"Потеряевка. Деревня, которой нет"
Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»
«“Рота, подъём!”
Громовой раскат подбрасывает лежащих на жёстких нарах. Продираем глаза. Уф-ф! Нет, это не казарма с дежурным по роте. Это летний лагерь православной общины Игнатия Лапкина. На часах – пять утра.
Но вначале был рассветный полустанок. Сонный проводник удивлённо смотрит на одетого по-городскому бородача, сходящего с поезда посреди Кулундинской степи. Стук колес и фырканье тепловоза постепенно стихают, остаётся только степь. Где-то здесь живут люди. Живут в зыбких хижинах, над которыми возвышается православный крест.
Об Игнатии Лапкине «СГ» уже писала в №№ 10 и 47 за 1990 год. Писала о том, что он не в ладах с Pyсской православной церковью РПЦ) – ведь она до сих пор не покаялась за «Декларацию» митрополита Сергия, поставившего церковь под руководство НКВД, за безграмотных и корыстолюбивых священников, за торговлю в храмах. Писала о трудном пути проповедника, пострадавшего за веру в лагерях и психушках. О том, что Лапкин со своей общиной перешёл под юрисдикцию Зарубежной церкви.
Но сегодня речь о другом. Посреди Кулундинской степи была когда-то деревня Потеряевка, попавшая в начале 70-х в «чёрный список» «неперспективных». Родная деревня Лапкина.
Степная дорога входит под сень огромных тополей, образующих аллею. Когда-то здесь была улица. Немногочисленные деревья явно посажены людьми: тополя – вдоль дороги, черемуха – чуть подальше. И ощущение чего-то домашнего, уютного, родного, хотя кругом лишь степь, деревья, да большие хищные птицы кружат над головой.
Среди деревьев – остатки саманной хижины (подарок этнографу), ещё дальше – кирпичное строение без крыши, совсем новенькое, только буйная растительность внутри и снаружи обозначает возраст. Похоже, так и не достроили, бросили на полдороге. Деревянных домов нет: разобрали. Степь кругом, каждая доска дорогаv.
Деревни давно нет, но бывшие жители её каждый год в троицыну родительскую субботу (семик) собираются на могилах предков. Такое бывает во многих местах, опустошённых когда-то во имя абстрактного блага. Родина же для человека, как оказалось, штука конкретная, и любовь к родному пепелищу вполне осязаема.
Ходят люди по степи, показывают: вот здесь наш дом стоял, а вон ту черёмуху дед посадил... Большая деревня была, далеко раскинулась.
– Когда-то здесь арбузы выращивали, – рассказывают старожилы. – Но жили люди без Бога, пьянствовали, матерились – вот и наказал нас Господь. Об этом и в Библии написано: кто не слушается Бога, того изгоняет Он с плодородной земли на солончаки.
Видимо, пришло время каяться. Вначале только старожилы, а потом и новые члены общины Лапкина стали на лето приезжать сюда, в степь. Вдалеке от безбожного города создали они свой островок, где живут по христианским законам: в труде и молитве. И детей сюда повезли: нечего им в городе нежиться, маяться от безделья в каникулы – пусть жизнь узнают. Опять же от греха подальше.
- Игнатий нас воспитывает по-спартански...
Строжайший запрет на курение и алкоголь. Уставные требования к одежде, к пище... Это я ощутил на себе. Всё время пребывания в лагере пришлась работать вместе со всеми: таскать доски, выдирать гвозди, копать землю... Устав здесь строгий. Лапкин был когда-то старшиной. Разговоры только о Боге или по выполняемой работе. Нечего зря языками молоть. Впрочем, народ здесь подобрался такой, что любой разговор оказывается о Боге.
- Ещё Василий Великий говорил, что все животные тянутся к пище, и только человек подносит пищу к себе.
Наклонился над тарелкой – сразу ложкой в лоб. С этим здесь просто. Поблажек никому не делается – ни журналистам, ни киношникам, ни детям.
Кстати, о кино. Режиссер Владимир Кузнецов снял здесь один из эпизодов документального фильма «Предчувствие», получившего первый приз на фестивале православного кино в Москве. И теперь идут письма из Москвы и Ленинграда, других городов: появились и там желающие. Просят также принять на лето ребят из детских домов. Значит, работы прибавится.
ГУЛЯЕТ ветер по степи. Пыль скрипит на зубах, ложится слоем на палатки, на кастрюли, на овощи, что приготовлены в суп. Приготовление пищи в полевых условиях – из курса выживания. Живущим здесь нравится. Нравится и жёсткая армейская дисциплина, и более чем скромная пища, и тяжёлая работа с рассвета до заката при полном отсутствии развлечений. Труд и молитва.
Но всё же лагерь – не деревня; зимой здесь жить нельзя, а значит, нельзя и скот держать, не увезёшь в городские квартиры сельскохозяйственную технику. Надо восстанавливать Потеряевку.
Первым решился священник отец Иоаким. Он тоже родом из Потеряевки. Там, где был его родной дом, теперь стоит его палатка. Завёл корову, выстроил для неё сарайчик – теперь в лагере есть своё молоко.
А Игнатий Лапкин бьётся за землю. Огромные площади плодородной земли пропадают без дела. Но вот интересно: как только в инстанциях встал вопрос об этом, как тут же появились тракторы и начали пахать. В первую очередь запахали дорогу, идущую вокруг лагеря, теперь приезжие механизаторы пылят прямо через лагерь. А пашут наспех, с огрехами. Пашут там, где раньше не пахали, обходя только старинные кирпичные фундаменты.
Непостижимым образом пропадают вещи из лагеря; время от времени случаются пожары – не где-нибудь вокруг, а именно в лагере, и именно тогда, когда там никого нет. Кто поджёг? Местные мальчишки? Здесь вообще нет местных – пусто кругом. Только Лапкин c общиной. Мимо проезжает голубой «москвич».
- Мужики, чё это вы делаете?
- Дом строим, жить здесь будем.
- Вот правильно. И я говорю: поднимать надо Потеряевку.
Появляются директор ближайшего совхоза Анатолий Мануйлов и председатель райсовета Анатолий Боровских. Спрашивают: чем помочь? Лапкинцы удивлённо переглядываются. Говорят, раньше им только угрожали, теперь иначе. Новый курс или, может, присутствие журналиста сыграло роль? Лапкин просит об одном: не мешать, не убивать начатое дело, а там всё в руке Божией да будет.
Помог пока только... командующий войсками Сибирского военного округа генерал-полковник Пьянков – дядя Боря-генерал, как его здесь называют, – выделил армейские тенты для лагеря. Надо бы ещё полевую кухню – в степи для костра дров не напасёшься, да пыльный ветер покоя не даёт.
Ещё директор совхоза «Кадниковский» Валерий Игонин лошадку обещал...
ВЕЧЕР. Копаем яму для погреба. Уже темно, предметы различаются с трудом. Лапкин приказывает прекратить работу.
- Игнатий Тихонович, совсем немного осталось.
Но Лапкин неумолим. Надо ещё успеть поужинать до вечерней молитвы.
Час ночи. Темно. Сигналом ко сну служит новосибирский поезд, что светит окнами на горизонте. Далеко в поле видны фары работающих тракторов.
- Вот кто кормильцы наши. Мы спать ложимся, а они работают.
- А завтра когда встаем?
- Как всегда, в пять.
Анатолий ЗАКОВРЯЖНЫЙ. Фото автора». («Сибирская газета» 26 июля 1991 г. стр. 10).
«Храни вас Бог...»
«Как только вышел закон о земле, в этом году мы решили начать строить хотя бы один дом в зиму. Сначала нам угрожали, а теперь даже есть такие, как депутат Писарев, помогающие достать некоторый материал за наш наличный расчёт. Раньше в колхозе было две молочных фермы, четыре конных, две пасеки, сады, птицеферма, несколько овцеферм. Но земля оказалась и брошенной и загаженной. Околки вырубаются, пруды заилило, сады одичали... Как будет с нами дальше – Бог только ведает, но уже видно, чтоо убивать нас там пока не будут, если не возвратится всё на круги свои, не раскулачат, как нашего деда, родителей живших там. Община будет православная. Всё у нас будет по-совести, так мыслится, а иначе для чего это всё? Игнатий Лапкин г. Барнаул» («Крестьянская газета» № 17 сентябрь 1991).