размер шрифта

Поиск по сайту




Кто не собирает - расточает

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 16

Указатель: Мф.12:31

Сегодняшний день, 13 августа 2005 года, на Литургии читается евангельское чтение: Мф.12:31 – «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам». «Посему» – это означает то, что перед ним было, подводит черту. «Поэтому» - то есть если бы впереди ничего не было бы сказано, то слово «поэтому» не могло появиться. Когда мы что-то говорим, наказываем: ты вот это не делай, а потом добавляем: «поэтому, если с сегодняшнего дня ты ещё сделаешь, то будет» и т.д. Речь очень понятная, это придаточное предложение. Но толкователи вообще его не связывают с тем, что впереди написано. Связывают с тем, что у других Евангелистов говорится, что на Христа сказали, что силой бесовского князя Вельзевула исцеляет людей. А тут речь совершенно о другом. Впереди написано: ст.30 – «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Скажет кто-либо, что он ни с кем не хочет быть, но пребыть нейтральным! В некоторых отношениях такую позицию можно занять. В отношении Бога не получится. Или направо, или налево. Золотой серединки, серенькой мглы нет. Или свет, или тьма. Или ад, или рай. Или Христос, или дьявол. Середина золотая бывает в делах. Когда ты христианин, то не надо зашкаливать. Поститься в августе Церковь заповедала 2 недели. В субботу, воскресенье - масло, вино. А человек говорит: а я 2 недели не буду ни пить и ни есть, и работать в 2 смены. Это означает - зашкалило направо. Дальше он падает: не могу, запостился, вера меня довела до умопомешательства. Другой рассуждает так: посты установила Церковь в 9 веке, и потому не могут посты являться основанием для осуждения тех, кто не соблюдает их. Я держусь золотой середины: не должно быть этих постов, они совершенно ни к чему, но они установлены. И если я православный, то не надо лукавить, надо чётко держаться завтрашнего дня. А с завтрашнего дня начинается пост.
Пост не должен начинаться с воскресенья. Иначе нарушается каноническое правило, которое запрещает поститься в воскресные дни. Это монахи всё придумали. Но раз мы православные, церковь это держит, надо строжайше выдерживать, согласно календаря. Я повторяюсь, что это не Евангельский пост, он ни на чём не обоснован, совершенно. Но надо его соблюдать. Свинина ничем не хуже баранины, но евреям было заповедано есть баранину, а свинину в рот не брать. Сегодня отмечают память Маккавейских сыновей. Ведь их казнили не за то, что они не признавали власть язычников, а за то, что не поели свинину. 2Макк.7:37 – «Я же, как и братья мои, предаю и душу и тело за отеческие законы, призывая Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом, и чтобы ты с муками и карами исповедал, что Он един есть Бог». Что особенного, если кусочек маленький съешь! Прожуй и проглоти, и я тебя нареку царским сыном. Их самих жарят, сдирают кожу. Какие же они были твёрдые! Найдите мне сегодня в деревне Потеряевка такого, которого бы вот так казнили, заставляли бы курить или что-то ещё подобное, и он не стал бы. Только поманил негодный человек, и уже смотрим, троих детей свалил. Всё это закладывается в детстве. София мать сумела так дочерей наставить, что когда допрашивал император Андриан трех сестер (Вера, Надежда, Любовь), то, казнив одну, спрашивал следующую: «А ты?» Она говорит: «Я воспитана от тех же книг, что и моя сестра, которая умерла». Ответ один. Если мы воспитаны от той же самой Библии, и Евангелие нас не расшевелит, то впереди говорится: кто не собирает, тот расточает. И потому, если на Сына Человеческого сказал – простится, а на Духа Святого – не простится. Это связано со словами о том, что кто собирает, а кто не собирает, тот расточает. Слово «расточает» означает разбрасывает, дурно тратит, раскидывает, что невозможно собрать, т.е. в воду бросил деньги, в огонь бросил ассигнации. А далее Господь говорит, что доброе дерево приносит плоды добрые, а злое дерево – злые плоды. Это всё один контекст. Кто не собирает – это злое дерево, кто собирает – доброе дерево. Почему? Дух Святой на это побуждает. Христос говорил не сумбурно, у Него всё связано. «Посему» означает – «поэтому». Кто будет отрицать, что для Христа надо проповедовать, собирать, тот хулит Духа Святого. Скажешь: «А причём тут Дух Святой?» Да притом. Деян.1:4 – «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня». Я пошлю вам обетование, только одно – единственное обещание Бог дал людям. Господь не сказал, что у христиан будет много детей, не сказал, что будут богато жить. Иоан.15:27 – «а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». Деян.1:8 – «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Опять сходится на то же самое.
Вы все до одного будете проповедниками. Ты был рыбак, ты был мытарь, ты военный был... Все до одной специальности переменю на одну: вы будете мне свидетелями, научитесь души собирать, души ловить. Кто придумал то, что не надо собирать, а если кто-то и пойдёт собирать и уловит, то рыбу сию спрятать за стены монастырские? Я всё больше и больше прихожу к тому мнению, что те, кто придумал монашество, как будто совершенно Евангелие в руках не держали. Ими был брошен вызов Духу Святому. Я уверен, что мусульманство не могло бы появиться, если бы десятки тысяч христиан были бы ревностными в распространении благовестия, как Апостолы. Подтверждение того, что я говорю, беру у Иоанна Златоуста. Он говорит, что если 12 Апостолов заквасили весь мир, то признайте, наконец, как худо мы живём, что ныне столько христиан, а город всё еще безбожный. Григорий Чудотворец говорит, что когда его поставили епископом в том городе, там было только 7 христиан – весь город неверующий. Но когда уходил, то в городе было только 7 язычников, а весь город стал христианским. Почему? От непрерывной проповеди. «Кто не собирает, тот расточает»! Если не хочешь собирать, а забьёшься куда-нибудь, будешь молчальником, затворником, поднимешься на вершину горы, то про такого Господь говорит: расточает. Почему расточает, когда он ничего не делает? А это как раз и есть то, что на тебя была уже ячейка определена, в которой ты должен был трудиться и собирать. Бог уже набрал бригаду, команду, полк, дивизию. И вдруг ты вышел оттуда. Когда во рту нет зубов – трудно жевать. Когда нет пальцев, трудно на скрипке играть – нужную ноту уже не возьмёшь. Такой расточает! Во-первых, он себя расточил, выбросил из ряда воинов, и другого подставил. И дальше: «Посему говорю вам: хула на Духа Святого не простится».
Призыв Духа Святого в том и заключался, Его проявление в день Пятидесятницы. Заговорили на всех языках. Проявление Духа Святого опять же в проповеди. Как это можно было придумать в дальнейшем, что отняли право проповеди у пресвитеров?! Священники не имели права проповедовать, не говоря уже о дьяконах. Только епископы. А епископы то ли скажут, то ли нет. Да епископов не так уж и много. Я стал смотреть, что такое «расточительство» и бывает ли оно на пользу, на благословение, приобретало бы что-то. Оказывается, милостыня, доброта доброе слово приобретает. Пс.111:9 – «Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе». «Для Христа моя кадильница-ладонь добрым делом и врагов приобретает». Пр.18:10 – «Нерадивый в работе своей - брат расточителю». Как попало работает, то цемент, то пшеницу на пол просыпает - это брат расточительный, нерадивый. Не работал над своими талантами, а утверждает, что он говорить не может. Не можешь говорить – почему рядом с тобой Аарон не оказался? Пусть ты даже косноязычен, заика, как Моисей, но и тогда ты выполнишь миссию, возложенную на тебя Иисусом Христом. Пойди к фараону и собери рассеянных, и выведи их. Пр.21:20 – «Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их». Мудрый собирает, а глупый расточает – к кому мы себя отнесём, к какому роду людей?
Сегодняшнее чтение о том, кто не собирает. Придёте домой, вечером, молясь, рассуждая, скажи: вот мы находимся здесь 15 лет, а что я за это время собрал? Горы навоза собрали, или ещё что-то у вас есть? Грехи, богатство, на сберкнижку много положили? Но с кем ты о Христе беседовал? Почему нужно понимать, что кто собирает, значит он приобретает людей? Писание так говорит. Пр.29:3 «Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение». Уже в Новом Завете говорится, что Лк 15:13 – «расточил имение своё, живя распутно». Расточает тот, кто живёт для себя, и это есть распутство, как ты свято ни живи. Приобретающий - тот, кто, уча другого, учится и сам. Пр.13:11 – «Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его». Ис.8:18 – «Вот я и дети, которых дал мне Господь». Раньше считалось поношением у Израиля, если нет детей. Благословенна жена, у которой много детей, она как плодовитая лоза. И отец, который наполнил колчан свой стрелами - сыновьями своими, он не постыдится разговаривать в воротах города с врагами, когда они осаждают. В Новом Завете, Златоуст говорит, всё это нужно понимать духовно. Где твои дочери, рождённые духовно, где сыновья? Враг наступит, и помолиться будет некому. Златоуст говорит: за то, что умер и помолиться за тебя некому, только за это одно тебе придётся отвечать. Почему же ты не приобрёл друзей? Почему не расточил нищим имение? Ис.49:18 – «Возведи очи твои и посмотри вокруг, - все они собираются, идут к тебе. Живу Я! говорит Господь, - всеми ими ты облечёшься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста».
Все мы являемся маленькими листиками. Сир.15:19 – «Как зеленеющие листья на густом дереве — одни спадают, а другие вырастают: так и род от плоти и крови — один умирает, а другой рождается». Если ты в Церковь не пришёл, ты оголил мать свою – Церковь. Когда человек обращается к Богу и каждый день просит помочь развить свой талант, ищет, кому бы ещё сказать, кому бы ещё возвестить о Христе, то Господь обязательно покажет. Мы ходили к сектантам, когда большой наплыв сделали адвентисты, и раздавали сотни, если не тысячи газет. Никто не обратился! И вдруг одна душа пришла на занятия, недавно приняла крещение. Ходили мы по квартирам. Обошли 15.000 квартир примерно, а может, даже больше. Никого нигде нет. Но люди радовались, благодарили. И наконец, одна душа приходит, принимает крещение. Одна, но она оправдала все труды. Она очень ревностная, трудится для Господа с большой самоотдачей. И где бы мы чего ни делали, кажется, всё в пустую. Проходит намного времени, и Господь даёт облегчение и говорит: не зря, семя прорастает. Ис.55:11 – «так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». Фил.2:16 – «содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился». Может быть, человек после нашей смерти обратится. Ис.56:8 – «Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других». Какое чудное обетование Бог даёт нам!
Сегодняшнее Евангельское чтение – «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». И поэтому запрещающие проповедовать, не ревнующие об этом стоят на грани хулы на Духа Святого. Ос.7:14 – «И не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих; собираются из-за хлеба и вина, а от Меня удаляются». Потому что всё остальное ниже спасения души. Ничего нет выше спасённой души. Как это, из-за хлеба и вина? Так это же причастие, которое превращается в Тело и Кровь Господню! Люди приходят к священнику, а тот их учит: «Чаще исповедуйтесь, чаще причащайтесь». А о Господе не учат! Спросишь: «Причащался?» «Да!» «А что это такое - причастие?» Понятия не имеет, не может ничего сказать. Господь разве тебя этим спасает? Чаша – понятно, а что дальше? Дальше Голгофа. Если ты не знаешь о Голгофе, ты не рассуждаешь о Теле Господнем, ты не рассуждаешь о чаше, о причастии. 1Кор.11:29«Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Принимают причастие, не рассуждая о Распятом возле Иерусалима на Голгофе, на кресте, потому многие болеют и немало умирает. Они заботятся о хлебе и вине, а о Господе не рассуждают. Вот какое место: Мф.23:37 – «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!». Какие учителя у вас? Некоторые держат куриц, более 300, сколько же у вас учителей в ограде бродит! Вот такое же желание у нас должно быть, собирать. Может, через болезнь, через этот грипп (птичий), а он, может, обман, ничего и нет. Но я нахожу и другое. Если мы, видя этих кудахтающих проповедников, как они собирают птенцов своих, а мы и этого не делаем, то Господь их убирает. Господь так делает, если мы не оценили. 3Ездр.1:30 – «Я собрал вас, как курица птенцов своих под крылья свои. Что ныне сделаю вам? Отвергну вас от лица Моего». Свяжите это событие с тем, что происходит в Священном Писании и в наших сердцах. Иоан.4:36 «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут». О чём речь? О проповеди. Потому что кто – то сеял, а вы будете жать. И вместе возрадуетесь. Речь идёт о жатве, которую получим мы, которую доставим Господу, когда проповедуем, когда семя проповеди упадёт на благодатную почву и принесёт плод, в 30, в 60, во 100 крат. Иоан.10:16 – «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь». Сначала привести, и они услышат голос. Они ещё не пришли, но уже овцы, т.е. они запроектированы быть овцами. Если мы не будем трудиться, тогда на нас не исполнятся слова Иоанна Златоуста, что Господь мог бы сделать так, что река не песок ворочала бы, а золото. Но тогда все были бы богаты, на ком бы ты показал свою доброту? Но сегодня ты нуждаешься, а завтра другой. Чтоб было на ком показать милосердие своё – для того и есть бедные.
Есть овцы, которые не сего двора. Их надо найти и привести в этот двор. Вы хотели бы, чтоб дерево покрыто было листьями, чтобы храм был полон? Нужно свидетельствовать. Я повторяю, что у нас в общине в Барнауле не более 15% активных людей. Мы так посчитали, ну, от силы, может быть, 18 – 20%. А остальные приходят только отметиться. Несмотря на то, что до трёх лет мы подготавливаем людей ко крещению. В среднем, когда готовим, оглашенный проходит около 500 академических часов в университете. Каждое воскресенье ещё занятия идут. И люди в большинстве своём совершенно безразличны, беспечны. Пришли, отстояли. Только о хлебе и вине заботятся, а о Господе не ревнуют. Итак, слова, сказанные Христом: «кто не со Мной, тот против Меня», должны нас насторожить и испугать: собираю я или нет. Если собираешь, сеешь в родных, в близких, в детях, то есть надежда ждать урожай. Ты в день несколько раз с ребёнком разговаривай о Господе, расскажи ему. Он бегает, отвлеки его от игры. Я вспоминаю, как приходилось встречаться с одной матерью, которая была горбатая, больная. И мальчик у неё тоже не совсем здоровый. Он бегает на улице, но так приучила она его, что он постоянно думал о Господе. Какая бы ни была игра, он говорил: мне надо домой. Все думают: «Зачем ему домой?» Он подбегает: «Мама, давай споём о Господе: «Синее небо меня так манит, знаю, что там мой Спаситель Христос. Всё в этом мире бесследно канет, в небе не будет мести, угроз». Ему было всего лет семь. На восьмом году и он, и мать умерли – одновременно. Где эти люди будут, мы не знаем. Но какой пример они оставили! У нас был человек, который на каждое слово отвечал «Аллилуйя!» Что бы ни спросили: «Как дела?» «Аллилуйя!» «А что ты завтра будешь делать?» «Аллилуйя, Господь усмотрит». И тоже человек внезапно умер. Значит, нужно всё время собирать плоды, ведущие в жизнь вечную языком, глазами, делами, умением своим. И подводить итог хотя бы один раз в неделю, на воскресенье. Потому что в воскресенье делали сбор для святых, как Павел говорит 1Кор.16:1, чтобы видели, а что мы всё-таки сделали. А полагали в копилку ежедневно. Перевести это на дело в духовном плане: «Кому я сказал о Иисусе? Как я сам духовно вырос?» Я проповедую по указанному на сегодняшний день. И нахожу, что ни одного слова в Библии нет, чтобы оно не било нас по ногам, что надо ревновать о приобретении новых душ. Ис.52:7 – «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» Аминь.

Список всех проповедей

494

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: