размер шрифта

Поиск по сайту




А сначала не было так

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 14

Указатель: Мф.19:3

27.9.05. Мф.19:3 – «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» Это заповедано сегодня читать на литургии. О том, как подошёл человек с неразрешимым вопросом к Господу. Мы должны войти в ту обстановку. По всякой ли причине позволительно разводиться? Не одна или две, а бесконечное число таких причин ныне. Господь им отвечает, что причина только одна. А как же Моисей? Моисеев закон включал в себя не только то, что дал Господь, но и то, что сам Моисей дал. А это далеко неодинаковое. Вот мы говорим, что наша православная вера основана на канонах. Евангелие и каноны - это далеко не одно и то же. Каноны меняли, один собор их устранял, другие делали более твёрдыми, хотя Апостол Павел и говорит: Евр.10:28 – «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью». Речь идёт о законе, который Бог дал на двух скрижалях, а Моисей многое растолковывал. А растолкование или какие-то поблажки - это совсем ещё не тот закон, который Бог дал на скрижалях. Но толкование книжники внесли в один разряд с законом и, наконец, в сознании народа всё это сравнялось. Христос и икона - это одно и то же у православных. Придти ко Христу поклониться и пройти крестный ход и кресту поклониться, не Христу, а кресту - это одно и то же разве? Мы путаемся в понятиях, и в этом плане мы самые настоящие ветхозаветные иудеи, которые приступили ко Христу за разрешением вопроса, и Господь дал ответ. Я по буквам посчитать могу, сколько здесь букв, а сей ответ на все сегодняшние неразрешимые вопросы. «Как же Моисей повелел давать разводное письмо?» На это Господь говорит: «Моисей по жестокосердию вашему дал». «По жестокосердию?» «Да, ибо в начале было не так». Это слова Иисуса Христа. Отношение мужчины к женщине было заложено в раю, за 3.900 лет до Моисея. Вы что мне представляете то, что дано спустя 3.900 лет, а ты посмотри, как в начале было. В первоапостольской церкви не так всё было, как у нас, православных, сегодня. Мы можем на каждое слово так и говорить. Нам показывают на Успенский пост, что он нужен. Да не было его девять веков этого Успенского поста. Сначала было не так, и что же, Апостолы не спаслись? Златоуст не спасся? А этого поста Златоуст не знал. Успение празднуют, воздвижение креста Господня, а праздник установлен 300 лет после распятия Христа, и не в честь даже Христа, а в честь открытия храма, а потом уж Воздвижением стало называться. И мы не имеем права подобное наше, явно не Евангельское, установление навязывать кому-то.
Мы православные, и мы обязаны это соблюдать. Запомните, я всё время делаю оговорку, - исполнять все наши установления и посты без всякого лукавства, без всякой поблажки. Вчера нельзя было растительное масло и желания вкушать его отболело, отмерло и только по календарю можем есть то, что разрешено. Но мы обязательно скажем: «вначале было не так». Пост в среду и пятницу ввели потом, но это Апостольское правило. То есть называемое Апостольским, ибо во втором веке принято. Под именем апостольским проходит; сорок дней поститься – это тоже потом приняли. В еврейском народе только один раз, один день постились. У католиков наконец поняли это и все посты отставили, один день оставили в году – пятница великая на страстной неделе. А у нас получается, что больше половины дней в году мы постимся, то есть диету меняем, а на всё ответ один: «в начале было не так». Если тогда было по жестокосердию народа, то сейчас у нас все подобные установления по жестокосердию монахов пустынных, это они придумали. У меня приезжают дети в лагерь, и целый месяц попавшие в первую очередь, бывает иногда, в рот молочного не возьмут, я тоскую, бьюсь, но я строго выдерживаю, стараюсь заменить другими продуктами. Я православный и должен жить без лукавства, но вот про это открыто говорю: не было вначале так. Решил по Слову Божию посмотреть, что такое жестокосердие. Жестокосердие выражается в том, что человеку сделали замечание, а тот не принял доброго. Он жестокосердный.
Мрк.16:14 – «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили». Так они что, такие жестокосердные были? Сколько раз Он им говорил: «Я воскресну». Они не верят, а это уже сердце каменное, и оно семя слова не воспринимает. И упрекал их не только за неверие, а за жестокосердие. А почему Моисей дал по жестокосердию? Мы должны войти в ту обстановку. Сейчас женщина эмансипирована, раскрепощённая, она учится в институте, она очень самостоятельная, за рулём сидит, она может быть руководителем отдела и даже предприятия, мало того, даже в министерстве занимает какое-то место. Случается, что и мужа тянет за собой, даже премьер министром в Англии была. Её спросили, какая её главная задача? Она ответила, что мужа утром накормить, а уж потом страной управлять. Так вот в то время порядок был другой: женщина никуда не выходила, вышла замуж – превратилась в камень; она на работу не ходила, и мужчина, женившись обязан был кормить её. Вот почему, когда Руфь моавитянку предложили родственнику, тот отвечал: Руф.4:6 – «И сказал тот родственник: не могу я взять её себе, чтобы не расстроить своего удела; прими её ты, ибо я не могу принять». Её главная задача была выйти замуж, как в Японии. У японки главное выйти замуж, а остальное будет сделано, когда выполнена главная задача. А если другая понравится? Кормить надо двух уже, хотя многожёнство и разрешено было, как у мусульман ныне. У султана полторы тысячи, а тогда как быть с первой? Убивали их, как лишних едоков. И тогда Моисей сказал: «Отпустите её, написав ей разводное письмо, что она не сама ушла, а ты её отпустил, – для этой процедуры и было придумано разводное письмо. Это Моисей придумал. И Господь им разъяснил: вы не путайте то, что вначале Бог сотворил Адама и жену. Одно ребро у него взял? Одно, на этом вопрос решён. Но как же мужчина? Это другой вопрос. На это даже праведники не посягали, на девственность. Но тогда было так: Мф.19:4 – «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» Не трёх Ев дал ему. Одна Ева была, и ты успокойся с одной. А как же Моисей? А вот так, это вы всё потом придумали. И что бы нам сегодня ни показали из окружающего, мы должны сказать: Мф.19:8 – «а сначала не было так». Я об этом криком кричу.
И когда разговариваем с кем-то неправославным, мы должны смело признать сие, не бояться. Добавлю, что я ещё ни разу не потерпел поражение, когда прямо, открыто говорил о нашей неправоте, и сектанты имели к этому уважение. Да, я без лукавства должен исполнять обрядовые и канонические установления, это у нас не доказывается. Нельзя доказать то, что песнопение «упокой, Господи» гарантирует, что умерший попадёт в Царство Небесное. Если патриарх прислал послание, то уже полностью уверена епархия, что губернатор в раю находится, как в телеграмме соболезнования высказаны. Слова единого из Писания нет и «Мы» с большой буквы, как будто Великая Троица, а это всего лишь о себе патриарх пишет. Но в начале было не так. Вначале было: Иоан.3:36 – «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём». Вот как было вначале. «А может, дядя Миша-артист покаялся». Когда? Летел двадцать пять метров на бронированном автомобиле и покаялся за 3 секунды? Он не успел подумать ничего, он не сообразил, в чём дело, а уже был на том свете. «Так патриарх пишет, что он был великий артист». Это что, артистам место в раю? Артисты считались всегда самыми негодными людьми, они в храм не запускались, стояли только в притворе. Если девушка была артистка и на ней женился юноша, то его в священники ставить нельзя, ибо она приравнивалась к публичной женщине. И артист, естественно, по той же шкале идёт, другой категории ему не дал Бог. «А сначала не было так». Сирах.16:11 – «равно как и шестисот тысяч человек, соединившихся в жестокосердии своём. И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным». Нужно бояться этого. Пс.61:12 – «Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога». Я услышал этими ушами и услышал внутренними – пропустил в сердце, поверил: так говорит слово Божие, так Бог Иегова сказал, я преклоняюсь перед Его словом. Не надо бояться никаких авторитетов. Они хотели Христа испугать авторитетом Моисея, Христос же им сказал иначе: постойте, вначале было не так, вначале вот как было, читайте, как написано в Бытие, указал главу и стих. В Библии так и написано, глава и стих. Кто бы нам что ни говорил сегодня, хотя бы митрополит, патриарх, но мы скажем: «А сначала не было так». Ты не имеешь права меня за это бить. Я прошу вернуться к первоистоку мысленно хотя бы. «Нет у вас колокола в храме. Нет у вас креста на крыше, а вы молитесь». Да, у нас креста в Барнауле нет, а тут в Потеряевке есть, но тут колокола нет. Так крест - это Христос на кресте, а не просто крест. Я Его люблю и верю, что Он умер за меня, а колокол – это напоминание о проповеди. Проповедь, а если проповеди нет, ты хоть зазвонись своим колоколом.
