размер шрифта

Поиск по сайту




Надейся на Бога

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 16

Указатель: Иоан.1:11

18.01.06. Евангелие от Марка 10 глава. Я специально сегодня взял места Писания, подготовительные ко Крещению Господню. Не на само крещение, ибо подготовка к празднику идёт за несколько дней. Церковь как бы уже устилает дорогу нашему слуху, глазам нашим, чтобы мы подготовились, а не так, чтобы сразу пришёл Господь, и люди приняли Его. Мы знаем, что до рождества Христа от сотворения Адама прошло 5508 лет. Времени вполне достаточно было приготовиться, но оказалось недостаточно, так как Господь пришёл и оказался неузнанным. Иоан.1:11 – «Пришёл к своим, и свои Его не приняли». Люди окружали Христа, и каждый хотел найти самый близкий путь к Нему, чтобы Он его принял. А Господь знал, чего не хватает человеку. Подходят бедные, просители и находят утешение, прокажённые – исцеление, слепым открывает очи. И вот явился человек, у которого всего в достатке. По-настоящему – это современный русский олигарх: «Я хочу унаследовать жизнь вечную, что мне не хватает для этого? Что мне мешает?» Лук.12:15 - «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». И Господь говорит: «Богатство. Ты хочешь быть совершеннее? Продай его». И не как-то по частям, не в завещании оставить, – мы ещё и на это не решились, а сейчас, своими руками раздай нищим. Нищеты всегда хватало. Он же смутился от сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение, недвижимость, а это всегда в цене. Конечно, юноша сей, как умница заранее просчитал, чего же ему не достаёт, что может сказать этот Чудотворец из Назарета, но Он не ожидал, что услышит именно такое простое слово, и к тому же невыполнимое, и он понял, потому что опечалился. Иов.31:24 - «Полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты - надежда моя?» Как много всего у него - и коттеджи, и квартиры. Я вот с квартирами пока ничего не успеваю, сколько ни говорю вам, но всё стоит на месте. Я думаю, что ещё при жизни моей такое случится, что кто-то из вас умрёт, и ваши квартиры пойдут на распыл через ваших неверующих детей. Ничего, кроме сожаления, у меня это заранее не вызывает, а у вас будет горький осадок, горькая печаль и слёзы. Говорю о тех, которые не имеют детей, или имеют, но они самостоятельно живут – поврозь, и вы совершенные хозяева своих квартир. Найдите нуждающихся верующих и им отдайте, чтобы у вас завещание было, и собирайтесь здесь, сделайте это место сбором для Ангелов и для людей, чтобы здесь Господь присутствовал. Юноша отошёл печальный и, быть может, подумал: «Ещё чего! На что Он замахнулся! Имение!?». Нахожу в Священном Писании, что просто подать милостыню - это одно, а отдать имение, где ты жил, где каждый уголок тобой вылизан, каждая дощечка тобой прибита – это совсем другое. И, осмотревшись вокруг, Иисус говорит Своим ученикам: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие. Трудно. А если богатства нет, то намного легче. Как трудно имеющему хорошую должность войти в Царство Небесное. Я говорю, что вот на Алтае разбился губернатор, но мы же верим, что он живой. Мы – верующие. В это верят и в исламе, и в буддизме – все верят. Им бы сейчас, губернатору умершему, мэру погибшему сказали: «Мы тебя отпускаем на неопределённое время, и, может быть, ты доживёшь до семидесяти лет, но при условии, что ты будешь ходить в кирзовых сапогах, будешь проповедовать Евангелие, будешь соблюдать все посты, будешь самый настоящий православный христианин». Ну, и показали бы ему, может быть, на нашу общину, только приняли бы его мы ещё или нет, в оглашенных года три постоял бы. А он бы стоял и плакал в коридоре, просился.
И вот те, которые высказывали соболезнование по поводу его гибели, как бы они к нему теперь отнеслись, высокопоставленные начальники, его заместители, что бы они ему сказали? Как трудно имеющему богатство, должность, знатность, красоту, очень трудно войти в Царствие Божие. Почему и описывается, что тяга в монастыри была обратно пропорциональна красоте. Если красивая, она и тут счастье найдёт. А когда деваться некуда, дурнушка, тут ей проще – дверь открыта была. Ну если она тут, в этом мире, ничего не возьмёт, то в монастыре она каждый день обихожена будет. Так кто же может спастись? А им-то чего было ужасаться, когда ничего не было? Совершенно бедно жили, одна сеть, а рыба далеко не всегда. Мрк.10:24 – «Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» Не в самом богатстве дело, не в самой должности. На большой должности можно много добра делать, хорошие указы издавать, помогать нуждающимся, правильно распределить финансовые средства – по нужному потоку отправить.
Я решил посмотреть по Слову Божьему, что имеет у нас наибольшую ценность и как этим распорядиться. Прем.5:2 – «они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его». Говорится о том, как наступит Судный День и вдруг окажется, что спасутся те, о ком совсем не думали. Задаётся даже загадка одному разумному человеку: «Скажи, вот ты в рай попадёшь, чему-то будешь там удивляться?» «Да. Я поблагодарю Бога, поклонюсь, и больше всего удивлюсь, что в раю не найду тех, о ком думал, что они святые, кто канонизирован был. А потом ещё больше удивлюсь, что в раю увижу тех, которых считали совсем негодными для Царствия Небесного». А откуда он взял эти слова? Вот из этого места. Сами неверующие, там увидев спасённого, смутятся великим страхом и изумятся неожиданностью Его спасения. Потому что спасение добывается иными принципами – не подвигами, что я много буду молиться, поститься, рекорды ставить, а верой и даром. Рим.3:24 – «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». «Помяни меня, Господи!» - и этого бывает достаточно, чтобы человек вошёл в рай. Но не забывайте, что если бы разбойник с креста был отпущен, то теперь бы он жил, как подвижник. В момент, когда ты обращаешься к Богу, ничего не надо. Не так, что двадцать лет подготавливайся, пока ты научишься все годы по десять дней подряд не есть. Ничего подобного не требует Бог. Скажи: «Я верю, Господи, Иисусе Христе, что Ты умер за меня. Я верю, что Твоя кровь, пролитая на Голгофском кресте, текла за меня, что струи крови льются на меня и омывают мои грехи». И Господь говорит: Иоан.6:37 – «приходящего ко Мне не изгоню вон». Сир.29:10 – «ибо раздражительный человек возжжёт ссору; человек— грешник смутит друзей и поселит раздор между живущими в мире».
Вот они смущаются, видя, как мы живём, спрашивают: «а в чём вы нуждаетесь?» И ещё это негодное слово для меня «проблема» употребляют. «Как вы смотрите на кризис?» Никакого кризиса нет. «А как вы смотрите»., - и дальше начинают. Мы ничего этого не видим, мы просто живем, работаем и каждый день Бога благодарим. Неверующий говорит, почему вчерашний день был лучше, почему раньше жили лучше? Еккл.7:10 – «Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом». Верующий наоборот тому говорит: «Почему с каждым днём всё лучше и лучше?». Пройдёт короткое время, и ты видишь, во благо Бог и это несчастье устроил. Жизнь проходит очень и очень быстро – не беспокойся о ненужном и мелочном. Иов.8:9 – «а мы - вчерашние и ничего не знаем, потому что наши дни на земле тень». Пс.89:5 – «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и [как] стража в ночи».
Быт.32:7 – «Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана». Страх свойствен даже праведным людям. Испугались ученики Иисуса, а здесь испугался Иаков, увидев брата Исава, который идёт на него. Решил задобрить его дарами. Если кто-то на нас гневается, то самый простой выход, - узнать, в чём тот нуждается, и ему это подарить. Раньше, когда нигде ничего не было, соседки между собой жили недружно, одной посоветовали взять кусок обыкновенного хозяйственного мыла и подарить. Тогда это всё по квиточкам продавали. Утром соседка только из двери, а она ей: «прости меня, я хотела тебе подарить». Та от неожиданности просто едва не рухнула, и у них наладились добрые отношения, всё повернулось. Совсем незначительное иной раз нужно. Можно позвонить, признаться, сказать «прости». Что-то надо делать, в этом положении оставаться страшно, опасно.
Быт.42:28 – «сказал своим братьям: серебро моё возвращено; вот оно в мешке у меня. И смутилось сердце их, и они с трепетом друг другу говорили: что это Бог сделал с нами?» Когда с нами подобное делает Господь, это, естественно, из обычного ритма нас выбивает, для неверующих такое может быть катастрофой, они не выдерживают подобного стресса, а мы по-прежнему благодарим Бога. Мы знаем, что многое в нашей жизни бывает не так, как мы ожидаем. Исх.15:15 – «Тогда смутились князья Едомовы», когда страх навёл Господь на окружающие народы, когда Израиль входил. Я специально посмотрел, отчего смущались люди, чтобы нам увидеть, что это смущение наводит Господь, чтобы поставить каждого на своё место. Великое дело, конечно, сделал князь Владимир, приняв христианство на Руси. Но ещё большее дело сделали бы греческие монахи, если бы они пришли сюда со знанием языка и пошли проповедовать. То, что мы имеем сегодня после тысячелетия крещения Руси, это только маленькие искорки того, что могло бы быть. Евангелие в народ не пошло, его боялись, живой евангельской проповеди боялись. И нахожу примеры из историй, из житий, подтверждающие эту мысль. Остановилось всё на традициях и на обрядах. Непременно везде только одни традиции и обряды. Ни закона, ни канонов, почти ничего. Евангелие на сегодня одна из самых нежелаемых книг не только в стране, но и в церкви.
Пс.29:8 – «По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лицо Твоё, [и] я смутился». Надо чувствовать, когда Господь благоволит к нам и когда сокроет Лицо Своё, вот тогда наступает настоящее смущение. Пс.47:6 – «увидели и изумились, смутились и обратились в бегство». Лук.1:12 – «Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него». Каждый день службу вёл в алтаре, и вдруг Ангел. Я не думаю, что наш батюшка сегодня не упал бы там, если бы явился ему Ангел и сказал добрые слова, или гневные, но поучительные. Мы привыкли к тому, что есть, как уже всё занаряжено у нас. Вот встаём с постели, потом прибираем её. А если по-другому, допустим, внезапно вспыхнула постель, запылала огнём. Было и такое. Молился: «Господи, дай мне духа бодрствования». И Господь показал ему – постель вспыхнула. Иногда настолько неожиданное случается в привычном. Человек живёт, коммерсантом работает, у него своё заведение, деньги, прибыль. Всё нормально. Жена еду варит, он мясо покупает. А сам везде обвешивает, пересортицу сделает. А она кастрюлю приоткрыла, а там выплывает кисть руки, голень, голова выплыла. Она подбежала к мужу: «Никита, что в чашке-то будет у тебя, гляди». Он посмотрел, и правда, бурлит кастрюля, а там человеческие члены тела. Это значит, кому-то не додал, кто-то голодный лёг. Мы знаем, что в дальнейшем это будет святой Никита. Неожиданность, переворот произвело в нём видение в кастрюле своей. А если бы в наши кастрюли Господь дал видение, наверное, кое-что отобразилось бы кое у кого, начиная с депутатов. Когда бы они увидели все, каким образом они себе получают оклады, зарплаты и прочее, увидели бы голодные лица, как в зеркале отобразилось бы, смутились бы, наверное. Смутилась и Божья Матерь, как написано: Лк.1:29 – «Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие». Когда явился Ангел и возвестил, а Она: «Как так может быть, я мужа не знаю, как Он родится». Значит, свойственно и святым приходить в смущение, но это смущение очень кратковременное, оно тут же уходит, когда Господь разъясняет, в чём дело.
Деян.15:24 – «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали». Плохо, когда смущение наводят люди, желающие искать своего, стали приносить что-то чуждое христианской вере, навязывать обрезание. Я знаю, что в церкви старообрядческой обращение идёт через смешанные браки. Она старообрядка, и ему говорят: «Прими крещение, тогда отдадим тебе». А дальше идёт только разложение, он же неверующий, человек был нетвёрд в своём убеждении. Мне один рассказывает, а он уже секретарём был у митрополита, как обратился из патриархии. «Я пришёл в их храм, а дедушка ко мне подошёл и говорит: «Ты там не спасёшься, ты никонианин, ты еретик. Переходи к нам!» Этого оказалось достаточно. Саша сразу перешёл к ним. Это неотразимо иногда действует. Дед же старовер ничего не показал. К чему ты пришёл, у тебя же всё заглохло, умерло. С этим ты и умрёшь, какой ты был Саша, такой ты и будешь. Если бы ты посмотрел, то увидел бы, как верили все Александры святые с первых веков, во что они верили, ты бы этим людям сказал: «Ереси в моей вере нет, а у вас нет авторитета Библии, Евангелия и у вас тьма непрорубная, египетская тьма. И вас постигнет десятая казнь, когда всех первенцев потеряете, потому что люди не уверовали, дети уходят в мир».
Ис.13:8 – «Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись». И не кому-то говорит, а господствующему городу Вавилону, который гордился, как Москва сегодня, но Господь предупредил, что будет только так. Я ужасаюсь, читая Библию, точности перевода, сравнивая с другими местами. Как Бог возлюбил нашу русскую нацию, что дал таких знатоков языков разных, что перевели Библию, дали на русском языке, и, далее ужасаясь, прихожу в ужас, что уже с 1876 года Библия на полочках стоит у каждого архиерея, и по благословению патриарха её издают. Но её нет в храмах, её не проповедуют. Народ Библию не знает – это ужас. Но святое место пустым не бывает. Святая Библия попала в руки людей ненаученных, сектантов, еретиков, из-за границы хлынули, а попы по прежнему только охают и ахают, и по-прежнему же давят на монастыри, на крестные ходы, на иконы и на что угодно. Но если бы сегодня патриарх объявил, что крайне необходимо каждый день проповедовать Слово Божье, везде открыть курсы по изучению Библии по блаженному Феофилакту, то обстановку в течение трёх лет можно было бы изменить. Иер.4:9 – «будет в тот день, говорит Господь, замрет сердце у царя и сердце у князей; и ужаснутся священники, и изумятся пророки». Сегодня попы такие довольные, ничего им не скажи, всё-то они знают. Но мы видим, у нас отец Павел приезжает оттуда и рассказывает, как они с ним обращаются, издеваются, ерничают, и прямо из алтаря. Вы думаете, чем священники можно устрашить? Никогда не догадаетесь, - десятиной. Он приучил и некоторые стали давать, а тамошний священник отказался. Это значит, во-первых, он не слышал об этом, во-вторых, если десятина есть, значит, торговля тогда не нужна, все платят тебе десятую часть. Один стал отдавать торговке в церковном ларьке, но узнал священник и запретил прямо с амвона, что десятина – это не христианское дело, чтобы никто не платил. Десятину платили только двое, а при отмене торговли придётся отказаться от миллионов – тут понятно всё. А если бы все в один день заплатили ему, тогда бы он согласился, но от киоска всё равно бы он не отказался бы. И, как написано, ужаснутся священники. Ужаснутся, увидев, как паства убывает, о чём говорил Феофан Затворник, что ещё поколения два, и православие на Руси исчезнет. Что будет дальше?
Мрк.1:27 – «И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» Если мы будем с силой и властью Христовой разговаривать с еретиками, проповедовать, то люди ужаснутся. Мрк.16:5 – «И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись». 1Макк.2:61 – «Итак, припоминайте от рода до рода, что все, надеющиеся на Него, не изнемогут». Прем.3:9 – «Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его». Господь сказал, что надеющимся на богатство трудно войти в Царствие Божье. Я решил найти, а на что же тогда надеяться нужно. Здесь говорится, что надеющимся на Господа Бог откроет истину. Как надежда на Иегову связана с тем, что Бог откроет понимание истины? Некоторые говорят, что читают и ничего не могут понять. Но после того, как блаженный Феофилакт истолковал, как ты можешь сказать, что не понять. Если на это уже дали комментарии, как ты можешь не понять этого, ведь разобрались во всём, научились и рожать, и половики ткать, но это-то проще, потому что открытым текстом набрано.
Сир.33:25 – «Верующий закону внимателен к заповедям, и надеющийся на Господа не потерпит вреда». Не так, что если я на Господа надеюсь, откажусь в воскресенье работать, то меня с работы выгонят, и будет вроде бы какой-то ущерб. Ничего подобного! Надеющийся на Господа не потерпит вреда. Стала к нам в храм одна ходить, но муж её приструнил, она испугалась. Он пригрозил, что тогда жить с ней не будет, и она больше ни разу не пришла. Надеющийся на Господа не потерпит вреда, тебе дано было его обратить. Нас пугают родственники, близкие. Но кто сына, мать, дочь ставит выше, чем Христа, тот недостоин Его. Итак, из этого случая, описывающего что Господь сказал юноше, который надеялся на большое богатство, мы извлекаем для себя великую выгоду, познаём, что надо положиться на Господа. Раз ты сам вылез на этот вопрос, напросился продать, то раздав, не говори: «Господи, у меня ничего нет, а как я буду жить, мне негде ночевать». «Иди со Мной, подушка тебе всегда найдётся, а если не так, то как у военных – седло под голову». На это решиться сегодня не просто, поэтому я убеждаю, приготовиться к исходу из этой жизни и заранее обдумать, куда всё наше пойдёт, и сделать на это подписку. Благословен Господь, дарующий нам во святом Священном Писании грозное предупреждение, что как трудно войти в Царство Небесное человеку, надеющемуся на что-то, кроме Него Самого. Аминь.

Наказы уходящему даю,
Чего уж церемониться с нахалом,
Что ждёт того в неведомом краю,
Какие свиньи, блудницы навалом.
А он не верит, щерится в ухмылке,
Трясёт приобретённою у нас мошной.
Но скоро станет сам другим подстилкой,
Нужда накормит, чрево подожмёт.
И не из притчи познаю не раз
Десятки случаев, что лично сам увидел,
О, если б блудный видел без прикрас,
Какая адская к нему подкралась гибель.
Но в самообольщении бахвальства
Он вылупил бессовестно зенки,
Не видит, что забор его повален,
Останутся от яблонь лишь пеньки.
Своё же сердце не отдашь таким,
Уютное гнездовье разорившим.
Они предерзости своей слагают гимн,
Евангельский совет считают лишним.
Проходит год, всего лишь только год...
От прежних кротких и благочестивых
Нет ничего – побритый, блудный скот, –
Такая трансформация, что дашься диву.
Куда же делся благородный вид,
Молитвы, десятина и посты?
Сумели и странноприимство всё пропить,
Очаг разрушен и давно остыл.
Не я ли вас просил и умолял
Опомниться и не хамить безмерно?
Трапезничали с верными, теперь сжирают кал,
Так оскотинились и потеряли веру.
Исполнилось предсказанное Богом, -
Овцу отбившуюся пожирают волки;
Сын царский обнищал и превратился в погань,
Слепой и нищий, до срамного голый. 25.02.06. ИгЛа

Список всех проповедей

327

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: