размер шрифта

Поиск по сайту




Совершенство возможно

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 16

Указатель: Евр.11:10

Послание святого Апостола Павла к Евреям, 11 глава - глава о вере. Её заповедано сегодня читать на литургии с 10 стиха: «Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог». От Авраама до Павла 2000 лет и эти 2000 лет люди читали историю об Аврааме, но никто не мог сделать такой вывод, что он ожидал города, да у которого ещё строитель Бог и основание заложено. Я всё больше удивляюсь, откуда Павел всё это брал? Какие были богословы, учёные раввины, но ни в одном труде нигде этого Савл не находил. Да, трудно было Аврааму, когда он покинул своё место, ушёл в чужую сторону. Иоанн Златоуст подробно описывает, что преследовало его в пути: незнакомые народы, их дикие нравы. Примерно так, как если бы сейчас проходить по странам, где постоянно идёт война, между собою стычки, террористы. И идти не одному, когда можно скрыться, а с отарами овец, коров, верблюдов. И переходить с места на место. Только установят шатры, опять двигаться – и он ожидал. Не думаю, что уж так он ожидал небесного города, ибо нигде этого не видно в его биографии, но Павел делает такой вывод. Когда описывают биографии людей, и эти люди, уже явно видно, что выходят из числа рядовых, то многое в их биографии при описании их жизни упускается. Смотришь на правителя, как он выступает, поднимает кулак, прижимает его к каждому человеку, его все боятся. Был такой, Хрущёв, веселый и беспутный, крутой и глупый. И потом снимают, показывают, сидит какой-то дедушка, как Ленин-маразматик в кресле, да это же совсем другой человек. Так вот, вовремя нужно разобраться, что же в конце будет. Сидит на пенсии дедушка Никита, и странно, неужели его все так боялись. И вот этот дедушка, никому не нужный, отверженный, 10.000 храмов сумел поломать. Дана же была ему эта медвежья власть. Он эту чурку, початок кукурузы ворочал по всей стране, и в конце видно, что основания никакого не было. Смертельная тоска у него, труды его выброшены, сожжены. Здесь же проходит 2000 лет, 20 столетий до Павла. И Златоуст сие не расшифровывает, а только показывает, что Павел был прав, что Авраам всё-таки ожидал града небесного. Но нигде этого в Писании не видно. Из его дел видно, что он поверил Богу, а Бог обещал, и это было у него внутри. И Павел отсюда делает вывод, что Авраам ожидал. Кто, глядя на вас, согнутых старушек, мёрзнущих на остановке, подумает, что у вас прочное основание, что вы ожидаете будущего града, воскресения из мёртвых. А новогодняя иллюминация – это, может быть, только попытка узнать, как небо будет расцвечено, когда явится наш Спаситель на облаках. Это что-то означает, что стреляют в небо, цвета такие дают. Я думаю, что в этом что-то есть. Люди, даже сами того не зная, пророчествуют поступками своими.
Значит, научиться нужно, читая, вычленять из биографии важное. Поставили кинофильм «Самсон». Посмотрели. «А зачем такой фильм-то ставили? Только одно, он ходил, женщин менял, дрался всё время, да и пьянствовал, и ничего у него больше не было. Да разве такие фильмы можно смотреть?» Я говорю: «Ты читал книгу Судий?» «Да». «И читал, как про Самсона написано? А там что-нибудь другое написано?» «Да вроде нет».
Вот они и экранизировали, показали. Ничего у него в жизни больше не было. Как сегодня сказали бы: гулянки да бабы. Но Апостол Павел в 11 главе к Евреям упоминает и его. Евр.11:32 – «И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках». Иеффай дочь свою приносит в жертву, дальше Давид, Самуил. А ведь у каждого было много неправды. И когда мы говорим о вере, то всё это в их жизни Бог заслоняет через Апостола Павла, как бы этого у них в биографии не было. Надо уметь главное видеть. Если человек этот уже причислен к разряду, выходящему из общего ряда, значит и эти дела, прошлое, которое не на правую сторону, отходят, как будто их и не было. Павел мог бы сказать: «Самсона я не возьму в число творящих правду». Самсон же творил правду тем, что он отомстил за поруганную страну Израиль. Давид творил правду не тогда, когда отнял чужую жену, но тогда, когда разрушал капище идолов, когда поражал нечестивых и с раннего утра истреблял беззаконных. Он творил правду. И когда нам приходится слышать что-нибудь о верующих: «Вы только посмотрите, вот человек находится в истинной вере, а что делает?» - сумейте найти доброе зерно – на это нам сегодня пример показан. И в жизни святых многое было совершено такого, чего в биографию не надо записывать было, а оно записано. Но мы видим, что высвечено только одно – верность Богу. Павел говорит, 39 стих: «И все сии, свидетельствованные в вере ...». Не в делах, которые не украшают никого, и, тем более, в вере. «... не получили обещанного». А что же им Бог обещал? Да мы нигде и не видим, что Самсону обещано было Царство Небесное. И не видим, что и Давиду это было обещано. Но внутри их, значит, это было. И, несомненно, было, что они шли, знали, что конечная цель – Царство Небесное. Мы тоже идём к тому, что нам обещано. «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века», – так заканчивается наше исповедание. Они не получили обещанного.
Какова же причина, почему они не получили? Вы никогда не догадаетесь, что виновниками того, что они не получили обещанной награды, – мы. Я думаю не случайно, что назначено на это время читать этот отрывок, как раз в Новый год, сегодня, 1 января 2006 года, чтобы мы поняли, какую цену Бог даёт нам. Давид получил бы награду, но нельзя получить, потому что мы ещё не родились. Мы виновники. И Самсон, Гедеон, Варак не получили обещанного, потому что мы ещё не родились, чтобы награда была дана нам вместе, тогда и будет торжественнее. Когда награждает глава администрации, то не отдельно, не на дому, не на дороге, а созывают какое-то большое собрание, в торжественной обстановке, при всём народе выходят и аплодисментами встречают. Начальник зачитывает, даёт грамоты, фотографируют. Вот что означает прообраз того, как будет в вечности. Они не получили обещанного, «потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». Полное совершенство будет только там, когда человек освободится от тленного, больного, немощного, стареющего тела, а получит обновлённое, подобное воскресшему Христу, и все вместе при ликах Ангелов, Херувимов и Серафимов, в тройственном неизреченном свете каждому будет дарована награда. Куда мы идём!? Вы это всегда помните! Не останавливайтесь на том, что я уверовал и сижу дома.
Можно опоздать на богослужение, можно и вовсе не придти. Но вы достигайте совершенства. Совершенство же достигается непрерывным трудом. А можно узнать как-то, стремится человек к совершенству или нет? Как посещает богослужения – один из признаков. В воскресенье нет, потому что у него скользящий график. Сегодня на работе некоторые. В Потеряевке в воскресенье нельзя работать, а в городе можно работать. Почему? Потому что тут есть наёмник, который нанимает. Значит, себе я не буду работу делать, но для себя работать на чужого буду. Но написано: Исх.20:10 – «а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих». Люди, которые работают сегодня, в воскресенье, свою душу оценили меньше, чем быка, чем осла – они запряглись и работают каждое воскресенье. Корыстолюбие гибельно. Пр.15:27 – «Корыстолюбивый расстроит дом свой». И не надо говорить, что нет другой работы. Вы знаете, что приезжали сюда адвентисты, 200 человек крестили, и все 200 человек, быть может, работали по субботам, но вот теперь сразу ни один из них в субботу уже не вышел, на следующий день, как их крестили. Им сказали, что этим они гневят Бога Иегову. Бог отделил субботу для Себя, а для нас, христиан – воскресенье. В этом же городе Барнауле они больше ни разу не вышли на работу в субботу. И детей так будут учить, и других так будут наставлять. Значит, если еретики впереди нас идут, то кто же мы тогда такие, какое же наше совершенство? Ты поставь себе правило с первого дня – ни одного воскресного дня я не пропущу богослужения, я нигде не буду, а только в храме Божьем. И они все поменяли работу. Может быть, кто-то лучше получил, а большинство потеряли, их сдвинули с насиженного места. Обычно начальник спрашивает, почему человек уходит. Если работник нужный, ему что-то обещают, дают какие-то льготы. Они отвечают: «Потому что Бог мой запрещает работать в субботу, заниматься обычными делами.
Чтобы не без них мы достигли совершенства. Вам это слово «совершенство» не нравится? Посмотрите, сколько людей сегодня останется на занятия при нашем храме в трапезной. Вам, кто не остаётся на занятия, кажется, что вы уже всё узнали. Я беру только один стих, пытаюсь растолковать его, а здесь по порядку сколько ещё стихов идёт. Некоторые не ходят на занятия, совершенно перестали. Ты думаешь, что много лет веришь, и у тебя совершенство достиглось? Ты каждый день начинай, как будто сегодня родился, говорит Златоуст, как будто первый раз услышал. Не без нас, но и они не без нас получат совершенство. От каждого можем что-то отщипнуть. Это верность Слову Божию, верность обетованиям Божьим. Они ни на что не смотрели, передвигались с места на место, а нас с работы не сдвинешь. Авраам из одной страны в другую переходил, и они считали себя странниками и пришельцами. А мы уж очень твёрдо укоренились – квартира моя, это моё, на многие годы добро есть. Тут надо каждому по элеватору, ешь, пей, душа веселись, хорошую пенсию заработал. Я решил посмотреть, что нам Дух Святой скажет относительно совершенства, если мы к нему стремимся. Где его взять сегодня? Отбросим прочь пренебрежение, попросим прощение, и чтобы ни было с сегодняшнего дня, посмотрите, какие будут причины. Полумёртвый, но ты иди. Совсем не могу, позвоню, узнаю, что говорили, попрошу материал принести, который сегодня проходили.
Идут в город почти одни и те же люди на свидетельство Божие. Будет в последний день подведён итог, какое будет совершенство? У каждой нации свои религии, понятия о совершенстве разные. Языческий мир продлял свою юность, были бритые, чтобы всегда был молодой; а у нас наоборот – достижение мудрости. Мудрость приходит с возрастом, а о возрасте говорит борода. Вот почему бороду носят – одна из причин в христианстве. Прем.4:13 – «Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета». Когда умирает человек молодой, то многие судят, говорят, что Богу угоден погибший мэр нашего города был, и Бог взял его в Небесное Царство. Праведника, это уж точно, Бог берёт раньше. И 16 стих: «Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность – долголетнюю старость неправедного». Показывали фильм «Последний самурай», и я, грешный человек, посмотрел, нашёл полезное в нём, перенёс на христианскую основу. Герой знает, как входить в медитацию, на него кидаются звери, это всё ему как бы представляется, и он всю жизнь прожил для того, чтобы доказать, как он верил своей идее. И наконец, израненный, умирает на коленях и выдыхает последнее слово: «совершенство». Вот он к этому шёл. Христианин может сказать: «Совершенство». У христиан же так: 2Тим.4:7-8 – «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». Путь прошёл, не колеблемо, не отступил нигде, вот оно, достигнутое совершенство. Прем.6:15«Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради неё скоро освободится от забот». Т.е. искать премудрость Божию - благо. А премудрость Божия в добром деланье, в милосердии, в милостыне, в сеянии добра, в занятиях Словом Божьим, в проповедании Евангелия, в заботе о ближнем, о своей душе. Научитесь принимать обличения. Если при малом намёке, что тебе сказали, ты сразу взрываешься, оговариваешься, то это один из явных признаков одержимости. Демон препятствует принимать обличение. Златоуст говорит: «целуй обличающего». Радуйся, что у тебя есть возможность отскоблить кое-что в этой жизни. Сир.38:30 – «Сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того». Чтобы мы готовились окончить жизнь в совершенстве, так, как готовится хороший мастер, когда он любое дело доводит до совершенства. А когда ценят? Говорят: вот работа, любо-дорого посмотреть. Если сапоги, десять лет можно с ног не снимать – совершенство. Так и ты доведи до совершенства благовестие. Вчера так мы ходили, а сегодня я понял, что надо в другое время ходить людям свидетельствовать.
Сегодня пьяные везде, нечего и ходить, бесполезное дело. А может, наоборот. Люди видят, что ничего Новый год не дал, да и обнови Новый год, кто-то стоит, не все же пьяные валяются, а мы их найдём. Достигайте совершенства в этом важном деле. Пс.118:96«Я видел предел всякого совершенства ...». Странное дело, царь, и видел предел. Значит, и в кибернетике видел, чего можно достичь, и в судебных делах, и врачу до совершенства дойти можно, т.е. самые лучшие методы узнать, как лечить, «но Твоя заповедь безмерно обширна». Везде совершенством достигается и предел, дальше уже идти некуда. А в Слове Божьем ты до конца будешь сидеть у ног Христа, слушая Священное Писание; у святых отцов и учиться. «Твоя заповедь безмерно обширна». Плач Иеремии 2:15 – «Руками всплескивают о тебе все проходящие путем, свищут и качают головою своею о дщери Иерусалима, говоря: «это ли город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли». Почему он так назвал? Непонятно. Думаю, что ничего лучшего Иеремия не видел, не знал. Какой же город совершенства? Улицы узкие, а раньше совсем и этого не было, никакого транспорта, расположен на горах, на холмах. Наш город и то, кажется, красивее. Значит, не по этому определялось, а потому что там был храм, там было место, на котором приносилась жертва Богу, живому и вечному. Здесь была связь с небом: 2Пар.6:33 – «Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли узнали имя Твоё, и чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, и знали, что Твоим именем называется дом сей, который построил я». Как можно пропустить службу в храме, когда все мы вместе собираемся? Мы любим Господа одинаково, и вдруг оказывается – не одинаково. Господь-то будет смотреть, достиг человек совершенства или нет. Иной в юности умирает, достигнув совершенства, а другой до старости идёт, и ничего нет, не меняется. Иез.27:3, 28:12 говорится о ком-то таинственном, который был верхом совершенства, но гордыня погубила его. Считают, что всё-таки речь идёт о херувиме, который стал сатаною. Он был печатью Божьего совершенства.
Итак, Иак.2:22«... делами вера достигла совершенства». Мы услышали, что делами. Подтвердите, покажите сегодня, а я посмотрю, сколько вас останется на занятия, сколько придёт в университет на занятия, сколько пойдёт сегодня по городу. Делами нашими вера достигает совершенства. Не столько же тратим, как в обыкновенные дни, когда поста нет. У нас было правило, кто у меня жил, а у меня жили на квартире постоянно люди, повторяю, что ни с одного и никогда за всю жизнь я за квартиру не взял ни рубля. Я даже не понимаю, как брать? Старался держать верующих. Старые деньги, вы помните. Каждый из нас откладывал по 25 рублей в месяц на питание. Я сторож – 72 рубля получал. Но во время поста у нас тратилось меньше намного, рублей 15. К той десятине, которую, приходя с работы, все откладывали, туда и остаток от питания прилагали. Жертвуйте больше. Мы сейчас очень широко раскинули сеть, на 120 только конвертов истратились, теперь посылать будем по библиотеки, это всё из ящика с надписью «на церковные нужды». Где-то ты не можешь помочь, но здесь узнавай, какая нужда, посмотрите, у нас есть болящая Анна Петровна, как она щедро даёт, а другие вообще ничего не дают. Достигайте совершенства делами. 1Пет.2:9«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Почему мы пошли за Господом? Вы всё время думайте, как в Песне песней, что Такой Господь любящий! Кто бы и что бы ни сказал, что у них Магомет хороший, а мы скажем, что наш Христос лучше. Почему? Потому что Он умер за нас, зовёт нас к совершенству, омытых кровью Его пречистой, Он дал нам Таинства очищения: Крещение, Причащение. Ни одна религия не даёт рождения свыше. Она только путём нажима пытается людей сделать совершенными, путём паломничества в свою Мекку. А у нас даром спасение от Христа. Такого Спасителя не было никогда, ни одна нация не имела. 1Иоан.4:17 - «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он». Господь непрерывно учил. Учитесь учить людей, подсказывать, принимать замечания, исправляться. Господь всю ночь пребывал в молитве. Сегодня все ли молились в час ночи? Если нет, то поставь себе такое на каждый день – всю неделю молиться именно в час ночи, и покаяние принести, что не молился; и, во-вторых, чувство благодарности вызови: «как меня любят». Священник наш вчера позвонил: «Встали ли бы все Бога поблагодарить, и итог подвести». Нам есть, за что Бога благодарить. Прошлый год каким был? И нападки были, и неприятности, но всё закончилось благополучно. 2Кор.13:9«Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве». Об этом надо молиться, о себе и о других: «Господи, я знаю, человек духовно не растёт, никакой, хотя и принял крещение – помоги!». О чём бы духовном ни начнёшь с ним говорить, он совершенно безразличный, квёлый, дряблый. Молиться надо, чтобы все достигли совершенства, чтобы видно было, что мы дети Божьи, что огненное дыхание Духа Святого опалило наше прежнее бытие, воздвигло на новое.
Кол.3:14 - «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Совершенство получим тогда, когда оно будет опираться на это совершенство – любовь. Любовь к Богу, любовь к ближнему, к самому себе, чтобы спасти свою душу. Евр.6:1«Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мёртвых дел и вере в Бога». Это всё только начальное. Принял крещение, вышел из воды: а что я теперь должен делать? Это начаток, а теперь спеши к совершенству во всём. В питании посмотри, что у тебя лишнее; в одежде, в обиходе – с ближними как обходишься, сколько времени тратишь на дело Божие. Может быть, ты свои таланты так и не раскупорил, так они закопанные и лежат, завёрнутые в платок. Евр.7:11 - «Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжён закон народа, то какая бы ещё нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?». Священникам дана власть разрешать нас от грехов – поэтому относитесь с трепетом и уважением к священству, не забывайте молиться о нём, тем более, у нас такие близкие отношения со священником, с епископом. Митрополит далеко от нас. Вот это приближающееся совещание в мае месяце – чтобы мы не потерпели ущерба от их решения об объединении с обмирщённой патриархией, с их плотскими «мудрецами». Нас тянут не к совершенству, но мы, молясь Богу, можем добиться того, что это объединение, если произойдёт, для большего труда послужит нам, ещё к большему совершенству. Мы свою деятельность шире развернём и среди них. Они ничего не смогут с нами сделать, если с нами будет Христос. Евр.7:19«Ибо закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
Евангельская вера доводит до совершенства, позволяет смиряться, любить Бога, быть водимым Духом Святым. Надо всё время молиться с глубокой верой: «Приди и вселись в нас, Дух Святой. Мы без Тебя ничего не значим». Евр.12:23 – мы, все, приступили «к духам праведников, достигших совершенства». Когда мы молимся и говорим: «Пресвятая Госпожа Богородица, спаси нас!» - то это только потому, что Она достигла совершенства, и Она спасает не сама, а ходатайством. Мы молимся Ангелу-Хранителю, молимся и святым угодникам, одноимённым нам. Так принято считать, что у тебя есть святой, с твоим именем на небе. Они достигли совершенства – несовершенныев небо не вошли бы. Это духи праведников, и ты подражай им. Узнай хорошо житие святого, в честь кого ты назван, и мы к ним приступили, чтобы, когда там встретимся, отблагодарить их за помощь. Я буду искать Игнатия Ростовского чудотворца, епископа. У него свои были особенности, о которых я не знал, когда маленький был, когда меня крестили в восьмидневном возрасте, но я теперь их знаю. У него было что-то отличное от других. Я только про него прочитал, что когда он умирал, то повелел положить с собой список всех, кого он рукоположил. Почему? В этом была его заслуга? Хотя читаем про некоторых, как епископ Лев молился, и ему сказано было, что все грехи ему прощены, кроме одного. Какого? Кого незаконно рукоположил, плохого. За всё, что рукоположенный священник натворит, епископу отвечать. И он молился Апостолу Петру о том. Мы достигнем совершенства тогда, когда дела наши будут совершенные. Апостол Павел не случайно напоминает нам, что мы приступили к духам праведников, достигших совершенства. Никола Чудотворец – делами милосердия известен. Может, многое в его биографии и не так было, как пишется, но это-то было. Климент Анкирский – больше всех страдал. Мать, умирая, полдня наказывала только одно: «Сын мой, стань мучеником за Христа». Что, умирая, родители говорят детям? Кто будет убеждать сына так: «Я за тебя кровь проливала, пролей и ты за Христа кровь, чтобы я на небе была матерью мученика». К духам праведников мы приступили. Знать нужно биографии святых, кому мы молимся. Вот Серафим Саровский. Возьмём от него самое доброе – желание служить Богу. Он иногда даже обличал кое-кого и достучался до одного генерала, который вышел от него, и все ордена у того оторвались и упали. Он ему говорит: «ты кабинетный работник, штабной, а орденов навешал столько». Если бы нашлись обличители олигархов, с них бы посыпались доллары и евро, они бы открытым оком взглянули на этот мир. Надо не стыдиться, что мы православные, а радоваться, что у сектантов нет небесных защитников, а у нас есть. Мы приступили к тем, которые на небе: жёны, девы, мужи, монахи – истинные монахи, такие, как Кирилл и Мефодий, Иннокентий, митрополит Московский, Стефан Пермский, которые свидетельствовали для разных наций, переводили Евангелие на их языки. Нам есть кому подражать. Итак, будем стремится к совершенству и полагать основание в добрых делах. Аминь!

Список всех проповедей

254

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: