размер шрифта

Поиск по сайту




Трезвитесь, бодрствуйте!

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 22

Указатель: 1Пет.5:8

29.07.07. 1Пет.5:8“Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить”. Как Коринф, так и царствующий град Рим, все знают, что каждому государству угрожает враг, и надо охранять границу. Экспансия соседей вызывается на землю, в основном, на достояние народное. И вдруг Пётр говорит о враге, который не спит, который возле каждого, возле царя в его чертогах, возле раба, у заключённого рядом. И не просто враг, а который никогда не знает отдыха. Он ходит, не сидит, не лежит, он выискивает слабые места, как рыкающий лев. И он всё время в поиске и ищет, кого поглотить, пожрать. Так и написано: Откр.12:4 – “Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца”. Особенно он лютует там, где слушают Слово Божие и готовы обратиться; он терпеть этого не может. Люди понимают реальность так: вот этот храм, священник, действия его. Но надо смотреть шире и глубже. Здесь сейчас в храме находятся ангелы – незримые существа, и не один, а может быть, столько, сколько нас, а может, и больше. Потому что написано, десять тысяч одесную падёт противников, то и Ангелов не меньше может быть. Господь предупреждает нас сегодня через Апостола Петра, что здесь же находится и дьявол. “Но у нас же всё ограждено, освящено, священники молятся, руки простирают, бескровная Жертва, мощи!”. Это нимало не мешает дьяволу. Он на крест залезет сверху и оттуда будет соблазнять. Антоний увидел, как дьявол идёт, и поинтересовался: “Куда идёшь”. Тот отвечает: “На богослужение”. “А разве ты там бываешь?” Праведник, который духовными очами видел, что совершается в ином мире, он думал, видимо, что братья его ограждены. Поразительный ответ даёт вражина: “Ни одной литургии нет, на которой бы я не был”. Он, может быть, исполняет здесь служение больше, чем сам епископ. Но почему? Если мы где-то мыслями блуждаем, это его работа, а слова епископа могут мимо пролететь. Что священник говорит, мало тому внимания – да он один из нас; а вот дьявол ворочает мозгами. А мы говорим: “Разве он есть?” Мне пришлось однажды прочитать странную вещь. Дьявола спросили: “Какая твоя самая большая победа?” Вот если бы меня спросили, я бы ответил: “Крушение православия вселенского”. Ныне мы видим осколки. Игнатий Брянчанинов говорит, что монашество кончилось, остались актёры, а актёр ничего не сделает. Крушение России – великого государства. Однако, не это самая главная победа дьявола. Самая главная победа – то, что он сумел доказать, что его нет. Его нет! Его никто не боится. Посылают к чёрному, а никто в это не верит. Он реально существует, у него есть полчища демонические. И когда встретился Господь с одним ненормальным человеком, по-нашему сказать, психически больным, оказалось, что их в нём – легион. Сколько - легион, мы не знаем. Римская единица воинская – две тысячи, цифровое значение – сто тысяч. В одном человеке? А разве им негде жить больше? Они в свиней вошли. А что в свиньях? Разрежь, посмотри. Диавол любит разложение элементов: дым, курения, дым изо рта человека. И Пётр предупреждает все нации мира на все времена до сегодняшнего дня: трезвитесь! Нельзя бодрствовать, если трезвости нет. А если человек ещё пьёт, наркотики употребляет, одурманивает себя: чай, кофе и прочее, это тоже наркотики слабые. Причина одна. Противник наш не знает усталости, и ни один профессор не устоит перед его ложью. Он и на небе день и ночь клеветал на братий. Да и клеветать на нас легко. Я грешный человек, что-то заметил, увеличил, в гиперболической форме преподал. “Чем чудовищнее ложь, тем быстрее поверят”, - как говорил Геббельс, министр пропаганды Гитлера. Откр.12:10 – “низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь”. У него сна нет. Антоний тоже разговаривал с ним, и Макарий, и Илларион Великий. Чего он больше всего боится? Все чего-то боятся. Поста боишься? Он говорит: «Я вообще не ем, так что вы по сравнению со мной вы – ничто»;. «Может быть, бодрствования боишься, что мы не спим?»; Он отвечает: «Я ещё ни разу глаза не закрыл»;. И молиться может. “Так чего же ты боишься?” Он говорит: «Любви боюсь, когда люди отдают себя на страдания ради ближнего. Смирения боюсь. Слово “смирение” для меня самое невыносимое, терпеть его не могу”. А человек начинает воображать о себе: я верующая и прочее. Вера наша слабая, едва теплится. Большая вера несёт большие плоды. Главный плод – смирение. Дьявол любит гордых, а Бог противится дьяволу, и потому написано: Иак.4:6 – “Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать”. Даёт то, чего нет у дьявола. Смиренным. Что Бог даёт, и дьявол может дать. Он говорит: «Падши поклонись мне, и отдам все земли мира: отдам Россию, отдам Китай, над всеми будешь главнокомандующим, будешь главным императором»;.
Посмотрим, где говорится о трезвении. У одной женщины не было детей, она пришла, молилась, губы шевелились, а слов не было слышно. Первосвященник ошибся и говорит: 1Цар.1:14“И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего”. Потому что люди, когда по-настоящему верят, на них смотрят, как на больных, они как пьяные ведут себя. Да и на Апостолов, получивших Духа Святого, было первое обвинение – они напились сладкого вина. Наша радость напоминает чем-то радость пьяницы. Но написано: Песн.1:1 “Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина”. Всё в Нём. Итак: 1Кор.15:34“Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога”. Так Павел пишет Церкви, пишет людям, которые крещены им же, может быть. Потому что в послании он сам говорит, кого крестил, которых причащают теперь и исповедуют. И говорит: “Они не знают Бога”. Вот если бы сегодня Павел явился перед вселенской церковью и сказал: “Вы вообще Бога не знаете. Я вам не писал, чтобы вы каждый день исповедовали и литургию совершали, а послал вас проповедовать»;. Проповедовать, а потом и литургия пойдёт. Кто из людей знает сегодня Феофана Затворника? Покажите мне людей, которые в честь Феофана Затворника названы, а не во имя космонавта. Где храмы во имя Феофана Затворника? Его труды и учёность поражают своей громадностью. Его близко можем поставить только с Оригеном. Знание языков, глубокое прозрение ситуации. И он, видя всё, сказал: одно поколение, два, и православие на Руси кончилось. Он видел катастрофическое положение, в которое попала Россия. Слушала дьявола, через революционеров действовали, народовольцев напустили, вылезло обещание свободы – это всё он, дьявол. Трезвитесь! Он ссорит непрерывно людей. Детям всевает непослушание родителям, навевает сонливость, подбивает пропускать службы. Потому что ты слышишь проповедь здесь, ты получаешь благословение священническое. Не приходя в храм, ты ничего этого не имеешь. Почему ты не пришёл, причина тебе даже через год и не вспомнится, а ущерб, дыра, брешь, которую пробил дьявол твоим отсутствием, она в самой церкви.
Златоуст говорит, что неприходящий в храм хуже хама. А я тебя уговариваю приходить в храм. Хам только не прикрыл наготу отца, а ты мать раскрываешь. Мать – это церковь, мы все являемся её листиками. Смотрите, как храм наполнен. Ты не пришёл, и одно место уже оголилось, мы же так говорим. Ты мать оголяешь, хам, а я тебя уговариваю ходить в храм. Почему мы не можем согласиться? Потому что я тебе говорю по Слову Божию, а ты по наущению дьявола. Всё, что против Библии, – от дьявола, всё, что от храма отвлекает, – от дьявола, что отвлекает от православной церкви, – от дьявола, все тысячи сект – это не от Бога, вне церкви нет спасения. 1Фесс.5:6“Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться”. Пишет в портовый город Солунь. Что, разве мне совсем не спать? Ложась спать, ты только говори: “Господи, дай мне бодрости, дай крепости, на молитве быть бодрым!” Возник гнев, сомнение – сохрани, Господи! Каждое слово Библии будет сиять на Страшном Суде укором, если ты его не исполнишь. Нас будет судить Слово Божие. В Слове Божием нет ни одной лишней чёрточки, всё имеет великую тайну. А не так, что давайте одно переменим на другое. Люди, которые посягнули на это, они выпали из церковного гнезда, их уже не охраняет Господь, как Церковь, Свою невесту. 1Фесс.5:8“Мы же, будучи [сынами] дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлём надежды спасения”. Люди, которые не бодрствуют, они раздетые, шлёма спасения нет. Шлёма нет – меч сразу поразит голову. Дьявол бьёт в голову, всевает сомнение. Сотвори молитву и скажи: отойди от меня, сатана, ты мне соблазн. Вот первые слова, которые человек должен говорить, выходя утром на улицу: отрекаюсь сатаны и всех дел его. Мы сегодня это услышим. Вы купаетесь здесь в озере и думаете, что вода чистая? В воде сидит дьявол. У нас есть человек, которого он едва не лишил жизни накануне крещения. И сегодня будут читаться молитвы на изгнание дьявола из воды. Священник будет совершать страшные заклинательные молитвы против сатаны, написанные великим Иоанном Златоустом. Дьявол залезает в печень, в сердце, в мозги. Перечисляются органы тела. И в бане, и в озере, и в воздухе, и везде, - нет того места, где нет дьявола. У него легионы клевретов. Может быть, миллиарды. Потому что есть такое мнение, что на небе будет спасённых столько, сколько пало ангелов. А спасённых, ясно, не два и не три человека.
2Ездр.3:23“а когда истрезвятся от вина, не помнят, что делали”. Читанное надо помнить. Я всех прошу – ведите дневники. Мало кто ведёт. “А для чего он нужен?” Для того, чтобы на память пришли благодеяния Божии, чтобы уста были наполнены благодарностью. Я открываю дневники, а у меня они за сорок лет, я их вёл и в тюрьме, и в больнице, и в лагере и вижу, где мною ошибки были сделаны. Как появлялись люди, по какой причине они отошли, с чего начиналось. А так всё это забывается. Память подновляется дневником. Господи, умудри нас помнить, что есть рядом дьявол. Господь дал краткую молитву, и называется она молитва молитв, и эта краткая молитва, начинается с признания Творца Отцом своим, что Бог Иегова есть наш Отец. И говорим: “Отче наш”, и дальше: “избави нас от лукавого”. Христос напомнил нам: в каждой молитве мы должны помнить и о вражде лукавого. Не заменять его словом, как заменял Толстой словом “зло”. Хотя в переводе и это есть через запятую. Нет, это личность, реальная личность, и слова говорит смысловые: Мф.4:9 – “и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне”. Всё дам, диплом дам, невесту хорошую, жениха тебе найду. О чем ты мечтаешь, то он тебе и даст. Он сделает тебя банкиром, властителем мира, ибо он знает, о чём мы думаем. Не мысли знает он, а проявление их. Мысли не дано ему знать. Как от лукавого избавиться? Бог дал хранителя-Ангела. А если бы увидеть сатану? Серафим Саровский ответил Мотовилову на такое его пожелание: “Ваше боголюбие, зачем такие слова говоришь? Вид его отвратен и страшен. Можно с ума сойти, если ты его увидишь. И сила его неимоверна, нечеловеческая”. И святые реально боролись с ним. Вот стоит на молитве и бодрствует Илларион Великий. Минуту, может быть, задумался и слышит, кто-то сзади подходит и заскакивает к нему на шею. Заскочил как на коня и ударил его ногами: “Ну что, осёл, овса захотел?”. Илларион ослом свою плоть всегда называл. У Петра Могилы подобное было. Это реальная личность, которая не оставляет человека ни спящего, ни трезвящегося. Но когда человек под защитой Божией, тогда Бог хранит его.
1Макк.12:27 – “Посему, когда зашло солнце, Ионафан приказал своим бодрствовать, быть в вооружении и готовиться к сражению всю ночь, и поставил вокруг стана передовых сторожей”. Я в этом увидел образец, как мы должны заботиться о семье, об общине, о деревне – везде должна быть передовая стража. Это крестный ход с молитвой, окропление святой водой, искание святых молитв, чтобы Господь защитил и помиловал. 3Ездр.2:13“Идите и получите; просите себе дней малых, дабы они не замедлили. Уже готово для вас царство: бодрствуйте”. Готово, но мы можем его потерять. Дьявол может похитить. Пс.126:1“Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж”. Можно охранить, как вавилонские стены. Историки пишут, что высота стен была сто метров, не могу в это поверить. Как это? Три колесницы в ряд могли проезжать по стене. Но город пал, потому что не бодрствовали. Во время пиршества враги осушили реку, которая проходила под стеной города, и по руслу вошло вражеское войско. Пал, пал Вавилон, великая блудница. Вавилоном называется каждая душа, которая противится Богу, которая не понимает язык Божий. Пр.8:34“Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!”. Ума не хватает? Господи, пошли мне доброго разумения, вот здесь я не могу дело разрешить. Каждый день возникают какие-то ситуации новые. Надо не просто делать, отвечать, но предвидеть последствия. Почему и говорят, что умный человек знает, как из ямы вылезти, а мудрый знает, как не попасть туда. Песн.5:2 –Я сплю, а сердце моё бодрствует; [вот], голос моего возлюбленного, который стучится: «отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои - ночною влагою»;”. Это обращается душа ко Христу. Где бы ни был ты, как бы тебе ни было трудно, но повторяй: со мною Господь. Чувствуешь, что иссякают силы, близится смерть, но знай, возлюбленный Господь рядом. Мф.24:42“Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет”. И поэтому всё, что мы говорим, делаем, должно быть как бы последним. Последний раз взглянули сюда, последний раз посетил храм, прощайся. У меня очень близкий был человек, который снимал фильм о нас, Юрий Николаевич, ныне покойный. Я был дома у него после его смерти, разговаривал с его женой, и она говорит: «Он уходил в последний раз, и внизу на лестнице на первом этаже не горела лампочка. И он только руку поднял, она во свет попала, и помахал»;. Это было навсегда. В гостинице его нашли мёртвым. Я не знаю, чем объяснить его скоропостижную кончину; он готовился ко крещению у нас, и я долго не мог успокоиться. Такое было для меня потрясение, как о родной матери, об отце того не было. Я целый день ходил по городу и плакал. Я захожу в магазин, а продавщицы знакомые меня окружат, слёзы вытирают. Чья вина, что он не был крещён? Ко крещению надо стремиться. Он был мочёный. Теперь только остался в памяти и в молитвах. Последний взмах, и жена не найдёт себе места. Ждать надо этого часа.
Мф.26:41“бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна”. Если Апостолы не бодрствовали, то как я буду всегда бодрым? Помоги нам, Владыка. Мрк.13:37“А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте”. Деян.20:31 – “Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас”. Кто сегодня из священников это может сказать? Чтобы помнить, как учил день и ночь. Я искал момент. Ни на усталость не ссылался, ни на дальние поездки, откуда вернусь. Я день и ночь заботился, и вы бодрствуйте. Записывайте то, что я вам говорю. Вы будете потом искать это, Павел говорит. Не пободрствовали – послание к Лаодикийцам потеряли, первое послание к коринфянам потеряли, а второе уже назвали первым, а третье вторым. Послания Павла, и то не могли все сохранить. 1Пет.1:13“Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа”. Мне не устоять. Господи, помоги мне благодатью Твоею. Благодать есть трёх родов, и постоянно это повторяйте про себя: «Благодать призывающая, которая сегодня почти отсутствует в православии, - проповедь; благодать обращающая – зависит от первой: призыва нет, и обращать некого, просто ходи, постепенно привыкнешь; и третья благодать – освящающая, когда незапрещённый пастырь совершает Таинства. Остановились на последнем: приходи в храм, что-то тут сделается. Благодать освещающая не может действовать на мертвецов, и никто сегодня об этом не говорит. Идёт жуткий обман. Третью ступень берут при отсутствии первых двух, как говорит Феофан Затворник. А сектанты берут первые две, а отсутствует третья – нет священства. Сколько же у нас труда и с сектантами, и с православными. 1Пет.4:7 – “Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах”. Ты видишь, что приближается дикая, страшная битва Армагеддон – третьей мировой войны не избежать. Полагают, что Москва будет сожжена в один час. Итак, бодрствуйте в молитвах. Близок конец моей собственной жизни. Близок конец, может, Потеряевка последний день сегодня живёт. И Россия, вполне вероятно, может распасться на части, и до Урала будет только Китай. Кол.4:2“Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением”. Чтобы молитва была полноценнее, она должна быть из трёх этажей. Первая – просительная: хлеб наш насущный дай нам на сей день. А теперь: ибо Твоё есть Царство и сила и слава, благодарим Тебя. И на третью ступень нас церковь постоянно поднимает: слава Отцу и Сыну и Святому Духу, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, – это славословие херувимское. Надо всё время на каждой молитве приближаться к этой высшей степени херувимского пения.
1Фесс.5:10 – “умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним”. Кто может эти слова повторять? Павел написал эти слова к Фессалоникийцам. Если сказать, что я всегда с Ним, то сразу засмеются: “Ну, ты уж с Ним”. Кто в это поверит? А мы все названы святыми и возлюбленными. Мы освящены все в святом крещении. Откр.3:2 – “Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим”. Близкое – то, что пошатнулось, и то надо всё утвердить. К каждому человеку должен быть подход. Напоминаю слова Иоанна Златоуста о том, что для того, чтобы человека обратить, - вот первая и вторая благодать - обращающая и призывающая, - у человека призывающего должны быть тысячи талантов. В чём тот человек нуждается, почему ожесточился, что ему сказать, как его смирить, как привнести в него страх. Тысячи талантов. А вторая – обращающая совершенно не зависит ни от священника, ни от освящающей благодати, ни от первой призывающей – проповедника, но её полностью Бог берёт на себя. 1Кор.3:7 – “посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий”. Всё от Него. “А ты много проповедовал?”. Больше меня, кажется, никто не проповедовал в последнее столетие. В городе нельзя найти ни одного учреждения вплоть до сапожной мастерской, где бы я не проповедовал. И много обратилось? На одной руке, может, можно посчитать. Да ещё из этих кто дойдёт или нет, да и сам я где окажусь. 1Кор.9:27“но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным”. Третий вид благодати, третий род благодати – освящающая. Людей надо к ней и подвести, чтобы они осознавали, что без этого не обойтись, без Церкви нет спасения, без крещения от рук священника нет спасения. Златоуст говорит: а вот для этого вообще ни одного таланта не надо. Крестить - и ни одного таланта? Златоуст говорит: достаточно, чтоб человек был рукоположен и не запрещён. У священника требник, он по нему всё прочитает, книжечка у него в руках, карман широкий, и он всегда при этом оружии. За крещение никакой награды не будет, только то, что ты всё правильно исполнил. А вот обратить как? И поэтому пастыри должны ревновать о первой части благодати, о чём заботился Феофан Затворник. А это ты сохранишь, живя правильно. Откр.3:3 “Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя”. Небодрствующий человек делается мишенью дьявола и предметом, который неприятен Богу. Откр.16:15“Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его”. Что за одежда? Одежда двух родов. Первая одежда – это крещение. Гал.3:27“все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись”. Вторая – добрые дела.
Откр.19:8 – “И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых”. Мы крещение ещё не по полному чину совершаем. Когда по полному чину человек крестится, мужчина или женщина, – он до нитки должен быть раздет, ничего на нём не должно быть. Мы же сегодня их в белые одежды облекаем. Об этом мы читаем у Симеона Нового Богослова и у других святых отцов. Потом одевались в белые одежды, и они неделю в них ходили, и имели товарища, который носил перед ними свечу. Как при выходе из алтаря. Неделю! Но у нас этого ничего нет, да и нам просто, может быть, и невозможно выполнить. Но мы знаем, что в первоапостольской церкви это было. Итак, мы прочитали из первого послания Петра всего один стих. И Господь наводит на человека страх: бодрствуйте. Выходя из храма, ты скажи: Господи, я хочу быть бодрым, отгони от меня дьявола, иначе мне не устоять. Спрашивают: может ли дьявол покаяться? Нигде мы этого не видим, чтобы ему то было дано. Хотя всякие легенды слагаются или книги, как например “Печаль сатаны” М.Корелли. Будем мы бодрствовать – одержим полную победу. И с дьяволом не надо только бороться, но его надобно побеждать. Рим.16:20 – “Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь”. Ин.12:31“Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон”. Ему вынесен приговор. А мы, дети Света, чада дня, да бодрствуем и трезвимся, и получим награду за победу над дьяволом. Аминь.

О Слове Божием поэму расточил,
Пустил по миру нищей побирушкой,
Трёхтысячелетняя старушка та – Псалтирь,
С Давидом-пастушком вокруг отары кружит.
Псалом сто восемнадцатый успеть воспеть
Пытался, по утрам прогнав дремоту,
Намного легче, если ты аскет,
С проглядом у псалма в концовку смотришь.
А там, о, ужас, после заклинаний -
Любовь Творца в уставах и законе.
Потерянной овцой у волка на закланье,
А может, и ослом, слабейшей мелкой пони.
И что бы враг напротив ни творил,
Кому препятствий ни чинили люди,
На всё ответ и пастушонка крик:
“Мои враги Твои суды не любят!”
Увидит судей легион лукавый,
Корыстолюбцев – депутатов рать,
Вопит: “Они закон Христа бесславят,
Попы смогли и Бога обобрать”.
Вот прелукавейший и мёртвый президент,
Не царь и не король, – одни лохмотья.
Наш псалмопевец вычислил его в один момент:
“Всё оттого, что в Библию не смотрит!”
Услышал – поражение в Чечне,
Там тонны долларов, шутя, разворовали.
“Не дружат с Библией – победа только с ней,
Иначе трупами Россию всю завалят!”
Преследуют газетчики, напропалую лгут,
Им слово истины неведомо и чуждо,
И снова приговор: “Пусть Слово Божье с губ
И с перьев воспарят, – вот главное оружье!”
Непослушанье юности и оборзелость жён,
Нахальство, кровожадность у мужей
Смирит лишь Библия – всегда вооружён,
Поверженный телесно, воскрес душой уже! 06.08.07. ИгЛа

Список всех проповедей

355

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: