размер шрифта

Поиск по сайту




Лучше не жениться

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 23

Указатель: Мф.19:10

10.11.07. Мф.19:10«Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться»;. А какая обязанность-то? До смерти жены развестись не может, и остаётся только одно – нести непосильное бремя брака. Не было сказано о том, чтобы на руках ей носить, с неба звёздочку ей подарить, достать жар-птицу. Это в обязанность мужу не поставлено. Только одно – разводиться нельзя. А почему такое установление-то было, что разводиться нельзя, а потом оказалось, что можно? А потому что убивать начали. И Господь говорит: Мф.19:8 – «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так»;. Вот сегодня бы, если закон ввели такой, что разводиться нельзя ни под каким видом, а только если жена умрёт, тогда «ныне отпущаеши, Владыко!»;. Хоронить некому было бы. Всех киллеров, которые на увольнении, на пенсии, собрали бы, чтобы помогли развестись. Чтобы только жён убивать. Потому что не каждый сам может убивать, потому что рука не поднимается. А освободиться любым путём надо. Мусульманский закон очень строгий по отношению женщин. В питании у них есть ограничения, пить спиртное нельзя. А на развод выйти – даже уж очень легко. Если муж вышел на дорогу и четыре раза крикнет: «разведён»;, и чтобы кто-то слышал – всё, разведён. Она должна уже выходить, чтобы во дворе стояла, в комнату не имеет право заходить. Всё кончилось. И сегодня, на сколько это достоверно, уже за восемьдесят процентов разводов, и к ста процентам подходит. А второй брак почему-то более прочный, а третий ещё более прочный. Но почему? Удавка затянута сатаной. Первая, как бы оно ни было, но она из одного ребра. А второй брак, это уже рёбра поломаны. Люди начинают говорить: а вот если бы не было дерева того познания добра и зла, то как бы люди распложались, то как бы было? Разные догадки.
Вообразите одно, что сегодня поставили бы такой вопрос: какое самое большое зло делают люди на земле? Ну, какое, убивают наверное? Войну затевают? Нет! Самое большое зло, и эти злодеи иногда среди нас живут – когда муж покоряется жене. Ничего страшнее этого нет. Как только Адам покорился Еве, всё кончилось. И через Еву вошёл грех. Представьте, если бы Адам не послушал Еву. «Ты что делаешь, да разве можно есть? Господи, Бог Иегова, помоги! Что она сделала!»;. Дальше можно только догадываться. Ева вкусила, смерть в неё вошла, а в Адаме нет смерти. Может быть, вторую жену создал бы Владыка, и Адам уже берёг бы её, не отпустил бы от себя. Ну, как-то было бы по-другому. Люди-то разгадывают: как? Адам-то зачем пошёл за ней? 1Кор.15:22 – «в Адаме все умирают»;. 3Ездр.7:48 – «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим»;. Всё, что есть на земле греховного – ниже этого греха. Страшное и самое злое создание – женщина. Еккл.7:26 – «и нашёл я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце её – силки, руки её – оковы; добрый пред Богом спасется от неё, а грешник уловлен будет ею»;. Сир.26:19 – «Злость жены изменяет взгляд её и делает лице её мрачным, как у медведя»;. Сир.26:18 – «Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою»;. Но ещё страшнее её – муж, который слушается такую жену, потому что он обладает большей силой. Царица Евдоксия ничего со Златоустом не смогла бы сделать, если бы её муж Аркадий не поддержал её. И Ирод-то не убил бы Иоанна Крестителя, если бы Иродиада не подсунула дочь здесь. И пророк-то Илья не бежал бы сорок дней от Ахава, а бежал от Иезавели, ибо она сказала: 3Цар.19:2 – «И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душою того, что [сделано] с душою каждого из них»;. А его за что было преследовать? Не женатый, постится. Женщина дала клятву, что убьёт его. И он бежал без оглядки сорок дней. Самый смелый пророк Илия. Вот, что такое женщина, если хочешь знать. Ты почитай вторую книгу Ездры, когда была задана загадка: а что самое сильное. Кто что ни говорил, и, наконец, согласились, что самое сильное – это женщина. Император, на которого взглянуть боятся, всемирный властитель, а рядом с ним сидит наложница. 2Ездр.4:30-31 – «она снимала венец с головы царя и возлагала на себя, а левою рукою ударяла царя по щеке. И при всём том царь смотрел на неё, раскрыв рот: если она улыбнётся ему, улыбается и он; если же она рассердится на него, он ласкает её, чтобы помирилась с ним»;. На него взглянуть нельзя, какой он, трепещет всё. И ученики говорят, что если такая обязанность, то хоть как ни хотелось бы жениться, то лучше не жениться. Такую змею под боком иметь. Но и жениться охота. Но уж, если такая обязанность…
Сегодня как раз женятся, потому что обязанностей никаких нет. За неё не надо ни калыма-вено платить, ничего. Вы вдумайтесь в Священное Писание. Стоят Апостолы, и они поняли, что жене не угодишь. И самое главное-то, что развестись нельзя. И речь шла только о разводе. А вот христианство возводит людей на высоту, которая не достижима. Где-то ещё есть какие-то подвижки, а в этом вопросе ничего нет. Как будто бы вчера это Христос сказал. И придумали – второй раз венчаются, третий. Я у старообрядцев знаю, в Томске, при двух живых жёнах, третий раза венчали. А здесь вообще могут бессчётное число раз. Почему? Да епископ разрешил! Я спросил: «Да как же он разрешил?»; Диакон тут был, и он оказался изменником. Его запретили в служении, а она сказала: «Я не прощу ему»;. Но и одна-то она не может. И тогда родители её написали записку и положили на престол Божий. Спросил отца протоиерея: «Разве это нужно было делать? Вы же гадаете?»; «Какая важность? Какие Евангелие истинные точно так же определяли»;. «Ну, и что?»; «Да, вот выпало, что можно развестись»;. И за кого она вышла? За неверующего. Дочь протоиерея. Да что тут гадать-то? Рим.7:2-3 – «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрёт муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа»;. Невенчанным нельзя жить. А венчанным – развестись нельзя, это ещё страшнее. Там блуднику семь лет епитимья. А здесь пожизненно. И нельзя ничего сделать. Если такая обязанность и развестись нельзя, то лучше тогда не жениться. И вот что об этом говорит нам Священное Писание. И дальше говорится о том, что могут не жениться люди, которых оскопили, или сами себя оскопили для Царства Небесного. Это не означает, что они кастрировались добровольно. Человек себя постом, молитвой, воздержанием удерживает, и остаётся неженатым. Блаженны эти люди. Но кто сможет и этот жар погасить? В инфинитивной форме слово «жениться»; в Библии встречается всего только четыре раза. Кажется, тысячи раз должно бы быть.
Из рода Маккавеев самый воинственный предводитель всего - Иуда громил врагов в большем количестве, и ничего с ним не могла сделать враги. Приходят усмирять, а он всех разобьёт на голову и опять скроется. И пришёл один супротивник Никанор и посоветовал что сделать. «Женить Иуду надо»;. Он, оказывается, неженатый был. И уговорили, и он сумел убедить его. 2Макк.14:25«убедил его жениться, чтобы рождать детей. Иуда женился, успокоился и наслаждался жизнью»;. И не было больше войны, и никого он не гнал. Жена его усмирила.
Тебе трудно жить в немощи твоей, в бедности, ты хочешь, чтобы у тебя была квартира? Сир.37:26 – «Приобретающий жену полагает начало стяжанию, приобретает соответственно ему помощника, опору спокойствия его»;. Но, конечно, если она умеет экономить, а иначе она и готовое всё рукавом растрясёт. Слово Божие говорит о том, что трудно найти подходящую, хорошую жену. И этим заниматься должны родители. Чтобы не сама она искала, определяла, нравится, не нравится – Библия вообще этого не знает. Он решал. Она могла настаивать в одном случае, если жила и была бездетная, и муж умер. И закон гласил: обязан был на ней жениться его брат. А вот тут власть в её руках была. Если её не брали замуж, она показывала весь характер. И закон шёл в её сторону. Втор.25:7«Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдёт к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»;; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять её»;, [тогда] невестка его пусть пойдёт к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему»;»;. Думаю, слюней-то полжизни копила. Он её не взял! Хоть заплюй его всего, а он её уже не возьмёт. Она не работала тогда, надо было кормить. Закон шёл на её сторону, потому что она тоже многое теряла.
Некоторые, видимо, боялись, что когда я воскресну и опять в Царстве Небесном моя та старая жена, с которой я тут едва уживался, и она там будет доедать меня. Ничего этого не будет! И Господь успокоил, видимо: Мрк.12:25«Ибо, когда из мёртвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах»;. Я думаю, как это приятно было тем, у которых была неудачная семейная жизнь. Как Ангелы! А у иеговистов, у них так учат, что они будут там рождаться, заселять другие планеты. Я не знаю, по сколько жён у мормонов. У них вообще неограниченно.
Мф.24:37-38«но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег»;. Вот так всегда было. С особым желанием будут жениться, как Златоуст поясняет. Бывают такие моменты, когда не особо хотели жениться, как после войны женитьбы не очень шли. Потому что женитьба как-то на человека узы налагала, а мужей было мало, и они были свободные. Значит, перед пришествием Христа очень охотно будут жениться.
Лук.14:20«Третий сказал: я женился и потому не могу придти»;. И этим очень много сказано. Не все покупают волов, по-нашему сказать – машины; не у всех поля есть, участки земли. Но большая часть, всё-таки женатые люди. И он не может никуда пойти. Я вот кого знаю, если ревностный был, то, может, что-то и останется. А если был абы как, то и, когда он женится – вообще ничего нет. Сразу двоих потеряем. Они ничего не могут делать и времени никакого у них нет. Ну, день, два, год проходит , всё ждёшь, что может образумятся, выйдут на благовестие. Разницы никакой нет. Он не может придти. Начинает пропускать и богослужения – дом затеял строить, гнездовье лепят. В субботу их нет. Почему? «А я женился, дом строю»;. Это прямо по притче. И ты знал, что когда ты женишься, ты не сможешь придти, так зачем же ты женился-то? А ты скажи так: «Если я женюсь, Господи, то теперь у меня времени будет ещё больше для Господа, потому что я на кухне сам не буду готовить»;. Найди какие-то причины, тогда и женитьба будет оправдана.
1Кор.7:8«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я»;. Вот это поставило под сомнение то, что Павел был неженатый. Некоторые исследователи находят, что он был разведённый или вдовец. Самое главное в этом «хорошо»; – остаться без жены. Искали причины развестись, и Павел убеждает своих прихожан: 1Кор.7:27 – «Соединён ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены»;. Сегодня монашество нельзя истребить никак, оно и дальше будет. Если бы меня спросили: «И что же тогда делать?»; Я ответил бы так: «Принимать в монашество только тех, которые были уже женаты. Тогда они уже будут знать, что это такое – свобода от ярма брака»;. Очень уж легко монахи падают. Увидел женщину, голова закружилась, смотришь, уже упал. Послали по воду – приходит, кается: пал. Пошёл корзинки продавать и корзинки потерял, опять пал. А надо принимать таких, чтобы он уж женатым пожил, как следует, и теперь он за монашество будет держаться, как за свою спасительную мачту на корабле, он каждой женщины будет бояться, а не лезть навстречу к ним.
1Кор.7:28 – «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль»;. Скорбей-то сколько! Да разродиться-то не могут сегодня, да животы им вскрывают, режут. Да ребятишки недоношенные, соображают плохо, да болезни какие-то всё, и всё женские. Раньше общие были болезни. Сколько скорбей! И ради чего? А потом вырастет, станет пьяницей, да под старость лет нет покоя тебе. И не знает, куда уехать, бросить – прячутся от детей. Да нужно ли всё это было? Ты бы молился, не пил, не ел, хотя бы неделю и решал бы жениться или не жениться. А неделю не будешь есть и пить, тебе и жениться незачем уже, ты ясно всё поймёшь – Ангелов начнёшь видеть. А люди наоборот стараются, чтобы еды им побольше, жирное поставить, детей закармливают шоколадками, и ясное дело, до совершеннолетия не могут девственность сохранить. Как одна девочка второклассница спрашивает, Богу молясь: «Господи, ну почему во втором классе у нас мальчики такие женолюбивые»;. 1Кор.7:32 – «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу»;. Хотите не заботиться? – не женитесь. Хотя, кажется, наоборот. Ну, я один, вроде бы ни постирать, ни сварить. Да у меня, может, и квартиры бы не было. И всё-таки слово Павла остаётся в силе. Мф.19:12 – «Кто может вместить, да вместит»;. Молодёжь надо убеждать, уговаривать не жениться. Не женитесь! А если вы уже решили жениться, то тщательно смотри, приноравливайся. Если её берёшь, то сначала с тёщей познакомься поближе, узнай её. Как правило, дочь недалеко от матери. Конечно, очень похожи, если только она уверовала. Если дочь уверовала, а мать неверующая – разница большая. Решительно не подходит в таком случае это правило. А если ты хочешь про него узнать, то посмотри, какой характер у свёкра, похожее откроется и в муже.
Откр.14:4«Это те, которые не осквернились с жёнами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошёл. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу»;. И самое-то главное, они идут за Господом, куда Он их ведёт. Они на белых конях, ибо в вечности их награда очень большая. Но как узнать, что такое девственники? Они идут туда, куда идёт Господь. Вот это монашество и просмотрело. Туда, куда Господь идёт, кто и когда из монастыря пошёл? На целые тысячелетия пошли в другом направлении. Поэтому, Иоанн Златоуст говорит так: ты можешь быть девой и всё же быть развратницей и можешь иметь много детей и быть целомудренной девой. То есть Господь смотрит на что-то другое.
Иак.4:4«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу»;. Есть и духовное прелюбодеяние. Мы сейчас читали, что мир нас ненавидит. А, если с миром ты имеешь какое-то общение, то идёт непрерывное прелюбодейство. Да под одно только это слово загляни, и никогда больше к миру не пойдёшь. Родные там, близкие? А ты сразу возьми нужную дистанцию, чтобы тебя все знали. Я однажды приезжаю домой, по двору иду, но мне надо было заглянуть ещё к колодцу, а потом в избу захожу. Дверь открыта, никого нет, табаком пахнет. Откуда табак? И потом, через неделю узнаю: «Да у вас же в доме была гулянка. Сидели мужики. И кто-то увидел что идёте, из города приехали»;. Они как ринулись в дверь, чуть двери не выломали, я зашёл – ни одного нигде нет. Ни с кем я не воевал, не дрался. Что это означает? Они знали, что что-то я им скажу, что кого-то я не похвалю. Это я уж здесь другие слова говорю. Притом, мужики женатые, сидели в комнате у нас. Да и на столе они могли оставить недопитое. Всё бросили и бежали. Господь наводит такой страх, если ты всё время им будешь свидетельствовать, говорить о Господе.
1Пет.3:7«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах»;. То есть самое большое препятствие, чтобы наша молитва была услышана, когда жена дома. Под разными предлогами она тебя будет сшибать, будет много болтать, судить кого-то, тебя будет судить, учить. А, если бы она знала, что Апостол грозно к ней обращается: 1Тим.2:12 – «учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии»;, то она бы тогда помогала молиться. А здесь прямо говорится, что будут препятствия в молитвах. Это вот самое страшное. У меня нет никакой надежды на большую должность в мире, начальником я не буду, какие-то есть скорби, недостатки знаю за собой, но я надеюсь на Бога. И вдруг жена будет тебя сбивать с молитвы, чтобы ты не добрался до Бога. Мириться надо с женой. Но главная причина примирения – чтобы не было препятствия в молитве. Потому что вспомнишь, если на тебя кто-то что-то имеет, положи дар у жертвенника, пойди, примирись. С кем-то где-то, один раз. А эта под боком, она сто раз в день может твой жертвенник разрушить, она сто раз в день может твою жертву разметать. Чтобы не было препятствия в молитве? Только ради молитвы я прощаю. Мне надо молиться, а молиться никак не возможно. Поэтому, прежде чем жениться, сто раз подумай, ценит ли она молитву или нет, ценит ли она, что ты на молитве будешь. Вот где самый главный шаг к примирению. Я готовлюсь к проповеди, а она в это время придёт и будет меня сбивать. Что же из этого получится? Она сразу десятки людей лишит пищи духовной. И она утлый сосуд. Утлый, слабый сосуд, немощный, значит, она требует снисхождения. В таком случае-то она и должна быть этим сосудом, но не таким чугунным котлом, которая мужу голову разбивает. Она его сбивает. И она требует к себе внимания. «Надо мирно со мной, а иначе тебе молиться будет нельзя»;. Она всё знает. Так ты ей напомни: «Ты утлый сосуд, очень слабый, и если я могу пошевелиться как-то, то как сильный, а ты не имеешь этого права. А иначе, если ты первая начинаешь конфликт, то ты расколешься»;. 1Пет.3:1«Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были»;. Тебе, жена, дана великая миссия – мужа привести к Богу. Теперь уже всё у тебя будет в порядке. Златоуст говорит, что если ты вышла замуж – превратись в камень. Чтобы от тебя он слова лишнего не слышал. Без слова приобретай его для Бога. Ни единого слова в укор. А добрым обхождением, молитвой, вниманием, кротостью, нежностью. Но и больше всего мужа привлечёт то, что он увидит, что ты ночью молишься, увидит тебя, что ты благословляешь пищу, что ты привечаешь его друзей, которых он приводит.
Мужу очень нравится, говорю о том, когда он верующий, если жена будет часто открывать Слово Божие. Слушайте это внимательно! Лучшего ничего не придумать. Красота мимолётна, а доброта, любовь к слову Божию остаётся навсегда. Ничего нет ценнее, как под старость вместе заниматься Словом Божиим. Напоминаю, что у японцев национальный культ – терпение. И оно не только у мальчиков, которые такие смелые, по мужеству первое место в мире занимают, но и для женщины – выйти замуж, и потом вся жизнь направлена только на одно – поднимать авторитет мужа. С кем он бывает, где он бывает – главное – он её хозяин: «Иначе я одна останусь»;. Вы знаете, какая была история с президентом США, и как жена его простила. «В любом случае, - она говорит, - я президентша, а если я сейчас на развод подам, я никто буду»;. А у нас этого не понимают. «Я тогда на развод сразу подам»;, - так человек неверующий скажет. Ты что говоришь? Твоя задача быть радом. Я твоя голова, а ты отрезаешь голову. Я в жизни своей видел так называемых христиан, где жена командует. И муж этого даже не понимает. Что бы она ни сказала, он всё выполняет. Куда пойти, что делать, что строить, куда переезжать. Он совершенно никто. Это жалкое зрелище, там в пене обломки корабля. Притом она неудержимая, всюду и везде начинает своё говорить. Через самое короткое время, она начинает бесноваться, как старуха, чтобы рыбка была на побегушках. Над одним только мужем она командовать уже не может, она с другими братьями схватывается. Выход только один – если такая обязанность, то лучше не жениться. Аминь.

Душа вошла… Но именно когда,
В зачатии, в рождении ли точно?
И где до этого хранилась? На складах?
И кто поставит в этом споре точку?
Но как бы ни было, она всего одна
В моей храмине, в хижине из плоти,
Живёт бессмертная в квартире – не видна,
И кто кого при разности проглотит?
О плоти знаем что-то от врачей,
Её мы кормим, холим, нежно греем.
Хотя, конечно, знаем, для червей.
Для многих в старости она частенько бремя.
А вот про душу интересно знать,
На что и на кого она похожа?
Картина чёткая, а может, так, мазня,
И не лицо, а окаянства рожа?
Мы судим разумом по трезвости ума,
А ум из белены и мозговые клетки.
В тех рассуждениях невнятности туман, –
На заблуждения отцов виденья лепим.
И через плоть движенье членов наших,
Эмоцией нам душенька маячит,
Через язык о боли всем расскажет,
Не отфутболим ли её, как детский мячик?
Душа духовная у верующих суть,
И чистится она на покаянье;
Дары ей Ангелы с молитвой принесут,
И укрепят в трагедии и в драме.
Душа тоскует при растленье тела,
Заламывает руки с болью в сердце,
Не выдержит – со стоном отлетела,
А плоть безжизненная станет глиной серой.
Христос нам душу кровью искупил.
По воскресении искупит так же тело,
Мы познаём себя по мере тощих сил,
Да сохранимся в Господе всецело. 20.11.07. ИгЛа

Список всех проповедей

641

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: