размер шрифта
Поиск по сайту

Молитва с поднятыми руками: значение в Святой Библии и в Церковном Предании

Содержание статьи

  1. Священное Писание о воздеянии рук на молитве к Богу
  2. Что означают опущенные руки в Священном Писании
  3. Выражения передающие состояние «опущенных рук» в различных контекстах:
  4. Истоки традиции держать руки опущенными во время молитвы
  5. Золотая середина: Баланс смирения и надежды в христианском учении
  6. Видео: Современная практика поднятия рук на молитве

Содержание статьи

Священное Писание о воздеянии рук на молитве к Богу

 

Битва с амаликитянами и воздетые руки Моисея


Исход17:8-16 – «И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме.

Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей сильных и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей.

И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и пошёл сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма.

И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;

но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.

И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.

И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной.

И устроил Моисей жертвенник Господу и нарёк ему имя: Иегова Нисси.

Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род».

 


 

Толкование

Свт. Иоанн Златоуст – «Пока руки Моисея были подняты, одерживали победу израильтяне; а когда он опускал их, тогда они были побеждаемы; это было образом креста. Аарон и Ор стояли, поддерживая руки Мои­сея».


 

Блаженный Моисей начертал тебе, брат мой, крест и в другом образе. Говоря о кресте, нужно уж указать и другие образы, где представляется зрелище таинства.

Как же еще Моисей начертал крест? Слушай.

Напали и некогда на израильтян в пустыне иноплеменники, по имени амаликитяне.

Моисей снаряжает и посылает против них вождя своего народа и преемника своего Иисуса Навина, а сам остается на горе с воздетыми руками.

Моисей, говорится, взошёл на гору и воздвиг руки свои. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои», побеждаемый тяжестью телесною, «одолевал Амалик».

Что значит этот образ?

Иудей, боясь, чтобы чрез образ не воссияла слава креста Христова, тотчас же скажет: «в этом образе нет ничего такого, что ты выдумываешь. Этот образ, был знаком молитвы, а не прообразом, как ты предполагаешь».

Но если так, если правда, что победа была плодом молитвы, то почему Писание приписало победу не молитве (ведь не сказало Писание: «когда молился Моисей», а это явно обозначает, что победа не была плодом молитвы), а образу и положению рук?

В самом деле, когда Моисей опускал руки, терпели поражение израильтяне, когда же воздвигал, поражаемы были амаликитяне.

Если бы это было делом молитвы, тогда следовало бы сказать: «и когда молился Моисей, побеждал»...

Между тем Писание, как я уже сказал, умолчав о молитве, не потому, чтобы она была излишня, а потому, что она должна уступить место образу креста, приписывает победу образу и внешнему знаку.

Когда Моисей простирал руки, побеждал Израиль.

Что означает простертая рука?

Вообрази простертые руки, и ты увидишь сияющий образ покланяемого Креста.


 

Моисей, хотя телом не находился вместе с сражавшимися (израильтянами), но не менее, а гораздо более сражавшихся способствовал победе, простертием рук подкрепляя своих и приводя в трепет противников.

Как сила любви не останавливается расстоянием мест, так и действие молитвы; но как любовь соединяет разлученных друг от друга, так и молитва может принести величайшую пользу находящимся вдали друг от друга.

Итак, смело вступим в борьбу; ибо и нам теперь предстоит борьба не с амаликитянами, напавшими, как в то время, и не с другими какими-либо варварами, сделавшими набег, но с демонами.


 

Пример царя Соломона

3Цар.8:22 – «И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу».


 

Воззвание пророка Иеремии о вознесении рук к Богу

Плач.3:41 – «Вознесём сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах».


 

Призывы пророка Давида в Псалтири о воздеянии рук ко Господу

Пс.27:2 – «Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему».

---//---

На шестопсалмии, которым молимся каждую утреню в храме, Царь Давид трижды призывает нас поднять руки на молитве, Но мы, как глухие, не слышим его призыва, и как бессмысленные, не понимаем его слов:

Пс.62:5 – «Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твоё вознесу руки мои».

Пс.87:10 – «Око моё истомилось от горести; весь день я взывал к Тебе, Господи; простирал к Тебе руки мои».

Пс.142:6 – «Простираю к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как жаждущая земля».

---//---

Пс.140:2 – «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твоё, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя».


 

Наставление апостола Павла воздевать чистые руки на молитве

1 Тим2:8 – «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». 

Таким образом, если мужи не поднимают руки на молитве, это может свидетельствовать о присутствии гнева, сомнений или нечистоты в их сердцах.


 

Примеры из житий Святых о поднятых руках

1 января. Василий Великий.
Древние молились, подняв руки кверху.

15 января. Павел Фивейский.
Умер с поднятыми руками.

23 апреля. Георгий Победоносец.
Когда открыли яму с известью, куда он был засыпан на несколько дней, то увидели его стоящим с простёртыми руками.

21 мая. Василий.
Руки поднял и молился и рухнуло капище идольское.

26 июля. Серафима.
На суде молилась, воздев руки о насильниках.

1 октября. Анания апостол.
Молился, воздев руки.

18 июня. Леонтий. 
Молился своими словами. Ипатий же молился так, подняв руки к небу. Учили, дабы всякий читающий воздевал руки.

28 августа. Моисей Мурин. 
50 раз в день колени преклонял и воздевал руки.

9 ноября. Феоктиста. 
На острове жила одна, молилась, подняв руки, благодарила.

14 декабря. Калинник. 
Обратился жрец и поднял руки, молясь Христу Богу истинному.

15 мая. Пахомий. 
Пот у него на молитве так стекал, что рядом образовывалась грязь. На молитве не сгибал колени. Стоял, подняв руки, не опуская их. 


 

Церковные тексты о воздеянии рук во время молений

 

В дораскольной рукописной Следованной Псалтыри 17 в. из Троице Сергиевой Лавры (№ 339), в конце последования Утрени (лист 340), старообрядческий епископ белокриницкого течения Алимпий (Вербицкий) обнаружил такие строки:

«Руце воздеюще, глаголи втай молитву святаго Ефрема: «Господи и Владыко животу моему…»

(В переводе: «Воздевши руки, говори в себе, молитву святого Ефрема»). 

Епископ Алимпий с воодушевлением замечает:

«Что христиане молились в древности с воздетыми руками, было известно и раньше, но встретить свидетельство 17 столетия, было весьма неожиданно. К тому же, во всём тексте рукописи подобное указание встречается неоднократно.

Например, там есть ещё чин «Исповедания иноку на всяк день со слезами» (лист 943), где также сказано:

«Егда же кто хощет исповедатися Господеви Богу своему, тогда особь, на едине став, воздев руце свои на небо, и крестообразно простер, тогда воспоминая свои грехи, со многим смирением, и сокрушением сердца, со воздыханием и слезами внимая коемуждо слову…»

(В переводе: «Встав наедине, подняв руки свои к небу, и простерев крестообразно…»)».

«Тогда я вспомнил, – продолжает епископ, – что и в книге «Церковное Око», в главе на вечер Сырной недели, существует подобное указание:

«И посем воздевше руце, молимся во своей мысли, глаголюще в себе молитву святаго Ефрема…».

Тогда, я подумал, что пора, наконец, совлечь пелену забвения и поведать миру о нашем древнем, священном молитвенном обычае, предписанном самими Апостолами.


 

В утреннем правиле Русской Православной Церкви мы каждый день читаем: «Ру́це возде́ю и устне́ к похвале́нию, оскверне́ны скве́рною, Всенепоро́чная».

Получается, что мы на самом деле не воздеваем руки, а лишь произносим слова, как бы признавая их важность, но без настоящего действия.

Почему так происходит?

  • Невнимание и забвение традиции.
  • Отсутствие понимания важности.
  • Отсутствие церковной дисциплины или наставления.
  • Суета и внешняя форма религиозности.
  • Лень или недостаток усердия.

 

Символика воздетых рук в иконографии

Сразу отметим, что нет ни одной иконы, где бы молящийся святой был изображён с опущенными руками, не считая недавно придуманную икону Елисаветы Феодоровны Романовой - сестры царицы Александры Романовой. 


Оранта

Один из самых ранних образов с воздетыми руками  Оранта, изображающая молящегося человека в позе с поднятыми и разведёнными в стороны руками. Часто встречается в византийском искусстве и символизирует душу, преданную молитве.

Ноев ковчег. Катакомбы Марцеллина и Петра, Рим. III—IV века

 

Святые и пророки

В иконографии святые, такие как Моисей, Илия или пророк Иеремия, часто изображаются с воздетыми руками, когда они взывают к Богу или испрашивают его благословение.

Богородица Оранта

Особое место занимает образ Богородицы с воздетыми руками. В иконе "Знамение" руки Девы Марии символизируют не только молитву, но и её ходатайство за весь мир.

 


СВИДЕТЕЛЬСТВА ОТЦОВ ЦЕРКВИ О ПОДНЯТЫХ РУКАХ НА МОЛИТВЕ

ОТЦЫ ЦЕРКВИ СООБЩАЮТ НЕМАЛО ИЗВЕСТИЙ О ВНЕШНИХ ОБЫЧАЯХ ДРЕВНИХ ХРИСТИАН В СОВЕРШЕНИИ ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЫ.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ: «ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ МЫ ВОЗДЕВАЕМ РУКИ И ГОЛОВУ К НЕБУ, А ПРИ КОНЦЕ МОЛИТВЫ И НОГИ П

ТЕРТУЛЛИАН: «МЫ МОЛИМСЯ, ВЗИРАЯ НА НЕБО, С РАСПРОСТЁРТЫМИ РУКАМИ И НЕПОКРЫТОЙ ГОЛОВОЙ».

ОН ЖЕ УВЕЩЕВАЕТ ХРИСТИАН, ЧТО ОНИ «НЕ ДОЛЖНЫ СЛИШКОМ ПОДНИМАТЬ РУКИ И РАЗМАХИВАТЬ ИМИ, ЧТО НЕ ДОЛЖНЫ ВОЗВЫШАТЬ ГОЛОВЫ С САМОНАДЕЯННОСТЬЮ И ЧТО ПРИЛИЧИЕ ТРЕБУЕТ ТИШЕ ПРОИЗНОСИТЬ МОЛИТВЫ».

ОРИГЕН МЕЖДУ ВСЕМИ ТЕЛЕСНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ, КАКИЕ ВОЗМОЖНЫ ПРИ МОЛИТВЕ, РЕКОМЕНДУЕТ ХРИСТИАНАМ, КАК САМЫЕ ПРИЛИЧНЫЕ, ВОЗДЕЯНИЕ РУК И ПОДНЯТИЕ ГОЛОВЫ.  

АПОЛОГЕТ МИНУЦИЙ ФЕЛИКС: «РАСПРОСТЁРТЫМИ РУКАМИ ХРИСТИАНЕ ИЗОБРАЖАЛИ ВИД КРЕСТА, НА КОТОРОМ РАСПЯТ БЫЛ ХРИСТОС». 

ПЕРЕД МОЛИТВОЙ ОБЫКНОВЕННО ОБМЫВАЛИ СЕБЕ РУКИ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ ЧИСТОТЫ, И ОБРАЩАЛИСЬ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ НА ВОСТОК, ПОТОМУ ЧТО СВЕТ ДНЕВНОЙ И ДУХОВНЫЙ ПРИХОДИТ С ВОСТОКА (ТЕРТУЛЛИАН, КЛИМЕНТ).

СООБРАЗНО С АПОСТОЛЬСКИМ ПРЕДПИСАНИЕМ МУЖЧИНЫ МОЛИЛИСЬ С ГОЛОВОЙ ОБНАЖЁННОЙ, А ЖЕНЩИНЫ – С ПОКРЫТОЙ (1 КОР. 11, 4).


 

СВТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ – «А ЧТО ЗНАЧИТ ВОЗДЕЯНИЕ РУК ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ?

ТАК КАК РУКИ СЛУЖАТ ОРУДИЕМ ПРИ СОВЕРШЕНИИ МНОГИХ ЗЛЫХ ДЕЛ, КАК-ТО:

  • ПОБОЕВ,
  • УБИЙСТВ,
  • ХИЩЕНИЯ,
  • ЛЮБОСТЯЖАНИЯ,

ПОЭТОМУ САМОМУ НАМ И ПОВЕЛЕВАЕТСЯ ВОЗдевать их, чтобы служение в молитве было для них пре­пятствием ко злу и воздержанием от порока, чтобы ты, наме­реваясь похитить или присвоить что-нибудь, или убить другого, и вспомнив, что ты будешь простирать свои руки, как бы хо­датайствуя пред Богом, и ими приносить духовную жертву, не посрамлял их и не делал их безответными от служения порочным делам.

Итак, очищай их

  • милостыней,
  • человеколю­бием,
  • помощью нуждающимся,

и потом простирай их на мо­литву.

Если ты не позволяешь себе приступать к молитве с неумытыми руками, то тем более не должен осквернять их грехами».


 

Свт. Феофан Затворник – «Воздевать руки и молиться свойственно было иереям Ветхого Завета» (блаженный Феодорит).

То же делать Апостол велит и христианским мужам, исправляющим общественное богослужение. Но же предание есть, как говорит Василий Великий, христианам, при совершении молитв, творить на себе крёстное знамение.

В нашем богослужении совмещается то и другое: и воздеяние рук, и крёстное знамение, сопровождаемы бывая поклонами поясными и земными.

Воздеяние рук ум к Богу возносит, а крестное знамение — путь восхождения к Богу показывает: ибо дверь приближения к Богу — крест Христов.


 

Прп. Феодосий Печерский – «Молю вас, братия, да стоим на молитве со страхом и любовию друг к другу, и молясь воистину, будем говорить: «да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя» (Пс.140:2).

Если руки твои не совершали никакого грабежа, – хорошо говоришь: «воздеяние руку моею».

Поэтому осматривай твои руки и испытывай, чисты ли они от грабежа и мздоимства.

Если же ты грабил, или брал проценты, или корчемный прикуп, или чем кого-либо обидел, что запретило св. Писание; то не говори, не воздевай рук своих, пока не очистишься от всякого зла.

Ибо если попущением Божиим ты будешь воздевать руки, то молитва твоя гнусна и неприятна Богу.

Но слыши Господа, Который говорит чрез пророка: И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Ис.1:15».


 

Современный взгляд на значение поднятых рук на молитве

 

Почему в XXI веке жест воздетых рук постепенно уходит из практики?

  • В современной культуре жесты часто утрачивают своё духовное значение, становясь формальностью.
     
  • Личная молитва всё больше становится внутренней, а физические выражения веры, такие как воздетые руки, отходят на второй план.
     
  • Многие верующие считают этот жест устаревшим или предназначенным только для священнослужителей, забывая, что он доступен каждому.

 

Разрыв между богослужебной практикой и личной молитвой

В богослужении священники воздевают руки, выражая молитвенное ходатайство, но рядовые верующие нередко воспринимают это как нечто «чужое», забывая, что воздетые руки – это жест для всех.

 

Напоминание: каждый верующий – царственный священник

Апостол Пётр напоминает: 

«Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»1Петра 2:9

Это утверждает, что каждый верующий имеет право и обязанность обращаться к Богу как священник.

Воздетые руки — это не только жест поклонения, но и напоминание о нашем духовном призвании.

Видео

Воздетые руки остаются живым символом духовной победы, молитвенного единения с Богом и напоминанием о том, что каждый из нас призван к святой жизни.

Это жест, который соединяет нас с верующими прошлого, настоящего и будущего, показывая, что сила молитвы не зависит от времени или традиций.

 


 

Что означают опущенные руки в Священном Писании

 

В Священном Писании опущенные руки символизируют усталость, страх, изнеможение и потерю надежды. Этот образ часто используется для описания физического и духовного состояния человека, находящегося в глубокой скорби, смятении, либо столкнувшегося с угрозой. Однако одновременно встречается и призыв укрепить руки, что символизирует необходимость преодоления этих состояний.

 

Символ усталости и изнеможения
 

Опущенные руки указывают на потерю сил или энергии, вызванную физическим или духовным истощением:

2Цар.17:2 – «И нападу на него, когда он будет утомлён и с опущенными руками, и приведу его в страх; и все люди, которые с ним, разбегутся; и я убью одного царя».
 


 

Состояние страха и отчаяния

 

Когда человек сталкивается с внезапной опасностью или ужасом, опущенные руки и дрожащие колени становятся символами его бессилия:

Иез.7:17 – «У всех руки опустятся, и у всех колени задрожат, как вода».

Ис.13:7 – «От того руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло».

Иер.50:43 – «Услышал царь Вавилонский весть о них, и руки у него опустились».

Иер.6:24 – «Мы услышали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах».
 


 

Потеря уверенности и смущение

 

Опущенные руки описывают состояние замешательства и растерянности:

2Цар.4:1 – «И услышал Иевосфей, сын Саулов, что умер Авенир в Хевроне, и опустились руки его, и весь Израиль смутился».

Иез.21:7 – «И когда скажут тебе: "отчего ты стенаешь?", скажи: "от слуха, что идёт", - и растает всякое сердце, и все руки опустятся, и всякий дух изнеможет, и все колени задрожат, как вода. Вот, это придёт и сбудется, говорит Господь Бог».


 


 

Призыв к восстановлению и укреплению


Опущенные руки не должны оставаться в таком состоянии; в Писании звучит призыв укрепить их как знак восстановления духа и веры:

Иов.4:3 – «Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал».

Евр.12:12 – «Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени».

Ис. 35:3 – «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие».


 

Выражения передающие состояние «опущенных рук» в различных контекстах:

 

Состояние физической усталости или слабости

  • Ослабевшие руки.
  • Безвольные руки.
  • Руки, повисшие, как плети.
  • Бессильно опустившиеся руки.
  • Обессиленные руки.

 

Символическое значение (малодушие, отчаяние)

  • Сложенные руки.
  • Поникшие руки.
  • Руки, упавшие от усталости.
  • Опавшие руки.
  • Руки вялые и беспомощные.
  • Отказавшиеся руки.
  • Сдавшиеся руки.

 

Ощущение эмоционального упадка

  • Безжизненные руки.
  • Беспомощно виснущие руки.
  • Руки, опустившиеся в знак отчаяния.
  • Руки, утратившие силу.
  • Символ капитуляции.

 

Истоки традиции держать руки опущенными во время молитвы

 

Практика молитвы с опущенными руками не имеет прямого основания в Священном Писании или апостольском предании.

Она возникла скорее из человеческой мысли и духовных размышлений некоторых аскетов.

Эта форма молитвы отражает осознание собственной греховности, выражение смирения и покаяния перед Богом.

Однако в своём распространении и абсолютном утверждении, она упускает основополагающие моменты духовной жизни, такие как радость спасения и уверенность в Божьем милосердии.
 


 

Мытарь в храме

Лк.18:13 – «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

Этот образ часто связывают с молитвой с опущенными руками. Однако текст подчёркивает внутреннее покаяние, а не жест как абсолютную норму молитвенного поведения.
 


 

Влияние монашеской практики

В монашеской среде молитва с опущенными руками часто культивировалась как форма аскетической покаянной дисциплины. Основанием для этого послужило осознание своей греховности. Некоторые подвижники, вдохновляясь примером мытаря, сделали эту практику основой молитвенного поведения и распространили её и на христиан, живущих в миру.

Однако, в этом узком подходе возникла опасность:

  • Забвение радости спасения. Надежда и радость, которые являются важной частью христианской жизни, оказались отодвинуты на второй план.
  • Культивирование покаянного уныния. Сосредоточенность только на своей греховности может привести к отчаянию, вместо благодатного упования на Бога.
     

 

Золотая середина: Баланс смирения и надежды в христианском учении

 

Сравнение кончин преподобного Сисоя Великого и апостола Павла подчёркивает две, казалось бы, противоположные грани христианской жизни: трезвенное осознание своей немощи и величие уверенности в спасении. Эти примеры, однако, не противоречат, а дополняют друг друга, раскрывая глубину христианского взгляда на духовный путь.


 


Сисой Великий: глубина смирения

Преподобный Сисой, сияя лицом от присутствия Божьей благодати, на смертном одре говорит:

«Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаянию моему».

Его слова отражают крайнее смирение и глубокое осознание недостижимости Божьей святости. Даже при всей своей праведности он ощущал себя далеким от совершенства. Это:

  • Подчеркивает христианскую добродетель смирения как основу спасения.
     
  • Показывает, что святость приводит человека к ещё более тонкому осознанию собственной немощи перед лицом Божьей славы.

Сисой выражает состояние души, которая настолько погружена в любовь к Богу, что оценивает свои достижения как ничтожные. Это состояние свойственно подвижникам, живущим непрестанным покаянием.

 


 

Апостол Павел: уверенность и радость

Апостол Павел, завершая свой жизненный путь, произносит:

  • 2 Тим.4:7-8 – «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды».
     
  • Фил.1:23 – «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».

Эти слова наполнены вдохновением и уверенной надеждой на встречу с Господом. Павел, пройдя долгий путь служения и страданий, сознает, что исполнил своё призвание. Его высказывания:

  • Подчеркивают радость и уверенность, которые сопровождают христианина, любящего Бога.
     
  • Отражают важность труда ради Царствия Небесного, в котором спасение видится как реальность, а не лишь надежда.
     

 

Контраст двух примеров

 

Сисой Великий Апостол Павел
Слово о себе: «Не знаю, положил ли я начало покаянию». Слово о себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил».
Состояние души: крайнее смирение перед Богом, переживание своей недостойности. Состояние души: уверенность в спасении и исполнении Божьего призвания.
Сосредоточен на покаянии, видя в нём ключ к спасению. Сосредоточен на труде для Господа, воспринимая спасение как уже дарованное.
Символизирует трезвенное самопознание и стремление к святости. Символизирует радость, уверенность и полноту общения с Богом.

 


 


Гармония противоположностей

 

Православие не выбирает одну из этих граней, но сочетает их:

  • От Сисоя Великого мы учимся смирению и трезвенности.

    Осознание своей греховности и немощи важно для христианской жизни, так как оно побуждает полагаться на Бога, а не на себя.

    Иак.4:10 – «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас».
     
  • От апостола Павла мы заимствуем бодрость и радость в надежде спасения.

    Это не гордость и не прелесть, а осознание того, что спасение — дар Божий, который нельзя заработать, но который вдохновляет на подвиг.

    Рим.15:13 – «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».

Преподобный Сисой показывает, каким должно быть сердце человека, живущего в покаянии, а апостол Павел учит нас надежде и радости в уповании на Христа.
 


 

Видео: Современная практика поднятия рук на молитве

 

Истинная христианская жизнь предполагает сочетание двух полюсов:

  • Смирения, как осознания своей немощи и зависимости от Бога.
     
  • Радости и уверенности в даре спасения, которое мы принимаем через Христа.


2 Пет.1:10 – «Посему, братия, более и более старайтесь делать твёрдым ваше звание и избрание» – эти слова апостола Петра обобщают обе грани.

Христианин должен трудиться над своим спасением, осознавая свою немощь, но в то же время радоваться тому, что его имя записано на небесах.

 

422
Подпишитесь на нашу рассылку духовных материалов!