Кто больший?
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 4Указатель — Лук.22:24-27 [Зач.108Б]
Лук.22:24-27 – «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.» Любое начальствование связано с почтением – обращение какое к нему, больше он получает, намного больше. Вот министр «Просвещения», или там даже «Путей сообщения», получает больше зарплаты сельского учителя в 3 тысячи 850 раз. Почему же люди допускают такую несправедливость? Я не говорю о меньших, а о больших. Но будет строгое взыскание, а он вообще ничего не делает. Учитель убивается: излишние уроки у него, ученики непокоривые, работать просто невозможно. Так вот поставлено. Но главное, что ученики-то, это всё, перекинули на церковное. И люди, которые идут сегодня в священники, очень и очень многие, корыстными целями подталкиваются: «Вот, я буду там», – он заранее знает, что служить, как, сколько будет денег, какой приход. «Приход» иной, такой приход, что весь район, может быть, столько не получает. Священники, совсем мало получают, в сельских приходах; и тех, в которых платят много. Хорист рассказывает сейчас о себе, он обратился у баптистов и говорит: «Я когда-то ходил в православные храмы, и там было: “как, сколько платили? ” Я посмотрел – это больше средней зарплаты, примерно в сто раз» Это невероятно, это в годы советской власти, вообще за деньгами смотрели? Он говорит: «Что скрывать, это все знали; мы – артисты высокого ранга, они знают за что платят». У нас наоборот: я – служащий, и определяется потому скольким людям ты услужил, здесь всё наоборот, и поэтому переносить на Небесное наше земную иерархию – это неверно будет. Начальник пользуется каким-то уважением – да. Но вдруг читаем: Прем.Сол.6:5 – «Страшно и скоро Он явится вам, — и строг суд над начальствующими, 8 но начальствующим предстоит строгое испытание». С начальствующих будет строгий спрос. Почему святой Иоанн Златоуст говорит: «Намного легче подчиняться, чем командовать», – поэтому в семье труднее намного мужу, чем жене. А жене вообще не надо, она может как бессловесная быть. Бессловесная, я кошке наговариваю: «Ничего ты мне в ответ не скажешь». Довольная, видно, она – не может высказать. И ты вышла замуж – превратись в камень. С тебя ничего больше не надо, не спросится, он несёт ответственность за тебя. А ему-то ответит Бог или не ответит, да расслышит Он голос или не расслышит? Надо понимать правильно. Про себя скажу. Когда обратился, маленьким начальником мог быть, я до армии работал прорабом. Но я стал просить у Бога : «Господи, дай мне такую работу, чтобы головой я не работал, чтобы я мог целый день молиться про себя, размышлять». И Бог дал мне рубанок, кирочку – ложить кирпичи, и я всю жизнь на этом прожил. Я благодарю Бога, что не выбился нигде в начальники, никому ни разу. Главное, не позавидовал. Конечно, мало получал, но голова моя была всегда свободная. Это главное. Что ты ищешь? Если верующий, взвесь все «за» и «против». Какое с тебя будет строгое взыскание сегодня. Видишь: обманывают, разные кризисы назначают, рабочие на тебя будут злиться, а так, отработал где-то у станка, особенно на низшей работе где. «Да вот, работы нигде нет». На стройке всегда требуется, пойдите туда. Благодаря Бога научись прославлять Его за самую маленькую должность, кусок хлеба – вот это главное. Все учатся, а чему учатся? Недавно статистику дали: у нас 135 миллионов человек в стране – перепись показала; где-то 105 миллионов, которые ничего не производят, учителя, приставы, армия, остаётся там, но в эти 30 миллионов попадают только те, которые работают и их дети. Вот и всё, вот и считай: на одного работающего сколько у нас уже цепляется – 3 человека. «Кто из вас больше?» У них спор был между собою. Интересно послушать бы спор, записать, и на русский язык перевести: «Я первый пришёл». Конечно, это важно, Андрей мог даже наседать и на брата : «Я первый пришёл». Первому, ясное дело – почётное место. «Но Он мне сказал, что мне ключи от Царства Небесного; не открою и не войдёшь». Может быть, они на таком уровне разговаривали? А Иоанн? «На груди у Иисуса Христа лежал». Что-то они могли сказать. Если спор был, то спор должен подтверждаться какими-то данными. Почему они спорили об этом? Если я на какую-то должность претендую, а сегодня бывает конкурс объявляется; это везде, где настоящие работники нужны; какие-то задают задания им, как они отвечают… И у христиан это всё такое же. «Ты хотел быть священником?» – «Я? Никогда». Это было одним из самых часто повторяемых кошмарных снов. Когда, я, вдруг видел во сне, что меня поставили священником, я горько плакал: как это могли меня поставить? Но ни разу не видел себя, чтобы я был служащий. Ни разу. А то, что поставили, это я видел. Бог услышал мою просьбу к Нему, и Он так сделал. Другие бьются, и к епископу не попадут; меня, разные, даже митрополит Виталий, прям настаивали: «Вы не выйдете, пока не рукоположим вас». Отсюда уезжал епископ Вениамин, меня привёз туда, где молятся в Москве: «Вы должны поехать только священником в Америку!» Бог меня спас. Спас! Я как птица из сети ловящих избавился. И хорошо, что не получилось, и не было так. Потому, что мне бы никогда не удержаться. Теперь бы был просто поп-расстрига. А так нет. Господь это даёт. 1 Коринфянам 13:4 – любовь: вот первое, главное качество, по которому определяется человек по своей должности. Долготерпит даже против тебя кто-то, что-то сделал, никогда не надо на этом останавливаться: «Я сам согрешаю», – махни рукой на это дело. Главное – человека сохрани. Дальше: милосердствует, помилосердствуй, ошибся, неправильно сделал, что тебе; «Так, ты верующий?» – «Верующий» – «И я верующий. Помилуй, ибо тебя же Бог прощает». Рассказывают: священник один против сделал неправильно, согрешил там где-то, не то пилил лес, когда частное было; его судили, и судили свои крестьяне. Вы слышали такой был адвокат Кони, один из самых известных, как хирург Пирогов, и он в защиту священника вроде бы выступал и сказал: «Скажите, а вы верующие все?» – «Да, верующие». – «И на исповедь ходите?» – «Да.» – «А почему ходите, наверное что-то согрешали?» – «Да.» – «А кто вам прощал?» – «Да вот батюшка.» – «И сколько раз?» – «Ну, каждый год, ходим на пост.» – «А он один раз сделал, и вы не можете простить?» Они, говорит, голову опустили и все пошли, и с батюшкой не стали судиться. Надо найти, что сказать, ещё нужно. Ты сам знаешь, много раз согрешал; что уж прямо так вцепился: «А вот он мне так сказал, а он там подножку подставил, да про меня молву пустил». Но стоит ли это так уж ставить в смертный грех? Это твой авторитет, а я его ни во что, если не ставлю, то и нужды нет. Император Феодосий услышал, когда ему сказали, побуждая его наказать Антиохию, что его статуи свергли, да тащили статуи, всё лицо было в грязи. Он протёр лицо, как Иоанн Златоуст говорит «Да нет, вроде чистое». Да только делов – статуи, я войска введу, я сейчас убью тысячи людей. Войска-то наёмные, они не будут разбирать – малые или старые, подряд крушили всё. Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Какие качества? Я много не читаю, остановись, по буквам прочитай медленно-медленно и скажи: не завидует. А завидовал я кому, или нет? Это такой грех, который трудно обнаруживается в человеке. Может, во мне видели, а может, я его и сам не знаю ещё, этот грех. У меня всё до потрясения буквально. Вот я напишу стихотворение, оно написано и посылаю, и если там священство задевается, я говорю: они не учат, или что такое; как горох сыплются от меня из друзей священники, именно священники. Для меня я знаю, что так и будет, но каждый раз – это потрясение! Да какое же состояние, когда даже не тебя конкретно, я вообще сказал. Через ризу просматривается контуры погон – я написал, что они завербованы в чекисты и прочее. Звание давали, повышали, командировка ему в стан врага была, ну было же – один в поле воин. Помните, шпиона засылали куда своего, так и эти священники: они заканчивали с партийными билетами, и засылали их, чтобы изнутри развращать и прочее. Ничего тайного-то нет, это всё известно. Напился священник один, ну такой был слабый, на кладбище уже побирался; а у него полезли в карман – партийный билет, а баптисты его взяли, развернули и на него же, рядом с его лицом и сфотографировали, и показывали: «Вот, а вы говорите нет. Бывает, значит, я не знаю же». 1Петр.5:5 – «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» Стоит Бога только прославить за то, что Он допускает, и как обстановка сразу меняется. «Не мстите за себя возлюбленные», – доверься Богу. Особенно тяжко бывает, когда неверующий муж, а жена верующая; притесняет, унижает, насмехается, терпит, ещё – это наполовину, но бывает прямо притесняет, и не просто притесняет, а с физическим насилием. Прославь Бога, это твой крест. Я встречался с такими, не просто так, а через топор приходилось перешагивать, и в реанимации её отхаживали. И она не ушла, не бросила, а потом он обратился. Это всё перед Богом. 1Петр.5:6 – «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время.» Кто старше? Да кто смирится, тот и старше. Конечно, если я здесь обладаю должностью, за всем смотрю, я поневоле начинаю с этой высоты уже смотреть. Но помни, над тобой Бог есть, человек нечаянно это сделал. Но и не надо умирать от замечания, вот то, о чём я хочу сказать. Хотя ты большой, сам себе, и умный, но с кем не бывает? Сказанное никогда не держи где-то там, а как будто никогда и не было. Надо Бога просить, чтобы было забвение. А разве просят? Есть икона на прибавление ума – продаётся икона специально святой пророк Наум. Почему не продают икону для того, чтобы ума убавилось? Я много чем занимался, и это мешало мне. Но уже буквально в первые дни, как я обратился, я помолился Богу: «Господи, избавь меня от этих знаний, у меня знаний было море, сколько я занимался тогда! Удали это от меня, всё!» Я встал – как будто ничего нет, новая программа заложена. Бог просто переформатировал разум мой. Встал, вообще, как будто никогда ничего не было, не занимался, вот и всё! Оказывается молиться надо ещё и о забвении плохого, чтобы на молитве это никак не приходило. И помнить кто просил молиться об этом, надо так помнить, что будто бы та немощь, болезнь, скорбь постигла меня, и так это близко. Бодрствуйте в молитве за себя, бодрствуйте, помните, о чём говорить и не будьте как искушающие Господа. «Приготовь себя к молитве» – Сирахов говорит. Приготовить надо себя: – всем ли простил, немножко подумать, а может действительно я на кого-то что-то имею, а может, где-то я возгордился, сам того не замечаю, считаю, что мне всё позволено? Ведь это рядовому легче узнать: «Правда, а к чему я горжусь?» Вышестоящий, да если ещё как епископу дают власть безраздельную, он может ограбить священника, и судиться с ним нельзя. Закон такой! Этого нигде больше в мире такого нет, как у нас в церкви. Ни суда церковного не было, ничего. Знаете, у нас было: батюшку ограбил епископ – снял с него всё, и рясу и крест серебряный, по сегодняшний день не отдаёт. И судиться нельзя, закон запрещает! Мрк.10:37-39 – «Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься». Они даже минуты не подумали: «Можем». Как же это сможешь ты, если понимаешь, что уже крещёные вы; о каком крещении даже не знают. Настолько сильная жажда была власти: «Рядом с Иисусом бы». Но Он-то помыслы знает. Надо молиться об этом, чтобы в простоте умереть, не быть только начальником. «А ты бы согласился советником у кого-то начальника?» – «Может быть, согласился бы, да и то подумал бы, ведь отвечать за каждую душу придётся». «Если одна душа погибнет по твоей небрежности, о, пастырь тебе всей жизни не хватит рассчитаться за неё, ибо за неё умер Христос!» (Златоуст) Фил.2:3-5 – «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Это не сложность, не какая-то высшая математика и прочее: «не делай ближенему того, чего себе не желаешь». Раньше этих мыслей даже не допускали: «Как так?» – «Это – его дело, а это – моя карьера, я добиваюсь». Всё по-другому – ему выгодно это будет или не выгодно? А ему не будет от этого худо? То есть – это всё надо просчитывать. А особенно в глазах людей: «Не поносится ли Имя Господне, а как на это смотрят?», – потому, что мы не должны, говорит, иметь нарекания от внешних. Бывает человек невиновен, а на него нападают, ну такая молва идёт! А это препятствием является для рукоположения, чтобы имел добрые отзывы от внешних. «Так они несправедливо говорят?» – «Знает Павел это, но это остаётся на тебе. А они уже сразу говорят: “священником поставили, а он какой? ” Тебе никогда не доказать, пока побудь на другой должности ” экономом, там ещё какую-то должность; нельзя, надо учитывать». Мнение внешних нас не интересует, но их мнение влияет на других, и поэтому надо посмотреть – гожусь я для этой должности, или не гожусь. Рим.12:10 – «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте». Люди, спрашивают иногда : «А у вас есть любимчики, вот кого-то вы больше любите?» У Христа даже были любимчики, и у Бога есть любимчики. «Иакова возлюбил, а Исава возненавидел», когда они ещё не родились. Явно, что несправедливо, когда и одного часа они не жили, а уже на одном стоит, как бы, печать отвержения. Не тебе рассуждать это, Бог знает это, Исав может быть в раю. Надо согласиться с тем, что Бог нам дал. Бог ничего не делает, не открыв рабам своим. Он нам открыл, что грядут вот эти страшные времена на землю. И ты к этому приготовься, научиться не то что есть. С ближними рассуждай о скором пришествии Христа, и мы проповедуем о Грядущем, то есть Христа, Который вот-вот придёт; мы должны – оно всё близко и рядом. Предупреждаю, «чтобы день тот не застал нас спящими», и это бы не было для нас внезапностью. Мы знаем, что это занаряжено уже, это обязательно будет! Мы как-то к этому готовимся, даже летом жара такая, но мы знаем: впереди ещё зима холодная, и мы начинаем как-то готовить всё. Впереди – пришествие антихриста. Будет преследование, никакого уважения к религии не будет, одна будет религия, всё остальное будет сметено. Я всё думаю: как поладит антихрист с магометанами, с мусульманами? И как сумеют они поладить? Китай столько времени; и вдруг слышу сейчас отзывы, оттуда уже все к нему слагаются, все склоняются туда. Китай заявляет: в первую же буквально входит. Это всё просто делается. Кое-что подменят, у них свои тоже учителя, они немножко подправят, скажут, обрезывайтесь – это правильно, но только надо понимать, что мессия это - вот тот. Но все они, которые сегодня разные, все они будут единодушны против христиан истинных. Поэтому, не думать надо о том, что какое место занять, но во славе Божией, чтобы войти. Посему святой говорит: «Желаю быть у порога в Доме Божием, нежели в шатрах нечестия». У порога в Доме Божием, с той стороны, чтобы зайти. И поэтому в молитве нужно говорить, я так думаю: «Ангел Господень, помоги мне в смертный час прославить Тебя. Проведи меня по мытарствам и введи в Царство Христа Бога нашего!». Аминь.