размер шрифта

Поиск по сайту




Кости не сокрушать и огонь.

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Указатель: Иоан.1:29, Исх.12:3-4

В каждую субботу вечером уже наступает праздничное воскресное богослужение. У Бога исследователи находят в Библии около пятисот разных имен. Он щит, Скала, Крепость, Огонь, Вода, то есть это всё Его названия. Дверь овцам, Пастырь овцам, Огонь поядающий называется, и Агнец. Мы начали говорить о том, что воскресение – это знамение Его победы, Воскресение из мёртвых этого Агнца.

Иоан.1:29 – «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

И на этого Агнца Апостол Павел направляет наш взор:

Евр.12:2 – «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».

Он начало – Альфа, первая буква «а» в греческом алфавите. И Омега, по нашему «я» в алфавите, то есть всё, что здесь заключается, что ты скажешь, что сделаешь, что можно выразить – всё от Него. Когда Господь выводил Свой избранный народ, первый раз официально это было объявлено, и как они должны были вывести этот народ? В первую очередь, подготовка, которая начиналась за четыре дня, за год раньше. Ягнёнок должен был год расти, годовалого ягненка весеннего отела, ягнёнка или козлёнка взять; отёл или окот называется у овец, и дома держать четыре дня, с десятого Нисана до четырнадцатого. Он как бы сродняется с семьей. Дети любят играть с ним, а он уже приговоренный. И было оговорено, как его подготовить.

Мы говорили, как с ним обращаться: есть с горькими травами, пояснили, что значит обувшись. Сегодня поговорим о том, почему его нужно было печь на огне. Прямое указание – не варите. Мы любим все варить, даже тесто варим, пельмени. А у евреев было указание – только на огне. У нас на огне что готовят из мяса? Шашлык. Еще указание: кости не раздроблять. Что за указание? А любят люди кости раздроблять, в костях мозг. Господь говорит: «Я тебе подкладывал вкусные кушанья, и мозг из костей».

Ос.11:4 – «Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им».

Ис.25:6 – «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин».

Добыть мозг из костей – на это нужно время; а здесь нужно было есть с поспешностью. Кости не раздроблять. И написано: «Съедать всё» от ног до головы. И внутренности? А что такое внутренности? Это то, что называют сегодня ливер. Это всё нужно было съесть. Притом, каждый должен был ориентир держать на свой аппетит и на свой желудок.

Исх.12:3-4 – «Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца»,

но до утра на улицу чтобы никто не выходил. Все нужды – все здесь. Кто выйдет туда, Бог говорит: «Я за него не отвечаю». Всё, что за печатью, кровью помазаны косяки и перекладина – это будет спасено. Всё, что за этим – за это Я уже не отвечаю. Иегова строго ограничил, очертил место, за которое не войдет губитель.

Исх.12:12 – «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую».

Это было не два раза сделано евреями, и не три раза, а – 1600 раз до Рождества Христова. Из поколения в поколение они передавали разные предписания: ягнёнка в каком месте держать, какой нож – это всё они потом расписали. Этот ягнёнок был первый фарисей, «фарес» – «отделённый» написано.

Блаженный Феофилакт, толкуя Мф.3:7 говорит: «Фарисей значит отделенный, так как они почитались людьми, отличными от других и превосходящими других по жизни и познаниям».

Всё, что отделено, то от Бога и для Бога. Секта фарисеев это сейчас вылилась в понятие лицемерия, а тогда была отделенной на что-то. Ты отделенный, значит ты услышал призыв Господа:

Деян.13:2 – «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их», «отделите Мне этот народ».

Вот это есть фарес. Мы все слова в ином понимании держим, потому что грех исказил до неузнаваемости начальное значение слов, вещей. И вот как евреи агнца приготавливали. Кровь выпустить только в землю, в сосуд не собирать.

Втор.12:16 – «только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду».

А сегодня врачи говорят, что мозг в костях служит средством образования крови. Насколько это верно, видимо, с этим как-то всё связано. Строжайший этот закон переходит в Новый Завет.

Деян.15:20 – «а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе».

Не ешьте удавленины, потому что в ней кровь осталась, и крови не ешьте. Знайте, это всё должно остаться за пределами церкви. Притом, когда будете готовить, смотрите, чтобы ни одна кость нигде не была повреждена. Господь заранее что-то предсказывает людям. Если бы знали жиды, что это относится ко Христу, то евреи размельчили бы косточки Христа, на мелкие кусочки раздробили, чтобы пророчества о Нем не сбылись. А если бы это пророчество не совершилось, то мы не имели бы права признать Его за настоящего, обещанного пророками Спасителя. А Господь как сделал? Подходит воин, а Он уже умер.

Иоан.19:34-35 – «но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили».

Мимо рёбер прошло копье, излилась кровь разложившаяся, кровь и вода называется сукровица. «Он уже умер действительно – Иоанн, как бы трижды клянется, – я сам свидетель, я сам видел». Кровь с водой вместе вытекла у Него. Голени где? Ниже колен. И чтобы человека быстрее довести до смертного состояния, воины подходили, уже два часа осталось, как суббота начинается, и дубинами разбивали голени, раздробляли, и в шоковом состоянии у человека сердце останавливалось. Так казнили. А ко Христу подошли, быть может, воин уже размахнулся: «Подожди, да Он умер». Это предсказание было, евреи этого не знали, они буквально учили об ягнёнке: «Смотри только, чтобы косточка нигде не раздробилась». Они не понимали сути указания этого, но они тщательно старались 1600 лет это исполнять. И хорошо, что они не знали, что дальше будет. Они посягнули бы на неисполнение пророчества. Если бы они знали то пророчество о Христе, про 30 серебряников, они бы Иуде дали 300, чтобы только не исполнилось пророчество пророка Захарии. Но, если бы хотя одно пророчество не исполнилось о Христе, это означало бы, что это не Христос, а лжец, антихрист. Почему Господь и говорит:

Иоан.10:1-2 – «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам»;

а «дверь – это Писание» – говорит Златоуст. Точно по Писанию сошлось, чтобы все пророчества, а их насчитывают 180 с лишним, они все до одного должны были буквально исполниться. Он должен был от Девы родиться, должен был в Вифлееме родиться, должен был в Египет бежать:

Мф.2:15 – «и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего».

Когда люди посягали на разгаданные пророчества, они всё равно где-то ошибались. Господь сказал:

Дан.9:24 – «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых»

«Семьдесят седмин до пришествия Христа», а от чего считать, не поняли. От указа, который дал Новохудоносор, Кир, или от начала восстановления, то есть, как они ни крутили, только исполнилось эти семьдесят седмин, 70 на 7, 490 лет, и Христос родился. Если бы сказали им: «Не 70, а 200 седмин», дважды семь четырнадцать = 1400, вот столько седмин исполнится и вы будете исполнять, и ничего не поймете. Даже обидно было бы иудеям: «как не поймем? Да мы всё понимаем».

Но всё это имеет еще и прообразовательное значение. Приходит Сын Божий, и теперь на Нем буквально всё исполнилось. Мы говорим: «Есть Ягнёнка, это как Христа вкушать». Слово «есть» это, значит, исполнять, мысленно принимать, как питание. О, для нас пища – это Слово Божие. Господь говорит: «Пейте, ешьте, подкладывайте». Когда ученики пошли за пищей, Он говорит: «Не знаете Мою пищу».

Иоан.4:34 – «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».

Иоан.6:38 – «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца».

Волю творить – пищу вкушать; да Я этим питаюсь, живу, дышу этим. А иногда говорят так: «у человека, знаете, какое крепкое основание, какой становой хребет». Это означает вера, во что ты веришь. Мне сказали при допросе кандидаты наук, они были призваны экспертами: «Какое твёрдое у вас основание, стержень. Вас никак нельзя поколебать; вера во Христа». И вот это означает уже не в буквальном смысле, а переходит на учение Христа.

От ног, то, что соприкасается с землёй, это земная сущность человечества Христа. И до головы, это голова небес, Он Богочеловек. Ничего сокрушать нельзя. Еретики расшибли свои головы. Они пытались доказать, что Он не Бог, а тварное существо (ересь Ария). Несторий и другие иное лжеучение проповедует, архимандрит Евтихий третье: «во Христе одна воля». То есть только божественное. Мы же, православные, веруем и исповедуем, что во Христе два естества: Божеское и человеческое; и две воли. Нельзя сокрушать ни одной кости. Это твёрдое основание, что Он Богочеловек.

Семь вселенских соборов было, из них шесть вселенских соборов бились только на этом основании, чтоб доказать, что Он равен Отцу, что Он равен Духу Святому. Это как позвоночник, на чем стоит всё православное вселенское христианство. Еретики пытались это учение сокрушать. А, кроме того, агнцами названы и мы. Пример: когда об Иоанне Крестителе читаем:

Мрк.1:6 – «Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мёд».

Акриды – это в виде саранчи, сарачаковые. На Востоке, когда начинается у них период саранчи, она бьётся на фонари уличные и падает вниз. И они их собирают, бабушки, все выходят, сушат и толкут ее; и у них это толчёнка какая-то, вроде как маковая у нас, очень вкусно, может быть, это.

Феофилакт ссылаясь на Златоуста, толкует Мрк.1:5-6: «Равно пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Ибо саранча (акриды) есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мёд, производимый пчёлами, то есть пророками, но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают Писание. Они имели Писания, как бы некоторый мёд, но не трудились над ними и не исследовали их».

Да он что, евреев ел? Спасение евреев для него было основное. Он призывал: «Покайтесь. Веруйте в Грядущего, Который идет за мной».

Деян.19:4 – «Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса».

Вот в чем смысл был. И когда евреям было сказано, как приготавливать ягнёнка, это касалось не только пророчества о Христе, но пророчества и о нас. Посмотрите, сколько видов приготовления пищи есть. И запекают что-то. Самый безопасный, быстрый метод – это на огне. Ни посуды никакой не надо, ничего. Если осквернится сосуд какой, говорится, что огонь очищает. Не зря огонь многие народы, как Персия, признавали за божество; они огонь почитали, огнепоклонники называются, а солнце это – огонь. А у нас огонь в данном случае, в этом таинстве, служит только средством. Средством, но не объектом, не целью, куда мы стремимся.

Сегодня спрашивают: «Ёлку можно украшать?». Нельзя, ты это уже объект украшаешь. «А ёлочными ветками можно?». Теперь можно. Иконы это основа, а украшения – это только подсобные средства.

Иез.31:9 – «Я украсил его множеством ветвей его, так что все дерева Едемские в саду Божием завидовали ему».

Лев.23:40 – «в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней».

Втор.12:2 – «Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом».

И в каждом деле вот так идет. И когда Бог сказал, самое главное, чтобы мы были подготовленными. Берем агнца, очищаем его, вкушаем. То ли ты поел что-то растительное или настолько питательно мясо. Евреи буквально понимали: «Да, мы едим мясо, это намного калорийней, и мы можем день-два идти». Говорят, монголы, когда быстро нашествие делали, они специальный состав делали: с травами сушеное мясо, толкли его, как шарики, и насильно лошадям в рот вталкивали. Две лошади, их не надо было сеном кормить, а когда лошадь дождешься, пока она поест? Он толкал ей этот состав в рот, она глотала, у нее витамины там работали, с мясом сухим. И на севере, когда идут, у них в котомках всегда что-то есть, такие бобы, говорят, делают из мяса, тюленьего жира. Если где-то застанет пурга, он под снег залез, боб взял, на сутки хватит. Евреи это всё понимали.
Мы теперь посмотрим, как в мировой истории это было. И мы понимаем, Господь говорит, что эту воду, которую пьют люди, возжаждет,

Иоан.4:14 – «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Какую бы пищу мы ни ели, мы снова, и снова будем возвращаться и искать. Однажды вкусившие Христа, получившие Библию, уже никогда ничего искать не будут. Вот он, какой таинственный смысл. Да это – Библия, а это – Христос. Библия и Христос – они объединены. О Нем прямо говорится:

Иоан.1:1,14 – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».

Таких слов ни о ком не написано, ни один правитель о себе не скажет, что я где-то был, потом обо мне предсказано, а потом я стал плотью. Ничего нигде подобного в мире никогда не было. Ни о Магомете, ни о других основателях мировых религий мы сказать этого не можем. И это Слово стало плотью. Это всё пропечено на огне, в страданиях. Огонь – это страдание всегда. «В огне страдания».

Лк.12:49 – «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!»

Он запекшимися устами, на кресте, в запекшейся крови, просит о прощении мира. Если бы фарисеи и злобствующие на Него люди знали, что это Агнец, испечённый на огне, что все эти 1600 лет от первой страшной ночи в Египте, когда они ели первого ягнёнка, кровью которого спаслись от губителя, что вот о Нём всё и было предсказано. И огонь, который опалял мясо, означает страдания Его, и они испепеляли так долго ожидаемого ими Агнца. Они сжигали все свои вековые надежды на избавление от грехов. Он мучился, Его распяли, шесть часов на кресте висел, они бы никогда не допустили распятия. Они бы сделали так: заплатили денег, у них золота хватало, евреи с деньгами живут, они сразу бы убили. Из-за угла напали, ударили, чтоб Он не страдал, то есть пророчество бы не исполнилось. Агнец не был бы испечён на огне. А можно было сделать так, чтобы кости сокрушились. Я повторяю, если бы они знали, они бы Его раздробили бы на мелкие косточки.

Пророчество исполнилось? Исполнилось, и теперь в духовном плане начинает исполняться на нас. Он даровал нам это учение истинное, что Он Богочеловек, и мы ничего не должны добавлять в это учение. Что нам дали понять святые вселенские соборы, что он Богочеловек, – ничего из этого не раздроблять. Агнец единый. И какие мы счастливые, что имеем эти святые каноны, утвержденные святыми отцами. Это мы на сегодняшний день всё переносим уже. И когда мы доходим до этого места и говорим: «Как на это ответить?». Каждый день в субботу вечером мы уже начинаем об этом вспоминать.

Совершить эту Пасху дано было далеко не каждому, но только тем, которые вошли в общество израильское. Какое бы где Бог предписание ни давал, везде выделял: нечистый – не прикасайся, нечистый – не подходи, нечистый – застану – поражу. Самая торжественная, самая страшная Пасха, и прямо противоположное указание: даже если ты нечистый – обязан вкусить Пасху. Даже если ты в дальней дороге, подчеркивается, и там ты должен её вкусить. И в этом глубочайший смысл заложен. Какой бы ты ни был, не говори: «Вот я исправлюсь, брошу курить, подожди, я там наведу порядок, тогда приду ко Христу, к Этому Агнцу». Ничего этого не надо. Для покаяния ничего не надо.

Евр.4:7 – «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».

Ко крещению надо готовиться, но теперь, чтобы тебе принять Слово Божие в сердце, для этого подготовки никакой не надо, – ты нечистый. Такой, какой есть, сегодня приди, завтрашний день уже может быть не наш.

Прит.27:1 – «Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день».

Чис.9:10 – «скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от прикосновения к мертвому телу, или будет в дальней дороге, то и он должен совершить Пасху Господню».

Мы заглядываем в ту комнату, где каждый еврей готовил и вкушал пасхального Агнца, заколал его, и мы сегодня переносим всё виденное там к себе. Как мы его заколаем? Как мы это Слово, сошедшее с небес, принимаем? На чём Его печём? А Господь говорит, чтобы мы были подобны Ему. Он нас всех называет агнцами. Петру говорит:

Иоан.21:15 – «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих».

И мы делаемся пищей для других. Сколько разных перекладных значений.

Значит, сначала о Христе, дальше о крови, теперь переходит на каждого из нас, от нас переходит на других. И всё это мы получаем, когда читаем 12 главу книгу Исход, и книгу Чисел, и Второзаконие. Указывая на эту Пасху, святые пророки уже предвидели, им это было показано, чем окончится всё это. То есть многое было сокрыто, они хотели бы посмотреть, как написано:

Лк.10:24 – «ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали»;

но они этого не знали. Поэтому такие строжайшие предписания к вкушению Пасхи. Как мы должны очиститься, подготовиться – церковь обдумала, что пост должен быть, подготовить себя надо к этому. И, вкушая Агнца, помнить, что это самое питательное, подготавливающее к выходу из рабства. Из рабства мыслей, из рабства наших привычек, мнений; это то, что нас держит в этом египетском плену. Не думайте, что там им было просто выйти. Не просто было выйти. Сначала прошли десять казней. Чтобы нам выйти из нашего рабства страстей и пороков, к чему мы уже привыкли, Господь нас казнит, отнимает родственников, сами попадаем в аварию, болезни от подошвы ноги до темени головы, всё тело в язвах, неисцельных. И Господь подготавливает нас, потому что Он любит нас, Он зовет нас.

Фил.2:12 – «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение».

Аминь.

Список всех проповедей

284

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: