размер шрифта

Поиск по сайту



Как в пост заниматься тяжелой физической работой?

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 4

Вопрос 1358:

Вопрос 301 и 302,304. Как в пост заниматься тяжелой физической работой, если скоромную пищу есть нельзя? Нужно ли соблюдать пост тем, кто находится в дороге?

Ответ архим.Амвросия Юрасова: …Когда топят деревенскую печь, бывает, что дым в трубу не идет, а выходит из печи в дом. Поддувало почистят, золу уберут, и воздух попадает в печку, дрова горят. …В церкви всё мудро продумано – в году 365 дней, 280 из них – постных… Есть апостольское правило, что для странников пост послабляется, но вкушать им разрешается не больше, чем рыбу. Если допустим идет пост Петра и Павла, в этот пост всем разрешается вкушать рыбу кроме среды и пятницы… А если мы находимся в дороге… Есть апостольское правило, где сказано, что если женщина родит в великом посту, то для нее поста нет, она может сорок дней есть всё для восстановления организма. А когда пройдут сорок дней, кормящая женщина, как и все, должна соблюдать пост… Спирт – продукт не скоромный, а постный, там жиров животных нет.

Ответ И.Т. Лапкина:

Когда читаешь эти ответы, то хочется заглянуть поглубже и узнать, что же еще там написано в «Евангелии от Амвросия» и в соборных постановлениях «восьмого вселенского собора под председательством Юрасова». Читая эти ответы-опусы, только и всплеснешь руками: до чего же нахальный мужик в Иваново живет, как он безобразничает с людьми своим языком! Говорите, что есть апостольское правило? Почему же Вы его не называете, а только шуршите в траве, как сектант и еретик? Во-первых, такого правила нет, а Вы просто пудрите людям мозги, потеряв всякий стыд и страх Божий.

Относительно послабления поста в дороге правило есть, но только это у мусульман в Коране, и больше нигде. Вам что, Патриархия сверху спустила новые соборные постановления, как результат ее участия в экуменизме, в смешении всех религий в одну всемировую всеересь? Всемирный Совет Церквей есть церковь антихриста, и Вы в данном случае являетесь участником этого греха.

Тимофея правила, вопрос 8 – «Аще жена родит пред Святою Пасхою, то есть на великой седмице: должна ли поститися и не пити вина, или разрешается она от поста и от запрещения пити вино рали того, яко родила? Ответ: Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и в немощи: то должна она приимати пищу и питие, как хощет и понести может».

Вопрос 10 – «Аще кто болен и от сильныя болезни совершенно истощен, и приближается святая Пасха: непременно ли должен таковый постится, или по причине сильнаго изнеможения его, священнослужитель разрешит ему употребляти, что может, или елей и вино? Ответ: Должно разрешати больному приимати пищу и питие, смотря потому, что может он понести. Ибо совсем истощенному употребляти елей, есть дело правое».

Читая восьмое правило можно подумать, что роженице разрешается есть всё подряд, и даже мясное в Великий пост; но десятое правило уточняет, что под словом «что пожелает» указывается на растительное масло и на вино, и более ни на что. У нашей матери было двенадцать детей, и она себе не позволяла даже растительное масло, не говоря о вине. Поговорите со старообрядцами всех толков, и ответ будет один и тот же. А всё это Вы говорите для того, чтобы вседозволенностью увеличить количество своих прихожан.

Мф.7:13 – «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими».

Петра Александрийского 15 . (Его же, из слова на Пасху): «Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые дни благословно заповедано нам поститися, по преданию. В среду, по причине составленнаго иудеями совета, о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас. Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли». «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека»Мрк. 7:15.

«Это место и подобные ему, например о том, что пища не поставляет нас перед Богом, вспоминают обычно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое нежелание поститься, вопреки уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви понятно. При посте установлено воздержание от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспеяния. Такой смысл закона поста, и он столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Несклонным к посту на этом надо бы настаивать, а не на том, что пост необязателен, хотя он действительно есть средство к одолению греховных желаний и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспеяние внутреннее обязательно, то обязательны и средства к нему, считающиеся необходимыми, и именно пост. Совесть и говорит это всякому.

Для успокоения её твердят: «Я другим способом возмещу опущение поста», или: «Мне пост вреден», или: «Я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты». Но первое извинение неуместно, потому что ещё никто не ухитрился без поста совладать со своей плотью и сохранить как следует внутреннее состояние. Последнее так же неуместно, потому что Церковь – одно тело, и желание обособиться в ней от других противно её устроению. Удалить себя от общих установлений Церкви можно только выходом из неё, а член её не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, пост необязателен для тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не для того, чтобы убивать тело, а для умерщвления страстей. Но если перечислить таковых добросовестно, то их окажется так мало, что и в счет нечего ставить.

Останется один резон – нежелание. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли. Вот только когда осудят в ад – хочешь не хочешь, а ступай: схватят и бросят туда» Феофан Затворник.

Читая ваши ответы, о.Амвросий, видишь, что Вы, отче не святый, всё знаете, и даже, как архимандрит, можете научить женщин правильно рожать. Я не могу подсказывать Вам, как пользоваться кадилом и сколько наложить углей – это Ваша профессия, и я Вам полностью доверяюсь. Я по специальности – техник-строитель промышленных и гражданских зданий, и когда уверовал во Христа, был лишен права работать начальником и сорок лет проработал печником и в этом деле кое-что познал. Когда печь не топится, то чистить нужно дымовые каналы обогревателя, а не поддувало, в которое попадает зола, которую выносят каждый день. У вас почти в каждом ответе такие грубые проколы, когда Вы «садитесь в лужу», рассуждая о том, в чем ничего не смыслите. Мне много лет приходится вести занятия в разных университетах, в силовых структурах, выступать по радио и по телевидению. Как проповедник-мирянин я делаю это по внутреннему призванию. За каждый свой материал я должен отвечать. Случается, что уже в сданном в типографию материале я вдруг обнаруживаю неточность в один год, и я сразу же нажимаю на все рычаги, чтобы приостановить печатание. А людям вовсе нет никакой разницы, когда был этот собор в 1581 или 1582, хотя историки утверждают и то и другое.


А жатвы много. Делателей мало,
Но кто же ты, стоящий у межи?
Иль своего душа не принимала,
Что ищешь зерна в терниях чужих?

Тебе свое давно уже не мило,
Забыл о том, что все на нас войной.
И к той земле, которая вскормила,
Оборотился гордою спиной.

Да не умрешь голодной смертью, друже.
Остави нрав неверного раба…
Тот богослов, кто православью служит!
Смирись – и ограждай свои хлеба.

Иеромонах Роман, 1993


302

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: