Жить по совести
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 14
Указатель: Деян.23:1, Рим.9:1
3 июля 2005 г. Рим.9:1 – «Истину говорю во Христе, не лгу,
свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом». Во время литургии установлено в православной церкви
читать Послания Апостолов, Деяния и Евангелие, чтобы каждый, приходя в храм, мог пройти путь в церкви от её начала и
получить инструкции на дальнейшее. Я вчера говорил о Слове Божием, имеющем качество удивительного вселенского
расширения. Сказано было к отдельному человеку, сказано в приватном разговоре на ухо, но возгласится с кровли, дойдёт до
последнего дня, до последнего поворота земли, и каждый будет применять сказанное тысячелетия назад к себе. Сегодня
сектантство оскопило Священное Писание. Мы не раз встречались с ними и говорили, что вот Писание говорит так:
1Кор.14:34 – «Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон
говорит». У них в брюках женщины ходят и в их собрания так приходят, без платка; накрашенная выходит и
начинает проповедывать. По радио проповедует, по телевидению. Но написано же: 1Кор.11:5 – «И всякая жена,
молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была
обритая». Так это, говорят, к Коринфянам написано. Они сузили слышанное до одной лишь коринфской церкви.
Выходит, что в римской церкви можно без платков? Такое скудоумие постигает человека тогда, когда он тонет. Человек
многое знает, но когда тонет, он ничего не видит, а видит только гладь воды на уровне глаз, ибо рот ниже воды. Вот
таково состояние всех, кто отошёл от церкви. Человек в церкви находится в полноте милости Божией, но в церкви мало
проповедуется или совсем не говорят. У сектантов же проповедуется и главное – умер Христос за нас, мы уверовали, мы
омыты Его кровью, мы спасены. Всё это правильно, когда человек находится в церкви. Вне церкви нет Христа, вне церкви нет
пролитой крови Христовой. Исх.30:33 – «кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот
истребится из народа своего». Люди, желающие отделяться от церкви, они всегда находили извинения в своём
грехе, несмотря на расширяющийся образ мысли Священного Писания. Было когда-то, что Дафан, Авирон и Корей,
начальствующие в народе Божьем, имеющие доступ к благодати, по-сегодняшнему сказать, к священству, посягнули на то, что
установлено было Моисеем, и Бог показал необычайный вид казни: земля сама разверзлась, без землетрясения, получился
огромный провал – и с женами, с детьми, со скотиной, с шатрами, все живьём оказались в преисподней. Единственный раз
такое самое страшное наказание, когда человек гибнет не телом только, но и душой, притом живьём сходит в ад.
Числ.16:31-33 – «Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и
поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и всё имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в
преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества». Второй раз случится подобное во
второе пришествие Христово, когда лжепророк и антихрист с диаволом будут брошены в геенну, минуя обыкновенную телесную
смерть. Откр.19:20 – «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он
обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное,
горящее серою». Такому случиться надлежит только дважды. За что? Там отверглись церкви, в которой
Христос, здесь отверглись Христа, в Котором находится церковь. Христос в церковь зовёт, Христос в церкви спасает, и это
мы должны всё время помнить и быть благодарны, что мы находимся не в мусульманстве, не у баптистов, не в буддизме, а в
православной церкви. Но и спрос с нас будет по полной программе. Лук.12:48 – «а который не знал, и сделал
достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено,
с того больше взыщут».
Православный христианин отличается от прочих других и разных тем, что он находится во Вселенской Церкви. Не так, как
сегодня секта появилась какая-то новая, как смотрели мы фильм: сектанты, православные батюшки танцуют, пляшут...
Уразумели ли, что это не иное, как кощунство? А из-за чего подобное случилось с ними? «Я хочу новой радости, эйфории и
что-то я получу». Ничего ты не получишь, кроме кощунства. У церкви есть свой опыт, и мы должны этот опыт проверять на
основании Священного Писания.
Рим.2:13 – «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы
будут». То есть Библию читать – это всего лишь знать путь; но если ты стоишь на месте и не идёшь на
труд, то что пользы? Можно знать, как правильно сеять, новые технологии изучать, каждый год читать журналы
«Садоводство», «Шесть соток», но когда весна пришла, а ты по-прежнему делаешь, то ничего не изменится. Надо решительно
менять привычное, нелучшее, из рутинности выйти. Самое главное, что заложено в человеке – это совесть. Помолиться: у
меня какая-то сделка, а по совести это или не по совести? Совесть! Повторяю: слова страшно непонятные – «совесть
первичнее Евангелия», как Златоуст говорит. Почему? Когда Евангелия не было, человек жил по совести. И Бог судил по
совести. Не было закона у Адама, но ему же Моисей не мог написать, потому что пришёл позже. А как он жил? По совести. И
Каин поступал по испорченной своей совести, и Авель поступал по Божеской совести. Рим.2:15 – «они
показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то
обвиняющие, то оправдывающие одна другую»). И когда совесть заглохла, как Павел говорит, даже сожженная
сделалась – пепел один, тогда Бог дал закон писаный. Но этот писаный закон оказался на бессовестных не действующим.
1Тим.4:2 – «через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей». Когда таким показываешь:
«вот написано», то он никакого внимания на то не обращает. Человек, который ничего не знает, но по неиспорченной совести
действует, то у него есть надежда на спасение. Человек, который имеет Евангелие, но поступает без совести, то надежды
никакой нет, только спрос будет с такого ещё больше. Ущерб ты терпишь в продаже, купле? Всё время спрашивай себя: по
совести я это делаю или не по совести?
Мы учили в школе экономику. А разве она к нам относится? Очень даже относится. Сколько ты потратил на выращивание овцы?
А сколько потратил времени, чтобы изготовить топор? Эквивалент – на обмен, нет – значит за один топор дай две овцы.
Такой порядок. У нас, у русских, так много неразумного. Сколько ты вложил в ребёнка - сколько стоит ребёнок? Я видел
такой снимок: ребёнок сидит на чаше весов, а на другую чашу кладут монеты, и они валятся. Во что он обходится? Я не
говорю о моральном ущербе, когда раньше времени родители старятся из-за их непослушания, дикого неповиновения. Но
конкретно: на хлеб, на одежду. Вырастил девочку и ждёт, кто придёт за ней. Мало того, ещё дочери готовят приданое, и она
с собой его унесёт. Разве разумно это? Исх.22:16 – «Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с
нею, пусть даст ей вено [и возьмёт её] себе в жену». Священное Писание показывает, что за невесту
платили вено, то есть калым. Назначили жениху табун лошадей - и он платит. Женщина – тот же самый капитал, она уходит
навсегда из дома. Быт.29:27 – «окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь
служить у меня еще семь лет других».
Когда задумаешься, то насколько неразумно мы живём! Сколько тратимся туда, откуда ничего не примем! Быт.34:12 –
«назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену». А если
сделал неразумно вещь, и она негодная, то отдай её даром и скажи: вот я сделал, как на свалку. Иногда такую продукцию
вывозят за город, ибо она не соответствует качеству, её выбрасывают, а мы оттуда берём. А не так: вещь не соответствует
назначению, а продам по полной цене. Говорю сейчас о совести. Рим.2:16 – «в день, когда, по
благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа». У нас
благовествование какое? Вера без дел мертва. Где поступали бессовестно, это дело на Суде Божием разве может быть таким,
как по благовествованию Апостола Павла? Мф.12:37 – «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих
осудишься». Слово «совесть», - удивительное дело, - в канонических книгах Ветхого Завета вообще не
встречается. Я несколько раз проверил по «Симфонии» - да не может того быть! Что, совершенно люди про совесть не
знали?
Одну девушку благочестивую постигло большое наказание. Притом, наказание тайное, а результаты были явные. Так однажды ко
Христу подошли саддукеи, не верящие в душу, и они составили такой рассказ выдуманный, что однажды семь братьев женились
на одной и той же, и они умирали, так после воскресения из мёртвых чья она будет жена? Если бы такая история была на
самом деле, то второй к ней никогда не подошёл бы. Только чужой может взять, кто про неё ничего не знает. А тут семеро
уж погибли. Была же она хорошая девушка из благочестивого рода, но почему-то рядом был демон, он душил женихов. Семь
было и он всех убил. Когда разобиделись на неё служанки, то говорят: . Тов.3:8 – «за то, что она была
отдаваема семи мужьям, но Асмодей, злой дух, умерщвлял их прежде, нежели они были с нею, как с женою. Они
говорили ей: разве тебе не совестно, что ты задушила мужей твоих? Уже семерых ты имела, но не назвалась именем
ни одного из них». Она же ни одного не имела, это во-первых, ибо до неё не был никто допущен. А потом
говорят: ты задушила. Ясно, что безумное обвинение, бессовестное обвинение, но они обвиняли ее. Мы должны разговаривать
с сектантами именно на этом уровне: да, нам совестно; совестно, что мы не можем что-то сделать. Ну а вам не совестно,
что вы за Нафаном, Авироном и Кореем пошли? Вас ждёт провал, пропасть ада. Мы находимся в церкви. Да, на корабле бывает
проломанная палуба, бывает непокрашенная, ракушками днище обрастает, корабль замедляет ход, но это – корабль! Как они по
радио хорошо передают: «Всемирное радио всем...» Но они вне церкви. Сколько бы они ни старались, сколько бы они не
изощрялись, и хороший бывает проповедник, но смотришь, в конце говорит совершенно не то. Поэтому Ап. Павел нам прямо
заповедует жить по его благовестию. «По моему благовестию Бог будет судить». Не по проповеди безбожников, не по
проповеди еретиков. Деян.23:1 – «Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю
совестью жил пред Богом до сего дня». Ап. Павел хотя и знал ветхозаветный закон и жил по нему, но о
совести понятия имел. Хотя о совести в законе не упоминается, но, однако, по ней жили отдельные люди.
Вот почему Иоан.8 глава для меня была роковой главой, через которую я вплотную подошёл ко Христу. Написано так:
Иоан.8:9 – «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от
старших до последних». Совесть надо пробуждать. Сегодняшнее Апостольское чтение направлено внутрь
каждого человека, верующего и неверующего. Мне приходится иметь общение и с начальствующими разных рангов, и с
подчинёнными. Одни поступают по совести, другие – нет. А об ином так и хочется прямо сказать, что он готовый христианин,
только уверовать ему не хватает. Он настолько хорошо поступает, настолько заботится о людях, что когда услышит про дело
какое-то, мгновенно на помощь бежит. Спрашиваю: «Тебе какая тут выгода?» «Как какая, я же человеку делаю хорошо». «Да
тебе это невыгодно!» «Я знаю, что невыгодно, а как же совесть?» «Да ты не имеешь права о совести говорить, совесть – это
голос Божий». «А причем здесь Бог?» Я не могу достучаться до его сердца, – у него замок повесил сатана. Спрашиваю
такого: «Почему Вы решили мне помочь?» До встречи же по телефону разговор шёл. «А я по голосу понял, что Вы без обмана
подходите», - этот Андрей мне отвечает. Значит ему совесть подсказала. Я говорю: «Вам какую-то выдать благодарность?»
«Мне ничего не надо, я делаю всё так, чтобы людям было хорошо». Какие судьи будут для нас, когда по благовествованию Ап.
Павла начнётся открытие дел? Вот мы, верующие, собираемся здесь, и я неоднократно уже говорил о том, что в неделю шесть
дней Бог дал для человека, а седьмой день Бог оставил для Себя. И Бог делает ступеньку – суббота. Суббота – покой, а мы
работаем. Но церковь назначила уже вечерним богослужением сделать привал. В субботу вечером некоторые в наш храм вообще
не приходят. Почему? С первого дня не была отрезана им эта вольность. Почему без пояса не приходишь в храм? Правильно,
тебя не запустят. Но с первого года в Потеряевке не установили вот это, чтобы обязательно приходить в субботу на
богослужение, а в воскресенье – канонические правила подводят за пропуск к епитимье. Это шаг к трагедии души. Ты не
думай, что просто ты не пришёл – ты поступил против совести. Мысленно вообрази, что все поступают так, как ты – вечернее
богослужение исчезло бы. Тебя нет сегодня: то с женой меняешься, то ребёнок один на службу подойдёт.
Вечернее богослужение подводит итог: мы вспоминаем в субботу о том, что Бог дал покой нам, воскресное Евангелие читается
– ты ничего этого не знаешь. Какие-то возникают у тебя дела – червивые дела! Как черви в банке копаются, так и наша
суета никогда не кончится. Да коли бы не праздники, мы бы сгорели на этой работе. Да как хорошо, что есть праздники! Как
хорошо, что есть суббота Господня: помыл тело, пришёл в храм. По Павлову благовествованию Бог будет судить всех нас. А
что, разве первые христиане и Павел собирались в субботу? Собирались. Деян.15:21 – «Ибо закон Моисеев от
древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу». Христиане
в субботу собирались? Не обманывайся, новозаветная церковь собиралась и в воскресенье. 1 Кор.16:1-2 – «При
сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас
пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я
приду». Но, однако, собирались и в субботу там, где ещё сильно было еврейство. Деян.13:14 –
«Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели».
Речь-то идёт о нашей душе. Ты пренебрегаешь душу, тогда и тело не получит удовлетворения, всё время будет недовольство,
всё время у тебя будет подозрение, потому что обличаемая совестью душа будет придумывает ужасы: «против меня это
сказали», «это под меня подкапывают».Говорит слова совершенно ненужные, печёт мирские мысли, простите за выражение, даже
блатные слова испускает. А ты бы радовался, что суббота Господня, вечер, придёшь, мы вместе насладимся общением, у нас
будет общая подготовка к воскресному дню. Мы ещё семь минут в молчании к богослужению подготавливаемся.
Деян.24:16 – «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми». Когда
Савл ещё не знал Христа, то и тогда всегда старался иметь непорочную совесть, и Бог открылся ему. «Это мой избранный
сосуд». Когда он сосудом сделался? Там ещё, за пределами церкви, когда Он гнал, но гнал по своему разумению. Он не спал,
он и в субботу гнал, и в воскресенье хватал. И Бог это ему учёл и призвал его. А за кровь ты кровью заплатишь.
1Пет.3:16 – «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие
ваше доброе житие во Христе». Мы должны эту совесть, однажды получив, омыть: 1Пет.3:21 –
«Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести,
спасает воскресением Иисуса Христа». Евр.9:14 – «очистит совесть нашу от мёртвых дел, для
служения Богу живому и истинному!» Непорочной совестью. Если мы все приняли крещение, то помните, что мы
подчиняемся одному закону – закону Любви. Евр.10:25 – «Не будем оставлять собрания своего, как есть у
некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня
оного». Это говорил он к евреям, говорил о субботе, о субботнем вечернем богослужении. А если я
оставляю? Ты уже отстал, и не просто отстал, ты даже не заметил, что заблудился и пошёл совсем в другую сторону. Я много
раз об этом говорил: поверьте, что только один раз не сходить – и многое потеряно! Я слышал об одном человеке, что ему
восемьдесят с лишним лет было, и пришло время отходить из этой жизни. Стали вспоминать его жизнь, и священник говорит:
вот человек, который не пропустил ни одного богослужения. Восемь детей, хозяйство, скотина, коровы – не две коровёнки, а
у него полный двор скота. И он ни разу не пропустил богослужения. А ты почему пропускал? Родственники приехали, надо
было поехать, надо было в огороде протяпать. У него что, огорода не было, тяпки не было, у него родственники не
приезжали? Почему он никогда не пропустил? А потому, что если кто приезжал, он родственников первым делом в церковь
звал: пойдёмте, порадуемся. Пс.121:1 – «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдём в дом
Господень»». Давид не сказал, что у меня золото, и не сказал: «Иди, мы ещё приобретём», но сказал «в дом
Божий». Причин много есть к тому, чтобы повиноваться Церкви. Но если совесть спит или от неё лишь жалкие лохмотья и
осколки, то мои слова бьют в пустоту твоего сердца.
Рим.13:5 – «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Не
приходя в храм, подаёте соблазн и худой навык другим, заражая их своею преступной небрежностью. 1Кор.8:12 –
«А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа». Мне
от вашего посещения нет особой выгоды, кроме духовной радости, что услышите слово наставления. 2Кор.1:12 –
«Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по
плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас». Сегодня священники не могут
открыто обратиться к своей пастве, чтобы они рассматривали их дела по совести своей, как обращался Апостол Павел.
2Кор.4:2 – «но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а
открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом». А где слово Божие, Библия даже
не появляется в храме, там о какой совести говорить можно? 1Тим.1:5 – «Цель же увещания есть любовь от
чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». Если и мирское государство, не ставящее совесть в
критерий, необходимый для людей, обязательно рухнет, то что говорить про церковный мир. 1Тим.1:19 – «имея
веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере». Если человек
приходит из мира, не имея корней религиозности в прошлом, в детстве своём, с ним легче работать на Евангельской ниве. Но
такому нужно очень хорошо стараться, чтобы заиметь страх Божий и научиться отличать чистое от нечистого, и служить Богу
по совести, которая уже истерзана грехами. Мало кто может сказать, что с детства с чистой совестью жил на земле.
2Тим.1:3 – «Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о
тебе в молитвах моих днем и ночью». Хочу сказать с Павлом: Евр.13:18 – «Молитесь о нас; ибо
мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно». Аминь.
Восторжествует ли политика небес
По управлению потомками Адама,
Или опять политикан и бес
Удавкой-галстуком задушат, два удава,
Что мною управляли этой ночью,
Следы оставив на моей постели.
Останусь цел или зловонья клочья,
К какому берегу приблизиться сумею?
Искусно управляя государством,
Не позабудем ли про внутренний бедлам?
И встречусь ли с Христом, как Савл из Тарса,
Когда в гонении не выполнен был план?
Услышав тот же голос Иисуса,
Смиренно вопросить: «Что повелишь мне делать?»
Все члены так же в страхе сотрясутся,
С лицом, как стенка, извести белее.
Спаситель чудно изменил маршрут,
Дал карту будущих скитаний, испытаний;
Уверенность лжебратья не сожрут,
И день Победы в вечности настанет.
Уменье управлять самим собой –
Какое поприще, безбрежный полигон;
Диктатором над плотью может стать любой,
Подвижник выдвинется, не сибарит-пижон.
Политикой займусь уже с утра,
За прегрешение без завтрака оставлю телеса,
И не замыслится на спор и на «ура»
Здесь на юдоли плача, а только к небесам.
Помощников хороших, вице-замов
Ищу в каталогах из прошлых увлечений,
Сокровища в запасниках тех самых –
Из опыта от прошлого лишь щепки.
Суммирую из тыла и резерва,
На передовую выдвигаюсь с вооруженьем новым,
Обещано последышу быть первым, –
Политик над душою я под знаком Иеговы. 15.10.05. ИгЛа