А сначала не было так
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 2Указатель — Мф.19:3 [Зач.78]
27.09.2005. Мф.19:3 – «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» Это заповедано сегодня читать на литургии. О том, как подошёл человек с неразрешимым вопросом к Господу. Мы должны войти в ту обстановку. По всякой ли причине позволительно разводиться? Не одна или две, а бесконечное число таких причин ныне. Господь им отвечает, что причина только одна. А как же Моисей? Моисеев закон включал в себя не только то, что дал Господь, но и то, что сам Моисей дал. А это далеко неодинаковое. Вот мы говорим, что наша православная вера основана на канонах. Евангелие и каноны – это далеко не одно и то же. Каноны меняли, один собор их устранял, другие делали более твёрдыми, хотя Апостол Павел и говорит: Евр.10:28 – «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывается смертью». Речь идёт о законе, который Бог дал на двух скрижалях, а Моисей многое растолковывал. А растолкование или какие-то поблажки – это совсем ещё не тот закон, который Бог дал на скрижалях. Но толкование книжники внесли в один разряд с законом и, наконец, в сознании народа всё это сравнялось. Христос и икона – это одно и то же у православных. Придти ко Христу поклониться и пройти крестный ход и кресту поклониться, не Христу, а кресту – это одно и то же разве? Мы путаемся в понятиях, и в этом плане мы самые настоящие ветхозаветные иудеи, которые приступили ко Христу за разрешением вопроса, и Господь дал ответ. Я по буквам посчитать могу, сколько здесь букв, а сей ответ на все сегодняшние неразрешимые вопросы. «Как же Моисей повелел давать разводное письмо?» На это Господь говорит: «Моисей по жестокосердию вашему дал». «По жестокосердию?» «Да, ибо в начале было не так». Это слова Иисуса Христа. Отношение мужчины к женщине было заложено в раю, за 3.900 лет до Моисея. Вы что мне представляете то, что дано спустя 3.900 лет, а ты посмотри, как в начале было. В первоапостольской церкви не так всё было, как у нас, православных, сегодня. Мы можем на каждое слово так и говорить. Нам показывают на Успенский пост, что он нужен. Да не было его девять веков этого Успенского поста. Сначала было не так, и что же, Апостолы не спаслись? Златоуст не спасся? А этого поста Златоуст не знал. Успение празднуют, воздвижение креста Господня, а праздник установлен 300 лет после распятия Христа, и не в честь даже Христа, а в честь открытия храма, а потом уж Воздвижением стало называться. И мы не имеем права подобное наше, явно не Евангельское, установление навязывать кому-то.
Мы православные, и мы обязаны это соблюдать. Запомните, я всё время делаю оговорку, - исполнять все наши установления и посты без всякого лукавства, без всякой поблажки. Вчера нельзя было растительное масло и желания вкушать его отболело, отмерло и только по календарю можем есть то, что разрешено. Но мы обязательно скажем: «вначале было не так». Пост в среду и пятницу ввели потом, но это Апостольское правило. То есть называемое Апостольским, ибо во втором веке принято. Под именем апостольским проходит; сорок дней поститься – это тоже потом приняли. В еврейском народе только один раз, один день постились. У католиков наконец поняли это и все посты отставили, один день оставили в году – пятница великая на страстной неделе. А у нас получается, что больше половины дней в году мы постимся, то есть диету меняем, а на всё ответ один: «в начале было не так». Если тогда было по жестокосердию народа, то сейчас у нас все подобные установления по жестокосердию монахов пустынных, это они придумали. У меня приезжают дети в лагерь, и целый месяц попавшие в первую очередь, бывает иногда, в рот молочного не возьмут, я тоскую, бьюсь, но я строго выдерживаю, стараюсь заменить другими продуктами. Я православный и должен жить без лукавства, но вот про это открыто говорю: не было вначале так. Решил по Слову Божию посмотреть, что такое жестокосердие. Жестокосердие выражается в том, что человеку сделали замечание, а тот не принял доброго. Он жестокосердный.
