размер шрифта
Поиск по сайту

Вопрос 3974

Вопрос на тему «Московская патриархия»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 28

Вопрос 3974:

Видно ли, что уступки патриархии сегодняшним не со всем согласным с объединением только временные, а потом они узду затянут?

Ответ И.Т. Лапкина:

Если бы были во главе этого объединения Христос, Библия и благовестие, тогда всё иначе было бы. А так…

Беседа с секретарем Архиерейского Синода РПЦЗ епископом Манхэттенским Гавриилом (Чемодаковым).

- Владыко, насколько оправдались Ваши опасения о значительном отходе от РПЦЗ после подписания Акта о каноническом общении с Московским Патриархатом? Создается впечатление, что отошедшие от Русской Зарубежной Церкви много шумят, но число их невелико. - Будем откровенны: воссоединение далось нам, Зарубежной Церкви, дорогой ценой. Что уж там скрывать? Лоно Церковное покинули несколько монастырей, почти вся Южно-Американская епархия и несколько приходов в Великобританской епархии, несколько приходов в Австралийской епархии… В Канаде, где в 2001 году был, как известно, центр, так называемого «мансонвилльского» раскола, слава Богу, нас покинул только один приход, который был приписным. В целом, не так много… Да, я согласен, могло быть и хуже, но для нашей маленькой Зарубежной Церкви отход этих людей значителен. И не количеством даже, а тем, что у нас все друг друга знают, все как бы свойственники, одна семья. Взять вот такой монастырь, как Леснинская обитель во Франции, она была известна не только в Зарубежной Церкви, но и всему мiру, это один из символов Зарубежной Церкви. Да, печально это. Но я ни в коем случае не поддерживаю и не разделяю позиции тех людей, которые отошли. Более того, я написал, в частности письмо отцу Всеволоду Дутикову, которого я считал прекрасным батюшкой. Я написал ему, поскольку считаю, что они неправильно поступили. Заметьте, у них и между собой нет единства: кто-то ушёл к запрещённому епископу Агафангелу (Пашковскому), кто-то – к главе т. наз. РИПЦ архиепископу Тихону (Пасечнику), т.е. это – настоящий разброд и шатания, это уже напоминает события 2001 года, когда произошёл первый раскол, созданный окружением нашего покойного Первоиерарха митрополита Виталия, ушедшего на покой, но так и не обретшего покоя…

У отколовшихся не было и нет никаких, во всяком случае, канонических причин покинуть лоно Зарубежной Церкви. Причины же личные, если таковые имеются, никак не могут стать основанием отхода от Церкви, – это способно повредить им духовно, воспрепятствовать их спасению, о чём и помыслить страшно. Я писал и говорил, и до сих пор повторяю: необходимо всегда помнить, что отделиться от своего Архиерея можно только в том случае, если он публично проповедует какую-то осуждённую Церковью ересь. Это вроде бы общеизвестно, но, к несчастью, не все это помнят и понимают. Можно ли сказать о святейшем Патриархе Московском, о Владыке Лавре или обо мне, грешном, что кто-то из нас проповедует ересь?! Существует Церковная дисциплина, имя которой – послушание, и необходимо оставаться в лоне канонической, законной Церкви. Поэтому, если возникает какое-то недовольство или какие-то вопросы и недоумения по поводу тех или иных явлений в Церкви, которые чада её считают неправильными или ошибочными, можно и нужно об этом говорить, можно и нужно это обсуждать, но для этого необходимо пребывать в ограде Церковной. К сожалению, наши отошедшие сейчас находятся вне этой спасительной ограды, и я боюсь, что ситуация будет у них развиваться как у «мансонвилльских», у которых сейчас, я уж и не помню, четыре или пять враждующих группировок. Это неотвратимая судьба всякого и всяческого раскола. - Как известно, при воссоединении было принято решение, в целях церковной икономии, продлить на пять лет решение о поминовении святейшего Патриарха. Как Вы считаете, окажет ли эта пятилетняя отсрочка благотворное воздействие на тех людей, которые не приняли церковного единства? - Безусловно. Предполагается, что у некоторых приходов имеется возможность воздерживаться пока от поминовения святейшего Патриарха. И у нас в епархии есть такие приходы. Слава Богу, что они все-таки остались в лоне Зарубежной Церкви. Но пока им трудно полностью переключиться, принять произошедшее, свыкнуться с мыслью, что мы сейчас находимся в полном каноническом единстве с Церковью в Отечестве. Ведь это, как вы знаете, было достигнуто с великим трудом, многие были против, считали, что еще не пришло время. И я сам, я, конечно, не был принципиальным противником объединения (думаю, вообще нет здравомыслящего человека, который не желал бы видеть Церковь единою), но и я тоже считал, что лучше повременить, ибо боялся, что объединение будет иметь нелёгкие последствия. А что касается тех, которые сейчас воздерживаются от поминовения Святейшего Патриарха Московского, то есть и такие приходы, которые начали с отказа от поминовения, а теперь – поминают. Ибо они уже увидели добрые плоды единства, они начали понимать, что на то была Божья воля. Я могу сказать, что и в нашем Архиерейском Синоде тоже были те, кто, паствы ради, не поминали, а теперь поминают. И я думаю, что ещё до истечения этого пятилетнего периода всё устроится. Я сейчас всем говорю: очень важно, чтобы они побывали в России, чтобы увидели всё то положительное, что происходит в Церковном деле, в Церковном строительстве, увидели явное возрастание роли Церкви в повседневной жизни русских людей, увидели то, что именуется воцерковлением. За эти годы перевес положительного над отрицательным в этой важнейшей для всех нас области очевиден.

Стоит помнить, что многие из тех, кто выступил против Акта о каноническом общении и вообще процесса сближения разрозненных частей Русской Церкви, они – из старых эмигрантов. Они живут ещё понятиями, усвоенными в 40-х – 50-х годах прошлого столетия, и трудно бывает им… Они читают, им рассказывают, но недоверие и даже страх остаются. А нужно бы им своими глазами увидеть, – как живёт Русская Церковь в Отечестве, – даже, думаю, увидеть какие-то отрицательные стороны Церковной жизни, у нас, в Зарубежье, они тоже есть. Тем не менее, мы должны совместно трудиться на пользу Церковную, ради духовного будущего России. В нашем каноническом воссоединении проявилась Божья воля, и, уповаю, оно послужит на благо русского народа, на благо Русского Православия и Православия в целом. У меня недавно была переписка с одной нашей прихожанкой дворянского происхождения, принадлежащей к старой эмиграции. Она выразила недоумение: как же это я, вроде бы был «против унии», а теперь занял такую позицию. Повторюсь, я никогда не был против Церковного единства, а лишь полагал, что в силу обстоятельств подписание известного Акта может оказаться несвоевременным. Так вот я ответил ей, от неё был получен краткий отзыв, суть которого сводилась к следующему: все зависит от того, как Вы относитесь к нынешней государственной власти в России, т.е. к Владимиру Владимировичу Путину. Я ей написал, что я в общем положительно отношусь, то, что президент России сумел сделать за восемь лет, превысило все наши ожидания. Но главное, в данном случае, это вопрос Церковный. Если взять все государства нашего земного мiра, то где бы вы еще увидели, чтобы президент пришел на церемонию подписания Церковного документа, принял бы участие в Церковном торжестве, да и с самого начала всячески поддерживал этот процесс… - А насколько сильно в мотивации людей, не желающих воссоединения, это политическое неприятие?

- Пожалуй, чуть не половина среди подобных людей, таких, как, возможно, известный вам проф. Евгений Львович Магеровский… Их мотивация сводится к тому, что они не приемлют нынешнюю власть в России. И они полагают, что это их неприятие может стать аргументом в дискуссии о Церкви. Приходится констатировать, что они – люди нецерковные. - Таким образом, у этих людей политическое преобладает над церковным, главное для них – отношение к Путину, гражданская лояльность государственной власти в США. Получается, своего рода «сергианство» с обратным знаком. Они твердят о «сергианстве», с которым они будто бы борются, а сами вполне могут быть названы «сергианами»… - В целом, это именно так. Кстати, они кое-кого смущают и запугивают, намекая, что, будто бы, гражданские власти станут относиться с подозрением к тем, кто «признает МП». Это – абсурд, и напоминает даже не времена «сергианства», а поведение обновленцев. Хотя есть, конечно, среди них люди безусловно благочестивые, верующие, и я их отчасти понимаю. К примеру, им трудно согласиться с тем, что Священноначалие в России до сих пор принимает слишком активное участие во Всемiрном Совете Церквей, но, к сожалению, у многих преобладает чисто политическая мотивация. А что до ВСЦ, то противодействие участию в нём никак не является причиной того, чтобы покинуть ограду Церковную, отвергнуть Церковное Священноначалие по соображениям политическим, кстати, достаточно безосновательным. В общем, это свидетельство непонимания того, что есть Церковь. - Владыко, как будет решаться «проблема епископа Агафангела (Пашковского)»? Как известно, он единственный архиерей Зарубежной Церкви, который не признал объединения, и, насколько я знаю, сейчас некоторые околоцерковные деятели пытаются сколотить вокруг него некую группировку – этакую «объединённую раскольническую церковь». Каков сейчас статус епископа Агафангела и какие шаги предпринимает Зарубежная Церковь, чтобы эту проблему решить?

- Как вы знаете, епископ Агафангел был запрещён с самого начала известных нестроений, как только он объявил, что создает свою «истинную зарубежную церковь». И потому всё, что он в дальнейшем совершил, он совершил уже в состоянии запрещения. Я имею в виду т.н. «хиротонии» с его участием, которые никак нельзя считать действительными, так как при этом были нарушены не одно, а сразу несколько канонических правил. В силу этого незаконна «хиротония епископа Андроника». Кстати, игумен Андроник тоже был к этому моменту запрещён.

- Вы имеете в виду бывшего исполняющего обязанности руководителя Миссии в Палестине? - Да. А что касается самой этой структуры, этой его «ВВЦУ», то пока Церковь не собирается принимать каких-то резких мер в отношении владыки Агафангела, в надежде, что он и его паства, ушедшие за ним люди образумятся, опамятуются. Ведь речь идёт об их спасении и жизни вечной. Сейчас надо понять, что наше единство Церковное должно помочь России, где происходят сейчас положительные сдвиги в Церковной жизни, где всё больше и больше проявляется интерес к своему историческому прошлому, к своим православным корням… - Итак, Акт подписан, каноническое общение двух частей некогда единой Русской Церкви восстановлено. Каковы, по Вашему мнению, должны быть следующие шаги на пути к восстановлению полного единства Церковного?

- Главное достигнуто – это каноническое единство, восстановление евхаристического общения. Не берусь предсказать, как пойдут дела после завершения пятилетнего «переходного периода», что изменится… Всё равно сохранится самостоятельность Зарубежной Церкви в вопросах административного и финансового управления. Полного слияния не произойдёт… - А как обстоит дело с установлением молитвенного единства с другими Поместными Церквями, с которыми РПЦЗ не состоит в общении?

- Это очень важный и сложный вопрос. На заседаниях Архиерейского Синода уже после подписания Акта он достаточно углубленно обсуждался. По моему убеждению, мы сейчас восстановили единство Русской Церкви, – ведь Зарубежная Церковь всегда себя считала частью Русской Церкви, – но это не означает, что мы таким образом автоматически вступаем в общение, оказываемся в евхаристическом единстве со всеми, с кем находится в общении Московский Патриархат. Я, например, очень подумал бы, прежде чем вступить в общение с представителями, скажем, Константинопольского Патриархата, ввиду известной позиции Патриарха Варфоломея по отношению к католикам. В итоге – мы сейчас пришли к такому мнению, что пусть покуда, на переходный период, это дело остаётся на усмотрение каждого епископа; пусть каждый епископ Зарубежной Церкви сам для себя решает, как ему поступить в том или ином случае касательно сослужения. - Можно ли говорить о том, что у священноначалия Зарубежной Церкви существует полное единомыслие по всем основным вопросам Церковной жизни, в том числе и административным? В Интернете можно, к примеру, прочитать, что Вы подвергаетесь нападкам со стороны сотрудников Синодальной администрации, в частности, влиятельного протоиерея Петра Холодного, которого поддерживают некоторые архиереи. Не могли бы Вы прокомментировать такие сообщения? Не препятствует ли отсутствие внутреннего единства ходу Церковной жизни в РПЦЗ, особенно в нынешних условиях?

- Я не буду касаться наших административных трений. Но что касается единомыслия среди архиереев, то в истории не только Зарубежной Церкви, но и всей Русской Церкви, да и других Поместных Церквей, часто именно так и случалось, что архиереи имели разные мнения по разным вопросам, но всегда старались находить единство ради паствы. И только тогда стяжали благословение Божие, ибо единство Церковное – это отражение Единства Троического. В таком вопросе, как отношение к разным Поместным Церквям, в силу различных проявлений, в первую очередь экуменических, и у нас тоже расходятся мнения, безусловно. Некоторые иерархи относятся более, так сказать, либерально к этому вопросу, другие – более консервативно, но это не противоречит нашему единству. Мы помним о пользе Церковной и паствы ради всегда стараемся найти, что называется, Царский путь, золотую середину, чтобы не смущать людей и в то же время сохранить право на своё мнение. Я полагаю, что мы будем продолжать отстаивать свои консервативные позиции по отношению к «Мiровому Православию». Говорят, в нынешних условиях надо придерживаться политической корректности…

Может быть, это отчасти и справедливо, но мы должны не бояться продолжать отстаивать свои позиции, не бояться называть вещи своими именами, поскольку речь идёт о пользе Церковной. Особенно недопустимы заигрывания с католиками и протестантами. И я надеюсь, что позиция нашего Митрополита поможет нам продолжать нашу всегдашнюю линию. Нас за это всегда ругали и будут продолжать ругать, но мы свободны, и мы должны отстаивать правду Церковную. - В ходе обсуждения вопроса о воссоединении Русской Церкви появлялись публикации, в которых в числе главных противников Церковного объединения назывались определённые политические силы в Соединённых Штатах и даже американское правительство. Действительно ли имело место политическое противодействие воссоединению ветвей Русской Православной Церкви? Вы говорили о неприятии объединения старыми эмигрантами, людьми преклонного возраста, их мотивы понять можно, а вот было ли политическое давление? - Помимо «старых эмигрантов» среди противников есть и, так сказать, «новейшие эмигранты», хотя их и немного. Они как раз мотивировали свою позицию тем, что, мол, нынешней России нельзя доверять, а раз нельзя доверять России, то значит нельзя доверять и Патриархии, ведь она сотрудничала и продолжает сотрудничать по сей день с властями. У всех у них мотивация была и остаётся чисто политической, лишь слегка задрапированной в «канонические одежды» для внешнего, так сказать, употребления. Их не интересовал и не интересует этот вопрос как Церковный, да они толком и не разбираются в Церковных делах, не чувствуют их. «Книгу Правил», Святые Каноны они пытаются использовать как средство борьбы с «Эрэфией», собственно, с сегодняшней Россией. Они хотят показать, что будто бы официальная Америка их поддерживает. Но сам я проявлений такой поддержки не видел и не слышал ни от кого, заслуживающего доверия, о каких-то там действиях или хотя бы высказываниях со стороны правительства, которые могли бы подтвердить позицию наших «борцов с унией». Полагаю, что люди в американском правительстве прекрасно понимают, что то объединение, которое произошло, есть чисто духовное дело. К сожалению, наши «борцы» смутили и даже напугали некоторых из числа новейших эмигрантов этим своим совершенно, я бы сказал, ложным подходом. Надеюсь, что это тоже со временем пройдёт. - После революционной катастрофы, братоубийственной Гражданской войны и трагического разделения Русского Народа Русское Зарубежье осмыслило изгнание как миссию, миссию несения света Православия терявшему веру Западу. Сейчас, после воссоединения Русской Церкви, ознаменовавшего преодоление разделения Русского Народа, в чём Вы видите миссию Русской Зарубежной Церкви? - Хоть мы и Церковь небольшая, но всё-таки, Божией милостью, за эти 80-90 лет мы сумели кое-что сохранить из того, что было в дореволюционной России, в дореволюционной Церкви. Самое существенное, что мы сумели сохранить, понятие о приходской жизни. То, что сейчас так важно возродить в Отечестве и непременно нужно передать в надежде, что это возродится в храмах, в приходах России. Сейчас человек приходит в храм, помолится и уходит, людей так много, что у священника нет времени и он недоступен… Нет понятия духовной приходской семьи, того, что нам удалось сохранить и развить в силу обстоятельств в инородном и иноязычном окружении… Так мы и сохраняли в эмиграции общество русское. Создавая храмы, мы понимали, что надо не только самим Православную веру сохранить, но надо и детей своих воспитывать не только православными, но и русскими, надо сохранить свою русскость. Церковь, безусловно, в этом помогла. Если б не Церковь, мы бы не остались русскими, а стали бы американцами, австралийцами, канадцами и т.д., ассимилировались бы очень быстро. Именно приходская жизнь нам помогла сохранить не только веру, но и культуру, и любовь к России, и язык. Сейчас приходскую жизнь надо непременно постараться развить и в России, надо внедрить в сознание чад Церкви понятие Церковной приходской семьи. И я думаю, что в этом у нас есть опыт, и мы можем помочь.

Что касается других сторон нашей церковной жизни, то Русская Зарубежная Церковь, будучи свободной частью Русской Церкви, всегда считала своей миссией, своим святым долгом нести Истину и никогда не боялась отстаивать правду Церковную. Сейчас в Отечестве к нам отношение весьма доброе. Это проявилось и в том, что нашего Первоиерарха наградили премией «Соотечественник года». Его приветствовали московский мэр, министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров, которого у нас в Нью-Йорке хорошо помнят со времени его работы в должности постоянного представителя России при ООН. Так что мы сейчас можем и должны принимать активное участие в общественной жизни России. Прежде всего мы должны помочь людям осмыслить всю трагедию русской революции, помочь русскому народу осмыслить свою историю. Я уже не раз говорил, что самое страшное сейчас для русского народа, что он до конца ещё не осмыслил нашу Русскую трагедию ХХ века – трагедию революции. И свидетельством этого, на мой взгляд, является довольно равнодушное отношение к тому, что Ленин до сих пор лежит на Красной площади. У меня, у человека, который вырос в русской семье, пусть и на Западе, всегда ощущал себя русским, любил Россию, её Православную веру, просто в голове не укладывается, как русский человек может относиться к этому вопросу равнодушно! Человек, который убивал своих соотечественников миллионами! А прожил бы дольше – ещё бы больше убил… Во всяком случае, я думаю, пока нет должного осмысления этого, этой трагедии русской истории. И я думаю, что Церковь должна людям об этом говорить, – ведь эта трагедия имеет своё духовное измерение, её надо воспринимать как наказание Божие за убийство царя – Помазанника Божия, как следствие революции. И, слава Богу, Господь помиловал Россию! Сейчас есть возможность вернуться к своим корням. И теперь Россия стоит перед выбором. Или мы выбираем путь Запада и идём за Западом. Или же Россия должна выбрать свой православный путь, и к нему мы должны стремиться. Поэтому в том, что сейчас восстановлено единство Церковное, я вижу проявление воли Божией, чтобы и мы, наша малая Зарубежная Церковь, могли внести лепту в этот процесс. - Восстановление правильной приходской жизни – действительно важнейшая проблема. Сейчас, когда построены и восстановлены храмы, она выходит на первый план. Святейший Патриарх Алексий II не раз об этом говорил. Всякого рода нестроения, когда разные шарлатаны пытаются политизировать церковную жизнь, болтают о «политическом православии», происходит во многом из-за того, что нет налаженной приходской жизни… - Было бы замечательно сейчас, когда открылся Всемiрный Русский Собор, посвящённый молодежи, эту тему поднять. Это одно из очень важных направлений работы Церкви. Каждый приход должен привлекать к себе молодёжь, чтобы она вокруг прихода собиралась, но нужно ее и как-то направлять, чтобы она желала оставаться при Церкви…

Я, например, всегда рассказываю, что вырос в Австралии, и для меня первым языком был русский, а английский я стал по-настоящему изучать, когда пошёл в школу. И я понимал разницу между своими друзьями в школе, с которыми я гонял в футбол, и своими друзьями в церковном приходе. Хотя мы были разными по возрасту, из разных школ, но нас объединял именно приход, и мы понимали, что такое русская Православная Пасха, русские праздники. Благодаря приходу, я понял, что такое быть русским. И для меня были всего дороже именно эти друзья, и таковыми они остаются по сей день. Вот это очень важно сейчас привить детям будущей России. Понимание того, что вы принадлежите приходу, Церкви, вы в ней выросли. Бог даст, мы сможем внести свой вклад в этот процесс. Но мы в самом начале этого процесса». Рим.11:25 – «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти». Рим.12:16 – «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе». 1Макк.5:61-62 – «И было великое замешательство в народе Израильском, потому что не послушались Иуды и братьев его, мечтая показать храбрость, тогда как они не были от семени тех мужей, руке которых предоставлено спасение Израиля». 2Макк.9:10 – «И того, который незадолго перед тем мечтал касаться звёзд небесных, никто не мог носить по причине невыносимого зловония».


За трезвость лектор ратует достойно,
Вычерчивает данные прилюдно и искусно,
Насколько вредно пиво, окаянства пойло,
И лекцию его не назовёшь безвкусной.

Допустим, все повсюду, навсегда
Не в пьянстве - в трезвости счастливой захлебнутся,
Отхлынет прочь нетрезвости беда,
Но как им далее спасаться без Иисуса?

Пусть все матрёшки будут жить до ста,
Буратино протравлен, не стареет,
Но смысл жизни где же им достать?
Бессмертие без Бога – непосильно бремя.

Мне жаль поистине, кто ратует за трезвость,
Ночей недосыпает, на лекциях и спит.
Бесспорно, доводы, советы все полезны,
Из городов почти устроен будет скит.

Но дальше что, какая перспектива
Без примирения с воскресшим Иисусом.
Без Бога всё окажется противным -
Белок без соли очень уж безвкусен.

Пусть трезвым будут блуд и пляски,
Всё с тем же золотым тельцом в придачу;
Едят шашлык, но вовсе то не Пасха,
Хотя и ходят все не на карачках.

Что из того, что нет в крови дурнины
И мелюзгою полнятся дворы?!
Беда всё та же: кто Христа отринул,
Быть трезвым – хорошо, но только до поры.

Грех опьяняет даже без вина,
Гордыня плещется и в ней утонешь трезвым.
Без Бога чаша горести полна,
Жить без Христа - что голову отрезать.

Но со Христом вовек течёт вино
Духовной радости и ласки обоюдной.
В крещении одетым — не сносить обнов...
Вино любви Христовой да возлюбим!

11.07.08. ИгЛа

293

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: