"Я всегда знал - без правды жить нельзя."
Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»
«О ПРАВОСЛАВНОМ летнем лагере на месте бывшего села Потеряевки слышал, как и многие в нашем районе, давно, но, как говорится, лучше один раз увидеть. Тем более, слухи по поводу существования лагеря ходят самые противоречивые. ...В последний день лета погода выдалась прекрасная – солнечная и безветренная, и лагерь, расположенный в живописной местности (рядом колки, пруды) в первые минуты, честно признаюсь, поразил. Почему? Об этом чуть позднее. Сначала была встреча с тем, кто, собственно, и является создателем лагеря – Игнатием Лапкиным.
Навстречу вышел среднего роста человек с худощавым лицом и бородкой, простецкая кепка, рубашка навыпуск с пояском, босые ноги... Возраст – за пятьдесят, внимательный, спокойный взгляд и располагающее сразу к себе радушие.
(Из биографии Игнатия Тихоновича Лапкина).
Является уроженцем ныне несуществующего села Потеряевки Мамонтовского района. В семье было десять детей. Закончил успешно строительный техникум. Работал прорабом в Иркутском лагере для заключенных. Здесь, а затем в армии, выучил каждый за несколько месяцев английский, французский, испанский, латышский языки. Готовился поступить в Московский государственный институт международных отношений. Судьбе вольно было распорядиться по-иному.
И ВОТ ОНО – ДЕТИЩЕ Игнатия Лапкина – православный лагерь или, как он его называет, – «стан». Подвижный и легкий, Игнатий Лапкин ведет показывать своё хозяйство. А посмотреть, надо сказать, есть на что. Разрушенное в прошлом году неизвестными варварами (иначе их не назовешь) обитатели лагеря восстановили собственными руками. Кстати, в этом году их было почти 70 человек, причем около 50 детей. Вот каркасы жилых палаток (сами палатки уже сняты в связи с завершением сезона), столовая, накрытая большой армейской палаткой, а их две подарили лагерю военные, благодаря вниманию командующего СибВО генерал-полковника Б. Е. Пьянкова (и потом в дождь ребятишки молились за здоровье дяди Бори-генерала). Есть большой погреб и несколько маленьких для хранения продуктов. Ещё не остыл жар в русской печи, а надо сказать, Игнатий Лапкин – прекрасный печник. Об этом говорит и тёплая избушка с подогревом пола.
И, конечно же, православному русскому человеку не обойтись без бани (побывав в ней, убеждаешься – действительно, «голь на выдумки хитра»!). Сделана она на склоне с углублением в него, рядом колодец. В ней было ещё тепло – за день до нашей встречи отъезжали несколько человек домой и истопили по этому поводу, а вообще, топят два раза в неделю; есть и небольшой огород и соответственно – свои овощи.
Особый разговор о спортплощадке. Сетуем мы постоянно на нехватку средств, спортинвентаря, а здесь всё из подручного материала – и гигантские качели, и бум, и городошная площадка, а занимаются дети с огромным удовольствием. Кстати, всё, что построено в лагере, из того же подручного материала – сушняк, глина, кирпичи, оставшиеся от бывшей Потеряевки. Заводского производства, пожалуй, только гвозди да инструмент.
(Из биографии Игнатия Тихоновича Лапкина).
Толчком стал фильм «Отверженные», где в финальной сцене ярко показан образ Иисуса Христа. Книга «Отверженные» затем перечитана несколько раз. Способ лечения инакомыслящих в то время был отработан – из армии поэтому вернулся с записью «вялотекущая шизофрения». «Шизофреник» поступил в Рижское мореходное училище. Но и здесь его религиозные убеждения не приветствовали, и в 23 года из училища он уходит. Затем живет в городе Барнауле, много работает с историческими материалами. Создает труд «Тайна беззакония в действии» и в это же время распространяет начитанный на магнитную ленту (около 50 экземпляров) «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына. В ноябре 1979 года завершил ещё один труд «Иоанн Златоуст» – толкование Библии. (Время звучания на четырех дорожках магнитной ленты 8 часов 20 минут одной катушки. «Златоуст» составляет 62 катушки.). В мае 1980 года Игнатий Лапкин арестован. Довелось попасть и в психиатрическую больницу в Кемерове, где ему недвусмысленно сказали: «Если политикой займешься, то дадим укол и скажем, что сошёл с ума от веры».
