О чём возвестил нам Господь
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 4Указатель — Лк.2:15-16 [Зач.5]
26.07.2009. Лк.2:15-16 - «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях». Эти слова читаются в храме и тут толковать вообще нечего. Давайте посмотрим, как это всё выглядело: Ангелы отошли на небо, а пастухи, уже согласно между собою, идут в Вифлеем посмотреть; может, только один кто-то остался за скотиной наблюдать, а может, и нет. Как важно друг другу рассказывать и по согласию находить путь ко Христу. Мы поехали на благовестие, а вы организуйте второе место - машины-то ещё стоят. Подойдите к нему и скажите: «Они поехали в ту деревню, давайте поездку в другую деревню организуем сами». Вот она деревня - рядом, давайте посмотрим! Я стал ещё внимательнее смотреть это место - оно было прочитано мною неоднократно: Лк.2:15 - «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь». Господа они и не видели - они знали, что это были Ангелы. А почему они тогда сказали, что им возвестил Господь? Да потому что Ангелы - это служители Господни. Поэтому, всё что говорит нам Священное Писание, хотя бы это были слова пророка или Апостола - это Господь сказал. «о чём возвестил нам Господь», - ты посмотри, сколько за этим открывается. А если просто читать, то пробежал и ничего нет.
И вот, пастухи, поспешив, пришли - опять: ноги и уши; сначала уши, потом ноги; потом опять ноги и уши - такая связь. Вот какие органы - главные! Мы всё жалуемся на ноги, люди ищут лекарства. Варикозное расширение вен - это священническая болезнь, привыкли столбами стоять на месте. Все из них жалуются, что ноги больные. А что тут догадываться: ты стоишь на месте - движения крови нет, и от этого болят ноги. Уже по ногам бьёт смерть и всё равно стоят на месте; тысячелетия отстояли. Мы читаем про Симеона Столпника: у него нога буквально отгнивала, а он всё равно стоит на столпе и не слез. Люди буквально кремень были - очень крепкие и упорные, а слова Божия не слышали. Подряд почти всех святых бери. Ты хочешь вылечиться от болезней ног? Начинай быстрее ходить, а не в развалку. Не расторопишься, а написано: пастухи поспешили. У пастухов ноги не болели - я это точно знаю, иначе нечего пасти ему было бы: его бы любой волк задрал и овец разогнал. И поспешив, они пришли и нашли по порядку: Марию, Иосифа и Младенца - Младенец на последнем месте. Это была моя вера до уверования. Я на днях только увидел это, когда ещё раз внимательно посмотрел. Когда место из Писания прочитаю, то думаю: а что ещё здесь есть такое, что мне не открыто? Посмотрел это место у Златоуста - он ничего не поясняет. Посмотрел у Василия Великого, Григория Богослова - все молчат о том, почему в таком порядке. Я думал об этом, добиваясь с лестовкой и делая 100 поклонов; и внезапно Господь мне показывает. Я снова сажусь и смотрю: да как я раньше этого не видел? Да пастухи Христа-то ставят на третье место: впереди Божья Матерь, потом Иосиф - это святые, а затем уже Господь. Да это же «православные» пастухи были. Староверы, которые так и понимали, что на первом месте Матерь Божия, и я так же понимал. Я ходил в храм и до встречи с Евангелием всегда так и считал, что Божья Матерь важнее Христа. Почему? - Я рассуждал по-человечески: Матерь - это Мать, а Он-то - Сын всего лишь только. А дальше мне жалко Христа было: я разузнал, что всё-таки евреи его казнили, а Христа я очень любил, и я решил: ну уж евреям-то я задам жару. Я так и думал: как бы отомстить евреям. В чистом виде православный царь Авгарь - он так и понимал это, и вера такая должна была привести к истинной вере. А когда тебе всё безразлично, то ничего и не будет. На первом месте - Матерь Божия. Меня постоянно допрашивал не кто-то, а сам старейший благочинный края: «Вот говорят, что Вы Божью Матерь не признаёте?»; «Ну как же - я признаю: читаю Ей молитвы», вот икона Её - и поцеловал. День пройдёт - он опять: «Говорят, что вы Божью Матерь не признаёте?!». У архиерея работают наши брат и сестра, и он их постоянно давит: «Вы Божью Матерь не признаёте!»; «Ну как же? - мы Покров празднуем; Храм Покровский и мы ходим на престольный праздник». Я уже не знаю, что с ними делать? «А говорят, что вы иконы не признаёте?!». Вы понимаете, они говорят всё то, о чём не говорит Евангелие, а о Христе они мне ни разу не сказали, но только один священник обо мне недавно написал: «Он слишком много уделяет внимание проповеди». Это такая была для меня похвала и радость! Я перечитываю письмо и не могу поверить: заметили. «Да слава Тебе, Господи!». Заметили, что чрезмерное внимание проповеди. Оттуда приехала сестра, и я её спрашиваю: «А как он его разузнал, что чрезмерное?». Она говорит: «Да, никак». Чрезмерно не может быть, ибо написано: Иис.Нав.1:8 - «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». Ин.7:38 - «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Потекут не капли и не роса, а реки воды живой. Ты испытай эту радость, и ты забудешь, что существует смерть. Ты будешь говорить: скоро встреча с моим Господом, скоро я всех святых увижу. Вот я живу этим ожиданием ежедневно. Насколько это будет оправдано, я не знаю, но каждый день и на зарю, и на закат выйду на крыльцо, посмотрю: «Господи, не в эту ли ночь ты меня отзовёшь?».
Смерти нет - верующий в воскресение, не имеет смерти: Рим.8:11 - «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Верующий не знает про неё, потому что она побеждена моим Иисусом. Где нас застанет Господь - не смерть, а встреча с Ним? И если в этом отрывке говорится, что пастухи нашли сначала Марию, потом Иосифа, а затем Младенца, то мы должны перевернуть всё в обратном порядке: первым делом мы должны искать Иисуса. Об этом и в «Песне песней» говорится, как невеста ищет Его - своего Возлюбленного, Жениха души своей и не находит, и нет ей утешения. Её встретили стражники и избили: Песн.5:7 - «Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены». Её спрашивают: «Кто твой возлюбленный?». Она начинает им рассказывать и в это время забывает, что её раздели и избили. Она, говоря о Нём, забыла все свои скорби и печали. Неужели нам это трудно? Собирайся и другим иди рассказывай о Господе, и ты забудешь о своих потерях, и о коровах, и о свиньях. Ты будешь радоваться каждому семечку, которое даёт росток; может быть не из четырёх семян, а хотя бы из сотни, одно семечко всё-таки прорастёт. 1Пет.3:22 - «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы», - вот Кто наш возлюбленный. Ангелы, которые возвестили о Христе, они подчиняются Ему. Силы - это какие-то особые духовные небесные чины, мы их не знаем - их никогда не рисуют и нам это непонятно. Серафимы - шестикрылые, а как эти Силы выглядят? Ни один святой отец об этом не говорит, т.е. они не были даже показаны людям, но они есть.
Пс.110:2 - «Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные», - т.е. они желанны, если ты их любишь. Велики дела Господни! Люди любят спорить, кто самый мудрый? - Ну мы знаем, что Соломон. Кто самый сильный? - как во второй книге Ездры: 2Ездр.3:5 - «пусть каждый из нас скажет одно слово о том, что всего сильнее? И чьё слово окажется разумнее другого, даст тому царь Дарий великие дары и великую награду». Они разное отвечали: и вино, и женщины, но правда и истина поборают всё. И мы находим этот ответ: 2Ездр.4:35 - «Не велик ли Тот, Кто совершает это? И истина велика и сильнее всего». Велик Господь в творении Своём и велик Он в рождении свыше - творении нового человека, когда человек, незнающий Бога - мертвец, враг вдруг делается другом и приходит ко Христу. Во всей святой Библии самый чудный пример - это встреча Павла со Христом по дороге в Дамаск: Деян.9:3-5 - «Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Может быть, самый великий праздник должен быть после Пасхи и Рождества, а его никак не отмечают, и даже даты такой нет – день, когда Савла встретил Христос. Это я сам уже до этого дохожу: как можно было этот праздник не отмечать? Рождение Иоанна Крестителя отмечают, а его роль сегодня для нас гораздо меньшее значение имеет: он крестил Христа, только указал людям на Него и всё - на этом остановилось. «Павел обратил Вселенную», - как Златоуст говорит, - он облетал её, а его обращение как будто никакой роли и не играет. Дни рождения все празднуют, дни Ангела празднуют... Я не хочу об этом говорить, но не могу не говорить: почему не канонизирован Ездра, который собрал и составил весь Ветхий Завет? Почему его нет в списке святых? Мне некому этот вопрос задавать; кому бы я его ни задавал - никто не отвечает. Ответ один: слово Божие не пользуется авторитетом и поэтому Ездра им и не нужен. Почему не канонизирован Герасим Павский, а Дмитрий Донской канонизирован? Павский перевёл Евангелие и Псалтырь, которые мы читаем. Он оставил такой след, что по словам его перевода, может, тысячи людей обратились, а в Церкви он и неизвестен - он гонимый. Я не могу соглашаться с плотским размышлением. Когда Бог говорит, - тогда прислушаемся.
Еккл.9:10 - «Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». Поэтому, успевайте. Если говорится: Пс.89:10 - «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет», то не каждый доживает до этого возраста. Мы только иногда узнаём, что падают самолёты, люди погибают в разных катастрофах и авариях, а сколько тех, о которых мы не знаем... Поэтому, спеши! Кому ты возвестил о Христе за последнюю неделю, месяц? Как поучаствовал в этом? Вы понимаете, как дорого ваше внимание, когда вы подходите, помогаете. Мы, когда едем дорогой, то чувствуем, как за нас молятся - почему вдруг Бог незнакомых людей так расположил. Очень важная поездка сегодня, будет ли у неё продолжение? Нам нужна ваша помощь - постоянный комитет молитвенников. Не от случая к случаю, когда вспомнил, а постоянный. Вы соберитесь и скажите: мы окажем помощь благовестникам. Я сама не могу ездить, но будем подыскивать, чтобы и вторая машина ходила. Зимой вы никуда не поедете - на снегоходе вряд ли тронетесь. Мы должны окрестности все захватить. Где мы бываем, везде говорят: «Мы о вас слышали». Мы первые слова говорим: «Вы слышали, что есть такой посёлок - Потеряевка?». Все говорят: «Да, да - мы слышали»; - «Там живут верующие. Мы - православные»; «Да, мы слышали о вас, читали где-то», - т.е. весть о нас идёт, и мы должны подкрепить её Евангелием - раздавать Евангелие; у нас огромный материал в руках.
Иак.3:17 - «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». Каждое слово требует разъяснения, а это - мудрость во Христе. Я неоднократно вам говорил: смотрю, встречаюсь с кем - из множества вариантов люди избирают самый глупый, самый нерациональный, самый неполезный вариант. Почему? Не могу я поверить, что это плод молитвы. Вчера только первый раз заметил, как девочка аккуратно постояла у чужой ограды и вернулась, опасаясь всего в незнакомом месте - вы бы знали, как меня это тронуло. Я буквально бросился к Господу: «Господи, Слава Тебе за то, что есть люди, которые учат детей осторожности!». Будьте осторожней, смотрите за детьми: с кем они общаются, как стоят и др.». Я сейчас выйду и предупреждаю: чтобы ваши дети деревенские не разбегались - я им успею что-то сказать. Они ведут себя несравненно хуже в храме, чем лагерные. В течение одного месяца наши дети в лагере полностью преобразились: вчера пришли, и я ни одного замечания не мог им сделать. Перед тем как идти в храм, мы тренируемся, как к Евангелию подходить по двое, как кланяться. Я выйду перед всеми и говорю: ещё раз поклонитесь, ещё раз перекрестимся. Это великая сила - крестное знамение! Везде тренировки ведут - чего удивляться. Деревенские, вот так отдельно надо заниматься с детьми каждый раз.
Рим.1:16 - «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину». Не надо стыдиться! Почему люди не говорят? Всё-таки стыдятся. Я в своей жизни неоднократно пытался дать другое объяснение, почему я сам промолчал, но это чаще бывает со стыдом связано. Особенно, когда люди к тебе расположены, они помогают и большой пост занимают: «Как я ему скажу? А он там не один и как они будут на меня смотреть?». Не надо об этом думать - это как раз момент, а завтра может не быть этой возможности. Приходя и прося чего-то, я сразу говорю: «Я пришёл во имя Христа, как посланник Божий. Всё, что вы дадите, на Суде Божием будет целым - мы никуда это не денем». Вы бы посмотрели, как у людей сразу глаза меняются... И только в одном месте одна женщина воспротивилась: «Да кто вас благословил?!», - прихожанка храмовая. Она буквально взбесилась: «Что это за книги? А кто их благословил? Почему вы их раздаёте?». А я полный комплект дал на ту организацию, которая хорошо помогла. Так она даже домой позвонила мне: «Я хожу на занятия, и нигде священник не говорит, что надо ходить и благовествовать. Вы - сектанты, вы только под видом православных всё это делаете!». Она там всех начала мутить. У меня жена тоже ходила на швейную фабрику, помогала мне - там все были расположены и сказали: несите Евангелие. Но там, к величайшему несчастью всех остальных, одна православная оказалась. И пока жена собрала Евангелия, та успела всех убедить: «Это сектанты, у них не берите! Православные никогда Евангелия даром не раздают». Я встречаюсь с этим ужасом – с чумой православной на каждом шагу. Миллионы людей погибли из-за того, что их до Евангелия не допустили. Я сегодня с ними встречаюсь, - ты их просто не знаешь - этих людей. В храм приходит человек - он другой: постоял, вышел и всё. А ты с ним поговори отдельно. Как лакмусовая бумажка - это отношение к святой Библии и ко Христу. На первом месте нужно сначала младенцу Иисусу поклониться. 2Кор.8:5 - «и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, [потом] и нам по воле Божией». Во-первых - Господу, а потом и нам. И поэтому, пастухи в первую очередь должны были поклониться Младенцу, затем Божьей Матери, а потом уже Иосифу. Так будем же мы первоапостольскими христианами, ничего выше Христа и святой Библии не ставящими, и тогда жизнь наша будет вся во Христе по Писанию. Аминь.