размер шрифта

Поиск по сайту




Учи

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 12

Указатель: 1Тим.4:9-15

12-13 февр. 2005. Сегодняшнее Апостольское чтение 1Тим.4:9-15. Этот короткий отрывок весь состоит из одного слова “учи”. У каждого человека что-то есть, что называется главным, иногда говорят: это его конёк, на котором он сидит, - идея его, смысл его, направление. Об одном беззаконнике говорили, что он 24 часа только и думал о революции. Но она совершилась без него, потом уж на готовое он сел – господин Ульянов. У пророка Моисея одна цель стояла – вывести народ Божий из плена. И он думал, как это сделать, и пришлось ему вернуться в то место, откуда он бежал. Проповедь была одна: «Отпусти народ мой!» Не отпускает фараон. Первое чудо совершил Моисей – волхвы повторяют его точно так же: так же змеи ползут – дело не трогается с места. Но “отпусти народ мой”. «Зачем?» «Им нужно жертву принести». «А что, жертву приносить нельзя в Египте, пусть приносят здесь». «Нет, мы должны выйти, ибо мы не знаем, какое место Бог изберёт для жертвоприношения». «Так у вас что, от места зависит?» «Да, Бог сказал так». Оказалось, что не за огородами, не рядом жертвоприношение будет, а сорок лет будут они ещё ходить по пустыне, искать это место. И найдут город Сион. Фараон противится. Исх.7:3 – «Но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской». Вообще непонятно. Мы просим: «Господи (я иду к судье сейчас), смягчи его сердце». А тут наоборот: «Ты иди к нему, а Я его ожесточу». Вот попробуй теперь побороться с ним. Начинаются казни, чудеса кончились, но программа осталась в Египте та же самая, и программа Моисея не меняется – он пытается переучить фараона: «Руководитель всемирной державы, отпусти народ мой!». После того, как казни достигли определённого апогея, вершины, содрогается вся земля, болеют люди, падает скот, пожары. «Идите! Но идите только вы, а жёны и дети пусть останутся». «Нет, мы пойдём и жён наших и детей возьмём с собой, и скотину возьмём». «Вам что, всю скотину в жертву приносить?» «Нет, одного барана. Одного барашка годовалого». «Так берите его и идите». «Нет, мы должны всех взять, потому что какого барашка из миллиона взять, мы не знаем, а вот когда придём на место, Бог нам укажет». Такие условия. Фараон отменяет приказанием: «Вы просто беситесь оттого, что не заняты работой. Дать им больше работы». Ничего не помогает. У них план выработки кирпичей – самана, постройка социализма, коммунизма. И пришедший из пустыни пастух, не простой пастух, сын фараона, кем он считался раньше, он ломает все эти пятилетки и программы и рабочая сила уходит. И когда коснулось дома фараона – погиб его сын-первенец, то он сказал евреям: «Идите».
Теперь новое условие: вы не просто выходите с жёнами и детьми, но Господь даёт через Моисея повеление: «Обобрать Египет». Каждая еврейка сделалась как цыганка, к соседке идёт и выпрашивает: «У тебя сережки красивые – отдай; я гляжу, у тебя и браслет, а у тебя что за кольцо на руке? Ты мне отдай». За что? За те годы, что недоплачивали, когда грабили людей, когда бюджетники сидели без зарплаты. В один день был ограблен этот великий конгломерат – Египет. И евреи вышли.
Вспомним пророка Илию. У каждого человека есть какая-то программа. Программа тогда была такая: «Смерть идолопоклонникам!» Я ревную о Господе Боге Вседержителе, и ни один человек в мире не имеет права сказать, что есть другие боги. Гнев на непокорных. И какие условия перед ним стояли, он их все выполнил. Гнев пророка Илии был настолько силен, что Сам Бог удивился, когда долго не было дождя, Бог Иегова посылает пророка Илию пройти через всю страну, чтобы мог видеть выжженные пастбища, как дохлая скотина валяется, что люди полумёртвые – и всё это по молитве его. Бог как бы умягчает Илию, говорит Иоанн Златоуст, но он не внимает ничему. Они не смирились, и я не смирюсь, пока всех не поставлю перед Иеговой на колени. У него стояла цель, задача. Добился он её? Да, добился. И наконец пошёл дождь, и народ сказал: Господь есть Бог». Иногда говорят: «Ты говоришь об одном и том же». Да, у меня программа есть, и пока она не выполнена, я буду бить и бить в одну точку. Что за программа? В мире говорят так: ученье – свет, а неученье – тьма. У Апостола Павла эта программа была такая: Фил.1:21 – – «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение». Откройте любое послание Павла, запустите в компьютер слово “Христос” и “Иисус” на Послания Апостола Павла, и вы удивитесь: у него как будто ничего другого не было. Но это грамотный человек, это же раввин, учился у самого умного в то время учителя Гамаллиила, и вдруг всё забыл. Фил.3:7- 9 – «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою. Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своею праведностью». С какою праведностью? По правде закона я непорочный: я не пьяница, не блудник, не табакур, не наркоман. По правде закона я непорочный, но почитаю свои преимущества за сор, чтобы не со своею праведностью найтись, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере.
Вот как надо учить человека с детства, чтобы у него была программа. Учить – и вот об этом Апостол Павел говорит своему самому любимому последователю-ученику, даже не чистопородному еврею – но как он его полюбил. Спросим: за что? Тимофей, как маленький ребёнок, за подол держится, так он за ряску Апостола Павла, за его фелонь. Куда бы он ни пошёл, какое бы трудное не предстояло путешествие, он с ним. И, наконец, самые близкие друзья оставили Павла, но один Тимофей с ним остался. Кого куда ветром разнесло. Имеем ли мы таких последователей не за собой, а за Христом? Их объединила любовь к Господу. И он говорит: “Проповедуй сие и учи”.
Обращаю особое внимание на слово “сие”, которое означает “это”. Не просто проповедуй, а проповедуй то, что я проповедую. Апостол Павел наказы даёт и нам, православным, католикам и сектантам, протестантам – всем абсолютно. А вот “сие”-то, вот этого сказать мы не можем, православные, – в первую очередь мы. Не могут сказать этого католики, не могут сказать и сектанты. Проповедовать надо не обряд, не два пальца, не бороды наши, не наш устав такой хороший, целомудренный, а проповедуй “сие”. А впереди он говорит о том, что Христос пришёл в мир, что Он возлюбил этот мир, что Он умер за него. Без рукоположениия во всей чистоте нет церкви. Почему? Ты получил дар через рукоположение – вот как раз об этом и говорится. Вот это проповедуй! Если только этот пункт точно исполнять, то все секты закрылись бы. Почему? Рукоположения нет ни у баптистов, ни у пятидесятников – это самоизмышленные секты. Правильно проповедуй о Христе – католики сразу задохнутся, там больше о Папе проповедуют, там свои законы. А о православных? Библия у старообрядцев не почитается – перевод, дескать неправильный, никоньяне перепортили – тут и брать нечего во внимание. Кажется, на сегодняшний день это послание Павла вообще нас не касается. Почему? Библии в руках нет. А если Библию возьмём, то каждое слово сегодня нас будет пугать. Как же так? Это закон, который требуется исполнить, по нему Бог будет судить, а мы его даже и не думали исполнять! Напоминаю, что это 1Тим.4:9-11 – “Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи ”.
Когда в России впервые появились разные протестанты, то они православным говорили: «Мы верим в Бога живого». Вначале не обращали внимания на эти их страшные слова, а потом это вышло на первый план. Сектанты непрерывно говорили: “Бог есть дух”, и везде делали надписи такие. А православные говорили: «Так что же, разве Бог у нас не живой?» «Живой Бог. Но вы Ему можете молиться?» «Ну, мы молитвы читаем». «Ты своими словами помолись У тебе сейчас нужда есть такая?» «А как это?» И оказалось, что живого Бога в России не знают. Сектанты точно это определили. Мы кланяемся живому Богу. Живому. Чем живой от мёртвого отличается? О мёртвом можете только память совершать, а с живым можно разговаривать, обращаться к Нему, искать помощь у Него, утешение. Такого Бога живого, Который рядом - такого люди не знают. Почему Моисей и говорил Израилю: Втор.4:7 – «Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» Пойдите к другим народам, спросите, кто предсказал, что будет завтра? Наш Бог предсказал, что будет дальше, как мир этот будет под одним евреем, до одного дня его правление высчитано, какие печати, чипы, число 666. Поищите у мусульман, пойдите к буддистам – нет такого Бога. Вот чему надо учить, и настой на этом, проповедуй сие и учи - вот наказы какие. Проповедуй и учи! Что, попы наши не слышали про то? Епископ не слышал? Патриарх не знает? Проповедуй! Он не сказал, что день и ночь требы и богослужения совершай. Так не надо? Я повторяю: надо! А разве Павел про это не знал? 1Тим.4:16 – «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». При отъезде какие наказы может дать архиерей сегодня? Вся атрибутика, что требуется: кадило, угли, батюшка сам добудет, тополь сожжёт – а вот дальше-то что делать? «Службу я веду, люди придут – покрещу, отпеть – я отпою, поминальные записки – нам уже с утра тут наложили кучу, повторяй». Это в каждом храме. Ну почему Тимофею-то эти поминальные записки не были положены на стол? Почему? Да потому, что это на втором, двадцать втором месте. Это естественно проистекает из того, что люди обратятся к Богу. Итак, проповедуй и непрестанно учи, занимайся сим. Как? Постоянно. Чем? Доколе не приду, занимайся чтением. Каким чтением, когда в руках Евангелия нет? 900 лет на Руси уже христианство, и Евангелие в руках ещё у людей по-настоящему не было. О том заботиться, как перевести, какую мы имеем Библию – это будет готово только в 1876 году, а крещение – в 988-м.
Непрестанно учи - это речь идёт о Тимофее, это речь идёт о каждом епископе и о каждом священнике. Как учить, когда люди не знают совершенно закон? То, что мы сейчас читаем, тысячу лет в России читалось в храмах, и люди стояли и голову наклоняли, и внимательно слушали, и диакон выходил, поворачивался, всё было, как надо, а учить не учили. Тысячу лет приговор звучал из алтаря, и в первую очередь это дьякон читал, дьякон криком кричал “учите!”, а сам не учился. Священники вопили на разные голоса: “Учите!”, и, однако, не учили. И что нужно? Настой, то есть наставляй – это говорит 13-м стихом: “Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением”. Доколе не придёт. Павел ушёл на небо и не пришёл, значит надо заниматься, – мы так будем понимать, а не только так, что когда Тимофей вернётся, но когда придёт снова вместе с нашим Господом Иисусом Христом. И заниматься этим нужно постоянно. И мы об этом читаем Пс.50 – “Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся”. Не просто я ткну ему: «Ты еретик, переходи к нам!», как у старообрядцев принято людей обращать к своей непросвещённости, но “научу”. Научу чему? Как сотворен был мир, человек, как грехопадение совершилось, и как Бог возлюбил мир, как на небе состоялся совет и Господь вышел и говорит: “Вот Я иду, ты приготовил тело Мне через Приснодеву Марию”. Вот чему надо научить людей, научить каждое слово в Писании понимать, для этого истолковано оно святыми отцами.
Ис.29:13-14 – «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих, то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет». Это же явно про нас говорится. Гал.4:16 – «Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?» Они чтят. Это не просто безбожники, но приходят, чтят, молятся, кланяются – всё знают. Может, Библию изучают? Нет, заповеди человеческие забили им головы, заповеди, что люди понаписали. Всё, что люди написали, требует проверки, полной ревизии в сравнении со Словом Божьим, вот тогда мы действительно будем детьми Божьими.
Мф.15:9 – «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим», - говорит Господь. Иисус повторил эти слова к еврейскому народу. 700 лет прошло, и актуальность слов, сказанных Исаией, не пропала. Некогда, во времена царя Седекии, все говорили, что нужно держать проегипетскую ориентацию: у нас там остались корни, мы там были. Сегодня показывают, что в Египте было обрезание, но только у господствующего класса, да мало того, что обрезаны и женщины были. Израиль смотрел с надеждой на Египет. И вдруг какой-то человек выходит и говорит: «Вы напрасно надеетесь, Египет будет разгромлен». «Да он же непобедимый!» «Я говорю, что будет разгромлен, и напрасно вы на Запад ориентир держите. Америка будет опрокинута скоро, от неё ничего не останется, она с великим шумом падёт». «Так что же делать?» «Откройте ворота и ничего не делайте, идите в плен, идите в Вавилон». Пророк Иермия день и ночь твердил это, его арестовали, бросили в яму с грязью– какими словами его не крыли. А он одно и то же повторял и повторял, и случилось так, как он говорил. И ныне мы даже имён их не знаем, кто говорил, что на Египет держать ориентацию, а пророка Иеремию мы знаем. Он до самого смертного часа повторял одно и то же: «Слушайтесь Бога». У Евангелиста Иоанна проповедь была очень короткая: «Братья, любите друг друга». Сохранилось предание, что его на носилках приносили в церковь, он не мог совершенно ходить, лежал и кого ни увидит, всем это гооврит; дети ли играют: “Так, подождите, что-то ребятишки играют, по-моему, недружно: “Дети, любите друг друга”. Старики сидят, он смотрит, что-то бородами трясут сильно, поднесите-ка меня к ним: “Дети мои, любите друг друга”.
Скажи, какие у тебя главные слова? У меня вот эти главные слова, Евр.4:12 – «Ибо слово Божие живо и действенно». Необходимо, чтобы слово Божие стало живым и работающим, а остальное всё отсюда исходит. Иер.2:13 – «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоёмы разбитые, которые не могут держать воды». Еф.4:14 – «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения». Павел говорит: Евр.13:9 – «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими». Даёт повеление учиться и сразу же ситечко ставит: учениями чуждыми – философиями разными не увлекайтесь, если даже это хорошие люди будут, даже православные, но ты проверь по Слову Божию - они могут быть совершенно чуждыми Евангельской истине. Может быть, только об одном монархизме у них думы, как воцарить царя, что вроде бы без царя нам не спастись, что обязательно нужен император – это чуждое учение, Бог опрокинул их, слепившихся с царём своим, эти бешенные патриоты и в Вавилоне ещё продолжали бредить царём: какой был хороший, а помните, какие руки у него пухленькие были, как он бело выглядел. Плач.4:7 – «Князья ее были в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был, как сапфир». Бог сделал так, что они стали чернее головешки - возврата к старому нет, история движется вперед. Кончайте утопать в ностальгии: возвратить динозавров. «Нам, монархистам, только царя воцарить!» «А дальше что?» «Как при царе: силовые структуры на помощь нам и всем остальным, не согласным с нами мы поотворачиваем головы». Нам понятно, что дальше будет. И не дай Бог, чтобы это было. Пусть та свобода, которая есть сегодня, хотя она и в укороченном виде, в грабительском виде, но всё-таки это лучше, чем при тоталитарном режиме прошлых лет – мы можем собираться и даже деревню попытались строить, хотя бы по названию православная она; дай Бог, чтобы во всём была она истинно христианской.
Разве в России не было семинарий, академий, других учебных заведений? Почему же, когда подошло время меняться власти, никого на защиту не осталось? И опять по-прежнему ратуют за то, чтобы на непонятном языке шло богослужение, держатся за славянский язык и непрерывно только об этом речь. Приезжает хороший человек, во многом согласны, а вот в этом никакого согласия нет. Я ещё раз говорю, Апостол Павел писал Тимофею и Тимофей его понял. Тимофей говорил на таком языке, что его тоже понимали. Не надо думать, что его зашифровали, он сидел и как ребус послание разгадывал. Он говорил на родном, понятном языке. Почему это послание сейчас немец может читать на немецком языке, англичанин – на английском? Почему русским людям сегодня читают это на церковно-китайском языке, ведь никто же ничего не понимает?
Итак, в этом месте Священного Писания сказано, чтобы мы учением занимались постоянно, учили и наставляли; мы должны увидеть и свою фамилию, своё имя. Это к нам сегодня обращается Апостол Павел, чтобы мы учили самих себя, учили друг друга, учили ближних и все в единомыслии прославили Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава во веки. Аминь.

Но я и знал, быть может, за мгновенье,
Что делается что-то не по норме;
Не просто несогласие и тренье,
Но ответвленье в совести, в глубинном корне.
Потом, когда Господь сорвал завесу
Через раскаяние слёзное пред Ним,
Мой прежний образ мыслей как бы треснул
И я к открывшемуся зрелищу приник.
Есть человеческое - там же есть моё,
Предвзятое, ошибочно-земное,
И есть Божественное – столп, он до небес встаёт,
Одно Библейское в его святой основе.
И этот столп – он не исчез бесследно,
Теперь он падает, лучится от Звезды;
Приявшие его легко отделят вредность,
Избегнут даже мысленной беды.
Теперь не за мгновенье, не за сутки –
От самого духовного рожденья
Программа вложена мне в мысли, в чувства, в руки,
Притом компьютер сей незрим и не за деньги.
И что бы ни подставил дух лукавый:
Соблазны, искушения, обиды -
Во свете Библии всё явится неправым –
Тот столп над яслями всем совестливым виден.
Учитывая, сколько нанесло
Трудами иноков, отшельников, с юродством –
Не просто плыть – сломаешь и весло –
Победа близится с твоим духовным ростом.
Конечно, свет над древнею пещерой
Для многих еле виден, как и Валааму;
Им ближе звёзды на картоне сером –
Бал-маскарад рождественского плана.
И что бы ты ни видел и ни слышал,
В начале в духе к Богу воззови;
И Дух Святой Свой свет проявит свыше.
Кто верный - не грешит, и тот закон в крови. 26.2.05. ИгЛа

Список всех проповедей

209

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: