размер шрифта

Поиск по сайту




Облекитесь в смиренномудрие

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Указатель: 1Пет.5:5

Мф.19:23 – «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное».

И Апостольское чтение говорит:

1Пет.5:5 «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Кол.3:12 – «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение».

Я пытался узнавать, кто же составлял вот эти чтения, в таком порядке для богослужения, что на такой-то день нужно то-то читать. Видимо, составлялось это не в один раз, не один человек, а в веках. Постепенно добавляли, может быть, что-то урезывали. Но вот сегодня дошло до нас именно это Апостольское чтение и такое Евангелие. Как их соединить? А в Библии все соединимо. Какое бы место ни взял, иногда ошибешься, день раньше возьми, с этим местом то же самое совмещается. Бывает, посмотришь календарь прошлого года, числа не совпадают, возьми другой календарь. Главу раньше – соединится с этой главой. Бог так устроил, потому что Бог – это Единый Автор Библии.

В одном Псалме и радость, и утешение, и грехопадение, и восстание. Сегодня ты зацепился за одно, у тебя одно настроение. Читаешь:

Пс.50:3 – «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои».

Но проходит время, у тебя началась, как говорят неверующие люди, чёрная полоса в жизни. Вот несчастье какое-то, то загорелось, то провалилось, то соседи тебя залили. Читаешь это же «помилуй меня, Боже», и глядишь по-другому. Прямо видишь. Случилось, что ты кого-то обидел и совесть пробудилась.

Пс.50:16 – «Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою».

Вот как раз здесь про кровь, которая почти пошла. Это мы каждый проливаем кровь, а другие думают: «только не я проливаю кровь. Меня обижают». Ты можешь так и так понимать, но смысл, заложенный Давидом, он не сам по себе заложен, а Дух Святой дал ему эту мысль. И эту искру из него вышиб Бог грехом. Самый великий грех, какой сделал Давид, именно здесь – отнял при живом муже жену, имея своих десять, а мужа убил. И, мало того, сразу же умыл руки и пошел молиться: «Какой я хороший, благодарю Тебя, Господи». И нужен был другой человек, проповедник, пророк пришёл и говорит:

2Цар.12:3 – «у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь»,

у богатого же было много. И когда к богатому гость пришел, свою он ни одну не заколол, а увидал у того. А какой это гость пришел? Похоть, вожделение. И мог к любой своей жене пойти – нет, с крыши увидал остриженную и омытую чужую. И как он рассмотрел? что она, чем лучше? Это же не рядом было, это царская ограда, подальше, чем у нас, не тринадцать соток. И вот вышиб из него Господь эту слезу, искру, и уже три тысячи лет люди читают этот Псалом, и находит каждый себя в нем. Если ты не нашел себя – начни читать внимательно, и ты увидишь. И вчера тебя один стих коснулся в 50-том Псалме, сегодня другой.

Сегодня мы слышали об этом юноше.

Мрк.10:17 – «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную

Имени у него нет, фамилии мы не знаем, но написано одно: «был богатый». И когда он, подошел искренне, то

Мрк.10:21 – «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест».

Что бы сделать такое, чтобы быть уверенным в спасении, наследовать жизнь вечную? Жизнь-то вечная, это не наследство от родителей. Если он был юноша, откуда у него это? Что, он на севере работал, на золотых приисках? Откуда у него это богатство? Ясно, что наследство. И он это наследство, понятие наследства переносит на духовное, «наследовать». У меня родители были благочестивые, может, и я наследую?

А в православном понятии и обиходе, в речи это в порядке вещей; обычно говорят: «вот ребятишки – они все православные». Это обман. От православного православный не родится. Ему нужно самому, придя в возраст, сознательно встретиться со Христом, обратиться к Богу и нажить свое духовное богатство.

Господь взглянул на него, и видит, что на нем большой горб висит, мешок с деньгами. И Господь ему сказал: «Хочешь быть совершенным, сбрось этот груз с себя». Сколько таких сегодня верблюдов, так называемых «новых русских»? На каких машинах! Это всё у него сзади, такая огромная машина новой марки, эта дача, это всё на нём горб висит. А в Царство Небесное узенькая дверь, и всё это мешает.

Вообразите, случился пожар. Совсем небольшая дверь. Человек понял, что сгорит. Что ему нужно сделать? Выскочить. Он начинает сгребать большой узел и теперь криком кричит: «не могу вылезти! дверь слишком узкая», или даже может кричать: «не могу вылезти, узел слишком большой!». Дверь, тебе ясно, что никто не расширит, а узел можно бросить. А как его бросить? Да он сгорит с этими счетами в банке, он давно душу продал за эти сокровища. А Господь говорит: «Пока пожара еще нет (пока еще смертный час не пришел), продай и раздай». А после говорит:

Мрк.10:23 – «И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!»,

а потом добавил: «надеющемуся на богатство». Надеется и трудно? Но всё-таки можно? Смысл был в том, что нельзя войти. Библейские выражения иногда нужно расшифровывать. И написано:

Дан.12:2 – «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».

Так многие или все? Все, а написано многие. Но вот эти все, и их много. Воскреснут на Суд Божий сто пятьдесят миллиардов, примерно, людей – это много. Даниил сказал: «много». Так и здесь, трудно, настолько трудно, что никогда эту трудность тебе не преодолеть. Нужно голыми руками сбросить этот узел, в эту узенькую дверь проскочить. Да у нас ничего нет, мы все в Царство Небесное войдем, у нас же ничего нет, живём-то от получки до получки, от пенсии до пенсии. Здесь и говорится, что есть другое богатство, не та одежда, которая на нас. «Облекитесь, оденьтесь в смиренномудрие, кротость, воздержание, терпение» и перечисляется. Мы оделись нормально, вроде бы, всё есть. А далее говорится, что такое пояс. Пояс.

Ис.11:5 – «И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина».

Еф.6:14 «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности».

У нас по Уставу пояс – это символ. В Ветхом Завете всё было в символах. Я отвлекусь на Ветхий Завет. У священника была специальная риза, и написано, как правильно носить ее, какие покрывала на скинии, и всё это что-то означало. Голубой, червлёной шерсти, червлёная – это красная, и это означало, что придет Сын Божий и умрёт на Голгофе, что прольёт пречистую Свою кровь. Голубая, значит – придет с неба; голубая, синяя. Почему и окантовка у лётчиков, кант синенький. В Новом Завете нужно это? И в Новом Завете, оказывается, нужно.

Бог сделал так, чтобы мы, соприкасаясь с этой жизнью, видели говорящее Евангелие, чувствовали приближенность Бога. Обуйте ноги, и мы все обулись; а дальше, поясняю – в готовность благовествовать. Кто не проповедует, тот босиком стоит. Моисею же было сказано:

Исх.3:5 – «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая»

– в присутствии Божьем надо стоять разувшись. Я не знаю, почему так. Православные люди вспоминают, обувь раньше, знаете, как дорого стоила. «Мы обычно идем, – говорит, – на плечо повесишь сапоги, босиком, у нас церковь за 12 км была, и как только к церкви подойдём, ноги помоем, обулись, отстояли, опять сапоги сняли и домой. Так у меня бабушка сапоги носила, мне достались, а от меня, еще они новые – к детям перешли». Мы к Богу пришли – обулись, а у Моисея наоборот. К Богу подошёл, а Бог говорит: «Разуйся, ибо место сие свято». Притом, в Библии только два раза так говорится. В присутствии Божьем нужно всё свое на ногах убрать. Почему? А потому что обувь была из кожи, из мертвенного. Это мёртвые дела означает. Кожа убитого животного. И можно убрать эти мёртвые дела и стоять перед Богом так, как есть.

Сегодня, если человек не проповедует, с другими не разговаривает о Христе – он ходит босиком. Приготовьтесь благовествовать! Посмотрите на свою обувь, какая бы она у тебя ни была, она обязательно говорит о том, что ты должен быть готов на благовестие. И сегодня ты не смог? Написано:

Еф.6:15 – «и обув ноги в готовность благовествовать мир».

Обуйтесь! У тебя много обуви, и праздничная, и простая. Готовность проповедовать на работе, дома, в праздники, есть или нет? Посмотрите, как одеты; и далее поясняет, что на нас одето. Вы объясните, что такое платок, почему так. О платке тоже говорится. Это означает твое молитвенное состояние.

1Кор.11:4 – «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

Постыжает. Я разговаривал с казахами об их обычаях, когда делал у них печи. Они говорят: «У нас как девушка выйдет замуж, солнце не должно видеть волос ее, где бы она ни была». Это мусульмане, это совсем другая вера. Но, однако, они что-то тоже по-своему толкуют. И смысл в том, что «оденьтесь в целомудрие». И Павел говорит:

Тит.2:3 – «чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру».

Оказывается, старицы тоже бывают неприлично одеты. Да на ней чистая одежда, а вот это как раз нужно разобрать. Рассмотрим, что такое «пятна греха», слышали такое выражение? А сколько пословиц разных про одежду.

Кол.3:12 – «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение».

А если ты ведешь себя как собака, если ты лаешься с мужем, с соседями? Одежда давно уже изорвана, вся висит лохмотьями. Нужно духовным оком смотреть на себя. Что значит «целомудрие»? Целомудрие и стыдливость, они рядом стоят. Сохранить в целости ту первозданную природу, когда человек был сотворен Богом, по образу Божию. Когда Господь говорит: «Я накажу тебя за бесстыдные дела»

Ис.47:2-3 – «Возьми жернова и мели муку; сними покрывало твое, подбери подол, открой голени, переходи через реки, откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого».

Так сейчас какие голени? Да они так всё время видны. Это голени видеть?! Мало того, так что и пятки видно будет. Так что, и пятки закрывать?

Иер.13:22 – «И если скажешь в сердце твоем: «за что постигло меня это?» — За множество беззаконий твоих открыт подол у тебя, обнажены пяты твои».

А мы эти сантиметры меряем. Это всё говорит о бесстыдстве. Притом, когда Устав есть, когда наблюдатели, да еще строгий наблюдатель, и то не прошибёшь никак. А вот сегодняшнее, как будто небольшое чтение Апостольское, и смотрите, сколько нам открывает. И притом никуда идти и ехать не надо в гору к монахам, искать толкования. Да они от упоминания об этом подоле в обморок все попадают. Просто посмотрел на себя – сплошная проповедь! Куда ни посмотри – богатство, и посмотри, какое богатство! Петр говорит:

Лк.18:28 – «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою».

Блаженный Феофилакт объясняет: «Ты не на то смотри, что оно мало, но что это малое заключало в себе все средства человека к жизни, и что, как ты надеялся на многое и великое, так он этим немногим и малым надеялся поддержать свою жизнь. Не говорю уже о том, что имеющий малое имеет большую к нему привязанность. Это видно на отцах. Имея одно дитя, они обнаруживают к нему большую привязанность, нежели тогда, когда у них детей бывает больше. Так и бедный, имея один дом и одно поле, сильнее их любит, нежели ты – многие».

Для тебя одна твоя курочка, вот эта маленькая твоя квартирка, это всё. Как ты распоряжаешься ими? Знаю, всю жизнь ходили по квартирам. Верующие. Но вот стало маячить – получит квартиру, я и говорю: «Теперь будете пускать верующих, молодых, у кого нет места, где жить». «Что вы, мы так намаялись, так хотим хоть одни пожить – мы никого не пустим». Так и умерли, и не получили квартиру. А ты заранее реши, пока еще ничего нет, но, если у меня будет, Господи,

Иис.Нав.24:15 – «я и дом мой будем служить Господу, [ибо Он свят]».

Мой дом Ты здесь наполни молящимися, чтобы у меня и занятия проходили; – да конкурс устройте. Конкурс, как это описано в житии Исаака Далматского – 30 мая. «В это время между Сатурнином и Виктором произошел спор, так как каждой из них хотел, чтобы преподобный поселился в его доме. Узнав о причине спора их, святой сказал, обратившись к ним: «Чада! Я вижу любовь вашу ко мне. Но так как вы имеете желание упокоить смирение мое, то, говорю вам, — я у того пребуду все дни жизни моей, кто первой построит дом мне».

И начали оба заботиться о скорейшем построении дома для угодника Божия.
Сатурнин имел за городом очень красивое место, весьма удобное для жития иноков; на этом месте он и поспешил построить обитель угоднику Божию; здесь и поселился преподобный Исаакий. Точно также и Виктор выстроил красивое жилище для святого и весьма сожалел, что Сатурнин опередил его. Придя к святому, он начал усердно просить его переселиться в келлию, построенную для него. Но преподобной продолжал подвизаться в обители Сатурнина, хотя иногда приходил и к Виктору и жил у него по нескольку дней, не желая огорчать его отказом».

Мы должны соревноваться, и так написано:

Рим.12:10 – «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте».

Только спросил: «кто будет переписывать плёнки?» Сразу же лес рук поднялся? Замолкли, никого нигде нет, неделя прошла – нигде ничего нет. Спросили: «Кто будет разносить?», ни одного объявления нашего о занятиях в университете в городе нет. А вот это и есть наша одежда, «готовность благовествовать мир». Дорогие мои, обуйтесь, наконец-то! И говорите Истину. Ты сказал, что придешь сюда, но пришли только двое. Вчера опять один работник приходит, второго нет – который раз уже обманывают! Это члены нашей общины. Неоднократно я слышал от людей, что в видении Бог говорил: «повалю это дерево». Каждый человек – это дерево. Если ты даешь обещания, не выполняешь, перед Богом это очень нехорошее дело. Почему? Каждое слово пишется на небе, за каждое слово дадим отчёт перед Богом в День Суда.

Еккл.5:1 – «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги».

Это означает, что ты распоясанный. Бывают люди, рубашка у них всегда расстегнута. Я знаю, такие у нас здесь, есть и в Потеряевке. Это – несобранность, это тоже распоясанность символизирует; а бывает еще лучше – внизу на узел завяжут рубашку, такие люди, кажется, блатными называются. Для верующих прилично ли это? Как прилично святым – быть подтянутыми. Пусть она у тебя с заплатой будет, но с чистой заплатой. Как говорится: по одежке. И сегодняшнее небольшое это чтение, давайте вложим его в себя; непросто почитали, мы пришли в воскресенье, отметились, побыли. Каждый раз, как только надеваешь на себя что-то, то подумай: так ли это духовно выглядит? И найдите свое какое-то назначение всякой вещи, которая на тебе, что она означает? Прилично это, призывает она к чему-то тебя или нет? Какое у меня богатство? Чем я больше всего горжусь, кичусь? Что вызывает у меня большее превозношение над другими? Употребил ли это, раздал ли я его? Продай да раздай! У тебя есть какой-то талант? Как ты его применил, кому это дал? В детей вложил, в ближних, отдал братьям, сёстрам? Ты можешь рисовать – что нарисовал? Ты можешь столярничать – что ты сделал для храма, для ближнего? Вот об этом сегодняшнее Евангелие. Нужно сделать, чтобы слово Божье заговорило, чтобы оно было живо и действенно. Вот к этому направлены все наши книги, чтобы единый наш шаг не проходил без мысли о Боге.

Господь говорил такие простые притчи, которые любой поймет.

Мф.13:33 – «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё».

Квашню хотя бы один раз заводили? Вот эта закваска есть – семя. Ты прочитал немного, положи туда в три меры: первое – в уши, второе – доведи до сердца; и третье – претвори в руки и начинай делать. Этот горб слетит. Потому что везде надо быть скорым на услугу, бежать, помогать, в больницу, везде. Что у тебя есть? И я могла везде ходить, знать! – Вот теперь везде ходи и знай.

А какие были пронырливые, сколько подглядывали, сколько других судили. Всё это переверни теперь, это «богатство», посвяти его Господу хотя бы на остаток дней. Но в ином свете. Только на доброе.

Пс.112:2 – «Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек».

Аминь.

Список всех проповедей

398

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: