размер шрифта

Поиск по сайту




Жёны, повинуйтесь мужьям!

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 23

Указатель: 1Пет.3:1-2

1Пет.3:1-2 – «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие»;. Вот как Бог чудно делает. Я обычно готовлю проповедь за две недели вперёд, начинаю в такой срок готовить проповедь. Очень много мест Писания беру, из других мест что-то нахожу, обычно к среде стараюсь закончить. Вчера вы слышали о том, чтобы не было препятствий в молитвах, надо обходиться с жёнами благоразумно. У меня проповедь готова, я её несколько раз прочитал ещё. И вдруг приезжает издалека сестра именно с этим вопросом. Она не знает, что у меня готова проповедь именно на эту тему. И вот она непрерывно задаёт один и тот же вопрос. Я ей отвечаю, а она ещё дотошней по тому же вопросу, во второй, на пятый раз опять одно и то же: «Но ведь главное, чтобы препятствий в молитве не было»;. Тогда ей говорю: «Ладно, сегодня ты как раз про это и услышишь»;. Вот как это бывает. Я не знал, что она приедет, а она не знала, что я приготовлюсь именно по этой теме. Подобное предложение только один раз встречается во всей Библии. И у неё этот вопрос один раз только в жизни возник. Её вопрос и тема проповеди точно сошлись вчера вечером. Сегодня можете сестру как раз об этом расспросить. Для меня в этом немного дива, потому что я к этому уже привык. Люди, приходящие на занятия, говорят: «Мы вот с каким вопросом приходили и только открыли дверь в аудиторию, а Вы как раз на эту тему и говорите»;. Так Бог делает, Дух Святой. Вот почему мы молимся. Почему сегодняшние молитвы такие длинные? Зная историю молитв, скажу, что авторства молитв мы никогда точно не узнаем, дату происхождения этой молитвы. Но впечатление складывается такое из опыта, что если «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»; состоит из восьми слов, «Царю Небесный»; (молитва Духу Святому) – из 26 слов с предлогами, то каждая молитва сегодняшняя была в несколько сот слов, и притом в году нигде больше не встречаются такие длинные молитвы, как на сошествие Духа Святого. Чем это вызвано? Я говорю только своё личное понятие. Как будто бы какому-то человеку, известному молитвеннику, духовному труженику сказали: «По чину у нас положены молитвы со всем народом, коленопреклонённые, и их в году придётся только один раз говорить. Вырази всё в этих молитвах»;. И он сказал самые краткие молитвы, какие мы сегодня слышали. Но так как на другое время такие молитвы не составлены, то составитель в них вложил всё – от книги Бытия до книги Откровения, о живых и о мёртвых. Но главная мысль была – об исполнении Духом Святым, о благовестии. У меня сложилось такое впечатление, что человек сделал практически непосильную работу, составив такие молитвы, настолько длинные, а на самом деле и они одновременно в таком сжатом виде. Чтобы обо всём упомянуть, что он сказал, эта молитва, если бы сам я её написал, раза в четыре получилась бы у меня длиннее. А сегодня как раз Апостол говорит так к жёнам конкретно, хотя к жёнам мы в храме не должны обращаться. Но это Послание, его на дому читают, потому что если обращаются, то она имеет право что-то спросить.
1Кор.14:34 – «Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит»;. Вопрос возникает: как жене поступать с мужем, когда тот не так себя ведёт? «Я ему говорила, а он не слушает»;. Пр.25:22 – «ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе»;. Но что же нужно делать? Житием жён своих, без слова. Много говорите. Жена ценится за молчание. Разные пословицы есть: «Муж любит жену здоровую, а брат сестру богатую»;, и в общем, те и другие в большом почёте будут, когда будут уметь молчать, и особенно при людях. Однажды от нас уехали люди в город чужой и побывали на дому у священника. Священник грамотный, магистр богословия, они узнали много нового для себя. Но это не так важно, а самое главное то, что жена его заходила несколько раз, на стол подавала, и её голос даже не услышали. А если бы она выступала громко, встревала, мужу помогала, вставочку делала, наши люди бы не заметили её, но сказали бы: таких жён у нас самих хватает. Ценится именно молчаливая! Вот как мы читаем: Ефес.5:22 – «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу»;. Образец: как Господу. Ты противишься не мужу, а Господу. Но каким мужьям? Тем, конечно, которые стоят в истине, тем, которые учат небесному и ведут к небу. Я много раз говорил: в храме ни одного слова не говорить. Сегодня первый раз увидел, как разговаривают, и смотритель об этом говорил. Говорю к жёнам, чтобы безмолвны были, а она стоит и разговаривает в храме, шепчет на ухо. Вот как бывает! «Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём»;. Конечно, слово «во всём»; имеет небольшую окантовку – когда это не против Слова Божия. Только одно: во всём. Даже жена не властна над своим телом. И муж не властен. Но сегодня речь идёт как раз о жене. Хотя бы она знала больше его, но должна слушаться, и этим она сохранит семью. Апостол Павел говорит уже совсем другим людям, пишет в город Колоссы: Колос.3:18 - «Жёны, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе»;. У которых мужей нет, они не могут пример показать, а у которых мужья были, тоже пример не могут показать, у которых есть мужья – у них самый негодный пример. Вы покажите исполнительницу этого стиха и мы ублажим её, как Священное Писание говорит.
Пр.31:28 – «Встают дети и ублажают её, - муж, и хвалит её»;. 1Кор.14:34 – «Жёны ваши в церквах да молчат»;. Если ты в храме разговариваешь, значит, это или не церковь, или ты не жена. Не жена, а просто какое-то другое создание. Почему? 1Кор.14:34 – «ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит»;. А какой закон? Ветхий Завет, закон Моисеев. Я почему-то подумал: мусульманство в основном, может, и возникло для того, чтобы научить жён молчать. Они больше от других народностей ничем так не отличаются, как строгим послушанием жён. Запечатали их, одна прорезь, как в танке, для глаз. У них ничего не позволяется жёнам, ни одного слова, они совершенно безмолвные. Чем-то же это вызвано? 1Тим.2:11 – «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью»;. Значит, жене учиться надо, и учиться молча. Сначала перекрестилась: «Господи, дай мне молчание»;, и пошла учиться. Отучилась: «Дай мне молчание»;. А свидетельствовать кому-то где-то дано будет, но мужа учить не имеешь права. Имеешь право тогда, когда муж упал с кафедры, вот тогда, Златоуст говорит, учи его (когда муж спился, совратился). 1Тим.2:12 – «а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии»;. Откуда Павел это всё знал? А он видел, в еврейском народе это было, закон так говорит, было послушание. Но, однако, обратившиеся уже язычники, жёны, видимо, приносили свой характер, свои обычаи, надо было это всё ставить в рамки. Смотрите, как много мест Писания святые отцы дают для жён.
1Тим.3:2 – «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен»;. Почему? Хотя в христианстве не запрещается и три раза жениться. Никто не отвечает на этот вопрос «почему?»; Это не то, чтобы у него две жены сразу было, а речь о том, первая умерла, может, через день после свадьбы погибла, и он женился. Ему 18 лет, и в 30 лет поставили бы епископом. Но если две жены было, то нельзя ставить. Чем это вызвано? Я нигде в толковании не нашёл. Или он будет уже неполноценный, с испорченной психикой, с истрёпанными нервами. Две жены у него было и ясно, что изорвут его, сожгут; или у него будет испорченный характер, такой, что всем будет понято, что он не совсем умный. С одной женой намучился, да ещё второй раз женился, и отсюда явно всем, что он не совсем в уме. Но что-то за этим кроется. Если ты с первого брака осёкся, она умерла и ничему ты не научился, то какой из тебя епископ? Но в то же время здесь мысль такая, что епископом ставить только женатых. Ему прямо условие поставь: у тебя жена была? Если неженатый и метит в епископы, то вообще таких не ставить. Мысль-то здесь такая всё-таки может вполне промелькнуть.
Откр.2:20 – «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное»;. Горе человеку, который позволяет жёнам, чтобы они говорили что-то. Они не только в заблуждение вводят, ибо жёны иногда намного острее мужчин и больше знают, у них острее разум, но губят всю семью. И ей учить не позволяется – это закон. Женщина очень бунтует. Я проповедовал среди женщин однажды, и некоторые прямо взбунтовали: «У вас какая-то книга такая, где всё против жён»;. «Да это не моя книга, это же Библия, и так Господь устроил»;. А чем женщина хуже мужчины? Ничем. Доказательств никаких нет. Павел говорит: 1Тим.2:14 – «и не Адам прельщён; но жена, прельстившись, впала в преступление»;. «Но какое отношение Ева имеет ко мне? – скажешь ты. – Ева впала, пусть за себя и отвечает, пусть она над Адамом не командует. А я не впадала… Я в верующей семье родилась, а муж у меня из семьи коммунистов, он через меня пришёл к Богу»;. Хотя бы и так, и тогда молчи, и тогда его не учи. «А ему хочется спросить…»; Ну пусть спросит у других, у братьев… 1Пет.2:12 - «и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения»;. То есть когда муж обратится к Богу, он в тот день скажет, как она кротко вела себя. И примеры такие есть, даже в мирской литературе, когда она его не упрекает. Ну хорошо, он выпил, ты его упрекала и что, сдвинулось с места? А ведь если бы ты обошлась по-христиански, да он, видя, как ты терзаешься в сердце своём, наверное что-то бы изменил. Пр.31:29 – «много было жён добродетельных, но ты превзошла всех их»;. Рано встаёт, ткёт, дети обуты, одеты. Много жён. Речь идёт не о Соломоновых жёнах. У Соломона было 700 наложниц, а у князя Владимира перед обращением в христианство – 800. Речь идёт вообще обо всех жёнах. И Екклесиаст, и Соломон разбирались в жёнах. Еккл.7:28 – «Чего ещё искала душа моя, и я не нашёл? – Мужчину одного из тысячи я нашёл, а женщину между всеми ими не нашёл»;. Как? Так вокруг Христа одни женщины только и были, служили Ему имением. Соломон говорил про свою обстановку, которая была там. Может, он и хананеянок, и филистимлянок всех пересчитал и не нашёл ни одной, которая бы умом соединялась с небесным, с Господом.
Мф.5:16 – «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»;. Днём посещения называется день обращения. Если муж неверующий, а ты каким-то образом оказалась за ним, (допустим, двое были неверующими комсомольцами, а потом она обратилась), и вот когда придёт время ему обратиться, то он тогда вспомнит: «Как ты меня терпела: я курил, такой зловонный был, я пьяный приходил…»; Мать блаженного Августина Моника, славилась кротостью и молчаливостью. Её подруги всегда удивлялись, как они всегда с «фонарями»;, побитые, а у неё муж был очень крутой и пьянчужка, почему она всегда весёлая. Она ради Господа всё терпела. Вот бы её в учителя взять да поучиться нашим благоверным, чтобы мужей научились не упрекать, а житием жён своих да исправятся на лучшее мужья.
Был однажды случай, который вошёл в историю. Царь Артаксеркс завоевал вселенную, у него было в подчинении 127 областей от Индии до Ефиопии. И вот он в третьем году, когда закончил войну, устроил пир, и ни худо ни бедно на 180 дней – на полгода: поили, кормили всех. Все поражались его красоте. И в конце он решил прихвастнуть: «А вот из 127 областей я нашёл такую красавицу – нельзя красками описать»;. «А как зовут?»; «Астинь»;. «А можно её увидеть?»; «Нельзя. Но я решил показать вам, чтобы во всех царствах рассказали, какая у царя жена»;. Пошли за ней, а у той княжны разные собрались, дворянки... Ясно, что пришли евнухи, шесть человек: «Царица Астинь, ваше императорское величество, вас император просит»;. Она не пошла: у меня тут гулянка, и я брошу своих, оставлю их! У меня тут журналисты. Она многое могла сказать. И царь сидит с пустыми руками. Какой позор ему! Он опустил голову: что делать? Видимо, закипел в нём гнев сильно и спросил своих советников. И как вы думаете? Они говорят: «Она согрешила не только против тебя, она против всех нас согрешила, потому что те жёны сейчас видят, как Астинь царя не послушалась. А они на своём уровне, когда домой приедут, мэра не будут слушаться, жена губернатора – губернатора ни за что не будет считать, а те – пониже. Это во всех 127 губерниях и областях, ты понимаешь, царь, что будет? Лиши её царского достоинства»;. И как он на это пошёл? Мужчины обычно легкомысленны, поступающая с любовью жена на волосинке может его увести. Как Ездра говорит: я видел царя, перед которым всё трепетало, а рядом с ним наложница сидела. И она снимала с него венец, билапо щеке, а он, раскрыв рот, смотрел и не чаял, когда она улыбнётся ему. Смотреть нельзя – она венец с него снимает! И царь решился убрать Астинь! И мы знаем, это было по промыслу от Бога. И на место её вышла славная еврейка Есфирь, восстала звезда Востока. И что из этого получилось? Большая история, которая потому что не перед одним царём Астинь согрешила.
Я хочу все слова обратить к сегодняшнему торжеству – Сошествию Духа Святого. Как определять, где Дух Святой? Где Дух Святой, там просвещение. Было этов сионской горнице? Да. Там была молитва? Да. Какие молитвы? Сегодня слышали три самых длинных молитвы. Было ли что сказано об обряде? Нет, конечно. А о стиле, новом или старом? Нет. Люди, которые отделяются от церкви по пустяшным причинам, делаются свирепыми, нетерпимыми, осудительными и очень близко к хуле на Духа Святого; или там уже совершившаяся хула на Духа Святого. Почему? Дух Святой не желает и отверженное отвергнуть. Со всех народов, из этих 127 областей новые люди приходят ко Христу. А люди, которые отвергаются от Церкви, объявляют саму Церковь неблагодатной. С таким апломбом, знанием… А ты видел благодать эту? Ты против чего язык высовываешь, человек? Ты можешь сказать, что жена у тебя в неповиновении, дети не слушаются, на работу опаздываешь, на благовестие не ходишь – вот это ты можешь сказать. Но судить о миллионах людей, что никого из них Господь не касается! А у нас это было, среди нас был человек и перешёл к старостильным грекам. Думаю, что где-то рядом или совершённая хула на Духа Святого. Отказался от монашества, отказался от священства: «Всё это было недействительно, у нас была не церковь, Патриархия – не церковь…»; Даже слова эти говорить страшно, прости, Господи. Но этот опыт у нас уже есть. Даже ушедшие в сектанты, к баптистам этих слов не говорят. Баптисты никогда не говорят, что католики – не церковь, православные – не церковь. Только иеговисты говорят: «Никого, кроме нас, у Бога нет»;. И вот это непрерывное осуждение приводит почти к хуле на Духа Святого. Труд Духа Святого, сошествие Духа Святого в чём выражается конкретно? В обращении души. «И обратилось в тот день две тысячи»;. «А это не церковь…»;, говорят отпавшие в самосвятость. Да речь идёт не о церкви, а о труде Духа Святого. Человек, бывший среди нас, отвергает благодать, какая была, что он получил здесь крещение. Вовремя остановиться надо, а остановиться невозможно. Почему? Был старый грех какой-то нераскаянный, ты знался со смутьянами, может быть, я не знаю, какой-то грех нераскаянный позволяет поднимать пяту на Духа Святого. Остановиться можно.
А как теперь быть жене, если тот человек женатый и пошёл туда? Никак. Не подчиняться мужу. У нас есть такие жёны, у которых мужья баптисты или неверующие. Есть мужья, у которых жёны неверующие, и, заметьте, они ходят, они их не притесняют, ничего того нет. И вот посмотрите, когда люди переходят в другие юрисдикции, которые никого не признают, они великую жестокость показывают по отношению к своей половине. Я сам имею жену из старообрядцев, хотя мы были беспоповцы, не знали, а у неё вся родня Белокриницкого согласия. У неё два или три деда были расстреляны, то есть, по-современному они священниками были, они должны быть канонизированы. И как в воскресение идти, я говорю: «Тут церковь Белокриницкого согласия открыта, ты можешь туда сходить»;. Я чту её свободу. «Нет, я сюда пойду. А что я туда пойду, там ни Евангелие не проповедуется, ничего…»; Я ей ни разу, никогда не сказал, чтобы она не ходила к старообрядцам. «Если ты ходишь туда, то там свети, ты пошла туда для свидетельства. Чтобы Дух Святой огненным языком посетил тебя, и ты начала свидетельствовать, разбудила их»;. Вот тогда будет всё оправдано. Сегодняшние молитвы нужно претворить в дело. Да, мы стояли на коленях. Да, мы молились. Но молились ли? А вот это мы будем проверять завтра. Я всем говорю, кто покидает нашу общину: «Если у вас от Духа Святого (они все уверены в том), то почему только до двери в нашем дворе вас ведёт этот дух, а дальше раскидывает в разные стороны?»; Самые лояльные, как говорят, более скромно ведут себя ушедшие в Московскую патриархию. Они растворяются в миру, их нигде нет. Перешедшие к баптистам с разными наклонностями бывают, но терпимо. К старообрядцам ушедшие с великим поношением живут. Идущие куда-то, к каким-то грекам, да ещё к старостильным, да ещё от них отходят, – великой хулой заканчивают. Я не могу этого не видеть. Чтобы отрёкся человек от крещения, от всего, что у него здесь было, объявлять нецерковью, такого ещё не было, кроме старостильных греков. Я просто по плодам вижу, что это тьма непрорубная, одержимость какая-то нечеловеческая, злоба, и никого уже нигде нет. Я разговаривал с паломниками, которые были в Иерусалиме, потом в Греции были, очень известные люди. Они говорят: «Греция – это сплошное торжище святынями, всякими подделками. Только на этом и живут»;. Мы не можем этого не видеть. Нет той вещи, которой бы они ни торговали.
А католики это давно поняли и сегодня мощи распродают, которые у них столько веков хранились. Они их православным грекам продают, а те уже дальше делят, распиливают мощи, продают уже по частям. Человек, смотри, куда ты идёшь? Если ты идёшь для благовестия, да благословен ты будешь у Господа, да будешь ты движим Духом Святым. Но если ты идёшь по неразумию, по рассуждению, где есть благодать или нет, то не ошибись! Я своё мнение ещё раз вам говорю: у кого есть рукоположение от Апостольских времён и кто признаёт Святую Троицу, как на Первом вселенском соборе было сказано, это уже не еретики, то есть это церковь, но она может быть еретичествующей. Но разве может церковь еретичествовать? Может. А может ли жена быть изменницей? А церковь – это жена. Господь обращается: с кем ты только ни блудила, под каким деревом ты ни была, а Я говорю: вернись! Я возвращу тебе всё прежнее. Если церковь блудодействует, и об этом говорят все пророки, то есть это сравнение с женой, и она не перестала быть церковью Израильской до момента, пока они не отвергли Христа. Как же ты можешь сказать, что благодатная или неблагодатная церковь? Ты можешь только молиться о том, и сказать, что «мне это не открыто и я не знаю»;. Кто бы мог сказать сегодня на человека, который впал в убийство и прелюбодеяние, что на нём Дух Святой? А Давид говорит: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня»; (Пс.50:13). А если не один Давид, а вся церковь, все до одного в одну ночь сблудили и все до одного убили? И тогда молитва остаётся в силе для каждого: «Духа Твоего Святого не отними от меня»;. Какая сила тебя заставляет говорить хульные слова сегодня, какой мрак обуял тебя? Посмотри на себя в зеркало, чтобы ты понял, что это не Божий Дух, который просветляет, очищает, влечёт тебя к небесам, Дух Святой обязательно тебя сделает всем для всех. 1Кор.9:22 - «для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»;. А ты один – для себя только. Поэтому я призываю вас, жён, мужей, чьи родные, близкие ушли далеко, вы молитесь за них. Не спешите за ними! Вы ничего лучшего не получите нигде, кроме того, что есть в Евангелии, что нам сегодня сказано в трёх коленопреклонённых молитвах. Да ведёт нас Дух Святой в землю Правды, в Царство Небесное и доведёт. Аминь.

Мы под присмотром тысячи очей,
Следящих исподволь за нашими шагами;
От них не защититься нам ничем,
От полчищ косоглазых и поганых.
Дыханье наше, образ жития
Не по нутру всем внешним, оголтелым;
На нас у них за пазухой статья,
Как туча саранчи со всех сторон насели.
Подглядывают дети через шторки,
Старухи шепчутся с засиженных скамеек,
Расследуют наш быт они упорно,
Им позволяется, попущено – посмели.
И судят тех, чей прах дороже их,
Пророческие речи хая дерзко.
Природа хищников над жертвами кружит,
Их крики злобные парализуют сердце.
Бог допускает потрясенья верным,
Хранит в кровавом месиве их образ;
И на века по житиям примеры,
Как голубя не одолела кобра.
Дозволенная в мире чехарда —
В семейных отношениях и в мыслях:
Свирепствуют по сёлам, в городах –
Дела проклятия лавинами нависли.
Светила в мире мрака не погаснут,
Осмеянные полчищем наймитов.
Писак продажных свора так опасна,
Не повредит избранникам элитным.
Нас побуждают бодрствовать бациллы,
Предохранительные меры принимать,
Гореть душой - не в теплохладье стынуть,
Чтоб никогда не кончилась весна.
Большую пользу оказал нам враг,
Награда за победу светит в искушеньях.
Бог обещал, как можно то не брать, –
Всё до конца лишь в вечности оценим. 29.10.07. ИгЛа

Список всех проповедей

323