В Новом Завете 52 раза встречается под условием «если не так, то» – это означает условие. Если не так, то – вот под таким условием читается и закон Моисеев. Если жена не слушается, то-то сделай, если слушается – то. То есть всё по закону было. И сейчас мы это увидим, как они это делали. Сир.25:29 – «если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей». Исх.8:2 – «если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами». Если по-другому будет, то: Исх.33:15 – «[Моисей] сказал Ему: если не пойдёшь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда». С этим вопросом они подошли ко Христу. А если жена не слушается? Развод запрещён. Мф.19:10 – «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». При твоём характере лучше замуж не выходить. А у тебя такой властный характер, тебе лучше не жениться. Если не может воздержаться, лучше жениться. Везде «если». Это означает условие, а безусловно – никаких условий. Не убивать, не выгонять, если она не изменяет. Сирах.25:27-30 – «От жены начало греха, и чрез нее все мы умираем. Не давай воде выхода, ни злой жене — власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки её от плоти твоей». А вот что означает «отсеки», о том как раз и не пишется, то есть не давай ей сожития с собою от плоти твоей. То ли он ей есть меньше давал, я нигде толкование у святых отцов не нашёл. Во всяком случае, это не похвально, если жена не ходит под рукой мужа, в непослушании. Тут статус её меняется. От плоти твоей, то есть не двое, а одна плоть. Больше всего похоже на то, чтобы спала отдельно. Иер.12:17 – «Если же не послушаются, то Я искореню и совершенно истреблю такой народ, говорит Господь». Разбирая эти условия «если», мы находим всюду и везде, что Бог ставит всё под строжайшее условие: «Если будет делать по Моей воле». Мф.5:20 – «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». И Господь им ответил, что сначала было не так. Я нашёл всего лишь несколько мест, где на это «сначала» Дух Святой направлял, чтобы вы посмотрели, как было вначале. Евр.2:3 – «то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него». Вера начиналась от проповеди Самого Господа, а дальше от проповеди Апостолов, и, наконец, отсекли им головы и никакой проповеди нет. Сколько обращался к епископам, не к нашему, к другим: почему проповеди нет? «Служба – это проповедь». Да никогда службы такой не было и не было, чтобы венчание продолжалось целый час. Соединил руки священник: «Бог благословил».
А при крещении: Деян.8:36 – «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?» Сошли оба в воду, не больше пяти минут. А тут целый час. Вначале не было так. Что ни возьми, и о всех таинствах только и скажешь, что вначале было не так. Ещё при Иоанне Златоусте при причастии в руку получали Тело Христово, люди подходили и пили из чаши. А хлеб-Тело брали в руки и домой уносили, но некоторые стали приходить с золотыми сосудами, и Златоуст сказал, чтобы не делали этого, рука почтеннее золота. Берите прямо в руку, на белый платочек. Сейчас этого нет; так только батюшка в алтаре причащается. А почему так сделали? Да вроде Златоуст установил в смешанном виде преподавать, чтобы волхвующие не вынесли. Не прав Златоуст – вначале было не так. Но нам ничего уже не сделать, и мы признаем, как есть. Сектанты говорят: «Почему у вас так?» Суть дела внутренне не меняется, но в начале было не так – вы правы, но у нас это Тело Христово, а у вас только воспоминание, у вас ничего там и нет. Вот тут сразу мы посадим их на место, но о своём признаем, что в начале было не так. Сирах.36:12 – «Собери все колена Иакова и соделай их наследием Твоим, как было сначала». Показывает, как в начале Бог эти колена приголубил, как разделил, как всё им дал с самого начала. Как у нас было сначала задумано в Потеряевке и как сейчас, уже разница была заметна. Сегодня начинает налаживаться, более строго стали смотреть. Первое, что как только написали устав, строго так держались, даже никуда не выедут без благословения. Вот у вас девочка убежала, сейчас нахожу её, она на качелях. Вначале было не так, ни один никуда не выходил. Вы за ними посмотрите, почему они убежали. Она уже взяла за привычку, а вторая сидит, завидует ей: почему ей можно, а мне нельзя. Пример не совсем хороший. Сирах.4:18 – «ибо сначала она пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь». Боязнь, что я не выучу, не сделаю. Изучаешь какую-то специальность в институте и думаешь, что не потянешь, так трудно, а потом вдруг приоткроется таким светом. В самом начале, как всегда, было трудно при учении, мы и детям это должны говорить, чтобы начало их не пугало. Прем.14:12-13 – «Ибо вымысл идолов — начало блуда, и изобретение их — растление жизни. Не было их вначале, и не вовеки они будут».
Сегодня прочитал про крестный ход в Коробейниково, как раскрутка чудес идёт. Летел вертолёт, увидел растянутую вереницу людей, больше километра, до 3600 паломников было. Летел навстречу вертолёт, над ними закружил, впереди сел, ибо подумали, что какая-то беда. А что это такое, а куда эти люди? Но ответа там не было. «Куда идёте?» «К Божьей Матери». Как будто Божья Матерь засела в Коробейниково и оттуда выйти не может. Самое настоящее идолопоклонство. Это уже не начало блуда, а остатки тысячелетнего растления народа. И сектанты имеют основание нас упрекать в идолопоклонстве. Иконы были для того, чтобы подтвердить, что воплотился Христос, только и всего. Это всего лишь проповедь в красках, но не в том, что икону где-то держать, а к ней крестные ходы, и такой ажиотаж устраивать. И как шли, натёрли мозоли, медицинская машина сопровождала, а епископ проехал, вернулся, священники не все до конца трудились – такое описание на нескольких страницах. Идолопоклонники самые настоящие. Вначале не было так! И тысячи людей идут и ни одного слово проповеди нет, полное молчание, а куда идут? В Коробейниково, к Божьей Матери. Больше ничего они не могли сказать. Сначала не было так. Ответ один: Иов.8:7 – «И если вначале у тебя было мало, то впоследствии будет весьма много». Это означает, что человек рождается и у него ничего нет. Вначале было одинаково всё. Один сидел на уроках, занимался, а другой бегал, крутился на уроках, не слушался. Внешне ты красивая, но это всё улетит, если знаний никаких нет, ничего и не будет. Вначале Бог дал нам стартовый капитал как бы одинаковый. Даже в одной семье: один занимается, а другой нет. Мф.19:4 – «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» Я подумал, почему на этот стих Господь направил совопросников: «не читали ли?» Да в этом-то как раз и ответ.
Какой бы вопрос сегодня ни возник неразрешимый у людей, они бегут к священникам, к епископу, но не к слову Божию. Удавленник – нужно его отпеть, лезут опять же к епископу, а не к Слову Божьему. Какое-то родство более близкое, два брата женятся на родных племянницах, а правило каноническое это не разрешает. На разрешение к епископу, а не к Слову Божию. Но Христос мог отослать к Моисееву закону: «как написано» - и в этом ключ ко всем вопросам, и какие сегодня должны давать ответы. Даже к епископу пришли православные и сказали: «Владыка, у нас такая беда, что об этом написано в Библии?» Он сразу скажет: «Ты баптистка?» Я уже знаю, как он ответит. А к нему обращаются как к авторитету, и он отвечает. Мне пришлось разговаривать с протоиереем, благочинным края, а у него дочь разошлась из-за измены, он дьякон, а она второй раз выходить замуж надумала. Выходить, не выходить? Две записки положили на алтарь. И записка выпала не выходить, а она уже договорилась: «Давайте не будем читать, поедем к архиерею». Я спрашиваю: «И как?» Сам отец понял, что всё это глупости. Закон говорит: Рим.7:2-3 – «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрёт муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа». Чего ещё тебе нужно? Прелюбодей с бумажкой, которую дали им из алтаря. Прелюбодейка с бумажкой, которую дал епископ, – ничего не меняется. В Деян.1:5 – «ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». После пришло время, когда понятие о Духе Святом совершенно исчезло в церкви, только что в праздник: слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Живого общения с Духом нет. Для чего жизнь дана, люди отвечали по-разному, и в конце концов ответ пришёл: вся жизнь для того, чтобы Дух Святой пребывал на человеке. Вся жизнь в том, чтобы всё время заботиться, чтобы Дух Святой не отошёл, Дух Святой не покинул человека, Духа не мерою Бог даёт. Вот в этом весь смысл жизни, смысл не дня одного, а всей жизни. 2Петр.3:5 – «Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою». Даётся ответ на вопросы, которые задают грамотные люди. Какой бы вопрос ни был на эту тему, мы должны посмотреть, как Бог творил мир, в каком порядке. Это научные вопросы. Можно их решить по-другому? Никогда. Пётр ссылается на то, как вначале Бог сотворил. Откуда знаешь? Из Библии. Так и сегодня, это для нас образец. Слова Христа есть ключ ко всем вопросам, какие окружают нас. Аминь.

Не жалуйтесь на диких сыновей,
На дочь, гулящую всю ночь напропалую;
До тошноты темно, не взвидишь белый свет,
И вспомнишь, охая, свои года былые.
Где «подвизался», шастал по ночам,
Как эти ночи мать не досыпала,
Вокруг амбиции, свои права качал...
Онисим тот ещё не встретил Павла.
Великий узник выкроил краюху,
Приветил вороватого слугу,
Который без Христа в разврате пухнет,
Но скажет наконец: «Всё с Господом могу».
Раскаяньем омочит грудь у Павла,
Рыданье сотрясут былые дни и ночи;
Тьма отступила и душа восстала,
И, стервенея, враг в бессилье зубы точит.
Широким жестом узник пригласил
Свободного, голодного раба;
Нет электричества ещё, не в моде керосин,
Темно в узилище, живьём гниют в гробах.
Со светом Истины свобода заступила,
Раскрепостила душный мрак души,
В сердцебиении волнение по жилам,
От благовестия ещё мертвец ожил.
Конца нет радости родителям его,
И делится отец с другими чудным счастьем.
В прошедшем числятся часы больших тревог,
Как повезло, что с Павлом повстречался.
Послания Апостолов перевели на русский,
Как будто в камере соседней проповедник.
Парламентарий выступил на бруствер,
Зовёт стать первым тех, кто числился последним.
И если бы тюрьма не поглотила,
Так и несло бы душу к водопаду;
Бог выхватил из пасти крокодила,
Христос Своею кровью спас грешника от ада. 3.12.05. ИгЛа

Список всех проповедей

440

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: