размер шрифта

Поиск по сайту



"Долгий путь и остановка в Потеряевке"

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


«ЧЕМ ЖИВА РОССИЯ

Потеряевка – небольшое село на Алтае. Живет там удивительный, дельный человек Игнатий Лапкин. Уже много лет он проповедует в детском трудовом лагере православный устав, учит чистоте души, помыслов и поступков. Очерк о подвижнике на стр. 1 и 8.

Мы уже рассказывали однажды, как пятьдесят с лишним лет назад потерялось в миру село Потеряевка на Алтае. Раскула­чили крепких мужиков, разбросали по свету. И как начали её возрождение братья Лапкины. Возрождение не только физи­ческое, но и духовное.

И вот новое послание из Потеряевки: «Помогите, закрывают детский трудовой лагерь-стан Игнатия Лапкина. За лето про­шлого года в лагере побывало 14 комиссий, шли хулительные пе­редачи по краевому радио и те­левидению, неправедные статьи в краевых газетах...»

Лагерь-стан Игнатий Лапкин открыл в возрождающейся де­ревне для детей в честь священномученика Климента Анкирского. Членов одной из комиссий эта честь неизвестному им муче­нику явно раздражала. Кто он та­кой, этот Климент Анкирский?! Игнатий рассказал его историю, трогательную и трагичную. Мальчик лишился отца, будучи в колыбели, мать умерла, когда ему было 12 лет, сироту усыно­вила благородная и богатая под­руга матери София. То было в пору великого голода, люди ос­тавляли своих детей и даже бро­сали при дорогах. Климентий не забыл доброты, проявленной к нему, и теперь уже сам подбирал брошенных родителями малы­шей, приводил в дом приемной матери. Детей отогревали, кор­мили, одевали, иными словами, спасали.

Этот благородный подвиг спа­сения страждущих детей вооду­шевил Игнатия Тихоновича Лапкина на создание православного лагеря-стана.

Для членов комиссий были привычны другие названия – «лагерь труда и отдыха», туристи­ческий или пионерский лагерь... Причём здесь какой-то «стан»?

Миролюбиво объяснял Игна­тий: стан означает остановку в пути к строго определенной це­ли: дойдут до конца не все, но пусть никто из путешествующих не будет разочарован. Смысл та­кой философии многим предста­вляется непостижимым, ну да ладно.

Главное все-таки дело. Уже 25 лет собираются в стане мальчики и девочки из неблагополучных семей и детдомов. Но в послед­ние годы посылают «к Игнатию» и православных благовоспитанных отроков. Потому как, свидетель­ствует один из родителей, от Иг­натия дурного не наберешься. Жизнь в стане он строит по жи­тию первых христиан, которые умели воскрешать заблудшие людские души.

Всё это хорошо, но откуда у Лапкина дар воспитателя? Тут всё непросто. По первой своей специальности он строитель, окончил строительный техникум в Барнауле, после службы в армии не захотел возвращаться к прорабской должности, а поступил в Рижское мореходное училище. За это время мореход Лапкин умудрился изучить английский, французский, испанский и латин­ский языки. В нем проснулся ин­терес к религии. Чтение Библии настолько перевернуло его ду­шевный настрой, что записал Лапкин на магнитную ленту 12 то­мов откровений Иоанна Златоус­та. Этот подвижнический труд удивил христианский мир. Но это ещё не всё – ведь Лапкин создал самую большую в мире духовную фонотеку и антологию религиоз­ной поэзии за 300 лет. За что, впрочем, и был объявлен небла­гонадежным. Но жизнь его – праведная, духовно просветлен­ная, а устремления – истинны и бескорыстны. За это одни его любят и боготворят, другие не любят, чураются и унижают по-всякому. За этой любовью и не­любовью к человеку легко угады­вается извечная борьба добра со злом. Четырнадцать комиссий, ко­торые побывали в стане Лапкина прошлым летом, явно пытались доказать, что идея создания та­кого лагеря для детей, если мож­но так сказать по-старому, апо­литична, как и сам её автор. Спрашивается, где горн, где ба­рабан, где сборы с линейками и рапортами? Живут дети в само­дельных домишках-палатках, со­оруженных из подсобного мате­риала, встают с восходом солнца по звону колокола: «Кто рано встаёт, тому Бог дает». На детей возложены утренние заботы: во­ды из колодца наносить, дрова на день запасти, помочь в столо­вой с завтраком. Завтрак после зарядки и купания в пруду. Затем до самого обеда работа, в основ­ном на огороде. Днём отдыхают, а дальше, до вечера, у каждого своя свободная жизнь – купа­ние, катание на лошадях, лазание по сваленным и ошкуренным деревьям... И огромные качели, на которых летаешь – и дух за­хватывает. А самое увлекательное – сбор целебных трав в лесу и на полянах. Сколько тайн знает Игнатий о каждой травинке и ка­ждом цветке. А когда подходят грибы-ягоды – вот это радость так радость: чистят, варят, жарят – объедение. По пятницам вече­рами разжигают костёр, пекут картошку, поют тихие песни, ве­дут разговоры о жизни, о судьбах людей и о житии святых велико­мучеников. Потом с молитвой от­правляются спать. Вот такая жизнь. Хорошая или плохая – ко­му как нравится. Ребятишки не жалуются: всё лучше, чем сиде­ние-лежание у телека.

Самые строгие комиссии при­бывали из санэпидемнадзора. Несколько, и их здесь не устрои­ло всё. Необходимая справка: православный детский трудовой лагерь-стан зарегистрирован не как лагерь-стационар, а именно как стан – стоянка, остановка, установка шатров-палаток. На та­кие лагеря не распространяются государственные требования и нормы – санитарные, страховые, налоговые, пожарные. Но здесь, в лагере, по возможности есть всё необходимое. Однако приве­дём разговор, который состоялся с первым замом главного сани­тарного врача по Алтайскому краю А. Строковым.

- У вас нет наружного осве­щения...

- Но вот же она, огромная ртутная лампа.

- Мы записываем – нет ос­вещения, опровергайте это через суд. Далее – у вас нет аптечки...

- Но мы же её показали вам, более 70 названий препаратов.

- Имеете полное право об­жаловать наше утверждение через суд...

И так по всем пунктам – «оп­ровергайте через суд». С издева­тельской улыбкой глядит чинов­ник в родниковой чистоты глаза Игнатия. Настоящий шабаш не­чистой силы: «У вас дети купают­ся в пруду, на берегу которого стоит баня. Туалет, хотя и на от­далении, но он же ти­па «сортир».

Материалы об «антисанитарных ус­ловиях» в лагере, популярность которого стала широкой и из­вестной не только в России, но и во всём христианском мире, были преданы глас­ности по местному телевидению и в пе­чати. Зачем?

- А низачем... Пусть Лапкин наве­дёт санитарный по­рядок в лагере, не хватает нам только болезней и эпиде­мий, – так сказал мне в телефонном разговоре один из руководителей крае­вой санэпидемиологической службы.

Кстати сказать, за 25 лет существова­ния в лагере не было ни одного несчастного случая, ни одного заражения, ни одной серьезной болезни. Лагерь-стан «на навоз­ной куче», как его окрестили, дал заряд здоровья не только физи­ческого, но и нравственного двум с половиной тысячам ребятишек! В частном порядке, за минималь­ную плату, а то и вовсе бесплат­но. Десять раз перемещался ла­герь с места на место, пока в 1996 году не обосновался в воз­рождающейся Потеряевке. Слухи об «антисанитарии» в стане поползли по Барнаулу. Главный редактор газеты «За на­уку» Алтайского госуниверситета Владимир Клименко прошлым летом отправил своего сына на лето к Лапкину. Клименко – один из тех интеллигентов на Алтае, которые понимают смысл под­вижничества воина духа Игнатия Лапкина. В самый разгар деба­тов по поводу закрытия лагеря он и поехал в Потеряевку. Приехал поздно вечером, когда дети уже спали. Его разместили в той са­мой палатке-келье, про которую в актах сказано немало гнус­ных слов. Высокие по­лати на 5 человек, ма­трасы, одеяла, подуш­ки заправлены чистым бельем. Нигде ни со­ринки, сухо и тепло. Тишина, кругом степь и свежий чудный воздух. Туалет, который произвел на проверя­ющих ужасающее впе­чатление, оказался обыкновенным доми­ком, каких ещё нема­ло в российских де­ревнях. Но и здесь чи­стота и порядок, пол­ная дезинфекция. На кухне простая, чистая посуда.

А еду подали! Грен­ки, картофельный суп с зеленью, белый хлеб из своей пекарни, гречневая ка­ша с растительным маслом, све­жие, с грядки, зелёный лук – батун и слезун, листья салата, шпи­ната, пирожок с картошкой, слад­кийчай из целебных трав. Чай – чудо, душистый, не купленный, а свой ароматный, как и весь воз­дух здесь, напоенный запахами медвянки, богородской травки, полыни... Какая вконец не испор­ченная котлетной цивилизацией душа не хотела бы вкусить эти почти забытые прелести? Молоко привозят свежее, вода в колодце и в пруду – как слеза. Даже эпи­демиологи это зафиксировали. Однако главный санитарный врач Мамонтовского района Г. Смир­нов стоит на своем: санитарное состояние лагеря угрожающее, потому его надо закрыть раз и на­всегда.

Кто спорит – было бы куда как лучше, если бы дети жили в креп­ких домах с водопроводом и кана­лизацией. Надо ли напоминать Г. Смирнову, что лагерь-стан соз­дан в чистом поле, в степи. А ещё без денег, без поддержки «свер­ху», на одной энергии, на твердой воле и упрямом характере. И на непоколебимой вере: «Россия должна встать». Игнатий Лапкин воспитывает детей в духе забы­той истинной веры предков, его подвижничество достойно высо­кого уважения. Люди, не задетые коростой атеизма и гордыни, это понимают и, кто чем может, помо­гают в обустройстве лагеря. Иск­ренне благодарен Лапкин мэру Барнаула Владимиру Баварину, краевому прокурору Юрию Параскуну, начальнику краевой ин­спекции связи Владимиру Баеву... Список помощников огро­мен. Они были в лагере, видели и свидетельствовали: «Лапкин вно­сит большой вклад в нравствен­ное оздоровление населения Ал­тая».

Благодаря их помощи в Поте­ряевке есть телефон, врач (кан­дидат медицинских наук), элект­ричество, школа, церковь, библи­отека.

Вот уже восемь лет читает Лапкин студентам Алтайского технического университета лек­ции, проповедует православный устав, учит чистоте души, помы­слов и поступков. Под его влия­нием воскресают души людские, очищаются благостью от сквер­ных наносов времени.

Лекции Игнатий Тихонович чи­тал зимой, а с ранней весны он уже в Потеряевке. Несмотря на все «происки» санэпидемслужбы, вновь готовил свой стан к приему детей на летний отдых. Нам он написал и позвонил с одной просьбой: «Помогите защититься от безбожников». И пригласил в стан «хоть на всё лето». Таисия СНИГИРЕВА. Фото А. ВОЛОБУЕВА».

(«Российская газета» 20 июня 2000 г. № 117 (2482) Учредитель газеты правительство Российской Федерации. Адрес: 125881 Москва. Ул. Правды 24 тел. 257-53-62. Тираж 436525).

101