Согрешил, предав кровь
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 3Указатель — Мф.27:4 [Зач.110,111]
17.01.2013. Мф.27:4 – «говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам». На этот стих я вчера давал небольшое пояснение, но другие слова сегодня: «что нам до того?» – это сказали люди духовные, те которые были очень заинтересованы в сотрудничестве с Иудой Искариотским; которого практически приняли на работу, зарплату ему выдали. Но когда у человека появилось раскаяние, и раскаяние очень тяжёлое; он понял, что он натворил; а вот теперь они устраняются: «что нам до того? смотри сам». Иуда смотрел, а теперь дьявол повёл его к дереву, накинул петлю. почему они так ответили? Я стал смотреть у святых отцов и тоже не нашёл ни у кого; а чего тут объяснять? просто оттолкнули его и всё; разового пользования, они его использовали, и дальше: отработал, иди куда хочешь. Оказывается, это давняя история – безразличия к жизни человеческой. Господь предупреждает человека тогда, когда ещё греха нет. Он какие-то препятствия ставит, совесть мучает, размышления. И говорит: где брат твой Каин, Авель, почему- то его нет сейчас здесь? «А я что, сторож брату моему?» Т.е. он не отвечает ни за брата, ни за что, Бог-то ведь знает. А мы все отвечаем друг за друга. Хочешь ты, не хочешь, но придётся отвечать за всё, что нас окружает. Проходишь мимо стенда в милиции, написано: не проходите мимо, т.е. ты должен принять в этом какое-то участие. Ты не будь сквозняком, пролетело, меня не касается; нет человека в храме, есть он здесь, верит он не верит, какое отношение; всё имеет отношение. А я буду молчать, написано: молчание –золото; хорошее слово; но где молчать? Просто молчал, ничего не делал, Бога предал; а почему? А ты мог повлиять. Григорий Богослов: молчанием предаётся Бог. Этот человек, поступающий неправильно, потому и оказался рядом со мной, чтобы я помог ему выбраться, он потому и оказался в этой местности, оказался поэтому в моём доме, близкий мне. 1Кор.15:33 – «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы». «С кем поведёшься, от того наберёшься». А что нам до того? Да то, что один корень возник горький, смотрите, чтобы не отравил других. Мы же заботимся о том, чтобы пища была не отравленная, но и питьё бывает отравлено и сказать, что мне-то всё равно безразлично; это может только неверующий человек, верующий этого сказать не может. Иоанн Златоуст говорит: меня упрекают, что я говорю о пьянстве, а люди пьют; притом видимо окно у него было низко, когда он говорил проповедь; они показывали: вот смотрите в пивнушку пошли, пиво-то жигулёвское – вкусное такое. Иоанн Златоуст говорит: а я не говорил, что всех сумею убедить, хотя некоторых-то сумел. Но вы-то не пошли, значит, я вас всё-таки закрепил, но если, и вы уйдёте, но перед Богом моя награда не пропадёт. Я стучал и стучал в это. Я постоянно говорил: не посещающий храм – раздевает мать; у нас всего два раза в неделю. Хотя по сути-то дела мы каждый день должны петь, хотя бы одну молитву, собравшись вместе: «во свете Твоём узрим свет» (Пс35:10), хотя бы это утром пропеть. А сказать: да мне какое дело до него? я ему сказал, он не идёт. Я другой вопрос ставлю: «вы верите в то, что был на земле Иоанн Златоуст?» – «Да, литургия его». – «А он кто был Иоанн Златоуст?» Скажем: святитель, патриарх, (а я ещё скажу), он был патриотом своей родины, он был любящим отцом, это не провокатор был, нет, и он был мирный. А послушали бы его проповеди, и он говорит: «ты пошёл на службу, а человек дома копается, не идёт в субботу вечером, поехал на поле, а ты стащи с телеги, ударь его, затей драку». «Позволь, ты чему нас научаешь-то?» Но всё равно разбираться-то будут; как Наполеон говорил: главное, вмешаться в драку, а там дальше видно будет; и когда спросят: почему ты, мирный человек, это устроил, ты ответь: душу спасаем; и получи похвалу от Бога. Но это же хулиганство самое настоящее, посягновение на личность, конвенция прав человека запрещает. Да, ты всё правильно сказал, но с духовной стороны посмотреть, когда человек умирает; душа вышла из тела, он видит вокруг демонов, и они его влекут и это мытарство будет не пройдено, пренебрежение церкви, это раздевание матери своей, потому что мы являемся листиками. Пришёл с церкви голый, никого нет; ты будешь кровавыми слезами плакать, ты скажешь: почему за волосы меня не тащили в храм? Вот что написано. Так Златоуст любил людей или нет? Павел говорит: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?»(2Кор.11:29) Он не простым голосом говорил; воспламеняемый человек знаете, как говорит? Он на нотах, на таких высоких нотах; а его упрекают: как ты говоришь, да разве можно так говорить? Прям готов схватить, затащить. Готов, схватить и затащить, вы меня правильно поняли. Павел говорит: нет ни одного человека, который под разными причинами не приходил бы в храм, не шёл бы на собрание детей Божиих, и я бы не воспламенялся; который отступал бы от церкви, я бы не горел огнём за него. Я вступлю в битву с любым, кто бы он ни был. Я говорил вчера, видел человека, у которого нет друзей ни одного, но у него и врагов никого нет. Зашли к соседям, они отмахнулись только и всё, никому не нужен. Мы то, может давно трупы, никому ненужные, проповедуя Слово Божие, мы должны его знать. Как просто быть друзьями. Напомним обстановку: два царя сидят рассуждают: идти на войну или нет, советуются, военные стратеги рядом, советники; но тогда больше обращали внимание на пророков. И все пророки притом, до одного священника Московской патриархии, или как ты их назови, все говорят: надо воевать, надо танки освящать, знамёна освящать, идите и воюйте, всё будет. А вот у царя еврейского сердце трепещет, а может ещё кто-нибудь по-другому скажет? Хотя и скажет, но у нас-то сколько пророков? Нас 450, а он один; давайте референдум устроим. Он говорит: не говори так, послушай. И он один шёл, ведь он шёл с города; допустим не женатый был, у него дом был, куда хотелось вернуться, на свою койку опять лечь: может, там не угоден, но с тех пор всё прибрано у нас; а если женатый: жена ждёт, ребятишки; и рядом посыльный говорит: ты скажи, как все: награду получишь, скажи, как все, повышенная пенсия будет, ты как все скажи, благо будет, нам земли новые придут. Я скажу, что Бог мне положит. С духовной стороны он посмотрел, с той стороны заглянул. И первое, что он сказал: вижу, народ рассеянный, как бараны, как овцы по горам, и пастырей нет. «Пастырей нет?» Да, четыре тысячи только священников служит. «Ни одного нет, все рассеялись, и никто не ищет рассеянных овец.» Разницы нет никакой, выпивает, не выпивает, что там пиво какое, разжигательное. Для верующих всё имеет отношение. Я вам говорю, ратуя за ваши души, соблазны; мы перед сектантами рот не раскроем. Я знаю тысячи сектантов, которые в рот не берут никакого алкоголя; они любят Бога. Что мы им скажем: мы пиво пьём. Для чего оно тебе нужно: там градусы есть, это вредно, это расширяет клетки тела, ты начинаешь полнеть, пощупай себя, посмотри, что с тобой уже делается. Будьте внимательны. “А тебе это нужно говорить?” Умрёшь, узнаешь. Бог подведёт, когда нам баланс и поэтому Слово Божие говорит. Притч.23:7 – «потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою». Это люди не искренние, они говорят: «ешь и пей, но сердце его не с тобою». Надо быть монолитным. Вот как ты говорил и позаглаза, тоже самое и в глаза, тоже самое, не льсти никогда. Заботься. Каждая душа, которая с нами соприкасается, она чего-то от нас может получить. Встретившись с кем-то, а чем я могу быть им полезным. Я говорю вчера: он нетрезвый; чем-то можешь. «Ты дашь слово читать Евангелие?» – «Буду.» Вот Евангелие. Ещё что-то, хоть немножко зацепиться; мы же не знаем, а может душа начнёт выкарабкиваться. Ты хочешь из этого состояния выйти? Можно, очень, воззови к Господу; нельзя было молиться, человек нетрезвый, но Евангелие уже осталось там; теперь только одно: Господь, через Слово Твоё оживи. Подъезжает сегодня к храму мой давний знакомый, много мне помогал; сбился с пути, ушёл в сектанты, притом дурным сектантам, совершенно никакие там – мормоны. Наконец возвращается, сейчас в больницу попал. «Теперь сотвори» (достойный плод покаяния). – «Ты понял, что?» – «Понял всё». Там думал, инсульт или что там. «А как выйти из этого?» – «Пост начинается с понедельника, побольше поклонов, ешь один сухарик утром, пол сухарика в обед и натощак ложись. Отойдёт всё, это брюхо-то сползёт, сало уйдёт, ты начнёшь бодрствовать. Во сколько ложишься спать?» – «Да в 7 часов вечера». – «Это рано в 7-то ложиться, это ещё курица ходит по улице. Ты начни славить Бога! Ты понял, что это сигналы, трубы смерти звучат?» – «Понял это». Поэтому начинай молиться; молиться можно в любой обстановке, сейчас ты больнице, а оттуда пойдёшь на кладбище, если не понял. Я тебя умоляю и прошу, прежние дела твои, чтобы Бог припомнил, как у Корнилия и Бог выведет тебя. Мне не безразлична твоя душа; ни одного дня нет, чтобы я о тебе не помнил, ни одного дня, чтоб я в молитве не поминал; почему? а ты мне когда-то помог. Что интересно, я прочитал такое, что когда наступила советская власть, запрет был; храмы рушили, всё, но от Ленина специально было дано указание такое, что в партии находящийся, может молиться, ходить в Храм, который в особо трудный период времени в партии, особо великие заслуги оказал ей. Он же из Писания это всё узнал особые заслуги; такие как Ионафан, который помогал бежавшему Давиду, и он потомков взял его и за слово держал. Может наши родители были верующие, может ради них Бог привёл нас сюда, нам всё должно быть не безразлично. Деян.18:15-16 – «но когда идёт спор об учении и об именах, и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьёю в этом. И прогнал их от судилища.» Вот люди, которые ходили в Храм, сегодня не ходят, вы беседуйте с ними, говорите: не делайтесь рабами человеков, иначе этого вы не услышите ничего; не прогонять, а звать. Молитвы нет такой, чтобы человека выбрасывать из храма, а звать, такие молитвы есть; молитвы нет на закрытие храма, молитва есть на открытие. Молитва есть на то, чтобы стать друзьями, будьте едины; но есть же правила такие, не молиться с еретиками? но в первую очередь: я не еретик, и батюшка не еретик; а во-вторых: когда апостолы проповедовали, они молились о всём мире. И молитва твоя никогда не осквернится; нельзя понимать её плотски, на пол поклон, позже кланяется; но Богу разве не известно это всё. Ты скажи так: мне не безразлична душа твоя, я не могу сказать: разбирайся сам, сам смотри; не так. Человек бывает, чуть его тронь, и он уже готов: ты не можешь молиться, стой, слушай хотя бы. Правила на то, что нельзя слушать проповедь, читать Евангелии – нет такого; хотя правило есть не молиться с еретиками; с еретиками! Почему же ты меня объявляешь еретиком? когда я почитаю Святую Троицу, читаю “Верую,” при том читаем так, как полностью, без всякого сокращения. Никто не должен быть для нас безразличен. Быт.42:22 – «Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается.» Кровь взыскивается, а не безразлично было тогда, когда бросали Иосифа; почему тогда вы не по думали о нём? а вот теперь это пришло; и вот на Иуду пришло это тоже не случайно; и когда к нам что-то приходит, никто так глубоко не будет копать, как сам человек. В Житиях святых написано: когда было указано ему копать, копал; а ему голос с неба: копай глубже, ещё копай; и снова голос: копай глубже! Надо копать глубже в своей душе, и думать: почему меня постигло вот это, почему дети такие неверующие, почему что-то не ладится. И Бог обязательно заведёт с обратной стороны для славы Своей, а для Бога просто восстановить в один день. Бог выметет у тебя, ни одной не будет скотины, и в один день вернёт, в двое будет больше, как у Иова: напали, сожгли, и опять ничего нет, и опять вернулось в два раза больше; написано: в двое больше; а почему? Бог испытывает; и не сказал он ничего худого, и его друзья пришли и не сказали: а нам что до того? это Иова постигло, а не нас. Они семь дней молчали, пришли, семь ночей молчали, конечно, молились. Иер.26:15 – «только твёрдо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей, и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам.» Я это место не раз читаю. Он сказал это не потому, что боялся только, хотя, как человек он тоже боялся, но потому, что он говорил: вслед за моей кровью, весь город будет отвечать; весь Иерусалим будет без царя. Царя Николая расстреляли, говорят: туда ему и дорога, плохой царь был. Царя потащили на Голгофу, расстреляли девушек, расстреляли мальчика. Но вслед за царём Николая пошла вся Россия на Голгофу, не забывайте. Раскулачили не всех, но в войну буквально всех подхватили, репрессии всех захватили, никакая должность не могла спасти, почему? Пролитие крови; а тогда если бы встали и сказали: нам не безразлична участь Романовых, оставь их. Смотрите, королева в Англии по сегодняшний день большими имениями владеет. Да, у ней власти той нет, парламент решает; но они сохранили. Королева в Нидерландах. Почему нам надо было всё это дело, расстреливать, уничтожать? А теперь нам не выправить этого, пока не будет, может, действительно всемирного покаяния, за пролитую кровь. Евангелие от Матфея; им очень часто пользуется апостол Павел, пророки. Вы знаете, кто его перевёл? Если не знаете, услышьте, запомните, самая популярная книга святой Библии – Псалтирь, её читают все, я имею ввиду на русском языке. Евангелие от Матфея самое популярное, обе эти книги перевёл Герасим Петрович Павский; профессор Герасим Павский, вот одно имя запомните. И конечно, он ещё не канонизирован, для меня он святой. Про себя ты можешь сказать: Господи, воздай ему милостями Твоими, какое он благо сделал, как чудно он перевёл эти книги, самые популярные во всей святой Библии, я каждый день касаюсь их. Его нет, а я как бы к нему обращаюсь; но у меня не хватает ума, а он знал языки, он так перевёл; я как бы вижу его, он сосед мой, говорю: Герасим, я благодарю тебя, какой бы я был слепой, какой безъязыкий без тебя. Герасиму было не безразлично, куда применить свои знания. Он не просто был профессор Санкт-Петербургской академии. Он наш профессор, он через сотни лет шагнул к нам сюда в посёлок. Ему не было безразлично, он не мог сказать: а нам что до того, смотрите сами, не грамотные; и его исследовали, его сняли с должности, он был воспитанник царевича; ни на что не посмотрели враги слова Божия. А он тайно переводил и перевёл весь Ветхий завет. Какие у нас примеры у русских людей, которые не могли сказать, что им что-то безразлично. Тит.1:16 – «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны, и не способны ни к какому доброму делу». Какие у нас есть таланты, их нам надо на молитве перебирать, и благодарить Бога; я просто делюсь опытом. Господи, я благодарю, что ночь прошла, и разум сохранил, и я не умер. Почему, когда Иоанн Златоуст говорил, в церкви хлопали в ладоши; и в молитве читаем: восплещите руками. А у нас сегодня я хлопнул в храме; смотрят: как так в храме хлопают? Это постоянное восплескание в церкви было, одобряли проповедующего. Златоуст говорит: я этого не требую; главное, чтобы таланты были к назиданию всех нас. Что-то услышал, прочитал, поскорей с кем-то поделись. И загляни с другой стороны; а что в этом скрыто? Сегодня у нас опять будут занятия, сейчас выйдем из храма и будет сказано, когда и где; нам не безразлично и поэтому мы идём на занятие; нам не безразлично; сегодня поедут в соседнее село наши благовестники; нам не безразлично, мы кого-то приглашаем сюда; а кому безразлично – это родство с теми, которые Иуду оттолкнули. А они могли вместе с ним пасть и сказать: что мы натворили, мы на целое тысячелетие Израильский народ отбросили от Христа. О, Владыка неба, прости! Они могли с Иудой вместе покаяться, и Христос Иуду простил бы, и народ Израильский не терпел бы миллионные жертвы, не было бы этого Холокоста, и не было бы преследования во время Гитлера и Сталина. И так со словом первосвященника и советников мы поучаемся многому: не быть безразличным к тому, кто впал в беду. Господи, соделай нас такими, каким был великий Златоуст и святые отцы, как апостол Павел. Аминь.