размер шрифта
Поиск по сайту

Священники, считающие, что убивать на войне не грех, - еретики?

Вопрос на тему «Война, служба в армии»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 19

Вопрос 3278:

В книге «Толкование Евангелия», изданной по благословению патриарха Алексия II, Москва, 2002 г., говорится, что убивать на войне не грех; что убийство на войне называют грехом скудоумные и неразумеющие Писания. Священники и патриархи, которые считают, что убивать на войне не грех, кто они? Можно ли их назвать еретиками?

Ответ И.Т. Лапкина:

В нашей книге «К истинному православию» в главе «А Я говорю вам: любите врагов ваших» всё это разобрано подробнейшим образом и к тому добавить нечего. За убийство на войне отлучают от причастия по канону церковному. А вот считать не проповедующих физическое убийство скудоумными – тут поправку вносит Сам Господь. Они надеются на оружие, но оно не всегда помогает. И если бы не белая армия, то и царя, возможно, не расстреляли бы. Если бы не было гражданской войны, то и красного террора могло не быть.

Откр.13:10– «Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых».

Ис.2:4; Мих.4:3 – «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

(Васил. Вел. 8). «...Находящиеся на войне идут на поражение супротивных с явным намерением не устрашить, не вразумить, но истребить их.. и есть вольный убийца... бросил так (острое железо), что удар и от тяжести железа, и от остроты его, и от стремления через большое пространство (выстрел), по необходимости надлежало быть смертельным.. есть вольное убийство это, и никакому сомнению не подлежит». «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как думается мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения только святых Тайн».

Василий Великий, правило 13. Вальсомон и Зонара согласно замечают, что предлагаемый Василием совет вообще не был употребляем в действие, как по неудобству, так и по уважениям вначале сего же правила изложенным» (сноска под правилом). От кого неудобство? От того, что действия воинов несовместимы со званием христианина, а царю христолюбивому никак не обойтись без христолюбивого воинства. Неудобство от сравнения с учением Евангелия? А значит и неуважительно будет ко всем, кто блюдет интересы отчизны, царя – как же на три года отлучить от причастия их? А значит и тех священников, которые были на войне, и тех, кто их послал, а значит и царя? И по неуважению ко Христу, к Новому Завету и к Евангелию, пусть уж воюют. Согласно 13 правилу Василия Великого у воинов руки нечисты, и они отлучаются на три года от Причастия. За сколько убийств? За убитое во чреве дитя женщина на 10 лет отлучается. (Вас.2). Святой Николай (Касаткин) Японский во время японской войны в 1905 г. сказал своей японской пастве: «Молитесь за победу японского оружия...», - а сам закрылся в своей комнате и, очевидно, молился за победу царя русского. Чья молитва тогда победила? Кого Бог услышал? Или чья молитва была в грех?

Иер.32:35 – «чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду».

Скудоумен воюющий, не надеющийся на Господа. А кто следует Писанию, то выделяется своим доверием Богу Иегове. Назвать воюющего еретиком нельзя, но то, что он заблудший - это однозначно.


О, как я дорожу твоей весною,
Твоей прекрасной юностью в цвету.
А время на тебя идёт войною
И день твой ясный гонит в темноту.

Но пусть мой стих, как острый нож садовый,
Твой век возобновит прививкой новой.
Отдав себя, ты сохранишь навеки
Себя в созданье новом - в человеке.

(Шекспир)


461

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: