"Долгий путь и остановка в Потеряевке"
Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»
«ЧЕМ ЖИВА РОССИЯ
Потеряевка – небольшое село на Алтае. Живет там удивительный, дельный человек Игнатий Лапкин. Уже много лет он проповедует в детском трудовом лагере православный устав, учит чистоте души, помыслов и поступков. Очерк о подвижнике на стр. 1 и 8.
Мы уже рассказывали однажды, как пятьдесят с лишним лет назад потерялось в миру село Потеряевка на Алтае. Раскулачили крепких мужиков, разбросали по свету. И как начали её возрождение братья Лапкины. Возрождение не только физическое, но и духовное.
И вот новое послание из Потеряевки: «Помогите, закрывают детский трудовой лагерь-стан Игнатия Лапкина. За лето прошлого года в лагере побывало 14 комиссий, шли хулительные передачи по краевому радио и телевидению, неправедные статьи в краевых газетах...»
Лагерь-стан Игнатий Лапкин открыл в возрождающейся деревне для детей в честь священномученика Климента Анкирского. Членов одной из комиссий эта честь неизвестному им мученику явно раздражала. Кто он такой, этот Климент Анкирский?! Игнатий рассказал его историю, трогательную и трагичную. Мальчик лишился отца, будучи в колыбели, мать умерла, когда ему было 12 лет, сироту усыновила благородная и богатая подруга матери София. То было в пору великого голода, люди оставляли своих детей и даже бросали при дорогах. Климентий не забыл доброты, проявленной к нему, и теперь уже сам подбирал брошенных родителями малышей, приводил в дом приемной матери. Детей отогревали, кормили, одевали, иными словами, спасали.
Этот благородный подвиг спасения страждущих детей воодушевил Игнатия Тихоновича Лапкина на создание православного лагеря-стана.
Для членов комиссий были привычны другие названия – «лагерь труда и отдыха», туристический или пионерский лагерь... Причём здесь какой-то «стан»?
Миролюбиво объяснял Игнатий: стан означает остановку в пути к строго определенной цели: дойдут до конца не все, но пусть никто из путешествующих не будет разочарован. Смысл такой философии многим представляется непостижимым, ну да ладно.
Главное все-таки дело. Уже 25 лет собираются в стане мальчики и девочки из неблагополучных семей и детдомов. Но в последние годы посылают «к Игнатию» и православных благовоспитанных отроков. Потому как, свидетельствует один из родителей, от Игнатия дурного не наберешься. Жизнь в стане он строит по житию первых христиан, которые умели воскрешать заблудшие людские души.
Всё это хорошо, но откуда у Лапкина дар воспитателя? Тут всё непросто. По первой своей специальности он строитель, окончил строительный техникум в Барнауле, после службы в армии не захотел возвращаться к прорабской должности, а поступил в Рижское мореходное училище. За это время мореход Лапкин умудрился изучить английский, французский, испанский и латинский языки. В нем проснулся интерес к религии. Чтение Библии настолько перевернуло его душевный настрой, что записал Лапкин на магнитную ленту 12 томов откровений Иоанна Златоуста. Этот подвижнический труд удивил христианский мир. Но это ещё не всё – ведь Лапкин создал самую большую в мире духовную фонотеку и антологию религиозной поэзии за 300 лет. За что, впрочем, и был объявлен неблагонадежным. Но жизнь его – праведная, духовно просветленная, а устремления – истинны и бескорыстны. За это одни его любят и боготворят, другие не любят, чураются и унижают по-всякому. За этой любовью и нелюбовью к человеку легко угадывается извечная борьба добра со злом. Четырнадцать комиссий, которые побывали в стане Лапкина прошлым летом, явно пытались доказать, что идея создания такого лагеря для детей, если можно так сказать по-старому, аполитична, как и сам её автор. Спрашивается, где горн, где барабан, где сборы с линейками и рапортами? Живут дети в самодельных домишках-палатках, сооруженных из подсобного материала, встают с восходом солнца по звону колокола: «Кто рано встаёт, тому Бог дает». На детей возложены утренние заботы: воды из колодца наносить, дрова на день запасти, помочь в столовой с завтраком. Завтрак после зарядки и купания в пруду. Затем до самого обеда работа, в основном на огороде. Днём отдыхают, а дальше, до вечера, у каждого своя свободная жизнь – купание, катание на лошадях, лазание по сваленным и ошкуренным деревьям... И огромные качели, на которых летаешь – и дух захватывает. А самое увлекательное – сбор целебных трав в лесу и на полянах. Сколько тайн знает Игнатий о каждой травинке и каждом цветке. А когда подходят грибы-ягоды – вот это радость так радость: чистят, варят, жарят – объедение. По пятницам вечерами разжигают костёр, пекут картошку, поют тихие песни, ведут разговоры о жизни, о судьбах людей и о житии святых великомучеников. Потом с молитвой отправляются спать. Вот такая жизнь. Хорошая или плохая – кому как нравится. Ребятишки не жалуются: всё лучше, чем сидение-лежание у телека.
Самые строгие комиссии прибывали из санэпидемнадзора. Несколько, и их здесь не устроило всё. Необходимая справка: православный детский трудовой лагерь-стан зарегистрирован не как лагерь-стационар, а именно как стан – стоянка, остановка, установка шатров-палаток. На такие лагеря не распространяются государственные требования и нормы – санитарные, страховые, налоговые, пожарные. Но здесь, в лагере, по возможности есть всё необходимое. Однако приведём разговор, который состоялся с первым замом главного санитарного врача по Алтайскому краю А. Строковым.
- У вас нет наружного освещения...
- Но вот же она, огромная ртутная лампа.
- Мы записываем – нет освещения, опровергайте это через суд. Далее – у вас нет аптечки...
- Но мы же её показали вам, более 70 названий препаратов.
- Имеете полное право обжаловать наше утверждение через суд...
И так по всем пунктам – «опровергайте через суд». С издевательской улыбкой глядит чиновник в родниковой чистоты глаза Игнатия. Настоящий шабаш нечистой силы: «У вас дети купаются в пруду, на берегу которого стоит баня. Туалет, хотя и на отдалении, но он же типа «сортир».
Материалы об «антисанитарных условиях» в лагере, популярность которого стала широкой и известной не только в России, но и во всём христианском мире, были преданы гласности по местному телевидению и в печати. Зачем?
- А низачем... Пусть Лапкин наведёт санитарный порядок в лагере, не хватает нам только болезней и эпидемий, – так сказал мне в телефонном разговоре один из руководителей краевой санэпидемиологической службы.
Кстати сказать, за 25 лет существования в лагере не было ни одного несчастного случая, ни одного заражения, ни одной серьезной болезни. Лагерь-стан «на навозной куче», как его окрестили, дал заряд здоровья не только физического, но и нравственного двум с половиной тысячам ребятишек! В частном порядке, за минимальную плату, а то и вовсе бесплатно. Десять раз перемещался лагерь с места на место, пока в 1996 году не обосновался в возрождающейся Потеряевке. Слухи об «антисанитарии» в стане поползли по Барнаулу. Главный редактор газеты «За науку» Алтайского госуниверситета Владимир Клименко прошлым летом отправил своего сына на лето к Лапкину. Клименко – один из тех интеллигентов на Алтае, которые понимают смысл подвижничества воина духа Игнатия Лапкина. В самый разгар дебатов по поводу закрытия лагеря он и поехал в Потеряевку. Приехал поздно вечером, когда дети уже спали. Его разместили в той самой палатке-келье, про которую в актах сказано немало гнусных слов. Высокие полати на 5 человек, матрасы, одеяла, подушки заправлены чистым бельем. Нигде ни соринки, сухо и тепло. Тишина, кругом степь и свежий чудный воздух. Туалет, который произвел на проверяющих ужасающее впечатление, оказался обыкновенным домиком, каких ещё немало в российских деревнях. Но и здесь чистота и порядок, полная дезинфекция. На кухне простая, чистая посуда.
А еду подали! Гренки, картофельный суп с зеленью, белый хлеб из своей пекарни, гречневая каша с растительным маслом, свежие, с грядки, зелёный лук – батун и слезун, листья салата, шпината, пирожок с картошкой, сладкийчай из целебных трав. Чай – чудо, душистый, не купленный, а свой ароматный, как и весь воздух здесь, напоенный запахами медвянки, богородской травки, полыни... Какая вконец не испорченная котлетной цивилизацией душа не хотела бы вкусить эти почти забытые прелести? Молоко привозят свежее, вода в колодце и в пруду – как слеза. Даже эпидемиологи это зафиксировали. Однако главный санитарный врач Мамонтовского района Г. Смирнов стоит на своем: санитарное состояние лагеря угрожающее, потому его надо закрыть раз и навсегда.
Кто спорит – было бы куда как лучше, если бы дети жили в крепких домах с водопроводом и канализацией. Надо ли напоминать Г. Смирнову, что лагерь-стан создан в чистом поле, в степи. А ещё без денег, без поддержки «сверху», на одной энергии, на твердой воле и упрямом характере. И на непоколебимой вере: «Россия должна встать». Игнатий Лапкин воспитывает детей в духе забытой истинной веры предков, его подвижничество достойно высокого уважения. Люди, не задетые коростой атеизма и гордыни, это понимают и, кто чем может, помогают в обустройстве лагеря. Искренне благодарен Лапкин мэру Барнаула Владимиру Баварину, краевому прокурору Юрию Параскуну, начальнику краевой инспекции связи Владимиру Баеву... Список помощников огромен. Они были в лагере, видели и свидетельствовали: «Лапкин вносит большой вклад в нравственное оздоровление населения Алтая».
Благодаря их помощи в Потеряевке есть телефон, врач (кандидат медицинских наук), электричество, школа, церковь, библиотека.
Вот уже восемь лет читает Лапкин студентам Алтайского технического университета лекции, проповедует православный устав, учит чистоте души, помыслов и поступков. Под его влиянием воскресают души людские, очищаются благостью от скверных наносов времени.
Лекции Игнатий Тихонович читал зимой, а с ранней весны он уже в Потеряевке. Несмотря на все «происки» санэпидемслужбы, вновь готовил свой стан к приему детей на летний отдых. Нам он написал и позвонил с одной просьбой: «Помогите защититься от безбожников». И пригласил в стан «хоть на всё лето». Таисия СНИГИРЕВА. Фото А. ВОЛОБУЕВА».
(«Российская газета» 20 июня 2000 г. № 117 (2482) Учредитель газеты правительство Российской Федерации. Адрес: 125881 Москва. Ул. Правды 24 тел. 257-53-62. Тираж 436525).