людьми, привидениями, вечными мучениями, войной. Христос может восполнить все наши нужды; но когда стоит вопрос о спасении, ребёнку следует понимать потребность прощения грехов. Ребёнок должен понимать, что он грешен и что грех разделяет его с Богом. Ребёнка также нужно направить к покаянию, как и взрослого, рассказать ему о Христе, чтобы он мог поверить и последовать за Иисусом.
Практически это означает:
- Чтение святой Библии и ежедневная молитва.
- Добровольная помощь родителям.
- Регулярное посещение воскресной школы.
- Решимость терпеть насмешки из-за веры. Оставить всё, чего не должен делать верующий: насмешки над другими, курение, ложь, списывание (воровство), ругань, никого никогда не обижать, тем более младших, ничего не брать без разрешения у других и т.д.
Искреннее соблюдение этих правил покажет, что Дух Святой совершил в нём работу.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
Это окончательный шаг – решение принять Иисуса – отдать ему свою жизнь и последовать за ним. Это может произойти только после первых трёх шагов (см. выше). Спешка всё портит – она пагубна. Заметить работу Духа Святого может только истинно возрождённый, сам переживший рождение свыше. После каждого шага необходимо лично беседовать с каждым ребёнком, узнавая его состояние. Важно помнить, что ребёнок думает конкретно, не абстрактно и не всегда понимает нашу образную речь: уверовать, спастись, родиться свыше, стать дитём Божиим, отдать жизнь Христу, принять Иисуса Христа в сердце. Направляя ребёнка к принятию Христа, используйте только одну фразу из этих, которую употребляете чаще всего. Напр. Иоан.3:16 или: Иоан.1:12 или: Откр.3:20. Иногда дети задают вопрос: «Что делать, если я согрешу?». Грех нужно сразу же признать, не скрывать. 1Иоан.1:7-9. Приучайте детей молиться не только по молитвослову, но и своими словами. Научите их правильно подходить под благословение к священнику, готовиться к исповеди, причастию и чтобы ребёнок имел правильное понятие о прощении грехов. Иоан.20:21-23. «Без сих священных рук (священника) нет отпущения грехов смертным» (св. Иоанн Златоуст). Внимательно выслушивайте духовные переживания ребёнка, его опыт. Хорошо заранее выбрать ответственного за духовное попечение в лагере, договориться вместе о единых и совместных действиях. Если наставники выбраны впервые, то их нужно ознакомить заранее с уставом. Перед богослужением дайте детям возможность отдохнуть, поспать. Расспросите ребёнка, о чём и о ком он хотел бы помолиться. Иногда следует читать молитву раздельно, а ребёнок повторял бы её за вами. Если есть дети совсем неверующие и не желающие верить, а просто пришли за компанию, то их следует удалить. Следите, чтобы дети стояли на молитве благоговейно, под присмотром. Чаще обращайтесь к крестным страданиям Христа, разъясняя смысл прощения грехов. Здесь насилия не может быть. Нужно, чтобы ребёнок сам осознал необходимость принятия Христа в своё сердце. Убедитесь, что ребёнок понял, что ему нужно делать, когда он грешит. 1Иоан.1:9; 2:1-2. Объясняйте детям постоянно, что основанием спасения является смерть Иисуса Христа за нас. Рим.5:6-10; 1Пет.2:24; 2Кор.1:24. Показывайте учащимся хорошие книги и давайте их. Вместе смотрите религиозные фильмы. Не играйте на чувствах ребёнка, рассказывая только трагические примеры. Старайтесь беседовать с детьми вашего пола. Особенно опасно – девочка подросток – учащаяся и молодой мужчина – учитель. Преподавая тему «Христос умирает на Кресте», укажите, что не римские воины и не иудеи пригвоздили Иисуса Христа к Голгофскому Кресту, что они лишь исполнители, а виновники – именно мы. Только я лично. Рассказывая ребёнку о Евангелии разъясните ему следующие истины:
- Есть Святой Бог, Который любит нас. Ис.6:3; 1Иоан.3:8,16,19.
- Все люди – грешники. Рим.3:23.
- Наказание за грех – смерть. Рим.6:23. Грех разделяет нас с Богом, и мы не можем сами себя спасти. Гал.2:16.
- Бог Отец послал Сына Своего, чтобы Он претерпел наказание за наш грех и чтобы через Христа мы могли прийти к Богу Отцу. Рим.5:5,8; 1Тим.2:5-6; Рим.10:9-10.
Задавайте детям вопросы, чтобы понять, правильно ли они усвоили истину. В работе с детьми используйте пособия и примеры из жизни. Поставьте задачу установить в душах детей авторитет святой Библии. Повторяйте, что святая Библия – богодухновенная книга, это единственная книга, Автором которой является Сам Бог. Святая Библия – это абсолютный авторитет.
1Иоан.1:1-3; Лк.1:1-3; Деян.1:1-3; 1Кор.15:6-8; Иоан.20:30-31.
Конфуций, Будда, Магомет остались в своих могилах, а Христос воскрес.
Иоан. 15:5.