размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 4012

Вопрос на тему «Богослужение»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 29

Вопрос 4012:

Возрождение душ священники всегда видят через частое причастие и частую исповедь. А как это было в Зарубежной церкви, понимали ли лучшие проповедники, что нужна личная встреча со Христом, рождение свыше, а не только говение?

Ответ И.Т. Лапкина:

Ни одной подобной проповеди нигде не встречал. Могу привести одну из лучших проповедей на тему подготовки к последним часам своей жизни.

“Наши пастыри и их паства живут в современных условиях особого духа, который можно назвать, без малейшего преувеличения или какого-нибудь мистического увлечения, предапокалиптическим. Уже больше нет во всей вселенной ни одного правителя или правительства, которые управляли бы своим народом, по милости Божией, благодатью Святого Духа. Отнят от земли Удерживающий помазанник Божий. Закончилась Константиновская эпоха благодатного правления. Раскрылась в жизни последняя книга Священного Писания — Откровение св. ап. Иоанна Богослова. Наследница Византийской империи, православная Российская держава, больше не существует. Весь мир разделили между собой две силы: с одной стороны — воинствующий безбожный коммунизм, а с другой — так называемый демократический западный мир, в котором ещё теплится свобода. Последний внешне, для поверхностного наблюдателя, раздроблен на бесчисленные христианские и нехристианские религии и секты, но который внутри, как цементом, скреплён антихристовым духом.
В Промысле Божием благодатная эпоха правления православными государями нам была дана для того, чтобы мы могли тихо, свободно и последовательно спасать свои души. Помазанник Божий нас ограждал от непосильного огненного искушения, которое сейчас обрушилось на весь мир в виде коммунизма и масонства. А мы, по греховности нашей, осуетились. Каждый занялся своим ремеслом, своей профессией. Доктора, юристы, инженеры да и просто мастера всякого дела на земле превратили свои земные занятия в свои религии, отдавая им всё своё время, свои силы и своё сердце. Для православной их веры у таких людей оставалось, если вообще что-то оставалось, совсем мало места, часто формальное отправление обрядов, да и то только потому, что так надо, так полагается, так живёт всё общество, и нельзя не идти в ногу. Сын Божий сошёл с неба, Всемогущий Бог стал Человеком, чтобы нас обожествить. Целые сонмы праведников, пророков, чудотворцев, Христа ради юродивых прошли через нашу необъятную страну. Господь послал нам поразительных проповедников, проникновенных богословов; изданы творения всех святых отцов, Священное Писание — от карманного формата до роскошных богослужебных книг. Брошюры, листки, молитвенники миллионами или раздавались или за гроши продавались нашему народу. Во всех епархиях печатались журналы, миссионерские листки. И всё это, как некогда пророчества, стало изнемогать перед безграничной суетой, в которую погружался наш народ. Наша русская литература, по меткому слову проф. Андреева, будучи всегда некоей духовной кафедрой, отражала наглядно духовный процесс постепенного духовного падения нашего народа. От беспечных “старосветских помещиков”, погрязших в негу кулинарии, стали родиться индивидуальные хамы-большевики Ноздрёвы, а там не за горами уже обозначился контур идейного безбожника Верховенского, от которого только один шаг к Ленину. И что же делать? По нашему, может быть, смелому мнению, Господь, чтобы вывести наш народ из этого тупика суеты, погружающую его постепенно на самое дно ада, велит Своему ангельскому воинству отворить врата адовы и выпустить на наш народ, а за ним и на всю вселенную (“ибо суд с Дому Моего начинается”) демонов, которые бы жалили людей, будили бы их от сна греховного. Этим последним крайним промыслительным мероприятием Господь хочет привести в разум, вывести к свету Божию народ Свой, людей Своих. Всем беспечным делателям, осуетившимся земными делами, рано или поздно, и каждому в отдельности, будет поставлен роковой вопрос: с кем он? Со Христом или с демоном? И вопрос этот будет поставлен не архиереем, не священником, от которых привычно всё это слушать и которых больше не слушают, а от демона и через его служителей, от которого будет зависеть весь успех земной жизни, всё богатство, вся земная слава этих осуетившихся масс людских. Какое же будет у них потрясение, какой шок! “Вся премудростию сотворил еси, Господи” и творишь. Демонов заставил Господь привести к духовной сущности осуетившийся мир, а сущность сия — это то, что есть Всемогущий Господь, есть демоны, есть Царство Небесное, есть ад, и что мир сей проходит, как туман. И когда будет поставлен такой роковой вопрос, то всякая человеческая душа вострепещет, вся изменится, вся потрясётся, но должна будет сделать неминуемый выбор, и не будет места больше духовному нейтралитету, нельзя больше будет оставаться как бы в стороне, нельзя больше будет духовно ловчить, обходить, прятаться. Никто не сможет больше куда-либо укрыться, всякого найдут, всякого выведут из потёмок, из закоулков, и конец будет всякой духовной дипломатии, временному нейтралитету. Выбор простой и ясный: Свет или тьма, Христос или Велиар. Преосвященнейшие владыки! Мы уже вступили в начало эпохи этого великого выбора. Из-под самых наших кафедр у нас крадут души человеческие, выедают их изнутри, оставляя нам одну пустую бесплодную скорлупу. Мы должны это знать. Это актуальность мировой проблемы наших дней. Искушение жгучее, огненное. Оно налицо перед нами, а значит в этом и воля Божия и Божие попущение. Мы будем свидетелями потрясающих перемен в людях. До сего дня нам известные, казалось бы, благочестивые люди вдруг станут предателями, изменят полностью свой духовный лик, и наоборот, до сего как бы спящие, станут ревнителями благочестия даже до смерти. Выберут Христа, станут на сторону Господа только те, кто любит лично Христа, для кого Христос — Спаситель, Промыслитель, всё во всём денно и нощно. Господь попустил всем злым силам взять такую власть на земле, такое временное земное почти что всемогущество, и нам, архипастырям, такое положение диктует применить самую главную, вечно действующую тактику — приобщать ко всемогущей Божией благодати Святого Духа всю нашу паству. Нет больше помогающих нам в этом нашем пастырском делании, нет Удерживающего зло Помазанника Божия, нет настоящей христианской общественности и христианской школы. Даже когда-то вдохновенное Святым Евангелием законодательство во всём христианском мире подменяется, обкрадывается или просто заменяется. Мы одиноки. Прежде чем Архангельская труба возгремит всем земнородным великое “Вонмем” в Страшное Пришествие Христово, нам ещё теперь нужно было бы сказать нашей пастве наше архипастырское “Вонмем”, раскрыть картину не грядущего испытания, а уже действующего искушения, неминуемого выбора. Не будем себя обманывать, ни делать никаких иллюзий: великое множество православных не выдержит такого жгучего испытания, и падут падением великим. Прежде чем сгорит земля и вся дела, яже на ней, сгорит всё легковесное, всё, что уповает на богатство, успех и славу земную, и останутся только нелицемерно любящие Христа, преданные Ему даже до смерти, любящие только Его, Спасителя своего, и больше никого и ничего.

