Нанимайтесь в виноградник!
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 2Указатель — Мф.20:1 [Зач.80]
01.12.2007. Мф.20:1 – «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Эту притчу все знают, как хозяин выходил утром, в обед и так далее, – толковать вроде совсем нечего. А если это не виноградник? Ветхозаветный Израиль Бог выжигал и называл блудницей, каких свет не видел. Иез.16:25 – «при начале всякой дороги устроила себе возвышения, позорила красоту твою и раскидывала ноги твои для всякого мимоходящего, и умножила блудодеяния твои». Иез.23:8 – «не переставала блудить и с Египтянами, потому что они с нею спали в молодости её и растлевали девственные сосцы её, и изливали на неё похоть свою». Евреи молятся и жертвы приносят, а пусто всё. Будут строить храмы, золотить купола – были о том предсказания, а в них ходить нельзя будет. Потому что главный отступник там воссядет. Так что же такое виноградник, и можно ли наняться поработать, попотеть и, оказывается, на чужого дядю? Думаю, сегодня не случайно всё так совпало. Апостольское чтение было, и сегодня же память Варлаама и Иоасафа. Это большая история. Канон в их честь составлен. А сегодня произошла страшная трагедия целой страны (19 ноября, 304 г.). Представьте, в Индии Бог открыл истинную веру, а её монахи заглушили. И вот этого царского сына Иоасафа нанял монах, священник Варлаам, и увёл его в пустыню. И вся страна шла следом, просили: «Вернись!»; Канон-то надо было составить так, что другие работники наняли, и не в виноградник Божий, а в другое место повели. Варлаам работал, он подвижник, умница, диспутант, артист. Люди уже готовы были обратиться, ибо и отца его потом обратил. Представьте, вся Индия православная была бы ныне – 800 миллионов. Не описать той трагедии, которая произошла тогда. Вот как описано сие в «Житиях святых».
«…Так как царь не знал уже более, что ему делать с сыном, то Арахия советовал ему разделить своё царство на две половины и одну отдать сыну. «Если ты пожелаешь мучить своего сына, — говорил он, — то будешь врагом самой природе и назовёшься не отцом, а мучителем собственного сына, да к тому же и его погубишь, и сам останешься без детей и ещё прибавишь себе печали. Остаётся сделать одно: раздели пополам царство твоё и вели сыну своему царствовать в назначенной для него части. Занявшись житейскими попечениями он мало-помалу начнёт свыкаться с тою жизнью, какою живём мы, и всё сделается по-нашему, так как привычки, укоренившиеся в душе, изменяются не столько насилием, сколько верою. Если даже он останется верным христианству, то для тебя будет некоторым утешением в печали уже одно то, что ты не бездетен, что у тебя есть сын — царь». Приняв совет Арахии, царь так и сделал: разделил царство пополам и над одною половиною поставил царём Иоасафа. Иоасаф, хотя и не помышлял о царской власти, желая пустынной иноческой жизни, но, рассудив, что всё клонится к лучшему, принял отделённую ему часть царства и, вступив на престол, прежде всего постарался искоренить языческое многобожие и распространить веру в единого истинного Бога. Он разрушил по всей земле своей идолов и разорил до основания их капища, а вместо их строил христианские храмы и всячески распространял веру Христову. Услышав об этом, христианские епископы, пресвитеры и диаконы выходили из гор и пустынь и стекались к благочестивому царю, который принимал их с радостью и вместе с ними заботился о спасении душ человеческих. Вскоре он просветил светом веры и окрестил всех своих подданных, не переставая в то же время слёзно молиться Богу об обращении своего отца.
И милосердый Бог не презрел его усердной молитвы и слёз: Он коснулся светом Своей благодати сердца Авенира, и спала завеса тьмы с очей ума его, и он увидел зарю истины и познал суетность лжеименных богов. Авенир собрал своих советников и открыл им о своём сердечном желании принять христианскую веру. Все похвалили его намерение, ибо всех, по молитвам Иоасафовым, посетил восток свыше. Тотчас же царь письмом призвал своего сына, чтобы научиться от него вере и благочестию. О, какою радостью и веселием наполнилось сердце Иоасафа, когда он увидел, что отец его обращается к Богу истинному! Достаточно научив своего отца вере в течение многих дней и преподав ему тайны святой веры подобно тому, как самому ему преподавал их преподобный Варлаам, Иоасаф привёл его к святому крещению и сам восприял его от святой купели. Дело — по истине новое и дивное! своему отцу он сделался отцом и для родившего его по плоти явился посредником духовного его возрождения. Вслед за царём приняли святое крещение его вельможи, воины, рабы, короче, — вся индийская земля. И была тогда великая радость на земле и на небесах: на земле радовались верные обращению неверных, а на небесах — Ангелы о бесчисленных грешниках кающихся.
После крещения Авенир всю царскую власть отдал сыну, а сам жил уединенно в безмолвии и, всегда посыпая голову пеплом, сокрушался о грехах своих: так прожил он четыре года и, получив от Бога прощение грехов, преставился в мире.
В сороковой день по кончине царя Авенира Иоасаф, совершая память ему, созвал всех своих вельмож, советников, воинских начальников и других важных должностных лиц и объявил им свою тайну, именно, что он желает оставить земное царство и всё мирское, уйти в пустыню и иночествовать. Все опечалились и проливали слёзы, так как все очень любили его за его кротость, смирение и благотворительность. Вместо себя он хотел поставить царём одного из своих вельмож, именно — Варахию, давно уже бывшего христианином, — того самого, который держал сторону мнимого Варлаама в прении о вере против всех языческих мудрецов. Иоасаф знал, что Варахия весьма твёрд в вере и имеет великую любовь ко Христу. Но Варахия отказался от царства, говоря: «Люби, царь, ближнего, как самого себя. Если царствовать —хорошо, царствуй сам. А если — нет, то зачем отдаёшь мне царство? Зачем налагаешь на меня тяготу, от которой бежишь сам?»; Тогда все усердно, со слезами, стали умолять святого Иоасафа, чтобы он не оставлял их. Но он ночью написал грамоту к всему синклиту и ко всем начальникам, в которой поручал их Богу и повелевал, чтобы они никого не ставили себе царём, кроме Варахии, и, оставив эту грамоту в своей опочивальне, сам тайно вышел и поспешно отправился в пустыню. На утро пронёсся слух о его удалении. Народ смутился и впал в печаль. Многие рыдали. Наконец все жители столицы бросились разыскивать его и нашли в одном высохшем ручье молящимся с воздетыми руками. Здесь его окружили и, павши пред ними, с рыданиями упрашивали возвратиться во дворец и не покидать их. Иоасаф, вынужденный этими мольбами, возвратился, но скоро опять собрал всех и сказал: «Напрасно вы, удерживая меня, противитесь воле Господней». Затем он клятвенно подтвердил свои слова, так что с этой минуты он и одного дня не может уже оставаться царём. На Варахию он против желания его возложил свой венец, посадил его на своём престоле и дал ему должное наставление об обязанностях царя, а сам, простившись с народом, вышел из дворца и из города, спеша в пустыню. Весь народ вместе с Варахиею и со всеми властями, убедившись, что Иоасаф непреклонен в своей мысли оставить царство, не в силах будучи удержать его мольбами и не смея вернуть его с пути насильно, шли за ним с плачем и далеко провожали его; он же просил их не огорчать его и оставить одного; но некоторые всё-таки издалека следовали за ним, с рыданиями, до самого захода солнца, когда ночь скрыла от их глаз любимого владыку и они перестали видеть друг друга.
Таким образом Варахия принял скипетр индийского царства, а Иоасаф в первую же ночь своего пути вошел в жилище одного бедняка и отдал ему свою одежду, а сам пошёл на подвиг пустынного жития во власянице, которую дал ему некогда Варлаам. При этом он не имел с собою ни хлеба, ни другого чего-нибудь, потребного для пищи, ни воды: всю надежду свою он возложил на Промысл Божий и горел пламенною любовью к Господу своему... Два года ходил святой Иоасаф по пустыне один, ища Варлаама. Питался он травами, растущими там, и часто терпел голод, вследствие недостатка самой травы, так как почва той пустыни была сухая и мало плодородная. Много напастей перенёс он от диавола, который нападал на него, то смущая ум его различными помыслами, то устрашая привидениями; иногда являлся он ему чёрным и, скрежеща зубами, иногда устремлялся на него с мечом в руке, как бы желая его умертвить, то принимал виды различных зверей, змиев, аспидов. Но мужественный и непобедимый воин Христов все эти видения побеждал и прогонял мечом молитвы и оружием креста… (Всё же нашёл Варлаама).
Проводя такую удивительную и равноангельную жизнь, Иоасаф с Варлаамом прожили вместе довольно много лет. Наконец, преподобный Варлаам почувствовал приближение своей кончины, призвал своего духовного сына Иоасафа, которого он возродил к новой жизни, и сказал ему: «Сын мой, я уже давно желал видеть тебя прежде своей кончины, и когда я однажды молился о тебе, явился мне Господь наш Иисус Христос и обещал привести тебя ко мне. Теперь Господь исполнил моё желание – я вижу тебя отрекшимся от мира и всего мирского и соединившимся со Христом. И так как время моего отшествия теперь уже приспело, то предай тело моё земле, отдай прах праху, а сам оставайся на этом месте, продолжая духовное житие и вспоминая обо мне, смиренном».
Затем преподобный долго беседовал с учеником о душеполезных вещах и с умилением молился Богу о себе и своём ученике; после молитвы, отечески обняв Иоасафа, старец в последний раз облобызал его и благословил, знаменался крестным знамением и возлёг на одр; тогда лицо его сделалось светлым и радостным, как будто к нему пришли какие-то друзья; так преставился он ко Господу, прожив в пустыне 70 лет, а всего от роду около 100 лет. Иоасаф, пролив над ним обильные слёзы, весь день и всю ночь пел над ним псалмы; на утро же, выкопав могилу около вертепа, предал погребению тело честного старца и, сев около могилы, горько плакал до тех пор, пока не изнемог от плача и уснул. Во сне он опять увидел тех чудных мужей, которых видел некогда во время искушения: они пришли к нему, взяли его и повели опять на великое поле, которое он уже видел, и в сияющий город... Пробудившись, с душою еще полною виденного света и неизреченной славы, Иоасаф прославил Владыку всего, воссылая ему вдохновенную благодарственную песнь. На месте сожительства с преподобным Варлаамом святой Иоасаф прожил до самой своей кончины. На 25-м году от рождения оставил он земное царствование и принял на себя подвиг постничества, и, прожив в пустыне 35 лет, преставился ко Господу.
Один святой пустынник, живший неподалеку, узнавши, по вдохновению, о преставлении святого Иоасафа, пришёл к нему в тот же час, когда он скончался, воспел над честным его телом со слезами любви обычные песнопения надгробные и положил его вместе с мощами преподобного Варлаама, чтобы и тела тех, которые были нераздельны по духу, почивали нераздельно в одном месте. После погребения святого Иоасафа пустыннику было откровение от Бога, повелевавшее ему идти в Индийское царство и известит царя Варахию о кончине святого. Получив это известие, царь со множеством народа отправился в пустыню и, прибыв в пещеру преподобных отцов, открыл гроб их и нашёл мощи святых Варлаама и Иоасафа нетленными, причём от них исходило великое благоухание. Взяв святые мощи, Варахия с честью перенёс их из пустыни в своё отечество и положил в церкви, созданной святым Иоасафом, славя Бога в Троице, Которому и от нас да будет честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Они стоят на площади, желают быть нанятыми, и вот пришёл в третьем часу, в шестом, в девятом. Кто-то приходил между этими часами, и их наняли и увели. Куда? В пустыню. Вот проходит первый век – никто не нанял, во втором, в третьем – никто не нанял. Зато миллиард мусульман уже вызрел. Увели монахи в пустыню всех, кто стремился к Богу, кого Дух Святой уже соделал работником. Пустыню, где зародится мусульманство, можно было тысячи раз подобным Варлаамам обратить ко Христу. Сожрал черноризец без Змея Горыныча. А работников нет. Восток поднимается кверху, мусульмане набирают высоту, в Москве 15 % иноземцев уже. У них ребятишек по 5-10, и понятно, куда дело идёт. Никто не нанял, а с кого-то за это спросится. Сильное это дело, конечно, молиться и созерцать. Но свидетельство Божие больше. Бог сказал: идите по всему миру и проповедуйте. Где? Там, в пустыне. Шесть столетий ни одного делателя не послали туда, где родится сильный и смелый Мухаммад- Магомед. Господи, да почему же делатели не в ту сторону пошли? А ведь спросится, и ещё как! И по сегодняшний день одно и то же, третье тысячелетие на дворе, а всё: «Надо открывать монастыри». И убеждают, что духовная жизнь определяется по монастырям. Люди в мире ничего не знают о Жертве и любви Христовой и даже враждебно настроены. Святую Библию знать не хотят. Ходят в церковь православную, причащаются, тут, мол, корни и традиции. Какая же это традиция, когда все женщины в штанах, мужики бритые?! Да никогда такой традиции не было в России, всегда были юбки длинные, а у мужчин бороды, – а ныне обман во всём. Почему? Да делателей нет, монахи отсекают их, утверждая, что благовестие всеми верующими не нужно. Вот вы молитесь. Молитесь ли, чтобы Бог выслал делателей на жатву? Дальше в притче говорят праздностоящие: «Никто нас не нанял». Да кто же их наймёт, если посланных нанимать не было? Курдские племена были бы христианами, но их не наняли. Они там готовят боевиков, им только слово «джихад»; скажи - и всемирная война. А мы скажем: никто их не нанял. Покаяния-то у церкви в этом монашеском безумии нет. Папа Римский Иоанн-Павел вышел и принёс покаяние за инквизицию, за крестовые походы и за гонения на евреев. Православная же церковь до сих пор не принесла покаяния ни в чём. Зарубежная церковь принесла покаяние за гонения на старообрядцев. А не за то ли нас постигла чума в 1917 году, что мы разделили природных христиан-патриотов?
«Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви только за любовь Старообрядцев к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его. «Простите, братия и сёстры наши, прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержые деяния их. Хотя мы — потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения».
В 20-м веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима. Перед нашими глазами ярким образом представилось преследование при малодушном или даже бессовестном сотрудничестве и пособничестве гражданским властям со стороны лиц, именующих себя церковными. Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками». 13/26 октября, 2000 г. Некоторые же к тому добавили: «На Русскую Православную Церковь обрушились столь тяжкие беды, виновны, в частности, прославленные Духом Святым её святители, такие, к примеру, как Тихон и Митрофан Воронежские, Димитрий Ростовский и Иосаф Белгородский! Поскольку они не только словом осуждали старообрядцев, но и прибегали к средствам церковно-дисциплинарным и государственно-административным в борьбе с расколом. Да что там, все вообще святые, жившие после раскола, так или иначе виновны в том же, как не выступившие гласно в защиту несправедливо гонимых «православных исповедников». А сами Новомученики и Исповедники Российские, в таком случае страдали в известной мере заслуженно – расплачивались кровью за грехи Церкви».
Ты не думай, что если ты, бабушка, стоишь, прижалась и от тебя ничего не зависит. От тебя даже очень многое зависит. Ты можешь искренно принести покаяние и поколебать целое тысячелетие. Да, мы виновны, что нас никто не хотел нанимать. И когда были люди, готовые нанимать через Слово Божие, – они страдали. Был очень низкий духовный уровень в среде священства. И такие как, Макарий Алтайский, страдали, переводили Библию на русский язык, и их гнали церковники. Нам есть о чём плакать. Мало того, кто первыми были наняты, их в пустыню увели, и думают, что за это большую получат награду. И Господь им выговорил: завистливое око. Какое житие Варлаама и Иоасафа сохранили, без слёз нельзя читать. Когда он пошёл в пустыню, вся страна пошла за Иасафатом, просили остаться. Он мог тысячи учителей поставить, но Авва-монах его увёл навсегда. Что мы сделали? Буддизма бы не было. А теперь к ним не подойдёшь. Великий шанс, посланный Богом Иеговой, был упущен, и, похоже, навсегда. И в этом страшном грехе нет покаяния, а прославляют сию трагедию целой страны. Язычники скажут: «Да какие вы христиане? То крестовые походы, то Ледовое побоище католиков с православными. Все же христиане, а между собой воюете».
Посмотрим по Святой Библии, кто нанимает, для чего нанимает. Сегодня для чего? Иконы писать - иконописцев очень много, купола, колокола. Но это всё внешнее. Учить-то надо на проповедников. 2Пар.24:12 – «И отдавали его царь и Иодай производителям работ по дому Господню, и они нанимали каменотёсов и плотников для подновления дома Господня, также кузнецов и медников для укрепления дома Господня». Для подновления и подкрепления. Спросят: а чего укреплять-то? Постоянно требуется ремонт, потому что свидетельство человеческое постоянно заглушает Божие. Если бы у Варлаама было Божие свидетельство, то он бы сказал: благословен Иегова. Вот ты уверовал, молодец. Открывай завтра же школы по изучению Слова Божия. Распространяй чистую Евангельскую веру. Нет, не так мыслит заскорузлый монашеский ум. Он отравлен духом противления, – ему бы всё потуже и похуже. Народились тысячи сект от бездействия нашего. Монахи трудятся, но для кого они трудятся? Ис.46:6 - «Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним». Куда наняли? Церковь тратит деньги на войну, нанимает служивых. Где Бог учит мечом насаждать веру? Шестьсот лет-то где были? За 600 лет многое можно сделать. А туда только пришли другие, и они все стали мусульманами. Потому что ни одного проповедника туда не послали. Господь предупреждает, как надо относиться к наёмнику. Втор.24:14 - «Не обижай наёмника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих». Значит, ещё тогда нанимали. Вот я пришёл, тогда был владыка Гедеон, и говорю: «Чем я могу быть полезен? Найми меня». А он: «Ну ты в Церковь ходишь, чего тебе ещё надо?»; Он не понимает, что надо наниматься, трудиться. Мы тогда самостоятельно стали собираться на дому, свидетельствовать и образовали начатки общины. Надо пробовать себя, чтобы узнать свои таланты, какой у тебя дар, чем Господу послужить. В храме что надо? Петь в хору, иконы писать, уборщицей стать. А вот чтобы обратить к Господу, какие знания надо иметь! Чтобы другим народам сделать перевод. Макарий Алтайский перевёл алтайцам и 475 человек крестил. Но он страдал, что русский народ не имеет Библии на русском языке. У него была мечта уехать в Палестину, в пещеру Иеронима Стридонского, и переводить с оригинала на русский язык. Иов.7:1 - «Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наёмника?»; Какая краткая жизнь наша на земле, и мы все – наёмники. Вот вы мне позвонили и попросили помолиться – вы меня наняли, и я всю свою работу бросаю и встаю на молитву, а вы сами в это время пошли телевизор смотреть. Вы меня наняли, а сами на меня всю свою работу скинули. Сказано, что когда двое или трое молятся, а вы меня одного оставили. Молитесь и обязательно поклоны, и не меньше 100, а то вы меньше меня сделаете. Просите, чтобы и вас наняли! Нанимайте друг друга! Просили молиться, в воскресенье на проповедь, в субботу с книгами – нанимайтесь. Спросите себя, почему вы не нанятые? Лк.15:17 – «Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода». Русскому человеку не давали Евангелие на родном языке. Ну почему бы Псалтирь не читать на русском?! Ин.10:12 – «А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их». Не думайте что если вы старые, то уже потрудились, настрадались, пора на заслуженный отдых. Вы сами себе льготы не выписывайте, – Бог нам при жизни санатории не обещал. Вы каждый день наращивайте обороты. Не забывайте, помните, какую программу вам Павел дал: Тит.2:4 – «чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей». Это великое искусство и притом от отрицательного опыта. Учите, чтобы слова поперёк не сказала, чтобы строго воспитывала детей, – это наследие от мужа. Вас Бог нанимает. Не успокаивайтесь тем, что вы на пенсии. 3Ездр.5:23 – «и сказал: о, Владыко Господи! Ты из всех лесов на земле и из всех дерев на ней избрал только одну виноградную лозу». Как обидно другим деревьям! Представим, какие яблони прекрасные, маслины. Если бы люди знали всю красоту православия, то чего ради они пошли бы к сектантам? Нас учат только молчать, так как ни одного слова не можем сказать в защиту мощей, крестных ходов. Ни один архиерей в отчётах не напишет: от меня пошло 15 групп проповедников по стране. Такого нет. А вот шоу на Крещение они устроят. Многие говорят: «Я – православный». И священники говорят: «Это церковная полнота». Тюрьмы забиты – это всё православные. Наркомания, пьянство… это ли виноградник? Сир.8:22 - «Не обижай раба, трудящегося усердно, ни наёмника, преданного тебе душою». Да не про нас ли это сказано? Мы ли не преданы всей душою православию? Сколько все эти годы приводили людей в православие, а нас обижают. Однажды у меня в один день 32 человека из ИПХовцев пришло в православие, а на следующий день их на меня священник натравливает. И вот приходит хозяин в одиннадцатом часу, а нас там нет, как он наймёт? Давайте выйдем! Разве тебе молиться не о чем? Неужели всех родственников к Богу привели, нет неверующих в семье? Посмотри направо и налево, какие от тебя сухие отростки. А ты скажи: «Господи, найми меня хотя бы в полдвенадцатого, чтобы мне увидеть трагедию души и страны моей». Аминь.