размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3946

Вопрос на тему «Вера»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 28

Вопрос 3946:

Сильно ли отличаются нравы тех, кто живёт близ святынь, и тех, кто просто дома молится и не может быть паломником к тем местам?

Ответ И.Т. Лапкина:

Поговорка о том, что не место освящает человека, а человек место, ещё пока действует. Если человек любит совершать паломничество, свой хадж, то спроси, что он там ищет? Мне это совершенно чуждо, и я сжимаю до предела своё время каждые сутки, и жду с вечера утра, чтобы заняться любимым делом.

“В Иерусалимском Храме Гроба Господня, главной святыне христианского мира, вспыхнула драка между православными и католиками. Несколько десятков человек - священнослужителей, монахов, прихожан и полицейских - пострадали из-за того, что монахи ордена францисканцев оставили открытой дверь, ведущую в католическую часть Храма. Зачинщики арестованы, священники раскаялись в содеянном. В ночь с понедельника на вторник в той части Храма, что принадлежит Греческой православной церкви, сотни людей собрались на молитву. Они отмечали один из памятных дней православного календаря, посвящённый важнейшему событию: в 327 году императрица Елена, мать византийского императора Константина, обнаружила близ Голгофы, места распятия Христа, Истинный Крест. Когда процессия богомольцев вышла из зала Греческой патриархии, чтобы мимо часовни Гроба Господня направиться влево, к Голгофе, один из священников заметил, что дверь, ведущая направо, в католическую часть Храма, открыта. Православные сочли это знаком неуважения, и несколько человек покинули ряды процессии, чтобы в буквальном смысле слова хлопнуть этой дверью. Два монаха-францисканца, сидевшие на скамье поодаль, сначала довольно энергично воспротивились напору православных, а затем крикнули своих на подмогу, и набежавшие братья-последователи святого Франциска Ассизского порядочно намяли грекам бока. В завязавшейся массовой драке пострадали несколько десятков человек, в том числе и израильские полицейские, пытавшиеся разнять христиан, не только не подставлявших под удары другие щёки, но и стремившихся сокрушить как можно большее число зубов противников. В итоге порядок был наведён, а несколько особенно буйных и рьяных бойцов арестованы. После кулачной баталии настало время словесного примирения. «Этот день должен был стать праздником для всех нас», - горевал отец Панделемос от лица православных. «Нам не стоит воевать друг с другом, ведь все мы христиане», - покаянно заметил брат Давид Хури, выступая от лица католиков.

Инциденты, сопровождающиеся рукоприкладством, возникают в пределах главной христианской святыни периодически. Храмовый комплекс, возведённый крестоносцами в 1149 году на месте прежней византийской базилики, оспаривали и продолжают оспаривать друг у друга различные христианские конфессии. В 1757 году, когда Иерусалим был главным городом Палестинского санджака (провинции) Оттоманской империи, султан именным указом разделил здание между католиками, православными, протестантами, а также представителями трёх древних восточных церквей - армянской, эфиопской и коптской. Священнослужители по сей день не могут договориться ни о твёрдых границах своих зон, ни о совместных ремонтных работах в храме, в силу чего Храм Гроба Господня, в отличие от тысяч других христианских храмов планеты, представляет собой довольно печальное зрелище. Его главный зал с часовней Гроба и куполом, на котором изображен Иисус Пантократор (Вседержитель), имеет вид заброшенной строительной площадки с вечными лесами для маляров и мусором по углам. По-настоящему величественно выглядят католическая часть и Голгофа, место распятия Христа. Инцидент пополнит собой список прочих, точно таких же. В прошлом году во время Великой Субботы, предшествующей Пасхе, в портале храма столкнулись процессии армян и греков, несущие крест. Никто не желал уступать дорогу, и крестный ход завершился массовой дракой, которую утихомиривали полицейские (Храм Гроба Господня охраняют израильские арабы-христиане). В 2002 году на крыше, которую делят эфиопы и копты (египтяне), коптский монах, спасаясь от палящего солнца, перенёс свой стул в тень и оказался во владениях эфиопов. Эфиопы некротко велели ему убираться вон, довольно по-светски заявив, что действия брата во Христе нарушают соглашение 1757 года, определяющее принадлежность каждого придела, каждой плиты пола и каждого светильника в Храме. В ходе развернувшегося богословского спора оппоненты обменялись вескими аргументами, швыряя друг в друга камни, а также энергично действуя прутьями и стульями. В итоге 11 человек получили ранения, а одного из эфиопов с тяжёлым сотрясением мозга госпитализировали в больницу «Шаарей Цедек» («Врата справедливости»).

1Цар.2:12-17 – “Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей и опускал её в котёл, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом. Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: дай мяса на жаркое священнику; он не возьмёт у тебя варёного мяса, а дай сырое. И [если] кто говорил ему: пусть сожгут прежде тук, как должно, и [потом] возьми себе, сколько пожелает душа твоя, то он говорил: нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму. И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу”.


Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво В волосах твоих, чёрных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни - появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки, -
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой...

1846. Некрасов

386

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: