размер шрифта

Поиск по сайту




Фарисей-учитель

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 12

Указатель: Лук.18:10-14

Готовясь к посту, мы слышим чтение Евангелия от Луки 18:10-14 о мытаре и фарисее. Такое складывается у всех впечатление после пояснения, что фарисей - это плохой; детям объясните, что это бяка, а мытарь - это очень хороший человек и к нему надо идти и от него надо учиться. Примем пока такое толкование, а потом посмотрим, что получится у нас в действительности. Действительно ли у фарисея ничему нельзя поучиться? Но спрашивается тогда: «Почему один из фарисеев стал самым величайшим Апостолом? А что, и у мытаря можно чему-то поучиться? Можно, потому что один из них стал Апостолом. Эти объединения происходят во Христе. Мытарь молится заученными словами, по-нашему: «Боже, будь милостив ко мне, грешному». И такая молитва есть. Она коротенькая, эта молитва. Иоан.5:39 – «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». У мытаря всего пять слов, учитывая предлоги и союзы. Пять. У кого есть память, запомните это. У фарисея – 29 слов; практически в шесть раз пространнее он высказывается перед Тем же Богом; он растёкся как море. И говорит-то в общем всё правильно. А вот результат получился не тот, который он ожидал. Чтобы узнать больше, кто такой мытарь и кто такой фарисей, мы посмотрим, что о них говорит история. Есть такой словарь Эрика Нюстрема, человека, который 20 лет жил в Палестине, в Израиле и о каждом библейском слове пытался на практике узнать, что оно означает. Допустим: Иоан.10:27 – «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною». Если просто читать, на скоростях пролететь, то ничего особенного, у меня отец был пастухом. Но дело тут в том, что отец мой всегда сзади овец ходил. Он идёт за овцами. А тут написано: овцы за ним идут. Если пастух пойдёт впереди них, то они пойдут в другую сторону, они нас боятся. Овцы совершенно в другую сторону тянут. Кто пас овечек, знает. И он подошёл к пастуху и спрашивает: «У нас в Евангелии написано так; а овцы разве идут за тобой?» Он разговаривает, овцы пасутся. Пастух отошёл и называет одну из овец: «Пошли!» Овца подняла голову и пошла. И овцы знают его. «Это что, вас все овцы слушаются?» «Не все, но только те, которых я уже знаю близко, потому что нас два пастуха здесь. Овцы знают голос его и за чужим не пойдут. Попробуйте вы крикнете». Он крикнул - ни одна овечка не двигается. За чужим не пойдут. Чтобы понять это, надо было поехать туда.
И он на месте узнавал, кто такие фарисеи, каким они уважением или презрением пользуются в народе. По-еврейски слово «фарисей» означает перушим - так звучит. Вот когда услышите «перушим», то скажите: это обо мне говорят. Почему эта неделя называется неделей мытаря и фарисея? И так установлено, что среда и пятница вдруг исчезают – не постимся. Почему? Я думаю, что в этом есть некий иронический смысл. Среда и пятница, два дня в неделю и мы их соблюдаем, как этот фарисей. И вдруг их не нужно соблюдать, чтобы не фарисейничали. Может, поэтому церковь и сделала сплошную неделю, хоть одну неделю мы не фарисейничаем. Вот и всё. По-другому как понимать? «Да что, нас среда с пятницей спасут?» Это память: один день – среду, посвятили Иуде. Не шикарно ли это? Среда, Иуда в этот день сделал заговор - это всё искусственно придумано. Понятно, пятница – распятие Иисуса Христа. Но среду подтянули именно к фарисейской, видимо, пустынники были чрезвычайно фарисейского духа. Никак одним днём не могли обойтись.
Что мы тут узнаем? «Фарисей» переводится «толковник». Это прямо про нас, мы же толкуем всё время Священное Писание. И в этом хороший смысл и в этом смысле хочу быть фарисеем. Впервые слово «фарисей» встречается в 145 году до рождества Христова, при первосвященнике Иоанафане. Так пишет историк Иосиф Флавий. А раньше это слово не было известно. Задача их была исполнять все предписания закона в точности, и на первое место ставили разум. Да разве это плохо, чтобы всё делать по разуму, разумно? Деян.23:6 – «Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят». И у них была даже такая пословица в народе распространенная, что если только два человека когда-либо спасутся, будут на небе, то один из них обязательно будет фарисей. Сегодня это чисто по-старообрядчески: если сегодня два человека спасутся, то уж, конечно, оба будут староверы. Дважды фарисеи, они никому не дозволят близко к небу подойти, чтобы спастись. Не так пальцы сложил – погиб. Они обязательно найдут в тебе какую-либо причину, чтобы отказать быть спасённым: на кресте не так изображено. Эти же фарисеи 50 процентов неба забронировали за собой. Господь пришёл и говорит: «Вы где идёте?» «Впереди народа». Мф.21:31 – «Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Откройте глаза, посмотрите! Оказалось, что они в хвосте. Как бы о нас это не было сказано, не фарисейничайте. Нас иногда батюшка одёргивает, он иронично об этом говорит. Евреи написали талмуд, разъяснение всего, и этот талмуд является практически второй Библией для них. В талмуде они говорят так, что если человек - израильтянин, и он делается сборщиком налогов, то он не достоин общества израильского. Очень строгие законы у евреев были. Мрк.7:5 – «Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?» Закон был ослаблен уже римской властью; а по закону, по талмуду было так, что если человек, придя с базара, не помыл рук и сел за стол, за это – смертная казнь. Вот как гласил закон. Руки не умыл - и смертная казнь. Почему? Потому что эта нечистота падает на всё общество израильское; а нечистота отдаляет пришествие Миссии. Вот как увязывалось всё. Тут они ко Христу пытались пристроиться, но никак нельзя было убить. Иоан.18:31 – «Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого». Римская власть всё взяла в свои руки, так что власть и современная конституция ещё нас защищает от притязания патриархии – они бы нас могли давно на костёр возвести. Этого конституция не разрешает - благодарение Богу. А как было, как гоняли староверов, ссылали и казнили, сжигали не одного, как протопопа Аввакума. У фарисеев было исключительно презрительное отношение ко всем, кто не их круга. Никогда не допускайте таких мыслей в себе. В этом вопросе они один к одному сходятся со старообрядцами. Это оттуда новофарисейское образование, так назовём то, что сегодня видим. Но и самые злобные противники Христа были фарисей. При осуждении их голос будет главным. Господь сказал, что впереди их идут люди отверженные, отбросы общества. Лук. 7:36 – «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлёг». Один из фарисеев даже принял Христа у себя. У них были мудрые люди, давали разумные советы, как учитель фарисейский Гамалиил. Деян.5:34 – «Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время». Они гнали пророков. Мф.23:15 – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас». Любящие порядок во всём, и устроившие самый большой беспорядок в своей стране, ибо они боролись за освобождение своего отечества от римлян и погубили нацию. В первую очередь, как они относились к Слову Божьему. Они очень любили Слово Божие и всячески это афишировали. Делали записки из слова Божия в специальные коробочки и привязывали их на лоб. Для еврея ничего странного не было в том, что идут люди и у них привязаны коробочки, в которых, чтобы не запылилось, не повредилось, не запотело Слово Божие, самые хорошие места. Мы на стены вывесили тексты из Библии, а они хранили их на рукавах.
Мытари, как правило, были богатые, из дворянского сословия, они откупали на опредёленное число лет на сбор ясака, на определенную область. Где их считалась область, там они уже нанимали из местного народа. Презренные сборщики налогов - такими они были всегда. И вот этим чиновникам они давали право собирать налоги. Народ был неграмотный, они увеличивали налоги и крепко на этом наживались. Что мы узнаем о них? Один из них даже стал Апостолом - Матфей, в прошлом Левий.
Господь говорит о суде, который давал фарисей. Он говорил, что он не такой, как прочие грабители, обидчики, прелюбодеи. То есть он сам взял на себя этот суд - вот чем он погрешил. Златоуст говорит: «Ладно бы, ты судил, да и правильно было бы, что мы не такие. Но ты судил того, кто стоит уже в храме - вот в чём беда. Я не такой как этот». Но ты его знал за храмом, почему же ты его сейчас судишь? 1Кор.2:11 – «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Ни один человек до конца не знает, что в другом, даже самый лучший психолог. Тит.3:3 – «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга». 1Кор.6:11 – «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Люди нас такими и запомнили. Мне приходилось слышать: «Как? Этот человек верующий? Да ты знаешь, какой он был?» «Вы не верите в изменения, а мы верим. Когда Дух Божий коснётся гонителя, то из прокурора может сделаться великий Апостол». Это Бог делает. Люди мира в это не верят, они не знают, что Бог силен из терновника сделать виноград. Иоанн Златоуст говорит, что человек, который входит в церковь, выходит другим: и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Влетает ястреб, а из купели вылетает голубица; в церковь входит волк, выходит же блеющая овца. Вот что такое церковь, что такое купель крещения, в которой душа перерождается. Надо родиться заново, родиться свыше. Фарисей этого не знает и не верит. Это судья с неправильными мыслями. Рим.2:2-3 – «А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?» Если ты судишь другого, а сам делаешь то же, то какой ответ дашь перед Богом? В чём он обвинял его? Грабитель, обидчик, прелюбодей, блудник. А в тебе этого нет? А за счёт чего ты, интересно, такое богатство имеешь?
Сегодня многие говорят: «Магнаты все до одного грабители, кровопийцы, все до единого». Сир.34:21 – «Хлеб нуждающихся есть жизнь бедных: отнимающий его есть кровопийца». За счёт невыплаты, за счёт того, что ограбили недра земли - это все грабители. Да какое ты, олигарх, имеешь право судить того, который взял что-то? Но не столько же, как ты! Ну какая у него должность? Инспектор, милиционер на углу. Но ты-то миллиарды гонишь в Лондон, разве ты не знаешь этого про себя? Далее: это – блудник. А как ты узнал? А ты не такой? Да ведь у Бога другая шкала измерений есть. 1Иоан.3:15 – «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». Вот тебе печать убийцы. Мф.5:28 – «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». Самый настоящий блудник. Так что гордиться нечем, опусти голову и стой. 29 слов говорит фарисей и ни одного слова церковь не взяла для себя. А слова мытаря, которые он говорил в сокрушении сердца, церковь читает в самые торжественные минуты – во время Причащения: «Я как мытарь приступаю, будь милостив ко мне, грешному». Слова, сказанные в скорби.
Сегодня мы не подходим даже к уровню фарисея – фарисей умел молиться своими словами, никакой заученной молитвы нет. Старообрядцы к этому никогда не приблизятся, да и православие на это не пойдёт – у нас всё заученное. Фарисей платил десятую часть. Сегодня в церкви не платят, старообрядцы о десятине понятие не имеют. Да даже близко нет этого. А поститься? Фарисеи не замену пищи делали, как мы, не меню меняли, а полностью не пили и не ели. С утра до вечера в рот ничего не брали. Выходит, что фарисей для нас пример ещё по исполнению. Поэтому, если кто нас называет фарисеем, то мы должны сказать: «Мы не доросли до него». А мытарь? Так мы не научились ещё так каяться. Будем думать, что мытарь пошёл другим. Дальше не говорится, история его обрывается; но зачем про него было сказано, если бы он пошёл и опять взялся за прежнее дело. Ясно, что он жизнь свою изменил. Сколько раз мы каемся, а потом? Никогда не возвращаемся на прежнее? Значит, ещё до уровня мытаря надо дорасти. И далее говорится, что пошли они, но один был более оправдан. Не написано, что был не оправдан. Придёт время – Апостол Павел говорит: 1Кор.4:5 – «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». А фарисей сам себе вынес похвалу. Православные себе выносят похвалу: это наши люди, как Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и пр. Старообрядцы даже слышать о них не хотят, а своих Амвросиев прославляют. Слово Божие тогда что означает? На Страшном Суде мы все будем виноваты – с этой канонизацией запутались. Сейчас готовят канонизацию масона Павла Первого, императора убитого, Игоря Талькова, Муньоса, который всё с иконой носился и наконец икону украли, а его убили. Ушакова протянули туда же. Дальше вопрос идёт о канонизации Сталина и Жукова.
Абсолютное, полное безумие, беснование, сатанизм в церкви - никакого конца-края безумству нет. Ивана Грозного и Гришку Распутина хотят канонизировать – и завтра будут молиться Гришке Распутину. Может, он на небе, я не отрицаю и Ивана Грозного. Но кто дал право раньше времени решать, где они? Это не у нас в общине, мы-то про это слышим, что это безумие, но мы принадлежим как раз к православным, мы залезли глубже любого сектанта. Те знают только про себя, что он уверовал, спасён. А мы после смерти начинаем решать. Чем мы отличаемся от мормонов, которые после смерти человека включают его в свои списки. Мы самые настоящие новомормоны или новофарисеи. Слово Божие говорит так: «Не судите никак прежде времени».
Прежде, то есть до Суда Божия - никак, ни направо, ни налево. Господь осветит не дела только, не слова только, не книжки наши, но намерения – для чего ты это делал. «И тогда», слово «тогда» означает – на Суде Божьем, на Страшном, - «Каждому будет похвала», не от Синода, не от единоверцев, но от Бога. Что, трудно понять эти слова? А ведь здесь каждое слово подменено. «Тогда». Вы слышите? Когда? У любого спроси: когда «тогда»? И все должны согласиться, что речь идёт о Страшном Суде. А как же, когда время ещё не пришло, а вы судите? Написано: «Никак». Слово «никак» означает, что ни налево – в ад не отправляете, не пойте анафему ему, и ни направо, не канонизируйте его.
Я открываю что-то новое, читая эти места Библии? Почему же об этом больше никто не говорит? Вот это и есть, что сегодня на месте фарисея Синод стоит, митрополиты, епископы. Они уже всё это решают: «Я не таков, как прочие». А какой? Ясно, что он готов на небо. А если на небе двое будут, и обязательно один из них фарисей, то ясно, что это небо православное, мы уже забронировали все места. Никто не имеет права туда прийти, кроме нас. И у нас в руках по четыре палки и мы бьём всех, кто на небо лезет? Вот какая картина сегодня. А про мытаря ещё разобраться надо, куда он пошёл. Притча эта говорится для того, чтобы мы не превозносились, не судили никого и никак, и были смиренными, и били себя в грудь: «Будь милостив ко мне, грешному». Я грешный! Сегодня грешный, и вчера, и завтра буду грешный - это как пыль на нас оседает. И самой этой молитвой, которая читается перед Причастием: «Будь милостив» - бей себя крепче, чтобы выскочил этот звук. А мытарь, наверное, всё-таки поднял глаза и сказал: «Вот этот судит меня, а ведь сам он меня ограбил. Он поэтому такой богатый». А если Господь судит не по богатству, а по расположению сердца перед Богом? Мф.23:12 – «Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». И вот фарисей возвысил сам cебя и низвергся до самого низа. Иоанн Златоуст говорит, у него корабль был нагружен сокровищами: постился, молился, заботился. Но он внизу дыру пробил языком своим - похвальбой, и всё туда просыпалось. Если мы желаем извлечь пользу из сегодняшнего чтения, то нам весьма полезно быть и фарисеем, и мытарем, и от них взять полезное, чтобы не быть осужденными, когда Господь придёт и откроет сокрытое во мраке. Богу нашему слава во веки. Аминь.

Прощальный ужин будет ли у нас,
Последний тост на память о себе,
Когда нам вылепят открыто, без прикрас,
Любимый гимн предложат нам пропеть?
А будет же, быть может, и не так:
Одр провонявший, пролежни на коже,
И сверху донизу съедающий нас рак,
Засохший посох, ни на что не гожий.
И обязательно придёт Искариот,
Он поспешит, чтоб суетливо скрыться.
Осудят прошлое и мой умолкший рот,
На напять выпросят поломанные крылья.
Но это всё не я, но ржавый остов,
Проеденный болезнями, скорбями.
В сад Гефсиманский заглянули гости,
Обыскивают каждый кустик рьяно.
Мой пот... Безропотно приемлю процедуры:
Последний суд деяньям и делишкам;
Заглянут в ров, куда я падал сдуру,
Где голос повышал, кричал излишне.
Улыбок без гримас хватило бы чудесно!
Мой кубок жизни смертью опрокинут.
Последний коридор... какой он всё же тесный -
Пасхальным оглашу его прокимном.
Оставьте, не копайтесь... Мой удел,
Моя делянка вся изрыта вами.
Вы ищете пробел, что проглядел,
Где сеял в терние, на трассе и на камне?
Что из того... Смотрите много глубже –
Мой плуг отточенный сверкает серебром.
По целине прошёлся, оказался нужен,
В литавры бил, напоминая гром.
Мои опресноки смелее преломляйте,
И размножайте вновь тысячекратно;
Пришейте к рюкзакам покрепче лямки...
Наказ даю уже из-за оградки. 8.3.5. ИгЛа

Список всех проповедей

232