размер шрифта

Поиск по сайту



1684.

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 6

Вопрос 1684:

Говорят, что у Русской Церкви много денег, а она не ведет миссионерскую деятельность. По­чему такое возможно?

Ответ о.Максима (Козлова): Мне кажется в наши дни странным вполне распространенное мнение о чрезвычайном богатстве Русской Церкви. Ведь очевидно, что нет даже никакого общецерковного достатка. Есть относительно благополучные приходы — либо старые и не закрывавшиеся, либо расположенные вблизи от кладбищ, либо в так называемых спальных районах, куда ходит масса народу и где экономическая ситуация, в общем, стабильная. Но значительно больше количество приходов, которые с трудом выплачивают довольно многочисленные коммунальные платы и налоги, от которых Церковь не освобождена и которые по нынешним временам дают чрезвычайную тяготу для церковного бюджета. Не забудем и о том колоссальном объеме ремонтно-восстановительных работ, которые проводит восемь из десяти ныне действующих храмов в нашей стране.

Что же касается общецерковного бюджета, то он расходуется преимущественно на миссионерские цели. Более девяноста процентов всех денег идет на содержание церковных учебных заведений — центральных семинарий и академий, ибо миссия Церкви — это не издание брошюр и плакатов, не какие-то разовые акции, а закладывание фундамента ее бытия в будущем. И понятно, что главное в этом фундаменте — это подготовка достойных, квалифицированных, могущих дать адекватный ответ о нашем уповании применительно к запросам нынешнего века священнослужителей. И все это вполне осознается священноначалием на местах. Не случайно именно церковно-учебное дело — от высших учебных заведений до детских садов и гимназий — в минувшее десятилетие получило, может быть, самое большое внимание и Патриарха, и Синода, и, соответственно, самое большое развитие. Другие же церковные средства, которые идут на поддержание и функционирование церковных отделов, к сожалению, не позволяют работающим там существовать на одну эту зарплату. Так что, скажем, преподаватели духовных учебных заведений для того, чтобы обеспечивать существование своей семьи, вынуждены, как правило, сочетать это церковное послушание с приходским служением, а если они миряне, то с какими-то иными видами деятельности.
 

Ответ И.Т. Лапкина:

И ни слова не говорит товарищ Козлов ни о торговле табачными изделиями, ни водочными продуктами, ни прочими нефтяными делами и помощью от «Аум Сенрикё» и многое другое. Ни о миллиардных субсидиях от государства. Ни о торговле таинственным благословением на освящение офисов и колесниц крутых ребят. Деньги, деньги и еще раз деньги. Вот что характеризует деятельность патриархии везде и всюду: отнятие этих денег любыми способами, зажжением паникадил, или с выходом священника на паперть для встречи мертвецов, пусть бы это был и цыганский барон. Сколько пишут об этом, сколько видим. Но батюшка Максим так отчаянно и искусно защищает всё это, такой беспокаянный, что можно подумать, что он крутой старообрядец, у которых нет признания ни малейшей своей ошибки в течение 350 лет почти.

Как выжимаются из одураченных людей денежки, чтобы вы поверили, предложу один маленький документик, письмо инокини, совсем свежее. Но это только образчик, а такое буквально дымится на каждом шагу. Патриаршее служение мамоне – это притча во языцех.


«Епископу Барнаульскому и Алтайскому Максиму.

Копия: Патриарху Алексию Второму.

Вопрос вот в чем, владыка Максим. По благословению уйдя из епархии на домашнее жительство, я устроилась работать в лавке книжной при краевой детской больнице в Барнауле – от церкви св. ап. Андрея Первозванного - настоятель о. Евгений Елисеев. Но вот 1 апреля 2003 года меня против моего желания убрали с этой работы. Считаю необходимым сообщить Вам о случившемся там со мной и попросить Вашей помощи.

Первые месяцы моей работы настоятель и священники были мною очень довольны, хвалили – хорошо идет торговля и много крещаемых – я подготавливала им списки желающих креститься среди больных; и шли в больнице массовые крещения.

Работая же, я увидела, что обращающиеся ко мне люди все – крещенные и еще не крещенные - остро нуждаются в катехизации. Напрямую столкнувшись с фактом (выписывая свидетельства о крещении), что, например, женщина после крещения ничего не знает, ни даже заповедей Божиих, и, как я поняла, ничего о Господе Иисусе Христе. Я в удивлении спросила ее: «Как такое возможно»? И услышала: «А мне батюшка ничего и не сказал». Высказав настоятелю свое неудовлетворение происходящим, взяла у него благословение, чтобы впредь не сразу записывать людей на крещение, а создать возможность предварительной катехизации. И только тяжело больных детей мне было благословлено сразу же и даже без восприемников записывать на крещение, – или в каких других особенных случаях.

Организовав специальную библиотечку, чтобы все желающие могли даже бесплатно брать книги для катехизации, начала желающим принять Таинство Крещения предлагать подготовиться. И тут выяснилось, что очень многие не желают обременять себя катехизацией. И что причиной желания покреститься нередко бывает: «быть как все», «ну, мода что ли сейчас такая», «иначе бабушки не берутся лечить», «чтобы не болеть» и т.п. Я видела, что многие не успевают подготовиться, т.к. недолгое время находятся в больнице и оттого, что им назначено много процедур, и матери жаловались, что готовиться нет возможности – младенцы с рук не сходят, в палатах многолюдно – шумно. Кто-то пытался готовиться, чему я была рада, думая, что если человек даже если и не успеет здесь в больнице подготовиться и покреститься, то доведет дело по выписке из больницы. В результате всего этого число крещаемых в больнице резко сократилось, и это было естественно.

Но тут у меня начались проблемы с батюшками. Им нужно крестить, а крестить – некого. Я знала, что деньги за крещение идут лично батюшкам, и не видела в этом ничего плохого, так как мне было сказано, что у них скромная зарплата. Я не предполагала, что это должно браться мной во внимание.

Продолжая катехизацию готовящихся ко Крещению, углубляла и свои познания, выяснила, что Спаситель сказал:

Матф.28:19 – «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»

- и что вера предшествует крещению:

Мар.16:16 - «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».

Мне стало известно, что по преданию св. Апостолов надо крестить после научения в 3 погружения. Апостольское правило 50 - «Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даваемое в смерть Господню, да будет извержен. Ибо не говорил Господь: в смерть мою крестите, но: идя, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Допускается, при невозможности крестить погружением, возливать воду на голову. Также мне стало известно из истории Церкви, что уже совершенные крещения признавались Синодом недействительными, а крещенных обливанием перекрещивали. Узнав всё это и помня, что крещение едино, я решила акцентировать внимание людей на серьезной подготовке ко крещению, так как:

Иоан.3:5 – «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

С людьми, готовящимися ко крещению, у меня было взаимопонимание, люди выражали мне благодарность за помощь им. Но со стороны же батюшек было выражение недовольства мной. Настоятель начал ласково уговаривать меня и просить не раздражать священников, но искать с ними общий язык и дать им возможность крестить. В вопросе подготовки ко крещению быть лояльной, не упорствовать. Неожиданно для меня мне настойчиво вручили 500 рублей, дня через 2 после получения мною зарплаты Но так как мне не полагались никакие деньги, и видя двусмысленность происходящего, я не захотела их брать. Но было сказано, что таково распоряжение настоятеля, и мне, как инокине, по послушанию, положено их получить. Но так как я не шла у них на поводу, то эти 500 рублей потом пошли в счёт зарплаты.

Батюшка Александр Старцев (т. 33-91-50) в нетерпении 2 раза сам, не смотря на отсутствие подготовленных ко крещению, приходил и, обходя больницу искал, кого бы покрестить. Один раз нашел сколько-то человек и покрестил. Когда же вызвала батюшку на крещение младенца, который мог умереть, то опять увидела, что о. Александр, как я поняла, опять пошел искать по больнице, кого бы еще покрестить.

Пытаясь нормализовать происходящее, я говорила о. Александру, что очень не хотела бы разочаровываться в священниках, и что прошу его меня понять и в этом помочь. О. Евгению (т. 61-40-52) говорила, что такой подход ко крещению равносилен, как если встать на перекрестке и крестить всех подряд, у кого есть деньги для этого, и что я не понимаю о. Вячеслава Старкова (т.41-84-59), который, как настоятель мне сообщил, просто кипит на меня, говоря: «Убрать ее оттуда!».

Не раз объясняла батюшкам обстоятельства, что умирающих младенцев, которые нуждаются в срочном крещении, даже без восприемников, слава Богу, таких мало; а у остальных, желающих принять Таинство Крещения, идет здоровая, необходимая подготовка: научение, катехизация, поиски, подбор достойных восприемников, решение, в каком храме с полным погружением покреститься. У меня было сложное положение: с одной стороны – люди, ничего не знающие и не осознающие, что нуждаются в неспешной катехизации; с другой - батюшки, которым постоянно нужно крестить и желательно как можно большее число людей. Бесконечные вразумления меня настоятелем по этому вопросу показали, как это для них важно.

Я попросила настоятеля позаботиться о катехизации уже крещенных людей, лежащих в больнице; тем более они ими же многие были крещены – полгода, год… назад, но так ничего и не знают. На что о. Евгений говорит, что для подобных бесед у батюшек нет времени. Несмотря на недовольство мною батюшками, я не могла торопить людей с подготовкой ко крещению, предоставляя им самим решать – сколько времени им нужно для этого. Также не могла утаивать, что младенцам желательны восприемники, что лучше, если есть возможность креститься с полным погружением и что в Барнауле в некоторых храмах так можно покреститься. Я стремилась к тому, чтобы люди наученными, подготовленными крестились, при возможности, с погружением, зная, что этим я угожу Господу Богу и людям.

Но батюшки, которым я об этом говорила в ответ на их вразумления, меня не понимали и не соглашались. Им от меня требовалось одно - любыми способами решать, чтобы постоянно было много записанных на крещение. Для этого, как мне подсказывал настоятель, мне следовало сокращать время подготовки ко крещению, подгоняя, и не давать возможности уйти из больницы некрещеными («больницу мы окормляем, значит надо здесь успеть покрестить»), не говорить людям о необходимости крещаемым младенцам иметь восприемников. На мое недоумение по этому поводу настоятель как-то сказал, что воспитывать младенца при маловерующих родителях и при отсутствии восприемников будет Ангел Хранитель. И, тем более, я должна - молчать о погружении, не говорить о предпочтительности крещения с погружением. Как сказал настоятель: не направлять в другие храмы для крещения с полными погружением.

Со всем этим я не могла согласиться. После очередных вразумлений, предупреждений, что я могу за это быть уволенной и что я должна об этом подумать, так как такой хорошей работы я для себя не найду, что в других храмах меня потом уже не примут, т.к. настоятели между собой сообщаются. Запугивал, что до него доходят компрометирующие меня слухи, что я распространяю якобы журнал «Сторожевую башню», и хоть он (настоятель) этому и не верит, но это может послужить причиной для моего увольнения; о том, что ходят слухи, что я отговариваю людей от крещения, говоря, что это дескать не важно, что главное, была бы вера в душе, и т.п.

После очередного предложения уйти с этого места работы в другой киоск церкви меня убрали против моего желания. Я просила объяснить: в чем моя вина? Ответ: «упало число крещаемых в больнице, а я не вразумляюсь». На вопрос: «когда они всё-таки собираются научать ими уже крещенных людей, так как им нужно только крещение», о.Вячеслав Старков ответил, чтобы их учила я; а о. Евгений добавил, что права самообразовываться у людей и после крещения никто не отнимает.

Да, я хотела помочь людям с подготовкой ко Крещению, но меня за это и убрали. Получается – сами не учат и другим не дают этим заниматься.

Лук.11:52 – «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».

Из решения Барнаульского епархиального совета под председательством епископа Алтайского Антония (Масендича) от 2 февраля 1996 г.:
«Постановили... НАЧАТЬ Крестить ПОЛНЫМ ПОГРУЖЕНИЕМ во всех храмах г. Барнаула»…

Владыка, теперь в больнице опять пойдут массовые крещения людей, которые даже не догадываются, что перед крещением нужно научение, что если есть возможность, то надо креститься с полным погружением, что младенцам необходимы верующие восприемники. Меня всё это очень беспокоит. Прошу Вас разобраться в происходящем и, если я раньше думала просить Вас восстановить меня на работе в больнице, то теперь прошу только об одном: ради Христа, отпустите меня с миром.

Я отныне очень боюсь этих священников, столь бесчестно со мной поступивших. Я работала там с августа 2002 года по 1 апреля 2003 года. И хотя сдала все товары по ведомости, хотя мне не было сделано за все 7 месяцев работы ни одного замечания по работе, но мне о.Евгений так и не сделал записи в трудовой книжке, хотя я его умоляла о том уже и 10 апреля 2003 г. Он мотивирует теперь это тем, что якобы я не выдержала испытательного срока. Но, во-первых, таких испытательных сроков не бывает, а во-вторых, обвинение меня в упорстве и в непокорстве их требованиям – творить беззаконие, - не должно ставиться мне в вину, но напротив того, в похвалу Богу. Они не найдут статьи для увольнения меня ни в одном законе. Иначе мой стаж теряется, а этого мне никак не хочется, ибо впереди еще я и пенсию могу получать с этого стажа.

Прошу сделать в мою трудовую книжку данную запись, не указывая надуманных причин. Иначе, если даже и примут теперь они меня, но, судя по их поведению, они меня сживут со света, с работы, но уже по явно надуманной статье: за недостачу денег или товаров, или еще придумают что-либо более гнусное и смешают меня с грязью. Для них все несогласные с ними тут же получают ярлык больных, сумасшедших и что нам, таким дуракам место только в дурдоме. Этот обычай их наклеивать ярлык на неугодных – не нов.
Они ни перед чем не останавливаются, ибо никаких законов для них нет, ни государственных, ни божественных, ни канонов соборов вселенских, ни правил поместных соборов. Я бы могла обратиться в органы правосудия с жалобой на этот беспредел церковный, но Вы мой архипастырь, и я умоляю Вас отпустить меня на свободу, не портить мою биографию, ибо я ни в чем не погрешила против Вашего Преосвященства.

10.04.03 Подпись:

656049 г. Барнаул-49, ул. Партизанская 130 кв.137 инокиня Ольга (Милославская Людмила Сергеевна). Т.26-83-53».


От пламени страстей, нечистых и жестоких,
От злобных помыслов и лживой суеты
Не исцелит нас жар порывов одиноких,
Не унесет побег тоскующей мечты.

Не средь житейской мертвенной пустыни,
Не на распутье праздных дум и Божьих Слов
Найти нам путь к утраченной святыне,
Напасть на след потерянных богов.

Не нужно их! В безмерной благостыне
Наш Бог земли Своей не покидал
И всем единый путь от низменной гордыни
К смиренной высоте открыл и указал.

И не колеблются Сионские твердыни,
Саронских пышных роз не меркнет красота,
И над живой водой, в таинственной долине,
Святая лилия нетленна и чиста.

В.С. Соловьев 1884


223

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: