Вопрос на тему «Старообрядчество»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 12
Вопрос 2702:
Против Вас ваши бывшие братья, перешедшие к старообрядцам, выпустили брошюрку. Было ли подобное с кемто раньше?
Ответ И.Т. Лапкина:
Сколько угодно. Так же поступали с любимым мною епископом Михаилом Канадским у старообрядцев в начале прошлого века. Он был экстраординарным профессором в С-Петербургской академии, но потом перешёл к старообрядцам белокриницким, думая их оживить. Талантливый и неординарно мыслящий, иногда идущий даже на нарушение канонов, думая и этим принести Церкви пользу. Он согласился, чтобы его рукополагал один епископ. Но в среде староверов он был гигантом по мысли и они его безжалостно травили, обвиняли, пока не изничтожили. А сегодня они бы уже готовы его и канонизирвать.
Новый поход против епископа Михаила.
«Нам передают, что о. Карабинович и К° издали отдельной брошюрой все статьи, помещенные в покойном журнале «Ст. Пас.», направленные против епископа Михаила. Что печальнее всего, так это то, что брошюра издана „с благословения архиепископа Иоанна». Маститый архипастырь болеет и находится на грани жизни, и всё-таки поддерживает партийную вражду между сторонниками и противниками епископа Михаила.
Мы всегда были и останемся при мысли, что, быть может, безвременно сошёл в могилу и епископ Арсений благодаря такому же походу, направленного против покойного.
Усердно распространяемая недоброжелателями епископа Михаила Канадского брошюра носит название „Сборник статей по делу епископа Михаила Канадского». Каждый старообрядец, мало-мальски знакомый с деятельностью о. Карабиновича, может понять и объяснить, что это за „сборник статей». Но дело не в Карабиновиче а в более важном - в том, что на брошюре имеется подпись: „По благословению высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа московского, старообрядческого». От души жаль болящего старцаархиепископа Иоанна, за эти неосторожные «благословения».
Припомним о прошлых подобных „благословениях». „По благословению» составлялись брошюры Механиковым, бывшим священником в Тулe, против, покойного святителя – епископа Арсения Уральского. Сколько труда и хлопот было потрачено: архиепископ „благословлял», Механиков писал, Субботин, враг старообрядчества, печатал, а миссионеры господствующей церкви святителя Арсения поносили еретиком, а вместе с ним и всё старообрядчество. И это всё происходило из-за „благословения» архиепископа. А в итоге получилось: Механиков изменил старообрядчеству и ушёл в никонианство, а владыка Арсений как был святой человек, таким и остался до самой своей смерти. Соборы епископов неоднократно, по предложению архиепископа, судили святителя Арсения, но вины, а тем паче ереси никакой за ним не находили. И память его в старообрядчестве чиста и светла.
Правда, все эти треволнения, суды соборов и т. п. над епископом Арсением сделали своё дело – сократили дни жизни его, быть может, лет на 5. Но „праведник яко финик процветет».
„По благословению» архиепископа „трудился» и Волощук, но и этот возвратился вспять – в никонианство, а потом в католичество. „По благословению» архиепископа взялся за обличение еп. Михаила и о. Карабинович. Но это обличение напрашивается на сравнение из басни Крылова. Читатели наши отчасти уже знакомы с „обличениями» о. Карабиновича против епископа Михаила. И названный сборник повторяет то же самое, что писал Карабинович три года назад. Не уйдёт ли и Карабинович опять в никонианство? Если принять во внимание, на каком приходе и в каком положении находится о. Карабинович в настоящее время, этого только и можно ожидать. Говорят, что Новиковы обещают его пригласить в Успенский храм.
Поживём – увидим. Если это осуществится, формуляр о. Карабиновича будет следующий: Никонианство, Беглопоповство. Запрещение их соборами. Наша церковь. Кочевание за 10 лет по многим приходам: Н.-Новгород, Харьков, Варшава и в Москве два. Интересно, что в названной брошюре есть вырезанные листы. Это тоже сделано „по благословению». Как видно, автор и „благословляющий» в этом месте во мнениях не сошлись». «Ст. Мысль» 1915 г. стр.184-5
Втор.32:33 – «Вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов».
Рим.3:13 – «Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их».
Письма пишут, друзьям отправляют по почте,
Спецкурьер сохраняет какую-то тайну.
Ну, а если другой прочитать их захочет,
А потом и статью в обвиненье притянет?
Жаль, конечно, себя и открытость свою,
Что друзья и враги оценить не сумели,
Зацепились за слово, смертельно воюют,
Аппетитно жуют, по окопам засели.
Может, я невоздержно о тайне сболтнул,
Государству угрозу подстроил втихую,
И умножил молву, как цунами волну –
Почему же их стая насела вплотную?
На посланье Апостолов были засады,
Почтальону расправа грозила не всуе,
В тех посланьях столетия людям отрада,
Экземпляров не счесть – ежедневно плюсуют.
Нет, не бойтесь огласке предать переписку,
Если в ней обличенье и строки Писанья.
Утерять, что размножено, меньше есть риску,
То не будет погублено свиньями, псами.
Мои письма, где я говорю о Христе,
Вразумленья, сужденья в одеждах приличных,
Публикуйте свободно – они для гостей,
Даже если кому-то написаны лично.
Если в книгах моих ваши письма найдёте,
Не спешите меня осудить;
Ради пользы представ пред судом идиотом,
Никому не хотел повредить.
Наши письма – послания в малом масштабе,
В них наш гнев, наша ревность о деле благом,
Почему так трясутся о тайне, о табу?
Чуть огласке предал, и грозят батогом.
Мои письма есть семя и дети мои,
На смотрины их вывести, спонсоров жду.
Жил открыто… так дайте им жизнь обновить,
Польза будет от писем, когда на виду.
19.3.04. ИгЛа