Мрк.16:14 – «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили». Так они что, такие жестокосердные были? Сколько раз Он им говорил: «Я воскресну». Они не верят, а это уже сердце каменное, и оно семя слова не воспринимает. И упрекал их не только за неверие, а за жестокосердие. А почему Моисей дал по жестокосердию? Мы должны войти в ту обстановку. Сейчас женщина эмансипирована, раскрепощённая, она учится в институте, она очень самостоятельная, за рулём сидит, она может быть руководителем отдела и даже предприятия, мало того, даже в министерстве занимает какое-то место. Случается, что и мужа тянет за собой, даже премьер министром в Англии была. Её спросили, какая её главная задача? Она ответила, что мужа утром накормить, а уж потом страной управлять. Так вот в то время порядок был другой: женщина никуда не выходила, вышла замуж – превратилась в камень; она на работу не ходила, и мужчина, женившись обязан был кормить её. Вот почему, когда Руфь моавитянку предложили родственнику, тот отвечал: Руф.4:6 – «И сказал тот родственник: не могу я взять её себе, чтобы не расстроить своего удела; прими её ты, ибо я не могу принять». Её главная задача была выйти замуж, как в Японии. У японки главное выйти замуж, а остальное будет сделано, когда выполнена главная задача. А если другая понравится? Кормить надо двух уже, хотя многожёнство и разрешено было, как у мусульман ныне. У султана полторы тысячи, а тогда как быть с первой? Убивали их, как лишних едоков. И тогда Моисей сказал: «Отпустите её, написав ей разводное письмо, что она не сама ушла, а ты её отпустил, – для этой процедуры и было придумано разводное письмо. Это Моисей придумал. И Господь им разъяснил: вы не путайте то, что вначале Бог сотворил Адама и жену. Одно ребро у него взял? Одно, на этом вопрос решён. Но как же мужчина? Это другой вопрос. На это даже праведники не посягали, на девственность. Но тогда было так: Мф.19:4 – «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» Не трёх Ев дал ему. Одна Ева была, и ты успокойся с одной. А как же Моисей? А вот так, это вы всё потом придумали. И что бы нам сегодня ни показали из окружающего, мы должны сказать: Мф.19:8 – «а сначала не было так». Я об этом криком кричу.
И когда разговариваем с кем-то неправославным, мы должны смело признать сие, не бояться. Добавлю, что я ещё ни разу не потерпел поражение, когда прямо, открыто говорил о нашей неправоте, и сектанты имели к этому уважение. Да, я без лукавства должен исполнять обрядовые и канонические установления, это у нас не доказывается. Нельзя доказать то, что песнопение «упокой, Господи» гарантирует, что умерший попадёт в Царство Небесное. Если патриарх прислал послание, то уже полностью уверена епархия, что губернатор в раю находится, как в телеграмме соболезнования высказаны. Слова единого из Писания нет и «Мы» с большой буквы, как будто Великая Троица, а это всего лишь о себе патриарх пишет. Но в начале было не так. Вначале было: Иоан.3:36 – «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём». Вот как было вначале. «А может, дядя Миша-артист покаялся». Когда? Летел двадцать пять метров на бронированном автомобиле и покаялся за 3 секунды? Он не успел подумать ничего, он не сообразил, в чём дело, а уже был на том свете. «Так патриарх пишет, что он был великий артист». Это что, артистам место в раю? Артисты считались всегда самыми негодными людьми, они в храм не запускались, стояли только в притворе. Если девушка была артистка и на ней женился юноша, то его в священники ставить нельзя, ибо она приравнивалась к публичной женщине. И артист, естественно, по той же шкале идёт, другой категории ему не дал Бог. «А сначала не было так». Сирах.16:11 – «равно как и шестисот тысяч человек, соединившихся в жестокосердии своём. И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным». Нужно бояться этого. Пс.61:12 – «Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога». Я услышал этими ушами и услышал внутренними – пропустил в сердце, поверил: так говорит слово Божие, так Бог Иегова сказал, я преклоняюсь перед Его словом. Не надо бояться никаких авторитетов. Они хотели Христа испугать авторитетом Моисея, Христос же им сказал иначе: постойте, вначале было не так, вначале вот как было, читайте, как написано в Бытие, указал главу и стих. В святой Библии так и написано, глава и стих. Кто бы нам что ни говорил сегодня, хотя бы митрополит, патриарх, но мы скажем: «А сначала не было так». Ты не имеешь права меня за это бить. Я прошу вернуться к первоистоку мысленно хотя бы. «Нет у вас колокола в храме. Нет у вас креста на крыше, а вы молитесь». Да, у нас креста в Барнауле нет, а тут в Потеряевке есть, но тут колокола нет. Так крест – это Христос на кресте, а не просто крест. Я Его люблю и верю, что Он умер за меня, а колокол – это напоминание о проповеди. Проповедь, а если проповеди нет, ты хоть зазвонись своим колоколом.
В Новом Завете 52 раза встречается под условием «если не так, то» – это означает условие. Если не так, то – вот под таким условием читается и закон Моисеев. Если жена не слушается, то-то сделай, если слушается-то. То есть всё по закону было. И сейчас мы это увидим, как они это делали. Сир.25:29 – «если она не ходит под рукою твоею, то отсеки её от плоти твоей». Исх.8:2 – «если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами». Если по-другому будет, то: Исх.33:15 – «[Моисей] сказал Ему: если не пойдёшь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда». С этим вопросом они подошли ко Христу. А если жена не слушается? Развод запрещён. Мф.19:10 – «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». При твоём характере лучше замуж не выходить. А у тебя такой властный характер, тебе лучше не жениться. Если не может воздержаться, лучше жениться. Везде «если». Это означает условие, а безусловно – никаких условий. Не убивать, не выгонять, если она не изменяет. Сирах.25:27-30 – «От жены начало греха, и чрез нее все мы умираем. Не давай воде выхода, ни злой жене — власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки её от плоти твоей». А вот что означает «отсеки», о том как раз и не пишется, то есть не давай ей сожития с собою от плоти твоей. То ли он ей есть меньше давал, я нигде толкование у святых отцов не нашёл. Во всяком случае, это не похвально, если жена не ходит под рукой мужа, в непослушании. Тут статус её меняется. От плоти твоей, то есть не двое, а одна плоть. Больше всего похоже на то, чтобы спала отдельно. Иер.12:17 – «Если же не послушаются, то Я искореню и совершенно истреблю такой народ, говорит Господь». Разбирая эти условия «если», мы находим всюду и везде, что Бог ставит всё под строжайшее условие: «Если будет делать по Моей воле». Мф.5:20 – «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное». И Господь им ответил, что сначала было не так. Я нашёл всего лишь несколько мест, где на это «сначала» Дух Святой направлял, чтобы вы посмотрели, как было вначале. Евр.2:3 – «то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него». Вера начиналась от проповеди Самого Господа, а дальше от проповеди Апостолов, и, наконец, отсекли им головы и никакой проповеди нет. Сколько обращался к епископам, не к нашему, к другим: почему проповеди нет? «Служба – это проповедь». Да никогда службы такой не было и не было, чтобы венчание продолжалось целый час. Соединил руки священник: «Бог благословил».
А при крещении: Деян.8:36 – «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?» Сошли оба в воду, не больше пяти минут. А тут целый час. Вначале не было так. Что ни возьми, и о всех таинствах только и скажешь, что вначале было не так. Ещё при Иоанне Златоусте при причастии в руку получали Тело Христово, люди подходили и пили из чаши. А хлеб-Тело брали в руки и домой уносили, но некоторые стали приходить с золотыми сосудами, и Златоуст сказал, чтобы не делали этого, рука почтеннее золота. Берите прямо в руку, на белый платочек. Сейчас этого нет; так только батюшка в алтаре причащается. А почему так сделали? Да вроде Златоуст установил в смешанном виде преподавать, чтобы волхвующие не вынесли. Не прав Златоуст – вначале было не так. Но нам ничего уже не сделать, и мы признаем, как есть. Сектанты говорят: «Почему у вас так?» Суть дела внутренне не меняется, но в начале было не так – вы правы, но у нас это Тело Христово, а у вас только воспоминание, у вас ничего там и нет. Вот тут сразу мы посадим их на место, но о своём признаем, что в начале было не так. Сирах.36:12 – «Собери все колена Иакова и соделай их наследием Твоим, как было сначала». Показывает, как в начале Бог эти колена приголубил, как разделил, как всё им дал с самого начала. Как у нас было сначала задумано в Потеряевке и как сейчас, уже разница была заметна. Сегодня начинает налаживаться, более строго стали смотреть. Первое, что как только написали устав, строго так держались, даже никуда не выедут без благословения. Вот у вас девочка убежала, сейчас нахожу её, она на качелях. Вначале было не так, ни один никуда не выходил. Вы за ними посмотрите, почему они убежали. Она уже взяла за привычку, а вторая сидит, завидует ей: почему ей можно, а мне нельзя. Пример не совсем хороший. Сирах.4:18 – «ибо сначала она пойдёт с ним путями извилистыми, наведёт на него страх и боязнь». Боязнь, что я не выучу, не сделаю. Изучаешь какую-то специальность в институте и думаешь, что не потянешь, так трудно, а потом вдруг приоткроется таким светом. В самом начале, как всегда, было трудно при учении, мы и детям это должны говорить, чтобы начало их не пугало. Прем.14:12-13 – «Ибо вымысл идолов — начало блуда, и изобретение их — растление жизни. Не было их вначале, и не вовеки они будут».
Сегодня прочитал про крестный ход в Коробейниково, как раскрутка чудес идёт. Летел вертолёт, увидел растянутую вереницу людей, больше километра, до 3600 паломников было. Летел навстречу вертолёт, над ними закружил, впереди сел, ибо подумали, что какая-то беда. А что это такое, а куда эти люди? Но ответа там не было. «Куда идёте?» «К Божьей Матери». Как будто Божья Матерь засела в Коробейниково и оттуда выйти не может. Самое настоящее идолопоклонство. Это уже не начало блуда, а остатки тысячелетнего растления народа. И сектанты имеют основание нас упрекать в идолопоклонстве. Иконы были для того, чтобы подтвердить, что воплотился Христос, только и всего. Это всего лишь проповедь в красках, но не в том, что икону где-то держать, а к ней крестные ходы, и такой ажиотаж устраивать. И как шли, натёрли мозоли, медицинская машина сопровождала, а епископ проехал, вернулся, священники не все до конца трудились – такое описание на нескольких страницах. Идолопоклонники самые настоящие. Вначале не было так! И тысячи людей идут и ни одного слово проповеди нет, полное молчание, а куда идут? В Коробейниково, к Божьей Матери. Больше ничего они не могли сказать. Сначала не было так. Ответ один: Иов.8:7 – «И если вначале у тебя было мало, то впоследствии будет весьма много». Это означает, что человек рождается и у него ничего нет. Вначале было одинаково всё. Один сидел на уроках, занимался, а другой бегал, крутился на уроках, не слушался. Внешне ты красивая, но это всё улетит, если знаний никаких нет, ничего и не будет. Вначале Бог дал нам стартовый капитал как бы одинаковый. Даже в одной семье: один занимается, а другой нет. Мф.19:4 – «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» Я подумал, почему на этот стих Господь направил совопросников: «не читали ли?» Да в этом-то как раз и ответ.
Какой бы вопрос сегодня ни возник неразрешимый у людей, они бегут к священникам, к епископу, но не к слову Божию. Удавленник – нужно его отпеть, лезут опять же к епископу, а не к Слову Божьему. Какое-то родство более близкое, два брата женятся на родных племянницах, а правило каноническое это не разрешает. На разрешение к епископу, а не к Слову Божию. Но Христос мог отослать к Моисееву закону: «как написано» - и в этом ключ ко всем вопросам, и какие сегодня должны давать ответы. Даже к епископу пришли православные и сказали: «Владыка, у нас такая беда, что об этом написано в святой Библии?» Он сразу скажет: «Ты баптистка?» Я уже знаю, как он ответит. А к нему обращаются как к авторитету, и он отвечает. Мне пришлось разговаривать с протоиереем, благочинным края, а у него дочь разошлась из-за измены, он дьякон, а она второй раз выходить замуж надумала. Выходить, не выходить? Две записки положили на алтарь. И записка выпала не выходить, а она уже договорилась: «Давайте не будем читать, поедем к архиерею». Я спрашиваю: «И как?» Сам отец понял, что всё это глупости. Закон говорит: Рим.7:2-3 – «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрёт муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа». Чего ещё тебе нужно? Прелюбодей с бумажкой, которую дали им из алтаря. Прелюбодейка с бумажкой, которую дал епископ, – ничего не меняется. В Деян.1:5 – «ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». После пришло время, когда понятие о Духе Святом совершенно исчезло в церкви, только что в праздник: слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Живого общения с Духом нет. Для чего жизнь дана, люди отвечали по-разному, и в конце концов ответ пришёл: вся жизнь для того, чтобы Дух Святой пребывал на человеке. Вся жизнь в том, чтобы всё время заботиться, чтобы Дух Святой не отошёл, Дух Святой не покинул человека, Духа не мерою Бог даёт. Вот в этом весь смысл жизни, смысл не дня одного, а всей жизни. 2Петр.3:5 – «Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою». Даётся ответ на вопросы, которые задают грамотные люди. Какой бы вопрос ни был на эту тему, мы должны посмотреть, как Бог творил мир, в каком порядке. Это научные вопросы. Можно их решить по-другому? Никогда. Пётр ссылается на то, как вначале Бог сотворил. Откуда знаешь? Из святой Библии. Так и сегодня, это для нас образец. Слова Христа есть ключ ко всем вопросам, какие окружают нас. Аминь.