Молитва с поднятыми руками: значение в Святой Библии и в Церковном Предании
Содержание статьи
- 1. Священное Писание о воздеянии рук на молитве
- 2. Что означают опущенные руки в Священном Писании
- 3. Фразы передающие состояние «опущенных рук»
- 4. Истоки традиции держать руки опущенными во время молитвы
- 5. Золотая середина: Баланс смирения и надежды в христианском учении
- 6. Видео: Современная практика поднятия рук на молитве
Священное Писание о воздеянии рук на молитве к Богу
Битва с амаликитянами и воздетые руки Моисея
Исход17:8-16 – «И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме.
Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей сильных и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей.
И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и пошёл сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма.
И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;
но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.
И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.
И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной.
И устроил Моисей жертвенник Господу и нарёк ему имя: Иегова Нисси.
Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род».
Толкование
Свт. Иоанн Златоуст – «Пока руки Моисея были подняты, одерживали победу израильтяне; а когда он опускал их, тогда они были побеждаемы; это было образом креста. Аарон и Ор стояли, поддерживая руки Моисея».
Блаженный Моисей начертал тебе, брат мой, крест и в другом образе. Говоря о кресте, нужно уж указать и другие образы, где представляется зрелище таинства.
Как же еще Моисей начертал крест? Слушай.
Напали и некогда на израильтян в пустыне иноплеменники, по имени амаликитяне.
Моисей снаряжает и посылает против них вождя своего народа и преемника своего Иисуса Навина, а сам остается на горе с воздетыми руками.
Моисей, говорится, взошёл на гору и воздвиг руки свои. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои», побеждаемый тяжестью телесною, «одолевал Амалик».
Что значит этот образ?
Иудей, боясь, чтобы чрез образ не воссияла слава креста Христова, тотчас же скажет: «в этом образе нет ничего такого, что ты выдумываешь. Этот образ, был знаком молитвы, а не прообразом, как ты предполагаешь».
Но если так, если правда, что победа была плодом молитвы, то почему Писание приписало победу не молитве (ведь не сказало Писание: «когда молился Моисей», а это явно обозначает, что победа не была плодом молитвы), а образу и положению рук?
В самом деле, когда Моисей опускал руки, терпели поражение израильтяне, когда же воздвигал, поражаемы были амаликитяне.
Если бы это было делом молитвы, тогда следовало бы сказать: «и когда молился Моисей, побеждал»...
Между тем Писание, как я уже сказал, умолчав о молитве, не потому, чтобы она была излишня, а потому, что она должна уступить место образу креста, приписывает победу образу и внешнему знаку.
Когда Моисей простирал руки, побеждал Израиль.
Что означает простертая рука?
Вообрази простертые руки, и ты увидишь сияющий образ покланяемого Креста.
Моисей, хотя телом не находился вместе с сражавшимися (израильтянами), но не менее, а гораздо более сражавшихся способствовал победе, простертием рук подкрепляя своих и приводя в трепет противников.
Как сила любви не останавливается расстоянием мест, так и действие молитвы; но как любовь соединяет разлученных друг от друга, так и молитва может принести величайшую пользу находящимся вдали друг от друга.
Итак, смело вступим в борьбу; ибо и нам теперь предстоит борьба не с амаликитянами, напавшими, как в то время, и не с другими какими-либо варварами, сделавшими набег, но с демонами.
Пример царя Соломона
3Цар.8:22 – «И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу».
Воззвание пророка Иеремии о вознесении рук к Богу
Плач.3:41 – «Вознесём сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах».
Призывы пророка Давида в Псалтири о воздеянии рук ко Господу
Пс.27:2 – «Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему».
---//---
На шестопсалмии, которым молимся каждую утреню в храме, Царь Давид трижды призывает нас поднять руки на молитве, Но мы, как глухие, не слышим его призыва, и как бессмысленные, не понимаем его слов:
Пс.62:5 – «Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твоё вознесу руки мои».
Пс.87:10 – «Око моё истомилось от горести; весь день я взывал к Тебе, Господи; простирал к Тебе руки мои».
Пс.142:6 – «Простираю к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как жаждущая земля».
---//---
Пс.140:2 – «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твоё, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя».
Наставление апостола Павла воздевать чистые руки на молитве
1 Тим2:8 – «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения».
Таким образом, если мужи не поднимают руки на молитве, это может свидетельствовать о присутствии гнева, сомнений или нечистоты в их сердцах.
Примеры из житий Святых о поднятых руках
1 января. Василий Великий.
Древние молились, подняв руки кверху.
15 января. Павел Фивейский.
Умер с поднятыми руками.
23 апреля. Георгий Победоносец.
Когда открыли яму с известью, куда он был засыпан на несколько дней, то увидели его стоящим с простёртыми руками.
21 мая. Василий.
Руки поднял и молился и рухнуло капище идольское.
26 июля. Серафима.
На суде молилась, воздев руки о насильниках.
1 октября. Анания апостол.
Молился, воздев руки.
18 июня. Леонтий.
Молился своими словами. Ипатий же молился так, подняв руки к небу. Учили, дабы всякий читающий воздевал руки.
28 августа. Моисей Мурин.
50 раз в день колени преклонял и воздевал руки.
9 ноября. Феоктиста.
На острове жила одна, молилась, подняв руки, благодарила.
14 декабря. Калинник.
Обратился жрец и поднял руки, молясь Христу Богу истинному.
15 мая. Пахомий.
Пот у него на молитве так стекал, что рядом образовывалась грязь. На молитве не сгибал колени. Стоял, подняв руки, не опуская их.
Церковные тексты о воздеянии рук во время молений
В дораскольной рукописной Следованной Псалтыри 17 в. из Троице Сергиевой Лавры (№ 339), в конце последования Утрени (лист 340), старообрядческий епископ белокриницкого течения Алимпий (Вербицкий) обнаружил такие строки:
«Руце воздеюще, глаголи втай молитву святаго Ефрема: «Господи и Владыко животу моему…»
(В переводе: «Воздевши руки, говори в себе, молитву святого Ефрема»).
Епископ Алимпий с воодушевлением замечает:
«Что христиане молились в древности с воздетыми руками, было известно и раньше, но встретить свидетельство 17 столетия, было весьма неожиданно. К тому же, во всём тексте рукописи подобное указание встречается неоднократно.
Например, там есть ещё чин «Исповедания иноку на всяк день со слезами» (лист 943), где также сказано:
«Егда же кто хощет исповедатися Господеви Богу своему, тогда особь, на едине став, воздев руце свои на небо, и крестообразно простер, тогда воспоминая свои грехи, со многим смирением, и сокрушением сердца, со воздыханием и слезами внимая коемуждо слову…»
(В переводе: «Встав наедине, подняв руки свои к небу, и простерев крестообразно…»)».
«Тогда я вспомнил, – продолжает епископ, – что и в книге «Церковное Око», в главе на вечер Сырной недели, существует подобное указание:
«И посем воздевше руце, молимся во своей мысли, глаголюще в себе молитву святаго Ефрема…».
Тогда, я подумал, что пора, наконец, совлечь пелену забвения и поведать миру о нашем древнем, священном молитвенном обычае, предписанном самими Апостолами.
В утреннем правиле Русской Православной Церкви мы каждый день читаем: «Ру́це возде́ю и устне́ к похвале́нию, оскверне́ны скве́рною, Всенепоро́чная».
Получается, что мы на самом деле не воздеваем руки, а лишь произносим слова, как бы признавая их важность, но без настоящего действия.
Почему так происходит?
- Невнимание и забвение традиции.
- Отсутствие понимания важности.
- Отсутствие церковной дисциплины или наставления.
- Суета и внешняя форма религиозности.
- Лень или недостаток усердия.
Символика воздетых рук в иконографии
Сразу отметим, что нет ни одной иконы, где бы молящийся святой был изображён с опущенными руками, не считая недавно придуманную икону Елисаветы Феодоровны Романовой - сестры царицы Александры Романовой.
Оранта
Один из самых ранних образов с воздетыми руками Оранта, изображающая молящегося человека в позе с поднятыми и разведёнными в стороны руками. Часто встречается в византийском искусстве и символизирует душу, преданную молитве.
Святые и пророки
В иконографии святые, такие как Моисей, Илия или пророк Иеремия, часто изображаются с воздетыми руками, когда они взывают к Богу или испрашивают его благословение.
Богородица Оранта
Особое место занимает образ Богородицы с воздетыми руками. В иконе "Знамение" руки Девы Марии символизируют не только молитву, но и её ходатайство за весь мир.
СВИДЕТЕЛЬСТВА ОТЦОВ ЦЕРКВИ О ПОДНЯТЫХ РУКАХ НА МОЛИТВЕ
ОТЦЫ ЦЕРКВИ СООБЩАЮТ НЕМАЛО ИЗВЕСТИЙ О ВНЕШНИХ ОБЫЧАЯХ ДРЕВНИХ ХРИСТИАН В СОВЕРШЕНИИ ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЫ.
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ: «ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ МЫ ВОЗДЕВАЕМ РУКИ И ГОЛОВУ К НЕБУ, А ПРИ КОНЦЕ МОЛИТВЫ И НОГИ П
ТЕРТУЛЛИАН: «МЫ МОЛИМСЯ, ВЗИРАЯ НА НЕБО, С РАСПРОСТЁРТЫМИ РУКАМИ И НЕПОКРЫТОЙ ГОЛОВОЙ».
ОН ЖЕ УВЕЩЕВАЕТ ХРИСТИАН, ЧТО ОНИ «НЕ ДОЛЖНЫ СЛИШКОМ ПОДНИМАТЬ РУКИ И РАЗМАХИВАТЬ ИМИ, ЧТО НЕ ДОЛЖНЫ ВОЗВЫШАТЬ ГОЛОВЫ С САМОНАДЕЯННОСТЬЮ И ЧТО ПРИЛИЧИЕ ТРЕБУЕТ ТИШЕ ПРОИЗНОСИТЬ МОЛИТВЫ».
ОРИГЕН МЕЖДУ ВСЕМИ ТЕЛЕСНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ, КАКИЕ ВОЗМОЖНЫ ПРИ МОЛИТВЕ, РЕКОМЕНДУЕТ ХРИСТИАНАМ, КАК САМЫЕ ПРИЛИЧНЫЕ, ВОЗДЕЯНИЕ РУК И ПОДНЯТИЕ ГОЛОВЫ.  
АПОЛОГЕТ МИНУЦИЙ ФЕЛИКС: «РАСПРОСТЁРТЫМИ РУКАМИ ХРИСТИАНЕ ИЗОБРАЖАЛИ ВИД КРЕСТА, НА КОТОРОМ РАСПЯТ БЫЛ ХРИСТОС». 
ПЕРЕД МОЛИТВОЙ ОБЫКНОВЕННО ОБМЫВАЛИ СЕБЕ РУКИ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ ЧИСТОТЫ, И ОБРАЩАЛИСЬ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ НА ВОСТОК, ПОТОМУ ЧТО СВЕТ ДНЕВНОЙ И ДУХОВНЫЙ ПРИХОДИТ С ВОСТОКА (ТЕРТУЛЛИАН, КЛИМЕНТ).
СООБРАЗНО С АПОСТОЛЬСКИМ ПРЕДПИСАНИЕМ МУЖЧИНЫ МОЛИЛИСЬ С ГОЛОВОЙ ОБНАЖЁННОЙ, А ЖЕНЩИНЫ – С ПОКРЫТОЙ (1 КОР. 11, 4).
 
СВТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ – «А ЧТО ЗНАЧИТ ВОЗДЕЯНИЕ РУК ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ?
ТАК КАК РУКИ СЛУЖАТ ОРУДИЕМ ПРИ СОВЕРШЕНИИ МНОГИХ ЗЛЫХ ДЕЛ, КАК-ТО:
- ПОБОЕВ,
- УБИЙСТВ,
- ХИЩЕНИЯ,
- ЛЮБОСТЯЖАНИЯ,
ПОЭТОМУ САМОМУ НАМ И ПОВЕЛЕВАЕТСЯ ВОЗдевать их, чтобы служение в молитве было для них препятствием ко злу и воздержанием от порока, чтобы ты, намереваясь похитить или присвоить что-нибудь, или убить другого, и вспомнив, что ты будешь простирать свои руки, как бы ходатайствуя пред Богом, и ими приносить духовную жертву, не посрамлял их и не делал их безответными от служения порочным делам.
Итак, очищай их
- милостыней,
- человеколюбием,
- помощью нуждающимся,
и потом простирай их на молитву.
Если ты не позволяешь себе приступать к молитве с неумытыми руками, то тем более не должен осквернять их грехами».
Свт. Феофан Затворник – «Воздевать руки и молиться свойственно было иереям Ветхого Завета» (блаженный Феодорит).
То же делать Апостол велит и христианским мужам, исправляющим общественное богослужение. Но же предание есть, как говорит Василий Великий, христианам, при совершении молитв, творить на себе крёстное знамение.
В нашем богослужении совмещается то и другое: и воздеяние рук, и крёстное знамение, сопровождаемы бывая поклонами поясными и земными.
Воздеяние рук ум к Богу возносит, а крестное знамение — путь восхождения к Богу показывает: ибо дверь приближения к Богу — крест Христов.
Прп. Феодосий Печерский – «Молю вас, братия, да стоим на молитве со страхом и любовию друг к другу, и молясь воистину, будем говорить: «да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя» (Пс.140:2).
Если руки твои не совершали никакого грабежа, – хорошо говоришь: «воздеяние руку моею».
Поэтому осматривай твои руки и испытывай, чисты ли они от грабежа и мздоимства.
Если же ты грабил, или брал проценты, или корчемный прикуп, или чем кого-либо обидел, что запретило св. Писание; то не говори, не воздевай рук своих, пока не очистишься от всякого зла.
Ибо если попущением Божиим ты будешь воздевать руки, то молитва твоя гнусна и неприятна Богу.
Но слыши Господа, Который говорит чрез пророка: И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Ис.1:15».
Современный взгляд на значение поднятых рук на молитве
Почему в XXI веке жест воздетых рук постепенно уходит из практики?
- В современной культуре жесты часто утрачивают своё духовное значение, становясь формальностью.
- Личная молитва всё больше становится внутренней, а физические выражения веры, такие как воздетые руки, отходят на второй план.
- Многие верующие считают этот жест устаревшим или предназначенным только для священнослужителей, забывая, что он доступен каждому.
Разрыв между богослужебной практикой и личной молитвой
В богослужении священники воздевают руки, выражая молитвенное ходатайство, но рядовые верующие нередко воспринимают это как нечто «чужое», забывая, что воздетые руки – это жест для всех.
Напоминание: каждый верующий – царственный священник
Апостол Пётр напоминает:
«Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». 1Петра 2:9
Это утверждает, что каждый верующий имеет право и обязанность обращаться к Богу как священник.
Воздетые руки — это не только жест поклонения, но и напоминание о нашем духовном призвании.
Видео
Воздетые руки остаются живым символом духовной победы, молитвенного единения с Богом и напоминанием о том, что каждый из нас призван к святой жизни.
Это жест, который соединяет нас с верующими прошлого, настоящего и будущего, показывая, что сила молитвы не зависит от времени или традиций.
Что означают опущенные руки в Священном Писании
В Священном Писании опущенные руки символизируют усталость, страх, изнеможение и потерю надежды. Этот образ часто используется для описания физического и духовного состояния человека, находящегося в глубокой скорби, смятении, либо столкнувшегося с угрозой. Однако одновременно встречается и призыв укрепить руки, что символизирует необходимость преодоления этих состояний.
Символ усталости и изнеможения
Опущенные руки указывают на потерю сил или энергии, вызванную физическим или духовным истощением:
2Цар.17:2 – «И нападу на него, когда он будет утомлён и с опущенными руками, и приведу его в страх; и все люди, которые с ним, разбегутся; и я убью одного царя».
Состояние страха и отчаяния
Когда человек сталкивается с внезапной опасностью или ужасом, опущенные руки и дрожащие колени становятся символами его бессилия:
Иез.7:17 – «У всех руки опустятся, и у всех колени задрожат, как вода».
Ис.13:7 – «От того руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло».
Иер.50:43 – «Услышал царь Вавилонский весть о них, и руки у него опустились».
Иер.6:24 – «Мы услышали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах».
Потеря уверенности и смущение
Опущенные руки описывают состояние замешательства и растерянности:
2Цар.4:1 – «И услышал Иевосфей, сын Саулов, что умер Авенир в Хевроне, и опустились руки его, и весь Израиль смутился».
Иез.21:7 – «И когда скажут тебе: "отчего ты стенаешь?", скажи: "от слуха, что идёт", - и растает всякое сердце, и все руки опустятся, и всякий дух изнеможет, и все колени задрожат, как вода. Вот, это придёт и сбудется, говорит Господь Бог».
Призыв к восстановлению и укреплению
Опущенные руки не должны оставаться в таком состоянии; в Писании звучит призыв укрепить их как знак восстановления духа и веры:
Иов.4:3 – «Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал».
Евр.12:12 – «Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени».
Ис. 35:3 – «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие».
Выражения передающие состояние «опущенных рук» в различных контекстах:
Состояние физической усталости или слабости
- Ослабевшие руки.
- Безвольные руки.
- Руки, повисшие, как плети.
- Бессильно опустившиеся руки.
- Обессиленные руки.
Символическое значение (малодушие, отчаяние)
- Сложенные руки.
- Поникшие руки.
- Руки, упавшие от усталости.
- Опавшие руки.
- Руки вялые и беспомощные.
- Отказавшиеся руки.
- Сдавшиеся руки.
Ощущение эмоционального упадка
- Безжизненные руки.
- Беспомощно виснущие руки.
- Руки, опустившиеся в знак отчаяния.
- Руки, утратившие силу.
- Символ капитуляции.
Истоки традиции держать руки опущенными во время молитвы
Практика молитвы с опущенными руками не имеет прямого основания в Священном Писании или апостольском предании.
Она возникла скорее из человеческой мысли и духовных размышлений некоторых аскетов.
Эта форма молитвы отражает осознание собственной греховности, выражение смирения и покаяния перед Богом.
Однако в своём распространении и абсолютном утверждении, она упускает основополагающие моменты духовной жизни, такие как радость спасения и уверенность в Божьем милосердии.
Мытарь в храме
Лк.18:13 – «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!»
Этот образ часто связывают с молитвой с опущенными руками. Однако текст подчёркивает внутреннее покаяние, а не жест как абсолютную норму молитвенного поведения.
Влияние монашеской практики
В монашеской среде молитва с опущенными руками часто культивировалась как форма аскетической покаянной дисциплины. Основанием для этого послужило осознание своей греховности. Некоторые подвижники, вдохновляясь примером мытаря, сделали эту практику основой молитвенного поведения и распространили её и на христиан, живущих в миру.
Однако, в этом узком подходе возникла опасность:
- Забвение радости спасения. Надежда и радость, которые являются важной частью христианской жизни, оказались отодвинуты на второй план.
- Культивирование покаянного уныния. Сосредоточенность только на своей греховности может привести к отчаянию, вместо благодатного упования на Бога.
Золотая середина: Баланс смирения и надежды в христианском учении
Сравнение кончин преподобного Сисоя Великого и апостола Павла подчёркивает две, казалось бы, противоположные грани христианской жизни: трезвенное осознание своей немощи и величие уверенности в спасении. Эти примеры, однако, не противоречат, а дополняют друг друга, раскрывая глубину христианского взгляда на духовный путь.
Сисой Великий: глубина смирения
Преподобный Сисой, сияя лицом от присутствия Божьей благодати, на смертном одре говорит:
— «Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаянию моему».
Его слова отражают крайнее смирение и глубокое осознание недостижимости Божьей святости. Даже при всей своей праведности он ощущал себя далеким от совершенства. Это:
- Подчеркивает христианскую добродетель смирения как основу спасения.
- Показывает, что святость приводит человека к ещё более тонкому осознанию собственной немощи перед лицом Божьей славы.
Сисой выражает состояние души, которая настолько погружена в любовь к Богу, что оценивает свои достижения как ничтожные. Это состояние свойственно подвижникам, живущим непрестанным покаянием.
Апостол Павел: уверенность и радость
Апостол Павел, завершая свой жизненный путь, произносит:
- 2 Тим.4:7-8 – «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды».
- Фил.1:23 – «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».
Эти слова наполнены вдохновением и уверенной надеждой на встречу с Господом. Павел, пройдя долгий путь служения и страданий, сознает, что исполнил своё призвание. Его высказывания:
- Подчеркивают радость и уверенность, которые сопровождают христианина, любящего Бога.
- Отражают важность труда ради Царствия Небесного, в котором спасение видится как реальность, а не лишь надежда.
Контраст двух примеров
Сисой Великий | Апостол Павел |
---|---|
Слово о себе: «Не знаю, положил ли я начало покаянию». | Слово о себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил». |
Состояние души: крайнее смирение перед Богом, переживание своей недостойности. | Состояние души: уверенность в спасении и исполнении Божьего призвания. |
Сосредоточен на покаянии, видя в нём ключ к спасению. | Сосредоточен на труде для Господа, воспринимая спасение как уже дарованное. |
Символизирует трезвенное самопознание и стремление к святости. | Символизирует радость, уверенность и полноту общения с Богом. |
Гармония противоположностей
Православие не выбирает одну из этих граней, но сочетает их:
- От Сисоя Великого мы учимся смирению и трезвенности.
Осознание своей греховности и немощи важно для христианской жизни, так как оно побуждает полагаться на Бога, а не на себя.
Иак.4:10 – «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас».
- От апостола Павла мы заимствуем бодрость и радость в надежде спасения.
Это не гордость и не прелесть, а осознание того, что спасение — дар Божий, который нельзя заработать, но который вдохновляет на подвиг.
Рим.15:13 – «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».
Преподобный Сисой показывает, каким должно быть сердце человека, живущего в покаянии, а апостол Павел учит нас надежде и радости в уповании на Христа.
Видео: Современная практика поднятия рук на молитве
Истинная христианская жизнь предполагает сочетание двух полюсов:
- Смирения, как осознания своей немощи и зависимости от Бога.
- Радости и уверенности в даре спасения, которое мы принимаем через Христа.
2 Пет.1:10 – «Посему, братия, более и более старайтесь делать твёрдым ваше звание и избрание» – эти слова апостола Петра обобщают обе грани.
Христианин должен трудиться над своим спасением, осознавая свою немощь, но в то же время радоваться тому, что его имя записано на небесах.