размер шрифта
Поиск по сайту

Молитва с поднятыми руками: значение в Святой Библии и в Церковном Предании

Содержание статьи

  1. Священное Писание о воздеянии рук на молитве к Богу
  2. Церковное Предание о молитве с поднятыми руками ко Господу
  3. Что означают опущенные руки в Священном Писании
  4. Выражения передающие состояние «опущенных рук» в различных контекстах
  5. Истоки традиции держать руки опущенными во время молитвы
  6. Золотая середина: Баланс смирения и надежды в христианском учении
  7. Видео: Современная практика поднятия рук на молитве

 

Священное Писание о воздеянии рук на молитве к Богу

 

Битва с амаликитянами и воздетые руки Моисея


Исход17:8-16 – «И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме.

Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей сильных и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей.

И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и пошёл сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма.

И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;

но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.

И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.

И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной.

И устроил Моисей жертвенник Господу и нарёк ему имя: Иегова Нисси.

Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род».


 

Свт. Иоанн Златоуст – «Пока руки Моисея были подняты, одерживали победу израильтяне; а когда он опускал их, тогда они были побеждаемы; это было образом креста. Аарон и Ор стояли, поддерживая руки Мои­сея».


 

Блаженный Моисей начертал тебе, брат мой, крест и в другом образе. Говоря о кресте, нужно уж указать и другие образы, где представляется зрелище таинства.

Как же еще Моисей начертал крест? Слушай.

Напали и некогда на израильтян в пустыне иноплеменники, по имени амаликитяне.

Моисей снаряжает и посылает против них вождя своего народа и преемника своего Иисуса Навина, а сам остается на горе с воздетыми руками.

Моисей, говорится, взошёл на гору и воздвиг руки свои. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои», побеждаемый тяжестью телесною, «одолевал Амалик».

Что значит этот образ?

Иудей, боясь, чтобы чрез образ не воссияла слава креста Христова, тотчас же скажет: «в этом образе нет ничего такого, что ты выдумываешь. Этот образ, был знаком молитвы, а не прообразом, как ты предполагаешь».

Но если так, если правда, что победа была плодом молитвы, то почему Писание приписало победу не молитве (ведь не сказало Писание: «когда молился Моисей», а это явно обозначает, что победа не была плодом молитвы), а образу и положению рук?

В самом деле, когда Моисей опускал руки, терпели поражение израильтяне, когда же воздвигал, поражаемы были амаликитяне.

Если бы это было делом молитвы, тогда следовало бы сказать: «и когда молился Моисей, побеждал»...

Между тем Писание, как я уже сказал, умолчав о молитве, не потому, чтобы она была излишня, а потому, что она должна уступить место образу креста, приписывает победу образу и внешнему знаку.

Когда Моисей простирал руки, побеждал Израиль.

Что означает простертая рука?

Вообрази простертые руки, и ты увидишь сияющий образ покланяемого Креста.


 

Моисей, хотя телом не находился вместе с сражавшимися (израильтянами), но не менее, а гораздо более сражавшихся способствовал победе, простертием рук подкрепляя своих и приводя в трепет противников.

Как сила любви не останавливается расстоянием мест, так и действие молитвы; но как любовь соединяет разлученных друг от друга, так и молитва может принести величайшую пользу находящимся вдали друг от друга.

Итак, смело вступим в борьбу; ибо и нам теперь предстоит борьба не с амаликитянами, напавшими, как в то время, и не с другими какими-либо варварами, сделавшими набег, но с демонами.


 

Пример царя Соломона

3Цар.8:22 – «И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу».


 

Воззвание пророков о вознесении рук к Богу

Плач.2:19 – Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи; изливай, как воду, сердце твоё пред лицом Господа; простирай к Нему руки твои о душе детей твоих, издыхающих от голода на углах всех улиц.

Плач.3:41 – «Вознесём сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах».

Неем.8:6 – И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, — и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли.

2Ездр.9:47 – И весь народ возгласил: аминь! и, подняв кверху руки и припав на землю, поклонились Господу.


 

Призывы пророка Давида в Псалтири о воздеянии рук ко Господу

Пс.27:2 – «Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему».

---//---

На шестопсалмии, которым молимся каждую утреню в храме, Царь Давид трижды призывает нас поднять руки на молитве, Но мы, как глухие, не слышим его призыва, и как бессмысленные, не понимаем его слов:

Пс.62:5 – «Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твоё вознесу руки мои».

Пс.87:10 – «Око моё истомилось от горести; весь день я взывал к Тебе, Господи; простирал к Тебе руки мои».

Пс.142:6 – «Простираю к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как жаждущая земля».

---//---

Пс.140:2 – «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твоё, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя».


 

Наставление апостола Павла воздевать чистые руки на молитве

1 Тим2:8 – «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». 

Таким образом, если мужи не поднимают руки на молитве, это может свидетельствовать о присутствии гнева, сомнений или нечистоты в их сердцах.


 

Церковное Предание о молитве с поднятыми руками ко Господу

 

Примеры из житий Святых о поднятых руках

1 января. Василий Великий.
Древние молились, подняв руки кверху.

15 января. Павел Фивейский.
Умер с поднятыми руками.

23 апреля. Георгий Победоносец.
Когда открыли яму с известью, куда он был засыпан на несколько дней, то увидели его стоящим с простёртыми руками.

21 мая. Василий.
Руки поднял и молился и рухнуло капище идольское.

26 июля. Серафима.
На суде молилась, воздев руки о насильниках.

1 октября. Анания апостол.
Молился, воздев руки.

18 июня. Леонтий. 
Молился своими словами. Ипатий же молился так, подняв руки к небу. Учили, дабы всякий читающий воздевал руки.

28 августа. Моисей Мурин. 
50 раз в день колени преклонял и воздевал руки.

9 ноября. Феоктиста. 
На острове жила одна, молилась, подняв руки, благодарила.

14 декабря. Калинник. 
Обратился жрец и поднял руки, молясь Христу Богу истинному.

15 мая. Пахомий. 
Пот у него на молитве так стекал, что рядом образовывалась грязь. На молитве не сгибал колени. Стоял, подняв руки, не опуская их. 

12 марта. Феофан исповедник.
Став же на одном месте в густом лесу, он стал усердно молиться Богу. Воздевая руки к небу и со слезами на глазах много раз припадая к земле…

23 декабря. Свт. Нифонт Кипрский
Весной, летом и осенью молился от зари до третьего часа с воздетыми к небу руками.


 

Церковные тексты о воздеянии рук во время молений

В дораскольной рукописной Следованной Псалтыри 17 в. из Троице Сергиевой Лавры (№ 339), в конце последования Утрени (лист 340), старообрядческий епископ белокриницкого течения Алимпий (Вербицкий) обнаружил такие строки:

«Руце воздеюще, глаголи втай молитву святаго Ефрема: «Господи и Владыко животу моему…»

(В переводе: «Воздевши руки, говори в себе, молитву святого Ефрема»). 

Епископ Алимпий с воодушевлением замечает:

«Что христиане молились в древности с воздетыми руками, было известно и раньше, но встретить свидетельство 17 столетия, было весьма неожиданно. К тому же, во всём тексте рукописи подобное указание встречается неоднократно.

Например, там есть ещё чин «Исповедания иноку на всяк день со слезами» (лист 943), где также сказано:

«Егда же кто хощет исповедатися Господеви Богу своему, тогда особь, на едине став, воздев руце свои на небо, и крестообразно простер, тогда воспоминая свои грехи, со многим смирением, и сокрушением сердца, со воздыханием и слезами внимая коемуждо слову…»

(В переводе: «Встав наедине, подняв руки свои к небу, и простерев крестообразно…»)».

«Тогда я вспомнил, – продолжает епископ, – что и в книге «Церковное Око», в главе на вечер Сырной недели, существует подобное указание:

«И посем воздевше руце, молимся во своей мысли, глаголюще в себе молитву святаго Ефрема…».

Тогда, я подумал, что пора, наконец, совлечь пелену забвения и поведать миру о нашем древнем, священном молитвенном обычае, предписанном самими Апостолами.


 

В утреннем правиле Русской Православной Церкви мы каждый день читаем: «Ру́це возде́ю и устне́ к похвале́нию, оскверне́ны скве́рною, Всенепоро́чная».

Получается, что мы на самом деле не воздеваем руки, а лишь произносим слова, как бы признавая их важность, но без настоящего действия.

Почему так происходит?

  • Невнимание и забвение традиции.
  • Отсутствие понимания важности.
  • Суета и внешняя форма религиозности.
  • Лень или недостаток усердия.
  • А самое главное – отсутствие наставления.
     

Жалуюсь я Богу, руки воздымаю!

Богу жалуюсь на пастырей лукавых,
Скрывших пажити и тихие потоки,
Заворачивали влево, а не вправо,
Спрятали Звезду - Её зовут Востоком.

Ничему меня не научили,
До всего сам доходил из книг;
Мысли изострял на Божьем я точиле,
В каждый стих Библейский строго вник.

Я ли о священстве не радел,
Десятиной их питал и грел дыханьем;
Почему же поп меня раздел,
Не за стол садил, а у лохани?

Но когда еду я раздобыл,
Поспешил к знакомым поделиться,
Опрокинул он столы, пустил всё на распыл,
И опять нет ни плодов,  ни листьев.

Жалуюсь я Богу, руки воздымаю,
Что враги засели в алтарях,
Властвуют, пугают, атаманят –
Рукоположили их, конечно, зря.

Ладно бы они нас не кормили,
Но они добытое усердно отнимают;
Хают, пачкают, и подрезают крылья,

Кровное моё воруют, прикарманят.
Закоптили стены, потемнели лики,
За маммону спор нередко жаркий;
Обдерут покойника как липку,

Нам не одолеть такой напасти.
Жалуюсь я Богу на себя,
Что терпел волков алтарных, лютых.
Пастырей послал Господь и зряшно не сидят,

Проповедуют, послушать  есть что, любо.
Бог епископу на сердце положил.
Не терзать овец, баранов драных;
И Богослужение на русском отслужить –
Он с Христом врачует наши раны.            

24.01.2005. ИгЛа  (Игнатий Лапкин)


 

Символика воздетых рук в иконографии

Сразу отметим, что нет ни одной иконы, где бы молящийся святой был изображён с опущенными руками, не считая недавно придуманную икону Елисаветы Феодоровны Романовой - сестры царицы Александры Романовой. 


Оранта

Памятники древнехристианского искус­ства, сохранившиеся в катакомбах, ставят вне всякого сомнения употребление древними христианами воздеяния рук во время молитвы.

Никакой другой молитвенный знак не встречается так часто в катакомбной живописи, как способ молитвы с поднятыми кверху руками.

Едва ли можно найти в катакомбах и одну такую капеллу, в которой не было бы так называемых orantes, или, что то же, молящихся с воздетыми и разведёнными в стороны руками. 

Ноев ковчег. Катакомбы Марцеллина и Петра, Рим. III—IV века


 

Святые и пророки

В иконографии пророки Моисей, Илия, Иеремия, преподобный Серафим, часто изображаются с воздетыми руками, когда они взывают к Богу или испрашивают его благословение.


 

Богородица Оранта

Особое место занимает образ Богородицы с воздетыми руками. В иконе "Знамение" руки Девы Марии символизируют не только молитву, но и её ходатайство за весь мир.


 

Отцы Церкви о воздеянии рук на молитве

Множество свидетельств отцов ранней Церкви, таких как

  1. Иустин Философ,
  2. Минуций Феликс,
  3. Климент Александрийский,
  4. Тертуллиан,
  5. Ориген,
  6. Евсевий Кессарийский,
  7. Иоанн Златоуст,
  8. Амвросий Медиоланский,
  9. Дионисий Ареопагит,
  10. Астерий Амасийский,
  11. Феодорит Кирский,
  12. Блаженный Августин,
  13. Иоанн Лествичник,
  14. Исаак Сирин,
  15. Иоанн Кассиан Римлянин,
  16. Антоний Великий
  17. и другие,

подтверждают существование практики воздеяния рук во время молитвы у христиан.

Более того, эти свидетельства подчёркивают предпочтительность и духовное значение данного молитвенного жеста перед всеми другими способами молитвы.

 

Авва Зенон, ученик аввы Силуана

«Кто хочет, чтоб Бог скоро услышал молитву его, тот, когда встанет для совершения её и прострёт руки горе́, прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесёт молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его».

«Хорошо воздевать руки горе́ и молить Бога, чтоб Он даровал душе по исходе её из тела безвредно прейти воздушные мытарства и сохраниться от воздушных бесов».

Из многих памятников монашества первых веков видно, что монахи предстояли на молитве в уединении келейном, с воздетыми руками горе́.

Так молились преподобные Пахомий Великий, Сисой Великий; вероятно, так молились весьма многие; так советует молиться при особенном наплыве греховных помыслов святой Иоанн Лествичник.

Такое положение тела способствует душе прийти в подобное положение: устремиться горе́, то есть ввысь.


 

Иоанн Златоуст, Беседа 22 на послание к Евреям

Стряхнём же и мы с себя прах, развеем окружающую нас мглу; она густа, непроницаема и не позволяет нам смотреть вверх.

А как, скажешь, мы можем разогнать это облако? Если будем привлекать к себе лучи духовного солнца, солнца правды, если будем воз­девать руки к небу: «воздеяние», – говорит (Псалмопевец), – «рук моих – как жертва вечерняя» (Пс. 140:2), – если с руками будем устремлять горе́ и ум.

Вы, посвященные в тайны, знаете, о чем я говорю; вы вероятно понимаете сказанное и соображаете, на что я намекаю.

Будем же устремлять горе́ наш ум.

Я знаю многих мужей, которые почти отдалились от земли, свыше меры воздевают руки, скорбят, что невозможно под­няться ещё выше, и молятся с таким усердием!

Желаю, чтобы и вы были такими же всегда; если же не всегда, то часто; если не часто, то хотя иногда, хотя по утрам, хотя по вечерам.

Неужели, скажи мне, ты не можешь воздевать рук?


 

Преподобный Иоанн Лествичник: «Лествица»

СЛОВО 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить.

2. Приидите теперь, увидим, как и мы исправляем предстояние наше перед Богом и Царём в вечерних, дневных и ночных молитвах.

Ибо некоторые воздевают руки на молитву в вечерних и всенощных бдениях, как невещественные и чуждые всякого попечения; другие же предстоят тогда Богу с псалмопением; иные трудятся в чтении священных Писаний; иные, по немощи, но мужественно борются со сном посредством рукоделия; иные, упражняясь в размышлении о смерти, хотят чрез это приобрести умиление.

Из всех сил подвижников первые и последние упражняются в Боголюбезном бдении; вторые в исправлениях, общих всем монахам; прочие шествуют низшим путем. Однако Бог приемлет дары, и ценит их, смотря по расположению и силе каждого.


 

Из Патерика

23. Некоторые старцы спросили авву Макария, говоря: «Как нужно молиться?»

Он сказал им: «Не надобно говорить много слов, но воздевать руки к Богу и говорить: «Господи, как Ты хочешь, как Тебе угодно, руководи меня!»

Если есть скорбь, говори: «Господи, помоги мне», — и Тот, Кто знает полезное, умилосердится над нами по Своей милости и по Своему человеколюбию».


 

Преподобный Феодор Студит Послание 38. К Арсению, сыну

… Когда они, нападая извне посредством вводимых ими ересей, отражаются православным суждением, то нападают, коварные, изнутри, стараясь похитить душевное сокровище.

Да избавимся от их уловления, воздевая руки к Богу, при помощи молитв общего нашего отца и всех благочестивых, я, и ты, и все братья наши!


 

Тертуллиан

«Мы молимся, взирая на небо, с распростертыми руками и непокрытой головой». Он же увещевает христиан, что они «не должны слишком поднимать руки и размахивать ими, что не должны возвышать головы с самонадеянностью и что приличие требует тише произносить молитвы».


 

Климент Александрийский

«Во время молитвы мы воздеваем руки и голову к небу, а при конце молитвы и ноги приводим в движение», то есть в конце молитвы мы поднимаемся из коленопреклоненного положения, в котором оставались во время неё.

Поэтому мы поднимаем голову, простираем руки к небу и встаём на цыпочки, при произнесении заключительных слов молитвы, следуя порыву духа, который следует к горнему миру.

После того как мы пламенным желанием вознесли «крылатую душу», мы стремимся произносимыми словами освободить тело от земли и изо всех сил устремляемся к «святилищу», пренебрегая оковами плоти.


 

Ориген (до впадения в ересь)

Мы не имеем права сомневаться, что из всех бесчисленных положений тела, положение с распростёртыми руками и поднятыми вверх очами заслуживает предпочтения, потому что тогда и на теле как бы запечатлевается образ того особенного состояния, которое приличествует душе во время молитвы.


 

Исаак Сирин

При каждом антифоне, совершая молитву, говорит внутренно, с поклоном: «Согрешил я, Господи, прости меня!» – один раз.

Потом, встав и воздевая руки: «Боже, очисти меня, грешного!» – один раз.

И когда помолится, должен произносить вторую молитву: «Приидите поклонимся», – трижды и другой антифон таким же образом.


 

Киево-печерский патерик. О преподобном Феофиле

Вспоминая пророчество пещерника, он проливал источники слёз, но они у него от этого только умножались.

Был у блаженного Феофила такой обычай, что, когда он упражнялся в молитве, и у него текли обильные слёзы, то он подставлял сосуд, над которым и плакал, и за много лет он наполнил его слезами до верху.

Вскоре снова вернулось к нему зрение, согласно обещанию преподобного Марка.

Тогда Феофил уразумел, что близка его кончина. Посему он начал усердно молиться Богу, чтобы угодны были Ему его слёзы и, воздевая руки к небу, говорил так:

— Владыка человеколюбец, Господи Иисусе Христе, Боже мой! не хотящий смерти грешников, но ожидающий обращения их, ведающий немощи наши, Царь пресвятой, Утешитель благой, здравие болящих, спасение грешных, укрепление изнемогающих, восстание падающих, молюся Тебе в час сей!

Удиви на мне недостойном милость Твою, приими излияние горьких слёз моих!

Излей на меня неисчерпаемую пучину благоутробия Твоего, и соделай так, чтобы не подвергнуться мне искушению в воздушных мытарствах и не подпасть под власть князя тьмы, ради молитв великих угодников Твоих, преподобных отцов наших, Антония и Феодосия Печерских и всех святых от века Тебе благоугодивших.


 

Из жития преподобного отца нашего Макария Египетского

Преподобный Макарий встал и стал молиться Богу, чтобы Он открыл ему добродетель юношей.

В полночь внезапно раскрылась крыша кельи, и воссиял сильный свет. Но два брата те не видали света; думая, что преподобный спит, старший толкнул младшего, и, встав, оба они препоясались и, воздевая руки к небу, тайно молились.

Преподобный увидал множество демонов, которые как мухи, окружили младшего брата, и одни из демонов хотели сесть на устах его, другие на глазах.

Но, явился ангел господень с огненным мечём в руках, которым и защищал его, отгоняя от него демонов. К старшему же брату демоны не осмеливались даже и приблизиться. К утру оба брата снова легли и уснули.


 

Из повести о житии св. Онуфрия

Если с кем-либо из пустынников случается какая-либо нечаянная напасть вражья, то он воздевает руки свои к Богу, и тотчас ниспосылается ему помощь свыше и отгоняются все напасти ради чистоты его сердечной.

Разве ты не слыхал, чадо, сказанного в Писании, что Бог не оставляет без внимания ищущих Его, ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет (Пс.9:19).

И ещё: Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их (Пс.106:6): ибо Господь воздает каждому соответственно тому труду, который кто принимает на себя.

Блажен человек, творящий волю Господню на земле и усердно Ему работающий: таковому служат ангелы, хотя бы невидимо: они возвеселяют сердце его радостью духовной и укрепляют того человека всякий час, пока он находится во плоти».


 

Аскетические наставления преподобного Нила Синайского 1. Слово о молитве

Дошло до нас, что одному Святому, когда он становился на молитву, лукавый столько противоборствовал, что лишь только тот воздевал руки, как этот, преобразясь во льва, поднимал вверх передние лапы и, вонзив когти свои в бока подвижника, не отступал, пока тот не опускал руки.

Но он никогда не опускал их, пока не доканчивал обычных своих молитв.


 

Феодор Студит. Добротолюбие. 4 том

Благообразно и в благонастроении совершив рано утром обычное псалмопение и молитву Богу, приступайте к предлежащему делу и работайте, мысленно прочитывая псалмы, пока наступит третий час.

Тут прекратите работу и пропойте Господу с разумом третий час, воздевая руки свои к небесам с испрашиванием благодати Святого Духа, на укрепление душ ваших и телес;

за тем совершив три и четыре, или больше, коленопреклонений с внимательной
молитвою, вкусите, что Господь послал, кроме среды и пятка, как у нас положено.


 

Антоний Великий

У порочного человека руки обыкновенно служат орудием ко греху, — напротив, у благочестивого человека, которого все дела освящаются внутренней его святостью, руки выражают возвышенность и стремление духа его на Небо, ибо во время молитвы они воздеваются к небу.

Таким образом, на благочестивом человеке исполняются слова Писания, сказанные о сильной и святой молитве людей благочестивых: «Воздеяние руку моею, как жертва вечерняя». (Пс. 140)


 

Свт. Феофан Затворник 

«Воздевать руки и молиться свойственно было иереям Ветхого Завета» (блаженный Феодорит).

То же делать Апостол велит и христианским мужам, исправляющим общественное богослужение. Но же предание есть, как говорит Василий Великий, христианам, при совершении молитв, творить на себе крёстное знамение.

В нашем богослужении совмещается то и другое: и воздеяние рук, и крёстное знамение, сопровождаемы бывая поклонами поясными и земными.

Воздеяние рук ум к Богу возносит, а крестное знамение — путь восхождения к Богу показывает: ибо дверь приближения к Богу — крест Христов.


 

Прп. Феодосий Печерский 

Молю вас, братия, да стоим на молитве со страхом и любовию друг к другу, и молясь воистину, будем говорить: «да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя» (Пс.140:2).

Если руки твои не совершали никакого грабежа, – хорошо говоришь: «воздеяние руку моею».

Поэтому осматривай твои руки и испытывай, чисты ли они от грабежа и мздоимства.

Если же ты грабил, или брал проценты, или корчемный прикуп, или чем кого-либо обидел, что запретило св. Писание; то не говори, не воздевай рук своих, пока не очистишься от всякого зла.

Ибо если попущением Божиим ты будешь воздевать руки, то молитва твоя гнусна и неприятна Богу.

Но слыши Господа, Который говорит чрез пророка: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови». Ис.1:15.


 

Евагрия монаха, О деятельной жизни, сто глав

Да не смущает нас и да не пресекает нашего доброго ревнования демон, похищающий ум на богохульство и на те непотребнейшие воображения, которые и письму предать стыжусь.

Сердцеведец Бог знает, что, даже и в мiре находясь, не безумствовали мы таким безумием.

Цель у этого демона заставить нас прекратить молитву, чтоб стояли мы пред Господом Богом нашим, не смея воздевать руки к Тому, против Которого допустили такие помыслы.


 

Что означают опущенные руки в Священном Писании

В Священном Писании опущенные руки символизируют усталость, страх, изнеможение и потерю надежды.

Этот образ часто используется для описания физического и духовного состояния человека, находящегося в глубокой скорби, смятении, либо столкнувшегося с угрозой.

Однако одновременно встречается и призыв укрепить руки, что символизирует необходимость преодоления этих состояний.


 

Символ усталости и изнеможения

Опущенные руки указывают на потерю сил или энергии, вызванную физическим или духовным истощением:

2Цар.17:2 – «И нападу на него, когда он будет утомлён и с опущенными руками, и приведу его в страх; и все люди, которые с ним, разбегутся; и я убью одного царя».


 

Состояние страха и отчаяния

Когда человек сталкивается с внезапной опасностью или ужасом, опущенные руки и дрожащие колени становятся символами его бессилия:

Иез.7:17 – «У всех руки опустятся, и у всех колени задрожат, как вода».

Ис.13:7 – «От того руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло».

Иер.50:43 – «Услышал царь Вавилонский весть о них, и руки у него опустились».

Иер.6:24 – «Мы услышали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах».
 


 

Потеря уверенности и смущение

Опущенные руки описывают состояние замешательства и растерянности:

2Цар.4:1 – «И услышал Иевосфей, сын Саулов, что умер Авенир в Хевроне, и опустились руки его, и весь Израиль смутился».

Иез.21:7 – «И когда скажут тебе: "отчего ты стенаешь?", скажи: "от слуха, что идёт", - и растает всякое сердце, и все руки опустятся, и всякий дух изнеможет, и все колени задрожат, как вода. Вот, это придёт и сбудется, говорит Господь Бог».


 

Призыв к восстановлению и укреплению

Опущенные руки не должны оставаться в таком состоянии; в Писании звучит призыв укрепить их как знак восстановления духа и веры:

Иов.4:3 – «Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал».

Евр.12:12 – «Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени».

Ис. 35:3 – «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие».


 

Выражения передающие состояние «опущенных рук» в различных контекстах

 

Состояние физической усталости или слабости

  • Ослабевшие руки.
  • Безвольные руки.
  • Руки, повисшие, как плети.
  • Бессильно опустившиеся руки.
  • Обессиленные руки.

 

Символическое значение (малодушие, отчаяние)

  • Сложенные руки.
  • Поникшие руки.
  • Руки, упавшие от усталости.
  • Опавшие руки.
  • Руки вялые и беспомощные.
  • Отказавшиеся руки.
  • Сдавшиеся руки.

 

Ощущение эмоционального упадка

  • Безжизненные руки.
  • Беспомощно виснущие руки.
  • Руки, опустившиеся в знак отчаяния.
  • Руки, утратившие силу.
  • Символ капитуляции.

 

Истоки традиции держать руки опущенными во время молитвы

Практика молитвы с опущенными руками не имеет прямого основания в Священном Писании или апостольском предании.

Она возникла скорее из человеческой мысли и духовных размышлений некоторых аскетов.

Эта форма молитвы отражает осознание собственной греховности, выражение смирения и покаяния перед Богом.

Однако в своём распространении и абсолютном утверждении, она упускает основополагающие моменты духовной жизни, такие как радость спасения и уверенность в Божьем милосердии.


 

Самая первая ступень христианского пути

 

Мытарь в храме

Лк.18:13 – «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил:

Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

Этот образ часто связывают с молитвой с опущенными руками. Однако текст подчёркивает внутреннее покаяние, а не жест как абсолютную норму молитвенного поведения.

 

Блудный сын

Лук.15:17-19 – Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих.

Ну, а дальше мы знаем, как отец встретил его, когда он был ещё на пути к нему, как облёк сына в лучшую одежду, и дал ему обувь,  и дал перстень на руку его, как знак сыновства, и пир закатил, где ели все и веселились.

И это есть прообраз пути к совершенству, к которому мы и призваны Христом Спасителем, самая первая ступень которого есть осознание своего несовершенства и греховности.

Матф.5:48 – Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Матф.19:21 – Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

Для того, чтобы прояснить само слово «совершенный», приведём некоторые синонимы этого слова, то есть слова с похожим смыслом. 

Синонимы слова «совершенный».

  • во всём;
  • до конца;
  • в полном объёме;
  • весь;
  • в полной мере;
  • во всех отношениях;
  • в высшей степени;
  • от начала до конца;
  • идеальный.

 

Апостол Пётр

И ещё один пример осознания своего недостоинства явил нам апостол Пётр.

Лук.5:4-10 – Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

Увидев это, Симон Пётр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону.

И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

---//---

Что мы здесь видим?

Явление божественной природы Христа и проявлении её в неслыханном чуде, повергает Петра и его товарищей не просто в страх, а в ужас.

И после этого следует естественная реакция Петра. Уйти, убежать, скрыться. Но Господь успокаивает его и подбадривает тем, что обещает ему власть ловить человеков.

А теперь представим себе непредставимое. Пётр остановился бы на этой первой ступеньке пути к совершенству и всё время ходил бы причитал бы и сетовал: «Я человек грешный, я человек грешный».

Стал бы он тем, кем стал? И сделал бы он столько, сколько сделал?

Понятно, что эти вопросы абсолютно риторические.


 

Влияние монашеской практики

В монашеской среде молитва с опущенными руками часто культивировалась как форма аскетической покаянной дисциплины. Основанием для этого послужило осознание своей греховности.

Некоторые подвижники, вдохновляясь примером мытаря, сделали эту практику основой молитвенного поведения и распространили её и на христиан, живущих в миру.

Однако, в этом узком подходе возникла опасность:

  • Забвение радости спасения.
    Надежда и радость, которые являются важной частью христианской жизни, оказались отодвинуты на второй план.
     
  • Культивирование непрестанного покаянного уныния.
    Сосредоточенность только на своей греховности может привести к отчаянию, вместо благодатного упования на Бога.

 

Золотая середина: Баланс смирения и надежды в христианском учении

 

Сравнение кончин преподобного Сисоя Великого и апостола Павла подчёркивает две, казалось бы, противоположные грани христианской жизни:

  1. Трезвенное осознание своей греховности и немощи.
  2. Величие уверенности в своём спасении.

Эти примеры, однако, не противоречат, а дополняют друг друга, раскрывая глубину христианского взгляда на духовный путь.

 

Сисой Великий: глубина смирения

Преподобный Сисой, сияя лицом от присутствия Божьей благодати, на смертном одре говорит:

«Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаянию моему».

Его слова отражают крайнее смирение и глубокое осознание недостижимости Божьей святости.

Даже при всей своей праведности он ощущал себя далеким от совершенства. Это:

  • Подчеркивает христианскую добродетель смирения как основу спасения.
     
  • Показывает, что святость приводит человека к ещё более тонкому осознанию собственной немощи перед лицом Божьей славы.

Сисой выражает состояние души, которая настолько погружена в любовь к Богу, что оценивает свои достижения как ничтожные.

Это состояние свойственно подвижникам, живущим непрестанным покаянием.


 

Апостол Павел: уверенность и радость

Апостол Павел, завершая свой жизненный путь, произносит:

  • 2 Тим.4:7-8 – «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды».
     
  • Фил.1:23 – «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».

Эти слова наполнены вдохновением и уверенной надеждой на встречу с Господом. Павел, пройдя долгий путь служения и страданий, сознает, что исполнил своё призвание. Его высказывания:

  • Подчеркивают радость и уверенность, которые сопровождают христианина, любящего Бога.
     
  • Отражают важность труда ради Царствия Небесного, в котором спасение видится как реальность, а не лишь надежда.

 

Контраст двух примеров

 

Сисой Великий Апостол Павел
Слово о себе: «Не знаю, положил ли я начало покаянию моему». Слово о себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил».
Состояние души: крайнее смирение перед Богом, переживание своей недостойности. Состояние души: уверенность в спасении и исполнении Божьего призвания.
Сосредоточен на покаянии, видя в нём ключ к спасению. Сосредоточен на труде для Господа, воспринимая спасение как уже дарованное.
Символизирует трезвенное самопознание и стремление к святости. Символизирует радость, уверенность и полноту общения с Богом.

 

Гармония противоположностей

Православие не выбирает одну из этих граней, но сочетает их:

  • От Сисоя Великого мы учимся смирению и трезвенности.

    Осознание своей греховности и немощи важно для христианской жизни, так как оно побуждает полагаться на Бога, а не на себя.

    Иак.4:10«Смиритесь пред Господом, и вознесёт вас».

     
  • От апостола Павла мы заимствуем бодрость и радость в надежде спасения.

    Это не гордость и не прелесть, а осознание того, что спасение — дар Божий, который нельзя заработать, но который вдохновляет на подвиг.

    Рим.15:13«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».

Преподобный Сисой показывает, каким должно быть сердце человека, живущего в покаянии, а апостол Павел учит нас надежде и радости в уповании на Христа.


 

Видео: Современная практика поднятия рук на молитве

В настоящее время практически все миряне поднятие рук во время молитвословий считают предназначенным только лишь для священнослужителей, забывая, что этот жест доступен каждому христианину.

Кто-то скажет: «Но они же ведь священники, а мы кто такие?»

И на это возражение есть ответ в Слове Божием. 

1Петра 2:9 – «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»

Итак: каждый верующий есть царственный священник согласно Священному Писанию, и поэтому имеет право и обязанность обращаться к Богу, как священник с воздетыми руками.

 

Смотреть видео-зарисовку о практике использования воздетых рук во время молитвословий

Из приведённых выше свидетельств мы можем видеть, что воздетые руки были и остаются живым символом духовной победы, молитвенного единения с Богом и напоминанием о том, что каждый из нас призван к святой и совершенной жизни.

2 Пет.1:10 «Посему, братия, более и более старайтесь делать твёрдым ваше звание и избрание»

 

P. s. – Евр.13:16 – «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».

Видео: Воскресная беседа братии на тему «Поднятия рук на молитве к Богу»

 

797
Подпишитесь на нашу рассылку духовных материалов!