В ПРАВОСЛАВНОМ лагере свой устав, своя жизнь. Попробую её хотя бы вкратце описать со слов Игнатия Лапкина – сравнивай и оценивай; современный педагог, уверен,– найдешь для себя немало полезного. Итак, внешний вид – рубашка навыпуск, поясок, босые ноги. С одной стороны – традиционно «русский вид», с другой, а кто отрицает пользу хождения босиком? Строго соблюдается такой принцип, как уважение к родителям и старшим. Одним из основополагающих моментов является ежедневный труд всех без исключения. В первые дни, когда восстанавливали лагерь, трудились по десять часов, затем по четыре часа в день. Отношение детей к труду? Игнатий не без юмора рассказывает, как двое мальчишек подрались из-за того, кому нести кирпич.
Конечно, любого из нас может смутить то, что постоянно действуют религиозные принципы – на каждое дело благословение, не забывать о понятии «страх Божий», что означает страх не перед Богом, а страх перед самой возможностью совершить «греховное». Но, вместе с тем, не каждый педагог похвастает умением разбираться с детьми в конфликтных ситуациях. «Всё должно делаться на полном серьёзе» – таков принцип Игнатия Лапкина.
Особо провинившийся должен быть наказан. Игнатий вытащил из кармана и показал мне обыкновенную сетку-авоську. Ей и наказывает. В какой-то степени – наказание больше символическое, но действует. Наказанному чётко объясняется – за что наказан и почему именно так, а не иначе. Но не надо думать, что в лагере только работают и «разбирают» проступки. Я уже говорил о спортплощадке, на ней охотно занимаются, много купаются, ходят за грибами и ягодами. Хочется купаться не 20 минут, а больше? Ребятишки единогласно голосуют, и дядя Игнатий, как они его называют, сдаётся. «Референдум» здесь в порядке вещей. Особое отношение – к природе, её здесь наблюдают, учатся ценить ежеминутно. Играет кошка с котятами? Давайте понаблюдаем. Появился новый житель – соловей? Событие! Ежедневно провожают на закате солнце и встречают зарю, вечером идут в поле послушать, как растёт пшеница. Игнатий Лапкин убеждён – в детях должно быть развито чувство сострадания.
(Из биографии Игнатия Тихоновича Лапкина).
Еще один суд состоялся уже в перестроечное время, в 1986 году. Дали два с половиной года, лишив на суде, кстати, защитника и последнего слова. Срок отбывал в Джамбульской области в лагере, где царили драконовские порядки и который он назвал впоследствии «лагерем воспитания зла». В марте 1987 года был помилован и возвратился домой. Обратите внимание – помилован, а не реабилитирован. Сейчас живёт в городе Барнауле, работает на прежнем месте, во вневедомственной охране Железнодорожного РОВД.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ смысл своих поступков – это ещё одно важное положение из воспитательной методики лагеря. Никто не бросит здесь хлеб – все приучены бережливо относиться к продуктам. Хотя питаются, по словам Игнатия, хорошо, и ребята уезжают поправившимися. Даже пресную воду и ту учатся расходовать экономно. Болеют ли? Практически в лагере обошлось без этого. Сказались, видимо, здоровые условия жизни, да и травы здесь, умеют использовать.
А есть ли сокровенное желание у Игнатия Лапкина? Он сидит рядом со мной на скамеечке, поблескивает на солнце бородка с рыжинкой, греет босые ноги теплая сухая земля... И, глядя вприщур под ярким солнцем на тихие колки, на луга, говорит о своём главном желании – возродить родную Потеряевку. Попытки решить этот вопрос были, но пока, как он говорит, не приспело время. А сейчас нет здесь настоящего хозяина, вот и прошёлся кто-то недавно рукой варвара по раскидистым тополям, срубив их, и затем протащил по лугу, срывая дёрн...
Прощаясь с Игнатием Лапкиным, подошли к колодцу с чистой водой, сделанному опять же собственными силами. Попробовали воду,– да, не то, что у нас в Мамонтове в водопроводной сети. Совсем не то... А ведь у каждого он, видимо, есть, свой колодец на своей «малой Родине». Наверное, пришла и всем нам пора напиться из него воды. Что же помогло ему возвратиться к истокам? У него свой ориентир – вера. Но не только. Есть и тот, который он сформулировал просто: «Я всегда знал – без правды жить нельзя» В. РЕТУНСКИИ («Свет октября» 11 сентября 1990 г. №109 (7094)).