размер шрифта

Поиск по сайту




Познавать Бога всем

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 19

Указатель: Кол.3:4-11

Апостол Павел в послании к Колоссянам в 3 главе с 4 по 11 стих говорит о совлечении ветхого человека и обновлении в нового. Это всё есть в каждом человеке. Чем ближе Cлово Божие к нам по отношению к другим книгам? Тем, что я делаюсь соучастником того, что читаю. Прочитай «Войну и мир» - всё это было в прошлом. Прочитай «Красное колесо» - интересно, исторические данные, моя родина, – в конце должен буду сказать, что это было. Я никак там не могу участвовать, даже при самом большом воображении; я бы выступил за белых или за красных, или представил себя министром, - это просто игра воображения. Здесь же в Библии конкретно: ветхий человек на тебе висит, воняет каждый день, и с ним всё, как положено, он ещё жив и должен умереть. Своё ищет: побольше, послаще, поспать. Ветхий человек требует заступиться за себя: за оскорбление ответить, отплатить той же монетой. И вдруг, – новая эра. Сразу всё направлено к тому, чтобы преобразить человека, как говорят святые отцы, – обожить. Человеком стал истинным, с большой буквы, – Христос, с неба сошедший, Сын Божий, чтобы каждого человека обожить, придать ему божественные качества, одеть в нового человека. Сегодня много разных наук: социология, психология, и многое, что вокруг души вращается. Гуманитарные науки, постижение личности, личностные качества, совместимость характеров. Долго готовят, чтобы вместе под одну крышу людей посадить. Допустим, в космический корабль – это не просто кандидатура пала на кого-то, но чтобы была у них психологическая совместимость. Возвращаются, и как? «Всё полетело вверх тормашками». С первого дня оказалось, что он любит одно, а этот любит такой-то запах. Ветхий человек заявляет о себе очень активно, настаивает на своих правах. Маленький ребёнок тянется, нервничает, бьёт по руке родителей, – чего он ищет? Ветхий человек, дух противления, он Богу противится. Вот этой науки-то нет нигде. Но если этой науки нет, то они вообще не начинали изучать человека, они вообще ничего не понимают – люди неверующие. Допустим, что если бы даже я всё узнал о человеке, как он зарождается, а дальше что? Тупиковая ситуация везде. Нельзя сказать «плохо», и не иметь ничего впереди. Плохо тогда, когда знаешь, что есть что-то лучшее, с чем сравнивать. И к этому лучшему я стремлюсь. Мало пшеницы собирают, 14 центнеров считается за хороший урожай. А в Чехословакии нормальный урожай – 47 центнеров с гектара, во Франции более 60 собирают. У Исаака, сына Аврамова – стократный был. Быт.26:12 – «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь». Лук.8:8 – «а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» Я спрашиваю агрономов: «это возможно?» «На опытном участке, когда растёт вместе несколько колосков на одном стебле, теоретически». Все оговорки, а в конце концов и нет ничего. Так вот, чтобы обновиться, преобразиться в нового человека и плодоносить, любить небесное, что нам не принадлежит, это невозможно. Апостол Павел призывает людей, которые пришли из язычества, не знающих ничего, кроме перечисленного: грубости, ругани, сквернословия. Да ведь одно слово «сквернословие» не разъяснишь. Скверно – неприятно, а у каждого народа своё понятие. Ты спроси немца: как ругаются? «Разрази тебя гром и молния». Это у них очень сильное ругательство, а у нас даже и нужды нет, скажи, и внимания не обратят. У казахов – «баранья голова». А у нас, скажи «баранья голова», - ну и что. А вот у русских, - именно матерное, осквернение матери. Я долго думал, из-за чего? Может, из-за того, что русская мать родила такого изверга, который поверг всю Россию, поломал храмы? Одно только слово разбери, и ты уже поймёшь – не можешь отстать от скверны. Разозлился – выскочило. Оно где-то таилось. В новом человеке этого ничего нет. Мгновенно от сего освобождается душа, перерождается. Мы слышали свидетельство человека, который стал потом монахом: «Я предложения не мог сказать без матерщины, но когда обратился, вся окалина отстала». Его встретил однажды бывший его знакомый комсомольский работник, и спросил: «Я понимаю, люди могут уверовать, а как насчёт языка»? Тот остановился и стал припоминать и оказалось, что вот уже четыре месяца, как он стал верующий, и ни разу не изругался.
Это новый человек. Имя, физиономия, всё совершенно то же самое, но он другой. Внутренне душа, омытая Кровью Иисуса Христа, делается сродницей Ему. И вот к этому Павел призывает - обновиться в нового человека. Об этом надо постоянно просить, а не говорить так: «Да у меня характер такой». Какой характер, – ветхой природы? Привыкли повторять: «У каждого душа по природе христианка», – Тертуллиан сказал. Ты узнай, какая душа. Душа по природе язычница, скотоподобная, вот кто она такая, душа-то. Она по природе христианка – по райской природе, в раю, и тогда, когда она обновляется в познании Христа. И вот этого познания нужно искать. А где есть наука «Познание Бога»? В семинарии – нет, в академии – нет. Они вообще Бога не знают. Исихасты. Мне звонят из академии и спрашивают: «А как вы относитесь к чтению молитвы Иисусовой?» Положительно отношусь, но не больше трёх раз. От силы утром спросонок ещё десять раз повторяю, и ты посмотри, сколько у меня времени на это уходит, чтобы десять раз сказать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Я мечусь у вчерашнего, смотрю в будущее, от чего мне избавиться надо. Что пользы тараторить 40 раз на одном дыхании сказать «Господи, помилуй», - это насмешка, по другому нельзя сказать.
В первой книге Библии «Бытие» 2 глава, 9 стих уже говорится о каком-то познании – об этом дереве. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». Жена увидела, что оно вожделенно, потому, что даёт знание. Вот это дерево выросло очень кустистое, широкое, по всёй земле. Вар.3:23 – «Сыновья Агари искали земного знания, равно и купцы Мерры и Фемана, и баснословы и исследователи знания; но пути премудрости не познали и не заметили стезей её». Земного знания ищут везде. Учится, получает специальность, но речь идёт о чреве. Пр.16:26 – «Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его [к] [тому] рот его». Буду пять учиться, чтобы к хорошему куску прислониться. Смысл-то очень легко понять. А познание Бога, такой предмет тебе где преподадут? Вот здесь тебе дадут, потому что у нас Библия, и притом Библия в православном понимании. Пс.9:17 – «Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих». Читал воспоминания одного узника в ГУЛаге, как в деревне всё громили, прятались, и он бежал, а потом вернулся домой. Свет не зажигали - комсомольцы в окна заглядывают. И они сели под подоконником, чтобы их не видно было-то. Он приехал братишку с собой забрать, в деревне голод. В город привёз, и не знает, куда его деть. Увидел у котлов бродяг, бомжей, жулики гуляют. Подошёл: «Братва, возьмите моего брата, научите его воровать». Сам же стал человеком как будто. Его предал начальник в армии, узнал, что он из зажиточной семьи. И когда уже в лагере ему сказали, что был суд, и командира дивизии и полка предавшего его, расстреляли. Он говорит, что впервые широко перекрестился и сказал: «Есть Бог! Долго терпит, да крепко бьёт». Сие отношу к этому слову. Когда казнь совершается, крушение – скажи: есть Бог. «Познан был Господь по суду, который Он совершил». Посмотри, какие империи падали, а ведь у них всех были защитники, приспешники. Это всё история. Но на наших глазах свершилось крушение одной из величайших держав мира – Советского Союза. Посмотрите, в каких конвульсиях находятся сегодня приверженцы той системы, они пускаются во все тяжкие сегодня любыми путями. Молодёжь учат, готовят кадры боевиков, и прочее. Познан был Господь по суду, и ещё будет познан, чем это всё кончится. Даже ничего бы не было известно, одно бы знал только, что это от Бога. Кто царя расстреливал, они почти все попали под репрессии. Так это же были приспешники главы государства, - все пошли под нож. И вся ленинская гвардия пошла под нож. 1937-й год – славный год, чудный год! Это год возмездия, и познан был Господь. И они все пошли под нож, в подвалы Лубянки, в ГУЛаг, - познан был Бог. Пр.1:5«послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы». Давид прямо обращает нас к Библии. Соломон знал, откуда брать – от Бога мудрость. Тогда, конечно, ни о каком Новом Завете речи не было. Если ты будешь иметь желание изучать Слово Божие, то уразумеешь страх Господень и найдёшь познание о Боге, (Пр.2:5), притом ежедневно. Всюду и везде, чтобы ты только ни увидел, подумай: и это от Бога. Хорошее, плохое; и что плохое даже, в своё время будет признано нужным и хорошим. Сир.40:22 – «и нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все в свое время откроется». Сир.40:41 – «и нельзя сказать: «это хуже того», ибо всё в своё время признано будет хорошим». Пр.9:10«Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого – разум». Нигде ни в одном месте в познание чего-то не приглашается человек, как в познание Бога. Но где? Опять же – через Слово Его святое. Познание Бога – от Слова Божия. Говорят о патриархе Никоне, что он был большой канонист. В каноны врезались. Я нигде про Никона не прочитал, что он отлично знал Слово Божие, ибо он на него даже и не ссылается никак. Им не познан был Бог, иначе этого раскола-то бы не было. Сейчас все понимают, что разделение, раскол старообрядческий – вина была целиком на одном Никоне. Реформа ничего не дала: во-первых, она расколола русскую нацию, хлынул запад сюда, и провалилась Россия в это масонское окно, прорубленное Петром. Сегодня это уже все понимают, даже пусть чуть-чуть соображающие. Еккл.1:18«потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Какое познание? Исследование людей, потому что область соприкосновения с неизвестным расширяется, если круг познанного увеличивается, и ты каждый раз осознаёшь, что знаешь мало. А мы-то не знаем ничего о человеке, а нам только кажется, что мы что-то знаем. Люди, которые начали что-то исследовать, они понимают: за открытым ещё что-то есть. Электричество. Кто думает о том, что там с какой-то скоростью что-то движется, нагревается? А ведь первый, кто увидел, что в магнитном поле поворачивается рамка металлическая, был Майкл Фарадей, он не понял, из-за чего так совершается, и думал мучительно и наконец сошёл с ума. И вот с этой пружинкой ходил до самой смерти и не понимал. Познание увеличило скорбь до умопомешательства. Но на этом построилось потом другое. Мы не должны так входить в исследования, чтобы разум терять. Я хочу знать Господа и себя, больше меня ничто не интересует, а в этом всё остальное, и познание Божественной мудрости.
Ос.4:1 – «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле». Претензии Божии к людям какие? Нет истины нигде. А если есть истина, то половинчатая, четвертинка от неё, кромка какая-то, многое не договаривают, и нет Богопознания. Оказывается, и за это Бог будет судить. А почему ты Бога не познал? «Да у нас не преподавали». Варвара великомученица сидела одна, смотрела на звёзды и пришла к убеждению, что эти мёртвые идолы, статуэтки ничего не могли сделать, и она их выбросила в окно. Девчонка умом, через смотрения на небо, познала Невидимого. Во времена парижской коммуны творцы её похвалялись, что скроют Бога. Один крестьянин спросил: «Мы надеемся, что небо вы не закроете?. А по звёздам мы всё равно путь к Богу найдём». Богопознания, Боговедения надо искать, и просит о том Бог. Бог, а имя Его какое? Бог есть Любовь, Бог Страх, Бог Дивный.
Авв.2:14«Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море». Отношу это к знающим Писание и к вечности. 2Петр.1:2 – «благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего». Когда священник выходит из алтаря, даёт крестным знамением благословение, но в чём? Наклонили головы, внешне мы всё знаем, как делать. Стоим, как будто мимы театральные, если ничего не соображаем-то; он двери откроет, рукой на нас махнёт, в воздухе начертит крестное знамение, мы поклонимся, а дальше-то запятая стоит: Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Священнику надо это разъяснить сначала: «Я вас благословляю, чтобы вы Бога больше знали, а не друг за другом подсматривали, но дивную Его милость познавали». За каждым крестным знамением – благословение на познание Бога, оказывается, стоит. Пётр рыбаком был. Слова «познайте Господа» пять раз встречается у него, как ни у одного другого автора Библии. Он был как бы переосиян светом познания Бога, ещё тем светом на Фаворе, и он только и думал, как бы дать это познание Бога людям: «Я видел Его, я ощущал Его, я слышал». 2Петр.1:3 – «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию». Только через познание Христа мы можем этой славы добиться. А познание славы в том, чтобы знать Его любовь, Его милость к падшему творению. Кто мы такие? Микробы, молекулы, и того меньше. И с неба сходит Второе Лицо Троицы, воплощается, страдает за нас, умирает, проливает кровь. Познание славы, – об этом надо говорить. По телефону иной раз звоню кому-то из вас, не могу минут 20 дозвониться. Может, вразумятся некоторые, когда повременная оплата будет. Поинтересуюсь: с кем же ты так долго разговаривал? «Что вы в мою личную жизнь лезете?». Не личная жизнь, а это ветхий человек. «Да это я так разговаривала с дочкой». «А о чём? Ты ей о Боге рассказывала?» «Нет». Ну что же так долго можно рассказывать? Спросила бы: «Дочь, ты живая?». «Живая». «Бога не познала ещё?». «Нет». «Всё, мне некогда, до свиданья, я пошла за Христом». Трубку положила, и всё закончилось. Что вы говорили, вспомните, что наговорили – не вёдра, а кубометры, и нигде ничего нет, никто к Богу не подвинулся. 2Петр.1:8«Если это в вас есть и умножается, добрые дела и прочее, то вы не останетесь без успеха и плода, - какого плода? - в познании Господа нашего Иисуса Христа». И за всем стоит награда, плод за послушание – познание Господа. И опять: 2Пет.2:20 – «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого».
Рим.15:14«И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания, - а какого? - о спасении, - можете наставлять друг друга». Речь-то идёт не о священниках, конечно, а о мирянах. Откуда взяли это, что достаточно того, что ты на исповедь ходишь и причащаешься? Говорят, что живи только нормально, жертвуй милостыню и прочее. И главное, чтобы милостыню умели подавать. А больше мы ведь нигде не читаем, ни в Житиях, нигде нет о познании Бога. Тут другое, - что вы можете наставлять друг друга. Это послание актуально по сегодняшний день. Так почему же этого нигде не было: «в познании любви Божией»? Сектанты только по этому месту ударили, как бы по одной струне, и всё повалилось у православных. Встречаются нам сектанты, и могу ответственно сказать, что они знают Писание лучше. Не случайно же описывается состояние чешского народа через 70 лет после того, как казнили Яна Гуса. Католический кардинал, проезжавший по Чехии, сделал запись, что средняя чешская женщина, кухарка, знает Библию лучше, чем средний итальянский священник. Приговор вынес сам себе католический кардинал. 1Кор.1:5 – «потому что в Нём, во Христе, вы обогатились всем, всяким словом»; каким словом? Разве словарь Даля взяли, стали изучать слова? – нет. Но Словом Божиим. Но куда и как его применить? И всяким познанием». 1Кор.13:2«Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто». Это касается и Библии. Библию знаешь, и всё время её применяй: а так ли я поступаю, а как изменила она меня на сегодняшний день. 2Кор.2:14 – «Но благодарение Богу, Который всегда даёт нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте». Нами, всеми вместе. Познания, - не держать в себе, а нести для других. 2Кор.4:6«потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Если ты знать будешь Христа, как любовь, как милосердие, долготерпение, говорить о Его скором пришествии, то ты уже познал Его. Это всё из Евангелия узнаётся. 2Кор.10:5«и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление, для чего? в послушание Христу». Кто бы что ни знал, будь то сектант, еретик, неверующий, все мы пленяем в послушание Иисусу Христу познанием Священного Писания и Библии. Если этого нет, то ничего нет, напрасно мы болеем. Знакомый в больнице лежит и он каждый день заказывает новые книги. Идёт работа. Кто кого лечит, уже не поймёшь. Книги только отошлю, на следующий день звонит: ещё присылай. Оптимизм должен быть. Мы на пустынном пространстве работать должны уметь. Фил.1:9«и молюсь о том, чтобы любовь ваша ещё более и более возрастала в познании и всяком чувстве». Чувстве каком? Сострадания, милосердия. Фил.3:8«Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа». Вот ради этого стоит отказаться от сладкого. От всего отказаться. Сегодня, конечно, учатся и не отказываются, а раньше так было: вызывали, допрашивали. Или, или - прямо вопрос стоял.
1Тим.2:4«Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». «Знаю я истину или нет?» – сам себе задай вопрос. И если знаешь, то задай второй вопрос: откуда познания? Из Священного Писания. Другие не знают. Могу ли я молчать, могу ли не пойти к ним. Постоянно звоните. Кто жертвовал деньги на издание книг, на эту сумму берите книги, работайте, книги очень сильно работают. Люди внимательные к тому, что даёшь. Человек если даже одну строчку прочитает, на него это подействует. 2Тим.3:7 «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины». Скажем на это – да не будет этого с нами. Фил.1:6«дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе». Евр.10:26«Ибо если мы, получив познание истины, - а нам Бог это открыл, - произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи», и причастие не поможет, но останется только одно – вера в то, что грядёт Страшный Суд и возмездие в огне вечном. И этого да не будет с нами. Поэтому наставления Павла, чтобы мы преображались в познание Познавшего нас, остаётся в силе - и утром, и вечером, и в ночи. Аминь.

Опрокинулся башенный кран по соседству,
И стройка заглохла в останках от бури.
Уж слишком высок был – высотам наместник,
И нос задирал по нужде, не от дури.
Пришло осознание важности крана,
На каждом хребте кирпичи примостились;
Он строил не что-то, а купол у храма –
Грохочут подковы теперь по настилу.
Кому-то тот купол и колокол тяжкий
Хоть век не достройся – и он не застонет.
Пузанчик прохожий лишь щёлкнет подтяжкой,
Ему не причём колокольные звоны.
А тем, кто молиться приходит привычно сюда,
И крестится истово от колокольных ударов,
Прошёл в них «язык» металлический не без следа,
Боясь опоздать в толкотне бессловесной отары.
Кому достаются с лихвою удары и шишки
От всех непогодных лихих перемен?
Кто выше других, лучше видит и слышит,
Досталось в три смены тросами греметь.
Пример для себя извлеки в катастрофе,
Что ждёт нас, когда мы лишимся священства?
Припомним от прежних застолий кусочки и крохи
Того, что за праздничным ели присестом.
Нам, верным Писанью и правым канонам,
Нельзя без епископа – вовсе нельзя,
Нас сразу раздавят упрёками гномы,
Упрёком в сектантстве возвысится тухлый слизняк.
Вручную достроим – тот кран нам пока не поднять,
Придётся послам по епархиям дальним разведать,
Придётся послов ожидать по часам, не по дням,
И поиск, конечно, пройдёт не бесследно.
Пусть каждый себя ощутит языком колокольным
При чуде смиренья Евангельской веры.
И будем воистину кровообразующей солью,
Нам Бог Иегова Собой восполняет потери. 09.12.06. ИгЛа

Список всех проповедей

435

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: