размер шрифта

Поиск по сайту




Рождение от благовестия

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 15

Указатель: 1Кор.4:15

28.09.2005. Потеряевка, храм, Божественная литургия. 1Кор.4:15 – «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Перечисляя качества апостольства, Павел показывает, в каком невыгодном положении он находится по сравнению с теми, которые от него обратились. Те в чести, а мы в бесчестии, вы губернаторы, а я ассенизатор; вы главы администраций, а я чернорабочий. Он перечисляет всё и действительно, со стороны смотреть, там и слушать некого было. Но он приводит один убийственный довод: «но я для вас отец». Что вы называете его батюшкой? Его отцовство – это всё фикция; сегодняшних священников весьма многих дажде отчимами нельзя назвать. Хороший отчим иногда заменяет отца и даже больше делает; но в ребёнке течёт кровь и гены, как сегодня говорят, наследственны от отца. Можно менять фамилию, имя, отчество, но внутри себя ты не изменишь, в тебе заложено от него при зачатии. Я родил. А сколько было наставников? Считают тысячи. Это что, в одной общине тысячи наставников? Так написано. Большие были общины, до 20 тысяч, народ массами обращался и все учили. Советовать многие любят. Сир.7:6 - «Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи». В первоапостольской церкви было не так, что в определённое время дочитали отрывок, указанный в календаре, теперь здесь, то есть выбора никакого нет, что читать - всё уже сотни лет назад разнаряжено. Батюшка не выйдет из алтаря, и это не только у нас так, а везде. А в первой церкви было не так. Вот я сейчас говорю, а он в дверях стоит и в это время от проповеди дух его разгорелся, и он сразу встал и начал говорить бы, меня прервал. Я должен умолкнуть, отойти в сторонку и слушать. 1Кор.14:30 - «Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи».
У меня почти такое было. Когда я проповедовал в Америке, а в первых рядах сидели епископы и митрополит Виталий, я вижу, что он себя как-то беспокойно чувствует, вот он быстро взошёл по ступеням на возвышенный постамент, берёт у меня микрофон в руки и: «Вот, что он хотел сказать, я говорил вам», - и опять прошёл в зал, сел. Восемьдесят с лишним лет человеку, а сколько в нём тогда энергии было. Я продолжаю говорить, гляжу, он опять по ступеням восходит на подиум, берёт микрофон: «Вот, что он вам хотел сказать, ведь я вам говорил это», - пошёл и опять сел. В первой церкви так было: 1Кор.14:30 – «Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи». Но только всё должно быть благопристойно и чинно. Не просто выскочка, демагог сказал, а потом не знает, что из этого выйдет. Сегодня название «отец» – это фикция. Человек каждый должен точно знать, кто у него отец. Или ты беспризорник, в детдоме воспитывался, или в церкви Христовой. У нас сколько было священников, мы вначале хотели вырастить своих, но вот пока не получается. Может быть, будет, но пока молодежь по возрасту не подходит. И вот со стороны к нам приезжают священники, уже третий, и мы видим, что они не могут назвать время своего рождения, показывают на какое-то родство, сходство, где-то были, слышали, читали. Начинаем спрашивать: «Кто ваши учителя, почему вы такие мёртвые»» Оказывается, учителя никакие - или еретики, или совершенно не знают слово Божие, а они боятся сказать, что родились здесь. Это значит или не родились здесь, или хотят быть не должными никому реально живому, независимыми: я не от тебя. Вы ещё на занятия не ходили, а уже всё знали? На занятия пришли, обратились, приняли слово Божие, крещение, а потом стали отрекаться, ушли. Это и есть отречение. Два варианта: или там ничего не было, был обман, или отреклись от того, что имели. Апостол показывает признаки учителя, один из признаков - это гонимость.
Второе – проповедь слова Божия. Я родил вас. Но как и кто родил нас? Обычно рождаются так, как Соломон говорит: Прем.Сол.7:2 – «И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединённого со сном». Здесь же огонь Духа, свет, день, радость, благовестие, падает семя слова Божия. Итак, как ты обратился? Наконец показывает, что у него такой-то наставник. Начинаем смотреть, а наставник слово Божие не знает. Их мнимые отцы ко мне приезжали, я их почти всех знаю, от кого эти священники как бы родились. Он сам не знает, в околоцерковных кругах бродил, чего-то поднабрался, «воцерковился». Самое позорное слово - «воцерковление». Безбожество, навыков нахватался, где свечку ставить, через какое плечо её подавать, сходить на исповедь и на причастие – это означает воцерковиться. Павел чётко и ясно показал: я родил вас. А они отрекаются от рождения. Не могут назвать ни дату рождения своего, ни место Писания, через которое Бог пробудил и воскресил душу их. Если до этого были у вас благовестники, несли благую весть о Христе, они вам показали, что означает глубина падения человеческой природы, что выхода нигде нет, и вы родились от слова Божия. Вот что означает истинное рождение свыше, а не то, что ты ходил маленьким в храм. Один родился в пятидесятнической среде, другой родился не от православного, а от еретика, услышав слово Божие. Я желаю, чтобы он в Царстве Небесном был, я молюсь за него. Я родил вас. И Павел после этого говорит: Фил.3:17 – «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». Кто имеет право так сказать, какой монах? Подражай мне, как я моему авве, наставнику – это он может сказать. Подражай мне, как я архимандриту или игумену. Но «как Христу» – ни один монах этого сказать не сможет. Он уже поражён своей монашеской системой, как наш президент. Какой бы он ни был, но он работал в органах КГБ, он уже измятый, он уже повреждённый, уже лживость и хитрость в нём, вся система на этом работает. Если сотрудник КГБ будет работать открыто, он сразу себя разоблачит и карьера его лопнула. Он должен скрываться. А наш президент из этих кругов. Мы день и ночь за него молимся, чтобы прежняя его хвороба, ржавчина поменьше из него вылазила. Он не может быть другим. Он искорёжен той системой. Павел даёт довод неотразимый.
Давайте посмотрим, что такое «рождение», что такое «слово» и хоть немножко коснёмся слова «наставник». Кто должен этим заниматься? Кому дано это право? И что означает быть бесплодным? Закончить жизнь и нигде ничего не родить, не посеять. Что-то за это всё-таки будет. Я нашёл, что Апостол говорит так, вернее, сначала пророк. Пророк Иеремия 20:14 – «Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен!» У него было очень трудное положение, он проповедовал, а люди не принимали, он кричал, а они не слышали, он говорил, а его хватали, он возвышал голос, а его бросали в яму с грязью. И он тогда говорит эти слова о проклятии дня, в который он родился, дня, в который родила его мать. Я подумал, если человек, от которого не принимают благовестия, так страдает, что проклинает день рождения, то что будет с теми, которые не родились? Ты слышал и не поверил, просто привык ходить в храм и всё. Молись всё время об этом: «Родился я свыше или нет, имею ли я Духа Святого или нет?». Твоя вечность от этого зависит, я этот вопрос поставил целых сорок два года назад. И я понял: я не рождённый, слово Божие не вошло в меня. 27 сентября 1962 года день моего рождения, в 17 часов вечера. Я могу указать дату, день, число. Ты обратись сегодня ко всем старообрядцам, на 200 тысяч ни один не укажет этого. Я иду со священником, а он уже 52 года священнослужитель: «Батюшка, было ли так при Вас, чтобы человек, вошедший в храм, услышал слово Божие и покаялся? – «Чего?» «Пал бы ниц и сказал: истинно с вами Бог». – «Милый, ты чего говоришь, мы что - сектанты какие или что? Я читал про такое, это у баптистов такое бывает». 1Кор.14:24-25 - «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог». Мы намертво отрезали себя от Евангельского учения. Нам только преподают так: «Чаще ходи, чаще исповедывайся, чаще причащайся». Батюшка, благослови!. Батюшка, благослови! Вся наша вера на этом.
В песнопениях поётся только то, что монахи написали, что они схватили, дальше этого не идёт. Где нам объясняется, что такое Агнец, как Он берёт на Себя грех мира? В песнопениях нет призыва к принятию Агнца, как Спасителя лично моего. Песнопения зашифрованы на иностранный язык, да ещё нараспев и задом к народу – вообще египетская тьма. Я подумал, что если человек не родится свыше, то как он будет проклинать день телесного рождения своего! Если кто не родится свыше, он пожалеет, зачем он вообще на свет родился. Поэтому я выхожу на проповедь - для того, чтобы напомнить вам, чтобы вы обо мне молились, а я об вас молился, мы все имеем единого Учителя – Христа. Иак.1:18 – «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий». Странные слова. Если он нас рождает словом Своим, то мы есть некоторый Его начаток. Рассуждаем от обратного. А если мы не рождены от слова Божия, то мы ещё тварью не стали, мы не Его начаток. Прямо такой вывод напрашивается, что мы всё ещё на уровне животных: зачинаем, спим, рождаем, умираем – люди приходят и уходят. Куда? В преисподнюю, это хворост, пакля под котлом, который будет гореть. Жена спасается чадородием. Златоуст говорит, что это только тогда, когда детей приведёт на небо. А если не приведёт на небо, то за каждого отвечать будут родители и не спасутся, если дети не спасутся. И в священники надо ставить тогда, когда всех в доме обратит, чтобы все были верующие. 1Петр.1:3 – «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому». Восхотел родить нас словом истины. Слово истины - это Библия и она лежит у нас на аналое, вот слова истины, а Пётр подтверждает, что Он родил нас верой в воскресение Иисуса Христа, что Христос умер за наши грехи, что мы искуплены Им, что Его пречистая кровь омыла нас от грехов. И, омытые, мы усыновляемся Им, и омытым кровью Иегова Бог Отец дарует спасение, дарует Духа Святого.
Лук.15:32 – «а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Напоминает, что удаляющиеся от Бога мёртвы и оживают тогда, когда приходят в осознавание своей нищеты, своей смертности. Нищий сын встал, раскаялся внутренне, потом к отцу пришёл, раскаялся уже открыто. Значит, нужно оторваться от того, где ты находился, придти к Тому, Кто ждёт тебя. И тогда будет это духовное рождение. Слово «проповедь» в Ветхом Завете 18 раз встречается, многое о природе. Пс.18:2 – «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». Прославляется видимое. В Новом Завете 112 раз, всего 130. Какой перевес. Почему? Проповедовать по-настоящему нужно не какие-то новые методы борьбы с колорадским жуком, хотя и это надо, а как бороться с грехом. Не методы лучшего выращивания каких-то овощей или птицы, а методы лучшего выращивания добродетелей в человеке. Тов.12:6 – «Тогда, отозвав обоих особо, Ангел сказал им: благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас. Доброе дело — благословлять Бога, превозносить имя Его и благоговейно проповедывать о делах Божиих; и вы не ленитесь прославлять Его».
Удивительное дело, если человек в памяти сохраняет прошлое, то он, просвещённый светом Духа Святого, обязательно во всём увидит руку Божию. Припомните, когда о чём-то молились и было не по-нашему, а потом время показало и скажем: как хорошо, что было не по-нашему. Такой человек обязательно во всём увидит руку Божью. И за то прославляет Гсопода, что не по-нашему произошло. В конце добавляй: да будет воля Твоя. Сразу трудно прославить Бога, когда не по-нашему, но всё-таки скрепи сердце и скажи: «Не понимаю, благодарю, пусть же проявится это всё». И другим об этом говори. Слово «благовествовать» добавляет к тем 128 ещё 107 раз. Я подумал, что благовествовать можно только о Боге, о спасении во Христе, но зачатки благовествования были уже в Ветхом Завете. Ис.61:1 – «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы». Тогда понимали спасение от врагов, спасение от египетского рабства. Египетское рабство - это рабство греха, страна Ханаан, куда они пришли, прообразует небо. Там был Моисей, у нас Христос. Итак, наша проповедь о благовестии ни в какое сравнение не идёт с тем, что воспевал царь и пророк Давид.
Ис.52:7 – «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»». «На горах» то есть это возвышенные дела, а более возвышенного, чем спасение нет – это само небо. Помышляйте о горнем, то есть о небесном. В Ветхом Завете были уже такие призывы. Мф.11:5 – «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». Когда Иоанн Креститель послал из тюрьмы учеников своих спросить: «Не Ты ли, Господи, Тот обещанный Мессия?». Христос не сказал: «Я, - но идите, скажите, что вы видите». Иоанн в тюрьме не видит, что мёртвые воскресают, слепые прозревают, глухие слышат и нищие благовествуют. Вот и дошли –благовестие приравнивается к мёртвым. Нищие благовествуют – от благовестия мёртвые воскресают, нищие благовествуют – глухие начинают слышать, слух отверзается. Нищие благовествуют – зрение от проповеди о Христе открывается. Когда вникнешь в суть дела, то будешь вопрошать: «Господи, а что такое нищий и как он начал говорить?» В этом вся суть, что нищие стали богатыми и всех обогащают. Павел в сегодняшнем чтении говорит: 2Кор.6:10 – «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». Более богатых никого у нас нет, чем христиане. 1Цар.2:7 – «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает». Если сравнить наше богатство, которое на этих 16 дворах в Потеряевке, с тем, что есть в районе, то я думаю, не гордясь, не хвалясь, что мы перевесим. Глава администрации к нам приезжает, о духовном говорить нельзя, он ничего в том не понимает, он сердцем чувствует, что что-то тревожит его, что у него не так – в этом он сознаётся, но сделать он ничего не может. Какая разница? У вас же тоже есть те, которые выпивают? Есть, а результат какой? Если у нас выпивает один, то где он будет стоять? За дверьми. Если выпивает – его батюшка прижмёт. У вас выпивают – нужды нет. «У вас воруют?» - спросили нас. «Нет, у нас не воруют». У нас сматерился наученный вашими наш ребёнок, так мы его так зажали, что он язык проглотит. Радость большая: в одном месте болезнь лечат, а в другом нет; где борются с жуком, там почище, а где и не борются, там всё съедено, одни бутыльки стоят. Лук.9:60 – «Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие».
Везде говорится о благовестии Царства Божия, а не об иконах, не о монастырях, не о колоколах, не о паломничестве. Вся Библия наполнена тем, что иди и благовествуй о небе, иди и благовествуй о Царстве Божьем. Если бы этим наполнили землю!
А то о монахах, о новом монастыре, смотришь, человека уже и нет, спрятался за стенами монастыря. Господь говори так: Мф.11:12 – «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». А какое усилие? Усилие это, в первую очередь, как ты научен, выжги в себе всё, что не по Библии. Сверяйся со словом Божьим и ты поймёшь, что ты не родился, что в тебя правильно не посеяли, что ты начинаешь здесь только просвещаться, где слово Божие, и не только у нас, но и в другом месте, где бы оно ни звучало. Деян.5:42 – «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе». Разве Апостолы не работали? Каждый день, не переставая, все до одного учили, вот почему Церковь росла. А здесь так: от воскресенья до воскресенья разошлись и без благовестия, без проповеди. Сегодня, допустим, 20 тысяч храмов в России, но в каких проповедуется прямо о Христе? В Барнауле так: выйдет, махнул рукой: «Ангела вам хранителя на дорогу». Поп, похоже, и в Ангела не верит, и не видел его никогда. «Да не забывайте, ныне пост, сорокоуст заказывайте», - чтоб деньги давали и к нему приходили. «Свечи чаще покупайте». Господь же говорит: Лук.16:15 – «Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». Я опять веду к тому, что если подвергнуть анализу, строгой ревизии то, что сегодня прославляется в православии, то не окажемся ли мы в мерзости, иначе сказать, мерзавцами? Почему священник на исповеди сегодня не спрашивает: «Ты не носила, женщина, мужскую одежду, брюки?» В некоторых храмах написано: «В мужской одежде не входить». Но всё равно входят, причащаются. «Ни одну не буду причащать, исповедовать, если носили брюки» - пусть так объявит батюшка и исполнит – голый священник останется. Все замешаны в этом и матушка ходит в брюках. «Если хотя один раз губы подкрашивала – в храм не заходи». Батюшка, одни стены останутся. Если хоть одна будет носить украшения – к храму не подходи. Батюшка, пропал ты с голоду. Священники требования понизили до уровня грязной лужи, батюшка ничего не требует. Кого он родил? Ты от одного дела отстань, наставь и уже будешь наставником. Чтобы быть наставником, надо наставлять, я не говорю о том, чтобы родить. Родить –это милость Божия.
Наставление – это талант. Деян.8:4 – «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово». Они только об одном заботились: «Господи, не отними память и развяжи язык». Деян.8:12: «Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины». Хоть бы один раз указали Апостолы в своих труда такую фразу: «И крестились дети». Нетрудно было один раз, всего лишь один-единственный раз так написать, и сектантство, баптизм исчез бы. (баптизм означает «крещение»). Один раз можно было написать? Почему не написано? Видимо, и здесь Дух Святой промыслительно показал, что если это указать, хотя крещение детей и нужно, то одних детей крестить будем, к чему мы сейчас и скатились. Деян.8:35 – «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе». Филипп благовествовал. В Новом Завете слово «благовестие» встречается, – легко запомнить, – 100 раз. Да, сто раз если ты благовествовать будешь, даже в течение года, то какой у тебя жизненный опыт будет! Заканчивается благовестие, когда будет Страшный Суд, как написано: Откр.14:6 – «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу». Евангелие не для того, чтобы лежало оно закованное, чтобы батюшка, дьякон с ним выходил и кричал. Нет, не так, но Ангел несёт Евангелие. Вопрос: кому? «Чтобы благовествовать живущим на земле». Кому монах может благовествовать, когда он сидит в монастыре, когда в руки не давали читать, когда прославленного Дорофея спрашивает послушник Досифей о том, как понимать место Писания, а Дорофей договаривается с настоятелем, посылая к нему ученика своего. «Побей его как следует, чтобы не спрашивал, зачем ему это знать?» И сегодня на это показывают как на образец смирения. И что интересно, Досифей пришёл с синяками и говорит: «Ещё и по спине ударил». Ведь не это берут, что этот настоятель сделал губительное дело, его имя и фамилия неизвестны, но какой же Досифей послушный. Это значит: будьте вот такими и если вздумаете, чтобы занятия были, нужно, чтобы батюшка вам взашеи понадавал. Вот тогда хороший наш батюшка, – вот к чему мы пришли. Кого же такой может родить? Он в гроб вогнать может. Павел говорит: «Я родил вас благовестием». А этот может сказать: «Я умертвил вас без благовестия». Именно такой прямой вывод напрашивается. Апостол Павел сидел в тюрьме и приходили все уголовные элементы, и один из воров обратился. Онисима не мог хозяин найти, он украл и удрал, но когда обратился, то в послании к Филимону 1:10 Павел говорит: «Прошу тебя о сыне моём Онисиме, которого родил я в узах моих». Руки, ноги у Павла связаны, а продолжает рождать. Здесь руки и ноги развязаны – не могут семя посеять, не могут зачать, и никто не рождается. Почему? Нет семени. Я обращаюсь к вам, братья, через это слово, а через братьев и к сестрам будет обращение. Думайте о рождении, не будьте бесплодными. Не имеющие детей в Израиле подвергались осмеянию; так ныне духовное рождение в почёте. Господи, дай нам духовных чад. Слово «наставник» нужно рассмотреть.
2Пар.35:3 – «и сказал левитам, наставникам всех Израильтян, посвященным Господу: поставьте ковчег святый в храме, который построил Соломон, сын Давидов, царь Израилев; нет вам нужды носить его на раменах; служите теперь Господу Богу нашему и народу Его Израилю». Кто носит на себе чёрную одежду: чтецы, дьякон, священник, помните, что левиты есть наставники всех людей. Вы к левитам относитесь, священник – это священослужитель, ещё выше. Без проповеди ни одной службы не должно быть, в воскресенье занятия, готовьтесь. Сегодня один, завтра другой, третий. А ты приготовила и не сказала, посчитала, что это не важно. У тебя опыт есть, но приготовленное будет готовое лежать. Пр.5:13 – «и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим». Говорит об учителях и о том, как человек будет раскаиваться в конце жизни, что не слушал наставления наставников своих. Ис.55:4 – «Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождём и наставником народам», Господа нашего Иисуса Христа. Мф.23:10 – «и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос». Притом это говорит Сам Христос. Мы только слова Его произносим, но всё равно называемся наставниками. Рим.2:20 – «наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины». Невежда тот, кто нарушает закон, устав. Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Тут никуда нельзя вывернуться. Конкретно говорится, что нужно поминать тех, кто нёс, проповедывал Слово Божие и тогда им подражать после их смерти. Батюшка в субботу вечером начнёт повторять имена разных святых и возле каждого произносит слово «чудотворец». Одни чудотворцы.
Сотворили чудо с русским народом. Назвали страну христианской, а не дали в руки христианскую книгу – святую Библию. Чудотворствовали, а главного чуда и не видели – обращения душ через живое слово, через пламенную проповедь о возлюбленном Христе. Евр.13:17 – «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». Скажешь слово обличительное, а в ответ: «Что ты мне указываешь? Мне это больно; ты сказал бы по-другому». Младенец учит, как сказать. «А скажешь, он пакость может тебе сделать, сжечь». Конкретно, за то, что я вам вчера говорил, меня сжечь могут? Это как понимать? Это означает, что не только до образа христианина, до образа человека мы не дожили, до образа демона только человек дотянул. Будете вы слушать, не будете, выйдите-забыли, – от меня не зависит. Златоуст говорит: «Я верный был, я отдал всё, семя посеял, а сердца ваши – это земля». Или тернием там затянет, злобой, которую Бог уже будет выжигать. Чем там всё это кончится? Сирах.23:2 – «Кто приставит бич к помышлениям моим и к сердцу моему наставника в мудрости, чтобы они не щадили проступков моих и не потворствовали заблуждениям их». Песн.2:15 – «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете». Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет. Кто даст мне таких наставников, которые не щадили бы меня и которые не потворствовали бы моим грехам? Надо молиться так: «Господи, дай нам такого учителя, такого отца, строже которого на земле нет». Вот так учили истинные святые отцы. Аминь.

Список всех проповедей

274

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: