Все противящиеся Ему стыдились
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 4Указатель — Лк.13:17 [Зач.71]
08.01.2013. Лк.13:17 – «И когда говорил Он это, все противящиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его». То, что впереди я сейчас говорил в проповеди, это ещё один стих повторяется: «Противящиеся ему стыдились». Поэтому сравнивать сегодняшних людей с тогдашними не всегда удаётся. Они не стыдятся злословия Истины. Вообще, как будто стыда никакого нет. Слово «стыдились» может быть там, где душа ещё живая. Сегодня с бесстыдством позорят друг друга, не признают священство, родителей, нравственность. Быт.2:25 – «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Это время. То есть безгрешность удаляет обычные мерки стыдливости. Как будет в раю, мы не знаем, но написано, что люди будут одеты в одежду праведности, будут какие-то венцы на них, которые люди будут слагать к ногам Искупившего их Агнца. Слагать венцы означает победу приписывать не себе. Я не пьяница не потому, что у меня крепкая воля (хотя все признают, что у меня крепкая сила воли), а потому что – Христос! Павел говорит: не я, но благодать, которая во мне. Благодать. Это же говорит и Пётр апостол, что не своей силой это достигли. Не сам он признал Его за Сына Божия, а свыше Отец небесный открыл. 4Цар.19:26 – «И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде. Они стали как трава в поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опалённый хлеб, прежде нежели выколосился». Я немного хотел объяснить слово «стыд». Когда говорят о человеке: бессовестный ты, бесстыжий. Это грозное обвинение, этими словами просто так не надо разбрасываться. Безбожник всегда бесстыжий. Всегда. Потому что совесть по- разному объясняется. Я сделал такое изречение для себя: «Совесть– это тот участок души, через который слышится голос Божий». И кому я ни предлагал, все соглашались (прямо богословы настоящие). Действительно так. Не душа, но участок души, который может быть сожжённый. Есть лицемеры, с сожжённой совестью своей. 1Езд.8:22 – «Так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его!» Вы слышали о том, какое несчастье случилось в Краснодарском крае в Азовском море: шестеро детей утонули и воспитатель. Указание премьера и президента: «Проверка всех лагерей!» Указание всем областным прокуратурам и губернаторам, т.е. на самом высшем уровне. Так что проверка вполне может быть и у нас. И они нас спрашивают (были корреспонденты из милицейской газеты): «А кто у вас тут охраняет всё?» -Господь. Ответ один должен быть. Как сказал Ездра. Мы же сказали: «Бог охраняет». И, поэтому попросить охрану на пути (а дорогой- то нападают бандиты, там выходят киллеры разные), и люди говорят: «А что же вы на Бога -то не надеялись?» Когда я вывожу детей, мне предлагает милиция две сопроводительной машины: одна спереди, другая сзади – по инструкции так положено. Я ни разу ещё не взял. Я говорю: «Нас Господь сохранит». И сохраняет. А недавно везли, и погибло несколько человек детей с охраной милицейской; и грузовик врезался и погибла одна из сопровождавших. Самая крепкая охрана – это Господь. Когда на Бога надеемся, то выше этого ничего нет, почему и Иоанн Златоуст говорит: «У каждой женщины охрана – её муж, но это очень ненадёжно; а у одинокой вдовицы, девицы охрана – Бог». Она полностью поручает себя Богу, поэтому замуж идя, ты охрану свою не улучшишь, а ухудшишь ещё. Ты доверься, говорит, Богу целиком. Мы здесь ограждены, потому что всё освящёно, водосвятие было, покропили в лагере, освящён лагерь; вокруг каждую ночь наши ходят, читают: «Да воскреснет Бог». Ведь, 45 лет – это не два дня! И у нас фактически всё снаружи остаётся, можно было всякие пакости сделать. Но Бог – дивный наш Иегова – хранит нас, Сын Его, Иисус Христос, защищает нас, Дух Святой обличает людей, что нельзя трогать нас. Иов19:3 – «Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня». Казалось бы, слово «стыд» должно остаться с ветхозаветным человеком. А вот не так. Только в Псалмах Давид о стыде 23 раза упоминает: «Они, бесстыдные, клевещут, окружают». «Евший со Мною хлеб поднимает на меня пяту». Это бесстыжие люди, они здесь родились, обратились через проповедь, и они же поносят. Это претерпел Златоуст, Христос, апостолы. И это естественно. «Это наши врачи, – говорит Иоанн Златоуст, – они помогают нам достичь Царства небесного». Они от ненужного, враги- поносители, освобождают нас. У них роль такая на них выпала – быть таким сосудом. Ибо в доме Божием есть сосуды в низком и высоком употреблении. Поэтому не обижаться на них, а плакать и молиться. Златоуст говорит в первую очередь о них, даже раньше, чем обо всех остальных. В Новом Завете уже, мне казалось, что слово «стыд» вообще только среди неверующих должно быть. Нет не так. 31 раз упоминает Дух Святой о стыде. Поселите этот стыд в детях. Он нужен всем, но максимально усилить его в детях, и особенно в девочках. Они этого не знают сегодня. Они могут рассказывать непотребные анекдоты, они многое знают. Поселите в них стыд. В Греции был такой обычай, что отцы с мальчиками в бане не мылись. Вот какой стыд был. А сегодня ничего этого не понимают. Мать, никогда не раздевайся при детях. Я не говорю про мальчиков. При девочках. Что бы они тело твоё не видели, как говорит святая Макрина. Притч.7:13 –«Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему». А сегодня на каждом шагу это. Мк.8:38 – «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами». Есть тут стыд и страх святой, который спасает. И есть стыд и страх, который сеть ставит и губит человека. 1Пет.4:16 – я эти слова особенно усиливаю, потому что сегодня день Петра и Павла. Что Пётр говорит: «А если (ты страдаешь) как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». «Да вот, если я буду в платке, да меня с работы выгонят, да если все в брюках, а я в юбке буду», – это стыдится. Не стыдись! Это ложный стыд. Не стыдись. Я прошу в храм на высоких каблуках не приходите, не портите ноги свои. Если ноги вообще портятся, тем более в храме. Не надо этого делать. Обувь должна быть так же, как конфигурация твоей подошвы. Ступать, быстро шагать. Это не благовестники. Мы иногда лицемерно одобряем то, что хвалит мир. Уничтожьте все платья с разрезами. Я вам говорил, откуда идут эти моды. Устыдитесь этого, просто устыдитесь. Куда бы ты ни пошла, ты же должна помолиться? Должна. Одной девице тоже хотелось пойти. «А можно пойти на танцы?» Тогда другого не было. Это не православные. Её пресвитер – пастор ей говорит: «Сестра, ты знаешь, что надо молиться? Помолись, пригласи с собой, сестра, Бога Христа, да и иди, раз по- другому не можешь». Она встала на молитву, помолилась: «А разве Христос пойдет со мною туда?» И всё кончилось на этом. Лекарство-то очень простое. Господу угодно, чтобы мы от мира это всё брали? Это мир придумал. Ничего более смешного, вредного нет, как высокие каблуки. Нет. Это уродство. Ты убежать не можешь – провалишься. Зачем? Роста себе не прибавишь. Не надо! Один раз забудь это, сбрось и больше не надо ничего. И главное, протестуют, держатся. Надо просто устыдиться. Бог дал нам ноги ходить на благовестие. Рим.6:21 – «Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть». Прежнюю свою жизнь не надо смаковать: а вот я там был, я пил – стыдно говорить о том, что мы делали. Я один иду. Вспомню, что было (никого нигде нет), застонет душа, и я слышу из груди стон смертный вырывается, и головой закрутишь: «О! Боже, от чего Ты отвел! Да где бы я был?» Да нигде не был. Давно умер бы, умер в грехе, как мои все сотоварищи, сошкольники. И Пётр нам сегодня напоминает о добром стыде. Павел напоминает: 1Кор.11:6 – «Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». Я видел неоднократно, как причащаются в храмах без платков. Священник разве этого не видит? Накрашенные. Я это видел за рубежом, видел у самого строгого архиерея, который причащал накрашенную бабушку лет 75, и голова какой-то тюлью накрыта. Я потом спросил: «Владыка, как же могли? – «Что ты, это матушка. Она вдова». То есть ей льгота особая даётся. Да если она матушка вдова, она должна быть примером, как Ангел. И нам есть на кого посмотреть. Кто молится за 80 лет, и не разу не садился. Устыдитесь остальные – живые примеры перед вашими глазами здесь, в нашем храме. 1Кор.15:34 – «Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога». Это он говорил не к кому-то, а тем, которые верующие в храме. Не писал же он послание к Нерону во дворец. Некоторые не знают, к стыду, говорю. -Неужели вам это не стыдно? Всё это одеяние. Одевайтесь, как прилично жене. Пустые разговоры не ведите. Придите в гости сегодня друг к другу, всё- таки сходите и скажите: «Вот апостол Павел пришёл, что бы он дал? -Вот давай Петра почитаем, давай Павла по главе. Этот день будет выделяться из других дней, а потом это всё войдёт в обычай, а дети передадут своим детям. Потому что евреям было сказано: «Если сидишь за столом, детям возвещай о дивных делах Божиих, а они в свою очередь – своим детям». Ну, если вы от телевизора не отходите, храм пропускаете, дети уже такие же будут, они другими не могут быть. Тит.1:11 – «Каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча чему не должно, из постыдной корысти». Бесстыдно сегодня в церкви назначают плату за крещение, за венчание. «Это самая настоящая симония», – говорил Патриарх Алексий II. Это согласно канонам так. Бог милует нас, у нас всё делается бесплатно. Одна святая десятина, больше ничего не должно быть. И когда читаем в Евангелии, что «Противящиеся Ему стыдились» – Ему, это значит Слову Божию. То, что я прочитал – это Библия святая. Если ты будешь противиться – это бесстыдство. Вы за столом, когда сидите дома, примите наш обычай лагерный. Книга Сираха говорит: «Стыдись и облокачивания на стол». Это бесстыдство – на стол облокачиваться и склоняться. К еде не склоняйся, ешь, как должно. Василий Великий говорит: «Всякое животное, скот наклоняется пище, а человек подносит к себе». Всё. Прочитал один раз и скажи: «Господи, мы не таковые, мы услышали Слово Твоё и устыдились, помоги нам исправиться. Аминь.