Перед такой грозной картиной уже торжествующего зла нам архипастырям, надлежит не только сказать сильное слово своей пастве, но и привести в действие всё богатство даров Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви Христовой. Вся наша паства уже приобщена чрез все таинства к благодати Святого Духа, и нам подобает только всеми доступными средствами пастырского делания разжечь этот огонь в пламя, сделать всё, что в наших возможностях, чтобы, по слову Ап. Павла, быть всем для всех, дабы кого-то спасти. Как конкретные мероприятия, необходимо убедить всех верных оставить старую практику приобщения Св. Таин только один раз в год, если кто ещё до сего дня придерживается этого мало похвального обычая. Всех наших пастырей убедить самим молиться перед совершением св. Таинства исповеди, дабы Господь преподал им дар любви, мудрости, сострадания и милосердия. Указать всей нашей пастве о необходимости также молиться перед тем, как идти на исповедь, дабы Господь преподал им дар Духа Святого истинного раскаяния, дар умиления, сокрушения о своих грехах, дар слёз, омывающих души наши водой второго крещения, чем и должна быть наша исповедь, а не минутное исповедание своих грехов. Всем нашим издательствам хорошо было бы отпечатать всё самое лучшее, самое проникновенное, не рутинное, что когда бы то ни было писалось в православной духовной литературе об исповеди и причащении Святых Таин, этого источника возрождения, обновления всякой души христианской. Об этом надо проповедывать перед каждым постом, читать об этом лекции, делать малые и большие съезды не только молодёжи, но и для всех больших и малых. На таких съездах необходимо не только читать лекции, чем часто увлекаются их устроители, но главное внимание обращать на чисто духовную воспитательную сторону съезда.

Посвятить несколько дней на вопросы, которые часто человек носит в своей душе многие годы, не получая на них настоящего верного православного ответа. Тогда завяжется живая связь между душами приезжих и пастырями, весь съезд сделается молитвенным, с каждым днём всё больше и больше будет говеющих, а при ежедневном богослужении скорее будет походить не на съезд, а на паломничество, что и будет предельной вершиной духовного успеха съезда. Упомянутое огненное искушение уже в действии и вот-вот постучится в двери каждого пастыря и пасомого. А потому пастырям надо быть очень бдительными и по возможности посещать тех из своих прихожан, которые стоят на лестнице общественного или материального успеха, тех, кому первым будет предъявлен этот духовный ультиматум. Посещая их, следует указывать, что придёт для них в жизни день, когда в своём восхождении от успеха к успеху они найдут свой “потолок”, и тогда им поставят ребром этот ультиматум, и они почувствуют себя стоящими на лезвии острого ножа. Конечно, преосвященнейшие владыки, не будем себя обманывать: никакое заранее знание, самое кропотливое, самое исчерпывающее всех извилин зла, знание всех коридоров подземельных ада, никого не спасёт, никого не выручит, но единственно живая, личная, горячая любовь к Спасителю нашему Господу Иисусу Христу. Приходилось в жизни наблюдать, как тончайшие исследователи тёмных сил жалко кончали своё существование в их же рядах.
Таковы условия современной жизни, в которых живут наши пастыри и пасомые”. + Архиепископ Виталий (Устинов). Мансонвилл (Канада) 1983 г. Ис.42:19,23 – “Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?” Иер.4:22 – “Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют”.


Противоестественно остаться одному,
Кипеть и преть на собственных дрожжах.
Легко в безвестности во мраке утонуть,
И одному как, от кого земле рожать?

И не случайно Бог определил:
Нехорошо Адаму одному томиться.
Хотя хватало обезьян, горилл,
Зверьё ласкалось, подлетали птицы.

Не поделиться мыслями тотчас,
И разумением своим, и размышленьем.
И кто совет спасительный подаст,
С кем преклонить в согласии колени?

Один… Не приведи, Господь, и сохрани
Того, кто ищет путь в духовном плане,
Хотя бы даже к Библии приник,
Читал Евангелие и наизусть посланья.

Но так легко и просто искуситься,
Не распознать, где Божье, где своё.
Вкушать придётся не плоды, а листья,
Как хорошо быть со Христом вдвоём.

Я испытал такое наважденье, –
Из биографии не выбросить строки.
При ревности вдвойне насядет демон,
Вчерашнему сегодняшнее будет вопреки.

Неразрешимые нагрянули вопросы,
Их расколоть — ни времени, ни сна;
А при наставниках всё разрешится просто:
Среди зимы цветенье, зелёная весна.

Как часто под руку ввернётся еретик
И завернёт в звериные трущобы.
Души затерянной ты не расслышишь крик,
Мозги расквасив, станешь как амёба.

Благодарю Создателя бесчисленных миров,
Что по молитвам предков православных
Не дал в сектантский завалиться ров,
Через святых отцов петь Троице наставил.

01.05.08. ИгЛа

331

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: