размер шрифта

Поиск по сайту




Се, Раба Господня

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 20

Указатель: Лук.1:38

Лук.1:38 – « Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел ». Слова Пресвятой Девы Марии «Се, раба Господня» дают основание нам думать, что Она была послушной в детстве, что Она с детства была наставлена в Священном Писании, знала празднования, книги пророков. Это мы узнаём из этих слов. Она – раба Господня, Она – Та, Кто исполняет повеления Своего Господина. И если Она эти слова говорит Ангелу – посланнику Божию, то ясно, что Она знает, что Ангел возвестил Ей то, что Бог ему повелел. И Её слова остаются для нас как эпиграф ко всей Её жизни: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему». Лук.1:48 – « отныне будут ублажать Меня все роды ». Вот что за основу монахи взяли. А что выше сказано, вообще не упоминают, как будто Она того и не говорила. Хотя слова ублажения имеют смысл далеко не тот, который сегодня этим словам придают. Пс.71:17 – « будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нём [племена], все народы ублажат его » - это о Соломоне написано – «от рода в род». Человек, который исполняет заповеди, – блажен. И ублажать будут женщину, которая встаёт рано, не спит много. Пр.31:28 – « Встают дети и ублажают её , - муж, и хвалит её ». Это всё упускают из виду, когда однобоко объясняют слово «ублажать», приоритетно относя целые тысячелетия только к Богородице. Слова «ублажать будут» говорятся не об одной Богородице, а об очень многих людях, которые исполняют заповеди Божии. Миллион, а может – миллиард женщин таких будет. Иак.5:11 – « Вот, мы ублажаем тех , которые терпели ». Но главные слова, которые выделяют Её из числа обычных людей, -то, что Она Раба в самом подлинном смысле. Она слышит голос Божий. И далее говорится, что Она была среди Иисусовых учеников. Мф.27:56 – « между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии , и мать сыновей Зеведеевых ». «Это Она», – Златоуст говорит. Она среди тех, которые встретили воскресшего Христа. Она была среди тех 120, когда сошёл Дух Святой. Это определённо. И Лука не случайно так много написал о Божией Матери, потому что он был где-то рядом. Его приписывают к 70 ученикам, так называемым малым Апостолам. И вот здесь назначено нам читать из послания Павла к Филиппийцам. Посланий Павла 14. Есть возлюбленный ученик Христа, сын Марии – Иоанн. Почему те, кто назначал сегодняшние чтения, оттуда не взяли? Вот это и называется - «исследовать Священное Писание».
А мы исследуем ещё и по ряду церковного чтения, почему на сегодняшний день, на Успение? Мы же празднуем, отмечаем сей день. И сразу припоминаются слова Златоуста: «Лучшее празднование памяти святого – это подражание ему». Что пользы, если ты говоришь: «я чту Иоанна Златоуста», - а труды его отвергаешь? Что пользы чтить пророка Михея, сына Иемвлая (память его вчера совершалась), если ни одного человека мы не можем ныне нигде встретить таких, как Михей. Ему советуют говорить, как все тогдашние патриархийные, к примеру: 3Цар.22:13 – « Посланный, который пошёл позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно [предвещают] царю доброе; пусть бы и твоё слово было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе ». Говори, как все, мы уже соединились… А он говорит: что Бог положил, то я и скажу. Жив Господь Бог. Он говорит: «Дух лжи вошёл в уста их, и поэтому они прорекли так». А его уговаривают. Сегодня память Успения Преблагословенной Девы Марии. Тот, кто составлял, что читать на сей случай, он не нашёл ничего в Писании. Нет о смерти Божией Матери в Библии ничего. Совершенно ни слова у Апостола Павла в во всех его 14 посланиях. Тот человек, видимо, думал, какое же Её главное качество, которому мы можем подражать. Подражать мы Ей в том можем, где есть наши усилия. Я не могу подражать Ей в красоте. От меня не зависело, какой рожусь, будет у меня слух хороший или нет, или я был бы уродом каким-то. А вот развить душу – это от нас зависит. Почему Господь и касается сердца, призывает «придите, все труждающиеся и обременённые». «Придите, послушайте», – Премудрость призывает: «Примите Мой хлеб, растворите Моё вино». А вот обратное действие, то есть зависящее от нашей стороны - услышать, придти, взять – это уже от нас зависит. И вот взято это место: «И всякий язык…». А во «всякий» ставь самого себя. Я ставлю своё имя сюда. Дабы всякий верующий во Христа имел жизнь вечную. «Всякий» - это и я» - Златоуст говорит. Присвой этот стих. Я остановлюсь на стихе «всякий». Мне что-то трудно далась сегодняшняя проповедь, трудно было соединить с Успением Божией Матери данное место Писания. Ни с какой стороны нельзя подойти к нему. Решил просто углубиться в молитву и попросить: «Господи, по словам разъясни». И увидел, что вот в этом «всяком» весь смысл. Что Божия Матерь была Исповедница. И в Её житии говорится о том, что Она проповедовала. Она призывала людей к покаянию. Она говорила, что Сын Её Христос – Мессия, пришедший, обещанный Богом Иеговой. Вот кто Она такая. И Её прославляют за исповедничество. И всякий язык исповедал, что Господь, Иисус Христос в Славу Бога Отца. Аминь.
Пс. 9:2 -«Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои». Псалмопевец Давид говорит так. Что такое исповедовать? Прошлый раз я говорил об исповедании – проповеди. Мы увидели, что словом «исповедать» (это не исповедь) – это проповедь, то есть другим говорить о Христе. Исповедь – это совсем другое, когда открывает человек свои грехи. Тут другая сторона слова. Сегодня хочу сказать, что «исповедать» означает «возвещать». Другим показать, открытую тебе истину донести до того, кого ты любишь. Кого любишь, тому желаешь спасения. А как же ты желаешь спасения, если молчишь, о Боге ему не говоришь?! Приложи все силы достучаться до его сердца. Бывает, что и сразу примет, а бывает, годами подготовка идёт, медленно, медленно. Не так, что сразу налетел на него: «Ты веришь, не веришь? Ты еретик, переходи к нам», - и пропал человек. Напоминаю о том, чтобы подготовить Деву Марию, потребовалось 5.500 лет. Рождались и умирали женщины и учили, говоря: «Девочка, ты можешь стать матерью обещанного Мессии». Можешь стать, и поэтому ты не имеешь права не выходить замуж. Ты обязана выйти замуж. А если на тебе жребий, а ты не выйдешь?! И за этим учителя израильские смотрели. Такой был закон в Израиле. Каждая обязана была выйти замуж. Ведь разница–то была немалая. Иосифу было 72 года, а ей 14,5 лет, когда Она родила. Ей 15-ти не было, когда Иисус был у Неё на руках. И на разницу никогда не смотрел. Главное было в том, чтобы воля Божия была исполнена. И это слово «исповедь» (возвещение) Она получила там, в храме, где Она слышала Слово Господне, и в Своей благочестивой семье. И Она читала, конечно, Псалтирь, написанный за 1000 лет до Её рождения. И Давид говорит: «Буду возвещать все чудеса Твои». Мы будем возвещать о чудесах Божиих? Да понимаем ли мы их? Чтобы возвещать чудеса Божии, нужно видеть их. Пс.118:64 – « Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим !». Когда перечисляется, за что славить Бога, то последние псалмы почитав, вы удивитесь. Подними глаза – град, снег, туман, рыбы большие, малые. И они славят Бога. А как туман славит? Ты не знаешь, поучись – узнай. Растения перечисляются, цветы, звёзды. Ангелы, девы, мужи, юноши – всё от Бога. Прославление величия Божия, тайн Его. Конечно, нужно знание природы, космоса, увидеть, как стройно текут звёзды. Давид всё это перечисляет. И о том надобно возвещать. Ис.40:6 -«Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота её - как цвет полевой».
Есть такая тайна, открытая людям с детства, но она не принимается и каждый день отторгается. Люди надеются не сегодня, а завтра, а может быть, как-то обойдётся. Написано: «всякая плоть, как трава». Попробуй с ребёнком поговорить. Я ему говорю, что все умирают и ты умрёшь, а он в ответ: «нет, не умру». Так интересно слушать. Он ещё ничего не знает, не понимает, что он тоже заражён грехом. И ты будешь старым. Смотри – бабушка, дедушка, – и ты такой же будешь». «Никогда!». Ребёнок ещё никак не может понять, что он пронизан весь смертью. 320 млрд. клеточек в человеческом организме, и они все пропитаны смертью. Всюду реквием. Всё пропитано формалином, запахом смерти. И ребёнку нужно дать знать, что есть жизнь. Но сначала нужно сказать, что он смертный и нужно к смерти приготовиться, ибо не знаешь, когда умрёшь. Часто летят в самолете, бабушка с внучками отправилась. Авария и никто из них уже никогда не прилетит… Родители никогда на аэродроме уже их не дождутся. И не могут опознать, они ли это. Надо возвещать: «всякая плоть –как трава». Об этом-то мы можем возвещать. Человек ведёт себя грубо, сквернословит. Ты скажи: «Смертный, за всё ответишь ты пред Богом». Зарони маленькое семечко, немного. Много не знаешь? Да он и не будет слушать. Но несколько слов ты можешь сказать. Моды какие-то царствуют ныне, но всё сие уйдет. Только Закон Божий жив. И ни одна йота из него не пропадёт. Ис.43:21 -« Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою». Но ныне обетование Израилю переходит на новый Израиль, как говорят святые отцы и блаженный Феофилакт. На верующих во Христа. Иегова образовал народ, даровал Духа Святого, благодать призывающую, обращающую и освящающую, чтобы мы возвещали Его имя, Его дела. «С какой целью, Господи, Тебе этот народ нужен?» «Возвещать славу Божию». Делами своими, словами, мыслями. Деян. 9:15,16 -«Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё». Сразу и вопрос: я избранный сосуд или нет? Матерь Божия была избранным сосудом. Так и говорится. О Павле тоже так сказано. И каждый из уверовавших в Иисуса Христа – избранный сосуд. А в доме Божием есть сосуды и в добром употреблении, и в низком. Одна цель ныне, когда Христос избрал тебя. Из негодного разбитого глиняного сосуда сделал золотым сосудом, чтобы возвещать о чудных делах Божьих, сделал нас Своею трубою. Применим это к себе, и жизнь сразу изменится. С утра настроимся на сие: я избранный сосуд для того, чтобы возвещать делами моими. Какой ты сосуд, если ты встаёшь, когда солнце уже высоко? А ты пропой вместе с подвижником: Пс.118:147 – « Предваряю рассвет и взываю; на слово Твоё уповаю ». Утренние часы - самые добрые. Интимная встреча с Богом, с Иисусом Христом, с Ангелом-хранителем, Божией Матерью, и она должна проходить тогда, когда ум не охвачен смятениями, волнениями, известиями, когда никто не мешает. Испытал ли ты это счастье? Как протопоп Аввакум писал: «Одна ночь в Желтоводском монастыре стоит всей твой жизни». То же самое я говорю о пасхальной ночи в Потеряевке.
1Кор. 2:1 – «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрост». Для чего мы приходили, для чего приезжали в гости? Для чего гостей принимаем, с какой целью, за стол с ними садимся? Для того, чтобы возвещать им свидетельство Божие. Накормить – это понятно, так все делают в мире. Наше застолье отличается от мирского тем, что здесь – свидетельство Слова Божия. Я избранный сосуд, с какой стороны ни ударь, он одинаково звенит. Еф. 6:19 -«молитесь и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования». Мы часто просим: «Помолитесь обо мне». Сейчас поехали братья наши на занятия. Учителей там собирают. Брат ко мне подошёл и говорит: «помолитесь обо мне, чтобы мне там с дерзновением дано было слово сказать. Учителя со всего района собираются». «Зря – говорю - не вылазь, но выжди момент, чтобы неназойливо сказать». Знать, где, когда – это исключительно важно. Можно всё дело испортить – не ко времени сказать. Сир.21:20 – « Притча из уст глупого отвратительна, ибо он не скажет ее в свое время ». Пр.18:2 – « Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум ». У девушки скорбь, а к ней в это время сватаются. Она, можети, и была бы расположена в другое время, а тут произнесла «постылый». И он навсегда потерял её. Вот об этом надо просить. Помолитесь, чтобы Бог дал нам всем ума и кротости.
Еф.6:19 – « и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования ». Об этом почти никто у нас не просит. Я завтра с епископом буду там, с архиереями, с митрополитом и чтобы уметь сказать, выбрать момент. Пример маленький хочу привести. Мне сказали: «Вот в этот магазин можно зайти и попросить спонсорскую помощь для лагеря – спортивный магазин». Директор как прячется, невозможно его никак найти, а потом один и говорит: «Он на улице как раз сейчас стоит». Я вышел и вижу, что детина под два метра ростом, и такой же рядом, и оба курят, разговаривают. Подумал: «Чего от него ждать?!» Он на меня во второй раз посмотрел. Стал мимо проходить, и я решился и остановил его. А он настолько был расположен, что всё, что я нынче раздавал детям, это он дал. Мы тогда стояли и молились вдвоём с братом. Подарил хозяину тому свою книгу. Он машину пригнал ко мне на дом! «И в другие места приходится отдавать». И куда бы мы ни пошли, помолитесь, чтобы с дерзновением можно было сказать о Христе. Кто лучшая Проповедница, чем Божья Матерь? Вот почему и указано читать это место: Кол. 4:3-4 - « Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл её, как должно мне возвещать » . Павел молится о всём своём содружестве, он не один, были у него помощники: Епафраст, с ним рядом Тертий, Тимофей, Лука. Молитесь о нас. Не то, чтобы только здоровья Бог дал, это и так понятно, это мы умеем просить. Достатка, чтобы с голоду не умерли - накормят. И Павел нуждался, чтобы молитва раскрыла уста его. Дерзновение - означает смелость. Когда мы последний раз просили об этом? «Вот у меня сын в командировке, помолитесь за него». Понятно, чтобы колесо не отскочило. Он в пути, встречаются разные люди, и нужно о том просить, чтобы ему с дерзновением сказать о любви Божией, о скором Его пришествии. Вот об этом надо научиться просить. Тогда празднование будет ненапрасным. И далее: « дабы я открыто возвещал как должно мне » . Слово «возвещать» повторяется в одной только книге Псалтырь семнадцать раз! Православные разве не читают Псалтырь? Разве старообрядцы не читают Псалтырь? Да она у них любимая книга. Её читают и для живых, и для покойных. И при начале дня в утренних молитвах 50-й псалом. И «возвещают», только и им самим непонятно, кто и кому… 17 раз. И прошло 20 столетий, и ни разу не возвестили. Никому. «А это не надо, лежало оно тысячу лет, пусть дальше лежит».
Итак, если мы желаем, чтобы сей праздник стал для нас великой пользой, чтобы мы не напрасно сюда приходили, будем подражать Божией Матери. Она сегодня взята в пример монахами: «Она наша Защитница, Она Первая Монахиня», и всё, как говорят, накрутки монашеские и пустые. Ничего этого в жизни Её не было, Она никуда в пустыню не уходила, Она никогда монастыря не видела, не знала. Вчера читали Иезекиилево пророчество. Не я назначал это чтение на день Преблагословенной. И всегда читается одно и то же. Там врата, и этими дверями войдёт и выйдет, и никто не зайдёт. То есть она родила, другой не родится - вратами называется исход из чресл. Так почему же одно предложение отрывается, «выйдет», а там написано «и войдёт». Иез.44:2 – « И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдёт ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошёл ими, и они будут затворены. Что до князя, он, [как] князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдёт путем притвора этих ворот, и тем же путём выйдёт ». Не входил же обратно, обманывают. Нельзя пророчество на полуслове обрывать. И настолько всё это искусственно. Но мы и из этого постараемся взять полезное. Никто этими дверями не войдёт. Какими дверями? Златоуст говорит: «Двери – это Священное Писание». Иоан.10:1 – « Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник ». И Он вошёл дверьми, ибо всё Писание исполнилось на Нём, все пророчества исполнились. Я говорил об этом, что если бы Иуде дали 31 сребренник или 29, то это был бы уже не Христос. Иоанн Златоуст говорит: «Одно пророчество не исполнилось бы, и мы узнали бы, что это лжец и антихрист». Вот какими вратами войдёт и выйдет. Не о Божией Матери речь идёт, а о жизни Христа. И благословенны мы будем у Господа, и блаженными будем, если крепко себе установим в памяти: подражать нашему Спасителю Иисусу Христу и Божией Матери. Аминь.

Учил Господь собой пренебрегать ,
Сон сокращать, без хлеба на дорогу.
На юге проще; на Руси пурга,
Таких отшельников ей дважды два угробить.
Так как же применить на наши дни,
Согласно власти, местности и чрева,
По теплотрассам не пришлось чтоб гнить,
Искать запретного до праздников сугрева.
На птичьи гнёзда, норы у зверья
В Сибири не потянешь, околеешь,
А подвиг твой уйдёт куда-то зря,
И будешь маяться, как современный леший.
Посильный груз сумей определить,
Живя в квартире, пусть с благоустройством;
Конечно, мы не принцы-короли,
Но расставаться с этим так не просто.
Нам надо выделить в неделю час-другой,
Пройтись с последним, может, благовестьем.
Быть может, возопит евангельский слепой,
Прозрит на проповедь, не усидит на месте.
Кто может, жертвуй завтрак, не щадя,
О завтрашнем Бог обещал подумать.
За нашим подвигом и недруги следят,
Мы не юродствуем, пораспустивши слюни.
Свобода кончится и запуржит внезапно,
Уйдёт как бы не бывшая в архивы.
Принюхайтесь, горелый тянет запах,
И где окажется беспечный, то есть хилый?
Накачивайте мускулы души,
Готовьтесь быть лишёнными жилища,
Всё, что сегодня кажется, как шик,
Тогда отнимется и наречётся лишним.
Бог наши закрома вполне заполнит,
Тогда и будем хлебом для других,
Но сохранят ли силу названные солью,
Которой да осолятся враги?! 10.12.06. ИгЛа

Список всех проповедей

347

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: