Вопрос на тему «Старообрядчество»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 12
Вопрос 2690:
Старообрядцы часто говорят о необходимых шагах навстречу со стороны Московской Патриархии. А какие шаги навстречу можно ожидать со стороны Русской Православной Старообрядческой Церкви?
Ответ митр.Андриана: «Наши предки, преодолевая естественный человеческий страх, уповая на Бога, клали свои головы за Старую Веру: за двуперстие, за сугубую аллилуию, за "единый аз" и за соборность церковную. Изменять теперь древним церковным традициям мы тем более не имеем права. Это не значит, что старообрядческая Церковь застыла в неподвижности, что мы не смеем развиваться. Нет, конечно. Обратимся хотя бы к "книжной справе". Ведь это процесс, который шёл и до раскола, и идёт у нас постоянно, только не так, как при Никоне, а с осторожностью, с обоснованностью и с согласия общего соборного разума.
Собор 1971 года РПЦ назвал старые книги, чины и обряды "равночестными и равноспасительными", то есть такими же пригодными для христиан, как и новые обряды, чины и книги. Но мы не можем с такой формулировкой согласиться. Для нас новые обряды и чины далеко не равнозначны старым, истинным, святорусским. Для примера обратимся к вопросу о крещении. У нас нет сомнения, что оно должно быть трёхпогружательным, а не обливательным, как это принято в РПЦ. И лучше вслед за предками мы лишимся живота, чем оставим отеческое благочестие. Мне кажется, что вообще путь к преодолению раскола не может лежать в плоскости поиска компромиссов. Мол, мы будем складывать персты так, как вы хотите, а за это вы будете петь, как нам приятно. Ты мне, я тебе – это ложный путь. Истинный же путь – в приближении к идеалу. Поэтому те шаги, которых мы ждём от Московской Патриархии, – это движение, направленное в сторону Святой Руси, наших общих древнерусских святых Божиих угодников. Мы, например, с удовлетворением отмечаем, что среди новообрядцев возобновился интерес к древним канонам иконописи, к древним церковным роспевам, что на храмах восстанавливаются осьмиконечные кресты, прозванные прежде "раскольничьими".
Но при этом мы сомневаемся, что уже в скором времени произойдёт полный возврат РПЦ к старым обрядам и к нормам древней церковности, поэтому в разговорах о "сближении" и "соединении" пока мы не видим реального смысла. Но эти сомнения не должны мешать нам жить в добрососедстве с другими традиционными конфессиями России, в первую очередь – с РПЦ. Неоправданная показная конфронтация должна уступить место нормальным межцерковным отношениям. Нынешние старообрядцы, немного отдышавшись после многовековых гонений, как истинные христиане, уже сегодня стремятся принимать участие в общественной жизни – помогая бедным, утешая несчастных, возрождая в людях веру. Благотворительность Церкви может быть весьма разнообразной. Но для этого мы должны объединять усилия с другими общественными силами, несущими социальное служение. И прежде всего с РПЦ. Вот в этом мы готовы сотрудничать».
Ответ И.Т. Лапкина:
Только выделенные места говорят, что объединение совершенно невозможно, ибо за идеал взята не святая Библия, а никогда не бывшая «святая Русь» с её безумными деяниями. Ностальгия по ушедшему, что Бог Иегова ниспроверг и испепелил навсегда. Если бы Андриан был искренним последователем Христа, то разве мог бы он так путать и указывать как на образец стоящее слева? Никакое образование не даст ничего старообрядцам, доколе рождение свыше, обращение ко Христу, встреча со Христом не будут поставлены во главу угла.
Лук.6:46 – «Что вы зовёте Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?»
Ис.44:18 – «Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели»
Мих.4:12 – «Но они не знают мыслей Господних и не разумеют совета Его, что Он собрал их как снопы на гумно»