размер шрифта

Поиск по сайту




Совет без Бога смертелен

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 3
Указатель — Мф.26:3-5 [Зач.107]

03.05.2008. Мф.26:3,4,5 - «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе»Здесь обращаю внимание только на слово «совет». Это важное слово. Советская власть была, – корень слова. Совет народных комиссаров, депутатов, везде советы. Без совета вообще трудно что-то делать, потому коллегиально решают. Но не было совета от Бога, поэтому всё разрушилось. Слово «совет»; в святой Библии встречается 179 раз в разных вариациях, например «советник». В притчах Соломон употребляет это слово двенадцать раз, он постоянно обращается к советникам. Где совет был? Избери доброго советника. Об этом надо молиться, чтобы Бог дал их нам. Сегодня советник - это духовник, батюшка, старцы какие-то, к ним едут в монастыри. Я поехал за советом к духовнику. Начинаем разговаривать, вопросы решаются такие, которые решит простой мирской человек, ибо в ответах духовного вообще ничего нет. Советник должен быть движим Духом Святым, чтобы он совет свой брал от Бога. Не к тебе пришли, почему же ты решил наставить человека по-своему? Ты открой Слово Божие, скажи: «Ты смотри, как твоё сердце расположено к этому?» Ты должен показать вопрошающему, что Бог говорит. «Не знаю, жениться мне или не жениться?» Я тебе открываю, когда появилась женитьба, чем это заканчивается, какая польза. Ну чего ты на одной седьмой главе к 1Коринфянам остановился и дальше не идёшь? Павел говорит: 1Кор.7:28 – «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». Ты понимаешь, какие скорби тебя ждут в замужестве, или нет? Детей тебе не воспитать, школа сегодня – это рассадник разврата. И что ты дальше делать будешь? Вперёд посмотри! Какие тебе советы дают? Говорят, что надо семьёй обзаводиться. Говорить-то говорят, а советников этих не будет уже через год, а у тебя самое главное начнётся только через восемнадцать лет. И потянешь ли ты это тогда, ты сможешь по закону Божьему всё сделать? Да ничего ты не сможешь. Сегодня надо только об одном молиться: Господи, дай нам доброго советника через Духа Святого. Сир.6:6 - «Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи». И ты о себе подумай, кто у тебя был советник. Когда я услышал о человеке одном, духовном, как только приехал в тот город, хотя до этого я его лично не знал, а только по слухам. Один раз побеседовал и вижу: Слова Божьего хотя и не знает, но опыт очень большой. И первое, что я сделал, подарил ему Новый Завет. Он верующий, но у него не всё по Слову Божьему идёт. И он сразу в него вник. Мы можем с помощью Божьей творить себе советников. Я до конца держал его своим советником. Как что делать, заранее неделю молюсь: «Господи, через него Ты мне скажи». Решение у меня уже есть, но вот он мне сказал, и я сразу же от своего отступился. Почему такой совет он даёт? Он мне показал дальше, чего я ещё не видел по молодости. Сир.8:20 - «Не советуйся с глупым, ибо он не может умолчать о деле». Если ты нашел, что человек неумный, то что же с ним советоваться? Царя Александра III спрашивают, почему он не советуется со своими генералами? Он просто ответил: «Зачем советоваться, если они меньше меня знают?» Советоваться хорошо там, где ясно, что тебе откроют то, чего ты не знаешь. Дальше в рассуждениях нужно идти. Какие последствия будут? Ты задавай вопрос: «Почему он советует так?» Он может объяснить, а может, у него по наитию. Но, как правило, здесь играет большую роль опыт. Человек понимает какие-то факторы, второстепенные, как в течение времени это может измениться и что будет. «Какой Вы мне дадите совет?»; – звонят мне буквально с разных концов мира. Какой дадите совет? Звонят с Америки, совет просят, с Австралии и, конкретно, одна звонит: «Скажите, дочери моей нынче поступать в институт или нет? Сдаст она экзамен или нет?» «Как учится?»; - я начинаю спрашивать. «Плохо». «Не сдаст, конкурс большой, пусть сидит дома, работает и хорошо учит математику, если она решила в эту школу. С двоечника что спрашивать?!» На такие вопросы и ответы такие же – это любой бродяга может ответить. Советуют часто родители, но ты посмотри, как они советуют. Если духовно тебе дадут совет, который приведет тебя к небу – держись за такой совет. А если мать или отец дают тебе совет со временной только начинкой, то ты подойди тогда к духовному человеку и спроси: «Мне родители говорят так, но как мне поступать?» А не просто так: я не буду слушаться родителей. Если ты от них зависишь, ешь, пьёшь, то ты начинай их убеждать. Если женился, то ты – самостоятельный. Спрашивают: до каких пор слушаться мать, отца? В первую очередь, когда ты будешь жить самостоятельно и отдельно, – это первое. Но родителей держи на одном из самых первых мест, если они верующие. А если неверующие, ты слушать - слушай, но делай поправку на их неверие. Сир.9:19 - «По силе твоей узнавай ближних и советуйся с мудрыми». Сказал - не советуйся с глупыми, а теперь советуйся с мудрыми, по силе твоей. Как это - по силе? Ну, какая у тебя самого-то мудрость? Какой у тебя разум? И ты по этому разуму пытайся узнать. Я бы выбрал советника, но как его выбрать? Иные сами в советники лезут. Что-нибудь спросишь кого-то, а они и начинают советы давать. Сир.38:8 – «от советника охраняй душу твою и наперед узнай, что ему нужно; ибо, может быть, он будет советовать для самого себя». Задаю наводящие вопросы, пытаюсь узнать, как дальше будет. Отвечает: «А я не знаю». Зачем же ты выскочил? Если б молчал, то никто бы не знал, что ты глупый. Пр.17:28 – «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным». Сир.19:19 - «И не есть мудрость знание худого. И нет разума, где совет грешников». Вот и все эти Советы народных комиссаров, депутатов. Что пользы, если они и соберутся? Табакуры, наркоманы, пьяницы, блудники в большинстве своём. И что он может мне посоветовать? Он ничего не знает. Ты хочешь знать совет? Только одно: конечная цель - быть со Христом в вечности. Вот прицел туда и держи. А оттуда теперь соединяй эти недостающие звенья, как оно будет выглядеть. Как своё время распределять. Ты всё осмотри, потому что каждый день может быть последним, но каждый день является ступенькой к небу. Как встаёшь, сколько времени уходит на молитву, всё, прислоняй к Слову Божьему, в первую очередь. Сир.21:16 - «Знание мудрого увеличивается подобно наводнению, и совет его,— как источник жизни». Мудрость от Бога. Счастлив человек, который имеет духовного советника. Он приобрёл большое сокровище. Этим советником дорожи. Постоянно моли Бога, чтобы и советник твой не заблудился, чтобы через него тебе Сам Господь сказал. Бог так установил. Не помышляй так даже: «А я сам». Как ты сам будешь знать, когда прямо говорит Слово Божие: Ис.46:10 – «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю». Это Бог так установил, чтобы человек на земле научился волю свою смирять и покорять её воле Божией. Потому что на небе кто нас будет учить? Сегодня уже надо сродниться с Богом. Сир.25:6 - «Как прилично сединам судить, и старцам — уметь давать совет!». Я как-то говорил: что вы так просто дёргаете зубы, – с зубами уходит много памяти. Ухватились за это и, что ни забудут, говорят: «У стоматолога был, зубы вырвали». Да ведь у тебя это от юности – глупость. Потому что Словом Божием не пропитался – ничего и нет. А теперь на стоматолога всё сваливает, что там в кабинете у бормашины память отняли. В это не верю, чтобы всё отняли. Если ты Словом Божием пропитан, у тебя непрерывно будут хваления Богу. Я встречал таких людей, которые парализованные лежат, и только одна рука поднимается к небу, и постоянно он поёт «Аллилуия», и разум, как у юноши. Как говорят про физиолога Павлова, в восемьдесят шесть лет он как восемнадцатилетний был, когда у него осмотрели мозг. Вы на молитве по памяти старайтесь припоминать, о ком нужно молиться. Это сильно развивает память. И обязательно читайте Слово Божие, хотя бы и немного. Мы читаем по одному стиху и разъясняем, по одному стиху и рассуждаем. Я ведь толкование на все притчи не знаю, я просто их ввожу во свет Нового Завета и отсюда пытаюсь постичь. Общая конструкция мне понятна. Златоуст истолковал только отдельные стихи. Если кто толковал притчи, – до нас не дошло. Но если ты знаешь толкование Нового Завета по блаженному Феофилакту, то ты любую притчу уже сможешь толковать, тренируйся в этом больше. Как прилично сединам судить. А то дожили до седины, а ума никого и нет. Ты сейчас, пока ещё ходишь своими ногами, читай святую Библию и будешь давать добрые советы. Иногда слушаешь, старые дают такие советы, что, как будто на земле не жили совсем. И никакого прогляда вперёд. Почему ты так советуешь? А чтобы хорошо было, слово «хорошо»; ещё надо пояснить. Хорошо в этой жизни или для будущей? Ты всё время делай поправку на то, что Бог смотрит по-другому. По-человечески - да, это очень мудро, человек достиг большого положения, стал мэром города. А по-Божьему – ты за всё будешь отвечать. Ты можешь неправильно сделать, как с алкоголем бороться. На каждом месте ты можешь добиться, чтобы водкой не торговали. Можешь город сделать трезвым. И лектор показывает, как, практически не нарушая конституцию, добиться этого. Но ничего этого нет. Да и без Бога, хотя ты и сделаешь, толк-то какой. Сир.37:10 - «Не советуйся с недоброжелателем твоим и от завистников твоих скрывай намерения». Если он недоброжелатель, то даст тебе такой совет, из которого ты не вылезешь никогда. Никогда не советуйся с еретиками. Ты им уже готовый ответ неси. Нам всё это дано, а они того не знают. Они очень настойчиво будут тебе предлагать своё. Если ты не знаешь толкования, приди к тому, кто знает, открой Слово Божие, поищи, не бойся сказать: вот этот стих я не помню, как истолковали святые отцы. По-своему толкует еретик, хотя он, может, и добрый сердцем, хороший человек, но ты, встретившись с ним, ему откроешь глаза. Слушаю в записи еретиков, и даже трудно подумать, что они погибли. Но, согласно православного учения, никто из них не спасся. Они претерпели страшные мучения, почти по тридцать лет отсидели в тюрьмах, а перед Богом, как Киприан Карфагенский говорит, это ничто, он остался врагом. Вне Церкви, даже мученическая их кровь не смывает греха разделения. Главный грех у них - разделение. Мне страшно слышать, что их исповедник или мученик умер, оставаясь баптистом. И такой он хороший, столько много доброго делал. А это мог быть я в его положении. Я хожу и всю неделю переживаю: это мог быть я. Всё у меня сходится с ним, как он последнее отдавал. В одной небольшой общине у баптистов стали говорить: что-то у нас так мало собирали, а тут стали много собирать? Я хорошо зарабатывал, приносил и 90% , – не одну десятину, а девять, – отдавал. Конечно, чтобы никто не видел. И они сразу почувствовали. Там одни бабки были, у них ничего и не было. Я для Бога это делал. Рим.1:17 – «В нём открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет». Вчера ты столько жертвовал, сегодня больше. Какие мы фонды организовали! Ты не думай, что деньги в кулак зажал и не положил, и сойдёт это. Сойти-то сойдет, так ещё неизвестно, куда придёт. Бог такой кредитор - если Ему даёшь, то с такими процентами начисляет Бог, что никогда не предположишь. Сир.37:20 - «Начало всякого дела — размышление, а прежде всякого действия — совет». Всякого дела. Не только о переезде с квартиры на квартиру, о женитьбе и прочие. Вы знаете, что наш брат уехал за женой в другой город, о нем всё время молитесь, да разрешится этот вопрос у него. Чтоб было только по воле Божией, а как, не знаем мы. Волю Твою соверши, Господи. Хороший брат наш поехал, благословясь, батюшка отпечатал на бланке нашем, что он не под епитимьёй, на отлучении никогда не был. И я ему только один совет дал: не будь малодушным. Сир.8:10 – «Не малодушествуй в молитве твоей и не пренебрегай подавать милостыню». Не будь малодушен, правильно или неправильно, это твой крест, ты туда лез, ты хотел. Не будь малодушным. Написано: Иис.Нав.1:9 – «Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдёшь». 1Кор.16:13 – «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, твёрды». Это и каждому из нас. Какое горе, заболел ли, приключилось что, – человек руки опускает. Да это ничего не значит! Сегодня сколько убили в Чечне, и домой их никогда не дождутся. А некоторые в плену находятся не один десяток лет, прикованные работают. Как бы они хотели оказаться в нашем положении, увидеть дорогие лица братьев, сестёр. Мы в сравнении с другими на привилегированном положении находимся одетые, на своих коечках лежим. Сколько людей в мире этого не имеют. Тов.4:18 - «У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным». Отец сыну так наказывал. Когда умирал Владимир Мономах, друзья такие советы давали. Не только житейские, а именно духовные. Когда наша мама умирала, то она один только совет давала: «Дети, живите мирно». Больше ничего. Маленько полежит, вздохнёт, потом опять: «Ох, дети, живите мирно. Вам трудно будет жить мирно, вас много». А вот ушла в тот край, и думаешь: как с ним можно жить мирно, когда он нарушает Слово Божие? И опять вспомнишь: мама говорила «надо мирно»; надо с другой стороны зайти. И брату, уехавшему я дал только один совет: не малодушничай, никак. Проникнись этим словом. Деян.25:12 - «Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься». Значит, и Фест-правитель не принимал сам решения, а сначала советовался. Когда судят, то судьи уходят на совещание, все ушли в другую комнату. Как совещаться, когда одна судья и секретарь? А с секретарем она не должна советоваться. Так по закону у них написано. Но когда заседатели народные, тогда понятно, а то один судья, а прокурор, который не должен заходить, он уходит на улицу или куда-то. И судья ушла совещаться, а никого нигде нет, она одна. С кем она совещается? Представляю, что она встала на колени, руки простёрла к Богу и только думает, как бы несправедливо этого человека не осудить. Больше не с кем ей советоваться. «Если ты одна, и пошла советоваться, то, выходит, у тебя там специально сидит кто-то, а этого не должно быть, тогда вы нарушаете конституцию». «Ничего я не нарушаю, я – одна». А с кем же тогда Вы пошли советоваться, с демонами? «Ещё чего». Тогда с Богом, тогда я прав был. Вы пошли, а я просил Господа: дай ей совет хороший. Она пошла и осудила меня. Это от Бога. Она вынесла мне решение: осудить. Гал.1:16 - «открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью». Плохой совет, когда мы думаем: «Как это будет, да у меня ничего не получится, я старый, больной». Это плоть и кровь. Я не стал бы советоваться с плотью и кровью. А вот я поеду, там люди незнакомые, иная обстановка, погода другая. Не надо с этим много советоваться. У меня было однажды искреннее желание уехать на Север, начать благовествовать, а посоветоваться не с кем, и я избрал советником человека, который был не на очень хорошем положении у баптистов. Они его зазирали за связь со мной. А он уже всё православное принял, но всё ещё был баптистом. И я к нему пришёл и говорю, что у меня такая мысль вот, поехать на Север и начать там благовествовать. Он говорит: «Тут два момента: Кто вас будет финансировать? – там обязательно должна быть поддержка. А во-вторых, кто за вас будет молиться, когда вы уедете?» Я посмотрел - голый фронт. Помолился и вижу, что он прав. Пришёл и говорю, а я его братом не могу звать: «Иван Михайлович, я Вас благодарю». Я вижу, что ревность есть, а рассуждения-то не было. Если куда-то ты отправляешься, то у тебя должен быть тыл прикрыт - и здесь не потерять, и там, чтоб было где остановиться. Откр.3:18 - «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». Бог нам советует приобрести Слово Божие. Мы будем вам раздавать отдельное Евангелие от Иоанна. Не каждому давайте, но возьмите себе не по два. Нам Господь дал шестнадцать с половиной тысяч сразу. И как нужно Бога благодарить, молиться за всех, кто прикасался к ним. И будто бы намечается возможность нашей встречи с директором того Общества, которое выпускает Евангелие, как и с Библейским. Я это всё принимаю, как ответ на молитву нашу. Наши братья уже выходят в город не с пустыми руками, а загружаются Евангелиями и смотрят, кому можно будет дать. И что интересно, на днях я встречаюсь со старообрядцами и даю им. «Сколько надо?» «Да нам и не надо». Они не берут. Кое-как одно Евангелие только сумел дать и всё. Надо молиться, чтобы там Бог отверз, люди-то все хорошие, но к Слову Божиему не привязаны. Старательны, мне все помогают, где бы я ни был. Почему есть такая пословица: «Ласковый телёнок двух маток сосёт». Мы ни в чём главном не уступаем, и отовсюду помощь. Это помогли нам баптисты. Понимаете? Очень многие люди хотели бы иметь то, что мы имеем. Духовное разумение, понимание. Мы как бы зависли. На каком-то моменте Господь нас тронет. Материалов у нас много, мы очень и очень богаты. Иногда люди жалуются: «Высказаться не дают». Думаю, что никто, наверное, так не высказался полно, как я. На каждое слово, на каждый вопрос в газете, журнале, по радио, по телевидению, на выступления священников, патриарха - я везде высказался, именно высказался. Я каждый день приобретаю новое и новое, чтобы не свою волю искать, и каждого спрашиваю: «Вы видели, что я какое-то желание своё имею?» Думаю, что здесь меня Бог спас от своего «Я»; чтоб ничего этого не было. У меня только одно желание, чтобы все познали Господа. Пс.70:10 - «ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою». Когда Давида сверг сын, то он одному своему придворному сказал: «У тебя ума не палата, но там остался советник очень умный. Его слушают, как Бога. И ты только одно запомни, когда тот Ахитофел будет говорить, то ты, дорогой брат Хусий, говори поперёк ему, советуй наоборот, и ты все дела его разрушишь». Там у них совет будет. Так всё и получилось. Все стали советовать. Умный стратег Ахитофел говорит: «Немедленно, сейчас же нужно догнать Давида. Если сегодня ночью мы не покончим с ним, то нам никогда уже не победить его». Хусий возразил: «Нет, они обозлённые, в темноте поразят человека, а народ сразу ослабеет». Он сразу начал против говорить. Кто читает Библию, знает, как это было. И он разрушил замыслы врага. Надо, чтоб и в стане врага были искренне глубоко верующие люди. Чтобы проникли они в Думу, потому что везде всё продажное. Я получил страшный материал о разрушении России с конкретными данными, как это всё делается. И чем это кончится, – не знаю. Но нам дано право, притом большое право – стучать в ворота небесной отчизны и просить Бога: Господи, умудри нас, дай добрых советников нам и правителям, президенту и патриарху. Советник очень много значит. Если бы у бывшего погибшего здесь мэра города не было доброго советника, к нам расположенного, вот этого дома мне бы не видать. Это всё сделал советник, тоже Владимир. И так он о нас рассказал, что глава администрации прилип к нашему делу и к нам. И я это абсолютно точно знаю, не могу его нигде в городе найти. Ходил в администрацию, чтобы отблагодарить его книгами, он советник, он насоветовал. Пс.32:10 - «Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов, [уничтожает советы князей». Они что-то делают, замышляют против нас, а мы помолимся: Господи, среди них дай такого советника, который отвел бы от нас эту беду. Они уже намерились сегодня что-то с нами сделать, а там найдётся человек, который пояснит и разъяснит. Значит, советники могут в нашем стане быть и у них там они могут быть. Дай добрых советников и мусульманам, и буддистам, всех обрати на путь покаяния. Любой миссионер – это советник. Любой проповедник – советник; мать и отец – это советники, учитель – советник. Любого администратора возьми, к нему приходят, он – советник. Вот одна ходит с больным ребёнком к нам на занятия. Она мне звонит: «Вот вы ничего не получаете, это неправильно, а там на горе есть те, которые всем помогают. Я узнал, сколько они помогают, пятьсот рублей за год всего. Да за пятьсот рублей, даже каждый месяц, я уже не пойду время терять. Но главное, что она старалась, она дала совет, к кому пойти, назвала государственную организацию и сама пошла, и там уже обо мне переговорила. И когда я не пошёл, она приходит, достает двести рублей, мне подаёт: «Это вам на книги». Я говорю: «Да у вас свои дети больные!» «Нет, нет, я уже решила». Видите, с какой стороны Бог освещает, это всё так дорого – лепта вдовы. Я её не искал, а она приходит, и расположена всем сердцем.

Иов.12:17 - «Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми». Вот почему судьи глупые, потому что они не молятся. И советы, которые они уже приняли, все разрушаются. Читаешь, такие умные решения, такие рассуждения, а результат никакой. Почему? Без Бога. Без Бога вообще ничего не может быть. Мы говорили о вере, а вера выводит советника. Ищешь советника, всегда проси: «Господи, чтобы он был христианином, желательно чтоб он был православным, хорошо знающий Писание, и чтобы этот советник сам молился». И когда идёшь к советнику, то иди и вопияй к Господу: «Господи, я к нему иду, а Ты через него мне скажи». Бог может прямо с неба ответить, но Бог установил вот такую иерархию, что советник будет давать совет. А теперь сразу подведи итог: а для кого ты был советником? Какие ты советы давал? И теперь, если эти советы выполнили, какой был результат? За советы, какие даём, не придётся ли перед Богом отвечать? И очень сильно будем биты. Потому что иногда дашь совет, а человек обычно не слушает. У меня было один раз, он сразу же стал выполнять, а я гляжу, не надо было этого делать, – он никогда сразу не выполнял, а тут решился выполнить. Дело было мелочное совершенно, – в какой день начать полоть в огороде. Всего лишь только, будет дождь или не будет, ехать-не ехать? Нужно тщательно обдумывать, когда даёшь совет, да если ещё касается духовного. Поэтому, Господи, мы все с возрастом приобретаем седину, а седине, как вы слышали, прилично давать советы. Чтобы о верующих не было сказано, как сказал один сектант, когда в Покровском соборе побыл, а он уже почти всё принял в православии, но ещё не мог отойти от того, кем он там был в своей секте, где люди занимаются Словом Божиим. Он здесь с одним поговорил, с другим в храме и, когда вышел, говорит: «Я не пойму, в церкви я был или где? Здесь у меня два варианта созрело: или Бог избрал одних дураков, или Он никогда их не избирал. Людям деваться некуда, они сюда и пришли! Чтоб о нас этого не было сказано. Аминь.

Список всех проповедей

20