Вопрос на тему «Коммунизм»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 23
Вопрос 3515:
Коммунисты сильно ругают фильм Николая Досталя “Завещание Ленина” о трагической судьбе поэта и прозаика Шаламова Варлаама Тихоновича. Стоит ли рекомендовать посмотреть каждому этот фильм?
Ответ И.Т. Лапкина:
12
серий смотрятся, как говорят, на одном
дыхании. Подбор актёра Владимира
Капустина, называемого в “Алтайской
правде” за 23 июня 2007 г.стр.6 фактурным,
действительно впечатляет. Я смотрел со
стороны, с позиции верующего человека,
который и сам немного видел эту жизнь
лагерную и тюремную. Сел Шаламов за
худость воспитания своего вольнодумного
отца священника. Папаша подгонял к
революции сыновей своих и прихожан. Он
был слеп не только физически, но и
беспросветно духовно был тёмным, хотя
считался миссионером у алеутов и
передовым в России. Оба сына его выросли
неверующими на погибель себе. Варлаам
влип с троцкистами по-дурному и зряшно.
Вся его лагерная эпопея была с табаком
в зубах и с гордостью, от которой он так
и не отстал. И об этом говорит ему жена
Галя после его освобождения. Он чем-то
напоминает очарованного странника у
Лескова Н.С. К Варлааму липнут, как к
писателю. Ожидал я большего, прочитав
его книги ещё прежде. Но и этого вполне
достаточно, чтобы поверить, что фашизм
всего лишь младенец по сравнению с
коммунизмом – палачом своего народа.
Перед кончиной своей Шаламов (если
верить сценаристам Арабову и Сироткину)
впал в состояние героя Джека Лондона,
когда тот, уже будучи спасённым, всё еще
“плывёт” в недавней стадии умирающего
от голода и прячет многослойно сухари
под матрас на корабельной койке. Так и
этот в больнице впадает в маразм. Как и
у Солженицына А. И., высоко ставившего
лагерные записки Шаламова за их
правдивость, есть и у Варлаама прекрасные
отзывы о верующих, которые были
единственными людьми, которые ни при
каких условиях не теряли в себе
христианина, не ломались. Советовать
не могу посмотреть этот фильм, но для
верующего может быть и польза. Ещё более
будете ценить своё избрание и звание.
“
Со
Христом и в тюрьме свобода, а без Христа
и на свободе тюрма”
– вывел В.Ф.Марцинковский.
Особо
хотел сказать о стихотворчестве Шаламова.
Говорю о сценарии, а не о его книгах.
Рифмоплётство – опаснейшее занятие.
Этот тип людей быстро свихивается, как
Блок А.А, не умевший нормально разговаривать,
а всё через навороты бреда, как у Набокова
В. Вот Шаламов лежит, почти мёртвый, на
берегу реки; вот бредёт по тайге, по
улице, по рельсам, лежит на смертном
одре и всюду у него своё видение, которое
никому не нужно, а только таким
экзальтированным дамочкам, увивавшимся
возле него, дымящего, как паровоз. Ни
слова о милости Божией, о Жертве Иисуса
Христа, о святой Библии, о вечности во
Христе, о смысле его страдания, о смысле
жизни. Очень похоже, что это всё же
одержимость, когда ни молитвы, ни
покаяния, а только рифмы. Думаю, что это
было у него от демона, который и не дал
Варлааму раскаяться. Все его страдания
были всуе. Рифмомания, графоманство
надмевали, уводили от реальности. Народ
крайне необразован был тогда, и ещё
более ныне. Но опросите сотню человек
без выбора на улице, кто такой Гарри
Поттер и Шаламов В.Т., и счёт в чью пользу
будет? Варлаам не смог сказать
так:
Пс.118:67 –
“
Прежде
страдания моего я заблуждался; а ныне
слово Твоё храню”.
1Пет.4:1 –
“
Итак,
как Христос пострадал за нас плотию, то
и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо
страдающий плотию перестаёт
грешить”.
Пс.118:71 –
“
Благо
мне, что я пострадал, дабы научиться
уставам Твоим”.
1Фесс.2:2 –
“
но,
прежде пострадав и быв поруганы в
Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в
Боге нашем проповедать вам благовестие
Божие с великим подвигом”.
Не между делом пишутся стихи,
Я не поэт, не стихотворец знатный.
Быть рупором ослепших и глухих
И не отречься юзом на попятных.
Без чуткости и нежности внутри,
Без страха Божия и боли за побитых,
Когда внутри Везувий свой горит,
Со дня ущелья различаешь крики.
Чтоб до всего мне было, чтоб помочь,
Вступиться за оболганную совесть,
И в рифму тайное своё открыть не прочь,
С ущербом для себя вступиться стоит.
Такое в прозе выразишь не враз,
Как будто и не к месту восклицанье;
А так сглотнут: “Из области проказ!” —
И спишут на небитые мусала.
Так важно выверить начальную строку –
Она есть знаменосец всем куплетам.
На словотворчество расщедрись, будь не скуп,
Слова душистей атаманьей плети.
Кто слышал щёлканье пастушеских бичей,
Острастку нагоняющую овцам,
Гуртующим от волчьих стай кучней
И мнению баранов не внимая вовсе.
Успешны ли трескучие словечки,
В них на растопку прочих что осталось;
Кого глаголы жгучие излечат,
А может, от овец ждут только мяса, сала?
Стих каждый – вызов есть по существу,
Крошащий идолов семейных и повсюдных.
Страна – моя овца, мой карандаш – пастух,
В жезл превратившийся для глиняных сосудов.
Что разузнал я из Библейских книг,
Всё налагаю на живущих где-то;
Запечатлеть стараюсь этот миг,
Евангельским сюжетам павшее пометить.
15.08.07. ИгЛа