Внимательным к слышанному
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 16
11.03.06. Евр.1:1 – «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле
отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого
и веки сотворил»; 2:1 – «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не
отпасть» от благовествования. Апостол Павел сразу начинает нам говорить, Кто Такой Бог – Бог
говорящий! А у нас получилось так, что от Бога ничего люди не знают. Составлено песнопение – Его люди составили, оно
нужное, но не Бог составил его. Божьим Словом называется только Библия, и, говоря евреям, Апостол Павел отсылал их к
известному им, начиная с первой книги Бытие, где говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю», – слова, которые
Бог открыл Моисею, и тот их записал. Ссылаясь на Ветхий Завет, Апостол Павел показывает Бога, Который непрестанно
говорит людям. Я всё думаю о том: православные разве это никогда не читали? Послание никто не отнимал, оно
каноническое, почему Бога сделали немым, как сами пастыри? Если монаху какому сказал якобы Бог: «Иди в пустыню», –
то я сомневаюсь, говорил или нет, потому что такое повеление было бы вопреки всему, что сказано в Библии. В
Священном Писании говорится, что Бог издревле говорил людям, отцам нашим, живущим в миру. Говорил через пророков, и
по порядку перечисляем пророков: великие, малые. Притом, в Писании мы находим имена пророков, чьих книг вообще нет,
но они упоминаются, таких, как Ахия. (3Цар.11:29) А кто он такой был, говорящий грозные слова, потрясающие.
Поэтому мы должны быть внимательными к слышанному. Как мы можем быть внимательными к тому, чего не слышали? Эти
слова читали сегодня на литургии, и неужели ни один человек во всей России и за рубежом в Православной церкви не
задумался об этом? Внимательны! Но к чему внимательны? Потому прочитали, что так было кем-то занаряжено, поэтому мы
обязаны прочитать и опять поставить книгу на место, где она и лежит. Нельзя быть внимательным к тому, чего не
слышал! Значит, людям нужно рассказать, и рассказать то, что людям через пророков Бог говорил. Что в последние
времена через Сына говорил – это всё надо знать, и только после этого быть внимательным. Я не толкую, я просто
открывать хочу, чтобы люди просто поверили, что есть Бог Живой, Бог Говорящий, Бог, Которого надо слышать, чтобы
правильно поступать. Что такое слово «внимание», «быть внимательным»?
Пс.27:5 – «За то, что они не внимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не
созиждет их». В этом страшная опасность – не слышать Бога, и в эту опасность толкнули всю Россию на
тысячу лет. Разговариваешь с людьми, а они вообще ничего не знают о Евангельской вере, о спасении по Слову Божию. «Я
сходила в церковь, я молилась, я отстояла, что надо сделала», иконы поцеловала и ушла. Слышать надо голос Божий –
это главное! Вера от слышания. Итак, люди были невнимательны к действиям Господа, и я меньше всего про сектантов
здесь буду говорить, а про нас. Если люди невнимательны, то Господь разрушит их и не созиждет. Я вижу, что с Россией
случилось. Было всё православное и в один день сделалось неправославным? Так не бывает. Оно не было православным,
тем более, не было святым, как говорят: «Святая Русь». Было же полуязыческое шатание. Пр.2:2,5 – «так
что ухо твоё сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; то уразумеешь страх
Господень и найдёшь познание о Боге». Написано: «если ухо наклонишь», а ничего из алтаря не слышно,
значит и ухо наклонять не надо, отстояли молча и молча разошлись. Я хочу разломать эту стену, броню молчания, чтобы
с нами заговорил Бог. Сейчас только сектантка нам позвонила, иеговистка, говорит: «Да, мы свидетели Иеговы». Я
возражаю: «Это мы – свидетели Иеговы», – она сразу остановилась. Много в городе лжесвидетелей, они совсем не
церковные, и она ничего не знает. Одним словом «Иегова» всё у неё вышиб. Люди даже не знали имени Божия. И она сразу
же закончила агитацию свою, дальше она уже слушает, что я ей говорю: «Это мы свидетели Иеговы, мы Его знаем, мы о
Нём свидетельствуем, мы находимся в Церкви, а остальные вне Церкви». «А мы знаем небесное правительство», –
торопится мне высказать своё упование эта еретичка. Я же это во внимание не беру.
Пр.14:15 – «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим». Глупый
верит сектантам, которые ходят по городу, верит и тому, что безбожники говорят – по радио услышат, в газетке
прочитают и всему верят. А «благоразумный человек внимателен к путям своим», т.е. разум свой (это путями называется)
он направляет к слышанию Слова Господня. Вы научитесь так понимать Слово Божие, чтобы, услышав, сказать: «Это истина
неповреждённая». Сектанты делают свои переводы – всемирный перевод Библии – вопреки написанному, подгоняя полностью
под своё лжеучение. Некоторых слов в их «библии» нет: всё учение о Троице они выбрасывают – они совершенно Бога не
боятся. Надо быть внимательным к своим путям, и если наш путь пересекается с ними где-то, то мы должны им показать,
что вне Церкви нет спасения – это мы знаем из Священного Писания. Я сказал ей, что святые отцы так толкуют, и она
сразу меня ухватила: «Какие ещё святые, когда один Бог святой!». Да, действительно, как будто так. Я говорю ей, что
Апостол Павел Коринфской церкви пишет: «Возлюбленным, святым избранным», – она сразу замолкла. Спрашиваю её: «Вы
Писание не признаёте?» Она возражает: «Нет, как же, Писание признаём!». Хоть сектанты Писание по-своему «перевели» и
извратили, но эти слова о святых, я знаю, они оставили. «Святые, тем более, они умерли за Христа при Диоклетиане».
Вижу, что она ничего не знает, у неё уже туман в глазах. С ними очень легко разговаривать, их следует останавливать,
окружать их Священным Писанием. Они Духа Святого как Личность не признают, и на этом очень легко их ловить. Если это
не Личность, а какая-то сила, то нам зачем просто сила? Мы Личность знаем!
Пр.15:31 – «Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми». Я говорю о слове
«внимательно». Апостол Павел поясняет, что мы должны быть особенно внимательны к слышанному. Впереди этих слов он
перечисляет пророков, которые говорили отцам нашим, чтобы слова их мимо не пропустить. Бывает так, что человек был и
ничего не слышал, о чём-то задумался. В храме Божием думать надо об одном – приготовь сердце к слышанию слов
Господних. Еккл.4:17 – «Наблюдай за ногою твоею, когда идёшь в дом Божий, и будь готов более к
слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают». Думают о том, что у них
дома, мечтают о чём-то; сейчас ещё дачные работы начнутся, тогда вас вообще оттуда не вытащишь, вы такие наземные и
будете приходить. Одному святому было показано, что хотя в храме были тысячи людей, а в действительности было только
полтора человека. Он подошёл к царю и говорит: «Ты только полслужбы был, а вторую часть на Воробьёвых горах храм
строил. У тебя извести нет, ты думал, как тебе кирпич завезти». О чём мы только ни думаем на богослужении! Надо ухо
сделать внимательным к слышанию голоса Божия и всё запоминать. Когда дома читаете Библию, то сразу не надо много
читать, но мысленно про себя повтори, после этого подумай, где это в жизни встречается, была ли проповедь на это?
Ис.55:2 – «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает?
Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком!»
Люди много платят денег и за телевидение, выписывают газеты, ходят в театры, но это не хлеб, он не насыщает! Нужно
то, что Бог говорил издревле в пророках, что нам говорил в Апостолах, вот это надо слышать. Я сегодня читал очень
известного протопресвитера за рубежом, Валерия Лукьянова, наш батюшка привёз его книги. Книги хорошие все, хорошие,
но разовые. Читал воспоминание о похоронвх, второй раз я уже никогда читать не буду. Почему? Нигде ни разу не
ссылается на Слово Божие, ни одного разу! Да, было дело, ты видел, это твои переживания. Ты меня к Богу приведи! И
он говорит: «Да, человек накапливает опыт, когда в возраст приходит, старается им поделиться». Самое высшее, где
может делиться – это проповедь. Сам он протопресвитер – высшее звание среди священников. Протопресвитер знатный,
видно, какое лицо благородное, но он редко открывает Библию. Говорит о монастырях, об игуменье, что она в должности
уже 50 лет, она такая важная, у неё три креста на цепях, видно, что старенькая, думаю, где же он скажет из Библии?
До конца дочитал: ни одного слова нет, но только говорит, что у монахинь печаль о том, что все состарились, замены
молодыми никакой нет, может, кто откликнется. Тризна! Речь уже не об игуменье, а весь монастырь закрывается. Мы об
этом и говорили при чтении Житий святых - где была родина монашества, Египет, там ныне мусульманство. Там ничего нет
совершенно – пустыня. Почему? Не было проповеди! Проповедь – это семя Божие, которое рождает! Падает при дороге -
зряшное пропало; в терние – невозвратно погибло; на камне – какая кому от того польза? И, наконец, падает на
плодородную почву. Итак, нам дано понять это и отвешивать наши деньги надо за хлеб. Ты найди в жизни хороший хлеб и
за него отвешивай. На Слове Божием не экономьте – всё нажитое в любом случае уйдёт. Прошлые годы, когда нигде не
имели возможности достать Слово Божие, отделенные баптисты печатали его в Прибалтике. Не КГБ, а контрразведка была
против них задействована! Печатников арестовали, а мы туда жертвовали всё, что есть. Видно было, что у их типографии
простые, невысокое качество, но хороший переплёт, удобные Библии издавали. Тогда Библии нигде нельзя было достать. У
Бога нужно попросить милости, правильно распорядиться своим бюджетом. У тебя есть деньги? И сколько же ты на дело
Божие выделяешь? Десятина – это батюшке. А на дело Божие? Сектанты, так называемые «Свидетели Иеговы», которые ходят
и раздают брошюры, они платят сами за них. Или Евангелие покупайте, или как-то растрясите себя на издание Библий –
это ваше будет семя. Если вас на проповеди нет, и нигде нет, то деньги ваши зря уйдут, и в конце жизни ничего у вас
за душой не будет!
Авв.1:5 – «Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо Я сделаю во
дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали». Внимательно вглядитесь в
историю России, какое крушение потерпели, всё разрушено. Читаю столько исследований, и нигде нет ни одного слова о
главной причине, почему такой крушение – не было проповеди. А если бы в стране были все баптисты, революции не было
бы – однозначно. В революции нигде ни одного баптиста на руководящей работе не было, только заведующими складами
Ленин велел ставить, потому что не воруют. А адвентисты? Они уже были тогда. А если бы все адвентисты были в России,
революции здесь не сделать Ленину. Кто бы его поддержал? А если бы все были католики? Возможно, была бы революция. А
если старообрядцы, то не было бы революции – они на одной обрядности задушили людей, и никуда человек не идёт. А
если бы все проповедовали в православии Слово Божие, были бы такие проповедники, как Апостол Павел, да даже бы в
зачатии не произошла бы революция! Вглядитесь внимательно, если бы кто вам рассказывал, могла ли быть такая
перестройка, такое разрушение, что рухнуло государство – полностью разлагается всё. Все это понимают. Это уже не
остановить, и не знают, что делать. Ведь те, кто в верхах, олигархи, они тяжело больные люди – это сегодня пишут. На
севере губернатор купил, кажется, пятую яхту. Она ему нужна? Он что, думает нападение на другое государство делать?
Вспоминаю одного очень богатого человека, который говорил: «Чем большим делалось богатство, тем мне оно делалось уже
неприятней и тем внутри я чувствовал себя несчастней каждый раз». И Соломон говорит: Еккл.5:10 –
«Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть
своими глазами?» А если бы тот богач наши слова услышал сейчас и сказал: «Сейчас 4 миллиарда
долларов жертвую на Библию». Это же завалить Библиями можно было всю страну.
Соф.2:1-2 – «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение
- день пролетит как мякина - доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас
день ярости Господней». Хотя бы один раз смогли бы это прочитать в России. Исследуйте сами себя,
священники, почему Слово Божие не проповедуете? Бог живой! Почему Его сделали мертвым, Таким Богом, Который не
разговаривает с нами, не слышит нас?! Слышит ещё. Но к нам обратная связь должна быть. А как говорит Слово Божие –
Библия? Для России, как известно, Господь говорил. Были такие люди, которые слышали, говорили, что это будет, как
Иоанн Кронштадтский, предсказывали, что великая катастрофа грядёт. Но почему-то и они это запечатывали, говорили:
«Только после моей смерти, через сто лет распечатайте это письмо». А через сто лет уже революция пришла. Надо было
через 2 секунды, как Бог открыл, выскакивать на улицу и кричать: «Беда! Революция идёт! Горе надвигается!» А тут
один тайный революционер идёт на исповедь, а Серафим его отгоняет, и это вошло в биографию. Смотри, Серафим узнал,
что он смутьян против царя, да и говорит: «Отойди!» Дальше-то ничего и нет! Этих смутьянов породило что? Пустота,
т.к. они ничего не знали. Итак, исследуйте себя внимательно, а не только Писания, но и себя. Почему Павел и говорит:
1Тим.4:16 – «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и
слушающих тебя». В себя влагай, и что Бог положил на сердце, сверь с Писанием: сходится или нет.
Евр.10:24 – «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам». Сегодня я только
одно слово поясняю, как его разъясняет Священное Писание; и даже не изъясняю, а указываю эти места, как быть
«внимательными друг к другу». Неужели мы не видим, что один живёт более-менее духовно, а другого нигде не видно, ни
в чём не участвует – побуждайте его к добру. Бывает, человек заснул, а ты разбуди его, подскажи. 1Мак.2:68 –
«будьте внимательны к повелениям закона». Это значит, что надо исследовать Священное Писание; но
нельзя быть внимательным к тому, чего в руках никогда не держал. Отсюда следует, что закон Бога Иеговы должен быть в
руках. Между собой рассуждайте: «Что у нас ещё здесь не выполнено?»
Я хочу начать с завтрашнего дня заниматься пением. Написано: Иак.5:13 – «Злостраждет ли кто из вас,
пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы». И с завтрашнего дня на собрании после богослужения
в трапезной сразу и начнём. Сначала прочитаем текст песнопения, все ли согласны с содержанием, а мотив есть, у нас
есть певцы, которые знают. Начнём, чтобы вы дома могли напевать эти духовные песнопения. Мы не должны
останавливаться на том, чего достигли, надо двигаться вперёд. Сир.2:29 – «Не лицемерь пред устами
других и будь внимателен к устам твоим». Собака, та хвостом виляет, выпрашивает поесть что-то, а
человек своими словами, языком виляет. Сир.13:10-11 – «Не верь врагу твоему вовек, ибо, как ржавеет
медь, так и злоба его: хотя бы он смирился и ходил согнувшись, будь внимателен душою твоею и остерегайся
его, и будешь пред ним, как чистое зеркало, и узнаешь, что он не до конца очистился от ржавчины». У
нас до конца никогда не доходят, но когда человек начинает бунтовать, мы разбираем его, беседуем, и он отваливается.
Бывает так: покаялся, пришёл, занял своё место, а дальше всё не идёт. Спрашивают: «А почему мы не узнали?» Да нам не
дано знать. Вспоминаю Иоанна Златоуста, он ли ни был прозрительным? Едет в командировку, вместо себя поставил
митрополита Севира; возвращается, тот заперся, его не пускает, уже захватил власть. Приехал святой Епифаний, ему
более ста лет уже, царица сумела его на свою сторону повернуть, и он против Иоанна Златоуста пошёл. Кирилл
Александрийский против Иоанна Златоуста высказывался, хотя уже всё явлено, что Иоанн святой, прославленный. Потому
что дядя Кирилла Феофил гнал Златоуста. Будь внимателен к действиям твоим! И тогда якобы Божья Матерь явилась в
видении Кириллу, а этого уже не проверишь никак. Дядя-то ближе. Кровное же родство вообще ничего не значит, если мы
уверовали во Христа. Мф.10:37 – «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто
любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня».
2Пар.6:40 – «Боже мой! да будут очи Твои отверсты и уши Твои внимательны к молитве на месте
сем». Если мы внимательны, то можем смело сказать: «Господи, я внимателен к словам Твоим, я стараюсь
не пропустить, что в Библии святой написано. Будь, Господи, внимателен к тому, о чём я прошу Тебя». И просить надо
знать, о чём. Как только кто-то заболел, так сразу звонят мне: помолитесь! О чём? Чтобы выздоровел! Не знаю, есть
прямые запреты о ком-то молиться. Дитя не слушалось родителей, огорчало отца и мать, и оно болеет для вразумления –
Бог послал болезнь. Так что же делать? Ничего, ждать, когда Господь лекарство до конца даст ему проглотить. Не
успеет заболеть, уже мечутся. Ты видишь, что сын твой погибает, и Бог послал ему болезнь для исцеления. Посадили,
или заболел, а ты благодари Бога. А мы привыкли стандартно рассуждать, чтобы сын ходил здоровый, песни пел. Откуда
мы знаем, может быть, он должен быть парализованный, и Господь его подтащит ко Кресту Своему. Итак, будем очень
внимательны к тому, что говорит нам Священное Писание, и только тогда у нас будет надежда услышанными быть Богом.
Аминь.
Список всех проповедей